Как изменяется детское мышление с возрастом. Как развить логическое мышление у детей

Понимая, как работает сознание ребёнка, мы можем начинать развивать его мышление. Наш мозг имеет два полушария. Полушарие левое – аналитическое, отвечающее за обоснованное логическое мышление. Человек с более развитым левым полушарием выделяется последовательностью, алгоритмом действий и абстрактным мышлением. Он ставит задачи, выбирает методы её решения, осмысливает результаты и выводит заключение. Полушарие правое – творческое. Оно отвечает за фантазии и мечты человека, в результате которых мы имеем – музыку, поэзию, живопись. Люди с развитым правым полушарием любят читать и сами сочиняют рассказы, повести и романы. Специалисты считают, что у маленьких детей родители должны стараться развивать и логику, и творчество, но во время занятий присматриваться – как мыслит ребёнок, что ему легче даётся.

КАК РАЗВИТЬ МЫШЛЕНИЕ РЕБЁНКА.

Мышление человека делится на 4 вида. Рассмотрим их:

НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ

проявляется у младенца, когда он тянет ручки — всё попробовать, пощупать, стремиться сломать машинку, разорвать мягкую игрушку, оторвать руки куклам. До 3х лет игры ребёнка основаны именно на этом виде мышления. Во взрослой жизни такой ребёнок становится – автомехаником, конструктором, наладчиком, про него говорят – «Мастер на все руки!»

Как заниматься с ребёнком?

— Собирайте вместе с ребёнком сортеры и конструкторы, стройте города и домики из кубиков. Вы увидите, как заинтересованный малыш будет разбирать вашу конструкцию, и строить по-своему, или добавлять новые детали так, как он видит объект своим мышлением. Разбирая вашу постройку, малыш анализирует и отбирает важные и не нужные для него детали. Объединяя их, он строит свой домик, тем самым применяя ещё одну мыслительную операцию – синтез.
— Сшейте куклам, мягким игрушкам разной одежды. Это не прихоть маленьких девочек, именно, раздевая и одевая, свою любимую игрушку, ребёнок, таким образом, будет развивать наглядно-действенное мышление. Сравнивая свою одетую куклу с бывшим её обликом, малыш производит обобщение и делает вывод.

НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ.

После 3х лет у ребёнка дошкольного возраста формируется наглядно-образное мышление. То есть, приобретая тактильные навыки, ощупывая предметы и складывая их в фигуры, ребёнок начинает запоминать их образы и детали. Составляя, например, домик из отдельных предметов, ребёнок устанавливает взаимосвязь между ними, выделяет главные черты – стены, крыша и второстепенные черты – окно, дверь. Малыш начинает мыслить, оперируя системой образов и воплощая эти образы в рисовании, лепке, аппликации.

Как заниматься с ребёнком?

Нарисуйте ребёнку знакомые ему предметы, пусть отгадает – что это?
— Сложите из счётных палочек, спичек — фигуры, домик, дерево, покажите ребёнку, перемешайте палочки и попросите малыша самому сложить эту фигуру.
— Покажите сложенную фигуру ребёнку, а потом уберите 1-3 палочки в разных местах. Попросите малыша собрать полностью объект.
— Играя со счётными палочками, вы можете попутно знакомить ребёнка с первыми геометрическими фигурами – квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб. Хорошо, если малыш запомнит, чем отличается квадрат от прямоугольника.

ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ.


К 5 годам у дошкольников начинает развиваться словесно-логическое мышление. Логическое мышление подразумевает — анализ фактов, сравнение, выделение главного, обобщение и вывод. Таким образом, словесно-логическое развитие ребёнка заключается в выражении действий логического мышления словами. Если 3х летнего малыша спросить, показывая на машинку: «Это что за игрушка?», он ответит: «Это машинка, она ездит». Ребёнок 5 лет ответит в, более развёрнутом виде: « Это машинка, у неё большие колёса и кузов, она возит дрова, песок». Такой ответ показывает способность детей к анализу и выделение главной черты предмета – одной из основных мыслительных операций детей дошкольного возраста.

Как заниматься с ребёнком?

— Специалисты советуют первое время, занимаясь с малышом, проговаривать вслух свой анализ, обобщение и вывод. Например, выложите одежду и поставьте рядом туфли, объясняете: «Здесь лежат вещи, что у них общего? Куртка — одежда, платье — одежда, кофта — одежа, а туфли — не одежда, это обувь. Они здесь лишние, их надо убрать».
— Составьте таблицу и разложите предметы по их предназначению, цвету, геометрической форме, животные, птицы, рыбки, цветы. Добавьте в строку 1-2 элемента не соответствующие остальным. Ребёнок должен найти и объяснить, чем они отличаются. Или оставьте 1 клеточку свободной, пусть малыш добавит фигуру, которая должна находиться в этой строке и объяснит – почему?
— Поиграйте с ребёнком в противоположные слова — антонимы: большой – … маленький, толстый – …худой, весёлый — … грустный, высокий — … низкий. Пусть ребёнок расскажет, где живут звери: заяц — … нора, птица — … гнездо, медведь — … берлога. Назовёт действия, которые выполняют специалисты: воспитатель — … воспитывает, строитель — … строит, доктор — … лечит.
— Играйте с ребёнком в настольные игры, шашки, шахматы, прямое назначение которых – развитие логического мышления.

ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ.

Развитие творческого мышления не зависит от возраста и сформированных интеллектуальных данных ребёнка. Этот вид мышления характеризуется способностью к творчеству — предлагать новые нестандартные решения старых задач. Фантазии и воображения, которыми обладает каждый малыш — обязательные условия творческого процесса. Именно родители должны содействовать развитию творческого мышления у детей.

Как заниматься с ребенком?

— Каждый раз после прогулки предлагайте ребёнку нарисовать парк, в котором вы гуляли – деревья, цветы, дорожки, лавочки. Или нарисовать необыкновенное, забавное, что его удивило сегодня на улице. Пусть он объяснит, почему это его поразило.
-Читая сказки, рассказы о животных предложите ему сочинить концовку истории героя, подсказывайте, фантазируйте вместе с ним.
— Развивая воображения малыша, вечером устройте Театр теней. Дети любят представления и активно участвуют в них. Включите лампу, натяните белую ткань, с помощью набора картонных фигур разыграйте сказку. Или покажите фигуры на пальцах, которые проецируются в виде летящей птицы, прыгающего зайца, собачки.
— Вырезание новогодних снежинок, оригами, лепка, конструирование, раскраски, поделки осенью из шишек и листьев – виды прикладного искусства, развивающие детское творческое мышление.

Уважаемые Родители Красноярска!

В нашем разделе — « » – « » вы узнаете адреса магазинов, где можно приобрести игрушки для младенцев, наборы и конструкторы, куклы и аксессуары, машины и техника, настольные и электронные игры, музыкальные инструменты.

Помогите нам развивать сайт, расскажите о нём друзьям, нажав кнопочку:)


В психологии выделяют три формы мышления у детей дошкольного возраста: наглядно-действенное, наглядно-образное и пространственно-временное (темпоральное). Об особенностях развития мышления дошкольников каждого из вышеперечисленных видов и пойдет речь в этой статье. Вы узнаете, какие этапы проходит ребенок в процессе изучения внешнего мира и чем отличается мышление мальчиков от мышления девочек.

Особенности развития наглядно-действенного мышления у детей-дошкольников

Развитие мышления ребенка в раннем возрасте происходит через непосредственное восприятие окружающего мира. Он начинает взаимодействовать с предметами. Среди всех процессов, развивающихся в психике, основополагающая роль отводится именно восприятию. Как сознание ребенка, так и его поведение практически полностью определяются тем, что он воспринимает в настоящий момент. Все его переживания сосредотачиваются на тех предметах и явлениях, которые окружают его.

Мыслительные процессы, представляющие собой внешние ориентировочные действия, являются наглядно-действенными: дети с помощью такой формы открывают для себя многочисленные связи между ними и предметами окружающего мира. Внешние действия представляют собой основу и исходный пункт, который служит отправной точкой для становления всех остальных форм мышления.

Ребенок получает необходимый опыт, когда начинает настойчиво и регулярно воспроизводить одни и те же элементарные действия, по итогам которых он получает ожидаемый результат. В конечном счете, этот опыт ляжет в основу более сложных мыслительных процессов, развивающихся в голове ребенка.

Данный опыт на начальных этапах развития наглядно-действенного мышления у дошкольников является неосознанным и включается в непосредственный процесс совершения действия. Важно отметить, что предметы в этом случае являются не только носителями практических и потребительских функций, но и общих характеристик, зачастую являющихся абстрактными понятиями. Те действия, которые ребенок совершает с предметами, направлены на вычленение их основных признаков.

Как развивается наглядно-действенное мышление у детей дошкольного возраста

В процессе зрительных и ориентировочных действий, образовавшихся во время манипуляций с различными предметами, формируются зрительные образы. На этом этапе развития наглядно-действенного мышления у детей дошкольного возраста для ребенка главными признаками вещей являются их форма и величина. В раннем детстве цвет не имеет основополагающего значения для узнавания вещей. Дети обращают внимание на контуры и общую форму.

Особую роль играют соотносящие действия, которые направлены на развитие наглядных и действенных мыслительных процессов. Малыш здесь производит манипуляции с двумя и более предметами и учится постепенно соотносить их размеры, форму, место, где они находятся. Он начинает совершать действия с несколькими предметами - нанизывает колечки на пирамиду, ставит друг на друга кубики. Однако в ходе этих процессов он не принимает во внимание характеристики предметов, подбирать их в соответствии с формой и размером он начнет гораздо позже, как и располагать их в заданном порядке.

По этой причине большинство игрушек, рассчитанных на детей такого возраста (сюда относятся различные пирамидки, кубики, матрешки и т. д.), предполагают соотносящие действия. При этом для развития наглядно-действенного мышления у детей дошкольного возраста все они должны быть направлены на получение определенного результата, чтобы все манипуляции имели одну общую цель. Соотносящие действия могут выполняться в зависимости от того порядка, который предлагает взрослый. Если ребенок занимается подражанием, т. е. он производит те же самые действия, что и взрослый участник игры, то результат будет получаться только при непосредственном участии наставника. Однако для формирования действенного мышления у детей необходимо, чтобы малыш самостоятельно учился выделять наиболее важные характеристики предметов, подбирать составные части и собирать их в правильном порядке.

Данный вид мышления у детей формируется по большей части самостоятельно. Участие взрослого человека должно ограничиваться только одним: ему необходимо заинтересовать ребенка предметом и вызвать желание начать с ним взаимодействовать. Сначала ребенок может начать практически опробовать предметы, так как он пока что не овладел навыками зрительного сравнения величины и формы. Особенность развития этого вида мышления у детей ярко проявляется на примере игры с матрешкой: прикладывая две неподходящие друг к другу половинки, малыш будет стараться получить нужный результат силой - втиснуть неподходящую часть. Как только он убедится в том, что его действия не приносят требуемого результата, он начнет пользоваться другими элементами до тех пор, пока ему в руки не попадет нужная деталь. Для развития мышления у детей игрушки разработаны таким образом, что они сами подскажут, какой из элементов подходит больше всего. Рано или поздно малыш сможет самостоятельно добиться долгожданного итога.

После того как внешние ориентировочные действия будут освоены, ребенок начинает зрительно соотносить характеристики вещей. Здесь происходит закладка зрительного восприятия, когда качества одного предмета принимаются им за образец, с которым малыш будет сравнивать свойства других вещей. Проявление данной способности заключается в подборе деталей на глаз. Это значительно ускоряет взаимодействие с предметами, так как практически направленное действие производится сразу, процесс практических проб отходит в сторону.

На следующем этапе развития мышления, когда дети достигают двухлетнего возраста, они уже способны подбирать предметы зрительно по образцу. Взрослый во время игры предлагает малышу подать ему точно такой же предмет, на что он должен правильно отреагировать и выбрать из всей массы игрушек наиболее, по его мнению, подходящую вещь. Однако мышление здесь направлено на три ключевых фильтра - сначала ребенок будет искать предмет, подходящий по форме, затем по размерам и только в последнюю очередь по цвету. Получается, что новое восприятие образуется для уже известных характеристик, которыми ребенок пользуется регулярно, а впоследствии оно переносится и на менее существенные показатели.

Стоит отметить, что особенности развития мышления у детей в раннем возрасте таковы, что они не могут правильно подобрать предмет довольно сложной формы, особенно если взрослый предлагает малышу найти сразу несколько вещей. Кроме того, ребенок может и вовсе упустить из виду характеристики, кажущиеся ему не слишком важными. К примеру, если ему требуется выстроить из кубиков пирамидку определенной величины по образцу, то он не будет обращать внимание на цвета, хотя уже умеет их различать.

Чуть позже, с развитием этого вида мышления дети приобретают постоянные образцы, с которыми они могут сравнивать все предметы. В их качестве выступают вещи, чья форма очень ярко выражена, или же представления о них. Например, малыш может воспринимать все треугольное как домик, а все круглое как мячик. Это скажет родителям о том, что их малыш уже приобрел определенные представления о форме предметов, и они закрепились в его мозге в связи с определенными вещами.

Представления о формах предметов формируются в зависимости от того, насколько быстро малыш начинает овладевать зрительной ориентировкой. Чтобы развитие этой формы мышления у детей не затормаживалось, а его представления о характеристиках предметов становились как можно более обширными, малышу нужно знакомиться со свойствами вещей при нахождении их в определенной среде. Ему приходится быть в постоянном взаимодействии с богатой сенсорной средой, и именно она оказывается влияние на его дальнейшее развитие, причем как на физическое, так и умственное.

Соотносящие действия ребенок регулярно воспроизводит и повторяет. За счет этого в его голове складываются определенные психические действия. Одна из особенностей развития этой формы мышления у детей заключается в том, что даже в этом возрасте у малышей начинают возникать действия, которые они производят только в своем уме, не прибегая к внешним воздействиям. Например, он в уме через зрение может выбрать наиболее подходящую деталь.

Психология развития наглядно-образного мышления у младших дошкольников

В основе догадки проба, прошедшая через умственный анализ, связана с образами предметов. Приблизительно около трех лет у детей младшего дошкольного возраста формируется наглядно-образное мышления. В раннем возрасте данная форма мышления у детей лишь зарождается, из-за чего малыш может применять его только в рамках ограниченного круга задач. Психология развития мышления детей в этом возрасте такова, что более сложные действия он производит при помощи наглядно-действенной формы.

Для развития всех типов мышления детям младшего дошкольного возраста требуются определенные развивающие игрушки, без которых данные процессы могут серьезно затянуться. Наиболее подходящими являются составные игрушки, при использовании которых малышу требуется соотносить детали по размеру или цветам. Иногда во время игры используют сразу две одинаковых вещи, одна из которых выполняет функцию образца, а вторая нужна для того, чтобы воспроизвести действие с предметом.

Одним из самых первых воспроизводящих действий является вкладывание одного предмета в другой. Ближе к концу первого года жизни ребенок достает из коробочки свои игрушки и помещает их обратно. Сначала он их вынимает, а затем разбрасывает. Если взрослый собирает их обратно, то малыш вновь будет их доставать. Так продолжается несколько раз подряд.

Еще через несколько месяцев ребенок быстро собирает небольшие игрушки в определенную емкость. Взрослый человек должен поддержать это начинание и для формирования наглядно-образного мышления у детей показать, как можно собирать игрушки в небольшую коробку, а потом перекладывать их в какую-нибудь другую тару. Если ребенку будет это интересно, такое занятие сильно увлечет его. Однако он станет получать удовольствие от самого процесса, а не от итогового результата.

Взаимодействие с вкладышами в процессе формирования наглядно-образного мышления у детей – более сложный процесс. Подобный набор - это несколько предметов примерно одной и той же формы, но разных размеров. Основная задача ребенка при игре с вкладышами состоит в соотнесении величины предметов, чтобы развить координацию рук. Эти предметы очень полезны для развития не только восприятия, но и мышления.

Как развить наглядно-образное мышление у детей дошкольного возраста

Еще одной крайне полезной игрушкой является пирамидка. Родители должны научить ребенка правильно играть с ней - прежде всего, надевать кольца и снимать их. Для малышей наиболее подходящей станет пирамидка с крупными разноцветными кольцами, находящимися на стержне небольшой длины (около 20 см). Как развить мышление у ребенка при помощи этой игрушки? Взрослый должен поставить стержень перед ребенком и показать, как нанизывать кольца и как снимать. Родитель может взять руку малыша и вложить в нее кольцо пирамиды. После того как упражнение несколько раз будет проделано, можно позволить ребенку выполнить его самостоятельно.

Для развития образного мышления у детей до полутора лет пирамидка требуется самая простая - максимум из пяти колец. Взрослый должен сам разобрать ее и показать малышу все необходимые манипуляции. Сейчас есть пирамидки с колечками разных размеров - эта задача станет для ребенка более сложной, однако значительно ускорит его развитие. Поначалу малыш будет нанизывать кольца, не обращая внимания на размер, но и в этом случае есть выход: купить пирамидку с коническим стержнем. Колечко, которое должно быть на вершине, невозможно надеть ниже.

Когда малыш будет немного старше, для развития наглядно-образного мышления дошкольников действия с пирамидкой можно разнообразить. Предложите ему сложить дорожку, кладя колечки от большего к меньшему. Сначала пусть он не обращает внимания на их величину, но в последующем он сам научится выкладывать сужающуюся дорожку.

Пирамидка с разноцветными кольцами представляет собой великолепный материал для того, чтобы научить ребенка различать цвета. Однако в этом случае взрослому придется не только принимать участие в игре, но и комментировать ее. Поэтому в этом случае для развития образного мышления у детей дошкольного возраста потребуются сразу две пирамидки. Малышу показывают красное колечко и просят найти аналогичное по цвету. Если он справился с заданием, ему показывают, что кольца совпали по цветам и хвалят. В случае, когда ребенок принес не то колечко, его вновь просят принести кольцо нужного цвета, но неверный вариант убирают.

Поначалу речь малыша неразрывно связана с его действиями, однако с течением времени слова начинают предварять любые поступки. Он сначала скажет, что он собирается выполнить, и только после этого сделает то, что запланировал. На этом этапе развития наглядно-действенное мышление переходит в наглядно-образное. У ребенка накопился достаточный жизненный опыт, чтобы представлять в своей голове определенные предметы и совершать с ними определенные поступки.

В дальнейшем мышление детей дошкольного возраста развивается на базе соотношения между образом, словом и действием, где все большую роль начинает играть слово. Тем не менее, примерно до семилетнего возраста мышление ребенка конкретное, т. е. оно не вычленяется из того, что он воспринимает в окружающей жизни. Начиная примерно с шести лет, развитие образного мышления дошкольников позволяет им умело применять имеющийся фактический материал, обобщать его и делать необходимые выводы.

Развитие формы визуально-словесного мышления у ребенка

Развитие визуально-словесного мышления у ребенка базируется не только и не столько на восприятии предметов, сколько на описаниях и объяснениях, полученных от родителей в устной форме. Несмотря на это, малыш все равно мыслит конкретными понятиями. Например, он уже знает, что металлические предметы тонут в воде, поэтому он точно уверен в том, что гвоздь пойдет ко дну. Тем не менее, он подкрепляет это личным опытом, который выражается словами: «Я сам видел, как гвоздь тонул».

В этом возрасте дети очень любознательные и задают взрослым массу вопросов. Для развития мышления у детей дошкольного возраста на каждый вопрос у родителей или воспитателей должен быть ответ. Первые вопросы зачастую бывают связаны с нарушением привычного порядка вещей, например, когда ломается игрушка, которая раньше работала нормально. Ребенок интересуется у взрослых, как ему быть и что делать. Несколько позже возникают вопросы относительно того, что его окружает.

Развитие мышления детей среднего дошкольного возраста и младших школьников ускоряется. Когда ребенок идет в школу, характер его деятельности претерпевает значительные изменения. Например, очень расширяется круг предметов, которые составляют его интерес. Учитель направляет детей в классе таким образом, чтобы они могли свободно излагать свои мысли словами. Им предлагается сначала подумать, а потом выполнить определенное действие. Несмотря на то, что в младшем школьном возрасте дети мыслят еще конкретно-образными понятиями, в них закладывается уже абстрактное мышление. Их умственные процессы начинают распространяться на животных, растения, окружающих людей и т. д.

Однако в этом случае темпы развития зависят, прежде всего, от того, насколько правильно подобрана программа обучения. Если дети занимаются по программе повышенной сложности, то примерно к восьми годам их способности к отвлеченному рассуждению значительно выше, нежели у сверстников, которые обучаются по стандартным образцам. Главным плюсом такого метода является то, что учитель всегда прекрасно осведомлен о том, какой фактический материал необходимо использовать и как формируются мыслительные процессы того или иного ученика.

Этапы развития пространственно-временного мышления детей

Ещё один вид мышления у детей дошкольного возраста – пространственно-временной или темпоральный. Взрослые люди прекрасно понимают, что время - понятие весьма неоднозначное и относительное. Дети тоже задумываются о чем-то подобном, однако первоначально их следует познакомить с данным понятием. Детские психологи уже давно отметили тот факт, что основным ориентиром для ребенка относительно времени является какое-либо яркое событие или же значимое впечатление, ожидание чего-либо. В данном случае получается, что малыш прекрасно ориентируется как в прошедшем, так и в будущем времени, но настоящее отсутствует. Ребенок представляет настоящее как текущий момент, то, что происходит сию секунду.

Было замечено, что даже очень маленькие дети способны усвоить то, что повторяется ежедневно - утро, вечер, ночь. Ребенку проще ориентироваться во времени, если родители будут желать ему доброго утра или спокойной ночи. В связи с тем, что мышление у детей дошкольного возраста наглядно-образное, им тяжело оперировать абстрактными понятиями.

Время как раз и представляет собой абстрактную категорию - его невозможно увидеть, почувствовать либо услышать.

Одна из особенностей развития темпорального мышления у детей дошкольного возраста – «природное ощущение времени», ведь даже младенцы ориентируются по своим внутренним биологическим часам, заложенным в них природой.

Если детям с самого раннего возраста прививался четкий временной распорядок дня, то усвоить время им будет значительно проще. Их организм подстраивается под существующий ритм жизни, поэтому представление о временных отрезках складывается в их мозге намного быстрее, чем у тех детей, которые не имеют определенного распорядка. Если сегодня малыша кормили в полдень, а вчера в 2 часа дня, ему значительно сложнее ориентироваться во времени.

Часами дети начинают интересоваться приблизительно с трех или четырех лет. Если малыш имеет хорошие природные данные, то уже к этому возрасту он способен в них ориентироваться. Для развития пространственно-временного мышления детей с раннего возраста родители должны познакомить их с самим понятием времени.

Этому не стоит посвящать каких-либо отдельных бесед, нужно всего лишь говорить слова, обозначающие временные понятия, в процессе игры и общения с малышом. В результате взрослый попросту комментирует свои действия и планы. Именно подобные понятия поначалу закрепляются в сознании ребенка. При этом они могут относиться не к ежедневным действиям, а к тому, о чем родители рассказывают своему отпрыску.

Немного позже можно начать обозначение более конкретных временных отрезков, чтобы в голове у ребенка складывалось понятие относительно прошедшего, настоящего и будущего. Это далеко не так просто, как может показаться на первый взгляд, так как малыш зачастую путает эти слова. Ему тяжело разобраться в абстрактных понятиях, но со временем он освоит и это. Сразу же можно давать информацию относительно календарных понятий - дней, месяцев, недель и т. д. Чтобы все они находились постоянно у него на виду, нужно приобрести специальный детский календарь и повесить его в комнате малыша.

Следует быть готовым к тому, что пространственное мышление у детей развито недостаточно, и малыш сразу не в состоянии запомнить такие сложные слова и понятия. Родителям нужно набраться терпения, постепенно и последовательно обучать ребенка времени. Каждое утро надо рассказывать ему о том, какой сегодня день недели, число месяца и т. п. Со временем он научится самостоятельно определять их по календарю. Родителям нужно продумать, как превратить этот процесс в увлекательную игру. Удобнее всего, если временные понятия будут упоминаться в разговорах и планах.

Чтобы ребенок смог быстрее запомнить, что же такое неделя, проще всего, начиная с понедельника, обводить кружком каждый прошедший день. Когда наступит вечер воскресенья, малышу нужно показать, что минуло 7 дней, которые составляют одну строчку на календаре. В связи с тем, что ребенок мыслит предметно и зрительно, запомнить понятие недели с помощью такого подхода ему будет намного проще.

Можно поступить немного иначе - приобрести календарь с крупными клетками и каждый прошедший день рисовать в них какое-либо изображение. Оно должно символизировать событие, связанное с жизнью малыша в этот день. На календаре можно также отметить важные семейные праздники и другие даты. Благодаря этому подходу, малыш примерно к пяти годам научится готовиться к будущим событиям, станет планировать и распределять свое время.

Особенности развития мышления детей-дошкольников таковы, что уже в двухлетнем возрасте ребенок способен осознать, что происходит смена времен года. Этот процесс, возможно, ускорить, если родители будут обращать внимание малыша на те изменения, которые совершаются в природе при смене времен года. Можно не только рассказывать ребенку об этих изменениях, но и расспрашивать его, например, о том, как выглядели сквер или детская площадка еще совсем недавно. Малыш, конечно, не сможет сразу запомнить, в какой последовательности идут месяцы, поэтому к этой теме надо возвращаться снова и снова. В книжках для детей тоже так или иначе затрагивается понятие времен года и времени в целом.

Только после того как ребенок разберется с днями, неделями, годами и месяцами, можно переходить к часам. Чтобы эти разговоры не пропали впустую, его лучше познакомить с цифрами от 1 до 12. Проще всего разговаривать с малышом о часах на примере крупного циферблата с нанесенными на него делениями. Родители должны рассказать ему о том, как перемещаются минутная и часовая стрелки, причем ребенок в возрасте от пяти до семи лет в состоянии воспринять и усвоить такую информацию.

После того как он запомнит все это, нужно изо дня в день тренировать его, спрашивая, где находятся стрелки, когда он встает с постели или ложится спать.

Развитие ребенка в раннем возрасте: различия мышления мальчиков и девочек

В ходе проведенных исследований было выявлено, что девочки рождаются более зрелыми, чем мальчики. Мальчики на 2-3 месяца позже начинают ходить и на 5 месяцев позже говорить. А уже к периоду полового созревания этот промежуток увеличивается до 2 лет.

Разный пол детей - это не только отличия по первичным и вторичным половым признакам. Это еще и разный мозг, и разная психика и разное развитие мышления: у младших дошкольников-девочек оно выше.

В дошкольном возрасте девочки опережают мальчиков в развитии вербальных (устных, словесных) способностей. Они мало отличаются от них по скорости овладения речью, но после 2 лет девочки становятся более общительными, охотно контактируют с другими детьми. Речь девочек более правильная.

У мальчиков, в отличие от девочек, лучше развито пространственное мышление. Им, как правило, труднее облечь свои мысли в форму правильно построенного высказывания.

Процессы восприятия, развитие мышления младших дошкольников и их памяти также сильно различаются. Девочки при решении пространственных задач используют в основном речевые опоры, а при решении речевых или логических - образные и эмоциональные.

Мальчики всегда больше ориентированы на информацию, а девочки на отношения между людьми. Если мальчики задают вопросы ради получения конкретных сведений, то девочки - для установления эмоциональных контактов.

У девочек в дошкольном возрасте медленнее созревает правое полушарие, а у мальчиков - левое. Именно из-за этой физиологической особенности девочки до 10 лет лучше запоминают цифры, и им легче дается решение логических задач. Однако у них быстрее завершается развитие памяти.

Статья прочитана 29 977 раз(a).

Может ли самый обычный малыш быть таким же умным, как Лев Толстой, Альберт Эйнштейн и Зигмунд Фрейд? Да, может! Дочитав эту статью, вы поймёте, что это вполне реально.
Все родители думают о том, как развить логическое мышление у ребёнка. Но не все верят в интеллектуальные возможности малышей, и не все знают, что такое логическое мышление и как научить ребёнка дошкольного возраста мыслить логически.
Об этом речь.

Логика – это искусство мыслить правильно. Логическое мышление – правильное, то, благодаря которому мы никогда не допустим ошибки.

Допустим, если я скажу: «Человек ходит на двух ногах. Курица ходит на двух ногах. Следовательно, курица – человек!» - то верно ли это? Видимо, нет! Но где же ошибка? Всякому понятно: она – в выводе. Первые два предложения верные. Но не только курица ходит на двух ногах (лапах). Так что, не всякое двуногое – человек. Двуногость – действительно особенность человека. Но не главная.

Однако то, что очевидно для нас, может быть неочевидно для крохи. Скажем, если маленького человека спрашивают, что тяжелее: килограмм кирпичей или килограмм пуха, он отвечает, что килограмм кирпичей. Ребёнок может быть искренне уверен, что все животные с хвостами - родственники, а бесхвостые – относятся к другому классу.

Одна маленькая девочка, рассматривая книжку «Животные Африки» и увидев картинку с крокодилом, очень обрадовалась и сказала, тыча пальчиком в хищника: «Ма-ма!» На маме был халат, ярко-зелёный и шашечками, как кожа крокодила. Катюшка решила, что раз у мамы такая «кожа», значит всякий, кто зелёный и шашечками, - это мама!
В общем, с логикой у малышей пока что дела неважнецкие.

У нас получше (по крайней мере, пока речь идёт о чём-то несложном), но тоже чаще всего не очень.

Что это доказывает? Что нужно это дело развивать с самых юных лет.

Сразу хочу уточнить. Мыслить логически – не значит обязательно абстрактно. Так почему-то некоторые считают. Образное, конкретное постижение реальности также вполне может быть логическим.

И оно доступно даже совсем крошечным детям.

Что значит «развивать логическое мышление»

Основные логические операции – это обобщение, анализ, синтез, сравнение, определение понятий, аргументация, вывод (суждение).
С их помощью мыслят как самые гениальные люди, так и совсем маленькие дети.
Скажем, мальчик из книги К.Чуковского «От двух до пяти», который говорил бабушке:
- Ты умрёшь?
- Умру.
- Тебя в могилку закопают?
- Закопают.
- Вот когда я буду твою швейную машину вертеть! – мыслил абсолютно верно.
Раз бабушки уже не будет, то кто помешает вертеть её швейную машинку? Он прав! Бабушка, несомненно, осталась очень довольна внуком.

Вот развивать то, что нам нужно, - это и значит учить обобщать, анализировать, синтезировать, сравнивать, давать определения, аргументировать и делать выводы.

А как?

Очень просто. На любом материале.
Допустим, вы пошли зимой гулять с крохой. Видите полузамерзшую лужу. Это великолепный объект для исследования! Тут и снег, и лёд, и вода.
Даёте малышу маленькую ледышку. Она в его тёплой ладошке тает, между пальчиков течёт вода.

Водицька! – удивляется чадо.
- Да, это водичка!
Даёте ему снег. Та же картина.
- И это тоже водичка. Получается, снег, лёд и вода – это всё водичка. Правда?
Вот вам и обобщение.

Продолжаем беседу.
- Почему же водичка бывает разная?
Чадо задумалось.
- А летом бывает разная водичка: снег, лёд? Нет!
- А, я знаю! Потомусьта зимой хоодно! – догадывается юный физик.
- Да! Водичка замерзает и превращается в лёд и снег. Это тоже водичка, только замерзшая.

Или осенью вы собираете красивые, яркие листья. Можно обсудить, что такое осенний лист. Как его определить? Чем он отличается от летнего?
Сравниваем. Летний зелёный, а осенний бурый, жёлтый или красный. Летний свежий, сочный, а осенний полусухой или совсем засохший, сморщенный. Летний крепко держится, а осенний сам падает. Осенний – умирающий или уже мёртвый, а летний – живой.

На прогулке масса возможностей для развития того, о чём мы говорим. Растения, вода, камни, животные – всё это прекрасный материал.

Дома можно использовать специальные игры с картинками.
Скажем, разбросать по полу множество картинок с изображениями животных, птиц, рыб, морских млекопитающих – и пусть наш начинающий классификатор разберётся, кто тут живёт «в водичке», кто на дереве, кто на суше.

Предметы домашнего обихода: полотенца, кастрюли и ложки - тоже дают немало оснований для глубоких умозаключений.
Например, почему горячая водичка моет лучше, чем холодная? Кастрюля и тарелка – это посуда, или только тарелка? Почему вилкой не едят суп: ведь удобно же? Хлеб бывает белый и чёрный – они совсем не похожи. Но почему и то, и другое – хлеб?

В чем наши проблемы

Почему мы, взрослые, часто не развиваем в должной мере наших детей? Как вы думаете?

Тут несколько причин, по-моему. Назову основные.

  • Во-первых, мы плохо помним своё раннее детство. Поэтому нам кажутся смешными и глупыми вопросы детей: мы на них или не отвечаем, или отвечаем несерьёзно, только бы отделаться. Нам скучно с ними. А ведь нам, взрослым, нужно ещё и самим задавать вопросы, и именно такие, которые крохе интересны. Этому нужно учиться. А мы учимся?
  • Во-вторых, мы надеемся на школу. Уж она-то ставит на поток формирование этого самого, которое «логическое», и вообще, всего хорошего. Там и задачи решают, и тесты делают. В общем, беспокоиться не о чём: всё сделают за нас.

Увы! Школа, скорее, мешает развиваться, чем помогает.

  • Кроме того, в 7 лет поздно уже.

Развивать надо прямо с того возраста, как чадо заговорило. Иначе ничего не выйдет.

  • Ещё мы не всегда понимаем, в чём наша цель. А она в том, чтобы воспитать человека пытливого, любознательного, с привычкой мыслить самостоятельно, с интересом к окружающему миру. А не в том, чтобы «правильно научить». То есть это тоже важно, но не главное.
  • Нам самим должно быть интересно с малышом. Вот этого нам часто и не хватает, но таковы уж особенности взрослых.
  • Наконец, наш очень средний уровень развития мешает нам продвинуть нашего ребёнка дальше, чем зашли мы сами. Значит, надо учиться вместе с ним!

В следующий раз я обязательно расскажу вам о том, как отучить ребёнка от качания перед сном. Подписывайтесь на наши новости, делитесь ссылкой на запись с друзьями и заглядывайте на чашечку горячих обсуждений!

Экология жизни. Дети: Родители дошкольников более всего заняты поиском ответа на вопрос "как и чему учить ребенка?". Они выбирают из множества новаторских методик "самую-самую", записывают ребенка в различные кружки и студии, занимаются различными "развивающими играми" и учат малыша чуть ли не с пеленок читать и считать. Что же такое – развитие мышления в дошкольном возрасте? И, действительно, чему приоритетно обучать детей?

Родители дошкольников более всего заняты поиском ответа на вопрос "как и чему учить ребенка?". Они выбирают из множества новаторских методик "самую-самую", записывают ребенка в различные кружки и студии, занимаются различными "развивающими играми" и учат малыша чуть ли не с пеленок читать и считать. Что же такое – развитие мышления в дошкольном возрасте? И, действительно, чему приоритетно обучать детей?

Как и в любой сфере развития личности, мышление ребенка проходит несколько стадий формирования. В психологии принято определять три стадии развития мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.

Для малыша, который познает мир с помощью активной работы всех органов чувств, основой получения информации являются двигательный и осязательный каналы восприятия.

Маленький ребенок в период раннего детства (1-3 года) буквально «думает руками». От работы рецепторов этих каналов зависит не только их собственная информация, но также и активность других видов восприятия, остальных органов чувств.

Что это значит? Например, зрительное восприятие малыша еще не совершенно, его возможности, по сравнению со зрением взрослого человека, несколько ограничены. Ребенок не понимает перспективы – ему кажется, что если высотный дом еле виден на горизонте, то он очень маленький.

Он еще не всегда может понять трехмерность вещей. Малыш не понимает зрительных иллюзий – например, хочет дойти до горизонта или потрогать радугу. Изображение для него – особое состояние предмета, он не верит, что изображенное не существует на самом деле.

В этом детское восприятие напоминает первобытного человека. Увидев злого персонажа в книге сказок, ребенок закрывает от него руками «доброго молодца», и так далее. Все, что ребенок видит, он хочет потрогать, подействовать с этим предметом, испытать его. И чем больше действий он совершает с вещью, тем лучше воспринимает ее свойства. Тем лучше работает у него не только двигательный и осязательный, но и зрительный канал восприятия.

Наглядно-действенное мышление – это метод «проб и ошибок». Получая новый предмет, ребенок первым делом старается взаимодействовать с ним – попробовать на зуб, трясет, стучит им по полу, вертит со всех сторон.

В своей книге «Ребенок учится говорить» М. Кольцова приводит в пример интересный эксперимент: двум группам малышей, начинавшим говорить первые слова, показывали некоторые предметы, для запоминания новых слов. В одной группе давали поиграть с предметами, в другой – только показывали и называли. Дети из первой группы намного быстрее и лучше запоминали названия новых для них предметов и вводили их в речь, нежели во второй группе.


Каждый увиденный объект для ребенка – новая головоломка, которую нужно «разобрать», а потом «собрать». Единственное, что его интересует в раннем детстве – что можно сделать с этим? Поэтому так опасно увлечение новомодными методиками, предлагающими обучение в раннем детстве, попытки развивать у малышей логику или основы аналитического мышления.

Чем же заниматься с малышом? Почаще включать его в любую бытовую деятельность, пусть участвует во всех маминых делах – моет посуду, вытирает пыль, подметает. Конечно, от такой "помощи" маме иногда приходится больше убирать, но ведь учение всегда идет путем проб и ошибок! Именно в период раннего детства ребенок познает мир в деятельности так активно, как никогда позднее.

И для освоения пространства, понимания взаимосвязи вещей ему нужно как можно больше совершать настоящих, осмысленных действий, подражая взрослым, а не перекладывая детали специальной "развивающей" игры. Также полезно возиться с различными субстанциями – песком, водой, снегом. Впрочем, множество фактур можно найти и дома, без всяких специальных занятий – разные крупы, лоскутки тряпочек, посуда и всевозможные обычные бытовые вещи.

В плане творческого развития ребенок сейчас проходит период знакомства с материалами, где ему нужно предоставить полную свободу и пока не ожидать никаких "поделок" и любых других результатов.


Наглядно-образное мышление. Роль фантазии в развитии мышления. Игра как ведущая деятельность.

Второй этап развития мышления наступает примерно в 3-4 года и длится до 6-7 лет. Теперь мышление ребенка наглядно-образное. Он уже может опираться на прошлый опыт – горы вдалеке не кажутся ему плоскими, чтобы понять, что большой камень - тяжелый, ему необязательно взять его в руки – его мозг накопил много сведений от различных каналов восприятия.

Дети постепенно переходят от действий с самими предметами к действию их образами. В игре ребенку уже необязательно использовать предмет-заместитель, он может представить себе «игровой материал» - например, «поесть» из воображаемой тарелки воображаемой ложкой. В отличие от предыдущего этапа, когда для того, чтобы подумать, ребенку было необходимо взять предмет в руки и взаимодействовать с ним, сейчас достаточно представить его.

В этот период ребенок активно оперирует образами – не только воображаемыми в игре, когда вместо кубика представляется машинка, а в пустой руке "оказывается" ложка, но и в творчестве. Очень важно именно в этом возрасте не приучать ребенка к использованию готовых схем, не насаждать собственные представления.

В этом возрасте развитие фантазии и умения генерировать собственные, новые образы служат залогом развития интеллектуальных способностей – ведь мышление образное, чем лучше ребенок придумывает свои образы, тем лучше развивается мозг. Многие думают, что фантазия – это пустая трата времени.

Однако от того, насколько полно развивается образное мышление, зависит его работа и на следующем, логическом, этапе. Поэтому не стоит волноваться, если ребенок в 5 лет не умеет считать и писать. Гораздо хуже, если он не умеет играть без игрушек (с песком, палочками, камушками и т.п.) и не любит заниматься творчеством!

В творческой деятельности ребенок пытается изображать свои придуманные образы, ищет ассоциации с известными предметами. Очень опасно в этот период "обучать" ребенка заданным образам – например, рисование по образцу, раскрашивание, и т.п. Это мешает ему создавать собственные образы, то есть, мыслить.

Словесно-логическое мышление и его связь с предыдущими этапами. Нужно ли формировать этот тип мышления заранее?


В период раннего и дошкольного детства ребенок впитывает звуки, образы, запахи, двигательные и тактильные ощущения. Затем происходит осмысление накопленного материала, переработка поступившей информации. К концу дошкольного периода у ребенка хорошо развита речь, он уже владеет абстрактными понятиями и может самостоятельно обобщать.

Так постепенно (примерно с 7 лет) происходит переход на следующую ступеньку развития мышления – оно становится словесно-логическим. Речь позволяет мыслить не образами, а понятиями, структурировать и обозначать информацию, полученную с помощью органов чувств. Уже в 3-4 года ребенок пытается классифицировать известные предметы, например: и яблоко, и груша – фрукты, и стул, и стол – мебель.

Он часто сопровождает свои действия комментариями, задает бесконечное множество вопросов, для него называние предмета – обозначение его существования. Но речь еще не стала инструментом мышления, она только вспомогательный инструмент.

К младшему школьному возрасту слово для ребенка становится абстрактным понятием, а не связанным с конкретным образом. Например, для малыша трех лет "диван" – это лишь известный ему диван, стоящий в его гостиной. У него еще нет обобщения и абстрагирования от конкретного образа.

Дети 7-8 лет уже могут отвлечься от конкретного образа и выделять основные понятия. Ребенок самостоятельно определяет существенные признаки предмета или явления, относит новый предмет к известным ему категориям, и, наоборот, наполняет новую категорию соответствующими понятиями. Дети способны оценить настоящую величину объекта (десятиэтажный дом на горизонте не кажется им крошечным). У них формируются причинно-следственные связи, общие характеристики явлений и предметов. Они способны производить действия без опоры на образы.

Но, как бы нам, взрослым – родителям и педагогам – не казалось совершенным словесно-логическое мышление, не стоит торопиться и формировать его у дошкольника искусственно. Если ребенку не дать полностью насладиться игрой с образами, учить его мыслить логически в период, когда он еще не готов к этому, результат получается прямо противоположный.

Предельно схематическое, слабое мышление, формализм и безынициативность встречаются как раз у тех детей, которые прошли серьезную школу "раннего развития", как теперь модно называть механическое обучение малышей. В том возрасте, когда мозг готов оперировать яркими образами, ему подносили сухие схемы, не давая насладиться всем богатством красок, вкусов и запахов этого мира. Все хорошо вовремя, и ребенок обязательно пройдет все стадии развития мышления, пусть же каждая из них даст ему все, что возможно только в определенный период. опубликовано

Так называют процесс познания действительности, который основывается на формировании отношений и связей между явлениями, событиями, предметами в окружающем мире. Любознательность детей направлена на изучение того, что их окружает, построение собственной картины внешнего мира. Детское мышление пребывает в постоянной связи с речью. И чем ребенок активнее, тем больше он спрашивает взрослых, задавая множество разнообразных вопросов.

Итак, узнаем об особенностях развития мышления в разные возрастные периоды формирования личности.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста

В этом возрасте мыслительный процесс основывается на представлениях. Дитя может мыслить о том, что оно знает и чувствует, по своему опыту. Поэтому в дошкольном возрасте дети оперируют представлениями и образами вне ситуативно. Их мысли приобретают абстрактность, то есть выходят за пределы конкретной ситуации. Это и расширяет границы их познания.

Между речью и детским мышлением устанавливаются более тесные взаимосвязи. Они приводят к формированию развернутого мыслительного процесса, то есть рассуждений. В этом возрасте речь уже выполняет функцию планирования, что позволяет активно развиваться мыслительным операциям. Обычно рассуждение дошкольника начинается с вопросов. Их наличие - свидетельство проблемности мышления, поскольку отражает возникшую перед ребенком практическую задачу. В этом возрасте вопросы детей имеют познавательный и любознательный характер. За невинными, на первый взгляд, детскими дилеммами кроется стремление постигать проблемы бытия, законы окружающего мира, взаимосвязи и причины разных происходящих процессов.

Вопросы ребенка - это то, что он не может видеть и знать, что требует объяснения папы и мамы. Они рождаются также при нарушении уже сформированных представлений. Так, например, в дошкольном возрасте дети не могут осознать и понять проблему смерти. Зная из личного опыта, что после болезни наступает выздоровление, дети не понимают, почему умирают бабушки и дедушки, что с ними, точнее с их телами происходит в дальнейшем. И в этом вопросе важно сформировать у ребенка представление о смерти как закономерном процессе, сделать это грамотно, без моральных травм. При этом даже самое доступное объяснение взрослых чревато еще массой вопросов.

Их дети задают и для того, чтобы убедиться, что они сами сделали правильные выводы. Дети с этим всегда обращаются к самому авторитетному взрослому (бабушке, маме), чтобы тот подтвердил их компетентность. Далее, уже в раннем школьном возрасте, количество таких обращений будет возрастать, если родители смогут поддерживать здоровую моральную взаимосвязь с детьми. Ведь иногда „отмашки” папы с мамой заставляют дитя искать ответы на свои вопросы в среде сверстников, старших братьев или сестер, и эти ответы не всегда тактичны, адекватны и морально правильные.

Дошкольник пытается определять назначение предметов, устанавливать связи между признаками и предназначением объектов, предметов. В процессе такого познания возрастает понимание причинности. Так, в 6 лет дети уже легко делают выводы о последовательности природных явлений: небо темное, гремит гроза, сорвался ветер, будет дождь. В понимании причинности ребенок от внешних переходит к выделению внутренних причин. Это дает ему возможность строить собственные предположения, теории, что развивает не только опыт, но и самостоятельность, независимость, оригинальность мышления. Позже оно будет называться его креативностью.

К началу младшего школьного возраста у ребенка формируются зачатки мировоззрения, начальное понимание логики, что способствует формированию понятийного мышления. А развитие мыслительных операций служит основой умения согласовывать суждения друг с другом. Это и есть зачатки дедуктивного мышления.

Развитие мышления у детей младшего школьного возраста

В этом возрастном периоде мышление становится центром психического развития ребенка. Оно будет определяющим среди других психических функций ребенка.

Овладевая знаниями, навыками, умениями, младший школьник приобщается к научным понятиям начального уровня. Его умственные операции уже меньше связаны с практической деятельностью, с наглядностью. Дети этого возраста, имея определенный багаж знаний, овладевая приемами мыслительной деятельности, учатся анализировать события. Они обретают способность мыслить и действовать в уме, анализировать личные рассуждения.

В младшем школьном возрасте формируются основные мыслительные приемы и действия. Это обобщение, сравнение, выделение признаков явлений и предметов, определение понятий, резюмирование.

Неполноценность мыслительной деятельности отображается на знаниях младшего школьника. Они оказываются фрагментарными, иногда ошибочными, что осложняет обучение. Поэтому родителям и педагогам необходимо уделять внимание работе по формированию основных приемов мыслительной деятельности детей. Это позволяет добиваться полного овладения словесно-логическими приемами мышления. И первое, что нужно научить юного школьника, - умение выделять свойства предметов, их разнообразие. Служат этому навыки сопоставления и сравнения. Когда ребенок научится выделять множество разных свойств предмета, то нужно переходить к такому элементу логического мышления как формирование понятия его отличительных и общих признаков. Затем можно переходить к умению отличать существенные (то есть важные) и несущественные (второстепенные) признаки и свойства.

В младшем школьном возрасте формируется умение делать правильные выводы. Для этого нужно подводить к обобщениям, пониманию того, что связь между основанием и следствием есть не всегда. И это уже совершенно другой этап мышления, отличающийся от дошкольного возраста. Логические приемы, усвоенные младшими школьниками при изучении одной темы, в дальнейшем применяются и для усвоения других школьных предметов в виде готовых познавательных средств.

Развитие мышления старших школьников

В этом возрасте вырабатываются взгляды и убеждения, формируется мировоззрение, возникает потребность разобраться в собственном „ я” и своем окружении.

Познавательные и мыслительные процессы старших школьников базируются на дифференциации дисциплин, овладении научными понятиями, системой знаков, которые формируют теоретическое мышление. Учеба позволяет старшему школьнику устанавливать связи между получаемыми знаниями, контролировать мысли, управлять ими. Старшие школьники учатся оперировать гипотезами, предположениями, критически и объективно их оценивать. В этом возрасте четко прослеживается самостоятельность в учебе. В подростковом и старшем школьном возрасте уже можно четко разделить детей на гуманитариев и тех, кто склонен к точным наукам.

Они умеют использовать приемы запоминания знаний, логически их распределять.

Развитие мыслительных способностей во многом зависит от головного мозга и зрелости нервной системы. Память как основа мышления и логики становится более продуктивной, произвольной, потому что увеличиваются синаптические связи между волокнами мозга.

У старших школьников развивается темперамент, который характеризует скорость протекания мыслительных процессов. Так, холерики соображают, анализируют, делают обобщения быстро. Флегматики и меланхолики характеризуются медленными мыслительными процессами. То есть в старшем школьном возрасте устанавливается индивидуальный стиль интеллектуальной деятельности. Благодаря нему и достигается успешность в будущей профессиональной сфере и самореализация.

Старшие школьники отличаются от младших креативностью своего мышления, эмоциональными переживаниями в познавательной деятельности, особенно в тех сферах, которые им интересны.

Развитие мышления у детей с нарушениями речи, слуха, зрения, интеллекта

Любые дефекты физического развития накладывают отпечаток на формировании мышления детей. Плохо слышащий, видящий малыш не может приобретать жизненный опыт, знания с теми же темпами, что и здоровый ребенок.

Дети с нарушением слуха и зрения отстают в развитии мыслительных процессов, поскольку они просто не могут подражать взрослым, копировать их действия, умения, приобретать жизненно-необходимые навыки.

Нарушение этих двух функций - это и затруднения в формирование речи, развитии познавательной деятельности в целом.

Обнаружением компенсаторных возможностей детей с нарушениями слуха занимаются сурдопсихологи. Поэтому без их помощи нормальное развитие мыслительных процессов такого ребенка не возможно, как и получение достаточного образования. Французский философ Мишель Монтень еще в 16 веке говорил о том, что глухота является более тяжким физическим недостатком, чем слепота, лишая человека главного - общения как возможности познавать мир и развиваться.

Сегодня распространенной формой коррекционной помощи со слабослышащими малышами или теми, у кого нарушен слух, является обучение в специализированных детских общеобразовательных учреждениях.

Дети с нарушением интеллекта характеризуются очень низким уровнем умственных способностей, в том числе и мышления. У них отсутствуют активность, овладение предметной деятельностью, познание как основа формирования мыслительных процессов. К трем годам такие дети не выделяют себя, у них нет представлений об окружающем мире, отсутствуют желания. Они существенно отстают в речевом, психическом, социальном развитии. К концу дошкольного возраста у таких детей не развивается произвольное внимание, запоминание, память. Ведущей формой их мышления является наглядно-действенное. Но даже и оно не достигает уровня развития здоровых детей.

Таким образом, если к концу дошкольного возраста такие мальчики и девочки не прошли специальное обучение, то и готовность к учебе на уровне элементарных мыслительных процессов у них отсутствует.

Специально для - Диана Руденко