Исторические костюмы викингов. Костюмы Джоан Бергин к сериалу "Викинги"

Костюм норманнов (викингов)

Норманны - это северогерманские народы, предки жителей скандинавских государств, вошли в историю последними из германцев — в самом начале средних веков. Они не принимали активного участия в набегах своих соплеменников на Римскую империю, зато, как известно, сохранили — в северном варианте — многие утраченные теми героические сказания и песни.

Часть этих северных германцев продвинулась с крайнего севера на запад Скандинавского полуострова — они назывались норманнами; на востоке полуострова племена шведов расселились к западу от озера Меларен и к югу от прибрежных равнин, и около 1164 г. объединились вокруг общего религиозного центра и королевского двора в Упсале. Северные народы вели свои войны в основном в восточных областях, на побережье Финского залива, куда они также продвинулись. В борьбе с обитавшими там финскими, латышскими и славянскими племенами и образовалось сильное восточное государство. С завоеванием Южной Швеции, островов Балтийского моря и Ютландии норманны добились исключительного господства на территории трех современных северных государств.

В старинной песне говорится о свободном человеке с расчесанной бородой, открытым лбом, в плотно прилегающей одежде, который приручает быков, ходит за плугом, строит дома; о хозяйке дома в простой одежде, чепце, платке на плечах, с украшениями на шее — она прядет тонкую пряжу; наконец, о высшем сословии — ярлах, которые упражняются в метании копий, верховой езде, учатся переплывать Зунд.

Об одежде норманнов, перебравшихся из Нормандии в Англию под начальством Вильгельма Завоевателя, дает нам полное понятие ковер, согласно сказаниям, собственноручно вышитый Матильдой Фландрской, женой Вильгельма, в память о завоевании Англии.

Мужчины изображены на этом ковре в опоясанных полудлинных куртках с узкими рукавами; знатные вожди в длинных, доходящих до ног куртках, без складок в поясной части. Знатные люди носили, вероятно, под такой курткой и рубаху, вошедшую в употребление у англосаксов; низшие же сословия норманнов начинают пользоваться рубахой лишь с XIII столетия. Длинные куртки служили старикам довольно долго; знатная же молодежь перешла к коротким.

Плащ имел прямоугольную форму; он скреплялся на правом плече либо пряжкой, либо шнуром с кистью.

Сначала куртки и плащи для низших сословий изготовлялись преимущественно из шкур, а с XII столетия вошла в употребление шерстяная материя. Норманны носили длинные штаны или чулки; они обертывались до колен, а иногда и до ступни повязками. Длинные чулки делались из полотна, сначала одноцветного, а затем и полосатого. Богатые люди носили и шелковые чулки.

Повязки, заменявшиеся у черни простыми ремнями, у богатых людей украшались дорогими кистями. Обувью служили полусапожки, нечто вроде кожаного чулка, который знать украшала всевозможными вышивками. К концу XI века появляются остроконечные башмаки.

Головным убором служил плотно прилегавший к голове чепец, завязывавшийся под подбородком. Встречались, впрочем, и меховые, и войлочные шапки зонтикообразной формы, а иногда и круглой или чашеобразной.

Перчатки считались большой роскошью: их носили только короли, высшее духовенство и богатое дворянство.

К драгоценным украшениям у норманнов особого пристрастия не было. Волосы они носили коротко остриженными спереди, заднюю половину головы почти совершенно выбривали, лицо было всегда гладко выбрито.

В XII столетии замечается уже некоторое стремление к роскоши, и одежда знатных людей резко меняет форму. Короткая и узкая куртка становится длинной и широкой. Рукава тоже делаются шире и длиннее, падают ниже кистей рук и откидываются назад. Входит в обычай ношение двух курток; на верхней была богатая вышивка по краям, а нижняя волочилась по земле. Поверх короткой куртки часто носили еще полудлинный, плотно охватывавший тело и застегивавшийся на груди плащ с капюшоном, швы которого украшались вышивками. Плащи нередко подбивались мехом.

Стали носить остроконечную обувь; концам придавалась форма клюва или рога. Резко изменилась и прическа: волосы не сбривались больше на затылке, а отпускались, напротив, возможно длиннее. В царствование короля Стефана в высшем обществе появляются даже и парики. Волосы стали помадить, завивать и закреплять шнурами и лентами.

В XIII столетии снова произошла резкая перемена: начинают носить короткое одеяние; рукава становятся до того узки, что их шьют до локтя раздвоенными и застегивают только после того, как рука уже в них продета.

Плащ с капюшоном падал до икр; рукава его казались как бы окончанием начинавшейся на плечах и спадавшей на спину пелерины. Носили также и такой плащ с капюшоном, у которого были с обеих сторон разрезы до плеч; передняя его часть могла быть по желанию закинута за спину. Плащи изготовлялись либо из грубой шерстяной материи и служили для верховой езды, либо из тонкого материала, нередко из шелка, и носились как праздничное одеяние.

Придворные и даже король одевались так же, как и знатные люди; особых придворных костюмов не было, равно как и специально королевского одеяния. Отличалось последнее только тем, что делалось из очень дорогого материала и украшалось отделкой из золота и драгоценных каменьев.

У знати были еще в употреблении сандалии, состоявшие из кожаной подошвы с красными суконными подвязками или с золочеными ремешками, которые крестообразно завязывались на ступне, а нередко покрывали всю ногу в виде шахматных клеток.

Головным убором служили береты с плоским донышком и прямым козырьком. Короли, князья, епископы и знать носили перчатки с богато расшитыми и доходившими до локтя крагами. Вместе с длинными, искусно завитыми волосами стали носить бороду и усы. Кроме поясных украшений и пряжек для плащей начали входить в моду и другие драгоценные украшения. Знаками верховной власти были корона, скипетр и держава.

На изображениях у каждого короля имеется корона особой формы. Чаще всего - украшенный дорогими каменьями и жемчугом венец с четырьмя поднимающимися кверху зубцами; красная шапочка стала приделываться к таким венцам уже в позднейшее время. Скипетром служил жезл, длиною приблизительно в 2 /2-3 фута, с драгоценными каменьями, заканчивающийся цветочной чашечкой или трезубым листком.

Норманнские женщины носили сначала поверх рубашки длинное платье, рукава которого были так узки, что их приходилось разрезать в передней части и застегивать или зашнуровывать; между пуговицами или шнурками виднелась белая рубаха. Роба , верхнее платье, плотно прилегала в верхней части туловища; нижняя же ее часть была очень широка. Рукава плотно облегали руку до локтя, а иногда и до кисти, но тут сразу раскрывались и падали до земли широкими, открытыми мешками. Мешки эти подбивались легкой материей ярких цветов - их носили только женщины высшего круга.

Шейный вырез, рукава и нижний край верхней одежды обшивались широкими, роскошно расшитыми полосами. Сначала у платьев редко были пояса, но надо думать, что юбка приподнималась посредством полос из материи.

На одном изображении видна дама в перчатках, к которым приделаны падающие до земли крылья из материи. Волосы норманнские женщины носили распущенными или же заплетали их в две или даже несколько кос. Голову покрывали довольно длинным, изготовленным из тончайших тканей платком, который мог даже заменять плащ. Шею покрывал сделанный из тонкой ткани шейный платок, большей частью, белый, -поверх выреза платья и вплоть до подбородка.

I. Викинг в штанах из звериной шкуры.

2. Викинг (норманн) в бронзовом шлеме и блузе с узором по краю. 1 и 2 — с бронзовых пластин, найденных на острове Эланд.

3, 4. Норманны в железных и бронзовых шлемах различной формы. VII — X вв.

5. Норманны-воины. Кожаные доспехи с зубчатым краем. IX в. Британия.

1—3. Воины. Средний — с трубой наподобие альпийского рожка, 1 — одет в sagurr

4. Предводитель войска со штандартом.

В статье использованы материалы

Сидоренко В.И. История стилей в искусстве и костюме

Людмила Кибалова, Ольга Гербенова, Милена Ламарова. "Иллюстрированная энциклопедия МОДЫ. Перевод на русский язык И.М.Ильинской и А.А.Лосевой

Комиссаржевский Ф.П. История костюма

Вольфганг Брун, Макс Тильке "ИСТОРИЯ КОСТЮМА от древности до Нового времени"

Оценить материал:

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Цели и задачи проектной работы Цель: на основе письменных и вещественных источников дать общее представление о женском костюме Скандинавии IX-XI вв. в контексте отражения социально-экономической и этнокультурной истории региона. Задачи в ходе реализации проекта: 1. Реконструировать скандинавский женский костюм (по материалам погребальных памятников Бирка, Хедебю), на основе полученной информации изготовить одежду на куклу; 2. Развить ключевые социально-трудовые образовательные компетенции; социальною активность, умение анализировать, сопоставлять информацию, делать выводы и своими руками создавать то, что задумано; 5. Формировать эстетические потребности и ценности.

3 слайд

Описание слайда:

Данные о женском костюме эпохи викингов IX-XI вв. фрагментарны. Это объясняется тем, что на раннем этапе археологического изучения (в XIX веке) исследователей в большей степени интересовали "яркие" находки: мечи, фибулы и т.д., в то время как "обычные" находки, такие как остатки тканей, оставались зачастую вне поля зрения. Находки фрагментов одежд поэтому либо просто исчезали, либо надолго попадали в фонды музеев. Агнес Гейер (Agnes Geijer) первой проявила академический интерес к находкам тканей из Бирки. К моменту начала ее исследований всякая надежда на точную реконструкцию одежд уже исчезла. В то же время слои ткани сохранялись на черепаховидных и иных фибулах, поэтому было известным сколько слоев одежды носилось, но ни малейшего представления о том, как выглядел индивидуальный костюм. В итоге ее работа увидела свет только в 1938 году. Гейер реконструировала нижнюю рубаху, поверх которой носился "передник" (pinafore arrangement) с лямками, которые скреплялись черепаховидными фибулами. Многие известные исследователи, такие как М.Хальд (M.Hald) в 1950 и Инга Хегг (Inga Hagg) в 1974 продолжили работу Гейер, и их реконструкции женского скандинавского костюма эпохи викингов поступили в печать. История изучения скандинавского костюма эпохи викингов

4 слайд

Описание слайда:

Одежда знати Нижняя рубахи оставались в IX веке без складок, но в X столетии чаще были плиссированы. Они достигали длиной до щиколоток и застегивались (в X веке) у горла обычной круглой фибулой. Предполагается, что это было одеяние со складками во всю длину тела, к которому пришивались складчатые рукава. Эти "складчатые рубахи" затягивались вокруг шеи шнурком. Плиссированные рукава реконструированы как с продольными или поперечными складками. Инга Хегг показала на основании анализа коррозии на тыльных сторонах фибул, что складки шли горизонтально, вокруг рук.

5 слайд

Описание слайда:

Остатки нижнего платья обнаружены также в Хедебю, крупном торговом датском центре. Они также были плиссированы, или, в более простом варианте, с подолом, расширенном клиньями. Одна из находок была очень длинной, подбитой пухом и украшенной пуговицами от лодыжки до края подола. Возможно, это местный вариант, характерный для Дании. Нижняя рубашка с клиньями из Бирки

6 слайд

Описание слайда:

Платье Исходя из материалов Бирки предполагалось, что эта одежда была длиной до колена и украшалась тесьмой. Также предполагалось, что верхнее платье обычно шилось из шелка, а обшлага рукавов украшались дорогой вышивкой. Однако, четкая картина все же отсутствует. Не все женщины были погребены в полном костюме, ткань различных предметов костюма отличается, и не все материалы сохранились в различных могилах. В некоторых случаях платье (если оно было надето) шилось из шерсти с ромбическим переплетением или из шелка. Это же наблюдение может быть применено к передникам (apron), хотя в некоторых случаях их лямки делались из полотна. Такая же неопределенность наблюдается и в длине одеяния. При столь небольшом количестве сохранившихся материалов определить длину одежды можно только по сохранившимся фрагментам тесьмы.

7 слайд

Описание слайда:

Следовательно, платье можно рассматривать и как довольно короткое одеяние с ценными вышивками по сторонам, а также обшлагам рукавов.

8 слайд

Описание слайда:

Передник (apron) Поверх платья носился передник (apron). Исследуя количество петель, которые застегивались черепаховидными фибулами, Флеминг Бау выявила по меньшей мере четыре различных комплекса. При сравнении с "фигурками валькирий" было предположено следующее. Передник оборачивался вокруг тела, причем передняя часть оставалась открытой. К верхним углам пришивались петли, к которым крепились черепаховидные фибулы. Две дополнительных петли пришивались сзади к середине верхнего края и, будучи перекинутыми через плечи, скреплялись с передними петлями фибулами. Во втором варианте к переднику добавлялся длинный нагрудник, который пристегивался к фибулам. Прекрасную иллюстрацию можно видеть на золотой фигурке для Хнефатафля из Тузе (Tuse, Дания).

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

Третий вариант добавлял к предыдущему (передник и нагрудник) длинный шлейф сзади, который также крепился петлями к черепаховидным фибулам. Иллюстрацию такого варианта можно обнаружить на серебряной фигурке валькирии из Туны (Tuna, Швеция). Четвертый вариант включал передник и плиссированный шлейф, но без нагрудника. Варианты расположения петель могли быть следующими (слева направо): Одна петля сверху и две петли снизу для 1 варианта (передник и нагрудник). Две петли сверху и две петли снизу для 2 варианта (передник, нагрудник и шлейф). Две петли сверху и одна петля снизу для 3 варианта (передник и шлейф) Передники шились из шерсти или шелка, иногда отделывались вышивкой или шерстяной или шелковой каймой. Информация о материале шлейфа неизвестна, однако поскольку шерсть плохо сохраняет складки, то наиболее вероятными будут шелк или льняное полотно.

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

Пояса В женских погребениях Бирки поясов не обнаружено, что можно рассматривать как особенность погребения знати, поскольку предполагалось наличие служанок и работниц для выполнения различных работ по дому: просторный передник и цепочки будут только мешать в этом случае. Однако отсутствие поясов можно интерпретировать как характерную черту погребального обряда. Так, мужчин хоронили с мечами, что указывало на то, что они были воинами и могли войти в Вальгаллу. В этом случае отсутствие поясов в женских погребениях должно было указывать на их достаточное благосостояние, чтобы иметь служанок и работниц для выполнения повседневных домашних нужд. Практически, традицию ношения тканых поясов было широко распространено. Более того, серебряные наконечники ремня с остатками шелка обнаружены в некоторых погребениях Бирки. Они могли принадлежать к шелковым тканым поясам, и некоторые могли носиться женщинами.

13 слайд

Описание слайда:

Верхняя одежда Поверх некоторых передников, как показывают находки, носился еще один предмет одежды. У него были рукава, но, в отличие от мужского кафтана, это одеяние не застегивалось на пуговицы. В качестве застежки использовалась фибула, либо трехлистная, либо дисковидная круглая. Вероятно, верхняя одежда шилась из шелка или шерстяного твида. Учитывая наличие различного рода украшений на предметах женского костюма, верхняя одежда, более чем вероятно, была украшена вышивкой или тесьмой. Вполне возможно, что именно верхняя одежда была интерпретирована как платье. В центре показан вариант оформления верхней одежды вышивкой из погребения 735 Бирки.

14 слайд

Описание слайда:

Завершением комплекса костюма была накидка, что четко прослеживается на фигурках валькирий. Накидка Накидки или покрывала делались из шерсти или шелка и иногда окаймлялись мехом. Накидки застегивались около шеи фибулами различных типов. Они должны были быть довольно открытыми спереди, поскольку на некоторых фигурках валькирий (Туна, вверху первая слева) и вышивках (гобелен из Осеберга (Oseberg, Норвегия), четвертая слева показаны нагрудные фибулы даже при одетой накидке.

15 слайд

Описание слайда:

16 слайд

Описание слайда:

17 слайд

Описание слайда:

Головные уборы Согласно всем сагам замужние женщины ходили с покрытой головой. Однако, ни на одной из фигурок нет головного убора. Фрагменты головных покрывал также были найдены в достаточном количестве в Дублине, и расшитый капюшон найден на Оркнеях. Кроме того, существуют дорогие шелковые образцы находок из Йорка и Линкольна. В то же время, в некоторых языческих погребениях прослеживаются следы головного убора. На гобелене из Осеберга (8 в. н.э.) головы женщин покрыты, в то время как в христианских погребениях следов головных уборов не обнаружено. Можно только заключить, что если скандинавские женщины могли выбирать носить им или нет головной убор, то замужние христианки были обязаны покрывать голову.

Вышел второй сезон сериала «Викинги», хочется написать добрые слова в адрес художницы по костюмам Джоан Бергин. Она уже имеет три «Эмми» за предыдущие заслуги. Сериал про Тюдоров (2008-2011) режиссера Майкла Херста запомнился не только сюжетом, но и костюмами Джоан. «Викинги» - очередной проект Херста, посвященный истории (саге) о Рагнаре Лотброке, пассионарии, как сказал бы Гумилев, озабоченном покорением новых земель. В перспективе Рагнар должен налететь и на Русь.
Среди реконструкторов немало «викингов», скоро они прибудут на наш день города очередным десантом. Думаю, что они смотрят сериал строже и критикуют за шапки с козырьками, известные с 15 века, а не с времен Рагнара, с 8 го века.

У режиссера Майкла Херста была своя задача, он хотел показать викингов не кровожадными грязными варварами, а обществом вполне демократическим, в котором женщины могли править и воевать с мужчинами наравне. Викинги в какое-то время владели большой частью Англии, основали Дублин и Йорк.

Однако о том, как одевались викинги известно немногое. Не осталось картин, только скупые исторические записи. Бергин вдохновлялась у себя на родине, в Скандинавии, где есть музеи викингов, посетила Бирк-музей в Стокгольме и музей в Борге, в Норвегии. Она пришла к выводу, что устойчивое клише считать викингов дикарями не соответствует истине. " Они были язычниками, их религия намного старше, чем христианство. Они поклонялись многим богам природы и, как американские индейцы, они носили шкуры и кожу - многих животных. Но в их одежде было так много деталей и были украшения, что можно сказать об определенной "моде".

Оказывается мужчины викингов были вполне чистоплотны. "Ирландские женщины любили викингов, потому что они были так чисты",- объясняет Херст. "Они всегда брали с собой смену одежды на рейдах и они тщательно заботились о своих волосах, в могилах викингов постоянно находили расчески".

Их ювелирные изделия и конструкции также проникли в земли, в которых они поселились после завоевания, например, Ирландии, Шотландии и Англии. Кельтский дизайн пришел от викингов.



Перед художницей стояла задача одеть и главных героев и всю массовку в полторы тысячи человек.


Рагнар Лотброк хотя и становится предводителем, но его власть не так отмечена костюмом, как у влиятельных людей англосаксов. Во втором сезоне только изображение ворона говорит о его отличии от других. Ворон - символ бога Одина, а Рагнар по преданию ведет свой род от самого Одина.

Художница говорит, что ей нравится, что герой по прежнему носит «футболки, кожаные куртки и порванные джинсы, говоря современным языком». Он и впрямь иногда напоминает рокера, крутого пацана. Глядя на костюмы Рагнара, думаешь, что какие-то вещи до сих пор популярны в одежде и символизируют брутального мужчину, готового всегда подраться за свои убеждения.
Первая жена Рагнара, женщина-воительница Лагарта, одета соответственно жене, которая бьется рядом с мужем.

Во втором сезоне Рагнар заводит вторую жену, принцессу Эслог, которая соблазняет гордого воина. Эслог совсем другая, у неё богатые платья, меха, подчеркивающие её высокое положение. Она из богатого рода и показывает свое богатство. ВЫбор актрисы, правда, немного сомнителен, уж очень на ней налет гламурности ощущается.

У Рагнара теперь две жены, каждая со своим характером.Но Лагарту такой расклад не устраивает.

Во втором сезоне у Джоан Бергин появились новые задачи: сделать костюмы англосаксов и их королей.


Одежда в те далекие времена была достаточно примитивной по крою, художница всё-таки делает её приближенной к современной, потому что хочет, чтобы зрителю нравилось смотреть на персонажей, чтобы были видны фигуры, иначе они должны были бы все носить что-то вроде " халатов". Трудно было быть сексапильной в те времена, когда одежда была бесформенной, ни мини юбок, ни лифчиков вандербра.

Хотя Алесса Сазерлэнд в роли соблазнительницы Эслог вполне сексуальна, на ней сетка, украшенная ракушками.

В сериале будут две эффектные сцены свадеб: свадьбы викингов - языческой, с цветами, немного в стиле хиппи и англосаксонской, богатой и христианской. Платье для свадебной церемонии украшено золотыми монетами и выглядит очень эффектно, но и платье невесты викингов тоже создавалось в сложной технике, шерстяной шелк вышивался вручную.

ВИКИНГИ (норманны), морские разбойники, выходцы из Скандинавии, совершавшие в 9-11 вв. походы протяженностью до 8000 км, может быть, и на большие расстояния. Эти дерзкие и бесстрашные люди на востоке достигали границ Персии, а на западе - Нового Света. Слово «викинг» восходит к древненорвежскому «викингр». Относительно его происхождения существует ряд гипотез, наиболее убедительная из которых возводит его к «вик» - фиорд, бухта.

Слово «викинг» (букв. «человек из фиорда») применялось для обозначения разбойников, которые действовали в прибрежных водах, прячась в укромных бухтах и заливах. В Скандинавии они были известны задолго до того, как приобрели дурную славу в Европе.

Французы называли викингов норманнами или различными вариантами этого слова (норсманны, нортманны - букв. «люди с севера»); англичане всех скандинавов без разбора называли датчанами, а славяне, греки, хазары, арабы именовали шведских викингов русью или варягами.

Во времена эпохи викингов скандинавская мода изменялась очень мало. Большинство людей носили домотканую одежду из шерсти и льна, окрашенную растительными или минеральными красителями. Качество и фасон одежды викинга, украшения и аксессуары зависели от его богатства и социального положения. Богатые люди могли позволить себе одежду из тонких, ярких тканей. По праздникам и торжественным случаям они украшали одежду китайским шёлком, золотыми и серебряными нитями. Бедняки носили простую одежду из грубого неокрашенного полотна.

Женщины викингов носили длинные платья, закреплённые вокруг шеи тесёмкой или маленькой брошью. Поверх платьев они надевали шерстяные или льняные туники, зачастую украшенные лентами из домотканого узорчатого полотна. Такие туники

состояли из двух прямоугольных кусков ткани, соединённых на плече ремешками. Ремешки прикреплялись к тунике парой брошек. Некоторые женщины носили на своих туниках броши со свисающими цепочками, к которым прикреплялись разные предметы вроде ножа, гребёнки, ключей или ножниц. Археологи не нашли в женских захоронениях поясных пряжек. По их мнению, женщины завязывали свои туники на талии полосками ткани или же позволяли им свободно ниспадать вниз. Правда в одной из саг говорится о даме, чье платье было ушито на талии, чтобы показать красивую фигуру. На открытом воздухе женщины носили шали, закрепляя их брошами на плечах. Некоторые дамы в очень холодную погоду надевали стёганые плащи с подкладкой из перьев.

Мужчины викинги носили полотняные рубахи и полотняные штаны. Штаны закреплялись вокруг талии тесёмкой, а штанины либо свободно свисали, либо привязывались полоской материи.

Поверх рубахи и штанов мужчины надевали тунику с длинными рукавами. Иногда эти туники украшались яркими лентами из узорчатой ткани, которыми отделывались манжеты и горловина. На тунику викинги надевали кожаный пояс, к которому подвешивали кошелёк или нож. Для защиты от холода викинги нуждались в тёплой одежде. Их одежда была плотно прилегающей к телу, что позволяло придерживать воздух между слоями одежды тёплым. Мужчины носили трусы и плотные шерстяные рубашки с длинными рукавами. Поверх неё викинги надевали длинную рубаху и шерстяную накидку. Большинство женщин носили простые шерстяные фартукообразные платья. Крестьянская одежда состояла из длинной шерстяной рубахи, коротких мешковатых штанов, чулок и прямоугольной накидки. Женщины из высшего общества обычно носили длинную одежду, состоявшую из лифа и юбки. С пряжек на одежде свисали тонкие цепочки, к которым прикреплялись ножницы и футляр для иголок, ножа, ключей и других мелких предметов. Замужние женщины укладывали волосы в пучок и носили белые полотняные чепцы конической формы. У незамужних девушек волосы были подхвачены лентой.

Зимой мужчины - викинги носили меховые шубы или тяжёлые плащи. Рука, в которой они держали меч, оставалась свободной, потому что плащ закалывался на одном плече специальной булавкой.

Как мужчины, так и женщины носили кожаные башмаки или сапоги, голенища которых привязывались к щиколоткам.

Причёски. Женщины викингов отращивали очень длинные волосы. Они заплетали их или связывали узлом на макушке. Вокруг лба они завязывали разноцветные ленты. Замужние женщины покрывали голову платком. Для обозначения своего положения викинги носили металлические украшения. Очень популярны были пряжки на поясе, броши и подвески. Винтовые браслеты из серебра и золота обычно давались воину за проведение удачного рейда или за победу в бою. У большинства мужчин были волосы до плеч, но немногие воины отращивали и длинные. Некоторые викинги заплетали косички по обе стороны лица, чтобы волосы не лезли в глаза. Другие скрепляли их лентой обвязанной вокруг лба.

Многие викинги отпускали бороду. Считалось модным у мужчин заплетать бороду в косички, чтобы ветер не задувал её в лицо.

Историческая зарисовка

Так же, как и женский костюм, мужская одежда Эпохи Викингов была частью традиции, восходящей к древним временам. Тацит описывал германскую одежду римского Железного Века в труде «Германия», гл. 17:

Tegumen omnibus sagum fibula aut, si desit, spina consertum: cetera intecti totos dies iuxta atque ignem agunt. Locupletissimi veste distinguuntur, non fluitante, sicut Sarmatae ac Parthi, sed stricta et singulos artus exprimente. Gerunt et ferarum pelles, proximi ripae neglegenter, ulteriires exquisitius, ut quibus nullus per commercial cultus. Eligunt feras et detracta velamina spargunt maculis pellibusque beluarum, quas exterior Oceanus atque ignotum mare gignit.

Верхняя одежда у всех - короткий плащ, застегнутый пряжкой, а если ее нет, то шипом. Ничем другим не прикрытые, они проводят целые дни у разожженного в очаге огня. Наиболее богатые отличаются тем, что, помимо плаща, на них есть и другая одежда, но не развевающаяся, как у сарматов или парфян, а узкая и плотно облегающая тело. Носят они и шкуры диких зверей, те, что обитают у берегов реки - какие придется, те, что вдалеке от них, - с выбором, поскольку у них нет доставляемой торговлей одежды. Последние убивают зверей с разбором и по снятии шерсти нашивают на кожи куски меха животных, порождаемых внешним Океаном или неведомым морем .

Плащи, описываемые Тацитом, представлены в археологии удивительно большим количеством фрагментов, наиболее сохранившиеся из которых происходят из болот. Это большие прямоугольные куски шерстяной саржи, размером примерно 8 футов х 5 футов 6 дюймов (2,5 х 1,5 м), очень часто украшенные плетёными на дощечках кромками и кисточками. Эти плащи обычно представляются шедеврами ткачества, в том смысле, что они могли быть доступны только очень богатым людям, но фактически переплетение ткани плащей никогда не бывает исключительным. Йоргенсен указывает, что хотя современные ткачи, возможно, пытались произвести аккуратные реплики, только широкие плетёные на дощечках края лучших экземпляров имеет выдающееся качество, и даже они были бы гораздо легче сплетены древними ткачами, чем современными имитаторами. У многих плащей недостаёт этих широких краёв, некоторые имеют более узкие края, а другие не имеют кромки вовсе; эти более простые типы могут быть недостаточно представлены среди находок и, возможно, являются более типичными для обычного германского плаща.


44 Шерстяная рубаха и шерстяные бриджи с пришитыми носками из Торсбьёрга, Германия

Тацит намекает на то, что другая одежда, помимо плаща, являлась редкостью среди германцев, а Цезарь также отмечал, что германцы одевались очень легко. Некоторые римские скульптуры подтверждают, что они могли не надевать ничего, кроме плаща, в то же время значительное количество римских скульптур изображают германцев одетыми в штаны и рубахи, иногда как раз узкие, как их описывал Тацит. По крайней мере, в последующие века эти элементы одежды станут неотъемлемой частью повседневного костюма.

Слово камиза (‘рубаха’) появилось в Латинском языке к концу римского периода, обозначая плотно посаженную льняную тунику с длинными, узкими рукавами (Jerome, Письма, Книга 64, no.II); эта форма одежды очень отличалась от традиционной мешковатой римской туники. Этимология латинского слова, очевидно, ведёт через галльский к германскому корню, и предмет одежды, который оно описывает, также мог быть получен из Германии Железного Века. Длиннорукавная, узко скроенная рубаха, камиза фактически полностью соответствует галльскому костюму, описанному Страбоном, и упоминаемой Тацитом плотно облегающей германской одежде. По большому счёту, находка римской эпохи из Торсбьёрга, Германия, близко соответствует этим описаниям, хотя она сделана из хорошей шерстяной ромбовидной саржи, а не изо льна; она всего 22½ дюйма (57 см) шириной и прошнурована с обеих сторон для более плотного облегания (44,45).

45 Выкройка рубахи из Торсбьёрга. Рукава расположены таким образом, что шов встречается со спиной на расстоянии около 3 дюймов (7 см) ниже шва на плечах. Нижняя часть рукавов оформлена диагональной прошивкой поперёк ткани. Бока рубахи зафиксированы завязками. Масштаб 1:15 .

Также из Торсбьёрга происходят две пары длинных, облегающих штанов (44, 46). Эти, а также очень простые штаны из Дамендорфа, Германия, отображают по сути одинаковую, выдающуюся конструкцию. Штанина изготовлена из одного куска ткани, сзади отрезанного прямо и с криволинейным передним краем. Шов на штанине поднимается вверх до места встречи с отдельным прямоугольным или трапециевидным седалищем, и один или два куска обычно собираются в промежность. Полоса вокруг верха штанов имеет простые петли для пояса. Подобная конструкция должна была развиться из отдельных чулок, которые просто были соединены вместе при помощи дополнительных кусков ткани в верней части ноги. Обе пары штанов из Торсбьёрга имеют носки; в одной паре они являются частью штанов, в другой они были пришиты, как будто являясь позднейшим дополнением, но с другой стороны, эти носки могли заменять предыдущие, окончательно износившиеся. Штанины Дамендорфских штанов были оторваны снизу, так что мы не можем сказать, оканчивались ли они носками. Похожие штаны с носками отображены на фреске позднего римского аристократа в Силистре, Болгария. Но во времена Тацита штаны были воплощением варварства, поэтому образчик должен был появиться вне римского мира.






46 Выкройки штанов из Германии римского времени.
А) сверху: F.S.3684. Торсбьёрг
Б) напротив сверху: F.S.3685. Торсбьёрг
В) напротив снизу: Дамендорф. Масштаб 1:15.

Спустя примерно четыре столетия после Тацита, гало-римлянин Сидоний Аполлинарий описывал кортеж германского принца Сигисмера (Письма, Книга 4, no.20):

… quorum pedes primi perone saetoso talos adusque vinciebantur; genua crura suraeque sine tegmine; praeter hoc vestis alta stricta versicolor vix appropinquans poplitibus exertis; manicae sola brachiorum principia velantes; viridantia saga limbis marginata punaceis…

… их ноги до лодыжек были зашнурованы в башмаки из жёсткой кожи; колени, глени и икры без прикрытия; помимо этого очень узкие цветные одеяния едва достигали их голых коленей, рукава прикрывают только верх руки; зелёные плащи ограничены красной каймой…

Сидоний продолжает рассказ тем, что они были украшены шкурами северного оленя, что увеличивает вероятность того, что Сигисмер мог быть фактически скандинавским принцем.

Как и Тацит до него, Сидоний отмечал типичные германские плащи и короткую, плотно облегающую одежду. Эти мужчины также не носили штанов, или их штаны заканчивались выше колена. Короткие рукава в этом описании соотносятся с парой безрукавных туник из Северной Германии, из Обеналтендорфа (47) и Маркс-Етцель. 34-х дюймовая (87 см), туника из Маркс-Етцель достаточно широка в плечах, чтобы обеспечить появление коротких рукавов, как это описано у Сидония. Так же, как и туника, в Маркс-Метцель была найдена пара шерстяных штанов длиной до колена, такого же вида, в какие могла быть одета свита Сигисмера (48).

Два описания франкского платья пришли непосредственно из Эпохи Викингов, и я привожу их здесь ради представления о параллельной портновской традиции, имеющей общую родословную со скандинавским костюмом и существовавшей рядом с ней. Существовали продолжительные контакты между франками и скандинавами посредством торговли, переселений и войн, а в 826 году датский конунг Клакк-Харальд вернулся от двора франкского правителя с полученными в дар красивыми одеждами. Первое описание принадлежит Эйнхарду, современнику Карла Великого. Его жизнеописание императора, Vita Karoli, создавалось в 829-36 гг. и содержало описание его типичного одеяния (ch. 23):

Vestitu patrio, id est Francico, utebatur. Ad corpus camisam lineam, et feminalibus lineis induebatur, deinde tunicam, quae limbo serico ambiebatur, et tibialia; tum fasciolis crura et pedescalciamentis constringebat et ex pellibus lutrinis vel murinis thorace confecto umeros ac pectus hieme muniebat, sago veneto amictus…

Он носил одежду своей нации, Франков: затем на своё тело он надевал льняную рубашку и штаны изо льна; затем тунику, отделанную по краю шёлком, и чулки; затем обёртывал глени полотняными лентами, и обувал ноги в башмаки; а куртка, сделанная из шкуры выдры или горностая, защищала его плечи и торс зимой; он носил синий плащ…

Монах Святого Галла, иногда определяемый как Ноткер, написал письмо с отчётом о правлении карла, называемое De Carolo Magno, датируемое 883-4 гг. Оно содержит дополнительные описания традиционного франкского платья, которые расходятся в некоторых моментах с описанием императора у Эйнхарда. Франкские одежды, описываемые здесь, настолько богатые, что могли носиться только представителями знати и богачами:

Erat antiquarum ornatus vel paratura Francorum: calciamenta forinsecus aurata, corrigiis tricubitalibus insignita, fasciole crurales vermiculate, et subtus eas tibialia vel coxalia linea, quamvis ex eodem colore, tamen opera artificiosissimo variata. Super que et fasciolas in crucis modum intrinsecus et extrinsecus, ante et retro, longissime elle corrigie tendebantur. Deinde camisia clizana, post hec balteus spate colligatus…

Ultimum habitus eorum erat pallium canum vel saphirinum quadrangulum duplex sic farmatum, ut cum imponeretur humeris, ante et retro pedes tangeret, de lateribus vero vix genua contegeret.

Таковы были наряды или одеяния франков в прежнее время: башмаки, вызолоченные снаружи, украшенные шнурками в три локтя длиной, окрашенные кермесом ленты на голенях, а под ними чулки и штаны изо льна, такого же цвета, но отличающиеся более замысловатой работой. Поверх них и лент, внутри и снаружи, впереди и позади, длинные шнурки укладывались в виде креста. Далее рубашка из мягкого льна, после которой украшенная перевязь для меча…

Последней из их одежд был плащ, белый или синий, в форме двойного квадрата, таким образом, будучи надетым на плечи, спереди и сзади он достигал ступней, однако по бокам он едва прикрывал колени.

Крестообразно подвязанные шнурки, подобные описанным здесь, были и у молодого аристократа, похороненного в соборе Святого Северина, Кологне, Германия, в восьмом веке. Под длинными шнурками их овчины на нём были надеты белые льняные обмотки.

Пока что было бы неправильным изображать германскую моду неизменной на протяжении сотен лет, разделяющих Тацита и Кнута. Однако обнаруживается неожиданное количество параллелей и сходств между тем, что мы знаем о германском платье римского периода, и скандинавской модой Эпохи Викингов.

47 выкройка безрукавной шерстяной туники римского времени

ЛЬНЯНАЯ ОДЕЖДА

наверх
48 Гениально простая выкройка коротких бриджей из Маркс-Етцель, Германия. Передний клапан заворачивается под промежность и прикрепляется к поясу. Подобный принцип мог использоваться и для льняных бриджей. Масштаб 1:15.

Заметно одно различие в распространении льна в Швеции и Дании Эпохи Викингов. Археологические свидетельства показывают, что викинги могли быть похоронены в льняных рубахах, которые одевались с поясом и часто с плащом, но без шерстяной верхней рубахи или туники. Серебряная пряжка из захоронения викинга в Балладуле, остров Мэн, содержала остатки очень тонко сотканной льняной ткани, которая должна была принадлежать рубахе покойного. Аналогичные находки из Хедебю свидетельствуют о том, что рубахи изготавливались исключительно из качественной ткани из нитей Z-крутки полотняного переплетения, которая служит признаком либо льняной, либо, возможно, лёгкой шерстяной ткани со сходным эффектом. Фрагменты шерстяной полотняной ткани из гавани Хедебю (57), идентифицированные Ингой Хёгг как остатки рубахи, не согласуются с фрагментами, отмеченными на указанных пряжках.

49 Фрагмент выполненного Арбманом плана погребения bj.905 из Бирки, включая подковообразную фибулу (1), железный нож (3), бронзовые одежные крючки (6) и бусину. Арбман 1944

В погребении bj.944 Бирки были обнаружены остатки льняной рубахи, украшенной шёлком и серебряной тесьмой. Рубаха была одета под кафтаном, но это не может означать, что рубаха использовалась исключительно как нижняя или ночная одежда; её богатая отделка указывает на то, эта рубаха предназначалась для демонстрации, и должна была часто надеваться без кафтана. Другой богато украшенный фрагмент льна из Ллан-горс, Уэльс, датируемый концом девятого – началом десятого веков, возможно, был от рубахи и был вышит цветными шёлковыми нитками. Orkneyinga saga , гл. 55, описывает льняное одеяние, богато украшенное золотом, которое также могло быть льняной рубахой.

Льняные рубахи также носили и другие германские народы. Как мы можем видеть, германская мода, кажется, привела к появлению льняной camisia в римском мире, в то время как традиционное одеяние франков, описанное в De Carolo Magno, включало в себя льняную рубаху, надеваемую прямо под плащ, без шерстяной туники. Также и Франкские Анналы Св. Бертина приготовление льняной рубахи (camisia) для зажиточного гражданина Therouanne в сообщении за 862 год. Белые льняные рубахи также можно увидеть на иллюстрациях Каролингского манускрипта, в особенности на миниатюре Первой Библии Карла Лысого (Vivian Bible, Bibliothèque Nationale MS Lat I). Поль Дьякон, писавший в восьмом веке, информирует нас, что и ранние лангобарды и современные ему англичане также носили преимущественно льняную одежду (maxime linea, Historia Langobardum, Книга 4, гл. 22; яркая отделка, упоминаемая им, также предполагает высокий статус владельца). Также льняные рубахи упоминают Bede и Альдхельм в англо-саксонском контексте. Византиец Лев Дьякон писал, что Святослав, князь русов десятого века, и его свита были одеты в простые льняные рубахи. Таким образом, скандинавские льняные рубахи являлись частью общегерманской традиции.

Согласно Vita Caroli и De Carolo Magno франки носили льняные штаны. Богатый франкский костюм, описанный в De Carolo Magno, включал штаны из окрашенного кермесом льна и, несомненно, украшенные вышивкой. Но большинство должно было быть из простого льна, отбеленного или небелёного. Франкские источники De Carolo Magno и Vita Caroli указывают, что льняные штаны одевались без шерстяных верхних штанов, но с обмотками и чулками.

Уникальными среди находок из Бирки являются два маленьких крючка из погребения bj.905, находящиеся прямо под коленями (49). Крючками крепились прочные шерстяные гетры, закрывающие нижнюю часть ноги, а зацеплялись они за железные петельки, которые, видимо, крепились у льняным штанам длиной до колена. Этот редкий случай находки чулочно-носочной одежды викингов in situ подтверждает наши подозрения, что скандинавы, подобно франкам, могли носить только льняные штаны.

В исландских сагах ‘рубаха’ (skyrta) и льняные штаны (lín-brœkr) обычно группируются в одно понятие ‘льняная одежда’ (lín-klœði). Фраза может натолкнуть на мысль о раздетом состоянии, однако не должно означать, что льняная одежда была просто нижней или ночной. Льняная одежда носилась на голое тело, а остальная одежда (такая как плащ, шапка, обувь и обмотки) надевалась поверх неё, однако рубаха и льняные штаны оставались видимыми и были, несомненно, базисом всего костюма. Далёкое от предложения чего-либо необычного о ношении льна, выражение ‘в льняной одежде’ (í linkœđum) в саге на самом деле указывает, что льняная одежда была повсеместной, но было странным носить только лён вне дома. В Fljótsdœla saga , гл. 18, Гуннар встаёт ночью, чтобы пойти в уборную, одетым в льняную одежду, и это должно быть обычным контекстом для такого полуодетого состояния, который должен был сделать его одинаково привычным для читателей и автора.

Хотя лён поздно пришёл в Скандинавию, он был принят с энтузиазмом и стал широко распространённым ещё до Эпохи Викингов. Таким образом, несмотря на жёсткий климат, было бы разумно поместить скандинавов Эпохи Викингов рядом с другими носившими лён германскими народами. Отношение викингов ко льну было, вероятно, сходным с изображённым в латинской полемической поэме одиннадцатого века Conflictus Ovis et Lini, в которой отмечалось, что, несмотря на то, что шерстяная одежда надевается в плохую погоду, льняная носилась всегда (l. 139-56).

Однако стоит сделать исключение для жителей Готланда и западной Норвегии, где лён, вероятно, мало использовался во времена викингов. И это так же может быть верно для ранних исландцев; Так в Fljótsdœla saga, гл. 16, Кетиль надевает шерстяную рубаху и штаны, а автор саги отмечает, что такая же льняная одежда не была надета ‘в тот раз’. В то же время Адам Бременский подтверждает, что в конце Эпохи Викингов норвежцы целиком полагались на собственную шерсть для изготовления одежды.

РУБАХА. ВЫКРОЙКА РУБАХИ

наверх

В сагах ‘льняная одежда’ иногда описывается словосочетанием skyrta ok línbrœkr, ‘рубаха и льняные штаны’. В то время как ткань для brœkr специально указывается как лён, ткань для skyrta, очевидно, может быть определена условно. Для средневековых исландцев в то время skyrta должна была всегда, или почти всегда быть льняной, и есть множество свидетельств того, что рубахи Эпохи Викингов делались изо льна. Группа льняных фрагментов из Йорка времён викингов была интерпретирована как остатки детской рубашки. Фрагменты льняной рубахи были найдены в Бирке, а следы льняной одежды нередко обнаруживаются вместе с поясными пряжками в мужских погребениях. Но наиболее впечатляющей археологической находкой является почти целая льняная рубаха из Виборга, Дания (50, 51). Дошедшая до наших дней рубаха из Виборга, происходящая из погребения, возможно, 1018 г., имеет качество, очень сходное с фрагментами из погребений в Хедебю. Находки поистине поразительны, поскольку такая сохранность льна очень необычна для Северной Европы.


50 Фрагменты льняной рубахи начала одиннадцатого века из Виборга, Дания, после консервации. Масштаб 1:15. Рисунок Маргит Петерсен

Вероятно, можно противопоставить льняную skyrta или ‘рубаху’ саг и kyrtill или ‘kirtle’ , которые, судя по всему, обычно изготавливались из шерсти. Однако, создаётся впечатление, что kyrtill неизвестен в ранней поэзии кроме как в Rígsþula ст. 23; оно встречается в строфах саги как skinn-kyrtill или ‘skin-kirtle’ , но это, как и невеста, одетая в ‘geitakyrtlu’ , из Rígsþula, подразумевает скорее одежду из меха или шкур, а не из шерсти, равно как и Оттар Норвежский говорил королю Альфреду, что он торговал меховыми kirtle’ами из шкур медведей или выдр (berenne kyrtel oððe yterenne), которые он, по-видимому, приобрёл у саамов . Таким образом, словом ‘kirtle’ у викингов могла подразумеваться различная одежда от шерстяного kirtle в сагах, возможно, означающего жилет или thorax, описываемый ниже. Точно так же skyrta не может быть определена как льняная одежда, а упоминание ‘шерстяной рубахи’ в Fljótsdœla saga, гл. 16, точно отражает исторический реалии Исландии и западной Норвегии, где лён мало использовался в Эпоху Викингов. Поэтому слово ‘рубаха’ используется здесь независимо от того, сделана ли одежда изо льна или из шерсти.

51 Реконструкция рубахи из Виборга, вид спереди. Квадратный ворот имеет разрез справа и открывается с помощью скользящих узлов, чтобы показать подкладку, котрая также имела разрез слева. Подкладка закреплена сзади и спереди серией декоративных швов; подкладка имеется только на торсе. Рубаха несколько сужается в направлении талии, ткань подгибается и задняя пола заходит на переднюю. Масштаб 1:15 52 Выкройка шерстяной туники из Рипсхольд Моус, Нидерланды, датируемой первым или вторым веками н. э. Все одеяние соткано как один фигурный кусок, включая рукава и ворот. 45 дюймов (115 см) в длину, она намного больше её типичного Германского эквивалента, представленного рубахой из Торсбьерга. Масштаб 1:15

После появления льна, скандинавский мужчина мог начать надевать вторую рубаху из шерсти поверх льняной рубахи, и такая двуслойность иногда прослеживается на иллюстрациях большого мира викингов, как, например, на изображении короля Эдуарда на смертном ложе на гобелене из Байо. Это новое разграничение между нижней верхней рубахами могло привести к переопределению термина kyrtill в конце Эпохи Викингов. Однако, верхняя рубаха одевалась не всегда; она не использовалась франками Ноткера и англичанами Поля Дьякона, в то время как автор Konungs Skuggsjá считает необходимым давать наставления против ношения льна сверху даже в Норвегии тринадцатого века.

Этимологически, слово skyrta, ‘рубаха ’, вероятно, описывает предмет одежды, скроенной из ткани, в противопоставление одежде, подобной плащу, которая могла быть соткана целиком. Как и плащ, туника в римском стиле тоже могла быть соткана одним куском, как дошедшая до наших дней туника из Reepsholt Mose, Нидерланды, которая была соткана одним куском, включая рукава и ворот (52). Но одежда, выкраиваемая по размеру, более предпочтительна с точки зрения удобства ткачества, и это, несомненно, является важной характеристикой skyrta.

В песне Rígsþula, ст. 15, рубаха, одетая Афи, свободным фермером, описана как ‘плотно облегающая’ (þröngr). Узость одежды фермера, возможно, отличала её от одежды рабов в ранних стихах, которой, возможно, была kufl, сравнительно бесформенная шерстяная одежда. Будучи облегающей вокруг рук и тела, skyrta, вероятно, была облегающей и в шее. Так в Laxdæla saga , гл. 35, Гудрун разводится со своим мужем из-за женской рубахи со свободной шеей, которую она сделала для него (см. выше, гл. 1).

Выкройка рубахи из Виборга заметно отличается от того, что мы знаем о восточных рубахах, таких как рубаха из Antinoё. Помимо прочих отличий, в то время как рубаха из Antinoё расширялась пониже места соединения с рукавами, рубаха из Виборга не только остаётся облегающей по всей длине, но фактически немного сужается в талии. Различие такое же, как и отмеченное Тацитом между германской одеждой и одеяниями сарматов и парфян.

ДЛИНА

наверх

Как и рубаха из Торсбьёрга (44, 45), которая была лишь 34 дюйма (86 см) длиной, рубахи эпох Переселения Народов и Венделя часто могли быть довольно короткими. Рубаха пятого века из Högom, Швеция, была всего 28 дюймов (70 см) длиной от плеч до подола, протянувшись всего на 4-6 дюймов (12-15 см) ниже пояса (53). Аналогичные короткие рубахи, едва достигавшие верха бедра, можно увидеть на телеге и гобелене из Осеберга (54), также как и камнях с Готланда (60), рунических камнях из Швеции и скульптуре из Англии.

Также как рубахи длиной не ниже верха бёдер, гобелен из Осеберга также изображает мужчину в рубахе почти до колена, и подобная выкройка часто встречается на камнях с Готланда и англо-норвежской резьбе; рубаха, надетая на повешенном мужчине с гобелена из Осеберга, имеет юбку длиной до колена с центральным разрезом.

Такая длинная рубаха является обычной на иллюстрациях в манускриптах, таких как Liber Vitae, изображающей короля Кнута (55), и гобелен из Байо. Рубаха из Виборга начала одиннадцатого века была 37 дюймов (94 см) длиной от плеч до подола, и такого же размера в талии; это была довольно облегающая одежда, но не особенно короткая (50, 51). Своеобразная рубаха из Bernunthsfeld, Германия, датируемая 660 – 870 гг. н.э., имела длину в 41 дюйм (105 см) и должна была прикрывать колени владельца (56).


53 Выкройка шерстяной рубахи пятого века из Högom, Швеция. Авторы реконструкции Нокерт и Ландволл. Дополнительный кусок ткани, впущенный слева, на самом деле не являются частью оригинальной моели, а был добавлен для нормального обхвата владельца. Мастаб 1:15 54 Мужская фигура из сцены процессии на гобелене из Осеберга. Как и большинство мужчин в этой сцене, он одет в короткую рубаху и широкие снизу штаны. Поверх рубахи он носит короткий плащ: линия подола и треугольное отверстие на шее предполагают модель типа paenula c прорезью на шее (cf. 66b). С иллюстрации М. Storm

Хотя короткая выкройка, должно быть, стала менее популярной во времена поздней Эпохи Викингов, возможно, под влиянием английской и европейской моды, длинный фасон, кажется, мог существовать в Скандинавии с начала эпохи. Короткая одежда могла, очевидно, могла носиться состоятельными мужчинами, так как вождь из Högom однозначно имел высокий статус; вероятно, мужчины, имевшие обыкновение ездить верхом, предпочитали короткую одежду, не перекрывавшую седло.

наверх
Примечания

2. Имеется в виду масштаб в оригинальной книге. Поскольку линейки нет, гарантировать совпадение масштаба не могу.

3. Кермес , насекомое из одного семейства с кошенилью. Живет на листьях дуба (Quercus coccifera), в южн. Европе (Испания, Италия, Архипелаг); из сушеных насекомых (самок), обработанных уксусн. кислотой, добывается пурпуровая краска, бывшая в большом употреблении в древности и в средние века, и теперь еще употребл. для окраски шерстяных изделий. (словарь Брокгауза и Эфрона).

4. Сага об Оркнейцах

5. Сага о людях из Речной Долины. Не переведена на русский язык.

6. В русском переводе саг, возможно, «куртка» или «шуба», надо уточнять. Толковый словарь английского языка даёт такое определение «kirtle»: 1) Женская юбка или платье; 2) мужская куртка

7. «Песнь о Риге» Старшей Эдды

8. Kirtle из шкуры

9. В русском переводе песни указано «хозяйка в одежде из козьей шерсти» (автора перевода пока установить не удалось). Однако в английском переводе (by Olive Bray) говорится «maiden in goat-skin kirtle», т.е. «дева в kirtle из козлиной шкуры». Для нас разница принципиальна, как мне кажется.

11. «Speculum Regale» или «Зерцало Короля». Книга была написана около 1250 года на старонорвежском языке анонимным автором.

12. «Сага о людях из Лососьей долины»

перевод: Сергей «Гостята» Мишанин 2008