Изучение психологии и состояния своего внутреннего ребенка. Исцеление внутреннего ребенка или шаг на встречу к себе

ФОТО Getty Images

Буря эмоций, вызванная невинным, казалось бы, замечанием, острое и непроходящее чувство грусти, которое нельзя объяснить ни событиями, ни обстоятельствами, всепоглощающая потребность в признании или защите... Все это проявления нашего внутреннего ребенка – той части нас, которая не повзрослела и которая выражает свои потребности тем более настойчиво, чем меньше к ней прислушивались в прошлом.

Представление о нашем внутреннем ребенке хорошо знакомо всем, кто интересуется личностным развитием, однако для остальных оно остается туманным и даже таинственным. «Этот ребенок обладает психической реальностью, – объясняет психоаналитик Мусса Набати (Moussa Nabati). 1 – Он воплощает основы нашего существа, все то, что не стерлось из нашего детства – страхи, травмы, гнев, радости и желания».

«Когда наш внутренний ребенок занимает подобающее ему место, а его потребности удовлетворены, мы начинаем действовать исходя из своих желаний»

Психоаналитик проводит аналогию между тем, что значит для нас внутренний ребенок, и тем, какое влияние на нас оказывают первые страницы книги нашей жизни: мы не помним то время, когда были написаны эти страницы, но они с такой силой запечатлены в нас, что продолжают в нас действовать. «Осознание существования внутреннего ребенка помогает жить так, чтобы в большей мере быть действующим и говорящим лицом и в меньшей – объектом, через которого другие говорят и действуют, – объясняет коуч Женевьева Кайу (Geneviève Caillou). 2 – Когда этот ребенок берет над нами власть, нами управляет потребность в том, чтобы нас любили, признавали, обнимали, слушали. Когда он занимает подобающее ему место, когда к его нуждам прислушиваются и удовлетворяют их, мы действуем исходя из своих желаний, имеем возможность совершать выбор, вступать в отношения от субъекта к субъекту. С точки зрения внутренней свободы и психического благополучия это принципиальное различие».

Когда мы слушаем и понимаем нашего внутреннего ребенка и тем самым становимся хорошим родителем для него, это полностью меняет наши отношения с собой и другими. Зажимы исчезают, страх, стыд и гнев могут быть признаны, выслушаны и «поставлены на место». Взрослый в нас начинает мыслить яснее и становится более свободным. Тогда он может лучше обращаться и с собой, и с другими.

Инструкция

Устройтесь поудобнее в тихом месте, где никто вас не сможет побеспокоить. Представьте, что рядом с вами тот ребенок, которым вы были когда-то, и установите с ним контакт. Расспросите его, чтобы узнать, как о нем позаботиться.

Выберите один из этих четырех рисунков

Веселый ребенок

  • Что тебя смешит и веселит? (Позвольте всплыть в памяти случаю из вашего детства.)
  • Что обычно радует тебя сильнее всего?
  • Ты часто радуешься?
  • Если это не так, то что тебе мешает радоваться чаще?

Выявите свои источники радости сегодня: что доставляет вам физическое и психическое удовольствие (в одиночестве или в отношениях, с какими людьми, в каких обстоятельствах, на каких условиях...).

Постарайтесь больше ценить их (делая «стоп-кадры», чтобы полностью переживать их). Если вам кажется, что их слишком мало, постарайтесь создавать моменты радости, вместо того чтобы ждать, когда они появятся сами в вашей жизни. Замечайте и воспроизводите эти мгновения сильных переживаний, когда чувствуете себя радостным, спокойным и собранным.

Испуганный ребенок

Вопросы к вашему внутреннему ребенку

  • Что тебя так пугает? (Позвольте всплыть в памяти случаю из вашего детства.)
  • Что тебя обычно пугает? Ты часто боишься? Что делают с твоим страхом твои родители, преподаватели, друзья?
  • Тебя успокаивают? Если нет, то как бы ты хотел, чтобы тебя успокоили и ободрили?

Как быть хорошим родителем для самого себя

Для начала примите свой страх без стыда и чувства вины, не пытаясь преуменьшить или отвергнуть его. Вы можете сказать себе вслух: «Я боюсь».

Делайте вдохи и выдохи через нос и как можно длиннее.

Поймите природу своего страха (мимолетный, постоянный, смутный, конкретный...). Он может быть фобией (страх летать на самолете), тревогой, порождающей негативные сценарии (страх неудачи, страх быть покинутым...) или реакцией на чувство угрозы (ехать на метро одному в час ночи).

Вернитесь к реальности «здесь и сейчас». Если ваш страх – это следствие проекций, не забывайте, что эмоции – это результат мыслей, которые, в свою очередь, являются результатом убеждений

Плачущий ребенок

Вопросы к вашему внутреннему ребенку

  • Почему ты плачешь? (Позвольте всплыть в памяти случаю из вашего детства.)
  • Что тебя обычно больше всего печалит?
  • Ты часто грустишь?
  • Что делают с твоей печалью твои родители, преподаватели, друзья?
  • Тебя утешают? Если это не так, то как бы ты хотел, чтобы тебя утешили?

Как быть хорошим родителем для самого себя

Прежде всего согласитесь с тем, что испытываете в данный момент, примите то, что эта эмоция присутствует, острая и мучительная. Вы можете сказать себе вслух: «Мне грустно».

Постарайтесь найти ее причину как можно более точно.

Поищите, что могло бы сделать эту эмоцию менее интенсивной, менее долгой, менее частой (можно поговорить об этом с близким человеком, изменить ситуацию или отношения, которые порождают печаль; подумайте о возможности терапии, если вы чувствуете, что причина неблагополучия глубокая и давняя).

Поддержите себя, утешьте себя, доставьте себе удовольствие, заботясь о себе так, как вы позаботились бы о своем лучшем друге.

Сердитый ребенок

Вопросы к вашему внутреннему ребенку

  • Что тебя так злит? (Позвольте всплыть в памяти случаю из вашего детства.)
  • Что обычно вызывает твой гнев? Ты часто сердишься?
  • Что делают с твоим гневом твои родители, твои учителя, твои друзья? Тебя успокаивают? Если это не так, то как бы ты хотел, чтобы тебя успокоили и «остудили»?

Как быть хорошим родителем для самого себя

Прежде всего примите эмоцию , которую вы испытываете в данный момент, примите то, что она присутствует, острая и мучительная. Вы можете сказать себе вслух: «Я сержусь, злюсь, я в ярости».

Глубоко дышите, чтобы ослабить стресс: делайте вдохи и выдохи через нос и как можно более долгими.

Найдите то, что вызвало ваш гнев (несправедливая критика); разберитесь, что вас особенно задело («У меня было ощущение, что меня обесценили»); задайте себе вопрос, была ли ваша эмоция оправданной, но избыточной, или оправданной и соразмерной поводу.

Чтобы гнев стал вашим союзником, начните с того, чтобы не вступать сразу в разговоры, чреватые конфликтом, чтобы иметь возможность успокоить себя с помощью дыхательных и расслабляющих техник. Затем спокойно обдумайте, как ослабить или свести на нет действие факторов, которые провоцируют ваш гнев.

2 Специалист по развитию личности и организаций. Соавтор книги «Понимание себя и другого» («L’Intelligence de soi et de l’autre», InterÉditions, 2014).

Медитации – это ключ к формированию реальности, способ воздействия на подсознание, формирование себя самого, как новой личности. Выявив свои слабые стороны и страхи, их можно искоренить медитациями. Одна из таких проблем, над которыми нужно работать, это наш внутренний ребенок. Существует много практик, задача которых, как раз-таки, помочь своему ребенку. Все они имеют общее название: «Внутренний ребенок медитация». Это поистине глубокие, насыщенные медитации, достоинства которых будут описаны ниже.

Однажды я нашла медитативную диагностическую технику, которой поделюсь ниже. Ее результаты меня поразили. Такое простое, буквально десятиминутное упражнение, открыло мне глаза на то, чего я не знала. О том, что движет моими поступками, что я пытаюсь получить от мира и от других людей, и чего мне больше всего не хватает. Позже я поняла, что я подсознательно знала об этом, но не хотела себе признаваться.

Суть, возможности и ограничения данной медитации

Медитативные практики, связанные с внутренним ребенком, имеют огромную силу. Только представьте. Когда-то давно вы были ребенком. Иногда вас обижали родные, в чем-то отказывали, за что-то наказывали и что-то категорически запрещали. Все эти воспоминания сидят в нас, пусть и неосознанно. Они продолжат управлять нами. Хватало ли нам внимания и любви родителей в детстве? Лелеяли и баловали они нас или, напротив, постоянно ругали и всем были недовольны? Какой образ оценки себя самого привили: говорили, как вы прекрасны и замечательны или как глупы и непослушны?

Часто бывает так, что люди, чья низкая самооценка была сформирована еще в детстве родителями, во взрослом возрасте считают, что не достойны любви и принятия. И они начинают угождать другим, подстраиваться, терпеливо сносить все то, что их не устраивает. Даже в пределах своей собственной семьи. Ведь любовь не бывает просто так, ее нужно заслуживать.

Вот с этими установками и борется медитация на внутреннего ребенка. Она помогает найти источник неуверенности и боли, перестроить отношение к детским проблемам и травмам. Узнать, что такое самоценность. Подарить так необходимую любовь себе самому. И начать жить по-новому. Такие практики ничего не оставляют неизменным. Определив проблему, которая движет нами, с ней можно начать бороться.

Нашему внутреннему ребенку часто не хватает любви, внимания и заботы. Этих подарков не надо ждать от других людей. Вы сами можете сделать себя счастливой.

Техники медитации для работы с внутренним ребенком

Самое первое, с чего нужно начать — это встреча. Именно благодаря ей вы сможете открыть свой внутренний мир, наполнить его положительными эмоциями и пониманием того, что все обиды нужно отпустить и отправить далеко от себя. Представленная ниже техника поможет вам улучшить свое состояние, открыть подсознание, поверить в себя и отпустить обиды.


Встреча с внутренним ребенком медитация

Встреча с внутренним ребенком — это ваша первая встреча с самим собой. Для тех, кто только начинает практику, может показаться, что такая медитация — это некие видения, которые не должны быть у человека, но на самом деле это не так. Встреча с внутренним ребенком поможет вам посмотреть на себя со стороны:

  1. Найдите десять минут на самого себя. Сделайте освящение тусклым. Прилягте на кровать. Если чувствуете, что можете уснуть, лучше сядьте, вытянув вперед ноги. Подышите немного. Отключите поток мыслей. Если не получается, сосредоточьтесь на окружающих звуках.
  2. Когда будете полностью расслаблены, представьте, что с неба в вашу голову опускается золотой луч света. Постепенно этот свет заполняет ваше тело. Он проникает во все ваши органы и клетки. А теперь он выходит за пределы вашего тело, окутывая собой пространство вокруг вас.
  3. А теперь представьте, что вы находитесь на опушке леса. Здесь стоит скамейка, а на ней сидят… ваши родители. Они совсем молодые. Что они делают? Обнимаются или ругаются? Им радостно или тоскливо? Они вас не видят, но вы видите их. Что вы чувствуете? Вдруг, рядом с ними оказался ребенок. Красивый, маленький ребенок. Он что-то показал родителям, а потом побежал к лесу. Последуйте за ним.
  4. Вот вы зашли в лес и увидели, что ребенок сидит под деревом. Посмотрите на него внимательно. Ему весело или грустно? Быть может, он обижен на кого-то? Или чего-то боится? А может ему полностью хорошо сейчас?
  5. А теперь еще раз посмотрите ребенку в глаза и поймите, что это и есть вы. Вы, когда-то давно. Подойдите к нему. Он улыбается и протягивает вам свою крохотную ручку. Возьмите его ручку, обнимите этого прелестного милого ребенка. Почувствуйте, какая сильна любовь возрождается в вашем сердце. А теперь скажите, как вы его любите, что целиком принимаете. Пообещайте, что отныне будете заботиться о нем и во всем поддерживать. Поцелуйте ребенка в макушку и открывайте глаза. Какие у вас возникли ощущения?

А теперь предлагаю провести следующую практику. Эта поможет вам выяснить, чего вам не хватало в детстве и что вы хотите получить до сих пор.


Медитация на внутреннего ребенка

Выполните первые два пункта из прошлой медитации и, когда расслабитесь, переходите к следующим этапам:

  1. Представьте, что вы идете по темной мрачной улице. Она заброшена. Здесь нет ни людей, ни животных, ни птиц. Здесь стоят только покинутые дома и магазины.
  2. Выберете в одной из зданий и войдите в него. Пройдите по коридору возле дверей или прилавков.
  3. Смотрите по сторонам. Есть ли что-нибудь, привлекающее ваше внимание. А вот на вашем пути оказался некий предмет. Это может быть что угодно. Возьмите его с собой и положите в карман. Теперь покиньте это здание и эту улицу.
  4. Вы вернулись домой. Достаньте эту вещь и рассмотрите внимательно. Это может быть игрушка, рисунок, подушка, животное все, что угодно.
  5. Какой этот предмет? Что вы чувствуете, глядя на него? Положите этот предмет на свет в уютное место. Как вы думаете, как он себя чувствует? Что ему не хватает? Может заботы и любви, а может одиночества или покоя? Чтобы этот предмет хотел сейчас получить? Дайте ему это. И посмотрите, стало ли ему лучше. Быть может, он преобразился, стал ярче, чище? Почувствуйте, нужно ли ему что-то еще для счастья? Что именно? Дайте ему все это. А потом, когда предмет станет доволен, открывайте глаза.

Предмет из практики – это состояние вашего внутреннего ребенка. Чистый он, ухоженный, красивый или разбитый и старый? То, что предмет просил у вас – это то, что нужно вам самой. Выпишите эти вещи и начините давать их самой себе.

Исцеление внутреннего ребенка медитация

Теперь, когда мы познакомились с нашим ребенком и узнали о его потребностях, нас будет ждать следующая техника. Это особенно важная часть всей нашей работы. Ее направленность четко выражена в книге Евгении Погудиной: «отправиться в прошлое и дать внутреннему ребенку то, что ему нужно, чтобы вырасти». Выполните уже известные вам два пункта.

  1. После расслабления, вернитесь на лесную полянку к вашему внутреннему ребенку. Вы там уже встречались.
  2. Возьмите его на руки. Расскажите ему снова, как вы его любите и как восхищаетесь.
  3. Окружите его вашей любовью и заботой. Прижмите его по крепче к себе и попросите прощения за то, что не уделяли ему внимания, забыли о нем, ограничивали его.
  4. Почувствуйте свет в вашем сердце. Это свет любви. Передавайте его вашему ребенку. Расскажите ему о том, чего вы боитесь и о чем тревожитесь. Узнайте у него о его мечтах.
  5. Начините играть с ним. Веселитесь, кружитесь, бегайте. Дайте ребенку проявить себя максимально. А теперь наблюдайте, как этот ребеночек стал счастлив. Вас охватывает прилив любви и нежности, желания заботиться о нем.
  6. Ощутите, что и вы счастливы теперь. Затем поцелуйте ребеночка, пообещайте, что будете заботиться о нем и обязательно вернетесь к нему. И открывайте глаза.

Какие вы испытываете эмоции? Теперь повторяйте эту медитацию столько раз, сколько вам необходимо. Эти практики помогут вам понять себя самого, свое поведение и потребности, наладить связь с внутренним ребенком – важнейшей вашей частью. Эти медитации несут мощное исцеление и очищение. Начните уделять внимание вашему внутреннему ребенку и наблюдайте, как меняется мир вокруг вас!

Сегодня мне приснился сон. До сих пор под его впечатлением нахожусь.

Раненый ангел, 1903 Хуго Симберг

На травмирующие события своей жизни (травматичные именно для нас и, возможно, совсем незначительные в «мировом» масштабе) эмоциональная реакция идёт из эго-состояния Внутреннего Ребёнка. Вот этот мой сон – он очень наглядно это отразил.

О Внутреннем Ребёнке уже много сказано и написано. Немного теории, для тех, кому не знаком этот термин. Понятие Внутреннего Ребенка (ВР) пришло к нам из теории транзактного анализа Э.Берна.

Каждый человек в каждый момент времени находится в состоянии Родителя, Взрослого или Ребенка и так он проявляет себя по отношению к другим людям. Но Внутренний Ребенок это то, каким ребенком человек является для самого себя. Он не виден окружающим, но выражает важнейшие проблемы самоотношения личности. ВР счастлив или несчастлив в зависимости от того, как к нему относится сама личность, и как он относится к личности в целом, а также к самому себе. Именно эмоциональное состояние Внутреннего Ребенка определяет основной эмоциональный тон личности, ощущение непосредственного счастья или, наоборот, депрессии, уверенности в себе или собственной никчемности. ВР может мстить за что-то самому человеку, дарить ему удачу или поражение, вести его к определенному образу жизни и предопределять выбор работы, друзей, спутника жизни или отношение к собственным детям.

Состояние ВР создается определенными условиями жизни в детстве, прежде всего тем, как к ребенку относились его родители, какие вербальные и невербальные «предписания» он получил от них, как он их понял, и какие решения на их основании принял.

Однажды созданные состояния сохраняются во взрослом состоянии «по умолчанию», как жизненные установки и взрослый человек обычно не осознает того, как они порождают его хронические эмоции, формы поведения и стратегию жизни. Внутренний Ребёнок сохраняет основные способы адаптации, избранные в детстве и отвечает за базовые цели и мотивы.

Именно Внутренний Ребёнок – источник психической энергии, желаний, влечений и потребностей. Здесь радость, интуиция, творчество, фантазия, любознательность, спонтанная активность. Но Травмированное Внутреннее Дитя взамен радости дает нам детские страхи и обиды, капризы и недовольство, отчего вся жизнь может казаться каторгой. Можно сколько угодно прятать, отвергать, игнорировать своё внутреннее Дитя – его потребности, но он всё равно будет давать о себе знать.

Ко мне на терапию приходят разные люди. С различными затруднениями в своей теперешней жизни. С различными судьбами и разным детством.

Так вот то общее, что объединяет всех моих клиентов - это травмы из детства.

Как это ни удивительно, но практически в каждом из нас живёт маленький травмированный ребёнок. Это большое счастье, если у человека было по- настоящему счастливое и свободное детство. Если его любили, принимали, позволяли быть собой. Не втягивали в психологические игры (он их вообще не видел), на него не вешали функции родителя (если были братья и сестры), его не использовали в качестве инструмента манипуляций.

Не игнорировали его потребностей. Или же не подавляли их сверхзаботой.

К сожалению, я не знаю таких людей.

Моё детство при всей его «хорошести» тоже не было из ряда счастливых.

Я психотерапию своего Внутреннего Ребёнка проходила в группе. И это были очень сильные впечатления и открытия. Открытия для себя – себя.

Работа по исцелению своего Внутреннего Ребёнка – это процесс, требующий времени. Но это стоит того. Внутренний ребёнок – это наше истинное Я. Когда мы научимся понимать его, мы научимся понимать самого себя.

Внутренний Свободный Ребенок является для уже взрослого человека ресурсом. Если у взрослого человека налажен контакт с его Внутренним Дитя, то от проживания жизни он испытывает много радостных мгновений. У такого человека есть желание жить и энергия двигаться вперед, он с улыбкой и надеждой смотрит в будущее. Такому человеку проще ответить на вопрос «чего он хочет», «что его радует». У тех людей, у кого связь с Внутренним Ребёнком нарушена даже такой простой, казалось бы, вопрос вызывает затруднение. Им трудно сориентироваться в собственных желаниях. Или же в самом плохом варианте – они «уже давно ничего не хотят».

Как резюме хочу подытожить:большая часть жизненных проблем – результат разорванной связи с Внутренним Ребенком.

Восстановление связи со своим Внутренним Ребёнком и процесс исцеления травм детства лучше всего проводить со специалистом-психотерапевтом. Это может быть как индивидуальная, так и групповая психотерапия. От психотерапевта, кроме навыка работы со своим Внутренним Ребёнком, вы получите эмоционально – личностную поддержку, так необходимую в этот непростой период сознательного взросления.

Ещё раз хочу подчеркнуть, что процесс это небыстрый и иногда довольно болезненный. Во время таких занятий по терапии Внутреннего Ребёнка плачут все – мужчины, женщины, успешные бизнесмены и жёсткие руководители. Но это слёзы облегчения, освобождающие от напряжения, хранившегося подчас не один десяток лет внутри.

Что даёт терапия Внутреннего Ребёнка?

Если в нескольких словах, то ощущение радости жизни.

Возвращается вот то детское восприятие восторга от того, что «Я – есть» и «Жизнь – есть».

Есть много техник по возвращению связи с Внутренним Ребёнком. Самостоятельно я предлагаю вам начать знакомство с системой процедур исцеления Внутреннего Ребёнка с психотехнологии «Весенняя прозелень» Л. Бондс из книги «Магия цвета». Вот как она описана в книге Ковалева С.В. «Мы родом из страшного детства или Как стать хозяином своего прошлого, настоящего и будущего»

Привожу отрывок:

1. Возьмите свой пиджак и скатайте его. Важно, чтобы пиджак был именно ваш.

2. Положив свернутый пиджак рядом, займите устойчивое положение на стуле, плотно прижмите стопы к полу.

3. Двумя руками возьмите пиджак и, крепко его удерживая, положите на колени сверху.

4. Взгляните на сверток отчетливо представив себе, что впервые взяли на руки самого себя, маленького ребенка.

5. Теперь говорите с малышом, который никогда еще не. слышал вашего голоса. Например, повторяйте следующие слова: «Я больше никогда не покину тебя». Пауза. «Никогда. Ты будешь со мной. Ты слышишь меня?» Пауза. «Я больше никогда не оставлю тебя». Пауза. «Никогда. Ты теперь всегда будешь со мной». Пауза. «Всегда».

6. Повторяйте это до тех пор, пока твердо не убедитесь, что «ребенок» слышит вас.

7. В заключение возьмите маленький сверток на руки, прижмите его к груди и покачайте, как ребенка.

Л. Бондс отмечает, что, возможно у вас возникнет необходимость повторять это упражнение раз в день в течение нескольких дней, пока ваш Внутренний Ребенок окончательно вам не поверит, поскольку «он» или «она» до сих пор жили в постоянном страхе оттого, что были покинуты, и весь «их» опыт говорит о том, что мы, взрослые люди, не уделяем своим детям должного внимания.
Дальнейшим развитием вашей работы с собственным Травмированным Дитя может выступить психотехнология «Приласкайте ребенка, которым вы были» Дж. Рейнуоттер («Это в ваших силах»). Данная, весьма похожая на вышеизложенную, процедура делается так.

Примите удобную для вас позу, расслабьтесь, закройте глаза, войдите в расслабленное, восприимчивое состояние сознания.

Выберите какой-нибудь тяжелый период вашего детства. Представьте, каким вы были тогда. Каким вы видите себя ребенка? Он сидит, лежит или идет?

Обратитесь к нему. Скажите ему несколько теплых слов одобрения и поддержки. Посоветуйте ему что-нибудь. Будьте ему родителем (защитником, другом, опекуном), какого вы сами хотели иметь. Возьмите в руки мягкую игрушку, которая будет изображать ребенка, которым вы были, поласкайте, побаюкайте ее.

Когда вы закончите это упражнение, обязательно запишите чувства и мысли, пришедшие вам в голову. Для многих людей это очень сильное переживание, а иногда и прорыв.

Однако очень может быть, что ваш Внутренний Ребенок был травмирован, что называется, сразу - с момента рождения. Если это так, то будет лучше, если вы воспользуетесь психотехнологией. «Стань родителем самому себе», описание которой я сделал по предложенным Дж. Грэхемом («Как стать родителем самому себе. Счастливый невротик») вариантам процедур.

Представьте, что вы присутствуете при собственном рождении. Как только вы появитесь на свет, обратите все ваши чувства к новорожденному младенцу, возьмите его на руки, заключите в объятия и просто приласкайте, одновременно нежно глядя себе только что рожденному в глаза. Когда вы заметите, что ваше новорожденное «я» возвращает вам этот взгляд или просто видит вас, обратитесь к этому своему Внутреннему Ребенку и скажите, что вы любите и понимаете его и что поможете ему вырасти и стать взрослым. Убедите ваше Дитя, что он(о) пришло в безопасный мир, в котором вы обеспечите ему необходимую защиту и помощь. Заверьте вашего Внутреннего ребенка, что он никогда не будет чувствовать себя одиноким или обиженным, что он может становиться кем захочет и каким захочет; что ему не понадобится больше бороться за победу и терпеть поражения, потому что вы, его взрослое сознание, поможете своему Дитя пройти через любые испытания. Объясните вашему Внутреннему ребенку, что он не знает чувства одиночества или страха, потому что вы вознаградите его таким вниманием, что он (вы) будет расти в атмосфере любви и безопасности. Убедите свое Дитя, что ему не нужно будет прибегать к отчаянным попыткам обратить на себя внимание (которые закрепляются в виде невротических и психосоматических симптомов), потому что вы будете слушать и слышать его. И слушаться везде, где это действительно надо».

И ещё одно упражнение из любимых мной:)

Вспомните и запишите 25 ваших любимых занятий (пускать мыльные пузыри/самолётики/воздушного змея; рисовать; заниматься любовью; печь печенье; вязать; водить машину; плавать/нырять; играть в футбол/хоккей/шашки/шахматы/лото/прятки; петь; танцевать; кататься на коньках/лыжах/санках/велосипеде; лазить по деревьям/скалам/заборам; лепить из пластилина; и т. п.)

Что из этого списка Вам по-настоящему доставляло удовольствие в раннем детстве?

Что из этого списка Вам по-настоящему доставляет удовольствие сейчас? Когда последний раз вы позволили себе заняться чем-то из перечисленного вами?

Поставьте дату возле каждого занятия. И не удивляйтесь, если окажется, что это было много лет назад.

Выберите что-нибудь, что Вы не делали уже очень - очень давно и… сделайте это!

Найдите минутку для себя каждый день. Не откладывайте и не отодвигайте «на потом» - с понедельника, с Нового года, с отпуска.

Не отмахивайтесь от своего Внутреннего Ребёнка.

Учитесь быть для него Заботливым Родителем.

С любви и принятия себя, своего Внутреннего Ребёнка, начинается любовь и принятие жизни, доверие к ней и к людям.

Ниже приведён список утверждений. Внимательно прочитайте их. На какие из них вы бы ответили «Да»:

  1. У вас низкая самооценка и вы уверены, что являетесь не таким хорошим человеком, каким бы вам хотелось быть.
  2. Когда длительно время в вашей жизни все хорошо, то у вас внутри возникает ощущения, что скоро случится что-то неприятное.
  3. Вам очень сложно отказывать людям. Говоря им «нет», вы испытываете чувство вины.
  4. Очень часто бывает так, что вы не понимаете, а чего же ВЫ хотите на самом дело. Вы испытываете сложности, даже принимая мелкие решения (какой чай выбрать, например)
  5. Вы считаете, что недостойны успеха. Когда он приходит к вам, то вы думаете, что незаслуженно его достигли.
  6. У вас довольно часто возникает необъяснимое чувство стыда.
  7. Вы боитесь, что окружающие посчитают вас эгоистом, если свои личные потребности вы будете ставить на первое место.
  8. Из-за своих комплексов и страхов вы думаете, что, предугадывая мысли и желания людей, к вам будут относиться лучше.
  9. Время от времени вы испытываете очень глубокое чувство вины перед родителями, потому что считаете, что не оправдали их ожидания.
  10. Вы взвалили на себя ответственность за счастье ваших родителей.
  11. Если в адрес дорогих для вас людей вы испытываете злость и раздражение, то потом вас очень долго преследует чувство вины за это.
  12. Вы занижаете свою значимость перед другими людьми и считаете, что они гораздо важнее, чем вы.
  13. Вам очень трудно расслабиться. Вы с огромным усилием позволяете себе отдых и развлечения.
  14. Вы не верите, что комплименты, которые другие люди говорят в ваш адрес, на самом деле идут от сердца и вы их действительно достойны.
  15. Вы стараетесь показать окружающим, что у вас все отлично, пусть даже это и не соответствует действительности.
  16. Вы ощущаете, что как родитель – не достаточно хороши для своих детей.

А теперь давайте заглянем в самые потаённые уголки души. Туда, где живут все детские воспоминания, где обитает ваш Внутренний Ребёнок.

Для некоторых упражнений вам могут понадобиться чистые листы формата А4, цветные карандаши (фломастеры), гуашь разных цветов, кисточки для рисования.

Упражнения, которые приведены ниже можно делать самостоятельно, а можно - в группе. Конечно под руководством вам будет гораздо легче справится с переживаниями, которые могу возникнуть в процессе.

Если вы решили делать данные упражнения самостоятельно, тогда выберите такое время, когда вас никто не будет беспокоить.

Упражнение «Договор с собой»

Для того, чтобы работа была более эффективной, заключите договор сами с собой. Хочу, чтобы вы понимали, что тема детства очень непростая. Иногда могут быть затронуты очень глубокие раны, о которых человек давно забыл. Может наступить такой момент, что просто захочется всё бросить. В другой раз вам может показаться, что уже очень долгое время вы просто топчитесь на одном месте.

Помните, что одним из самых важных условий в данной работе является то, что вам необходимо заботиться о себе. Высыпайтесь, вовремя кушайте, слушайте внимательно сигналы своего тела.

Возьмите чистый лист бумаги, ручку и напишите текст следующего характера: «Я (имя) осознано приступаю к очень глубокой внутренней работе по исцелению своего раненого Внутреннего Ребёнка. Я понимаю, что в процессе работы могут быть выявлены подавленные чувства, которые очень глубоко запрятаны. Я понимаю, что мне нужно будет с ними встретиться и придётся их пережить вновь. Именно это поможет мне исцелить моего Внутреннего Ребёнка.

Я обещаю себе, что буду регулярно заниматься. Каждый день я буду отводить себе время для полноценного сна и питания. Я буду следить за своим здоровьем и беречь его. Я буду относиться к себе с заботой. В случае необходимости, я обещаю себе, что обращусь за психологической помощью или поддержкой к специалисту».

Поставьте дату и свою подпись.

Упражнение «Каким я был в детстве»

Выберите удобное время, что бы вас никто не отвлекал и пройдитесь. Вы можете это сделать как в квартире, так и в парке. Во время ходьбы, вспомните, как именно вы ходили в детстве? Какими были ваши движения? Какой была ваша походка? Какие ощущения были в вашем теле во время движения? Возможно вы были пухлой девочкой и у вас рано начала расти грудь, из-за этого вы сутулились, потому что стыдились своей груди.

Или может быть в детстве вы страдали косолапостью и при ходьбе одна ваша ножка цеплялась за другую, а ваши родители это высмеивали. Или же вы в детстве постоянно бегали и прыгали при любой возможности, особенного, когда родители приходили с работы - вы неслись в припрыжку, а вам делали замечания. Или наоборот – вы были медлительным, а вас всегда подгоняли, вы начинали торопиться и постоянно падали, но быстрее так и не получалось… Постарайтесь ходить так, как вы ходили в детстве.

Вспомните, каким ребёнком вы были тогда. Вы передвигались очень быстро, или были медлительны? Витали в облаках или были очень коммуникабельны и легко шли на контакт с людьми? Что вам больше всего нравилось делать в детстве? Вспомните, какая игрушка была у вас самая любимая? Или их было несколько?

Вспомните свои детские мечты. О чём они были? Вспомните всех своих друзей из детства. Какое ваше самое первое воспоминание из своего детства. О каком времени из него вы вообще ничего не помните? Вспомните свою комнату, если она у вас была. Или, возможно, вы делили комнату с братом или сестрой? О чём еще вы вспоминаете, когда ходите сейчас и стараетесь ощутить себя в теле ребёнка?

После того, как вы закончили упражнение, возьмите лист и ручку и нарисуйте все ассоциации, которые приходят вам в голову. Это ассоциации, которые связанны с данным упражнением. Просто отпустите свою руку и посмотрите, что она сама будет выводить, доверьтесь своим движениям. Попробуйте нарисовать свои ассоциации левой рукой, если вы правша, и наоборот.

Упражнение «Фотоальбом воспоминаний»

Для выполнения этого упражнения вам понадобятся ваши детские фотографии. Если у вас есть альбом с вашими фото, это очень хорошо. Если же ваши детские фото находятся в цифровом варианте, тогда, пересмотрите их и распечатайте те, которые вызывают у вас различные эмоции. Это может быть радость или печаль, различные воспоминания.

Теперь разложите эти фотографии перед собой. Присмотрите на них внимательно. Каким вы выглядите на них? Грустным или радостным? Счастливым или печальным? Сконцентрируйтесь на своих субъективных ощущениях и не обращайте внимания на то, что говорит ваша «рациональная часть».

Эта ваша часть может рассказывать вам, что у вас было замечательное детство, в котором все было очень хорошо. Но если, пересматривая свои детские фотографии, у вас появляется грусть, а на глазах выступают слёзы, то скорее всего это не так. Очень важно, чтобы вы опять начали доверять своим чувствам, внутренним ощущениям.

Если у вас есть свои дети и вы понимаете, что сейчас ваши отношения с ними находятся в стадии конфликта, тогда найдите своё детское фото, где вам столько же лет, сколько лет сейчас вашему ребёнку.

Существует некая закономерность, что у родителей с детьми отношения начинают обостряться в том возрасте, в котором у самого родителя в его детстве остались незавершённые проблемы, не прожитые переживания. У взрослого не удовлетворены свои собственные детские потребности.

Допустим, что вы конфликтуете со своим семилетним сыном. Скорее всего именно в этом возрасте у вас остались неразрешённые моменты. Вам необходимо их разрешить, впустить в свою взрослую жизнь и завершить. Может быть, что в этом возрасте вы пережили серьёзную потерю. А возможно вам все запрещали, или же наоборот – все разрешали.

И так начнём. Возьмите своё детское фото. Вы можете носить его с собой в бумажнике, или поставить на видное место. Это должна быть фотография, в которой вы находитесь в возрасте своего собственного ребёнка. Это фото будет напоминать вам о том, что и вы били маленьким. Что и у вас все еще остались те неудовлетворённые детские потребности. Именно эти потребности не позволяют вам на самом деле увидеть то, в чём нуждается ваш собственный ребёнок.

Расположитесь удобно. Включите спокойную музыку и закройте глаза. Теперь мысленно пройдитесь по всему своему телу. Начните от макушки и идите до самых кончиков пальцев на ногах. Ваше дыхание должно быть спокойным и глубоким. Теперь сделайте глубокий вдох и на выдохе представьте, как все напряжение, которое скопилось за все эти годы в теле, выходит через ступни ног.

А теперь представьте ваш альбом с фотографиями. Не важно есть он в реальности или нет. В вашем внутреннем фотоальбоме находятся все ваши фотографии. Они расположены в хронологическом порядке. Самое первое ваше фото – это день вашего рождения, а самая последнее – сегодняшний момент.

Совсем не обязательно что бы все фото, которые вы представляете, существовали в действительности. В мыслях пролистывайте свой альбом, начиная с настоящего момента. Вот именно сейчас, в этот момент времени, во что вы одеты, в какой позе находитесь, ваше выражение лица и настроение, есть ли рядом другие люди или нет, нравитесь ли вы себе или нет?

После того, как вы детально рассмотрели эту фотографию, перелистывайте страницу. Посмотрите на следующее фото, на котором вы на пять лет моложе, чем сейчас. Рассмотрите эту фотографию так же подробно, как и предыдущую.

Перелистывайте альбом дальше. Теперь перед вами вы, но на десять лет моложе. Дальше ваше фото в подростковом возрасте. Постарайтесь вспомнить, как вы себя чувствовали тогда? Что происходило в вашей жизни? Какие эмоции и переживания вы испытывали?

Продолжайте листать альбом. На следующем фото вам четыре года. Так же подробно рассматривайте эту фотографию. Какие чувства выражены на лице этого маленького ребёнка? Какая одежда на нём? Где он находится?

На следующей фотографии вы видите себя очень маленьким, возможно вы только что родились. Посмотрите на себя внимательно на этом снимке. Как выглядит эта кроха? Во что одета? Есть ли на фото ещё кто-то? Подумайте, как себя чувствует этот малыш на фотографии? Что чувствуете вы, когда рассматриваете себя, еще совсем малышом?

После того, как вы закончите рассматривать эту фотографию, начните медленно в своих мыслях листать альбом обратно – с младенчества и до сегодняшнего дня. А теперь скажите себе, что в вас осталось от того ребёнка, которым вы были когда-то? Что изменилось в вас?

Упражнение «Давайте порисуем»

Вам нужно: ваша детская фотография, разноцветные карандаши и чистая бумага. Возьмите фото, которое вы выбрали и положите перед собой. Сколько вам на ней лет? Теперь закройте глаза. Возьмите карандаш в левую руку, если вы правша (и наоборот) и спросите у своего Внутреннего Ребёнка, что он хочет нарисовать? Ответ может прийти как в виде слов, так и в виде образов.

А теперь начинайте водить карандашом по бумаге. Ваша рука может рисовать линии, различные каракули, или это будет какой-то связанный рисунок - это не имеет значения. После того, как вы почувствовали, что рисовать уже достаточно, поблагодарите мысленно своего Внутреннего Ребёнка.

Упражнение «Смотрим кино»

Хочу предложить вам посмотреть фильм с Брюсом Уиллисом, который называется «Малыш». Это замечательный и очень добрый фильм. Просмотрев его, вы поймёте, что очень важно, будучи уже взрослым, понять, что у вас внутри живёт Внутренний Ребёнок и помочь ему не может никто, кроме вас самих.

Что, продолжая игнорировать своего Внутреннего Ребёнка, он начнёт проявляться тогда, когда вы совсем этого не ждёте и не готовы к этому. Ему просто жизненно необходимо обратить на себя ваше внимание и получить то, в чём он все это время нуждается.

Просмотрев фильм, вы увидите, как кардинально может измениться жизнь человека, когда он примет то, что в его жизни всегда присутствует Внутренний Ребёнок. После обсудите этот фильм с человеком, которому вы доверяете.

Так же для работы вы можете использовать автора Ирины Орда. Работать с этими метафорическими картами очень просто и для этого не обязательно быть профессиональным психологом. Приобрести их вы можете в таких городах, как Челябинск, Курган, Екатеринбург, Новосибирск, Тюмень, Уфа, Омск и в других регионах России, а также в Казахстане.

Я желаю вам мира и гармонии!

Всегда ваша, Ирина Орда!

Октябрь 2017



Рассказать друзьям

Внутренний ребенок: как с ним работать

Содержание

1. Родом из детства
2. Счастливый или несчастный?
3. Немного о внутренних родителях
4. Две стороны одной медали
5. Как достичь гармонии с собой?
6. Не бойтесь общаться с внутренним ребенком!

Родом из детства

Первый опыт человек получает еще во внутриутробном периоде. Ученые доказали: самочувствие будущей матери, ее настроение – первые «кирпичики», из которых строится психика ребенка. Каждый его день после рождения вносит в жизненную «копилку» образы, потребности, поведенческие установки. Эту часть психики, которую психологи именуют внутренним ребенком, никуда не исчезает: до определенного времени она может никак не проявлять себя.

Периодически каждый человек сталкивается со своим жизненным опытом. Те, у кого налажен контакт с внутренним ребенком, кто знает, как работать с ним, легче живут, большего достигают, меньше склонны к депрессивным состояниям. Но удается это, увы, не многим.

Счастливый или несчастный?

Внутренний ребенок – многогранное понятие, которое объединяет потенциал личности, ее жизнеспособность, уравновешенность. Именно эта часть души формирует творческие натуры, помогает преодолевать жизненные препятствия, отвечает за искреннее, позитивное отношение к миру. Ребенку важно, чтобы его принимали, понимали, не сравнивали с кем-то и удовлетворяли потребности – с этого начинается путь Личности к познанию себя.

Критика – плохое подспорье в воспитательном процессе. Она оправдана лишь в том случае, когда подкрепляется аргументацией, не ограничивается абстрактными «ты не прав» и «так нельзя». Ребенок должен понимать, почему это – хорошо, а то – плохо, видеть корни своих поступков и их возможные последствия. Постоянная безосновательная критика способствует формированию негативного образа, от которого многие пытаются отречься еще в детском возрасте. Человек искусственно создает ложное «Я», перестает себя слышать. Как поговорить с внутренним ребенком, если полностью утрачена связь с собой настоящим?

Немного о внутренних родителях

И они в нас тоже живут! Многие фразы ребенок воспринимает в качестве мощных утверждений, которые формируют модель поведения в будущем. Нередко внутренние родители выполняют лишь функцию критиков. Проявляется это в незримых диалогах с собой, когда в ответ на попытки себя оправдать, похвалить, пожалеть, словно молотком, отстукиваются знакомые с детства фразы: «Ты все делаешь не так», «У тебя ничего не получается». Внутренние родители и дети, осознавшие себя в новом статусе, становятся врагами и, как следствие, перестают общаться. Часто это переносится и в реальную жизнь.

Две стороны одной медали

В каждом из нас живет счастливый внутренний ребенок, который окружен любовью, чувствует себя в безопасности, испытывает творческие порывы, искренне восхищается окружающим миром. Но есть и травмированный внутренний ребенок, которому не хватает защиты, утешения, одобрения.

Негатив, обрамленный неуверенностью в себе, часто становится решающим фактором в выборе профессии или спутника жизни. Люди, в которых «лидируют» несчастные дети, редко достигают успехов в учебе и работе. Далее – замкнутый круг: неудачи усугубляют проблемы, а те подтверждают статус неудачника…

Простой пример. Начальник фирмы получает спокойное, корректное замечание своим подчиненным. Один сотрудник спокойно соглашается и принимает к сведению сказанное. У другого же человека это вызывает волну агрессии. Каждый достал из своего жизненного «багажа» то, что там находилось…

Как достичь гармонии с собой?

Многие уверены: человек – кузнец своего счастья, нужно смело идти вперед, оставив воспоминания в прошлом. Но жизнь показывает: «принудительное» закрытие дверей в детство лишь усугубляет проблемы. На какое-то время это помогает, но рано или поздно отголоски из прошлого напомнят о себе.

Как работать с внутренним несчастным ребенком? Можно ли остановить механизм самоуничтожения и «запрограммировать» себя на успех? Для начала нужно попытаться поговорить с собой в спокойном состоянии. Устройтесь в любимом кресле, отвлекитесь от будничных дел и представьте внутреннего ребенка, живущего в вас. А теперь «пообщайтесь» с ним:

1. Прислушайтесь к его чувствам и опишите их.
2. Попытайтесь вспомнить «возраст» переживаний.
3. Попробуйте увидеть, как выглядит ребенок, где находится, кто его окружает.
4. Как он реагирует на вопросы? Ему одиноко и страшно? Найдите слова утешения.
5. Расскажите ему о своих чувствах, предложите помощь.
6. Как ребенок ведет себя рядом с внутренним родителем?

Не бойтесь общения с внутренним ребенком!

И лучше всего – перед зеркалом. Разговаривайте с внутренним ребенком регулярно. Дайте ему рассказать о переживаниях, выплакаться: за много лет эмоциональная «копилка» потяжелела и не дает уверенно двигаться дальше.

Устройте «малышу» праздник, дополните его воздушными шарами, вкусностями. Не скупитесь на слова, которые сами мечтали услышать в детстве. Каждый день говорите внутреннему ребенку, что он самый красивый, добрый, любимый. Как быстро ждать изменений в жизни? Не раньше, чем вы станете лучшими друзьями со своим внутренним ребенком…