Иммунитет педиатрия. Иммунная система ребенка

Первые 28 дней жизни новорожденного защищает детский иммунитет, приобретенный от матери в период внутриутробного формирования. В это время он наиболее подвержен различным инфекционным заболеваниям. Но на 5 день происходят перемены в формуле крови, и лимфоциты начинают преобладать. Сохранение грудного кормления в этот период позволяет поддерживать иммунную защиту.

Отдельные факторы, влияющие на младенца, снижают иммунитет, что будет способствовать частым заболеваниям. Важную роль играет приобретенный иммунитет, который передается по наследству. Различают также видовой, активный, пассивный, врожденный, специфический и неспецифический иммунитет.

Приобретение специфического иммунитета у ребенка или естественного происходит в течение жизни, при контакте с возбудителями (микробами, бактериями, вирусами, грибами). Он может быть пассивным и активным. Последний развивается в ответ на введение сывороток. Активный иммунитет возникает после перенесения заболевания.

Признаками слабого иммунитета будут:

    • частые простудные заболевания, более 5 раз в год;
    • низкая чувствительность к применяемому лечению;
    • плаксивость и раздражительность;
  • бледность кожи;
  • нарушения работы пищеварительной системы;
  • долгое восстановление после болезни;
  • простуды заканчиваются осложнениями - отиты, бронхиты, ларингиты, ангины.

Справка! При сниженном иммунитете потребуется проведение иммунокорректирующей терапии.

Факторы, снижающие детский иммунитет

На формирование иммунитета у детей влияют внешние и внутренние факторы. Они могут сказываться на развитии как положительно, так и отрицательно. На защитную функцию у грудничков влияют и особенности внутриутробного формирования.

Факторы пониженной защиты у грудничков :

  • осложненные роды;
  • наследственная предрасположенность к различным патологиям;
  • тяжелое течение беременности, вредные привычки у матери;
  • нарушение работы желудочно-кишечного тракта;
  • плохая экологическая ситуация;
  • недостаточное питание, дефицит или переизбыток пищевых веществ;
  • отказ от грудного молока до 6-месячного возраста;
  • частый прием лекарств;
  • психологическая травма.

У старших детей на иммунитет могут повлиять такие факторы, как:

  • нервное перенапряжение и стрессы;
  • гиподинамия, малоподвижный образ жизни;
  • неправильное питание;
  • частые переохлаждения, обострения аллергии.

Справка! Выделяют 5 критичных этапов формирования иммунной защиты, и на каждом будут свои факторы, которые более всего сказываются на стойкости организма.

Как формируется иммунитет у грудного ребенка

Формирование иммунитета начинается в период внутриутробного развития. К 12 недели в организме появляются Т-лейкоциты, число которых сильно возрастает на 5 день с рождения. Первые месяцы жизни ребенок защищен материнскими антителами, и синтезировать собственные иммуноглобулины организм еще не в состоянии. Только к 3 годам иммунитет малыша становится приближенным к взрослым по показателям количества антител типа М.

Чтобы понять, как формируется иммунитет младенцев и старших детей, следует рассмотреть его основные периоды. Всего их выделяют 5, длительностью с рождения до подросткового возраста - 12-15 лет.

Основные этапы формирования иммунной защиты

Важные периоды жизни, от которых будут зависеть особенности иммунитета у детей:

  • Первый этап - с рождения до 28 дня жизни.
  • Второй - с 3 месяцев до полугодовалого возраста.
  • Третий - со 2-го года до 3 лет.
  • Четвертый - 6-7 лет.
  • Пятый - подростковый возраст до 15 лет.

Первый этап развития

Первый важный этап для формирования иммунитета у ребенка - 28 дней с рождения . В это время новорожденный находится под защитой антител матери, он имеет врожденный неспецифический иммунитет, в то время как его собственный только начинает складываться. Организм в это время наиболее подвержен болезням, особенно тем, от которых не были переданы антитела от матери. Врожденная иммунная система обеспечивает также защиту от заболеваний, которыми человек не болеет.

Справка! Чтобы укрепить иммунитет ребенка, важно поддерживать грудное кормление, так как материнское молоко становится основной защитой.

Второй этап развития

С 3-месячного возраста до 6 месяцев в организме грудничка разрушаются антитела, полученные от матери, и начинает формироваться активный иммунитет. Ребенок подвержен острым респираторным вирусным заболеваниям. Груднички также склонны к кишечным расстройствам, глистам, патологиям респираторной системы. Ребенок может не получить от матери антитела к таким патологиям, как ветрянка, коклюш, краснуха. В таком случае высок риск тяжелого течения этих заболеваний.

Иммунологическая память в этот период еще не сформирована. Это становится фактором повторного развития инфекционных заболеваний. В этот период высок риск аллергических реакций. Аллергенами могут выступать продукты питания, пыльца растений, пылевые клещи и другие вещества.

Третий

С 2 до 3 лет ребенок начинает более активно контактировать с окружающими и познавать мир. В организм попадают новые возбудители заболеваний. В этот период иммунная система у детей еще не зрелая, преобладает первичный иммунный ответ. Высок риск появления таких нарушений, как глистные инвазии, стоматиты, респираторные заболевания. Организм особенно подвержен бактериальным и вирусным возбудителям.

Четвертый

С 6 лет уже есть накопленный активный иммунитет. До 7 лет дети подвержены переходу острых заболеваний в хронический процесс. Родителям следует обращать внимание на любые изменения в состоянии здоровья, чтобы провести своевременное лечение до того как начнется период полового созревания, ведь тогда гормональная перестройка усугубляет все имеющиеся патологии. Дети 6-7 лет подвержены аллергическим реакциям.

Пятый

В подростковый период с 12 лет у девочек, и у мальчиков с 13-14 лет начинается активная гормональная перестройка. На состоянии здоровья это сказывается обострением хронических заболеваний. Гормональные изменения сочетаются с уменьшением лимфоидных органов. Подросток может нуждаться в удалении миндалин (аденоидов), которые увеличиваются на фоне частых заболеваний и слабой защиты. Возбудителями болезни могут стать как вирусные, так и бактериальные агенты.

Как выработать иммунитет у ребенка

Соблюдая отдельные рекомендации специалистов при развитии малышей, можно помочь их нормальному росту, исключив частые проблемы со здоровьем. Начинать заботиться об этом следует еще во время беременности. Женщине нужно принимать витаминные комплексы, полноценно питаться, исключать стрессовые ситуации.

Как повысить резистентность организма к инфекционным возбудителям:

  • Обратить внимание на рацион . Любой продукт с первого прикорма должен быть полезным, то есть содержать витамины. Если организм не будет получать достаточного количества полезных веществ, он не сможет полноценно функционировать, соответственно иммунитет от этого тоже пострадает.
  • Регулярно по рекомендации врача давать ребенку витаминные и минеральные комплексы .
  • Соблюдать режим дня , утром делать зарядку, а перед сном прогуливаться на свежем воздухе. Нужно сразу приучать к одному графику. Лучше заранее уточнить, какой режим в детском саду, чтобы подготовить к нему малыша. Смена обстановки, поход в садик и школу - это стресс, а он сказывается на иммунитета. Если же не придется резко менять режим, ребенок перенесет это легче. Кроме того, перед садиком и школой рекомендуется дополнительно давать общеукрепляющие, иммуномодулирующие и витаминные комплексы.
  • Готовить ребенка психологически к любым неприятным ситуациям (поход к врачу, особенно к стоматологу, переезд, незнакомые люди в доме).
  • Долечивать все заболевания и обращаться к врачу при появлении первых признаков болезни. Важной мерой будет и профилактика детских инфекций путем вакцинации.

Важно! Для нормального функционирования защитного механизма важен здоровый сон.

Ребенок должен спать ночью дольше взрослых. Дневной сон также важен, и приучать к нему нужно согласно ожидаемому графику в детском саду. Полноценный сон способствует повышению иммунитета. Дополняется положительное действие на иммунные клетки выполнением зарядки, правильным закаливанием организма и психологическим комфортом.

Способы проверки иммунной системы

Узнать какой иммунитет, чтобы заняться его повышение, помогут специальные анализы. Основной - иммунограмма. Анализ крови на иммунитет можно сдать по собственному желанию или по назначению врача.

Иммунограмма позволяет получить следующую информацию:

  • количество иммуноглобулинов;
  • скорость реакции фагоцитов на раздражители;
  • функциональная способность цитокинов;
  • скорость фагоцитоза;
  • количество лейкоцитов;
  • наличие аллергии на антитела.

При наличии отклонений в иммунограмме врач назначит лечение. Через некоторое время анализ крови сдается повторно. Для получения достоверных результатов нужна правильная подготовка к обследованию.

Подготовка к сдаче крови:

  • врачом отменяются некоторые лекарственные средства;
  • устраняются очаги воспаления (анализ проводится через месяц после лечения);
  • за день до анализа нужно отказаться от активных физических игр и спорта.

Когда нужно сдавать анализы

Основными показаниями к анализу крови на иммунитет ребенка будут:

  • первичные иммунодефициты;
  • приобретенные иммунодефициты;
  • частые вирусные заболевания;
  • плохое реагирование на лечение.

Признаки иммунодефицита, при котором нужно обследоваться:

  • часто рецидивирующие инфекционные и гнойные заболевания;
  • частые кандидозы полости рта;
  • тяжелое течение дерматологических заболеваний.

Справка! Анализы могут назначаться, когда ребенок часто болеет без видимой причины, и когда есть невосприимчивость к лекарствам.

Количество лейкоцитов у ребенка

При сниженном количестве лейкоцитов важно проверить иммунитет ребенка. Нормальными показателями будут от 6,5 до 13,8 у месячного малыша, от 5,5 до 12,5 в полгода и с года до 6 лет - от 6 до 12. Когда иммунитет становится приближенным к взрослому, показатель начинает варьировать от 4,5 до 9.

Чем опасно снижение количества лейкоцитов:

  • развитием анемии;
  • тромбоцитопенией, приводящей к кровотечениям;
  • стоматитами с тяжелым течением (язвами, некрозом);
  • патологиями печени, когда инфекция попадает в орган;
  • агранулоцитозом - происходит некроз тканей, появляются язвы;
  • бактериальным воспалением легких.

Повысить уровень лейкоцитов можно правильно подобранным рационом. Ребенку нужно давать больше цитрусовых, ягод, свежих овощей. Полезными будут свекла, грецкие орехи, морепродукты, куриные яйца. При нормальной переносимости рекомендуется давать больше молочных и кисломолочных продуктов. Народная медицина с этой целью предлагает использовать отвары овса, мед с цветочной пыльцой, настой полыни.

Когда ребенок с рождения кажется вялым, плохо кушает, не проявляет интереса к окружающему миру, часто болеет, следует проконсультировать с иммунологом и педиатром. Специалисты дадут рекомендации для укрепления защитных сил, что улучшит общее самочувствие.

Дети, посещающие детские учреждения, чаще болеют инфекционными болезнями чем те, кто до определенного возраста находится в условиях домашнего ухода. Вместе с тем, дети, которые болели чаще, вероятно, будут меньше подвержены болезням в будущем.

Считается, что дети, которые чаще болеют в дошкольном возрасте (а это, в большинстве случаев, именно те дети, которые ходят в детские сады) подвержены влиянию многих различных вирусов, «тренируя» свою иммунную систему. Поэтому они болеют в дальнейшем меньше.

Иммунитет - это умение организма осуществлять сопротивление различным факторам, которые могут вызвать заболевания, то есть вирусам, бактериям, некоторым грибам. Выделяют два типа иммунитета - неспецифический, то есть такой, какой есть у ребенка от рождения и специфический - приобретенный иммунитет, который производится после переноса определенного заболевания или после вакцинации. Главной особенностью этого типа иммунитета является запоминание различных патогенов (факторов, вызывающих заболевания), с которыми сталкивается организм ребенка с возможностью их последующего распознавания и борьбы с ними.

Сразу после рождения иммунная система ребенка является незрелой. Конечно, ребенок имеет определенную врожденную защиту, во многом благодаря антителам, которые он получил в утробе матери. Дети, находящиеся на грудном вскармливании, также получают иммунные факторы защиты из молока матери. Но существенно иммунная система малыша начинает укрепляться, когда ребенок подвергается воздействию бактерий и вирусов из окружающей среды. Различные патогены активируют продукцию естественных антител, и ребенок получает возможность лучше бороться с инфекциями в будущем. Это означает, что дети, вокруг которых находится наибольшее количество источников инфицирования с раннего возраста, вероятно, будут иметь более сильную иммунную систему, когда они начнут посещать школу.

Представление о том, что дети, болея чаще в дошкольном возрасте получают от этого пользу для повышения иммунитета в дальнейшем, просто теория. Есть достаточное количество исследований, подтверждающих это. В частности, наблюдение за состоянием здоровья 4750 детей, проведенное в 2013 году Департаментом педиатрии США показало, что у тех, кто посещал детские коллективы и болел больше в течение первых пяти лет жизни, в дальнейшем было отмечено снижение уровня заболеваемости (по одним и тем же болезням) на 60 процентов.

Неизвестно точно, как долго антитела остаются в организме человека, так как их очень большое количество, а иммунные процессы являются достаточно сложными, однако одно недавнее открытие дает нам представление о потенциале защитных сил человека. Наблюдение за людьми, родившимися в 1955 году и выжили во время пандемии гриппа 1957-1958 годов, показало, что даже через 50 лет концентрация антител к этому вирусу в крови достаточно высока (речь идет о пандемии так называемого «азиатского» гриппа, унесшей около 70 000 жизней).

Некоторые родители ошибочно считают, что признаком значительно ослабленного иммунитета является, например, простудные заболевания, которые периодически возникают у ребенка. Но не следует забывать о том, что именно это и помогает формировать потенциально сильную защиту малыша. Во время заболевания детский организм учится адекватно реагировать в ответ на различные возбудители. Если ребенок болеет простудными заболеваниями всего три или четыре раза в год, то нет необходимости в искусственном укреплении иммунитета.

Организм человека настроен на борьбу с инфекциями. В любом случае, позже или раньше, наши дети будут подвергаться воздействию возбудителей различных болезней из окружающей среды. Это просто вопрос времени. Доказано, что здоровая жизнь во взрослом возрасте зависит от того, как иммунная система ребенка была укреплена в течение первых 3 лет, тогда как фундамент иммунитета закладывается в 1-й год жизни.

Поэтому не бойтесь сезонных болезней! Конечно, малыша очень жаль. Тем не менее, болезнь - что-то вроде зарядки для иммунитета. Он учится давать отпор вирусам и бактериям, производит защиту. При следующей встрече со знакомым противником организм моментально отреагирует, вспоминая метод борьбы. Это означает, что болезнь пройдет незаметно или в легкой форме.

Нельзя не отметить, как важны правильные действия с ребенком во время и особенно после заболевания для закрепления положительного эффекта в организме малыша. Когда ребенок имеет небольшой насморк несколько дней, причем без кашля, повышение температуры и значительному ухудшению общего состояния и ее ведут в детский сад сразу после окончания недомогание - это допустимо. Но не правы те родители, форсируют события после более серьезной болезни у малыша - гриппа, бронхита, отита и других.

Чем глубже болезнь действует на организм ребенка, тем длиннее должен быть период восстановления. В том числе, это касается и закрепления потенциала организма для дальнейшего сопротивления подобным заболеванием. О физических мерах, помогающих уберечься от болезни, помнят все родители. Подчеркнем, что необходимыми также являются и эмоциональный покой, и доброжелательное отношение к малышу в период восстановления.

Перед тем, как поговорить о времени и стадиях формирования детского иммунитета, стоит знать, что же такое иммунитет, как работает и как образуется иммунитет у ребенка.

Иммунитет – это совокупность различных жизненных систем организма, которые направлены на борьбу с различными чужеродными инфекциями и микробами, и служит естественным щитом между организмом и окружающей средой. Иммунная система человека начинает формироваться еще тогда, когда ребенок находится в утробе матери. Таким образом, иммунная система человека начинает работать еще до рождения, что способствует тому, что ребенок не заболевает сразу после рождения.

Иммунитет делится на два вида – врожденный (неспецифический) и приобретенный (специфический). Формирование иммунной системы у детей происходит поэтапно.

Врожденный иммунитет

Как понятно из названия, врожденный иммунитет уже есть у человека с самого рождения, и именно благодаря нему новорожденный малыш защищен от негативных воздействий окружающей среды. Врожденный иммунитет начинает свою работу с того момента, как малыш появляется на свет, но несмотря на это, работает он все же не в полной мере. Иммунная система и организм формируются поэтапно, с течением времени, и именно в этот момент ребенок более всего нуждается в материнском молоке и дополнительной защите.

Как уже говорилось ранее, с самого рождения ребенка иммунная система уже в состоянии защитить новорожденного малыша от таких болезней, как бронхит, ангина, отит, воспаление верхних дыхательных путей. После проникновения инфекции в детский организм первым барьером, который становится у нее пути, является наша слизистая оболочка.

Благодаря особой кислой среде, которая не способствует развитию вредных инфекций и бактерий, инфекция не может попасть глубже в организм. При этом слизистая оболочка начинает выделять вещества, обладающие бактерицидными свойствами. Таким образом именно благодаря нашей слизистой оболочке останавливаются и уничтожаются большинство возбудителей болезней и вредных микробов.

Если же инфекции и вредным микробам каким-то образом удалось миновать слизистую оболочку человека, то на ее пути встречается еще один слой защиты, а именно фагоциты. Фагоциты – это клетки, которые защищают наш организм от инфекций, находясь как в слизистой оболочке и коже, так и у нас в крови. Благодаря воздействию специальных белковых комплексов фагоциты начинают оказывать воздействие, которое уничтожает и «дезинфицирует» наш организм от воздействия различных инфекций. Данный способ защиты в 99,9% случаев останавливает любую инфекцию, что делает его не менее эффективным и действенным.

Приобретенный иммунитет

В отличие от врожденного иммунитета, приобретенный иммунитет начинает формироваться постепенно. По мере того, как мы заболеваем той или иной болезнью, наш организм с каждым разом становится все защищённее и защищённее. Обуславливается это тем, что во время болезни иммунитет вырабатывает определенные клетки, которые борются именно с этой инфекцией.

В дальнейшем при повторном заболевании организм уже знает, какие клетки необходимо вырабатывать, благодаря чему мы значительно меньше болеем и быстрее выздоравливаем. Неплохим вариантом укрепления специфической иммунной системы является вакцинирование. При вакцинации в организм человека вносятся ослабленные вирусы и инфекции, и организму справиться с ними будут намного легче, нежели он бы боролся с настоящим вирусом этой болезни.

Итак, на такой интересный вопрос, как формируется иммунитет у детей мы ответим далее.

Иммунитет у новорожденных

На протяжении всей жизни человеку приходится сталкиваться с бессчётным количеством вредных и опасных микроорганизмов, на каждый из которых организм должен выработать свое лекарство. В связи с этим, организм новорожденного ребенка наиболее уязвим, так как его приобретенный иммунитет не может дать достойный ответ болезням из-за своей неопытности.

Формирование иммунитета у плода начинает происходить примерно на четвертой-пятой , потому что именно в этот период начинает формироваться и печень, отвечающая за выработку В-лимфоцитов. Приблизительно на шестой-седьмой неделе начинает формироваться вилочковая железа, отвечающая за вырабатывание Т-лимфоцитов. Приблизительно на таких же сроках постепенно начинают вырабатываться иммуноглобулины.

На третьем месяце беременности лимфоциты группы В вырабатывают полный комплект иммуноглобулинов, которые и будут участвовать в защите новорожденного малыша в первые недели его жизни. Немаловажным этапом является и формирование селезенки, так как благодаря ей в организме вырабатываются необходимые нам лимфоциты. Однако, лимфоузлы, способствующие защите и задержке инородных тел в нашем организме, в полную силу начинают работать толь тогда, когда .

Стоит помнить, что любые нарушения в питании, заболевание различными инфекционными болезнями в первые пять месяцев беременности оказывают негативное воздействие на формирование селезенки и печени, что чревато значительным ухудшением здоровья ребенка при рождении. Поэтому в этот опасный период нужно избегать мест скопления людей, больниц, общения с зараженными людьми.

Первый период развития

Первым критическим периодом в становлении иммунитета ребенка является непосредственный момент рождения. Дело в том, что во время родов иммунитет специально подавляется, работая при этом на 40-45%. Объяснить это можно тем, что при прохождении ребенком родовых путей он контактирует с миллионами новых неизвестных для него бактерий, а при появлении на свет это количество увеличивается до миллиардов.

В случае полноценной работы иммунной системы ребенка, организм бы не смог справиться с таким давлением неизвестных организмов и погиб бы. В связи с этим во время рождения малыш оказывается наиболее уязвимым для различных инфекций, и лишь благодаря материнским клеткам (иммуноглобулинам) организм продолжает полноценно функционировать. После появления на свет желудочно-кишечный тракт ребенка заполняется множеством полезных кишечных бактерий, и при непосредственном питании ребенка грудным молоком и смесями иммунная система малыша начинает постепенно восстанавливаться.

Второй период в развитии

Примерно в возрасте 6-7 месяцев отроду полученные материнские клетки и антитела практически полностью покидают детский организм. Обуславливается это тем, что к этому возрасту детский организм уже должен сам научится вырабатывать иммуноглобулин А. Его также получают при вакцинировании, однако из-за отсутствия памяти у клеток этого иммуноглобулина в полугодовалом возрасте необходимо повторно пройти процесс вакцинации.

Отличным методом укрепления иммунной системы в такой нелегкий период становится закаливание. Для этого во время приема водных процедур обливайте ребенка теплой водой, которая отличается от температуры тела на 2-3 градуса. Еженедельно рекомендуется снижать температуру воды на 1 градус. Вода не должна быть холоднее 28 градусов по Цельсию.

Третий период

Третьим критическим моментом в развитии иммунитета ребенка является период, когда ребенку от двух до трех лет. Именно в этот период максимально эффективно происходит становление приобретенного иммунитета. Обуславливается это тем, что именно в этом возрасте ребенок начинает активно контактировать с другими малышами, взрослыми людьми, различными представителями животного мира, будь или попугаи, а также тем, что ребенок впервые посещает детский сад.

Этот период является чрезвычайно важным и ответственным, так как ребенок начинает довольно часто болеть, и во многих случаях одна болезнь может перетекать или сменяться другой. Однако чересчур паниковать из-за ослабленного иммунитета ребенка не стоит, так как именно в этот момент у ребенка происходит контактирование с микроорганизмами и микробами, что необходимо для нормального развития иммунной системы. В среднем за норму принято полагать то, что ребенок болеет от восьми до двенадцати раз в год.

Также необходимо знать, что в данный период жизни вашего ребенка ни в коем случае нельзя давать детям препараты, стимулирующие эффект, так как это может не только помешать в развитии приобретенного иммунитета, но и вовсе ухудшить его состояние.

Четвертый период

Немаловажным периодом является и период, попадающий на возраст 6-7 лет. В данный период жизни у ребенка уже есть необходимые лимфоциты, необходимые для здорового функционирования. Однако иммуноглобулина А в организме все еще не хватает, и поэтому именно в этот период дети довольно часто обзаводятся новыми хроническими болезнями, затрагивающими верхние дыхательные пути.

В данный период будет не лишним прибегнуть к помощи поливитаминных комплексов, однако о том, в каких именно витаминах нуждается ребенок, должен сказать его лечащий врач-педиатр. Использовать препараты, которые стимулируют иммунную систему ребенка, рекомендуется только после тщательного осмотра врача и проведения иммунограммы, которая и покажет, какая часть иммунной системы вашего ребенка является ослабленной и какую нужно укрепить.

Пятый период

Последним критическим периодом в формировании иммунной системы является подростковый период. У девочек данный период начинается немного ранее - с 12-13 лет, у мальчиков же он начинается приблизительно в возрасте 14-16 лет. Характеризуется он тем, что организм перестраивается из-за действия гормонов, а также в связи с быстрым ростом. Это все влечет за собой то, что лимфотические узлы уменьшаются в размерах, подвергая организм ребенка опасностям.

Также именно в этот период дают о себе знать и старые хронические заболевания, но с новой, более опасной силой. Также в подростковом возрасте дети подвергаются влиянию других людей, что влечет за собой заимствованием вредных привычек, также являющихся достаточно серьезным испытанием для иммунной системы и всего организма в целом.

Таким образом следует знать, что развитие иммунной системы у детей происходит постепенно, в пять этапов. Каждый из этих этапов чрезвычайно важен и требует тщательного контроля со стороны родителей.

Видео

К барьеру

Врожденный иммунитет встречает «нарушителей спокойствия» первым. Работать он начинает, как только кроха появляется на белый свет, но на полную мощность включается не сразу. Врожденный иммунитет считается неспецифической системой защиты от инфекций, он одинаков практически у всех людей, а главная его задача – предотвращать развитие большинства бактериальных инфекций – например, бронхитов, отитов, ангин.

Первыми на пути «чужака» встают физиологические барьеры – кожа и слизистые оболочки. Они обладают особой кислой средой (уровень рН), которая губительна для «вредителей», и заселены микрофлорой – бактериями-защитниками. Слизистые оболочки также вырабатывают бактерицидные вещества. Оба барьера задерживают большую часть агрессивно настроенных микроорганизмов.

«Чужаки», которые преодолевают такие препятствия, встречаются с клеточным звеном врожденного иммунитета, то есть со специализированными клетками – фагоцитами, которые находятся в коже, слизистых и в клетках крови. Они действуют в сотрудничестве c особыми видами белков и белковыми комплексами, например известные всем интерфероны, обладающими бактерицидным или противовирусным действием. Благодаря их совместным усилиям в «живых» остается лишь 0,1% «агрессоров».

Отряд особого назначения

Специфический (или приобретенный) иммунитет формируется не сразу, а только после рождения крохи, причем в несколько этапов. Подобная защита основана на более тонком механизме отделения «своих» от «чужих» и иммунологической памяти, то есть узнавании «чужака», с которым уже приходилось вступать в контакт. Если враг незнаком, то специфический иммунитет на него никак не отреагирует. Формируется такая защита при взаимодействии двух очень тесно связанных факторов – клеточного (Т- и В-лимфоциты) и гуморального (система иммуноглобулинов). И Т-, и В-лимфоциты запоминают чужеродное вещество (вирус, микроб, аллерген) и при повторной встрече сразу его уничтожают – так проявляется иммунологическая память. В этом случае повторного заражения не происходит вовсе или болезнь протекает в более легкой форме. Но если Т-клетки действуют всегда самостоятельно, то В-лимфоциты, чтобы избавиться от противника, синтезируют особые антитела – иммуноглобулины (Ig). Последние бывают 5 видов (IgA, IgM, IgG, IgD, IgE). Иммуноглобулины в организме малыша образуются постепенно, достигая «взрослых» значений лишь к определенному возрасту.

Огромную роль в становлении приобретенного иммунитета играют прививки, сделанные на ранних этапах, а также естественные встречи ребенка с бактериями и вирусами в первые 5 лет жизни. Чем богаче будет «память» на инфекции, тем лучше кроха будет защищен в будущем.

К бою готовы

Начало пути

Если у взрослых есть антитела к сотням «вредителей», то малышам только еще предстоит их выработать. Так что на разных этапах развития иммунная система ребенка имеет разные возможности. От этого зависит, чем и в каком возрасте он болеет и как реагирует на контакты с внешним миром.

Формирование иммунной системы начинается во время беременности. На 3−8-й неделе образуется печень, в ней появляются В-лимфоциты. На 5−12-й неделе образуется тимус, где после рождения малыша начинают созревать Т-лимфоциты. На этом же сроке образуется селезенка и лимфатические узлы. На 21-й неделе беременности селезенка также начинает вырабатывать лимфоциты. Лимфатические же узлы должны задерживать бактерии и другие инородные частицы и не пускать их дальше внутрь. Но эту барьерную функцию они начинают выполнять только к 7–8 годам. Если в I–II триместрах будущая мама перенесет инфекционное заболевание, будет несбалансированно питаться, возникнет риск неправильного формирования этих органов. В эти сроки женщине следует по возможности избегать контактов с больными гриппом и ОРВИ, переохлаждения.

Между 10-й и 12-й неделями вынашивания будущий ребенок начинает вырабатывать собственные иммуноглобулины, прежде всего класса G. Некоторое количество последнего он получает также через кровь мамы и плаценту практически сразу после зачатия. Но до 6-го месяца беременности материнские иммуноглобулины присутствуют в крови будущего ребенка лишь в очень незначительных количествах. По этой причине у сильно недоношенных детей очень велик риск инфицирования.

После 32-й недели беременности начинают интенсивно образовываться антитела, которые защитят малыша от болезней в первые месяцы жизни.

Есть контакт!

Момент рождения знаменует первый критический период в становлении иммунной системы ребенка. В течение месяца собственная иммунная защита будет подавлена, но иначе быть не может. Ведь уже проходя по родовым путям, малыш встречается с новыми для него бактериями, а во внешней среде, куда он попадает после рождения, незнакомых ему микроорганизмов миллиарды. И если бы иммунитет был таким же сильным, как у взрослых, младенец просто не выдержал бы реакции организма на «незнакомцев». По этой причине механизмы врожденного иммунитета у здорового новорожденного действуют примерно на 40−50% от уровня взрослого, а синтез иммуноглобулинов – на 10−15%. Малыш очень восприимчив к вирусам и микробам, и высока вероятность инфекционных заболеваний.

На этой стадии противостоять специфическим инфекциям ему помогают только мамины иммуноглобулины, полученные еще внутриутробно. Они защищают кроху от тех инфекций, которыми мама переболела или от которых была привита (дифтерии, полиомиелита, кори, краснухи, ветрянки). Также в это время кишечник начинает заселяться бактериями. Кроме того, полезные микроорганизмы и иммуноглобулины малыш получает с искусственной смесью или молоком мамы. Проникая в кишечник, эти вещества делают его слизистую недоступной для болезнетворных микроорганизмов, защищая таким образом кроху от многих инфекций и аллергии. Но получающие грудное молоко крохи защищены лучше. Ведь вместе с молоком они получают еще и антитела к тем инфекциям, которыми мама уже переболела.

Белки женского молока стимулируют развитие иммунной системы ребенка. Современные молочные смеси тоже содержат иммуноглобулины, но их дозы рассчитаны на средне­статис­ти­ческого ребенка. Материнское же молоко по своему составу подходит для конкретного малыша.

Так как в это время малыш подвержен большому риску заболеваний, круг общения нужно ограничить ближайшими родственниками – теми людьми, с кем он живет. Попадая из роддома в квартиру и общаясь с мамой и папой, ребенок постепенно привыкает к «домашней» микрофлоре, и она становится для него безопасной. Если в дом приходят гости, попросите их вымыть руки с мылом и покажите им кроху издали.

В этот период нужно, с одной стороны, строго соблюдать правила гигиены, а с другой – не переусердствовать. Иначе нужные микробы не смогут заселить кожу и слизистые, кроме того, стерильная атмосфера не даст возможности бороться с бактериями и развивать иммунную систему. Чтобы соблюсти баланс, достаточно 2−3 раза в неделю делать влажную уборку, пылесосить мягкую мебель и каждый раз, перед тем как подойти к новорожденному, тщательно мыть руки с мылом.

Серьезный повод

По данным ВОЗ, дети до 3 лет переносят 6−8 респираторных заболеваний в год. В среднем, если иммунная система работает нормально, за год малыш может перенести 1−2 достаточно тяжелые вирусные инфекции (грипп, аденовирусная инфекция) и 4−5 «простуд» могут протекать легко и сопровождаться насморком, покашливанием, невысокой температурой. Это вовсе не означает, что у ребенка снижен иммунитет. Единственный способ полноценно защититься от болезней – выработать собственный иммунитет, который может сформироваться только после встречи с микробом. Частые ОРЗ и ОРВИ не стоит рассматривать как проявление слабости иммунной системы.
Серьезным поводом посетить врача-иммунолога могут стать частые простуды, протекающие с осложнениями и переходящие в пневмонию, бронхит, повторные заболевания инфекциями, к которым должен вырабатываться пожизненный иммунитет – например, корью, краснухой, ветряной оспой. Но в последнем случае нужно учесть, что если кроха переболел ими до года, иммунитет может быть нестойким. При длительном лечении антибиотиками, противогрибковыми или гормональными препаратами требуется поддерживающая терапия иммуномодуляторами. В этом случае также нужна консультация иммунолога.

Иммунный ответ

3−6 месяцев – второй критический период. Материнские антитела постепенно разрушаются и к 6 месяцам полностью уходят из организма. На проникновение инфекции в организме крохи развивается иммунный ответ, так как начинается выработка собственного иммуноглобулина А, который отвечает за местный иммунитет. Но он не обладает «памятью» на вирусы, поэтому прививки, которые делаются в этот период, обязательно позже повторяются. Очень важно сохранять грудное вскармливание.

Усилить защиту помогут также водные процедуры. С 3 месяцев младенца после минутного купания в воде температурой 36−37 °С обливают водой, температура которой на 1–2 градуса ниже. Можно также осторожно обтирать кроху после принятия ванны варежкой, смоченной в воде температурой 33–36 °С. В течение 2 минут обтирают руки от кисти до плеча и ноги от ступни до колена, после чего насухо вытирают. Раз в 5 дней температуру воды понижают на градус и доводят постепенно до 28 °С.

Детские неожиданности

2−3 года – третий критический период, время активного становления приобретенного иммунитета. Расширяются контакты с внешним миром, многие дети начинают посещать ясли или детский сад и часто болеть. Этот период обычно длится 6–12 месяцев. Причиной неоднократных простуд может стать и стресс, нежелание малыша посещать ясли или сад. Но отказываться от дошкольного учреждения все же не стоит. Крохи, не посещающие сад или ясли, конечно, болеют реже. Но как только они начинают ходить в школу, частота вирусных инфекций у них резко возрастает. Их «организованные» сверстники к этому возрасту успевают «познакомиться» со многими вирусами и простужаются реже.

Обычно в этом возрасте у «детсадовцев» болезни длятся долго и переходят одна в другую. Это не значит, что у них слабый иммунитет. Просто малыши соприкасаются с большим числом возбудителей болезней, их слизистые уязвимы, так как иммуноглобулин А вырабатывается еще в малом количестве. Иммунная система, таким образом, активно тренируется: в столкновении с «чужаками» организм вырабатывает антитела, которые в дальнейшем помогают ему быстрее справляться с болезнями или вообще не допускать их возникновения. Чтобы окончательно сформироваться, иммунитету требуется до 8−12 подобных «тренировок» в год.

Общая сопротивляемость организма малыша инфекциям от прививок практически не зависит. Ребенок, получивший полный набор прививок, может часто болеть ангиной, бронхитом, отитом, возбудителями которых являются обычные микробы.

В этом возрасте лучше обходиться без иммуностимулирующих препаратов. Их применение может ослабить иммунитет ребенка. Кроме того, иммуностимуляторы имеют противопоказания и побочные эффекты. Сбалансированный по витаминам и микроэлементам рацион питания, соблюдение режима дня, физическая активность и закаливающие процедуры будут иметь гораздо больший эффект.

Также в этом возрасте из-за активного «обмена» различными возбудителями со сверстниками отмечается активный рост миндалин и лимфатических узлов. Это звено врожденного иммунитета служит первой линией обороны от потенциальных возбудителей различных заболеваний. Когда в них попадает инфекция, они увеличиваются и воспаляются.

Примерно на это время попадает и большинство ревакцинаций. Они направлены на поддержание иммунитета, который выработался во время предыдущих прививок.

Почти взрослый

В 5–7 лет (четвертый критический период) уровни иммуноглобулинов класса M и G приближаются к взрослому уровню, количество Т- и В-лимфоцитов также становится близким к их количеству у взрослого человека. Иммуноглобулин A по-прежнему в дефиците. Из-за этого заболевания верхних дыхательных путей в этом возрасте могут стать хроническими (хронический тонзиллит, хронический ларингит) или часто повторяться. Чтобы этого избежать, нужно очень тщательно и до конца их вылечивать. Также в осенне-зимний период рекомендуется давать ребенку поливитамины. За конкретными рекомендациями (курс приема и названия витаминных комплексов) следует обратиться к педиатру. А вот прежде чем назначать иммуностимулирующие средства, нужно знать, какое звено иммунной системы страдает и что именно нужно укреплять. Точную информацию об этом дает только развернутая иммунограмма.

Но большинство детей болеют уже намного реже и быстрее справляются с инфекциями. Величина иммуноглобулина E достигает максимума, поэтому нарастает частота аллергических реакций.


Для цитирования: Щеплягина Л.А., Круглова И.В. Возрастные особенности иммунитета у детей // РМЖ. 2009. №23. С. 1564

Механизмы иммунной защиты

Иммунитет – это способ защиты организма от живых тел и веществ (антигенов – АГ), не­сущих на себе признаки чужеродной информации [Р.В. Петров с соавт.,1981; Р.М. Хаитов с соавт,1988; W. Bodmen,1997].

К экзогенным АГ чаще всего относят микроорганизмы (бактерии, грибы, простей­шие, вирусы), к эндогенным – клетки человека, измененные вирусами, ксенобиотиками, старением, патологической пролиферацией и др.

Защиту человека от чужеродных агентов обеспечивает иммунная система, которая состоит из цен­тральных и периферических органов. К первым относятся костный мозг и вилочковая железа, ко вторым – селезенка, лимфоузлы, лимфоидная ткань, ассоциированная со слизистыми оболочками и кожей (рис. 1).

Главной клеткой иммунной системы является лимфоцит. Кроме того, в обеспечении иммунного ответа участвуют также тканевые макрофаги, нейтрофилы, естественные киллеры (ЕК).

Выделяют врожденный и приобретенный иммунитет. Врожденный иммунитет обеспечивается факторами естественной резистентности. Некоторые механизмы борьбы с инфекцией являются врожденными, то есть присутствуют в организме до встречи с любым инфекционным аген­том и их активность не зависит от предыдущей встречи с микроорганизмами.

Основным внешним защитным барьером, предотвращающим проникновение микроорганизмов в организм человека, являются кожа и слизистые оболочки. Защитные свойства кожи – это прежде всего ее непроницаемость (физический барьер) и на­личие на поверхности ингибиторов микроорганизмов (молочная кислота и жирные кислоты в поте и секрете сальных желез, низкий pH на поверхности).

Слизистая оболочка обладает многокомпонентным механизмом защиты. Слизь, выделяемая ее клетками, препятствует прикреплению к ней микроорганизмов; дви­жение ресничек способствует «выметанию» чужерод­ных веществ из дыхательного тракта. Слезы, слюна и моча активно вымывают чужеродные вещества со слизистых оболочек. Многие секретируемые организмом жидкости обладают специфическими бактерицидными свойствами. Например, соляная кислота желудка, спермин и цинк в сперме, лактопероксидаза в грудном молоке и лизоцим во многих внешних секретах (носовой, сле­зы, желчь, дуоденальное содержимое, грудное мо­ло­ко и др.) обладают мощными бактерицидными свойства­ми. Бактерицидным действием обладают также не­ко­торые ферменты, например, гиалуронидаза, α1–анти­трип­син, липопротеиназа.

Особый механизм защиты обеспечивает микробный антагонизм, когда нормальная кишечная микрофлора организма подавляет рост многих потенциально патогенных бактерий и грибов. В основе антагонизма лежит конкуренция за питательную среду или продукция агентов, обладающих бактерицидными свойствами. Так, например, инвазии микробов во влагалище препятствует молочная кислота, образуемая микро­бами–ком­менсалами при расщеплении гликогена, секретируемого клетками влагалищного эпителия.

Фагоцитоз является важнейшим механизмом неспецифической защиты. Моноциты, тканевые макрофаги, полиморфноядерные нейтрофилы участвуют в процессе, который способствует обработке антигена с последующим представлением его лимфоцитам для развития собствен­но иммунного ответа.

Система комплемента существенно повышает эф­фективность фагоцитоза и помогает уничтожению многих бактерий. Известно множество компонентов комплемента, они обозначаются символом «С». В организме в наибольшем количестве содержится С3–компонент комплемента. Система комплемента участвует в развитии острой воспалительной реакции в ответ на внедрение инфекционного агента. Есть данные, что С3–компонент комплемента (С3b) играет определенную роль в антителообразовании.

К неспецифическим факторам защиты относятся и белки острой фазы воспаления. Они способны инициировать реакции преципитации, агглютинации, фагоцитоза, связывания комплемента (черты, сходные с иммуноглобулинами), повышают подвижность лейкоци­тов, могут связываться с Т–лимфоцитами.

Интерферон также входит в перечень факторов неспецифической защиты, хотя и занимает среди них особое место. Он продуцируется многими клетками, появляется спустя несколько часов после заражения клетки вирусом. Воздействие «текущей инфек­ции» сопровождается образованием в клетке инактивированного вируса, который стимулирует интерферонообразование.

Организм человека обладает огромным набором средств специфической иммунной защиты. Ее осуще­ствление требует участия весьма тонких механизмов.

Гуморальный иммунитет. Специфический иммунный ответ обеспечивают анти­тела, которые в результате связывания с микробом активируют комплемент по классическому пути. Специфический иммунный ответ реализуют лимфоциты (В и Т). Предше­ственником всех иммунокомпетентных клеток является полипотентная стволовая клетка костномозгового происхождения. В–лимфоциты запрограммированы на продукцию антител (АТ) од­ной–единственной специфичности. Эти антитела присутствуют на его поверхности в качестве рецепторов для связывания антигенов. Один лимфоцит имеет на своей поверхности до 105 идентичных молекул АТ. АГ взаимодействует только с теми АТ–рецепторами, к ко­торым имеет сродство. В результате связывания АГ с АТ генерируется сигнал, который стимулирует увеличение размеров клетки, ее размножение и дифференцировку в плазма­тические клетки, которые продуцируют АТ. Значимое для определения в сыворотке количество АТ образуется чаще всего через несколько суток.

Все АТ представлены основными классами иммуно­глобулинов – IgG, IgА, IgМ, IgЕ, IgD, – которые в биологических жидкостях отражают состояние гуморального иммунитета. Классы иммуноглобулинов отличаются антигенными особенностями константных доменов тяжелых цепей (Fc–фрагмент). АТ к живым и не живым АГ входят в состав существующих классов иммуноглобулинов. Количественное со­отношение иммуноглобулинов представлено следующим образом: IgG – γ(Fc γ) – 75% (12 мг/мл); IgA – α(Fc α) – 15–20% (3,5 мг/мл); IgM – μ(Fc μ) – 7% (1,5 мг/мл); IgD – δ(Fc δ) – 0,03 мг/мл; IgE – ε(Fc ε) – 0,00005 мг/мл.

Так как возрастание количества АТ происходит в результате взаимодействия с АГ, то основанная на этом реакция получила название «приобретенный иммунный ответ». Первичный контакт с АГ оставляет отпечаток в виде некой информации – иммунологической памяти, благодаря которой организм получает способность эффективно про­тивостоять повторному заражению тем же возбудителем, т.е. приобретает состояние иммунитета. Приобретенный иммунитет характеризуется антигенной специфичностью, то есть иммунитет к одному микробу не обеспечивает защиты от другого инфекционного агента.

Онтогенез местного иммунитета. Местный иммунитет обеспечивается лимфоидным аппаратом субэпителиальных пространств и эпителиальными клетками, покрывающими слизистые оболочки органов, сооб­щающих­ся с внешней средой. Главным имму­но­глобулином яв­ляется sIgA. Ребенок рождается без sIgA. Секретор­ный ком­понент IgA – (SC) у новорожденного ребенка также отсутствует. Его следовые количества появляются к 5–7–му дню жизни. Иногда вместо sIgA у ребенка обнаруживают sIgМ, который в определенной степени берет на себя функцию sIgA, что отражает эволюционные особенности развития иммунного ответа. Этот факт важно учитывать при оценке секреторного имму­нитета у младенцев и детей дошкольного возраста. Возрастная динамика секреторного иммуноглобулина А совпадает с динамикой сывороточного IgA. Се­кре­тор­ный иммуно­глобу­лин достигает в секретах максимальной концентрации к 10–11 годам.

Для понимания функциональных возможностей иммунитета растущего организма важно знать физиологию его становления, которая характеризуется наличием пяти критических периодов развития.

Первый критический период приходится на возраст до 28 дней жизни, второй – до 4–6 мес., третий – до 2 лет, четвертый – до 4–6 лет, пятый – до 12–15 лет.

Первый критический период характеризуется тем, что иммунная система ребенка подавлена. Имму­нитет имеет пассивный характер и обеспечивается материнскими АТ. В то же время собственная им­мунная система находится в состоянии супрессии. Система фагоцитоза не развита. Новорожденный проявляет слабую резистентность к условно–пато­ген­ной, гноеродной, грамот­рицательной флоре. Харак­тер­на склонность к генерализации микробно–воспали­тель­ных процессов, к септическим состояниям. Очень высока чувствительность ре­бен­ка к вирусным инфекциям, против которых он не за­щи­щен материнскими антителами. Примерно на 5–е сут­ки жизни осуществляется первый перекрест в фор­муле белой крови и устанавливается абсолютное и относительное преобладание лимфоцитов.

Второй критический период обусловлен разрушением материнских антител. Первич­ный иммунный ответ на проникновение инфекции развивается за счет синтеза иммуноглобулинов класса М и не оставляет иммунологической памяти. Такой тип иммунного от­вета наступает также при вакцинации против инфекционных заболеваний, и только ревакцинация формирует вторичный иммунный ответ с продукцией антител класса IgG. Недостаточность системы местного иммунитета про­является повторными ОРВИ, кишечными инфекциями и дисбактериозом, кожными заболеваниями. Дети отличаются очень высокой чувствительностью к респираторному синцитиальному вирусу, ротавирусу, вирусам пара­гриппа, аденовирусам (высокая подверженность воспалительным процессам органов дыхания, кишечным инфекциям). Атипично протекают коклюш, корь, не оставляя иммунитета. Дебюти­руют многие наследственные болез­ни, включая первичные иммунодефициты. Резко нарастает частота пищевой аллергии, маскируя у детей атопические проявления.

Третий критический период. Значительно расширяются контакты ребенка с внешним миром (свобода передвижения, социализация). Сохраняется первичный иммунный ответ (синтез IgM) на многие антигены. Вместе с тем, начинается переключение иммунных реакций на образование антител класса IgG. Система местного иммунитета остается незрелой. Поэтому дети остаются чувствительными к вирусным и микробным инфекциям. В этот период впервые проявляются многие первичные иммунодефициты, аутоиммунные и иммунокомплексные болезни (гломерулонефрит, васкулиты и др.). Дети склонны к повторным вирусным и микробно–воспалительным заболеваниям органов дыхания, ЛОР–ор­ганов. Становятся более четкими признаки иммунодиатезов (атопический, лимфатический, аутоаллергический). Проявления пищевой аллергии постепенно ослабевают. По иммунобиологическим характеристикам значительная часть детей второго года жизни не готова к условиям пребывания в детском коллективе.

Пятый критический период происходит на фоне бурной гормональной перестройки (приходится на 12–13 лет у девочек и 14–15 лет – у мальчиков). На фоне повышения секреции половых стероидов уменьшается объем лимфоидных органов. Секреция половых гормонов ведет к подавлению клеточного звена иммунитета. Содержание IgE в крови снижается. Окончательно формируются сильный и слабый типы иммунного ответа. Нарастает воздействие экзогенных факторов (куре­ние, ксенобиотики и др.) на иммунную систему. Повышается чувствительность к микобактериям. После некоторого спада отмечается подъем частоты хронических воспалитель­ных, а также аутоиммунных и лимфопролиферативных заболеваний. Тяжесть атопических болезней (бронхиальная астма и др.) у многих детей временно ослабевает, но они могут рецидивировать в молодом возрасте.

Может ли у ребенка снижаться иммунитет?

Причин и факторов риска снижения иммунитета много. Транзиторное снижение иммунитета вызывают недостаточное по белку и энергии питание, дефицит потребле­ния микронутриентов, особенно витаминов А, С, Е, Д, β–каротина, эссенциальных микроэлементов (цинк, железо, селен, йод), полиненасыщенных жирных кислот, наличие хрони­ческих болезней органов пищеварения, инфекционных болезней в анамнезе, прием антибиотиков, воздействие экопатологических факторов, нарушение состава кишечной микро­флоры.

Известно, что недостаточное потребление белка и энергии снижает синтез антител. Дефицит в рационе по­линенасыщенных жирных кислот, витаминов А, С, β–ка­ротина, цинка со­провождается нарушениями во всех звеньях иммунного ответа. Недостаток йода снижает активность фагоцитарного звена, компонентов антиоксидантной защиты (витамины А, Е, цинк, селен, др.), неблагоприятно влияет на функциональную активность и жизнедеятельность иммунокомпетентных клеток.

В современных условиях дети подвергаются воздействию вышеперечисленных факторов риска нарушений работы иммунной системы. В реальных условиях эти факторы неблагопри­ятно влияют на иммунитет у населения всех возрастных групп.

Учитывая изложенное, очевидно, что иммунореабилитационные мероприятия заслуживают особого внимания и должны стать составляю­щими программ сохранения и восстановления здоровья. В педиатрической практике достаточно широко применяются иммуномодулирующие средства. Однако до конца нет ясности в том, ка­кие средства должен применять педиатр и как их не­обходимо выбирать.

Что известно про препараты, которые могут изменять работу иммунной системы?

Среди иммунотропных препаратов выделяют три основных группы:

Иммуностимуляторы;

Индукторы иммунологической толерантности;

Иммуносупрессанты (рис. 2).

В компетенции врача–педиатра может быть только назначение препаратов, способных оказывать «мягкое» модулирующее действие на иммунную систему.

Среди препаратов, направленных на повышение иммунитета, по нашему мнению, целесообразно выделять три группы лекарственных средств. 1–я группа – пре­параты, способствующие процессам возрастного созревания иммунной системы; 2–я группа – препараты, направленные на повышение функциональной активности иммунной системы; 3–я группа – препараты, относящиеся к средствам «неотложной» поддержки иммунной системы (рис. 3).

К препаратам 1–й группы (способствуют созреванию иммунокомпетентных клеток и функционированию иммунной системы) относят иммунонутриенты (эссенциальные микроэлементы (МЭ), витамины, полиненасыщенные жирные кислоты (ПНЖК), и т.д.) и пробиотики. Во 2–ю группу входит наибольшее количество иммуно­тропных средств. Среди препаратов этой группы выделяют иммунотропные средства разной природы: эндогенного происхождения и их синтетические аналоги; экзогенные вещества и их синтетические аналоги, синтетические вещества, способные влиять на разные звенья иммунной системы, в том числе препараты интерферона. К 3–й группе относят препараты иммуноглобулинов для внутривенного и/или внутримышечного введения (их применяют для неотложной помощи иммунной системе).

При выборе иммунотропных препаратов важно иметь в виду, что естественная активация иммунной системы обеспечивается нормальной кишечной микрофлорой.

Как известно, иммунная система ребенка формируются внутриутробно. Ребенок рождается со стерильным кишечником. При этом дифференцировка Т–хел­перов ориентирована на преимущественное образование Т–хелперов второго типа (Th2), которые способствуют образованию IgE, повышающих риск развития атопических болезней. Главным условием дальнейшего созревания и функционирования иммунной системы ре­бенка является обеспечение полноценным питанием (витамины и эссенциальные микроэлементы, полиненасыщенные жирные кислоты) и заселение открытых локусов нормаль­ной микрофлорой. Наибольшее значение имеет микрофлора кишечника. Нормальная микрофлора у здорового новорожденного прерывает сложившуюся внутриутробно диффе­рен­ци­ровку Т–хелперов преимущественно в хелперы второго типа и обеспечивает нормальное соотношение Th1 и Th2 (1:2). Нормализация соотношения этих клеток, с одной стороны, способ­ствует повышению пищевой толерантности, с другой – снижению риска развития воспалительных болезней на иммунной основе.

Микрофлора кишечника и в постнеонатальный пе­риод во многом определяет ка­чество иммунного ответа, работу местного и системного иммунитета.

Какие препараты иммунотропного действия популярны у врачей?

Наиболее широкое применение в практике врача нашли препараты естественного происхождения, то есть те, которые соответствуют по составу факторам естественной рези­стентности. Среди них особое место занимает интерферон.

Интерфероны (ИФН) – это группа генетически детерминированных, биологически активных белков, синтезируемых ядросодержащими клетками в процессе защитной реакции на воздействие агентов, несущих на себе признаки генетически чужеродной информации. Эти белки способны неспецифически подавлять внутриклеточные этапы репродукции широкого круга микроорганизмов (вирусы, бактерии, простейшие, хламидии, риккетсии и др.). Интерфероны формируют защитный барьер на пути вирусов намного раньше специфических защитных реакций иммунитета, стимулируя клеточную резистентность, делая клетки непригодными для размножения вирусов.

Выделяют интерфероны первого (ИФН–I) и второго типа (ИФН–II). К интерферону 1–го типа относят ИФН–α (альфа), ИФН–β (бета), ИФН–δ (дельта), ИФН–ω (омега), ИФН–τ (тау), 2–го типа – ИФН–γ (гамма), ИФН–λ (ламда). Они имеют ряд общих биологических свойств, но различаются по молекулярной структуре. Более всего изучены ИФН–α, ИФН–β и ИФН–γ. У че­ло­века существует по одному подтипу интерферонов β и γ и по крайней мере 14 разновидностей интерферона α. Наиболее значимыми являются интерфероны класса α2, которых в организме вырабатывается больше всего.

Многочисленными исследованиями установлено, что интерфероны обладают антивирусным, антибактериальным, антипролиферативным и иммуномодулирующим действием. Большой интерес представляет выявленное в последние годы антибактериальное действие интерферонов в отношении грамположительных и грамотрицательных микроорганизмов. Кроме непосредственного действия на вирусы и другие микроорганизмы интерфероны являются важными модуляторами иммунитета, что позволяет отнести их к семейству регуляторных цитокинов.

Для врачей представляет особый интерес модулирующее влияние ИФН на иммунную систему (активация иммунитета, в том числе интерферонопродукции в случае, если они понижены и снижение их активности – если повышены). На фоне ИФН не отмечается сдвигов в иммунной системе, если отклонений от нормы до начала лечения не зарегистрировано). Важным достоинством препаратов интерферона является их способность оказывать положительное влияние на иммунную систему при применении невысоких терапевтических доз препарата. Кроме того, препараты интерферона хорошо сочетаются с другими лекарственными средствами, в том числе антибиотиками и химиопрепаратами, имеют минимальный риск нежелательных эффектов (например, гриппоподобный эффект) при ректальном введении и могут назначаться детям любого возраста.

Введение экзогенного интерферона позволяет обеспечить элиминацию инфекционного агента задолго до того, как собственные клетки начинают син­те­зи­ровать эндогенный интерферон в достаточном количестве. Кроме того, введение интерферона позволяет разгрузить пораженные клетки и ком­пенсировать их неспособность к продукции соб­ственного интерферона в необходимых количе­ствах. Наконец, ускоренная элиминация инфек­ционного агента при введении экзогенного интер­ферона позволяет сократить сроки течения инфек­ционного процесса, что препятствует достижению критической концентрации провоспалительных цитокинов. Установлено, что под влиянием интерферона в организме усиливается активность естественных киллеров, цитотоксических Т–лимфоцитов, Т–хелперов, фагоцитарная активность, экспрессия анти­генов HLA–системы 1–го и 2–го типа.

В практике здравоохранения применяются препараты интерферона двух поколений. Препараты 1–го по­коления, имеющие природное происхождение, по­лученные из донорской крови, и разработанные с помощью генной инженерии – рекомбинантные формы интерферона.

Препараты интерферонов применяются в первую очередь при вирусных инфекциях, среди которых наиболее изучены острые и хронические вирусные гепатиты, герпетические поражения, грипп, ОРВИ и другие. Показана эффективность интерферонов при лечении цитомегаловирусной инфекции, различных бактериальных заболеваний (гнойно–септическая инфекция у новорожденных и хирургических больных, хламидиоз и др.). Интерфероны используются также при многих он­кологических заболеваниях. В настоящее время разработаны методические документы и стандарты на­зна­че­ния интерферона для лечения различных заболеваний.

Россия не была первой страной, которая разработала технологию получения и начала клиническое применение рекомбинантных интефероновых препаратов. Однако создание ректальных и вагинальных суппозиториев на основе рекомбинантного интерферона является уникальной отечественной разработкой.

В настоящее время в практике врача все шире применяется препарат Кипферон® суппозитории для вагинального или ректального введения. Это комбинированный препарат, состоящий из рекомбинантного интерферона–a 2b (500000 МЕ) и комплексного иммуноглобулинового препарата (КИП) в количестве 60 мг. КИП содержит в своем составе набор высокоспецифичных антител в составе иммуноглобулинов G, A, M к распространенным и циркулирующим на территории России и стран СНГ патогенным микроорганизмам: герпесвирусы, цитомегаловирусы, ротавирусы, хламидии, уреаплазма, стафилококки, стрептококки, энтеробактерии (шигеллы, салмонеллы, ишерихии), грибы и др. Широкий спектр антител в составе иммуноглобулинов КИПа позволяет препарату активно действовать на разнообразные ассоциации микроорганизмов. С другой стороны, интерферон обладает противовирусным, антибактериальным, антипротозойным, противовоспалитель­ным эффектом а также активирует функцию иммунокомпетентных клеток и стимулирует синтез γ–интерферона – важнейшего фактора противоинфекционной защиты. Интерферон α2b эффективно участвует в процессах элиминации возбудителя, обеспечивает профилактику осложнений инфекционного процесса, активирует иммунную систему и повышает иммунологическую реактивность организма. Име­ющиеся клинические исследования этого комбинированного препарата иммуноориентированного действия свидетельствуют также о том, что за счет активации синтеза g–интер­фе­ро­на у пациента повышается уровень sIgA и улучшается состояние местного иммунитета в целом.

Если суммировать эффекты Кипферона®, то можно считать, что его применение гарантирует двойную защиту от инфекции, поскольку направлено на уничтожение возбудителей болезни за счет антител, присутствующих в составе КИПа, и одновременно на скорейшее выздоровление благодаря стимуляции клеточного иммунитета, активной продукции γ–интерферона и повышению уровня местного иммунитета.

Самостоятельной положительной оценки заслуживает то, что Кипферон® относится к свечной форме лекарственных средств. К преимуществам свечной формы препарата можно отнести следующие свойства: способность к длительной активной циркуляции веществ в кровяном русле, удобство введения больших доз интерферона, исключение «гриппоподобного синдрома». Интерферон, введенный в составе Кипферона® через прямую кишку, достигает максимальной концентрации в крови через 1 ч и сохраняется на терапевтическом уровне 12 ч. С третьих суток лечения базовый уровень интерферона с каждым днем повышается.

Безопасность и эффективность препарата доказана в неонатологии, акушерстве и гинекологии, практике инфекционистов, в детской гастроэнтерологии. За время пребывания препарата на фармацевтическом рынке и использования в практической работе врачей разных специальностей не было зарегистрировано ни одного нежелательного эффекта.

Заключение

Иммунная система человека начинает свое формирование до рождения ребенка. Ее место и масштабы влияния на здоровье генетически запрограммированы. От рождения до завершения периода полового созревания, шаг за шагом, формируются структура и функции иммунной системы. Развитие иммунной системы переживает ряд критических этапов, которые необходимо учитывать при оценке состояния здоровья, формировании профилактических программ и назначении лечения при заболеваниях. Для поддержания возрастного созревания иммунной системы и полноценного ее функционирования в последующие годы необходимо ежедневно получать с пищей иммунонутриенты (микроэлементы и витамины) и осуществлять мероприятия по сохранению и восстановлению нормальной микрофлоры кишечника.

Многие острые и хронические болезни негативно влияют на иммунитет, что существенно снижает резистентность ребенка к инфекции и другим повреждающим факторам. Поэтому в ряде случаев с целью повышения эффективности лечения, предупреждения тяжелых осложнений и снижения риска неблагоприятного исхода болезни назначаются препараты, повышающие функциональную активность органов и тканей иммунной системы (иммунотропные препараты). Прио­ри­тетное место среди них должны занимать лекарственные средства эндогенного происхождения, обладающие максимальной иммуномодулирующей активностью и безопасностью. Прежде всего, это препараты интерферона.

В экстренных ситуациях, угрожающих жизни или эпидемиологической безопасности, для воздействия на иммунитет предпочтение отдают препаратам иммуно­глобулинов для внутривенного или внутримышечного введения.

Литература

1. Виферон – комплексный противовирусный и иммуномодулирующий препрат для детей и взрослых. Руководство для врачей. М., 2006. 80 с.
2. Бурместер Г.Р., Пецутто А. Наглядная иммунология. М., 2007. 320 с.
3. Горячева Л.Г., Ботвиньева В.В., Романцов М.Г. Применение циклоферона в педиатрии. Пособие для врачей. М.; СПб., 2003. 106с.
4. Ершов Ф.И. Система интерферона в норме и при патологии. М.: Медицина, 1995. 240 с.
5. Интерфероновый статус, препараты интерферона в лечении и профилактике инфекционных заболеваний и реабилитации больных / Под ред. Афанасьева С.С., Онищенко Г.Г., Алешки­на В.А. с соавт. М., 2005. 767 с.
6. Маркова Т.П. Иммунотропные препараты в педиатрии // Доктор.Ру. 2008. №1. с. 48–52.
7. Мирошник О.А. Российский рынок антигерпетических препаратов в 2005 г. http://www.biomedservice.ru
8. Никулин Б.А. Оценка и коррекция иммунного статуса. М.: Гэотар–Медиа, 2007. 375 с.
9. Новые технологии в лечении острых респираторных заболеваний у детей. Лекция для врачей. М., 2007. 24 с.
10. Рабсон А, Ройт А., Делвз П. Основы медицинской иммунологии. М., 2006. 316 с.
11. Соколов А.Л., Копанев Ю.А., Алешкин В.А. с соавт. Комплексный иммуноглобулиновый препарат в педиатрической практике // Вестник Российского университета дружбы народов, серия «Медицина». 1999. №2. с. 35–39.
12. Стефани Д.В., Вельтищев Ю.Е. Клиническая иммунология детского возраста. М.: Медицина, 1977. 276 с.
13. Хаитов Р.М. Физиология иммунной системы. М., 2001. 223 с.
14. Шварцман Я.С., Хазенсон Л.Б. Местный иммунитет. М.: Медицина, 1978. 222 с.
15. Ярилин А.А. Основы иммунологии. М.: Медицина,1999. 602 с.