Инновационные подходы к обучению и воспитанию. Консультация для педагогов "инновационный подход в обучении и воспитании ребенка"

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДНЕГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

The innovative approaches to educational activity of

secondary educational institutions

Шулпина Елизавета Андреевна

Магистрант 2 курса направления подготовки «Педагогическое образование»,

профиль «Менеджмент в образовании»

ФГБОУ ВПО «Курганский государственный университет»,

ГБУ «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»,

воспитатель ОМСР,

Курган, Россия

Новикова Ольга Владимировна

МКОУ «Новосидоровская средняя общеобразовательная школа»,

учитель английского языка

Курган, Россия

olya . novik 24@ mail . ru

Shulpina Elizaveta

Master student of 2nd year, specialization "Pedagogical education",

branch "Management in education"

Kurgan state University,

State Budgetary Institution «Regional Social and Rehabilitation Center for Minors»,

educator of the department of medical and social rehabilitation,

Kurgan, Russia

Novikova Olga

Municipal state-owned educational institution “ Novosidorovskaya secondary educational school “,

English teacher

Kurgan, Russia

Аннотация

В данной статье рассматриваются инновационные подходы к воспитательной деятельности в среднем общеобразовательном учреждении. Главной целью реализации инновационных подходов является, формирование гармонично развитой личности, способной реализовать свой творческий потенциал. Особое внимание уделяется наличию системы инновационной деятельности в образовательной организации. В данной статье предпринята попытка проанализировать эффективность инновационных подходов в воспитании учащихся в среднем общеобразовательном учреждении.

ABSTRACT

This article is considered the innovative approaches to educational activity in secondary educational institutions. The main purpose of the implementation of innovative approaches is the formation of a harmoniously developed personality, who is able to realize its creative potential. Particular attention is paid to the presence of a system of innovation in the educational organization. This article attempts to analyze the effectiveness of innovative approaches in the education of pupils in secondary educational institutions.

Ключевые слова: инновационные подходы, инновации в воспитании, воспитательные системы, среднее общеобразовательное учреждение.

Keywords: innovative approaches, innovations in education, educational systems, secondary educational institutions.

В современном мире в различных областях деятельности человека, в производстве и бизнесе, в экономике и образовании, широко используются понятие инновация, как нововведение.

Доктор педагогических наук, профессор И.П. Подласый считает, что инновация, ничто иное как изменения внутри педагогической системы, способствующие повышению эффективности и результативности учебно-воспитательного процесса.

Также наряду с понятием "инновация" используется и термин "нововведение". Нововведением является, в буквальном смысле, "введение нового", процесс использования новшества, новации.

Используются следующие определения понятия "нововведение ".

Российский ученый, историк И.В. Бестужев-Лада, понятие нововведение трактует, как целенаправленный процесс эффективной реализации прогрессивного новшества, ориентированный на конечный результат - интенсификацию конкретного вида человеческой деятельности.

А.А. Бовин, Л.Е. Чередникова, В.А. Якимович в своем труде « Управление инновациями в организациях» рассмотрели понятие инновации как результат, и как процесс. При этом результат - удовлетворение общественных потребностей - рассматривается как цель управления инновационным процессом, а сам процесс - как объект управления.

По мнение ученых, одним из главных показателей инновационной деятельности в образовательной организации в последние время, является наличие системы. Любая система есть совокупность элементов, связанных между собой. Понятие «воспитательная система» связано с такими понятиями, как «личность», развитие», «целостность», «отношения», «структура», «взаимосвязь».

Современная образовательная организация рассматривается как сложная система, в которой воспитание и обучение выступают в качестве важнейших составляющих элементов ее педагогической системы. Педагогическая система школы целенаправленная, самоорганизующаяся система, в которой основной целью выступает включение подрастающих поколений в жизнь общества, их развитие как творческих, активных личностей.

В.А. Караковский советский и российский педагог рассматривает систему образования как, целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания (субъекты, цели, содержание и способы деятельности, отношения) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат.

Создание воспитательной системы является целесообразным и обуславливается рядом факторов, в частности: интеграцией усилий субъектов воспитательной деятельности, укреплением взаимосвязи компонентов педагогического процесса целевого и содержательного, расширением диапазона возможностей за счет освоения и вовлечения в воспитательную среду окружающей природной и социальной среды, созданием условий для самореализации и самоутверждения личности учащегося, учителя, родителя, что способствует их творческому самовыражению и росту.

Воспитательная система среднего общеобразовательного учреждения соответствует социальному заказу общества и создается усилиями всех участников педагогического процесса: учителями, детьми, родителями. В процессе их взаимодействия формируются ее цели и задачи, определяются пути их реализации, организуется деятельность.

Воспитательная система в среднем образовательном учреждении не статичное, а динамичное явление, поэтому для того, чтобы успешно управлять ею, надо знать механизмы и специфику ее развития. Создание системы всегда связано со стремлением ее элементов к упорядоченности, движением к целостности.

Педагоги-ученые выделяют четыре этапа в развитии системы среднего общеобразовательного учреждения.

Первым этапом, становления системы является, разработка теоретической концепции будущей воспитательной системы, моделируется ее структура и связи между ее элементами.

Второй этап, отработка системы. На этом этапе происходит развитие школьного коллектива.

Третий этап, окончательное оформление системы - это содружество детей и взрослых, объединенных общей целью.

Четвертый этап, перестройка воспитательной системы, которая может осуществляться либо революционным, либо эволюционным путем.

В современном мире существуют многообразные воспитательные системы, отличающиеся временем существования, видом, моделью, путями внедрения.

Рассмотрев воспитательную систему сельской школы, можно выделить определенные особенности, связанные главным образом с ее местонахождением (отдаленностью от культурных центров), численностью и составом педагогов и учащихся.

При создании воспитательной системы в сельской школе следует учитывать малочисленность школьного коллектива, особый стиль взаимоотношений педагогов, родителей и учащихся, постоянные контакты школы с социумом.

Показательной, в этом отношении, является воспитательная система В.А. Сухомлинского, применяемая в Павлышской сельской школе.

Он разработал воспитательную систему школы на основе гуманистической концепции воспитания, включающей личностные ценности, такие как нравственный идеал, счастье, свобода, честь, долг, достоинство, справедливость, истина, добро, красота.

Ведущими идеями концепции В.А.Сухомлинского являются: демократизация и гуманизация школьного быта, открытость, связь обучения с трудом, формирование гуманно-нравственных качеств, сотрудничество учителей и учеников, самоуправление и взаимопомощь, тесное взаимодействие с родителями.

Главными источниками учебно-воспитательного процесса он считал науку и образование, искусство и мастерство. В.А. Сухомлинский в воспитании детского коллектива использовал гуманистические методы и приемы: методы убеждения, личный пример, этическая беседа, дискуссия, перспективы, методы самопознания, самовоспитания.

В современных социокультурных условиях России модернизация системы школьного образования в значительной степени определяется тем, насколько эффективно в жизнедеятельность школы вписываются инновационные процессы.

За последние несколько лет именно система воспитания претерпела самые большие изменения, которые коснулись целей, задач, содержания и педагогических технологий.

Главной задачей учебного заведения является воспитание каждого ученика высоконравственной, культурной, воспитанной, творчески активной и социально зрелой личностью с максимально возможно развитыми личностными способностями, определившейся в своих целях и смысле жизни.

В результате экспериментальных исследований было выявлено, что инновациями в воспитательной работе с учащимися среднего общеобразовательного учреждения являются, интерактивные формы проведения классных часов, игр, ток-шоу с приглашением психологов, родителей, работников правоохранительных органов, медицинских работников, священнослужителей; работа школы как воспитательного центра (краеведческий музей, библиотека, кабинеты информатики, спортзал, система ДО, творческие коллективы, научно-исследовательские общества); школьное самоуправление (Ученический совет, газета «Новости школы»); дискоклуб (тематические вечера отдыха); информационные технологии (создание презентаций, сайта школы, банка данных и банка идей, видеоархива, фотоархива, использование возможностей Интернета); нестандартные мероприятия (деловая игра «День интеллектуала», торжественная церемония награждения «Ученик года», интерактивная игра «Школьный рекорд», День дополнительного образования (сотрудничество с другими коллективами), PR - компании); социальное проектирование («Мы – дизайнеры», «Сделаем школу уютной», «Актовый зал своими руками», экологические акции «Помощь природе»); исследовательские работы («Историко-географо-экологическая характеристика с. Новая-Сидоровка», «Краеведы Зауралья», «Тайна старого чемодана», «Жизнь - испытание», «Туризм в Кураганской», «Социология и религия», «Имение Михаила Романова», «Экологическое состояние ОУ и прилегающей территории»).

Благодаря новым формам, методам работы с детьми, то есть инновациям, учащиеся активно включаются в решение социальных вопросов, проблем района, посёлка, в выполнение целого комплекса социально значимых дел, а значит, готовятся к успешной социализации в обществе.

Итак, инновации в воспитании, осуществляются не как самоцель, они направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей.

В центре воспитательной системы образовательного учреждения стоит личность ребенка. Поэтому воспитательная система школы рассматривается как признание ценности личности ребёнка, его прав на свободу, счастье, на социальную защиту человека, на развитие и проявление его способностей и индивидуальности.

Белинский В.Г., отмечая значимость воспитания, а значит, и воспитательной системы, говорил: "Воспитание - великое дело: им решается участь человека. Молодые поколения суть гости настоящего времени и хозяева будущего, которое есть их настоящее, получаемое ими как наследство от старейших поколений".

Литература:

1. Бестужев - Лада И.В. Россия: Перспективы процесса трансформации. – М.: МГУ, 1997.

2. Бовин А.А. , Чередник ова Л.Е., Якимович В.А. Управление инновациями в организациях: учеб. п особие . – М.: Омега-Л, 2006.

3. Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. – М.: Педагогика, 1982.

4. Караковский В.А., Новикова Л.И. Теория и практика школьных воспитательных систем. – М.: Новая школа, 1996.

5. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. – М.: Гелиос АРВ, 2000.

6. Подласый И. П. Педагогика. Теоретическая педагогика и практическая педагогика: учеб. для бакалавров. М.: Юрайт, 2013.

7. Сухомлинский В. А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности. – М.: Просвещение, 1999.

References

1. Bestuzhev - Lada I.V. Russia: Prospects for the transformation process. - M .: Moscow State University, 1997.

2. Bovin A.A, Cherednikova V.A. Management of Innovation in Organizations: Textbook- M .: Omega-L, 2006.

3. Ivanov I.P. To educate collectivists. - M .: Pedagogy, 1982.

4. Karakovsky V.A., Novikova L.I. Theory and practice of school educational systems. - M .: New School, 1996.

5. Nikandrov N.D. Russia: Socialization and education at the turn of the millennium. - M .: Helios ART, 2000.

6. Podlasiy I.P. Pedagogy. Theoretical and practical pedagogy: Textbook for bachelors. - M .: Yurayt, 2013.

7. Sukhomlinsky V.A. Problems of education of comprehensively developed personality. - M .: Education, 1999.

Консультация для воспитателей

«Инновационный подход в обучении и
воспитании детей дошкольного возраста».

В ходе модернизации системы образования, сложились принципиально новые условия для развития, обучения и воспитания дошкольников. Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь дошкольные учреждения, как начальную ступень развития и формирования личности ребенка. В настоящее время в дошкольных учреждениях появляется много инновационных технологий, программ, направлений. Для инновации характерно возникновение и накопление разнообразных новшеств и инициатив, которые в совокупности приводят к существенному изменению в сфере образования и трансформации его содержания и качества. Инновационная деятельность не может существовать и развиваться стихийно, она требует специальной, поэтапной и систематической организации.

Педагоги нашего дошкольного учреждения стараются изучить и применять в своей работе новые приемы и методы воспитания и обучения детей, а также методику работы с родителями. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлению современного и творческого потенциала специалистов нашего дошкольного учреждения. Мы считаем, что очень важную роль играет профессиональная компетентность педагогов, в основе которой лежит личностное и профессиональное развитие. Одной из важных задач, которые решают наши воспитатели, при реализации инновационных подходов является определение личностных и профессиональных качеств: отношение детей и родителей; отношение педагогов и детей, моральные правила; профессионализм и коммуникабельность.

Педагогический коллектив нашего детского сада старается найти и применить в своей работе новые формы работы с родителями: ознакомительные (наглядно-информационные; познавательные; информационно-аналитические) ; просветительские (семинары – практикумы, педагогические гостиные, анкетирование, психологические тренинги, анонимную переписку, выпуск газет, совместные досуги, выставки, ярмарки) . Несмотря на многочисленные методы взаимодействия с родителями нам бы хотелось подробнее остановиться на более эффективном методе взаимодействия и сотрудничества с родителями - метод проектирования. Он позволяет добиться успехов во взаимодействии педагогов ДОУ и родителей, а так же немаловажно, что данный метод оказывает положительное влияние на физическое и психическое развитие малышей.

Проведенное нами ежегодное анкетирование родителей показало, что современные родители, очень сильно нуждаются в помощи специалистов, а главное, что они этого абсолютно не стесняются и готовы обсудить проблемы воспитания своего ребенка с человеком компетентным в данном вопросе. Для родителей становятся актуальными многие вопросы: чему нужно научить ребёнка, как с ним играть, как научить своего ребенка играть со сверстниками, как правильно любить и как можно наказать ребенка не подвергая насилию, как снизить агрессию и тревожность? Родители получают ответы на свои многочисленные вопросы в нашем детском саду: у воспитателей, психолога, учителя-логопеда, медицинского работника, инструктора по физическому воспитанию. Совместная проектная деятельность детей, родителей и педагогов ДОУ помогает осознать родителям, что совместные усилия необходимы, прежде всего, детям для их полноценного, социального и гармоничного развития. Исходя из результатов анкетирования родителей, в сложившейся ситуации возникла необходимость создания системы по проблеме сотрудничества дошкольного учреждения с родителями дошкольников через реализацию проекта «Детский сад наш второй дом».

В рамках данного проекта был организован «День открытых дверей». Экскурсия начинается с посещения групп, помещений для дополнительного образования (изостудия, экологическая тропа, краеведческая комната, физкультурный и музыкальный залы) , медицинского кабинета в сопровождении заведующего и старшего воспитателя. Родители по желанию могли посмотреть работу педагогов с детьми (посетить занятия, понаблюдать за разными видами деятельности детей, оздоровительными процедурами) . В процессе экскурсии с родителями беседуют педагоги дополнительного образования (педагог-психолог, логопед, педагог английского языка) , медицинские работники, которые консультируют их по возникающим вопросам. Прошла выставка детских поделок, рисунков для родителей «Осенние мотивы».

В рамках реализации нашего проекта были проведены встречи за «круглым столом»: «Что мешает ребенку развиваться?», «Какие мультики смотреть?», «Любимая игрушка вашего малыша». В ходе проведения круглого стола, родители пришли к выводу, что проявление агрессии это результат зависимости влияния средств массовой информации на психическое и физическое состояние детей. Показанный видеофрагмент о вреде иностранных мультиков позволил родителям прийти к пониманию того, как важно подходить к выбору передач, транслируемых по телевидению и подбору мультфильмов иностранного и отечественного производства. Благодаря педагогам, родители узнали, что гармоничное развитие ребенка в период дошкольного детства невозможно без родительской любви, заботы, взаимопонимания, доверия друг к другу.

Близкий эмоциональный контакт, основанный на безусловной любви, т. е. принятие ребенка таким, какой он есть, учет его индивидуальности и неповторимости дарит ему чувство защищенности, формирует доверие к миру, делает его уверенным в себе, общительным. У ребенка формируется внутренняя позиция: «Я нужен, я любим и я люблю вас тоже». Многие родители пересмотрели систему воспитания в своей семье, признали свои ошибки и пытаются устранить их и выстроить совершенно новые, доверительные отношения с ребенком. В рамках данного проекта проведена серия индивидуальных устных консультаций с родителями по актуальным вопросам воспитания и общения с детьми. Системная работа нашего проекта позволила родителям больше и чаще использовать гуманные методы взаимодействия с ребёнком. Мы считаем, что вся проделанная нами работа над данным проектом способствовала созданию положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями, педагогами, развитию творческих способностей в совместной деятельности.

Список литературы:

    Письмо Минобразования России от 15. 03. 2004 № 03 51 46ин/14 03 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье»;

    Майер А. А. Управление инновационными процессами в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

    Поташник М. М. , Хомерики О. Б. Структуры инновационного процесса в образовательном учреждении//Магистр. 1994. №5.

    Сластенин В. А. , Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М, 2003.

г. Санкт-Петербург

2013 г .

Инновационный подход в обучении

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Важнейшей составляющей процесса обучения становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя и ученика. Особую роль отводят духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика человека. Развитие педагогики открывает большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания. Постоянно появляются новые, инновационные подходы к организации процесса обучения.

Именно инновации (нововведения ) являются наиболее оптимальным средством повышения эффективности образования. Инновация означает новшество, новизну, изменение; применительно к педагогическому процессу - это введение нового во все компоненты педагогической системы - цели, содержание, методы, средства и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащихся, их методическое обеспечение.

Инновационный подход к обучению или воспитанию означает введение и использование педагогических инноваций.

Педагогические инновации – это:

а) целенаправленные изменения, вносящие в образовательную среду новшества, улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом;


б) процесс освоения новшества (новые средства, методы, технологии, программы, и т. д.);

в) поиск новых методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и творческое переосмысление .

Инновационные процессы в образовании существуют не изолированно друг от друга, а взаимодействуют между собой. Эта тенденция обусловлена интеграционными процессами в науке, в формировании современного стиля научного мышления человека и интеграционными процессами в самом образовании.

Так, например, под инновациями в обучении предлагается понимать новые методики преподавания, новые способы организации занятий, новшества в организации содержания образования (интеграционные (межпредметные) программы), методы оценивания образовательного результата. К наиболее известным инновациям в этой области относятся:

1. Организация занятий (без разрушения классно-урочной системы)

Создание профильных классов;

Игровые методики (викторины, диспуты).

Организация занятий (с разрушением классно-урочной системы):

Метод проектов,

Создание схем сетевого взаимодействия (может, проходит как с разрушением, так и без разрушения классно-урочной системы).

Индивидуальные образовательные траектории;

2. Представление и передача содержания образования

Опорные сигналы;

Организация межпредметных уроков с предъявлением межпредметных связей;

Создание компьютеризированных курсов;

Метод погружения;

Выделение как профильного национального, культурного или культурологического аспекта образования;

Проблемное обучение;

3. Методы оценивания образовательного результата:

Расширение бальной шкалы (для фиксации творческого продвижения);

Создание портфолио.

Под инновациями в воспитании предлагается понимать системы или долгосрочные инициативы, основанные на использовании новых воспитательных средств, способствующие социализации детей и подростков и позволяющие снизить асоциальные явления в детско-юношеской среде:

Создание различных вариантов школы полного дня;

Создание психолого-педагогических центров и подразделений школ;

Создание детско-родительских объединений вокруг школы;

Создание развернутой системы дополнительного образования внутри школы;

Создание систем дополнительной мотивации к общественно-полезной деятельности.

Перейдем к рассмотрению современных, инновационных методов обучения иностранному языку , направленных на более эффективное развитие личности.

Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.

Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество. Задача учителя - активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий , Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении.


Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка включают: изучение лексики; отработку произношения; обучение диалогической и монологической речи; обучение письму; отработку грамматических явлений.

Возможности использования Интернет-ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов и т. д.

Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т. д.

Учащиеся могут получать информацию по проблеме, над которой работают в данный момент в рамках проекта.

В настоящее время приоритет отдается коммуникативности, интерактивности, аутентичности общения, изучению языка в культурном контексте, автономности и гуманизации обучения. Данные принципы делают возможным развитие межкультурной компетенции как компонента коммуникативной способности. Конечной целью обучения иностранным языкам является научение свободному ориентированию в иноязычной среде и умению адекватно реагировать в различных ситуациях, т. е. общению. Сегодня новые методики с использованием Интернет - ресурсов противопоставляются традиционному обучению иностранным языкам. Чтобы научить общению на иностранном языке, нужно создать реальные, настоящие жизненные ситуации (т. е. то, что называется принципом аутентичности общения), которые будут стимулировать изучение материала и вырабатывать адекватное поведение. Эту ошибку пытаются исправить новые технологии , в частности Интернет.

Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное обучение, является метод проектов, как способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности. Типология проектов разнообразна. По, проекты могут подразделяться на монопроекты, коллективные , устно-речевые, видовые, письменные и Интернет-проекты. Хотя в реальной практике зачастую приходится иметь дело со смешанными проектами, в которых имеются признаки исследовательских, творческих, практико-ориентированных и информационных. Работа над проектом - это многоуровневый подход к изучению языка, охватывающий чтение, аудирование, говорение и грамматику. Метод проектов способствует развитию активного самостоятельного мышления учащихся и ориентирует их на совместную исследовательскую работу. На мой взгляд, проектное обучение актуально тем, что учит детей сотрудничеству, а обучение сотрудничеству воспитывает такие нравственные ценности, как взаимопомощь и умение сопереживать, формирует творческие способности и активизирует обучаемых. В общем, в процессе проектного обучения, прослеживается неразрывность обучения и воспитания.

Метод проектов формирует у учащихся коммуникативные навыки, культуру общения , умения кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к мнению партнёров по общению, развивать умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать её с помощью современных компьютерных технологий, создает языковую среду, способствующую возникновению естественной потребности в общении на иностранном языке.


Проектная форма работы является одной из актуальных технологий, позволяющих учащимся применить накопленные знания по предмету. Учащиеся расширяют свой кругозор, границы владения языком, получая опыт от практического его использования, учатся слушать иноязычную речь и слышать, понимать друг друга при защите проектов. Дети работают со справочной литературой , словарями, компьютером, тем самым создаётся возможность прямого контакта с аутентичным языком, чего не даёт изучение языка только с помощью учебника на уроке в классе.

Работа над проектом – процесс творческий. Учащийся самостоятельно или под руководством учителя занимается поиском решения какой-то проблемы, для этого требуется не только знание языка, но и владение большим объёмом предметных знаний, владение творческими, коммуникативными и интеллектуальными умениями. В курсе иностранных языков метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества.

К современным технологиям относится и технология сотрудничества. Основная идея заключается в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Дети объединяются в группы по 3-4 человека, им даётся одно задание, при этом оговаривается роль каждого. Каждый ученик отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Поэтому слабые учащиеся стараются выяснить у сильных то, что им непонятно, а сильные учащиеся стремятся, чтобы слабые досконально разобрались в задании. И от этого выигрывает весь класс, потому что совместно ликвидируются пробелы.

Внедрение информационных технологий в обучение значительно разнообразит процесс восприятия и отработки информации. Благодаря компьютеру, Интернету и мультимедийным средствам учащимся предоставляется уникальная возможность овладения большим объемом информации с ее последующим анализом и сортировкой. Значительно расширяется и мотивационная основа учебной деятельности. В условиях использования мультимедиа учащиеся получают информацию из газет, телевидения, сами берут интервью и проводят телемосты.

Что касается языкового портфеля, то в его основу заложено соотнесение российских требований к уровню овладения иностранным языком с общеевропейскими системами, что, в свою очередь, является отправной точкой для создания единого образовательного пространства. Основным критерием оценки уровня владения иностранным языком в технологии языкового портфеля является тестирование. Приоритетом данной технологии становится переориентация учебного процесса с преподавателя на обучаемого. Обучаемый же, в свою очередь, несет сознательную ответственность за результаты своей познавательной деятельности. Вышеуказанная технология приводит к постепенному формированию у учащихся навыков самостоятельного овладения информацией. В целом, языковой портфель многофункционален и способствует развитию многоязычия.

В современном процессе обучения используются, как традиционные, так и инновационные методы обучения. Нужно не только продвигать вперёд инновационные методы, но и не забывать о традиционных методах, которые не менее действенны , а в иных случаях без них просто не обойтись.

Нужно, чтобы традиционные и инновационные методы обучения были в постоянной взаимосвязи и дополняли друг друга. Эти два понятия должны существовать на одном уровне.

Литература:

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Распоряжение Правительства РФ от 01.01.01 года.

2. Хуторской инноватика – рычаг образования // Интернет-журнал «Эйдос»,-2005.-10 сентября. http://*****/journal/2005/0910-19.htm. – В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос», е-mail:*****@***ru.

3. Хуторской инноватика: методология, теория, практика: Научное издание,-М.: Изд. УНЦ ДО, 2005.

4. , Добудько преподавания информатики: учебное пособие для студентов пед. института /Самарский гос. пед. ин-т,1993.-С.250.

5. , К вопросу обеспечения качества образования в вузах // Современные проблемы науки и образования.-2006.-№1-С.31-31.

6. Фрумин подход как естественный этап обновления содержания образования // Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление. - Красноярск, 2003.

Подробности

Савченко Мария Александровна, воспитатель МАДОУ ЦРР детского сада №67 «Белочка»

посёлка Биокомбината ЩМР Московская область, Россия, [email protected]

Аннотация: автор статьи делится опытом применения в воспитательной работе с детьми-дошкольниками инновационных образовательных технологий, в том числе различных средств коммуникации, раскрывает основы успешного взаимодействия педагога с родителями воспитанников.

Ключевые слова: инновация, педагогическая технология, экспериментально-исследовательская деятельность, познавательная активность ребенка, зона ближайшего развития.

В настоящее время актуальной задачей для проведения реформ образования, направленных на повышение эффективности обучения дошкольников, является применение инновационных технологий в воспитательном и образовательном процессе в дошкольном учреждении. Согласно ФГОС ДО воспитатель должен создать условия социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности (игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и др.), сотрудничества с взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.

Педагогическая инновация – это нововведение в педагогической деятельности, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, поиск доступных активных методов и средств, для передачи информации, с целью повышения их эффективности.

Технология, в свою очередь, является совокупностью различных приемов, которые применяются в том или ином деле, ремесле или искусстве. Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).

Таким образом, инновационные технологии в ДОУ направлены на создание современных компонентов и приемов, основной целью которых является модернизация образовательного процесса.

Ребёнок большую часть своего времени проводит в детском саду, откуда получает информацию, социализируется, приобретает необходимый жизненный опыт. Именно для того, чтобы методы воспитания и образования были более эффективными и развивали в ребёнке разностороннюю, творческую личность, способную познавать и воспроизводить полученную информацию, в своей работе я применяю технологию исследовательской деятельности, которая включает в себя проблемное обучение и информационно-коммуникационные технологии.

Методы и приемы организации экспериментально-исследовательской деятельности:

  • эвристические беседы (один из главных методов активизации познавательной активности детей дошкольного возраста при диалогическом методе обучения);
  • постановка и решение вопросов проблемного характера (это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению)
  • наблюдения (основываются на ближайшем окружении);
  • опыты (исходя их поставленной проблемной ситуации);
  • моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
  • использование художественного слова;
  • фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
  • дидактические игры;
  • игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;
  • трудовые поручения, действия .

Познавательная активность ребенка, направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякает интерес. Роль взрослого – поддержать этот интерес с помощью разнообразных методов и приемов. Эту возможность обеспечивает технология проблемного обучения. Именно метод проблемного обучения помогает детям изыскивать средства решения поставленной перед ними задачи, используя ранее усвоенные знания и умения.

Создаваемая при совместной деятельности проблемная ситуация становится для ребёнка ситуацией, при которой тот хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать, а главной целью воспитателя в это время является – побудить у ребенка интерес к поиску верного решения поставленной проблемы. Исходя из ранее полученных знаний и приобретённых умений, ребёнок может самостоятельно решать поставленную перед ним задачу.

Также главной опорой в нашей работе служит применение в непосредственно образовательной деятельности информационно-коммуникационных технологий. Существуют различные интерактивные средства, направленные на развитие высших психических функций детей. К ним относятся: зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление и др., которые можно применять в обучении детей дошкольного возраста. В своей работе мы часто используем интерактивную доску Smart board, возможности которой позволяют организовать образовательный процесс так, чтобы у детей повысился интерес к нашей с ними совместной деятельности, увеличилась концентрация внимания, скорость мыслительных процессов. Применение интерактивной доски с использованием мультимедийных технологий, в которые входят графика, цвет, звук, видеоматериалы, позволяет моделировать в процессе образовательной деятельности различные ситуации и среды. Игровые компоненты, включённые в мультмедийные программы, активизируют познавательную активность детей и усиливают эффективность усвоения материала.

Благодаря предоставленным вашему вниманию технологиям, методам и средствам воспитания и образования дошкольников, мы надеемся достичь выполнения поставленных задач:

  • воспитывать социально–личностных качества дошкольников, умеющих мыслить неординарно и творчески;
  • развивать инициативность, любознательность, способность к творчеству, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и другой активности детей в различных видах деятельности;
  • развивать способность детей применять современные инновационные технологии, направленные на успешную социализацию личности в обществе и повышение уровня интеллектуального мышления и креативного воображения.

Учитывая тот факт, что главным воспитателем ребёнка является его родители (законные представители), мы разработали интерактивную модель партнёрского общения воспитателя и законного представителя ребёнка.

Применяя инновационные технологии при работе с родителями, мы сумели заинтересовать их в воспитательно-образовательном процессе и жизни ДОУ в целом, что дало хорошие результаты в развитии нашей группы. Сотрудничество родителей и воспитателей предполагает равен-ство позиций партнеров, что создаёт в работе с детьми благотворный микроклимат для полноценного развития личности . Позитивный вклад в работу с родителями внесло использование индивидуального сайта группы, где родители в любое время могут получить информацию о своём ребёнке и группы в целом. Благодаря установленному в музыкальном зале проектору и экрану, родительские собрания стали более посещаемыми, родители – более активными. Занимаясь инновационной деятельностью, развивая инновационную активность, создавая что-то новое, достойное внимания, воспитатель не только помогает детям стать уникальными, разносторонними, уверенными в себе людьми, но и сам растет. Потому, главной нашей задачей на данный период времени остаётся самообразование и саморазвитие.

Список литературы:

  1. Андерсен Б. Мультимедиа в образовании / Б. Андерсен, В.Д. Бриик. –М. : Дрофа, 2007.
  2. Атемаскина Ю.В. Современные педагогические технологии в ДОУ / Ю. В. Атемаскина. - М.: Детство-Пресс, 2011.
  3. Корзун А.В. Цели, задачи и содержание ТРИЗ-педагогики. Решение проблем многоуровневого образования средствами ТРИЗ-педагогики. - Саратов, 2008.
  4. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение / А. П. Панфилова. – М.: Изд. центр «Академия», 2009.
  5. Методическая разработка на тему: ФГОС ДО | Социальная сеть работников образования (дата обращения 17.03.2016 г.).
//

Губанова Н.М

Гамаюнова Е.Н.


Инновационные подходы к обучению и воспитанию в общем образовании (на примере уроков иностранного языка).
Главная задача современного обучения не только дать широкое образование, но и расположить личность подрастающего человека к самостоятельному приобретению знаний, к постоянному стремлению углубляться в область познания, формировать стойкие познавательные мотивы учения. В современной методике преподавания иностранных языков огромное значение имеет целый ряд факторов, в том числе поиск инновационных методов и форм организации учебной деятельности. Не вызывает сомнения тот факт, что задача учителя состоит в нахождении и развитии таких методик и форм работы, которые объединили бы учителя и учащихся в один творческий коллектив, повысили бы роль самостоятельной работы, деятельности учащихся во всем процессе учебной работы.

Инновация (нововведение) – это внесение в разнообразные виды человеческой деятельности новых элементов (видов, способов), повышающих результативность этой деятельности.

Инновации в сфере образования направлены на формирование личности, ее способности к научно-технической и инновационной деятельности, на обновление содержания образовательного процесса.

Инновационные методы в образовании - педагогические методы, основанные на использовании современных достижении науки и информационных технологий. Они направлены на повышение качества подготовки специалистов, развитие у обучающихся творческих способностей, умения самостоятельно принимать решения. Основными инновационными методами в образовании являются: методы проблемного и проектного обучения, моделирования, исследовательские методы, модульное обучение, игровые технологии, метод мозгового штурма, метод кейс-стади, метод творческих заданий, методы активного обучения, контекстного обучения и обучения на основе опыта.
Инновационные методы могут реализовываться как в традиционной форме, так и в дистанционной технологии обучения с применением электронных мультимедийных учебников и учебных пособий; проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода к изучению учебных дисциплин; проектно-организационных технологий обучения работе в команде над комплексным решением практических задач; предпринимательских идей в содержании курсов.
Инновационные методы предполагают возрастание роли обучаемого в учебном процессе, смещение центра (фокуса) учебного процесса от преподавателя к обучающемуся; усиление функции поддержки обучающихся, помощи ему в организации индивидуального учебного процесса; возможность обратной связи преподавателя с каждым обучающимся при использовании новых коммуникационных технологий.

Внедрение нетрадиционных педагогических технологий существенно изменило образовательно-развивающий процесс, что позволяет решать многие проблемы развивающего, личностно-ориентированного обучения, дифференциации, гуманизации, формирования индивидуальной образовательной перспективы учащихся.

Для всех технологий характерны определенные общие признаки: осознанность деятельности учителя и учеников, эффективность, мобильность, валеологичность, целостность, открытость, проектируемость; самостоятельная деятельность учащихся в учебном процессе составляет 60–90% учебного времени; индивидуализация.

Компьютерные технологии не только помогают организовать учебный процесс с использованием игровых методов, но и получить более сильную обратную связь.

Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, в большей степени способствуют укреплению знаний и на практических занятиях – умений. Кроме того, средствам мультимедиа отводится задача обеспечения эффективной поддержки игровых форм урока, активного диалога “ученик-компьютер”.

Анализ имеющегося опыта показывает, что условно систему использования компьютера на уроке иностранного языка можно разделить на три стадии (этапа).

Первый – компьютерная поддержка уроков. Здесь компьютер использует только учитель в качестве средства визуализации материалов урока.

Второй – компьютерное сопровождение уроков иностранного языка. На этом этапе кроме использования учителем компьютера в качестве эффективного средства предоставления или иллюстрации материалов урока, компьютер может быть использован учениками в качестве средства повторения ранее изученного материала (например, повторение лексики предыдущего урока, грамматических форм, и т.д.). Здесь же компьютеру может быть доверен текущий контроль знаний учащихся, например – с целью составления монологического или диалогического высказывания по определённой теме и пр. Так как к работе с компьютером допускаются ученики, то учитель должен знать и соблюдать правила организации безопасной работы учащихся с компьютерной техникой, и рабочее место, оборудованное компьютером, должно быть соответствующим образом организовано.

Третий – этап использования современных компьютерных программ в обучении. Особенностью этого этапа является проведение уроков иностранного языка с работой всех учащихся на компьютерах под руководством учителя. Высока роль применения на уроках иностранного языка различных электронных справочников, энциклопедий, программ, словарей.

Но, как известно, первое место среди наиболее активно используемых методов изучения иностранных языков повсеместно признанный в мире "коммуникативный метод ".

Коммуникативный метод направлен на одновременное развитие основных языковых навыков (устной и письменной речи, грамматики, чтения и восприятия на слух или аудирования) в процессе живого, непринужденного общения. Научить учащегося общаться на чужом языке - вот главная задача преподавателя. Лексика, грамматические структуры, выражения чужого языка преподносятся студенту в контексте реальной, эмоционально окрашенной ситуации, которая способствует быстрому и прочному запоминанию изучаемого материала.

Коммуникативный метод предполагает разрушение психологического барьера между учителем и учеником. А когда люди перестают чувствовать "дистанцию" между собой и преподавателем, когда им интересно, весело и приятно с ним общаться - им проще начать разговаривать на чужом языке.

Многочисленные игровые элементы в преподавании вносят оживление в занятия, поддерживают положительный эмоциональный настрой учащихся, усиливают их мотивацию. Работа "в парах", "в тройках", участие в дискуссиях на интересующие темы - все это прозволяет учителю учесть индивидуальные особенности каждого ученика, сделать занятия творческими и увлекательными, и в то же время дает преподавателю возможность незаметно для учащихся осуществлять полный контроль над процессом обучения.

Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество. Задача учителя - активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам.

Проектная деятельность также является методом активизации учебно-познавательной активности. Этому способствует высокая самостоятельность учащихся в процессе подготовки проекта. Учитель, выступающий координатором, лишь направляя деятельность ученика, который исследует выбранную тему, собирает наиболее полную информацию о ней, систематизирует, полученные данные и представляет их, используя различные технические средства, в том числе, и современные компьютерные технологии.

Метод проектов формирует у учащихся коммуникативные навыки, культуру общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к мнению партнёров по общению, развивать умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать её с помощью современных компьютерных технологий, создает языковую среду, способствующую возникновению естественной потребности в общении на иностранном языке.

Проектная форма работы является одной из актуальных технологий, позволяющих учащимся применить накопленные знания по предмету. Учащиеся расширяют свой кругозор, границы владения языком, получая опыт от практического его использования, учатся слушать иноязычную речь и слышать, понимать друг друга при защите проектов. Дети работают со справочной литературой, словарями, компьютером, тем самым создаётся возможность прямого контакта с аутентичным языком, чего не даёт изучение языка только с помощью учебника на уроке в классе.

Работа над проектом – процесс творческий. Учащийся самостоятельно или под руководством учителя занимается поиском решения какой-то проблемы, для этого требуется не только знание языка, но и владение большим объёмом предметных знаний, владение творческими, коммуникативными и интеллектуальными умениями. В курсе иностранных языков метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества.

Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности.

Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка включают: изучение лексики; отработку произношения; обучение диалогической и монологической речи; обучение письму; отработку грамматических явлений.

Возможности использования Интернет-ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов и т. д.
Технологии, которые объединяются названием “Портфолио ученика”, способствуют формированию необходимых навыков рефлексии, т.е. самонаблюдению, размышлению. “Портфолио ученика” – инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда, рефлексии его собственной деятельности.

Метод интеграции, который способствует формированию межпредметных понятий, определяет характер межпредметных связей по фактору времени (предшествующие связи, перспективные, синхронные), позволяет осуществлять межпредметную координацию содержания учебного материала с целью его оптимизации (устранения дублирования, разночтения, хронологической несогласованности). Данный метод позволяет адаптировать содержание учебных программ к возможностям конкретных учащихся, создаёт благоприятные условия для развития личности каждого учащегося, формирования положительной мотивации учения, адекватности самооценки, максимально возможной успешности обучения.

В системе нашей педагогической деятельности интегрированные уроки занимают особое место. Они помогают развивать познавательную и творческую активность учащихся, усиливают мотивацию обучения. Проведение таких уроков – один из путей повышения эффективности образовательного процесса на основе реализации принципов деятельностного подхода в обучении.

Включение учеников в активную учебную работу, использование при этом разнообразных форм, методов познавательной деятельности значительно расширяет учебно-воспитательные возможности урока, выступающего ведущей формой организации учебной деятельности.

Инновационные методы в преподавании – это новые методы общения с учениками, позиция делового сотрудничества с ними и приобщение их к нынешним проблемам. Инновационные методы – это методы, позволяющие ученикам самоутвердиться. А самоутверждение – это путь к правильному выбору своей профессии.

В современном процессе обучения используются, как традиционные, так и инновационные методы обучения. Нужно не только продвигать вперёд инновационные методы, но и не забывать о традиционных методах, которые не менее действенны, а в иных случаях без них просто не обойтись.

А. Адамский утверждал, что: «Только наивный или заблуждающийся человек может полагать, что инновационная педагогика является универсальной заменой традиционных методов обучения».

Нужно, чтобы традиционные и инновационные методы обучения были в постоянной взаимосвязи и дополняли друг друга. Эти два понятия должны существовать на одном уровне.


ЛИТЕРАТУРА

1. Баклашкина М.В. Обучение иноязычному межличностному общению на занятиях по иностранному языку в школе и вузе // Иностр. языки в школе. – 2009. – № 1. – С. 9-13.

2. Клейменова Н.М. Использование активных приемов обучения на занятиях по французскому языку со студентами // Иностр. языки в школе. – 2011. – № 1. – С. 66-69.

3. Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык. – М.: АРКТИ, 2002. – 176 с.

4. Практический курс методики преподавания иностранных языков: английский, немецкий, французский: Учеб. пособие/ П.К. Бабинская и др. – Мн.: ТетраСистемс, 2003. – 288 с.

5. Тюнников, Ю.С. Анализ инновационной деятельности общеобразовательного учреждения: сценарий, подход/ Ю.С. Тюнников// Стандарты и мониторинг в образовании. - 2004. -№ 6. Лазарев, В. С. понятие педагогической и инновационной системы школы/ В.С. Лазарев// Сельская школа. - 2003. - № 1.

6. Загвязинский, В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука/ В.И. Загвязинский//Инновационные процессы в образовании: Сборник научных трудов. - Тюмень: 1990. - с. 8.