Договор о добрососедстве дружбе и сотрудничестве. Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР (2001)

В Бишкеке 16 августа 2007 года состоялось очередное заседание Совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).

Президент Республики Казахстан, Председатель Китайской Народной Республики, Президент Кыргызской Республики, Президент Российской Федерации, Президент Республики Таджикистан, Президент Республики Узбекистан 16 августа по итогам заседания подписали Договор о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств-членов Шанхайской организации сотрудничества.

Текст Договора приводится полностью:

Государства-члены Шанхайской организации сотрудничества (далее ШОС или Организация) - Республика Казахстан, Китайская Народная Республика, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан, далее именуемые "Договаривающимися Сторонами";

Будучи связанными историческими узами добрососедства, дружбы и сотрудничества; руководствуясь целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций, общепризнанными принципами и нормами международного права, а также Хартией Шанхайской организации сотрудничества от 7 июня 2002 года;

Будучи убежденными в том, что укрепление и углубление отношений добрососедства, дружбы и сотрудничества между государствами-членами Организации отвечает коренным интересам их народов и способствует делу мира и развития на пространстве ШОС и во всем мире;

Признавая, что процессы глобализации усиливают взаимозависимость государств, в результате чего их безопасность и процветание становятся неразрывно связанными;

Полагая, что современные вызовы и угрозы безопасности носят глобальный характер и эффективно противостоять им можно, лишь объединяя усилия и придерживаясь согласованных принципов и механизмов взаимодействия;

Осознавая необходимость уважения культурно-цивилизационного многообразия современного мира; подтверждая готовность расширять взаимовыгодное сотрудничество как между собой, так и со всеми заинтересованными государствами и международными организациями в целях содействия построению справедливого и рационального миропорядка для создания благоприятных условий устойчивого развития государств-членов Организации;

Стремясь превратить пространство ШОС в регион мира, сотрудничества, процветания и гармонии;

Руководствуясь намерением способствовать демократизации международных отношений и становлению новой архитектуры глобальной безопасности на основе равенства, взаимного уважения, взаимного доверия и выгоды, отказа от блокового и идеологического разделения;

Будучи преисполненными решимости укреплять дружественные отношения между государствами-членами Организации, с тем чтобы дружба их народов передавалась из поколения в поколение;

Договорились о нижеследующем:

Договаривающиеся Стороны развивают долгосрочные отношения добрососедства, дружбы и сотрудничества в областях, представляющих интерес для Договаривающихся Сторон, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Договаривающиеся Стороны разрешают разногласия друг с другом мирным путем, руководствуясь Уставом Организации Объединенных Наций и общепризнанными принципами и нормами международного права, а также Хартией Шанхайской организации сотрудничества от 7 июня 2002 года.

Договаривающиеся Стороны уважают право друг друга на выбор пути политического, экономического, социального и культурного развития с учетом исторического опыта и национальных особенностей каждого государства.

Статья 4

Договаривающиеся Стороны, уважая принципы государственного суверенитета и территориальной целостности, принимают меры по недопущению на своей территории любой деятельности, противоречащей этим принципам.

Договаривающиеся Стороны не участвуют в союзах или организациях, направленных против других Договаривающихся Сторон, не поддерживают какие-либо действия, враждебные другим Договаривающимся Сторонам.

Договаривающиеся Стороны уважают принцип нерушимости границ, активно прилагают усилия к укреплению доверия в военной области в приграничных районах, исходя из решимости превратить границы друг с другом в границы вечного мира и дружбы.

Договаривающаяся Сторона в случае возникновения ситуации, ставящей под угрозу ее безопасность, может проводить консультации в рамках Организации с другими Договаривающимися Сторонами для адекватного реагирования на возникшую ситуацию. Статья 7

Договаривающиеся Стороны прилагают усилия в рамках ШОС для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, укрепляют координацию и сотрудничество в таких областях, как защита и повышение роли Организации Объединенных Наций, поддержание глобальной и региональной стабильности, продвижение международного процесса контроля над вооружениями, предотвращение распространения оружия массового уничтожения и средств его доставки, а также проводят регулярные консультации по этим вопросам.

Статья 8

Договаривающиеся Стороны в соответствии со своим национальным законодательством и на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров, участниками которых они являются, активно развивают сотрудничество по противодействию терроризму, сепаратизму и экстремизму, незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, оружия, другим видам транснациональной преступной деятельности, а также незаконной миграции.

Договаривающиеся Стороны в соответствии со своим национальным законодательством и на основе международных договоров, участниками которых они являются, усиливают взаимодействие в розыске, задержании, выдаче и передаче лиц, подозреваемых, обвиняемых или осужденных за совершение преступлений, связанных с террористической, сепаратистской, экстремистской деятельностью, а также и иных преступлений.

Договаривающиеся Стороны развивают сотрудничество в области охраны государственной границы и таможенного контроля, регулирования трудовой миграции, обеспечения финансовой и информационной безопасности.

Договаривающиеся Стороны содействуют развитию контактов и сотрудничества между правоохранительными органами и органами судебной власти Договаривающихся Сторон. Статья 10

Договаривающиеся Стороны развивают сотрудничество по линии министерств обороны в различных формах.

Статья 11

Договаривающиеся Стороны развивают сотрудничество в таких областях, как содействие реализации прав человека и основных свобод в соответствии со своими международными обязательствами и национальным законодательством.

Договаривающиеся Стороны в соответствии со своими международными обязательствами, а также национальным законодательством гарантируют на своей территории обеспечение законных прав и интересов проживающих на ней граждан других Договаривающихся Сторон, а также способствуют оказанию друг другу необходимой правовой помощи.

Статья 12 Договаривающиеся Стороны признают и защищают законные права и интересы друг друга в отношении имущества одной Договаривающейся Стороны, находящегося на территории другой Договаривающейся Стороны.

Статья 13

Договаривающиеся Стороны укрепляют экономическое сотрудничество на основе равноправия и взаимной выгоды, создают благоприятные условия для развития торговли, стимулирования инвестиций и обмена технологиями в рамках ШОС.

Договаривающиеся Стороны оказывают содействие экономической деятельности, включая создание правовых условий для деятельности на своей территории физических и юридических лиц другой Договаривающейся Стороны, ведущих законную хозяйственную деятельность, а также защиту на своей территории законных прав и интересов таких физических и юридических лиц.

Статья 14

Договаривающиеся Стороны развивают сотрудничество в международных финансовых учреждениях, экономических организациях и форумах, членами которых они являются, а также в соответствии с уставными положениями таких учреждений, организаций и форумов оказывают содействие при вступлении других Договаривающихся Сторон в эти организации.

Статья 15

Договаривающиеся Стороны развивают сотрудничество в сфере промышленности, сельского хозяйства, в финансовой, энергетической, транспортной, научно-технической, инновационной, информационной, телекоммуникационной, авиакосмической и других, представляющих взаимный интерес сферах, стимулируют осуществление региональных проектов в различных формах.

Статья 16

Договаривающиеся Стороны всемерно содействуют сотрудничеству в законодательной сфере, на регулярной основе обмениваются информацией о разрабатываемых, принимаемых и действующих законах, осуществляют сотрудничество в разработке международно-правовых документов. Договаривающиеся Стороны поощряют контакты и сотрудничество между законодательными органами и их представителями.

Статья 17

Договаривающиеся Стороны развивают сотрудничество в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, рационального природопользования, принимают необходимые меры по разработке и реализации специальных программ и проектов в этих сферах.

Статья 18

Договаривающиеся Стороны оказывают взаимное содействие и помощь в предупреждении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий.

Статья 19

Договаривающиеся Стороны развивают между собой обмены и сотрудничество в области культуры, искусства, образования, науки, технологий, здравоохранения, туризма, спорта и других социальных и гуманитарных сферах.

Договаривающиеся Стороны взаимно поощряют и поддерживают установление прямых связей между учреждениями культуры, образовательными, научными и исследовательскими учреждениями, осуществление совместных научно-исследовательских программ и проектов, сотрудничество в подготовке кадров, обмене студентами, учеными и специалистами.

Договаривающиеся Стороны активно способствуют созданию благоприятных условий для изучения языка и культуры других Договаривающихся Сторон.

Статья 20

Настоящий Договор не затрагивает прав и обязательств Договаривающихся Сторон по другим международным договорам, участниками которых они являются.

Статья 21

В целях выполнения настоящего Договора Договаривающиеся Стороны могут заключать международные договоры в конкретных областях, представляющих взаимный интерес.

Статья 22

Споры, связанные с толкованием или применением положений настоящего Договора, разрешаются путем консультаций и переговоров между Договаривающимися Сторонами.

Статья 23

Настоящий Договор подлежит ратификации подписавшими его Договаривающимися Сторонами. Настоящий Договор заключается на неопределенный срок и вступает в силу с даты сдачи на хранение депозитарию последней ратификационной грамоты.

Настоящий Договор остается в силе в отношении любой из Договаривающихся Сторон, пока она является государством-членом Организации. Участие Договаривающейся Стороны в настоящем Договоре прекращается автоматически с даты прекращения ее членства в ШОС.

После вступления настоящего Договора в силу он открыт для присоединения любого государства, ставшего членом Организации. Для присоединяющегося государства настоящий Договор вступает в силу на тридцатый день с даты сдачи на хранение депозитарию соответствующего документа о присоединении.

Статья 24

В настоящий Договор с согласия всех Договаривающихся Сторон могут вноситься изменения и дополнения, оформляемые отдельными протоколами.

Статья 25

Подлинный экземпляр настоящего Договора сдается депозитарию. Депозитарием настоящего Договора является Секретариат Шанхайской организации сотрудничества, который в течение пятнадцати дней с даты подписания настоящего Договора направляет Договаривающимся Сторонам его заверенные копии.

Статья 26

Настоящий Договор в соответствии со статьей 102 Устава Организации Объединенных Наций подлежит регистрации в Секретариате Организации Объединенных Наций.

Совершено в городе Бишкеке 16 августа 2007 года в одном экземпляре на русском и китайском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

Примечание: Настоящий договор вступит в силу в соответствии со статьей 23

23-24 мая 2008 г. состоялся первый официальный визит Президента Российской Федерации Д.А.Медведева в Китай. Окончательно разрешен пограничный вопрос. Завершено юридическое оформление последних двух участков российско-китайской границы на ее Восточном участке. 21 июля 2008 г. в Пекине в ходе официального визита Министра иностранных дел России С.В.Лаврова был подписан Дополнительный протокол-описание российско-китайской границы и по завершении сторонами внутригосударственных процедурвступил 14 октября 2008 г. в силу.

Между Россией и Китаем установлен механизм консультаций по вопросам стратегической безопасности, который стал важным каналом координации российско-китайского взаимодействия в этой сфере. Третий раунд консультаций состоялся в ноябре 2008 года.

Позиция России по «тайваньскому вопросу» зафиксирована в Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве 2001 года и состоит в том, что существует только один Китай, правительство КНР является единственным законным правительством, представляющим весь Китай, а Тайвань – неотъемлемая часть Китая . КНР не имеет возражений против осуществления Россией неофициальных связей с Тайванем в торгово-экономической, научно-технической, культурной, спортивной и других областях. Россия неизменно признает, что Тибет – неотъемлемая часть Китая. Китайская сторона поддерживает усилия российской стороны в борьбе с террористами и сепаратистами на своей территории.

В 2014 году состоялись встречи В.В.Путина и Си Цзиньпина на «полях» саммита БРИКС и заседания Совета глав государств-членов ШОС (Уфа, июль), а также саммита «Группы двадцати» (Анталья, ноябрь) и 21-й сессии Конференции Сторон Рамочной Конвенции ООН об изменении климата / 11-го Совещания Сторон Киотского протокола (Париж, ноябрь).

В 2015 году в соответствии с договоренностью руководителей двух стран успешно реализован комплекс мероприятий по совместному празднованию 70-летия Победы во Второй мировой войне. В его рамках Председатель КНР Си Цзиньпин посетил Российскую Федерацию и принял участие в майских торжествах в Москве. Президент Российской Федерации В.В.Путин совершил рабочий визит в КНР, где участвовал в мероприятиях по случаю 70-летия Победы китайского народа в войне сопротивления Японии (Пекин, сентябрь). Тем самым было продемонстрировано единство подходов России и Китая к истории военного периода, категорическое неприятие любых попыток ее фальсификации или ревизии итогов.



В акваториях Средиземного (май) и Японского (август) морей в два этапа прошли российско-китайские учения «Морское взаимодействие-2015» . Военная делегация КНР посетила Международный военно-технический форум «АРМИЯ-2015» (август), военнослужащие НОАК приняли участие в организованных на территории России соревнованиях «Армейские международные игры-2015» (август).

Китай сохраняет позиции ведущего торгового партнера России. В минувшем году объем двустороннего товарооборота превысил 60 млрд. долл. США. Предпринимаются целенаправленные шаги по диверсификации структуры взаимной торговли, повышению качественных характеристик взаимодействия в финансовой сфере, наращиванию инвестиций с акцентом на высокотехнологичные отрасли, осуществлению крупных совместных проектов.

Высокими темпами развивается сотрудничество в гуманитарной области. Успешно реализован масштабный межгосударственный проект – Годы дружественных молодежных обменов (2014-2015 гг.). 2016 и 2017 годы объявлены Годами российских и китайских СМИ.

Подходы России и КНР к принципиальным вопросам современного миропорядка и ключевым глобальным и региональным проблемам, включая ситуацию на Корейском полуострове, Ближнем Востоке и в Северной Африке, на Украине, иранскую ядерную программу, совпадают или близки. На этой основе Москва и Пекин поддерживают тесное взаимодействие в международных и региональных делах. На ежегодной основе осуществляются визиты глав внешнеполитических ведомств. Мининдел двух стран регулярно встречаются «на полях» многосторонних мероприятий, в частности, по линии ООН, «Группы двадцати», АТЭС, БРИКС, ШОС, РИК. Отлаженно работает механизм плановых межмидовских консультаций на уровне заместителей министров и директоров департаментов.

Когда из-за украинского кризиса отношения России с Западом резко ухудшились, Москва пересмотрела свой подход к выстраиванию диалога с Поднебесной. Визит российского президента в Шанхай в мае 2014 года принес около 40 соглашений, главным из которых стал контракт между «Газпромом» и CNPC о поставках 38 миллиардов кубометров газа в год в Китай по газопроводу «Сила Сибири». Общий объем этой сделки, рассчитанной на 30 лет, достиг 400 миллиардов долларов.



Взаимодействие с Китаем углублялось в различных сферах, включая финансовую и сельскохозяйственную. Стороны договорились о сотрудничестве в создании инфраструктуры: до 2016 года планируется возвести мост через Амур, идут переговоры о строительстве высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва - Казань стоимостью в триллион рублей, которая должна стать частью коридора Москва - Пекин. Сохраняется интерес Китая к российскому военно-промышленному комплексу. Достаточно сказать, что именно КНР - первый зарубежный заказчик системы ПВО С-400.

Москва и Пекин взаимодействуют и на международной арене, где Россия выступает в роли «старшего брата». В Совбезе ООН Китай ориентируется на то, как голосует российская делегация.

Пункт 13, проект федерального закона "О ратификации Договора о долгосрочном

организации сотрудничества". Докладывает официальный представитель Президента

Российской Федерации заместитель министра иностранных дел Российской

Федерации Алексей Николаевич Бородавкин.

БОРОДАВКИН А. Н., официальный представитель Президента Российской Федерации,

заместитель министра иностранных дел Российской Федерации.

Уважаемый председательствующий, уважаемые депутаты! Позвольте поздравить вас

прежде всего с юбилейным, 1000-м заседанием Государственной Думы Федерального

Собрания Российской Федерации и пожелать успехов в работе на благо России!

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

БОРОДАВКИН А. Н. Думаю, что предлагаемый вашему вниманию вопрос - проект

федерального закона "О ратификации Договора о долгосрочном добрососедстве,

дружбе и сотрудничестве государств - членов Шанхайской организации

сотрудничества", внесённый Президентом Российской Федерации, - соответствует

высокой политической важности сегодняшнего юбилейного заседания

Государственной Думы. Имеется ещё одно символическое совпадение: сегодня

начался официальный визит Президента Российской Федерации Дмитрия

Анатольевича Медведева в Китайскую Народную Республику, которая, как

известно, является одним из ключевых членов Шанхайской организации

сотрудничества.

С самого начала хочу подчеркнуть неординарное внешнеполитическое значение

этого договора как с точки зрения наращивания взаимодействия с нашими

партнёрами в рамках ШОС, так и в плане позитивного воздействия на

международную обстановку в Центральной Азии, в Азиатско-Тихоокеанском

регионе, да и в мире в целом.

Несколько слов о Шанхайской организации сотрудничества. Она объединяет

Россию, Китай, Казахстан, Киргизию, Таджикистан и Узбекистан. Декларация о

фиксирующий цели, принципы, структуру и основные направления деятельности

организации. За прошедшие с момента основания организации семь лет ШОС

превратилась в весомый фактор укрепления мира, безопасности и стабильности в

регионе, развития многопрофильного экономического и гуманитарного

свидетельств этому то, что в качестве наблюдателей к организации

присоединились Индия, Иран, Монголия и Пакистан.

Договор о долгосрочном добрососедстве был подписан руководителями государств

Бишкеке. Договорённость о заключении этого документа была достигнута лидерами

стран-участниц в 2006 году на юбилейном саммите ШОС в Шанхае. При этом главы

государств исходили из важности задачи развития договорно-правовой базы

организации, краеугольным камнем которой является Хартия ШОС. При подготовке

проекта договора были полностью учтены российские соображения и предложения.

Договор о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве состоит из

двадцати шести статей, которые конкретизируют положения Хартии ШОС и

предлагают более развёрнутые формулировки, фиксирующие правовые и

политические нормы сотрудничества государств-членов. Он призван

способствовать дальнейшей консолидации организации, придать новое качество и

динамику сотрудничеству. В частности, статья 2 договора развивает

зафиксированный в хартии принцип разрешения разногласий между участниками

договора исключительно мирным путём. Более того, статья 6 предусматривает,

что в случае возникновения ситуации, ставящей под угрозу безопасность одной

из сторон договора, она может проводить консультации в рамках организации с

другими договаривающимися сторонами для адекватного реагирования на возникшую

ситуацию.

В договоре также подтверждается уважение права государств-участников на выбор

пути политического, экономического и культурного развития, развиты установки

хартии о соблюдении принципов государственного суверенитета и территориальной

целостности, неучастии в союзах и организациях, направленных против других

участников договора, об отказе от поддержки каких-либо враждебных им

действий, это статья 4. Все эти важные положения поднимают на качественно

более высокий уровень координацию политики в области безопасности государств

Членов ШОС. Серьёзную политико-правовую нагрузку несут в себе обязательства

сторон в сфере борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, а также

противодействия иным угрозам, вызовам и правонарушениям, которые имеют

трансграничный характер.

Существенную политическую отдачу имеют положения статьи 11 о намерении

договаривающихся сторон в соответствии с международными обязательствами и

национальным законодательством содействовать реализации прав и основных

свобод человека, обеспечивать законные права и интересы проживающих на их

территории граждан других государств - участников договора.

Выдержанный и сбалансированный характер носит тематический блок, регулирующий

экономическое взаимодействие, ему посвящены статьи 13, 14 и 15. Этот блок

определяет ключевые принципы такого сотрудничества, а это равноправие и

взаимная выгода.

Фиксируется также стремление государств - участников договора всемерно

развивать сотрудничество в таких областях, как охрана окружающей среды,

рациональное природопользование, а также предупреждение чрезвычайных ситуаций

и ликвидация их последствий.

Оформлено обязательство сторон договора продуктивно взаимодействовать в

гуманитарной сфере, способствовать изучению языков и культуры партнёров. Это

предоставляет дополнительные возможности для распространения русского языка и

нашей культуры за рубежом, в первую очередь в Центральной Азии. Государства -

члены договора исходят из того, что для реализации его положений будут

разработаны дополнительные документы. Так, например, в развитие статьи 10 о

сотрудничестве между министерствами обороны государств - членов Шанхайской

организации сотрудничества.

Зафиксированные договорённости в полной мере соответствуют российским

внешнеполитическим приоритетам, создают дополнительные возможности для

продвижения интересов нашей страны во взаимоотношениях с государствами -

членами ШОС. Вступление в силу договора позволит значительно увеличить вклад

ШОС в формирование многополярного миропорядка, основанного на верховенстве

международного права.

Договор подлежит ратификации в соответствии с подпунктом "г" пункта 1 и

пунктом 2 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской

Федерации", поскольку является документом об основах межгосударственных

отношений. Кроме того, стороны условились о его ратификации. Это было сделано

на уровне глав государств. Согласно статье 23 договор вступает в силу с даты

сдачи на хранение депозитарию, которым является Секретариат ШОС, последней

ратификационной грамоты. Договор не содержит правил иных, чем предусмотренные

законодательством Российской Федерации. Выполнение договора не повлечёт

дополнительных расходов из федерального бюджета.

Договор был обсуждён на заседаниях комитетов Государственной Думы по делам

СНГ и по международным делам и получил одобрение.

Учитывая важность упомянутого документа, надеемся на поддержку

Государственной Думы в вопросе его ратификации.

Благодарю за внимание.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь, Алексей Николаевич.

Для содоклада я предоставляю слово первому заместителю председателя Комитета

по международным делам Юлию Александровичу Квицинскому.

КВИЦИНСКИЙ Ю. А., фракция КПРФ.

Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Комитет по международным делам

рассмотрел проект федерального закона "О ратификации Договора о долгосрочном

добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств - членов Шанхайской

года Президентом Российской Федерации.

считаю необходимым после такого подробного доклада углубляться в рассмотрение

отдельных статей этого договора, хочу только подчеркнуть, что это добротный

рамочный договор, который выводит и саму Шанхайскую организацию

сотрудничества, и нашу роль в этой организации на качественно новую ступень,

отвечает интересам нашей безопасности и способствует укреплению наших позиций

во всём мире. Он создаёт надёжную основу для комплексного развития Шанхайской

организации сотрудничества, формирования справедливого демократического

миропорядка и укрепления взаимодействия государств в вопросах международной

безопасности.

На договор есть также положительные заключения комитета по СНГ и Комитета по

обороне. Правовое управление замечаний не имеет. Поэтому наш комитет

поддерживает ратификацию этого договора и предлагает коллегам проголосовать

за его ратификацию.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юлий Александрович.

Скажите, есть ли вопросы? Нет у депутатов вопросов. Есть ли желающие

"О ратификации Договора о долгосрочном добрососедстве, дружбе и

сотрудничестве государств - членов Шанхайской организации сотрудничества".

Покажите результаты.

Воздержалось 0 чел.0,0%

Результат: принято

Договор ратифицирован.

16 июля 2001 года был подписан Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой. Что же привнёс этот Договор в экономическую и политическую жизнь России и россиян? Большого экономического прогресса не очень заметно, однако ущемление прав и вмешательство властей КНР в жизнь нашей страны некоторые россияне ощутили на себе.

Вот только некоторые аспекты этого договора, которые в этой связи были отмечены доктором исторических наук профессором Ю.М. Галеновичем спустя год после заключения договора («Москва-Пекин, Москва-Тайбэй» (изд-во «Изографус», Москва, 2002 г. стр. 498-511):

«Договором нам (российским гражданам) запрещается допускать на нашей территории деятельность любых организаций или групп, которые сочтены китайской стороной наносящими ущерб суверенитету, безопасности и территориальной целостности Китая (ст. 8 договора). Таким образом, никаким китайским инакомыслящим нельзя действовать на нашей территории. Мало того, любые наши организации, которые могут, например, выступать в защиту прав человеческой личности применительно к китайцам, или поддерживать, например, тибетцев или далай-ламу, тоже могут столкнуться с ситуацией, когда наши органы власти, действуя от имени китайской стороны, будут препятствовать их деятельности. Известно, что в КНР любые выступления, которые руководство компартии Китая рассматривает как наносящие ему вред, относят к числу преступлений против государства… Думается, что с точки зрения международного права такого рода вопросы не относятся к числу международных, и, по сути дела, такие формулировки не должны включаться в договоры между государствами. Очевидно, что эта формулировка была включена в текст договора по настоянию нашего партнера».

Так, опираясь на Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Россией и КНР, а именно на 8-ю статью, МИД России воспрепятствует российским буддистам встречаться с их духовным лидером.

Между тем, в буддийских регионах Российской Федерации исповедуется именно тибетская форма буддизма, россияне имеют совершенно особое историческое, моральное и конституционное право открыто выражать свою точку зрения о происходящем в Тибете.

Наиболее часто статья 8 данного Договора используется в отношении последователей практики совершенствования Фалуньгун . Российские приверженцы этого направления цигун получают от чиновников отказы на согласование мероприятий, направленных на выражение своей гражданской позиции, гарантированных им Конституцией РФ. В своих отказах чиновники ссылаются именно на ст. 8 Договора.

Цель мероприятий приверженцев Фалуньгун, далеких от политики, – это желание остановить преследование и убийства их единомышленников в Китае. Уже более 17 лет в этой стране осуществляются жестокие и бессмысленные репрессии. В 2006 году стало известно, что в Китае в массовом порядке происходит насильственное извлечение органов у живых людей, узников совести, большинство из которых составляют именно последователи Фалуньгун. Вполне естественным представляется желание группы людей в России, знающих о происходящем, остановить эти преступления. Широкое информирование мировой общественности этих вопросов является основой гуманизма, защитой прав ни в чём неповинных людей и явно не претендует на нарушение целостности Китая.

Китайские дипломатические представительства, спекулируя договором, направляют ноты протеста в МИД, рассылают письма в российские правоохранительные органы, где используя клевету и грубую ложь в отношении практики Фалуньгун, призывают «разобраться с экстремистами по всей строгости закона» (формулировка из письма г. Хабаровска).

Вышеизложенное подтверждает мнение эксперта по Китаю Галеновича Ю.М. о том, что практически все положения Договора позволяют китайской стороне оказывать давление на Россию. Таким образом китайская сторона фактически вмешивается во внутренние дела РФ, диктует российским властям как поступать в отношении российских граждан.

Спустя 15 лет после подписания Договора к власти в КНР пришёл уже третий лидер, Си Цзиньпин, которого многие рассматривают как реформатора. Россия и Китай, как известно, – совершенно самостоятельные субъекты международных отношений. Заинтересованность во взаимовыгодных отношениях имеется в равной степени у обеих сторон. Возможно, происходящие сейчас изменения в Китае вдохновят наши страны на заключение обновлённого и равноправного договора, учитывая самодостаточность национальных интересов России и Китая.