Что такое фелтинг и как его быстро освоить. Как придать изделию законченный вид? Во время работы над изделием в мокрой технике фелтинга используют

Люди обнаружили способность шерсти сваливаться около 8000 лет назад. Для валяния использовали найденные остатки шерсти животных. После одомашнивания мелкого рогатого скота стало возможным использовать состриженную шерсть животных.

В XVI веке появились первые мастерские по изготовлению войлока.

В XIX веке изобрели валяльные прессы и валяльные машины. Валка происходила посредством сдавливания и прокатывания шерсти или при механическом воздействии специальных иголок, которые спутывали шерстяные волокна.

Сегодня для домашнего валяния созданы специальные иглопробивные машины.

Виды валяния

Различают два вида валяния шерсти: сухое и мокрое. При сухом валянии шерсть многократно протыкается специальной иглой до состояния сваливания. Во время этого процесса волокна сцепляются между собой, образуя плотный и однородный материал. Мокрое валяние осуществляется при помощи мыльного или специального раствора. Сначала выкладывается изделие из шерсти, смачивается раствором и при помощи трения производят процесс валяния. Сухое валяние применяется для создания объемных изделий - игрушек, бижутерии , фигурок, авторских кукол, а также нанесения рисунков и узоров на войлок, фетр и предварительно свалянные поделки. Мокрое валяние подходит для изготовления панно, одежды, полотен, одним словом, плоских изделий.

Материалы для валяния

Для сухого и мокрого валяния применяются разные расходные материалы. Для сухого валяния необходимы специальные иглы с засечками. При втыкании такой иглы в шерсть, кусочки волокон зацепляются за засечки и спутываются друг с другом. Для мокрого валяния существуют специальные растворы, но большинство мастеров обходятся обычным или жидким мылом .

Расходные материалы - шерсть мериноса , так называемая гребенная лента. Это основной вид шерсти, используемый для валяния. Шерсть мериноса различается по толщине и мягкости.

Для изготовления изделий из шерсти может так же применяться сливер, синтепон , вата , другая шерсть для набивки. Для декорирования изделий мастера используется шёлк , органза , различные декоративные нити и волокно .

При сухом валянии игрушек могут понадобиться ещё различные материалы для изготовления игрушек: глазки, носики. Они продаются в специализированных магазинах материалов для авторской куклы.

Также существует метод валяния первоначально связанных изделий. Для вязания, как правило, выбирается 100 % шерсть мериноса, не сильно скрученная. Вначале процесса вяжется изделие и затем для того, чтобы изделие свалялось, его стирают в стиральной машине один или два, реже три цикла. Для сохранения формы вязанного изделия целесообразно фиксировать его на форме для стирки.

В последнее время получил распространение - нанофелтинг (англ. nunofelting ). Нанофелтинг - это одна из разновидностей мокрого валяния шерсти на шёлке. Таким образом получается новый вид ткани, который впоследствии используется при изготовлении одежды, шарфов и других декоративных украшений.

Разновидности шерсти

Грубая (валеничная) овечья шерсть: светлая и тёмная. Для валяния игрушек и изделий в этническом стиле.

Сливер: расчесанная овечья шерсть, без остевых волосков. Используется как основа для валяния, с последующим наложением шерсти других цветов.

Очес: мелкие волоски с овечьей шерсти. Используется для изготовления фетра, как подложка при изготовлении ковриков, а также для набивки шитых игрушек.

Выбеленка: расчесанная, вытянутая и выбеленная овечья шерсть. Используется как поверхностная для создания светлого фона и для домашнего крашения.

Верблюжка: расчесанная шерсть верблюда . Используется для валяния игрушек и других изделий без использования шерсти-основы.

Полутонкая овечья шерсть: Используется для декора и отделки изделий.

Ангора или мохер : шерсть ангорской козы , с шелковистым блеском. Используется для декора и отделки изделий.

Напишите отзыв о статье "Валяние"

Литература

  • Nicky Epstein. Nicky Epstein"s Fabulous Felted Bags: 15 Bags to Knit And Felt. - Unicorn, 2006. - ISBN 189-3-0631-51 .
  • Ники Эпстайн. Объемное вязание. Создаем дизайнерские вещи = Knitting Never Felt Best. - М .: Эксмо, 2009. - С. 184. - ISBN 978-5-699-37731-2 .

Ссылки

Отрывок, характеризующий Валяние

Пьер знал очень хорошо, что такое иероглиф, но не смел говорить. Он молча слушал ритора, по всему чувствуя, что тотчас начнутся испытанья.
– Ежели вы тверды, то я должен приступить к введению вас, – говорил ритор, ближе подходя к Пьеру. – В знак щедрости прошу вас отдать мне все драгоценные вещи.
– Но я с собою ничего не имею, – сказал Пьер, полагавший, что от него требуют выдачи всего, что он имеет.
– То, что на вас есть: часы, деньги, кольца…
Пьер поспешно достал кошелек, часы, и долго не мог снять с жирного пальца обручальное кольцо. Когда это было сделано, масон сказал:
– В знак повиновенья прошу вас раздеться. – Пьер снял фрак, жилет и левый сапог по указанию ритора. Масон открыл рубашку на его левой груди, и, нагнувшись, поднял его штанину на левой ноге выше колена. Пьер поспешно хотел снять и правый сапог и засучить панталоны, чтобы избавить от этого труда незнакомого ему человека, но масон сказал ему, что этого не нужно – и подал ему туфлю на левую ногу. С детской улыбкой стыдливости, сомнения и насмешки над самим собою, которая против его воли выступала на лицо, Пьер стоял, опустив руки и расставив ноги, перед братом ритором, ожидая его новых приказаний.
– И наконец, в знак чистосердечия, я прошу вас открыть мне главное ваше пристрастие, – сказал он.
– Мое пристрастие! У меня их было так много, – сказал Пьер.
– То пристрастие, которое более всех других заставляло вас колебаться на пути добродетели, – сказал масон.
Пьер помолчал, отыскивая.
«Вино? Объедение? Праздность? Леность? Горячность? Злоба? Женщины?» Перебирал он свои пороки, мысленно взвешивая их и не зная которому отдать преимущество.
– Женщины, – сказал тихим, чуть слышным голосом Пьер. Масон не шевелился и не говорил долго после этого ответа. Наконец он подвинулся к Пьеру, взял лежавший на столе платок и опять завязал ему глаза.
Последний раз говорю вам: обратите всё ваше внимание на самого себя, наложите цепи на свои чувства и ищите блаженства не в страстях, а в своем сердце. Источник блаженства не вне, а внутри нас…
Пьер уже чувствовал в себе этот освежающий источник блаженства, теперь радостью и умилением переполнявший его душу.

Скоро после этого в темную храмину пришел за Пьером уже не прежний ритор, а поручитель Вилларский, которого он узнал по голосу. На новые вопросы о твердости его намерения, Пьер отвечал: «Да, да, согласен», – и с сияющею детскою улыбкой, с открытой, жирной грудью, неровно и робко шагая одной разутой и одной обутой ногой, пошел вперед с приставленной Вилларским к его обнаженной груди шпагой. Из комнаты его повели по коридорам, поворачивая взад и вперед, и наконец привели к дверям ложи. Вилларский кашлянул, ему ответили масонскими стуками молотков, дверь отворилась перед ними. Чей то басистый голос (глаза Пьера всё были завязаны) сделал ему вопросы о том, кто он, где, когда родился? и т. п. Потом его опять повели куда то, не развязывая ему глаз, и во время ходьбы его говорили ему аллегории о трудах его путешествия, о священной дружбе, о предвечном Строителе мира, о мужестве, с которым он должен переносить труды и опасности. Во время этого путешествия Пьер заметил, что его называли то ищущим, то страждущим, то требующим, и различно стучали при этом молотками и шпагами. В то время как его подводили к какому то предмету, он заметил, что произошло замешательство и смятение между его руководителями. Он слышал, как шопотом заспорили между собой окружающие люди и как один настаивал на том, чтобы он был проведен по какому то ковру. После этого взяли его правую руку, положили на что то, а левою велели ему приставить циркуль к левой груди, и заставили его, повторяя слова, которые читал другой, прочесть клятву верности законам ордена. Потом потушили свечи, зажгли спирт, как это слышал по запаху Пьер, и сказали, что он увидит малый свет. С него сняли повязку, и Пьер как во сне увидал, в слабом свете спиртового огня, несколько людей, которые в таких же фартуках, как и ритор, стояли против него и держали шпаги, направленные в его грудь. Между ними стоял человек в белой окровавленной рубашке. Увидав это, Пьер грудью надвинулся вперед на шпаги, желая, чтобы они вонзились в него. Но шпаги отстранились от него и ему тотчас же опять надели повязку. – Теперь ты видел малый свет, – сказал ему чей то голос. Потом опять зажгли свечи, сказали, что ему надо видеть полный свет, и опять сняли повязку и более десяти голосов вдруг сказали: sic transit gloria mundi. [так проходит мирская слава.]
Пьер понемногу стал приходить в себя и оглядывать комнату, где он был, и находившихся в ней людей. Вокруг длинного стола, покрытого черным, сидело человек двенадцать, всё в тех же одеяниях, как и те, которых он прежде видел. Некоторых Пьер знал по петербургскому обществу. На председательском месте сидел незнакомый молодой человек, в особом кресте на шее. По правую руку сидел итальянец аббат, которого Пьер видел два года тому назад у Анны Павловны. Еще был тут один весьма важный сановник и один швейцарец гувернер, живший прежде у Курагиных. Все торжественно молчали, слушая слова председателя, державшего в руке молоток. В стене была вделана горящая звезда; с одной стороны стола был небольшой ковер с различными изображениями, с другой было что то в роде алтаря с Евангелием и черепом. Кругом стола было 7 больших, в роде церковных, подсвечников. Двое из братьев подвели Пьера к алтарю, поставили ему ноги в прямоугольное положение и приказали ему лечь, говоря, что он повергается к вратам храма.

Felt (англ.) – [сущ.] войлок, фетр; [глаг.] валять шерсть, сбивать войлок

Думаю, для начала не помешать узнать ответ на самый главный вопрос — почему же сваливается шерсть. Все дело в ее строении! Помните, не так давно по телевизору крутили рекламу шампуня, делающего волосы гладкими и шелковистыми? Тогда крупным планом показывали стремный секущийся волос. Так вот, овечья шерсть в нормальном состоянии выглядит примерно так же =)

Сравнение человеческого волоса и овечьей шерсти. Много различий?

Из-за такого «расслоения» человеческие волосы могут даже образовывать колтуны, «сваливаться». Но что для наших волос не хорошо, для валяния – благо. Именно такое строение овечьей шерсти позволяет создавать чудесные игрушки, одежду, валенки, ковры и многое другое.

Естественно, для валяния подходит не только овечья шерсть. Можно использовать шерсть альпаки, верблюда, ламы и яка, а также кашемир, анагору и мохер.


А кому овечку? =)

Валяние (фелтинг, фильцевание) – процесс создания различных изделий из непряденой шерсти путем сцепления и переплетения ее волокон различными способами.

Есть много различных видов валяния — сухое, мокрое, нуно-войлок, валяние вязанных вещей. Ниже я рассмотрю основные техники

Основные техники сухого валяния для начинающих

В первую очередь познакомимся с техникой сухого валяния шерсти. Хоть она и появилась гораздо позже мокрого валяния, но в настоящее время завоевывает все большую популярность. При помощи обычной иглы можно создавать воистину уникальные творения! Вот, взгляните на работы известных мастеров

Хочу предупредить, что этот вид творчества не подойдет детям до 10 лет и любителям творить за просмотром телевизора (хотя я так и делаю). Если слишком отвлекаться, можно проткнуть палец насквозь — иглы очень острые, да и насечки хорошо рвут кожу.

Вкратце опишу процесс:

Раскладку шерсти пропитывают горячим мыльным раствором, затем гладят и трут в различных направлениях, постепенно усиливая нажим. Для облегчения работы на начальных этапах часто используют виброшлифовальную машинку. Получают полотно – войлок.

Совет. Делая выкройки желаемого изделия, учитывайте, что при мокром валянии шерсть сядет процентов на 30-40

Техника мокрого валяния

Это пошаговое описание техники мокрого валяния поможет начинающим проникнуться (и, надеюсь, замотивирует попробовать и насладиться) процессом =)

Понадобится:

  • непряденая шерсть,
  • пузырчатая пленка,
  • бамбуковая салфетка,
  • мыло,
  • теплая вода.
  1. Отделяем от шерстяной ленты одинаковые клочки шерсти длиной сантиметров 8. Выкладываем их на пузырчатую пленку в одном направлении, немного перекрывая друг друга. Подобным образом выкладываем 3-4 слоя, волокна шерсти в каждом из которых перпендикулярны предыдущему.

  2. Последним слоем можно нанести рисунок из обрывков шерстяной нити, клочков шерсти и т.п.

  3. Готовим мыльный раствор. Для этого в теплой воде растворяем мыло (есть специальное мыло для мокрого валяния, бережно относящееся к коже рук, но можно использовать и детское, жидкое мыло или даже средство для мытья посуды) — какое есть под рукой. Смачиваем нашу заготовку и накрываем сеткой или пузырчатой пленкой.


    Мягкими круговыми движениями гладим шерсть во всех направлениях. Постепенно усиливаем нажим. Этот этап можно закончить, когда отдельные волокна перестанут отделяться от нашего полотна.
  4. Укладываем заготовку вместе с пленкой на бамбуковую салфетку и сворачиваем в тугой рулон. Заворачиваем эту конструкцию в полотенце — это поможет удалить излишки воды. Катаем туда-сюда раз сто. Затем разворачиваем, поворачиваем полотно на 90 градусов и снова делаем рулончик.

  5. При уваливании полотно будет уменьшаться процентов на 25-30.Готовое полотно промойте в теплой воде и оставьте сушиться. Не отдымайте — лишь слегка сожмите, чтобы убрать часть воды.

Таким образом изготавливают ковры, картины, одежду, сумки, украшения и аксессуары.
Наглядно о мокром валянии:

Валяние в стиральной машинке

К одной из техник мокрого валяния из шерсти можно отнести валяние в стиральной машинке. Оно почти не требует физических усилий и может осуществляться двумя способами:

  1. При помощи формы для обвалки
    Объемные формы покрывают шерстью, фиксируют капроном и отправляют в стиральную машинку.

Симпатичный пасхальный подарок — шерстяные яйца, валяные в стиральной машинке
  • Валяние вязаных изделий
    В настоящее время в продаже можно встретить специальную пряжу для валяния. Крючком или спицами вы вяжете изделие, процентов на 30 (чтобы знать точную усадку валяют пробный образец и по нему рассчитывают сжатие по ширине и длине) больше требуемого и либо отправляете в стиральную машинку, либо валяете вручную. Очень интересно выглядит, не правда ли? Да и проще мокрого валяния, как по мне так.
Валяние для самых ленивых. Связал и в стиральную машинку;)

На этом все!

Итак, мы рассмотрели основные техники валяния из шерсти – интереснейшего творческого процесса. Если вы начинающий валяльщик и какие-то моменты вам не понятны — не стесняйтесь задавать вопросы!

Не бойтесь экспериментировать!

Валяние или фелтинг - популярная и очень интересная техника, используя которую можно создавать разнообразные фигурки, украшения, предметы интерьера и аксессуары. Это оригинальный микс скульптуры и рукоделия, позволяющий максимально раскрыться творческой фантазии автора.

Сейчас можно найти массу пособий и мастер классов, посвященных технике сухого валяния, однако разбирая конкретные примеры, авторы часто упускают технические рекомендации общего характера и тонкости мастерства, на которые стоило бы обратить внимание начинающим мастерам. В этой статье мы постараемся ответить на основные вопросы, возникающие у тех, кто мечтает освоить технику сухого валяния, и поделимся некоторыми профессиональными секретами.

Выбор материалов для валяния

Как и в любом ручном труде, выбор материалов для валяния занимает немаловажное место. Для начала работы вам понадобиться не так много материалов, однако к их выбору следует подойти осознано, а не покупать первые попавшиеся на глаза в магазине, предметы.

Подложка

Наличие подложки - важный аспект техники безопасности при валянии. Она должна защитить как ваши пальцы, так и поверхность рабочего стола от возможных проколов. Можно приобрести в магазине товаров для рукоделия толстую войлочную подложку или специальную пластиковую щетку для фелтинга. В качестве альтернативы подойдет обычная банная губка из толстого поролона.

Войлочная и поролоновая подложки, иглы, непряденая шерсть

Именно в специальных граненых иглах - секрет превращения бесформенного мотка шерсти в плотную и изящную фигурку. Иглы для валяния производятся из закаленной стали и имеют специальные зазубринки, которые цепляют тонкие волоски непряденой шерсти, крепко переплетая их между собой. Для работы понадобится несколько игл, которые различаются как по толщине, так и по виду сечения.

Памятка: на сегодняшний день существует 2 стандарта нумерации игл для валяния. По международной маркировке большему номеру иглы соответствует более тонкая игла, по отечественной классификации, все наоборот.

Иглы с треугольным сечением обычно толще и подходят для начальных этапов валяния, звездчатые - для финишной отделки и работы над мелкими элементами.

Для работы понадобятся минимум 3-4 иголки (номера указаны, согласно международной классификации):

  • толстая игла с треугольным сечением № 36 (для первичного приваливания)
  • средняя игла для промежуточных этапов работы № 38
  • звездчатая игла для финишной отделки № 40

Памятка: будьте аккуратны при работе с иглами, иглы острые и хрупки, и могут не только легко ломаться на кончике, но и повредить пальцы. Поначалу можно заклеить большой и указательный пальцы лейкопластырем, чтобы защитить их от возможных уколов.

Шерсть для валяния: кардочес (серый) и гребная лента

Для валяния вам потребуется натуральная непряденая шерсть разных цветов (обычно используется овечья шерсть). На сегодняшний день различных вариантов шерсти в магазинах очень широкий выбор, со временем вы сможет подобрать удобные именно для вас варианты.

Основные виды шерсти, подходящие для изготовления фигурок:

  • Кардочес - чесаная, похожая на вату, шерсть с хаотически перемешанными волокнами. Очень удобна в работе.
  • Гребная лента - шерстяная лента с выровненными в одном направлении волокнами. Для валяния игрушек подходит, хотя и менее удобна, чем кардочес.
  • Тонкая и полутонкая шерсть - чаще используется для отделки и создания аксессуаров.
  • Грубая шерсть - грубый пух, используется только для создания основы фигурки.
  • Сливер - неочищенная, грубая шерсть. Применяется только для валяния внутренней части игрушки в целях экономии материала.

Декор и аксессуары

Именно декор и аксессуары придают вашей работе настроение и неповторимый внешний вид.

Использовать в качестве декора можно цветной листовой фетр, пуговки, бисер, ленты, различную фурнитуру. Не забудьте о готовых пластиковых или стеклянных глазках для игрушек. Декор можно пришить, привалять или приклеить к фигурки, в зависимости от материала.

Основы техники сухого валяния

Если вы определились с выбором материалов, пора приступать непосредственно к работе. С чего начать?

Гребная лента и готовый шарик из шерсти

Представьте, а лучше нарисуйте в цвете на листе бумаги свое будущее изделие. Какую бы необычную форму оно не имело, мысленно его можно разложить на более простые составные детали, именно так, частями, и будет валяться фигурка.

Памятка: если вы собираетесь изготовить фигурку выше 15 см, имеет смысл изготовить базовые заготовки основных деталей (туловище, голова) из сливера или грубой шерсти. Это существенно снизит затраты на материал и никак не отразиться на итоговом внешнем виде изделия.

Как подготовить шерсть для валяния?

От общего мотка (особенно, если вы работаете с гребной лентой, которая чаще всего встречается на прилавках магазинов) начинайте отделять отдельные перышки шерсти для будущей детали. Подготовить их следует с изрядным запасом.

Памятка: в процесс работы первоначальный объем шерсти уменьшиться примерно в 3-4 раза!

Отобранные прядки снова разделяем в разных направлениях, пока они не смешаются в полностью однородную массу. Длинные волокна в процессе валяния создают некрасивые борозды, поэтому так важно разделять шерсть на мелкие волокна и перемешать их между собой.





Процесс подготовки шерсти для валяния

Если вам предстоит изготовить две или более одинаковые детали, равные по объему пучки шерсти следует заготовить заранее для них всех. Если вы начнете валять одну лапу, а за другую возьметесь только, когда первая будет полностью готова, шансов изготовить одинаковые детали, у вас очень мало.

Как валять?

Валяние - простой процесс, заключающийся в том, что вы часто втыкаете иголку в клубок шерсти. Волокна переплетаются между собой, а вы руками придаете им нужную форму.

Из бесформенных волокон постепенно начинаем иголкой и руками формировать простые формы, постепенно из детализирую

Основные правила сухого валяния:

  • валять следует всегда на подложке
  • начинаем работу всегда с более толстой иглы, постепенно меняя ее на более тоненькие
  • иголка должна входить в материал перпендикулярно рабочей плоскости, движения должны быть равномерными и достаточно быстрыми
  • во время работы постоянно поворачивайте деталь, обрабатывая одновременно все ее стороны, включая торцы тонких деталей
  • на начальных этапах работы старайтесь плотно свалять сердцевину детали, втыкая иголку глубоко
  • пока шерсть мягкая, придавайте ей нужную форму пальцами, как при лепке из пластилина
  • готовой деталь можно считать только тогда, когда шерсть приобрела ощутимую плотность. Внутри не должно быть пустот, фигурка не должна быть ворсистой и не должна деформироваться от нажатия пальцем
  • если вы планируете соединять одну деталь с другой, оставляйте свободными прядки шерсти в местах соединения

Памятка: если надо изменить размеры детали, пока ее поверхность еще рыхлая, добавьте в нужных местах дополнительные перышки шерсти.

Как соединять детали между собой?

Крупные детали, например, голова и туловище фигурки, часто валяются вместе как единое целое. Более мелкие (лапы, носы, уши, хвосты и т.д.) изготавливаются отдельно. Чтобы детали можно было надежно соединить друг с другом, на концах более мелких заготовок оставляют свободные непривалянные прядки, которые потом тщательно приваливают к основной детали.

Шляпка гриба приобрела углубление. На ножки остались свободные нити для соединения деталей

Как придать изделию законченный вид?

Шлифовка

Если вы соединили между собой все детали фигурки и довольны результатом, пора приступать к заключительному, однако немаловажному этапу работы - шлифовке. Поверхность должная быть плотной, однородной и не ворсистой.

Отделяем от основного мотка шерсти несколько маленьких перышек, разрывая их в разных направлениях, превращаем в легкий пух без длинных ворсинок. Получившееся «облачко» прикладываем к детали и самой тонкой иглой аккуратно приваливаем. Следующее облачко кладем немного внахлест и таким образом прорабатываем всю поверхность фигурки, пока она не станет абсолютно гладкой. Работа трудоемкая и кропотливая, однако без нее изделие не приобретет опрятный внешний вид!

Памятка: узор на поверхности детали делается аналогично, из пуховых «облачков» нужного цвета.

Грибок, поверхность выровнена, детали соединены

Тонировка

Как придать фигурке большую выразительность и подчеркнуть объем? Для этого лучше всего применить технику тонировки, накладывая на форму своеобразный макияж. Для этого можно использовать разведенные водой акриловые краски или измельченную сухую пастель. Последний способ проще и лучше подходит для новичков.

Пастельные мелки (можно использовать вместо них цветные карандаши) мелко крошатся с помощью канцелярского ножа и наносятся на поверхность игрушки сухой, мягкой кистью. Красиель можно слегка растушевать пальцами, создавая мягкие переходы.

Раскрошенные пастельные мелки

Памятка: чтобы придать детали большую глубину, используйте темную тонировку (на 2-3 тона темнее основной поверхности), чтобы придать объем и подчеркнуть выпуклость - более светлые.

Основам техники сухого валяния при желании может любой желающий. Это кропотливый, но чрезвычайно увлекательный творческий процесс, результаты которого наверняка приведут в восторг ваших друзей и близких. Более подробно с этапами работы можно ознакомиться в наших последующих мастер классах, от простого к сложному.

История валяния

Люди обнаружили способность шерсти сваливаться около 8000 лет назад. Для валяния использовали найденные остатки шерсти животных. После одомашнивания мелкого рогатого скота стало возможным использовать состриженную шерсть животных.

В 16 веке появились первые мастерские по изготовлению войлока.

В 19 веке изобрели валяльные прессы и валяльные машины. Валка происходила посредством сдавливания и прокатывания шерсти или при механическом воздействии специальных иголок, которые спутывали шерстяные волокна.

Сегодня для домашнего валяния созданы специальные иглопробивные машины.

Виды валяния

Различают два вида валяния шерсти - сухое и мокрое. При сухом валянии шерсть многократно протыкается специальной иглой до состояния сваливания. Во время этого процесса волокна шерсти рвутся и сцепляются между собой, образую плотный и однородный материал. Мокрое валяние осуществляется при помощи мыльного раствора. Раствор распределяется по шерсти и при помощи трения создается однородное полотно. Сухое валяние применяется для создания объемных изделий - игрушек, бижутерии , фигурок, авторских кукол. Мокрое валяние подходит для изготовления панно, одежды, полотен, одним словом, плоских изделий.

Материалы для валяния

Для сухого и мокрого валяния применяются разные расходные материалы. Для сухого валяния необходимы специальные иглы с засечками. При втыкании такой иглы в шерсть, кусочки волокон зацепляются за засечки и спутываются друг с другом. Для мокрого валяния существуют специальные растворы, но большинство мастеров обходяться обычным или жидким мылом .

Расходные материалы - шерсть мериноса , так называемая гребенная лента. Это основной вид шерсти, используемый для валяния. Шерсть мериноса различается по толщине и мягкости.

Для изготовления изделий из шерсти может так же применяться сливер, синтепон , вата , другая шерсть для набивки. Для декорирования изделий мастера используется шёлк , органзу , различные декоративные нити и волокно .

При сухом валянии игрушек могут понадобиться ещё различные материалы для изготовления игрушек: глазки, носики. Они продаются в специализированных магазинах материалов для авторской куклы.

Также существует метод валяния первоначально связанных изделий. Для вязания, как правило, выбирается 100% шерсть мериноса, не сильно скрученная. Вначале процесса вяжется изделие и затем для того, чтобы изделие свалялось, его стирают в стиральной машине один или два, реже три цикла. Для сохранения формы вязанного изделия целесообразно фиксировать его на форме до стирки.

В последнее время получил распространение - нанофелтинг (англ. nunofelting ). Нанофелтинг - это одна из разновидностей мокрого валяния шерсти на шёлке. Таким образом получается новый вид ткани, который впоследствии используется при изготовление одежды, шарфов и других декоративных украшений.

Разновидности шерсти

Грубая (валеничная) овечья шерсть: светлая и темная. Для валяния игрушек и изделий в этническом стиле.

Сливер: расчесанная овечья шерсть, без остевых волосков. Используется как основа для валяния, с последующим наложением шерсти других цветов.

Очес: мелкие волоски с овечьей шерсти. Используется для изготовления фетра, как подложка при изготовлении ковриков, а также для набивки шитых игрушек.

Выбеленка: расчесанная, вытянутая и выбеленная овечья шерсть. Используется для как поверсхостная, для создания светлого фона и для домашнего крашения.

Верблюжка: расчесанная шерсть верблюда . Используется для валяния игрушек и др. изделий без использования шерсти-основы.

Полутонкая овечья шерсть: Используется для декора и отделки изделий.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Фелтинг" в других словарях:

    фелтинг - Технический прием сродни валянию. Позволяет из шерсти создавать рисунок на ткани, а также панно, игрушки, аксессуары, одежду … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    Кукла, выполненная в технике фильцевания Валяние шерсти (фелтинг: от англ. felt войлок, фильцевание, фильц, набивани … Википедия

Фелтинг (валяние шерсти, фильцевание, фильц, набивание) - это работа с непряденой натуральной шерстью. Способность шерсти сваливаться в плотную массу (войлок) известна давно. Войлок – это первое, что научились делать люди из шерсти животных. Умение прясть шерсть, вязать и ткать из нее пришло позже.

Кочевые народы делали из войлока юрты, ковры, обувь, скотоводческое снаряжение, головные уборы, сумки, домашнюю утварь.

Сейчас собственно войлок используется в основном в народных промыслах (валенки, ковры) или технических целях.

Фелтинг, как вид рукоделия, появился не очень давно, но развивается но очень быстро, появляются новые техники, инструменты и материалы.

Различают два вида валяния шерсти - сухое и мокрое.

При мокром валянии применяется горячий мыльный раствор и физическое воздействие (руками, скалкой или шлифмашиной) на материал. Интересным видом мокрого валяния является нунофелтинг – привалявалие шерсти и волокон к шелку или другой натуральной ткани.

При сухом валянии (фильцевании) шерсть волокна шерсти спутываются между собой специальными иглами. Таким способом можно получить объемное изделие – игрушку, миниатюрную скульптуру или украшение. Прибивая шерстяные и вискозные волокна к основе из драпа, фетра или ткани мы создаем на основе свой неповторимый рисунок.

Это может быть картина или панно, а возможно украшение на одежде или предметах интерьера. Интересные работы можно получить, оставив часть деталей картины неприбитыми к основе, то есть, придав ей объем по принципу барельефа.

Сочетание сухого и мокрого способа в одном изделии позволяет получить очень интересные работы. Например, предварительное прибивание волокон иглами перед мокрым валянием позволяет более четко зафиксировать рисунок, избежав смещения волокон при физическом воздействии.

Фильцевание или валяние на плоскости действительно очень напоминает живопись. Не случайно почти все мастер-классы этой тематики названы «Картина из шерсти», «Акварель из шерсти». Это не преувеличение и даже не метафора. Вместо мазков краски Вы распределяете по основе тонкие волокна шерсти нужного Вам цвета и оттенка, создаете произведение в стиле натурализма, импрессионизма или витража в зависимости от авторской идеи. При этом, как при написании картины, Вы можете получить бесконечное число оттенков, смешивая шерсть, как краски, нескольких базовых цветов.