Innocenti: pin-up история. Стиль пин-ап - история возникновения, использование в современной одежде, макияже, прическе и маникюре

Собираешься на первое свидание с женщиной. Оделся в чистую рубашку, расчесался, почистил зубы – и ты уже красавчик. По дороге купил симпатичный букет цветов. И вот, видишь ее. Замечательное платье развевается легким ветром, сложная прическа и легкий макияж только дополняют образ роковой женщины, которая может с легкостью покорить любого мужчину. И есть одна вещь, которая сразу бросается в глаза – декольте.

Она подходит ближе, и ты еле сдерживаешься от восхищенного возгласа. Вот она – настоящая королева красоты. Но ты даже не подозреваешь: почти все, что находится в декольте, – это уловка, которая раскроется только тогда, когда она пригласит тебя домой на чашечку кофе.

Этот обман называется push-up. Кто не в курсе – это специальный бюстгальтер, который придает эффектную форму женским прелестям и визуально увеличивает их объем. Мужчины считают, что это одно из самых коварных средств обольщения, которое стоит на одном уровне с профессиональным макияжем, утягивающим бельем и наращенными волосами.

Краткая история женского коварства

Женщины во все времена хотели выглядеть более привлекательными, чем есть на самом деле. Ведь как иначе завоевать внимание мужчины, который тебе нравится? Вот и стали придумывать себе «улучшения», которые сегодня приносят производителям женского белья и косметики миллиарды долларов.

Еще с 30-х годов ХХ века в моду вошли надувные бюстгальтеры. Их сразу взяли в оборот девушки, которые не могли похвастаться большими прелестями. Вот только казусов с ними было очень много. То на танцах одна «грудь» сдуется, то вся конструкция взорвется во время путешествия на самолете. Да и удобство таких лифчиков было сомнительно. Я родился намного позже, но и сейчас могу себе представить, как дама уходит «припудрить носик», а возвращается с заметно подросшей грудью. Вот мужчина-то удивится.

Бюстгальтеры с поддержкой формы без надувательства впервые появились в конце 60-х годов, но тогда в моде было движение хиппи, а «дочери природы», как известно, любили свободу не только в половых отношениях, поэтому нововведение не получило особого распространения.

Зато ближе к 90-м все изменилось. Женщина с тонкой талией и внушительной грудью стала идеалом красоты, и женщины ломанулись покупать пуш-апы. И завертелось. Теперь каждый мужчина должен быть морально готов встретить в момент интимной близости не уверенную троечку, которую видел перед собой еще несколько часов назад, а скромную единичку или, если повезет, полторашечку. Вот и верь после этого девушкам.

Разновидности женского коварства

Классический пуш-ап. Уровень коварства – 0. Самый оптимальный вариант для мужского глаза. Ни грамма искусственности, одно искусство. Создан этот вид бюстгальтера таким образом, чтобы подчеркивать естественную красоту женских прелестей без поролона и других дополнительных элементов. Весь секрет в покрое, который поддерживает и формирует красивую ложбинку, на которую хочется смотреть вечно. Единственный минус: чтобы надеть такой лифчик, нужно обладать хотя бы вторым размером этих самых прелестей. В противном случае, получите не объем, а пустоту.

Пуш-ап со вшитой подушкой. Уровень коварства – 1. Здесь в чашечки бюстгальтера добавляется специальный материал, который визуально увеличивает объем. Поролон, гель, да что угодно. В общем, грудь магическим образом увеличивается минимум на размер.

Пуш-ап с двойной подушкой или пуш-ап 3D. Уровень коварства – максимум. Все мужчины уже ненавидят человека, который это придумал. Ведь это адское приспособление даже их (т.е. мужскую) грудь заставит выглядеть соблазнительно. Двойной слой поролона и гелиевых вставок обеспечивает мгновенный прирост двух размеров.

Еще существует множество разновидностей бюстгальтеров пуш-ап. Но самое главное различие – это вставки. Оказывается, качество такого лифчика, как и его цена, зависят в большей степени от наполнителя.

К примеру, поролоновые бюстгальтеры весьма недорогие, но они снашиваются достаточно быстро, ведь поролон начинает терять форму уже после нескольких стирок. Гелиевые считаются самыми качественными и стойкими, потому что отлично сохраняют форму и обеспечивают объем. Как видите, секрет популярности весьма прост.

Среди серых американских будней 30-х годов возник невероятно яркий и игривый стиль Pin Up. Аскетичные военные будни требовали моментов, дарящих хорошее настроение и позитив. Будоражащим фантазии символом стали картинки с необычными, непосредственными и сексуальными красотками. Современные дизайнеры снова вернулись к женственным и кокетливым образам начала прошлого века. Женская естественная сексуальность и акцент на формах опять в моде. Образы американок 30-х годов стали не только идеями оригинальных фотосессий и тематических вечеринок, но и повседневных луков.

Что такое стиль пин-ап

Привлекательные, откровенные, но не пошлые девушки с картинок далеких 30-х годов снова стали появляться на подиумах. В моде пышные юбки, кофточки с отложным воротничком, яркий макияж в стиле пин-ап. Его используют в повседневной жизни, для необычных фотосессий, стилистических вечеринок. Если описать в трех словах, что такое пин-ап (стиль pin-up) – это воплощение женственности и красоты.

Яркий и эротичный, зажигательный и непосредственный стиль имеет свои характерные черты. Это не только особенная одежда, обувь, аксессуары, макияж и прическа. Пин-ап подразумевает создание приличного, но будоражащего мужскую фантазию образа со скрытой сексуальностью. Непременным элементом стиля являются блестящие от счастья глаза, лучезарная улыбка, подчеркнутая красной помадой.

Особенности

Романтичность и чувственность пин-ап переплетается с женственностью и деликатностью. Можно выделить следующие особенности, присущие этому стилю:

  • облегающий силуэт, который подчеркивает линии фигуры;
  • тонкая талия, подчеркнутая плотными поясами или ремнями;
  • открытое декольте, которое не выходит за рамки откровенности;
  • неброский макияж с яркими акцентами на губы и глаза;
  • аккуратная прическа с локонами.

История

Возникновение пин-ап относят к послевоенному времени в Америке 20-х годов. История стиля начинается с первой картинкой, на которой Чарльз Дан Гибсон изобразил «американскую мечту». На постере была нарисована девушка, которая выглядела аппетитно, беспомощно и сексуально. Картинки с симпатичными девушками, у которых пухлые губы, удивленный взгляд, тонкая талия, широкие бедра, пришлись по нраву американским мужчинам и стали объектом подражания для женщин.

Красотки на постерах занимались домашними делами, разговаривали по телефону, носили короткие шорты, купальники или пеньюары, имели идеальный макияж и прическу. Картинки мужчины крепили на стену, отсюда возникло название – pin-up, что в переводе означает «приколоть». С годами популярность пин-апа только росла и в 40-х годах моделями для картинок стали известные актрисы, манекенщицы, знаменитости. Реальные девушки становились супер-популярными, а их гардероб, прическа, макияж стали эталоном красоты.

К числу икон образов пин-ап относятся Бриджит Бардо, Эва Гарднер, Мэрилин Монро, Дита фон Тиз, Рита Хейворт, Бетти Пейдж. Художники, которые изображали звезд, стремились продемонстрировать образ идеальной женщины. Плакатные красотки, вполне скромные для современности, в то время стали настоящим прорывом в сексуальном воспитании американской молодежи. Румяные и улыбчивые, они стали эталонам для подражания женщин и объектом для фантазий мужчин.

Кому подходит стиль пин-ап

Множество фасонов и расцветок, которые используются в образах пин-ап, позволяют любой девушке примерять на себя эту соблазнительную и очаровательную роль. Одежда в игривом исполнении способна любые женские формы приблизить к фигуре «песочные часы». Одежда рассчитана на дам с пышным телосложением, но и для худышек найдутся подходящие варианты. Оттенок кожи не должен быть смуглым. Фарфоровые или персиковые тона идеально подходят под этот стиль. Возрастных ограничений пин-ап не имеет, главное, ваше настроение, яркая чувственность и озорство в глазах.

На сегодняшний день стилисты и модельеры активно предлагают использовать женственный и кокетливый образ. В особенных нарядах и с узнаваемым макияжем можно встретить не только моделей фэшн-бизнеса, но и модниц на обычных улицах города. Современная трактовка стиля делает образы отличным вариантом для прогулок, вечеринок, свиданий. Неизменной остается женственность, но допускаются эксперименты и комбинирование. Прическа ухоженная, укладка локонами, классический пин-ап макияж с акцентом на губы и глаза, яркий, но не пестрый наряд – все это признаки современного стиля.

Если принципы создания образа остаются прежними, то некоторые вольности современные красотки могут себе позволить. В наши времена пин-ап допускает не 100% соблюдение канонов, а импровизацию:

  • не только шпильку на обуви;
  • прямые волосы, укладку без кудрей;
  • более легкомысленные платья;
  • низкую или среднюю посадку вещей.

Одежда

Девушки пин-ап выбирали одежду, которая подчеркивала бедра грудь, талию, шею. Цвета используются совершенно разные: от пастельных до ярких. Прежде всего, к гардеробу подходят розовый, красный, белый, желтый, голубой тона. Принты тоже часто задействуются: цветочные, звериные, клетка, горох, изображения фруктов. Следующая одежда в стиле пин-ап отражает тенденции стиля:

  1. Юбки – пышные, визуально расширяющие бедра. Они сшиты из тонких тканей, на ветру развеваются и слегка оголяют ноги. Для полных женщин рекомендовано создавать образ с помощью юбки-карандаша с высокой талией. Длина юбок тоже продумана, когда девушка садится, становятся видны ажурные чулки.
  2. Платья пин-ап представлены разными силуэтами (часто А-силуэт), в которых обязателен акцент на осиной талии. Иногда имеют рукава-фонарики, волнообразные отрезные подолы с рюшами. Приветствуются оголенные плечи и декольте. Ткани используются легкие, струящиеся.
  3. В блузках и топах имеется фигурный вырез, открытое декольте.
  4. Кардиганы, жакеты короткие, на одной пуговице.
  5. Брюки в этом стиле заужены книзу и слегка свободны в верхней части, чтобы визуально расширить бедра.
  6. Шорты обтягивающие, средней длины. Популярны модели с отворотами и накладными карманами.

В качестве дополнения одежды пин-ап часто используются разные аксессуары. Среди деталей стиля можно назвать следующие элементы:

  • перчатки – кружевные или текстильные, короткие (для повседневного образа) или длинные (для вечерних вариантов);
  • обувь – туфли, босоножки, сапожки с оттенком сексуальности без заостренных носков, громоздкой платформы, канон – лаковые туфли, застежка на щиколотке;
  • солнцезащитные очки – в массивной оправе;
  • чулки – с подвязками или на резинке;
  • ремень – тонкий или на резинке для подчеркивания талии, иногда – широкий пояс или корсет;
  • шарф – нежный шелковый, который можно набросить на плечи или завязать на голове;
  • сумка – большая или маленькая, красиво декорированная, овальная, квадратная, яркой расцветки или с принтом;
  • шляпа с широкими полями бежевого, черного, серого или белого цвета.

Макияж

Часто образ пин-ап – это черные стрелки и красные губы. Важно правильно выбрать форму стрелок. Для больших глаз нет ограничений, а для маленьких полосу следует рисовать от середины века, а после сделать кончик. При небольшом размере глаз стрелки нужно растушевывать. Чувственные губы с четким контуром не обязательно должны быть красными. Используйте яркие, насыщенные оттенки помады.

Непременный элемент стиля – длинные закрученные ресницы. Используйте только угольно-черную тушь. Румяна также нужны образу, их не нужно накладывать много, чтобы не испортить ненавязчивый образ с ноткой кокетства. Брови можно сделать ярче или несколько темнее ежедневных образов. Форма должна быть четкой, аккуратной, арочной. Классический образ пин-ап подразумевает отсутствие теней на веках, но в современных вариантах допускается нанесение легкого пигмента, который не перекрывает стрелки.

Маникюр

Соблазнительный, изящный пин-ап учитывает каждую деталь образа, а ногти – не исключение из правил. Маникюр используется французский или с однотонным глянцевым ярко-красным лаком. В салонах вам могут предложить ногтевую роспись в стиле пин-ап. Оригинальный лунный маникюр в своих образах часто использовала пин-ап дива Дита фон Тиз. Она оставляла лунку непрокрашенной. Такой способ окрашивая ногтей тоже подойдет для создания стильного образа. Форма ногтей предпочтительна классическая округлая.

Прическа

Пин-ап подразумевает аккуратные женственные прически, но обязательно волосы должны быть волнистыми. Подходящие укладки можно встретить у красавиц 50-х годов. Используйте локоны, укладку волнами, шпильки, пучки, платки, банты, заколки, сеточки. Одна из характерных черт стиля – короткая челка. Такой элемент прически делает лицо милым, наивным, детским. В образах допускаются челки прямые, закругленные или треугольные. Узнаваемой станет прическа с платком пин-ап. Завязать его можно несколькими способами:

  • сложить ткань в виде полосы, подхватить волосы снизу, концы завязать на макушке;
  • подхватить волосы, концы платка завязать на шее;
  • закрыть платком голову полностью, оставив лишь несколько завитых прядей, а еще челку.

Стиль пин-ап в фотографии

Яркий и сексуальный образ пин-ап может воплощаться в нескольких вариантах. Существует множество идей, но каждая из них подчеркивает женственность, не терпит строгости, дискомфорта, подчеркивает красоту женского тела. Для интересных фотосессий вы можете использовать любой из предложенных вариантов:

  1. Американская домохозяйка. Для создания такого стиля вам понадобятся клетчатая рубашка, джинсы с завышенной талией, бандана. Джинсы подверните у щиколоток, рубашку завяжите узлом, открывая живот, бандану используйте как ободок или полностью закройте ей голову. Из обуви используйте белые тенниски или туфли (босоножки) на танкетке. Прическу сделайте высокой. Из аксессуаров подойдут серьги-круги.
  2. Соседская девчонка. Для образа в этом стиле наденьте платье, которое подчеркнет талию, грудь. Ткань может использоваться в горошек, цветочный принт или быть однотонной. Не используйте длину мини, женственное платье должно быть игривым, но не откровенным. Обувь – балетки, с туфли на каблуке – толстеньком или шпильке, лодочки, как у Мэрилин Монро. Из аксессуаров используйте белые бусы или браслет, сережки с якорями.
  3. Морячка. Морская тема актуальна для пин-ап стиля. Сдельные купальники с рюшами или плавки с высокой талией, повязка на голове или широкополая шляпа, солнцезащитные очки в яркой оправе, соответствующий макияж – идеальное решение для фотосессии на пляже.
  4. Модерн. В обновленном направлении допустимы майки, татуировки, узкие джинсы. Дополните образ броской прической с начесом, сумочкой на длинном плечевом ремне. Модельная обувь, пин-ап макияж станут завершением стильного образа.

Видео

В России достаточно глубоко феномен АП изучается профессором МГУ Нурковой Н.Н. Она обращает внимание на то, что понятие АП -- это научное понятие, сформированное относительно недавно, а вот понятное всем выражение «личная память» существует очень давно. Тем не менее смысл этого понятия сейчас и, например лет 300 назад -- совершенно разные реальности. В настоящее время восприятие нами АП можно охарактеризовать как достаточно связная во времени, протяженная история своей собственной жизни, которая включает в себя обязательно рассказ о детстве, о своем происхождении, яркие воспоминания, социальные достижения и личные результаты. Дополнительно к этому обычно сопутствует некая система доказательств в виде: фотографий, документы, различные свидетельства и т.п.

Еще лет 150 лет назад люди не представляли, как выглядели их предки, далекие родственники, как выглядели их бабушка с дедушкой. Люди не помнили, как они выглядели в детстве, а то и несколько лет назад. Была какая-то память о себе, но она была очень короткая.

В конце XVIII века в философии и культуре началась эпоха романтизма и как раз в это время автобиографическая направленность особо усилилась, опираясь на явно обозначившийся индивидуализм. Сама личность становится ценностью и у людей возникает потребность растянуть ее во времени: становится модным писать дневники, мемуары.

В нашем обиходе фотография стала обычным явлением и мало кто по настоящему осознает влияние этого открытия на жизнь людей. Именно с появлением фотографии произошел самый большой прорыв в АП. Это уникальное изобретение, придуманное для того, чтобы была память. Человек научился останавливать мгновение. Но еще более важное, что у человека появилась возможность увидеть его собственное Я в разных контекстах и ситуациях. Фотография -- это очень эффективный враг времени. Таким образом, человеку впервые стало возможно обрести более стойкий образ своей персональной, личной идентичности.

С приходом фотографии в обществе стало возможным зафиксировать различные периоды жизни, провести некоторую последовательность «я» в разных в возрастах личности. Представьте, как трансформировалось восприятие человеком себя, своей личности, когда у него появилось возможность увидеть себя в младенчестве, определить себя к некой социальной группе: семейные фотографии, фотографии с одноклассниками и т.п. С появлением фотографии все дедушки-бабушки, все эти люди стали материальными. Причем, конечно, семейные сообщества -- это самый простой пример. Некоторые называют процесс глобализации естественным и связывают его с появлением фотографии Земли из космоса, ведь по сути это коллективный портрет всех жителей планеты, собирающий нас в единое сообщество .

Также Нуркова В.В. в своей диссертационной работе пишет: «Что касается уже сугубо научного подхода, то специфика АП была описана интроспективной психологией. Еще в конце ХIХ века Анри Бергсон, используя свидетельства об уникальных содержаниях сознания людей в критические моменты на грани гибели (феномен "вся жизнь промелькнула перед глазами"), выделил как принципиально разные виды памяти - память "повторяющуюся" и память "ретроспективную", на основании которой субъект строит себя. Бергсон первым отметил, что "существует коренное различие между тем, что должно создаться посредством повторения, и тем, что по самому существу своему не может повторяться?".

В.Джемс, исследовав материал автобиографических воспоминаний о пережитых экстатических религиозных ощущениях, также признал существование высшей формы памяти, конституирующей личность. В 1911 году Е.Клапаред воспользовался следующей метафорой, говоря о роли этой особой части содержаний памяти: "Память подобна двусторонней улице: теория памяти должна обязательно зависеть от интерпретации идеи "Я", а способ, по которому мы создаем "Я", зависеть от конфигурации памяти".»

Еще в 1890 году американский философ и психолог Уильям Джеймс одним из первых определил личность как взаимодействие памяти с собственным прошлым: нет личности без возможности вернуться в прошлое. Именно АП присуща только человеку. Сегодня принято считать, что личность -- это АП (персональный опыт и знания, полученные в течение жизни), то есть то, кем мы были, кто мы есть сегодня и кем мы можем стать.

Именно этот же период времени можно обозначить как период начала систематической работы с АП через рассказы пациентов об отдельных эпизодах жизни - это время начала психоанализа. Согласно данной концепции наиболее значимые события обозначаются в осознаваемых воспоминаниях человека в виде, преобразуемом под влиянием защитных механизмов. Здесь аналитик производит работу с целью коррекции и восстановления АП в соответствии с реальными событиями.

Также в 1921 году В.М. Экземлярский, изучая индивидуальные особенности памяти, защитил диссертацию в Комиссии историко-филологического факультета Московского университета по теме «Учение о типах представления в индивидуальной психологии» .

И только в 1976 г, Робинсон ввел понятие «автобиографическая память». Эта память представляет собой сложные ментальные репрезентации сцен и категорий, имеющих личное отношение к индивиду. В общем, это память на биографическую информацию и жизненные переживания, это различие памяти о себе и памяти о мире.

В качестве современного определения АП можно привести в пример определение, данное К.Н. Артемовой: «Автобиографическая память - это субъективное отражение пройденного человеком отрезка жизненного пути, состоящее в фиксации, сохранении, интерпретации и актуализации автобиографически значимых событий и состояний, которым определяется самоидентичность личности. Выделим наиболее существенные моменты в этом определении: 1) отражение пройденного отрезка жизненного пути имеет структуру, содержание и другие количественные и качественные характеристики; 2) самоидентичность личности определяется отражением пройденного отрезка жизненного пути.»

Альберто Варгас

Вы бы её сразу узнали – розовые щёчки, упругие локоны, фигура песочные часы и тяга к тематическому белью. Но как именно она появилась? Мы собираемся в путешествие во времени к самым истокам жанра, в чём нам поможет недавно выпущенная книга «Искусство в стиле пин-ап», издательство Taschen. Отправной точкой, как ни странно, послужил момент изобретения «безопасного велосипеда» в 1800-х годах. Свобода женщин совпала с их объективацией.

Начало 1800-х: Выпуск велосипеда

Велосипед безопасности для леди, 1889 года (Википедия)

Немного углубимся в историю. Так называемые «велосипеды безопасности» вызвали дискуссии среди западных женщин в начале 19 века. Врачи и министры осудили новомодное транспортное средство, утверждая, что подпрыгивание вредит хрупким внутренним органам женщин, а трение о седло, скорее всего, вызовет возбуждение. Однако для суфражисток велосипед стал «машиной свободы», которая лишала потребности в мужском эскорте.

Начало 1800-х: Женщины носят брюки

Рекламный плакат, 1897 (Википедия)

Вскоре после появления велосипедов женщины отказались от длинных платьев и многослойных юбок в пользу шароваров и сапог. С этими изменениями в моде на виду оказались женские ножки и фигура. Вещи становились интереснее, а женщины сексуальнее.

Рольф Армстронг (с) Браун и Бигелоу

Томас Мерфи и Эдмонд Осборн напечатали первый календарь, разместив под изображениями рекламу. Концепция вдохновляла; календари гарантировали круглогодичное рекламное пространство. На первом экземпляре изобразили Джорджа Вашингтона, но он не вызвал ажиотажа, что неудивительно. Календарный рынок не оживлялся до 1903, когда выпустили первый календарь с девушками под названием «Cosette».

Оригинальный рисунок пером и чернилами, иллюстратор Чарльз Дана Гибсон (Википедия)

Иллюстратор журнала Life Чарльз Дана Гибсон встряхнул индустрию обложками с изображением женщин с пышной грудью, фигурами песочные часы, тёмными грудами волос и пухлыми губами. Вдохновлённый собственной женой и её сестрой, Гибсон нарисовал национальный символ, который назвали «Девушки Гибсона» (Gibson Girl). Это были любимые девушки Америки, известные своей чувственностью и независимостью. В некотором смысле, это была первая недостижимая «девушка мечты», фото которой прикалывали к стенке.

Иллюстрация Харрисона Фишера (Википедия)

После успеха «Девушек Гибсона» многие журналы последовали примеру Life. Говард Чандлер Кристи рисовал «Christy Girl» для журнала The Century в 1895 году, а Харрисон Фишер - «Fisher Girl» для Puck Magazine и Cosmopolitan с 1912 до 1932 гг. Все женщины были так же красивы и недосягаемы.

Говард Чандлер Кристи (Википедия)

Во времена Первой мировой войны американский президент Вудро Вильсон сформировал отдел художественной рекламы, чтобы всколыхнуть патриотизм и вдохновить новые войска на борьбу. Среди ключевых идей были плакаты с красивыми женщинами, часто одетыми в сексуальную военную форму и провозглашающие фразы типа: «Ну и дела, я хотела бы стать парнем. Я бы присоединилась к военно-морскому флоту» или «Будь мужчиной и сделай это». Не самый тонкий намёк.

1920: Бурные 20-тые

Нет дыма без огня. Рассел Паттерсон (Википедия)

Пока их партнеры воевали, женщины в 1920-х годах вкусили свободу и не были готовы отпускать её. Эпоха джаза принесла укороченные юбки, нелегальный алкоголь, стриженые волосы и обострённое чувство молодёжного бунта. Поколение свободных духом отрицало ограничения. Такие художники, как Рольф Армстронг в соответствии с тенденциями всё больше «раздевали» своих очаровательных нарисованных девочек.

1940-е: Психологически усовершенствованная пропаганда

В период Второй мировой войны правительство США снова разработало эффективную стратегию для поднятия боевого духа, представив всеамериканский образ возлюбленной, которая ждёт ЕГО возвращения... ради чего стоит бороться. Эти пин-ап фотографии прикалывали на стены в казармах и в подводных лодках, солдаты носили их с собой в карманах.

Питер Дрибен

Эротическая тактика из военной пропаганды распространилась на всю рекламную отрасль. Началось с Мэдисон-авеню в 1950-х и 1960-х гг.

«Весёлая нимфа», Джил Элвгрен

В 1953 году Хью Хефнер основал свой пресловутый эротический журнал, уже 1955 большинство глянцевых изданий походило на Playboy. После того, как журналы превзошли пин-ап в популярности, не было необходимости сохранять невинность женского образа. Изображения распространялись повсеместно.

Зои Мозерт

Когда поп-культура в целом стала терять интерес к пин-апу, Чарльз Мартинетт (Charles Martignette) созрел для того, чтобы скупить его. В восемь лет он очаровался этими изображениями, а в 27 приобрёл свой первый постер, в 1980 коллекционер скупил всё, что смог. Собрание пин-ап Чарльза Мартинетта насчитывало 4300 картин, которые хранились на складах и никогда не выставлялись публично.

Зои Мозерт рисует Джейн Рассел. Плакат к фильму «Вне закона»

Пин-ап вернулся из забытья благодаря выставке, которую организовал Луи Майзель в 1982 и публикации «The Great American Pin-Up» в 1996 году.

Энох Боллс

В 2008 году Мартинетт неожиданно умер от сердечного приступа. Тогда его обширную коллекцию передали аукциону Heritage в Далласе, штат Техас. В течение четырёх лет провели 12 публичных торгов, чтобы распродать огромное собрание оригинального пин-ап искусства. Произведения извлекли из хранилища и пустили в свободное обращение, чтобы они, наконец, достигли своего предназначения – были приколоты (pin up – плакат, прикалываемый на стену).

И ещё несколько замечательных изображений из книги «Искусство в стиле пин-ап».

В самом начале служения Иисуса произошло вот что, по описанию Луки: «Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами: Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея, Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом, Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем». Кто они, почему и для чего были выбраны именно они?

За Иисусом следовали толпы, особенно после того, как увидели Его чудеса. Он отобрал из этих сотен или даже тысяч всего двенадцать человек, которые ничем не выделялись – ни образованием, ни родом занятий, ни даже какой-то особенной духовной прозорливостью – евангелисты постоянно рассказывают, сколь многого они не понимали, как часто думали о своем, а не о том, что говорил им Иисус.

Иоанн, правда, приводит один рассказ о том, как после некоторой проповеди (к тому же безо всяких чудес) народ начал расходиться… Одно дело – любоваться чудесами, а совсем другое – следование за Учителем и в те дни, когда никаких особых зрелищ и не было. «Тогда Иисус сказал двенадцати: “Не хотите ли и вы отойти?” Симон Петр отвечал Ему: “Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго”». Может быть, Он заметил в них это стремление к Истине, эту готовность быть с ней до конца… Да, они были крайне далеки от совершенства, один из них (Иуда Искариот) и вовсе предаст Его. Но шанс был дан и Ему, значит, мы вправе предположить, что этот самый главный и самый страшный выбор своей жизни он сделал позднее.

Само греческое слово апостолос означает «вестник, посланник». Так могли назвать гонца, отправленного с вестью в другой город, или даже посла, которого царь посылает вести переговоры от его имени. Столь почетное звание досталось совсем простым людям, большинство из них было рыбаками из Галилеи! Христос избрал этих людей и отправил на проповедь еще прежде Своего распятия и воскресения, когда, казалось бы, они совсем не были к этому готовы. Учиться всему им приходилось по ходу дела, и тут неизбежны были и ошибки, и сомнения. Число двенадцать было еще и символическим, оно означало полноту: именно столько насчитывалось «колен», то есть племен в израильском народе.

Когда один из двенадцати, Иуда Искариот, оказался предателем, апостолы решили избрать на освободившееся место по жребию еще одного человека из числа учеников «второго ряда» (им оказался некто Матфий); постепенно к двенадцати апостолам добавились и другие, числом семьдесят. Не все из них были знакомы со Христом во время Его земного служения, но их проповедь и сама жизнь вполне следовали тому образцу, который показали первые апостолы.

Вообще Писание мало рассказывает о большинстве апостолов, в основном мы узнаем об их судьбе из Предания – например, из их житий, которые, конечно, не всегда могут быть фактически точны в деталях. И все же в Библии есть одна книга, которая посвящена им – это Деяния апостолов. Она говорит в основном о Петре и Павле, хотя упоминает и других апостолов. Но самое главное, что она оказывает нам на этих немногочисленных примерах основные принципы апостольской проповеди и самой жизни учеников Христа.

Проповедь стала ответом на призыв Иисуса «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (этими словами заканчивает свое Евангелие Матфей) – по сути, это было единственное конкретное задание, которое Он им оставил.

Да, но как это сделать? Книга Деяний с самого начала приводит и другие слова Христа: «вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» В этих кратких словах изложена вся суть апостольского миссионерства: действовать будут они сами, но сила проповеди будет заключаться не в их собственных умениях или выдающихся достижениях, а в Духе, Которого они примут – но и Дух будет действовать именно через них. Проповедь начнется в самом священном городе, она будет обращена прежде всего к своим (иудеям), но ими не ограничится. Сначала апостолы пойдут к соседним народам (самарянам), а потом доберутся и до стран, о которых еще ничего не слышали.

Но самые главные слова – «будете Мне свидетелями». Суть проповеди будет заключаться в свидетельстве о Христе, и свидетельстве не только словесном. Вся их жизнь будет отныне показывать людям, что нового принес в мир Христос и что значит быть его учеником. Не случайно это слово, «свидетель» (по-гречески мартис ), стало впоследствии обозначать мученика – того, кто готов принять мучительную смерть, если только так сможет он явить людям Христа.

Тогда, около двух тысяч лет назад, апостолы предлагали людям новое учение, писали историю Церкви с чистого листа – сегодня так уже не получится, христианство воспринимается как нечто давно и хорошо известное. К тому же мы сегодня оказались хранителями огромного исторического и культурного наследия, оно привлекает людей само по себе, и нередко возникает желание говорить именно о нем, а не о Христе. Апостолы путешествовали налегке, без всего этого багажа… или всё-таки со своим багажом? Они приходили к иудеям, ожидавшим прихода Мессии – а потом и к эллинам, среди которых эти иудеи жили (судя по всему, первыми тут были не язычники, а прозелиты, принявшие веру в Единого и потому уже знакомые с религией Израиля). Апостолы говорили на языке людей того времени, отвечали на их сомнения и вопросы, говорили о том, что исполнились их давние ожидания, и потому они были услышаны.

Собственно, они сначала и не отправлялись ни в какие миссионерские поездки. Они просто собирались вместе: не только молились, но и жили единой общиной. И в день Пятидесятницы на них сошел Дух, и все, кто собрались из разных стран на праздник в Иерусалим, услышали, как апостолы говорят на их родных языках. Одни прислушались и задумались, другие сочли апостолов пьяными, но в любом случае именно это событие стало подлинным началом миссии. Община жила подлинной христианской жизнью, и она испытала воздействие Духа – и это не осталось незамеченным. Теперь надо было объяснить людям, что же такого особенного было в этой общине.

Речь Петра во второй главе Деяний – краткое изложение проповеди, которую апостолы несли своим собратьям, народу Израиля. Апостол начинает с ветхозаветного пророчества и показывает, что оно сбылось здесь и сейчас. Затем он говорит только об одном: о Христе. Удивительно, если задуматься! Люди были привлечены чудом, они заинтересовались общиной – и как легко можно было начать им объяснять правила поведения, учить молитвам, и т.д. Но они, как чистое оконное стекло, не приковывали взглядов к себе, но позволяли увидеть Главное.

Проповедь имела огромный успех: «охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч. И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах». Обращение стало началом их церковной жизни, и в этой жизни апостолы стали для обращенных наставниками, но книга упоминает об этом мимоходом, не уточняя, как именно всё это происходило. Она только подчеркивает, что первые христиане жили единой общиной, не только молились сообща, но и «были вместе и имели всё общее». Именно этот идеал впоследствии возьмут на вооружение коммунисты, отбросив веру как нечто лишнее.

Формы церковной жизни для автора книги второстепенны: это всё как-то устроится при содействии Духа, а как именно, не слишком важно. Не говоря ничего о богослужении, аскетике и прочих вещах, которые мы сегодня считаем первостепенными, автор книги апостол Лука (ведь и он состоял в этой общине!) рассказывает прежде всего о социальном служении: как верующие продавали свое имущество и делили его меж собой, как была организована ежедневная раздача пищи неимущим. Именно для этого были впервые поставлены диаконы – тогда это слово означало, по сути, социального работника.

Наверное, если бы апостолы просто говорили, их проповедь не имела бы такого успеха. Они показывали действенный пример совершенно иной жизни – и люди хотели стать частью такой общины. Не удивительно, что духовные и политические вожди Иудеи увидели в этой общине вызов собственному благополучию и авторитету. Сначала они пытались с апостолами договориться, пусть и с позиции силы: живите себе как хотите, уж это ладно, только о Христе остальным ничего не говорите. Апостолы ответили: «должно повиноваться больше Богу, нежели человекам». Они не обличали первосвященников, фарисеев и книжников за их грехи, не боролись с ними за власть – они просто отстаивали право быть собой и нести свое учение людям, не прибегая к насилию и бесчинству.

Тогда насилие было применено к ним: мы читаем о тюрьмах и казнях, о преследованиях, которые порой заставляли апостолов разойтись по окрестным городам, но это лишь означало, что пространство проповеди расширялось. А один из самых яростных гонителей по имени Савл сам обратился в новую веру, приняв имя Павел.

Но его история – это особый предмет, а мы в следующих публикациях поговорим об отдельных апостолах из числа двенадцати в том порядке, в котором они упомянуты у Луки.