Что такое французская мода. Современные молодые дизайнеры

Сближение внешних черт мужчины и женщины, их изнеженный, кукольный облик, пренебрежение к возрастным особенностям (и молодые, и старые носили одинаковые костюмы, применяли одну и ту же декоративную косметику) свидетельствовали о моральном и физическом вырождении аристократической верхушки. Полная неприспособленность к труду многих ее поколений достигла в это время своего апогея: все силы и таланты направлены на галантный флирт, на салонные развлечения. Во французской живописи с такими образами нас знакомят картины Франсуа Буше, Антуана Ватто, Жана Оноре Фрагонара,Уильяма Хогарта.

Французский мужской костюм по-прежнему состоит из белья, жилета, жюстокóра (жюстокóр (от фр. justaucorps - точно по телу) длинный мужской кафтан, сшитый по фигуре, без воротника, с короткими рукавами) и кюлотов (франц. culotte) - короткие, застегивающиеся под коленом штаны, которые имели право носить только аристократы). Но силуэт, покрой, отделка, цветовая гамма меняются на протяжении всего периода. В начале века силуэт жюстокора - прилегающий с расширением книзу, которое поддерживалось каркасом или жесткой прокладкой; длина жюстокора - до коленей. Жилет обильно украшают вышивкой; цвета - темно-красный, светло-коричневый, золотистый, желтый различных оттенков. Белый муслиновый галстук заменяют черной узкой лентой из тафты.

Во второй половине века, примерно в 70-х гг., возникает новое изысканное решение костюма: появляется фрак , прилегающий по бедрам, со скошенными полами, узким рукавом и небольшим стояче-отложным воротником, впоследствии замененным высокой стойкой. Настоящий английский фрак шили из плотной шерсти, окрашенной краской индиго в ярко-синий цвет. Французские фраки были шёлковыми или полушёлковыми и довольно пёстрыми – зелёными, жёлтыми в красно-чёрную, сине-голубую полоску. Под фрак надевают жилет - укороченный, прилегающей формы, с высокой застежкой. Штаны - узкие кюлоты, обувь - плоские туфли с пряжкой и низким каблуком.



1770-1780 г.г.

Цветовая гамма этого периода включает нежные оттенки коричневого, желтого, зеленого. Обычно все три основные части мужского костюма (фрак, жилет и кюлоты) выполняли одного цвета или жилет и кюлоты - однотонные, фрак - в тональной гармонии; иногда фрак и кюлоты делали из одной ткани, а жилет - белый с богатой вышивкой цветным шелком. В конце века жилет и фрак стали выполнять из полосатой ткани, кюлоты из гладкокрашеной.


1760 Г.



1780 Г.

Верхней мужской одеждой, полностью вытеснившей плащи, становится редингот (англ. Ridingcoat – одеэжда для верховой езды), длинный полуприлегающий кафтан с высоким воротником, с однобортной или двубортной застежкой, длиной до середины икр или до щиколоток.


Д.Г.Левицкий. Портрет Е.Н.Хованской и Е.Н.Хрущовой 1773 Г..


1750–60 г.г.

Основным видом отделки мужского костюма были кружева и пуговицы. Кружева, разнообразные по плотности и рисунку, применялись для пышных жабо и белых галстуков, завязывавшихся большим бантом высоко под подбородком. Драгоценные скульптурные, чеканные, эмалевые пуговицы украшали фрак и кюлоты. Постепенно пуговиц становилось всё больше, а сами они стремительно уменьшались в размере. Это не мешало осыпать пуговицы бисером, покрывать чеканкой, гравировать на них имя владельца. Часто под стеклянную крошку засушенных насекомых, рисунки пером и акварелью нарисованные портреты.


Украшением костюма служили также брелки, прикрепляемые на плетеных шнурках или цепочках к поясу кюлот. В качестве дополнения брали трость, а самые страстные модники выходили в свет вооружившись огромным веером, с резными перламутровыми фигурками красочными росписями, в том числе весьма фривольного содержания.

Головные уборы - небольшие шляпы с полями, узкими спереди и загнутыми с боков. В конце ХVII - в начале XVIII века треуголка довольно значительна по размеру. Кроме того, она украшена страусовыми перьями, галуном, нередко - пышным бантом. Постепенно шляпа становится меньше и декоративнее. Исчезает пышный плюмаж из перьев, утрачивается значительная часть декорирующих деталей. Это происходит в связи с тем, что треуголка всё больше становится декоративным аксессуаром, который кавалер держит в руке или под локтем: пудреные парики «не нуждались» в шляпе. Иное дело - охотничий костюм. В его состав непременно входила шляпа. В армии также прижилась треуголка в качестве основного головного убора. В первой половине XVIII века треуголку охотно носили женщины. Это было связано с небывалым доселе «сближением» мужской и женской моды.
Постепенно и «три угла» стали не слишком компактными. В армии, а затем и среди штатского населения, приобрела популярность двуугольная шляпа. Двууголка легко складывалась и занимала меньше места - качества важные, тем более что на приемах и балах кавалеры не расставались со своими шляпами.

Влияние стиля рококо сказалось в мужском костюме в подчеркнуто узких объемах изделия и рукавов, в изогнутых линиях силуэта, мягком изысканном колорите и дорогих вычурных украшениях. Чрезмерно модным становится всё необычное, диковинное, странное. Это коснулось и обуви. На улицу выходили в полубашмаках из чёрной лаковой кожи на красных каблуках, поверх надевали деревянные сандалии-«галоши», тоже красные.

В гардеробе каждого уважающего себя аристократа хранилось огромное количество белья: дюжины рубашек, подштанников, сотни пар чулок, бесчисленные подвязки, нарядные шейные и носовые платки. Сундуки для хранения белья превратились в пузатые комоды, покрытые китайским лаком, с выдвижными ящичками, способными вместить всё сразу.



Традиционным досугом благородного человека была карточная игра, любимым время провождением – прогулки по саду Тюильри и на бульварах и верховая езда. Модным развлечением считалось посещение дорогих кондитерских, где подавали чай и горячий шоколад. Мода пить шоколад пришла из Испании и оттуда попала во Францию, а затем в Англию и др. страны. Кофейни в XVIII веке становятся местом учёных бесед, состязаний в остроумии, литературных, позже, политических дискуссий. Также популярны были ярмарочные театры кукол и балы-маскарады в «Опера».
Модная одежда стоила очень дорого, поэтому предприимчивые парижские портные давали её напрокат модным щеголям из провинции.



Помпезные парики Людовика XIV сильно уменьшились в объёме. Изменилась их форма: от больших тупеев остались небольшие букли на висках и косичка сзади. В моду входит причёска «а-ля Катогэн»: все волосы зачёсывают назад и завязываются в небольшой, низко сидящий хвостик, на который натягивают матерчатый чёрный «кошелёк» или закрепляют его бантиком или пряжкой. Эту причёску часто носили высшие чины в армии и флоте.

Устаревшей формы парики надевали во время траура, при исполнении служебных обязанностей в суде, городской администрации и в университете. Многие, особенно молодые люди, уже не носили парики, но приличия требовали, чтоб причёска была напудрена. Пудру использовали разных цветов и оттенков: от небесно-голубых до нежнейших розовых. К концу XVIII века парики и пудра окончательно выходят из моды и начинают носить довольно пышные, но достаточно простые причёски из собственных волос, завитых в крупные, небрежно уложенные локоны.

Этикет , принятый в XVIII веке, не позволял демонстрировать слишком серьёзное отношение к чему-либо, поэтому и дуэлянты являлись на дуэли разряженными как на бал, но удары наносили вполне серьёзно. Сапоги, шпоры, оружие – всё это подчёркивало доблесть дворянина. Готовность к защите своей чести на дуэли была постоянной. Дуэли неоднократно запрещались, но они происходили регулярно. Вызов на дуэль назывался билетом, поединок вёлся по жёстким правилам. В соответствии с неписанным этикетом к делу приступали, расстегнув камзолы, сорвав с себя пояса и наколенные повязки и, распустив шнуровку на штанах. Излюбленным местом для выяснения отношений в Париже был Пре-о-Клер, луг у стен монастыря Сен-Жермен де Пре.
Галантный век, длившийся до 1789 года, проявлял себя даже в манере вести войну. Офицеры с обеих сторон обменивались приветствием, предоставляя врагу право первого выстрела. Недаром о сражениях той эпохи говорили, что это были войны в «кружевах и манжетах».

С середины 17 века неограниченная власть во Франции принадлежала королю Людовику XIV.
Жизнь при французском дворе подчинялась строгому этикету и представляла собой бесконечно длящийся спектакль, главным действующим лицом которого был король.
Франция, достигшая в этот период небывалого экономического подъема, оказывала большое политическое влияние на другие страны, французский язык стал международным.
Более того, Франция начинает экспортировать модные туалеты и предметы роскоши, сопутствующие моде, - кружева, перчатки, бижутерию, шелковые чулки. В 1672 г. во Франции был основан первый журнал мод - «Mercure galante». Французские моды покорили Европу.
К 17 веку в искусстве сложился стиль барокко - парадный, величественный, декоративный, чопорный. В нем наиболее полно отразились вкусы аристократии того времени. Интерьер стал ярким, красочным - хрустальные люстры, отражающиеся в светлых блестящих полах, расписные потолки, гобелены, множество серебряных безделушек, мебель из черного дерева, инкрустированная золотом и перламутром. С этой фееричностью интерьера гармонировали пышные, украшенные массой драгоценностей, костюмы. Появились новые эстетические представления, для которых красота заключалась в богатстве, монументальности, красочности одежд, на фоне которых сам человек потерялся.

Мужской костюм

"От башмаков до шляпы - банты, ленты, банты,
ленты!.. Распустят до пояса парики из пакли,
штаны наденут, широкие, все в складках -
пузырями, камзол кургузый, рубашку выпустят
сборками над тощим животом!"
Ж. Б. Мольер

Людовик XIV вступил на престол еще ребенком, и за него правила регентша-мать, королева Анна Австрийская. В этот период мода приобрела оттенок «детскости»: подражая малолетнему королю, придворные и аристократическая знать носили короткие курточки и длинные волосы. Важной деталью костюма этого времени была белая рубашка с напуском на талии, пышными длинными рукавами и кружевными манжетами, которые в нескольких местах перевязывались лентами. Поверх рубашки вместо пурпуэна надевали короткую распашную курточку с короткими рукавами («брасьер»), частенько из отдельных лент, скрепленных выше локтя. Из-под них выглядывали манжеты рубашки. Пояс шоссов закрывала маленькая баска.
Пышные широкие панталоны завязывали над коленями; под них надевали белые шелковые чулки с кружевными подвязками - «канонами», чаще всего черного цвета. Поверх панталон носили ставшие модными штаны «ренграв», похожие на женскую юбку; из-под них было видно кружево канонов.
Сверху только на левое плечо накидывали недлинный плащ.
В 1665-1670 гг. в мужском костюме произошли некоторые изменения. Теперь он выглядит строже, вместо коротенького брасьера стали надевать длинный, почти до колен, распашной кафтан - «жюстокор». Вначале его носили военные, но затем он превратился в повседневную и даже придворную одежду.
Жюстокор плотно облегал фигуру, имел длинную талию, множество пуговиц и был пышно украшен впереди. Рукава вначале короткие, позже удлинились, и у них появились широкие цветные манжеты, из-под которых выпускались пышные кружевные манжеты рубашки. Жюстокор застегивался только на груди и до талии, поверх него расправлялось жабо рубашки.
По талии жюстокор можно было подпоясать широким шарфом, который завязывали на боку бантом.
Шили жюстокоры из полосатой ткани, с расходящимися веером складками по бокам.
В мужском костюме появились карманы. У жюстокора впереди было два кармана с клапанами, но их форма и положение часто менялись. Эта одежда дополнялась эполетом из лент на правом плече и перевязью лпя шпаги. Для зимы шили жюстокоры на меху.
Под жюстокор поверх рубашки надевали «весту» - распашную куртку, которая застегивалась на талии до середины груди, чтобы было виднее жабо рубашки.
В 1670-е гг. у жюстокора появились разрезы на полах: задний был предназначен для верховой езды, а боковой - для продевания в него шпаги: шпагу в это время носили уже не поверх кафтана, а под ним.
Шоссы теперь были узкими, более строгими (отсутствовала отделка из лент и кружев) и застегивались под коленом на пуговицу.
Все дворяне носили шпагу - штатские на поясной портупее, военные - на перевязи через плечо.
Верхней одеждой были плащ без рукавов с широким отложным воротником и плаще короткими рукавами, который застегивался на пуговицы («брандебур»).
К 80-м гг. мужской костюм стал еще строже и еще темнее по цвету. Моду диктовал король, в последние годы жизни попавший под влияние иезуитов.
В это время повсеместно начали носить большие муфты, которыми пользовался сам король. Кроме них костюм дополняли перчатки, шпага, часы в виде луковицы, а щеголи носили еще и трость с набалдашником.

Женский костюм

Женский костюм, как и мужской, к середине 17 века тоже стал меняться, особенно в деталях. Под влиянием стиля одежда стала ярче, пышнее. Если в 50-60-е гг. женский костюм сохранял естественные формы и мягкость линий, то уже к 70-м гг. он приобрел вычурность.

Талия зауживается и становится длиннее, узкие рукава украшаются оборками, у юбки появляется шлейф.
Изменилась форма декольте: первоначально овальная, она постепенно превратилась в неглубокое каре. Воротник исчез, вырез лифа обшивался оборкой или кружевами. Одна из излюбленных отделок лифа - «лестница» - декодирование его бантами по всей длине, от выреза до талии (при этом банты сверху вниз уменьшались). Пикантность придавали свободно падающие на декольте завитые локонами волосы.
Рукава платья узкие и укороченные обшивались широкой кружевной оборкой.
В этот период, как и прежде, женщины одновременно носили два платья. Верхнее шилось из дорогих плотных тканей с распашной юбкой, прикрепляемой к лифу шнурками. Сзади у юбки был шлейф, а впереди и с боков ее часто подбирали и заворачивали в виде валиков. Нижнюю юбку нарядно отделывали кружевами и оборками.
В холодное время года женщины накидывали на плечи меховой палантин, а руки защищали бархатными на меху муфтами и длинными, до локтя, перчатками.
Во время прогулок дамы дополняли костюм тростью или зонтиком.

слева: туалет придворной дамы с баской и шляпой а-ля-Рубенс

справа: платье придворного кавалера

слева: мушкетерская мода, шляпа а-ля-Рубенс, сапоги-ботфорты

справа: платье горожанки

слева: парадное платье и прическа-фонтаж

справа: костюм придворного

Обувь

В 17 веке мужчины носили высокие (выше колена) сапоги-ботфорты. Привилегией дворянства были туфли на красном каблуке.
К концу века каблук стал ниже, у туфель исчезают розетки и банты, но появляются большие языки («клюши»).
Для верховой езды мужчины носили высокие узкие сапоги.
Туфли знатных дам шились из бархата или парчи, с узким заостренным носком, на высоком, выгнутом «французском» каблуке.

Прически и головные уборы

В эпоху Людовика XIV вошли в моду парики, состоявшие из массы длинных локонов чаще всего белокурого цвета, расчесанных на пробор посередине.
На лице дворянина красовалась бородка в виде узенькой полоски под нижней губой и две полоски усиков («а la roi»).
В 70-е гг. цвет парика становится каштановым и увеличивается его объем. Парик становится похожим на львиную гриву. При таком обилии волос на голове, с лица они полностью исчезают - даже те крохотные усы, которые еще совсем недавно украшали верхнюю губу.
В 1-й половине 17 века мужчины носили шляпы конической формы с жесткими широкими полями, украшенные страусовыми перьями и лентами.
Во 2-й половине 17 века их сменили треуголки. Круглая широкополая шляпа превращалась в треуголку постепенно: расширившиеся поля шляпы стали вначале загибать по бокам вверх с двух сторон, а затем и с трех. Чтобы поля держали форму, их укрепляли проволокой. Шляпу украшали перьями и надевали обычно углом вперед.
Прически 2-й половины 17 века отличаются большим разнообразием. В 60-е годы волосы расчесывали на прямой пробор, над висками пышно взбивали, а на плечи спускали два длинных завитых локона. В 70-е гг. локоны рядами высоко укладывали - эта прическа напоминала мужской парик. Среди придворных дам был моден так называемый «узел смирения» - гладкая прическа с узлом, сколотым на затылке.
В 90-е гг. в моду входит прическа «фонтанж». Она представляла собой комбинацию уложенных рядами локонов и изогнутого каркаса, которому придавали самые разные формы и украшали рядами полотняных оборок, лентами, бантами, кружевом и пр. Различалось более ста видов фонтанжа - в зависимости от формы, цвета, отделки, и каждая его часть имела свое название - «кошка», «мышка» и т.д.

Украшения и косметика

Косметикой в 2-й половине 17 века пользовались и женщины, и мужчины. Щеголи румянились, чернили брови, наклеивали на лицо мушки, ничем не отличаясь в этом от дам.
Мужской костюм украшался массой драгоценных украшений; бантом с длинными концами, который прикреплялся к левому плечу; перчатками, украшенными лентами и кружевами. В 60-е гг. вошел в моду галстук, или шейный платок - «кроат». Он заменил большие отложные воротники. Кроат обматывали вокруг шеи и завязывали впереди бантом. Эта манера носить галстук была перенята у французских солдат, которые, в свою очередь, заимствовали его у хорватских солдат, составлявших личные полки Людовика XIV («cravate» - искаженное «хорват»). Позднее кроат уже не завязывался бантом, его концы закладывали за борт весты.
У дам особенной популярностью пользовались черные мушки, которые наклеивали на лицо, шею и грудь, привлекая взгляд к определенным местам внешности. Мушки вырезались из черной шелковой или бархатной ткани. Эта имитация родинок пришла с Востока: арабы и персы считали родинку естественным украшением. Дамский туалет дополнялся ювелирными украшениями - кольцами, серьгами, ожерельями и пр., а также веером.

Источник - "История в костюмах. От фараона до денди". Автор - Анна Блейз, художник - Дарья Чалтыкьян

В итальянском ресторане, что сразу рядом с моим домом в 15м округе, каждый день, как по расписанию, обедает и ужинает один грузный пожилой мужчина. Он всегда сидит за столиком в углу у окна и очень медленно ест, потягивает свой бокал красного и как-то отрешенно смотрит в окно. Иногда я встречаю его по пути от метро к ресторану и наоборот: каждый раз на нем темно-серый или черный костюм, белая рубашка, черные туфли. Осенью и зимой к этому комплекту еще добавляется черное пальто и… крохотный черный беретик. Несмотря на то, что полжизни он проводит за поглощением блюд итальянской кухни, он француз. И то, как он одет, можно назвать условным портретом среднестатистического парижанина. Потому что здесь костюм каждый день – это норма не только для офисных работников и не только для тех, кому перевалило за 55, но и для молодых парней, которые ни разу в жизни не сталкивались с тяготами делового дресс-кода.

О стиле французских мужчин, в общем, как-то не принято говорить – такое впечатление, что его формируют только женщины. Хорошие женские бежевые плащи, женские узкие брюки, женские кожаные балетки по 69 евро из маленьких магазинчиков, женские стеганые сумочки, женские кашемировые пуловеры от Eric Bompard, женские маленькие черные платья. Короче, французские мужчины на фоне всей этой умеренно шикарной феерии выглядят неким размытым пятном из шарфов, хорошего парфюма и обаяния.

Помню, когда я только познакомилась со своим бойфрендом и рассказывала о нем кому-то из знакомых в Киеве, меня спросили: «Француз? Значит, брюнет с бородой и вьющимися волосами?» Мой Клеман отвечает этому описанию так же точно, как белая половинка инь-янь похожа на черную. Русые волосы, никакой тебе бороды и уж точно никаких кудрей. Из общепринятых опознавательных знаков к нему можно было применить только тот самый шарф. Я к тому, что образ мужчины или женщины той или иной национальности мы вечно стремимся подвести под некий общий знаменатель, но на деле оказывается, что его нет. Есть канва других привычек, другой ментальности, других традиций и ценностей – и на нее уже можно наложить манеру одеваться.

Если бы нужно было вывести какую-то максимально обобщенную формулу или одно самое яркое различие между французами и украинцами в одежде, это было бы определения стиля casual. Для нас это все-таки джинсы и футболка. А для француза нормальный casual – это брюки чинос из GAP и мятая рубашка, которая только вот высохла за ночь после стирки и опять как новенькая. И когда прохладно – сверху пиджак. То есть, нет разделения на то, что костюм и его элементы – это только, пардон, на свадьбу и похороны, а джинсы и свитер – это нормальная, удобная одежда на каждый день. Костюмом никто никого не пытается впечатлить – его воспринимают как обычный атрибут обычного гардероба обычного мужчины. Нет, джинсы здесь, конечно, тоже у всех есть (а иногда и по несколько пар, ого!), просто с ними вполне достойно конкурируют и брюки. К слову, наверное, именно эта «костюмная» закалка и позволяет парижским мужчинам рассекать по городу на велосипедах в дорогих туфлях и деловых двойках. А то и тройках. Совершенно не испытывая при этом дискомфорт.

Если копнуть немного глубже, в Париже стиль мужчины (и женщины соответственно) зависит от того, в каком округе он живет. Здесь очень хорошо чувствуется классовость, как бы отвратительно это ни звучало по отношению к прогрессивной европейской стране в 21 веке. 16 округ, в котором живут в основном парижане в восьмом колене, пестрит персонажами, одетыми дорого и со вкусом. Чего не скажешь о каком-нибудь 10 или 19. Париж очень часто идеализируют, хотя, это такой же город, как и любой другой в этом мире: с бомжами и гопниками. Последние, кстати, одеты в спортивные костюмы – классика. Поэтому если сравнить двух парижан одинакового возраста, но живущих в разной среде, можно до потери пульса ставить галочки на отличиях между ними.

А если говорить о чем-то, что их объединяет, не могу не вспомнить отличное one-man show, которое я смотрела в Théâtre des Nouveautés, называлось оно «How to become Parisian in 1 hour». В емких, смешных монологах актер Оливье Жиро высмеивает парижан: поведение в метро, такси или ночном клубе, стиль одежды, поход в ресторан и так далее. Так вот, касаемо стиля было сказано следующее: «В основном, парижане одеваются в черное, но если у кого-то сегодня дерзкое настроение, можно надеть… серое!» И еще одно: «Зимой парижане носят шарф. Летом парижане носят… шарф!» И это абсолютная правда, я видела мужчин с шарфиками даже в эти адские +40, которые обрушились на город месяц назад. Звучит как безумие, выглядит как издевка над самим собой.

Далее, нельзя срисовать образ типичного жителя французской столицы, не сбрызнув его парфюмом и не капнув гелем для волос на его шевелюру. Мужчины здесь ухаживают за собой ничуть не меньше, чем женщины. И они точно так же почитают небрежность не меньше, чем хорошее вино. Стиль парижанина я бы назвала растрепанной элегантностью – в прямом и переносном смысле. Есть что-то такое в облике проходящего мимо мужчины, от чего веет легкомыслием, ветреностью, несовершенством и вместе с тем – идеальным сочетанием шарма и мужественности без лишних побрякушек. И все это, опять-таки, уходит корнями в несколько другое представление «нормальности», касаемо стандартов мужской красоты: француз не стесняется любить себя и ухаживать за собой, не считая это чем-то зазорным или лишающим его облик маскулинности.

Так не хотелось обобщать, но именно этим и придется закончить. Отбрасывая такие критерии как возраст и социальный статус, обычно парижанин одет примерно так: неформальные брюки, хорошая кожаная обувь (не всегда чистая, но выглядит будто так и надо), рубашка (которую погладили, а потом скомкали и развернули обратно), хорошая стрижка и легкая укладка, шарф. Простите – Его Величество Шарф.

Ах, да. Как же я могла забыть. Самый главный аксессуар при любой погоде: флирт, который сквозит в его взгляде.

Французский стиль
Французский стиль... Только произнося это словосочетание, представляешь что-то утонченное, воздушное и изящное, а где-то вдали будто слышен напевный мотив аккордеона. Русские модницы восторженно смотрят на стиль француженок... Но почему?

- Почему все русские девушки такие красивые? - спрашивает месье.
- А что француженки? - интересуюсь я.
- Ну… - он многозначительно обводит взглядом шумную улицу.

В моем детстве все француженки были божественны. Они приходили в наш дом из старых фильмов в образе блистательных блондинок Мишель Мерсье и Брижит Бардо или обворожительных брюнеток, как Фани Ардан и Жюльет Бинош. И жить было просто. Понятно было, на кого ориентироваться, под кого красить губы, украденной у мамы помадой. Эталон неоспоримой красоты дополнялся старыми черно-белыми открытками. И не подвергался сомнению тот факт, что Париж -храм моды, а парижанки - его служительницы.

Так считается и по сей день. Но заглянув в недра святилища, вдруг понимаешь, что надвигается «модный атеизм». А плохо ли это? Ведь в конституциях наших стран давно заложена свобода вероисповедания. Пожив во Франции, я мысленно разделила местных женщин на две категории: зрелые последовательницы Коко и молодые удивительные.





Такие разные француженки

К первым относятся прекрасные дамы старой закалки. Ожившие картинки. Они с младых ногтей приучены гордо нести звание француженки. Они понимают, что дорого не значит броско, что роскошь должна быть скромной. Их волосы всегда идеально уложены, кажется, даже извечный парижский ветер обходит их стороной. Их платья идеально отглажены, украшения и аксессуары лаконичны. Ничего лишнего или нелепого, будто сама мадмуазель Шанель давала им частные уроки стиля за чашкой чая.

От героинь старых открыток их отличает только возраст. Этим дамам от сорока пяти и дальше в сторону бесконечности. Любоваться ими - сплошное удовольствие. Даже неконтролируемая женская зависть исчезает в одно мгновение, когда видишь, как грациозно они проходят мимо. Мне становится неудобно за свою осанку, и я автоматически вытягиваюсь во весь рост.




Однако вторая категория французских барышень при первом столкновении может вызвать искреннее удивление. В какой момент произошел слом в их модном сознании? Когда заветы стильных родителей дали сбой? Почему не объяснили они своим дочерям, что рваные колготки нужно выбрасывать?

Французский стиль

В обществе современных парижанок русская женщина может почувствовать себя даже чересчур холеной. Когда я, например, хватаюсь за поручень в метро, на мою руку оглядывается полвагона. Мои ногти не светятся радугой, не цепляют своей длиной окружающих, они просто ровно подпилены. И здесь это почти удивительно. Откуда бы ни черпали вдохновение французские девушки, они забыли, что модный в последнее время облупившийся лак наносится на аккуратные ногти. Его не надо задумчиво отколупывать по дороге на работу. Забыли, что заусеницы удаляются не зубами, а для уменьшения длины есть пилка.

Популярная нынче прическа «Top Knot» (или по-нашему «дуля») здесь представлена во всем многообразии пышности и растрепанности. Причем, если Рунет изобилует пошаговыми инструкциями, то француженки уже давно набили руку, и мотают узел на голове вслепую. Стоит ли говорить, что эта прическа позволяет откладывать свидание с расческой на неопределенный срок.

И вот мы подошли к французскому стилю в одежде. Она тонкая, легкая, невесомая, но этих невесомых слоев много. Обычно они в одной цветовой гамме или в близких по интенсивности цветах. То есть можно надеть две черные кофты, одну серую футболку и под занавес еще что-нибудь бледно-кремовое.


Я однажды не выдержала и спросила у молодой француженки, зачем одеваться, как капуста. Оказалось, что все логично: Париж - непредсказуемый в погоде город, поэтому вытолкав себя в промозглое утро, женщина за день успевает раздеться до летнего гардероба.
Первый взгляд на француженок может вызвать эстетическое удивление. Но со временем, приглядевшись, чувствуешь, что мода понимается здесь душой. За ней не гонятся, не кладут себя на ее алтарь. Ее здесь делают. Крепко держа почетное знамя стильной столицы, француженки одеваются исключительно так, как им удобно. Ведь им не нужно ничего доказывать.

Они не будут истязать свой организм несусветными шпильками или узкими юбками. Ходить удобно в кедах, значит, они наденут кеды, а к ним пальто, чтобы не замерзнуть. И через год весь мир так же сочетает несочетаемое, сделав это модным трендом. В Париже в межсезонье сильные ветра, поэтому необходим шарф, чтобы спастись от навязчивых простуд. У платков и палантинов совершенно четкие функциональные задачи. Но теперь редкая женщина может обойтись без этого аксессуара.

Француженки привыкли задавать тон, поэтому им не надо ни на кого оглядываться. Они носят, что хотят и как хотят, без лишнего пафоса. Удобство - главный закон моды на каждый день. Парижское утро не начинается с нервных схваток с утюгом или с ожесточенного боя с феном. Оттого, наверное, французские мужчины так восторгаются русскими женщинами, мы для них экзотичны.

Нарощенные волосы, длинные ногти, пресловутые каблуки - если вы увидите подобную комплектацию на берегу Сены, скорее всего перед вами славянка. И понятно, почему местные мужчины, как завороженные, тянутся к этому великолепию - глаз всегда падает на яркое.

Конечно, на контрасте мы для них интереснее, чем свои привычные дамы. Но вот парадокс в том, что сами русские женщины, сначала разочаровавшись в образе французских барышень, со временем ассимилируются и снимают с себя весь лишний гламур. Через год жизни в столице моды выясняется, что можно ходить в магазин без косметики, переодеть ноги в удобные, иногда даже стоптанные балетки и, о, ужас, совершенно не комплексовать по поводу стрел на колготках (но это уже финальный этап инициации).

Когда понимаешь, что одежда создается для тебя, а не ты для нее, жить становится куда проще. Современные француженки это знают точно.


Я помню, как округлялись мои глаза при виде местных модниц. «Боже, - думала я, - есть ли зеркало в вашем доме?» И сейчас по старой памяти активно критикую увиденное. Но вдруг обнаруживаю себя стучащей короткими ногтями по клавиатуре с классическим узлом на голове. И знаете, а вот хорошо! Мне кажется, я не порчусь, а бессознательно учусь у парижанок уверенному спокойствию и легкой игривой небрежности, которые и создают тот знаменитый французский шик.

Комфорт и шик

Сложно дать точное определение французскому стилю, как невозможно описать русскую или американскую манеру одеваться. Он представляет собой умение сочетать материалы сложных расцветок и фактур с интересными аксессуарами и искусство носить простые вещи с королевским достоинством.

При просмотре фотографий обычных француженок, всегда возникает мысль о том, что они предпочитают простые и практичные вещи. Тем не менее, они не выглядят скучными, поскольку умело расставляют цветовые и фактурные акценты с помощью аксессуаров - шарфов, сумок необычной формы, ремней или головных уборов.

Кроме того, они активно интересуются модой, но при этом не следуют слепо всем новым тенденциям. Каждая француженка имеет свой уникальный стиль и придерживается выработанных правил в выборе одежды, добавляя в гардероб лишь те новинки, которые позволяют подчеркнуть достоинства фигуры и скрыть недостатки.

Также отличительная черта француженок - умение выбирать качественные вещи. Скорее всего, они откажутся от 10 сомнительных недорогих блузок в пользу простой водолазки, выполненной из кашемира. Зато, имея в гардеробе такую универсальную вещь, они смогут создать несколько очень интересных образов, умело дополняя туалет бижутерией, перчатками или кашне, а также сочетая ее с разными фасонами юбок и брюк. При этом истинная француженка с удовольствием посетит модный бутик, но не постесняется зайти и на блошиный рынок в поисках уникальной броши или шляпки.









Уличная французская мода может показаться консервативной, но это не совсем так. Каждая француженка четко отделяет старомодное от классического и никогда не наденет вещь, бывшую ультра-популярной несколько сезонов назад. Зато в ее гардеробе на протяжении нескольких лет будет висеть платье-футляр, юбка-карандаш и короткий жакет в стиле Коко, и каждый раз эти вещи будут выглядеть на ней по-новому.

Именно умение оставаться собой и верность выбранному образу наиболее точно характеризует настоящий французский стиль. Этот талант женщины Пятой республики развивали в себе десятилетиями, поэтому у них есть чему поучиться.

Стиль французских мужчин

Парижанин - это уже исторически эталон мужчины. Он, может, и хотел бы быть ободранным, нестираным и бородатым, но выбора нет. Назначили героем-любовником, держи марку!
В чем изюминка французов?

Почти каждый парижанин в душе немного артист, у него обязательно есть гениальная, но неоцененная идея сценария, книги, музыки. Свое творение он вынашивает лет десять, но дальше первой строки дело не идет. Хотя для создания притягательного образа большего и не надо. Кто может быть сексуальнее непризнанного гения?

Французские мужчины будоражат воображение. На них приятно смотреть. Они профессионально освоили утюг, прачечную и расческу. Они разбираются в творениях модельеров не хуже, чем Шампольон - в египетских иероглифах. Излюбленные шарфы красуются на их шеях, почти как медаль за заслуги перед женским населением. Когда они уверенно седлают свои мопеды, любая женщина вспоминает все свои эротические фантазии.

Но истинный шик французских мужчин не в одежде и внешнем виде в целом, их неповторимость в филигранном мастерстве «съема». Флиртовать на платформе метро здесь не пытается только ленивый. Любая женщина может почувствовать себя Царицей Небесной, ожившей Клеопатрой и всем гаремом Гаруна аль-Рашида, пока ждет поезд. Если в Париже вам не говорят комплименты, значит, вы заперлись в гостиничном номере и повесили на дверь вместо таблички «Не беспокоить» надпись «Не влезай - убьет!».

Если вам не хватает уверенности в себе, если мужчины, которые вас окружают, - это программист Костя из соседнего отдела и Андрей Малахов из телевизора, если вам уже неинтересно заглядывать во все витрины с целью поправить прическу, - плохо дело! Срочно, СЛЫШИТЕ, СРОЧНО надо лететь в Париж! Вот прямо сейчас бросайтесь со всех колес в аэропорт! Париж, конечно, не панацея от всех бед, но здесь вам точно помогут.

Мало того, что вы сможете выгодно блеснуть на фоне француженок своей русской опрятностью, так еще и за каждым углом уже притаился витиеватый комплимент в вашу сторону и пара горящих мужских глаз. Не важно, нужен вам роман, вид на жительство или вы - почтенная жена на отдыхе от семьи. Вы приехали наслаждаться восхищением. И это блюдо вы распробуете во всех дозволенных комбинациях.




Флирт по-французски

Кто-то из ваших подруг побывал в Париже? Значит, вы уже знаете несколько забавных историй о французских мужчинах. Если кто-то из ваших подруг здесь пожил, то историй этих вы, наверное, уже не помните, потому что вначале сбились со счета, а потом и подруга перестала обращать на них внимание и рассказывать вам. Если же покорение города на Сене для вас и ваших друзей еще впереди, я поделюсь с вами своими впечатлениями.

На французской набережной меня настигла симпатия одного местного ловеласа. Он акулой прокружил мимо меня, прикидывая в уме общую смету работ по соблазнению. Затем, наконец, пришвартовался справа по борту и запел (потому что этот монолог иначе как песней назвать нельзя): «Когда я увидел вас, мое сердце замерло! Оно сказало мне, что если я не подойду к вам, то буду жалеть об этом всю жизнь! Вы можете меня прогнать, но знайте, что теперь мое сердце бьется в унисон с вашим. Ваш образ навсегда останется в нем…»

Мужчина с внезапной аритмией был на голову ниже, но настойчиво пытался заглянуть мне в глаза. Я же не сбавляла шаг, поэтому свое признание он исторгал в прыжке и на бегу. Как вы понимаете, это был талантливый молодой человек, где-то в глубине его, видимо, текла одинокая капля крови потомков Цезаря, потому что, осыпая меня сердцеразрушающими комплиментами, он успевал одновременно разглядывать других девушек, оценивая степень их любовной стрессоустойчивости.

В самый подходящий для этого день, в День всех Влюбленных, дорогу мне преградил еще один молодой Дон Жуан. Естественно, если в этот праздник куда-то отчаянно бежишь и безбожно опаздываешь, а дома никто не ждет на ужин с шампанским, то выражение лица явственно свидетельствует о кризисе человеколюбия. Но даже такая хищная мина не отпугнет настоящего француза.

«Девушка, позвольте пригласить вас на танец. Я увидел вас и подумал, что никогда с вами не танцевал». И с таким трепетом это произносится, что совершенно бессознательно начинаешь улыбаться в ответ. Ведь мы, русские женщины, не избалованы подобными нежностями. Что может сказать при первой встрече наш соотечественник? «Давайте познакомимся»? «Ну что, красивая, поехали кататься?» И коронное: «Вашей маме зять не нужен?» Мгновенно хочется предложить телефон мамы, а лучше папы, и отправить туда за консультацией.


Ложка дегтя, или Французский стиль с двойным дном

Тем не менее предупреждаю сразу: не удивляйтесь, когда французский мужчина, укутав вас во всевозможные шелка слов, уверенно протянет вам счет в ресторане, чтобы вы высчитали свою долю. Он будет дарить вам цветы только по большим праздникам или когда сами попросите. И не ждите, что он выскочит из машины и помчится открывать вам дверь. Времена мушкетеров, бросающих свой плащ в лужу перед прекрасной дамой, ушли в туман прошлого вместе с последней реконструкцией монархии.

Не стоит злиться и обижаться. Это совершенно не значит, что ваш французский кавалер вас не ценит. Просто у него такое воспитание, европейский феминизм изрядно подкосил вековые устои парижских шевалье. Главное, они смогли пронести через все исторические перипетии многовековую традицию комплиментов. Современные Сирано де Бержераки поднимут женскую самооценку лучше любого психолога. И вас это ни к чему не обязывает. Слушайте и запоминайте, какая вы невероятная.

Вам улыбается шикарный мужчина. От него слегка пахнет вином, он говорит вам, что жизнь - это провокация, и сегодня он - ваш провокатор. Просто поболтайте с ним. Потом вы вернетесь на Родину с гордо поднятой головой, с рассказами о том, как французские мужчины падали к вашим ногам. Вот в чем были, в костюмах или в джинсах, в том и падали.

Кажется мне, что шик мужчины определяется женщинами. Если после короткого беспредметного диалога женщина его запомнит - это успех. Если расскажет подруге - это победа. А о французах говорят все.