Беседа как мы дышим старшая группа. Воспитание навыков здорового образа жизни у дошкольников

для детей старшего дошкольного возраста

Образовательная область: познавательное развитие.

Тип: интегрированное.

Возраст: 4-5 лет.

Формы: занятие, беседа, игра, экспериментирование.

Цель:

  • Познакомить детей с органами дыхания: дать понятия о том, как воздух путешествует по организму;
  • Закрепить представление о том, что воздух согревается в носу и в легкие поступает теплым (реснички, находящиеся в носу выполняют защитную функцию).
  • Закрепить знания детей о том, что полезно и вредно для органов дыхания.
  • Продолжать работу по формированию культурно -гигиенических навыков.
Материал: Картинки с изображением органов дыхания,Воздушные шарики,Зеркала,2 тазика с водой, 2 кораблика, Трубочки,Сигнальчики красного и черного цвета.

Ход занятия.

1 ч. Игра - «Передача хорошего настроения».

Ребята, у меня сегодня радостное настроение, и я хочу передать его вам (тактильное общение с детьми - прикосновение к ладоням каждого ребенка).

2 ч . Сегодня я с вами хочу поговорить про органы дыхания.

Вы знаете, для чего нам нужен нос? (чтобы дышать, различать запахи).

А чем мы дышим? (воздухом).

Ребята, а вы хотите узнать, как воздух путешествует по нашему организму? (хотим).

Кто мне подскажет откуда воздух начинает путешествие по организму? (из носа).

(Выставляю картинку с изображением носа) - Воздух попадает в нос. Множество тончайших кровеносных сосудов, имеющихся в носу согревают воздух. Чтобы он мог продолжить свое путешествие.

Если вы случайно ударитесь носом, то что происходит? (сосудики лопаются - появляется кровь).

А что мы видим в полости носа? (волосики - реснички).

Для чего они нужны носу?

Ну, конечно же, реснички в носу и специальная слизь помогают очистить воздух от пыли и микробов. Слизистая оболочка носа приклеивает к себе микробов и уничтожает их.

(Выставляю картинку с изображением гортани.)

Затем воздух попадает в трахею, (выставляю картинку, дети повторяют новое слово).

Затем в бронхи и наконец в легкие (правое и левое, выставляю картинки).

В легких есть маленькие пузырьки, их называют альвеолы, они забирают из воздуха кислород - это самое нужное для организма вещество и потом отдают его крови.

Давайте поиграем в игру «А у нас вот здесь».

Я буду показывать дорожку, по которой бежит воздух на картинке, а вы - у себя (поощрять за правильный ответ).

3 ч. - Ребята, а вы чувствуете, как вы дышите? (надуваю шарик).

Ваши легкие расширяются, как этот шарик, когда вы вдыхаете воздух. (выпускаю воздух из шарика).

И сдуваются, когда вы выдыхаете. (раздаю детям шары - упражнение с шариками «надуть - сдуть»).

Ребята, хотите посмотреть на свое дыхание? (да) (раздаю зеркала).

Поднесите зеркальце поближе и подышите на него. От теплого дыхания зеркало затуманится (выполняют задание).

Ребята, когда вы выдыхаете, вы видите сколько воздуха вы выдохнули? (нет)

А хотите увидеть? (да)

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Бульканье»

(правила игры: вдохнуть носом как можно больше воздуха, а выдохнуть его через рот в трубочку, и тогда можно увидеть сколько воздуха мы выдыхаем. Проводится игра).

Ребята, вы увидели сколько воздуха вы выдыхаете?

Как вы увидели?

Что вам помогло увидеть воздух?

У кого было больше воздуха?

Подвожу итог: «Чем больше воздуха мы вдохнем, тем больше пузырьков появится в стакане»

Предлагаю поиграть в новую игру - путешествие. Мы отправимся на озеро. Закройте глаза, я произнесу волшебные слова. «1, 2, 3 к озеру - лети!» Дети открывают глаза, перед ними тазики с водой.

Дети вдыхают носом воздух, а выдыхают через рот, направляя струю

воздуха на кораблик, (игра повторяется 2-3 раза).

После игры ребята возвращаются в детский сад с помощью волшебных слов «1, 2, 3, в детский сад - лети».

4 ч. Игра «Что полезно - что вредно для органов дыхания»

Поднимают красные сигнальчики, если полезно, черный - если вредно.

5 ч. Беседа о носовом платке: для чего нужен? (пользоваться при кашле, прочищать нос).

Каким должен быть носовой платок? (чистым).

Можно ли складывать носовой платок на полу?

Разделы: Работа с дошкольниками

Программное содержание: Познакомить детей с дыхательной системой человека. Дать детям понятие о значении и свойствах воздуха, о правилах экологической безопасности. Развивать понимание значения и необходимости гигиенических процедур. Закрепить представления о правильном дыхании. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, потребность в здоровом образе жизни.

Оборудование: стаканы, ароматизатор лимона, схема: «нос, « бронхи -лёгкие», доска магнитная, магниты, шарик воздушный, стаканы с водой, соломки, 2 картины с изображением Карлсона, фрукты, разнос, телевизор, предметы- настроение: солнышко, тучка, цветочек.

Ход образовательной деятельности

1. Вводная часть

Послушайте загадку:

Просыпаюсь утром рано, вместе с солнышком румяным. Заправляю сам кроватку, быстро делаю …(зарядку).

О чём эта загадка? (эта загадка про зарядку)

Как вы думаете нужно ли делать зарядку? (Да.)

А для чего мы каждое утро делаем зарядку? (Чтобы быть здоровым и крепким.)

Правильно ребята, тот кто занимается спортом, каждый день делает зарядку, у того всегда хорошее настроение.

Ребята а у вас сегодня какое настроение, радостное или грустное?

Перед вами лежат предметы, вы выберите на что похоже ваше настроение и возьмите этот предмет.(на столе лежат солнышко, тучка, цветок).

Алина, на что похоже твоё настроение? (На цветок)

А твоё Данила? (На тучку.)

А почему у тебя сегодня грустное настроение?

А какое настроение у всей нашей группы? (Хорошее, радостное.)

(дети садятся)

Сегодня мы с вами познакомимся с органом обоняния и дыхания это – нос.

Давайте посмотрим друг на друга, и скажем одинаковые ли у вас носы? (Да.)

А чем они похожи? (Они маленькие, длинненькие, курносенькие.)

У каждого человека свой неповторимый нос, и каждый нос по-своему хорош.

Давайте ребята потрогаем свой носик.

Что внизу носика есть? (Внизу носика есть дырочки.)

Это носовые отверстия.

А как они называются?(ноздри)

Правильно, это ноздри.

Сейчас ребята мы с вами будем дышать ароматом, а каким вы мне скажите сами. (на столах стоят стаканы с ароматизатором лимона)

Запах, какого фрукта вы сейчас почувствовали? (Лимона.)

Правильно, именно лимон повышает умственную работоспособность.

Ребята, а вы знаете, как устроен нос? (Нет.)

Давайте посмотрим вот на эту схему, на которой изображён нос.

2. Работа по схеме «Нос».

Некоторые люди считают, что нос это только украшение на лице, на самом деле, даже самый маленький носик это очень важная часть тела. Когда мы делаем вдох, мы втягиваем ноздрями воздух, он попадает внутрь носа и пробегает вот по этим каналам.

Посмотрите, поверхность этих каналов усеяна множеством крохотных ресничек, к этим ресничкам прилипают пылинки, которые летают в воздухе, т.е. эти реснички очищают воздух от пыли.

Давайте втянем воздух носом, что вы почувствовали?

Очень важно ребята дышать носом, а не ртом, потому - что воздух, который попадает через нос, очищается и согревается, особенно это важно в холодное время года.

Давайте, ребята вместе проведём гимнастику для нашего носика.

Дыхательная гимнастика (приоткрытое окно)

  1. Дыхание через одну ноздрю, зажав другую, затем тоже с другой ноздрёй.
  2. Дыхание носом – выдох через рот.
  3. Дыхание ртом – выдох через нос.

Молодцы ребята, как ваше самочувствие, голова ни у кого не закружилась?

3. Работа по схеме «бронхи-лёгкие»

Нос это только начало пути воздуха, который проникает в наш организм. Все люди, животные, птицы, насекомые постоянно нуждаются в воздухе. И когда мы делаем вдох, воздух устремляется сначала в дыхательное горло – трахея, а трахея разветвляется на 2 широкие трубки, по ним воздух пробегает в правое и левое лёгкое. При вдохе наша грудь поднимается, а при выдохе опускается.

Давайте глубоко, глубоко вдохнём, внутри нас лёгкие надуваются, выдохнем - сдуваются (дети встают в кружок)

Посмотрите на шарик, что внутри шарика? (воздух.)

Правильно внутри шарика находится воздух.

Ребята, можно ли увидеть воздух? (Нет.)

4. Физминутка «Раздувайся пузырь»

Значит, какой воздух раз его нельзя увидеть? (Лёгкий невидимый.)

Тот воздух, который нам нужен для дыхания, называется кислород.

Давайте все вместе скажем, как называется этот воздух? (Кислород.)

И вот сейчас ребята мы проведём опыт, перед вами стоят стаканы с водой, опустите в стакан соломку и подуйте в него.

Что появляется в воде? (Пузыри.)

А что внутри пузырьков? (Внутри находится воздух)

Правильно, это воздух, который был в лёгких, он попал в стакан.

5. Рассматривание и сравнение 2 картин с изображением Карлсона.

Все вы ребята знаете такого мультипликационного героя по имени Карлсон. Перед вами висит картина с его изображением, давайте внимательно рассмотрим эту картину и скажем, где летит Карлсон и что он делает? (На этой картине Карлсон летит над лесом, и он улыбается.)

А на 2 картине, где летит Карлсон? (Он летит над городом, где дымят трубы, и он недовольный, закрывает нос платком.)

Скажите ребята, где воздух чище, в городе или в лесу?

Как вы думаете? (В лесу воздух чище, потому что там больше зелени, а в городе воздух загрязнён дымом, газами от машин)

А что ребята нужно делать, чтобы очистить воздух? (Нужно больше садить зелени, деревьев и кустарников.)

Правильно ребята, все взрослые люди, о чистоте воздуха, стараются в тёплое время года как можно больше посадить кустарников, цветов.

Ребята, а с помощью чего мы определяем запахи? (С помощью носа.)

Да, если где-то дымом, мы сразу можем определить, где и что загорелось, а если из духовки доносится вкусный запах пирога, то хозяйка сразу понимает, что пирог готов, пора его вынимать.

И сейчас мы с вами будем определять запахи.

Дети по 1 выходят вперёд к столу и с закрытыми глазами определяют запах взятого фрукта.

А когда мы не можем определять запахи? (Когда носик заложен)

И вот для того, чтобы у нас были здоровые носики, за ними нужно следить и ухаживать.

  1. Каждый день чистить нос.
  2. Нельзя пользоваться чужим носовым платком.
  3. Нельзя толкать в нос острые и мелкие предметы.
  4. Вы должны беречь свои носики, не ударять друг друга.

Послушайте стихотворения Э.Мошковской «Мой замечательный нос».

Я ничего не знаю, и вдруг мой нос говорит.
Что где-то и у кого-то что-то сейчас подгорит.
Я ничего не знаю, это мой нос доложил,
кто-то купил апельсины и во-о-он туда положил.

7. Игра-аттракцион «Чей нос»

Ребятам необходимо найти хозяина носа (слон, комар, лиса и т.д.)

Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Дом творчества «Октябрьский»

Открытое занятие

для родителей оздоровительной секции
"Гимнастика маленьких волшебников"
(дети младшей группы)

"Как мы Колобка искали"

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Открытое занятие
подготовлено:

педагогом дополнительного образования
Е. А. Бодрых

Липецк – 2016

Действующие лица: ведущая, Бабушка (тростевая кукла), Волк (ростовая кукла)
Оборудование: зал украшен цветами и лентами, бабушка (кукла); скамейка, массажные мячи, 2 обруча, крышечки, резиновые мячи по количеству детей, надписи на стульях для родителей, туннель, мячик «Колобок», ростовая кукла «Волк».

Цель: с помощью игр и заданий создать положительный эмоциональный настрой.
Задачи:

Образовательные: закрепить умение правильно выполнять дыхательные упражнения, элементы самомассаж, закрепить выполнение цикличных упражнений (ходьба, бег, прыжки с продвижением вперед, упражнения на равновесие, лазанье).

Развивающие: укрепление мышц опорно-двигательного аппарата, предупреждение плоскостопия,

Воспитательные: воспитывать чувства доброго, заботливого отношение к маме и бабушке.

Оборудование: бабушка (кукла); скамейка, массажные мячи, 2 обруча, крышечки, резиновые мячи по количеству детей, надписи на стульях для родителей, туннель, мячик «Колобок», ростовая кукла «Волк».

Ход:
Дети и родители сидят в зале.

Педагог: Ребята, сегодня у нас праздничное занятие. Мы пригласили ваших мам, бабушек, но есть гостья, с которой вы пока еще не знакомы.

Бабушка: (грустно) Здравствуйте ребятки!

Педагог: А почему ты, бабушка такая грустная?

Бабушка: Расстроил меня один сорванец, а как его зовут, отгадайте:
Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Всё ж попался

Дети: Колобок!

Бабушка: Он самый! Убежал, а мне без него очень грустно!

Педагог: Бабушка, не расстраивайся. Ребята наши очень добрые, смелые, ловкие – они помогут тебе Колобка отыскать. А ты домой возвращайся, да нас в гости жди.
Бабушку увести за дверь.
А нам нужно посчитаться, кто станет первым и покажет нам дорогу.

(Дети становятся в круг, один ребенок по считалке выбирает водящего.
Считалка: Раз, два, три, четыре, пять.Нам друзей не сосчитать,А без друга в жизни туго,Выходи скорей из круга.

Педагог: Путь неблизкий, а вдруг нам по дороге опасности встретятся. Боюсь одной мне с вами не справиться. Придется мам звать на помощь. Посмотрите мамы, на стульчиках у вас надписи, у кого надпись «сопровождающий» выходите к нам.
(Две мамы строятся в колонну вместе с детьми.)
Ну, а теперь в путь!

(Проводится разминка "По дорожке". (Ходьба: на носках, руки на пояс; на пятках, руки согнуты в локтях за спиной «бабочки»; ходьба с упором на ладони и ступни ног «жучки»; прыжки с продвижением вперед, держась друг за друга «паровозиком» бег с изменением направления, ходьба).
(После разминки мамы садятся)
Педагог: Смотрите, ребята мы пришли к озеру. Сколько здесь всего интересного. Давайте пригласим «смотрителей» озера, а то, как бы чего не вышло.
(Выходят две мамы, становятся в круг.)
Я нашла бутылочку, на ней написано «Волшебная водичка». Давайте спросим у смотрителей озера можно такую воду пить?
Нельзя. Но мы с вами знаем, как любую воду превратить в волшебную.
Педагог разливает воду в стаканчики и говорит вместе с детьми «волшебные слова».
Теперь, эта вода придаст нам силы, чтобы дойти до цели.

(Полоскание горла минеральной водой.

Педагог: Прямо у нас на пути, лежит сломанное дерево. Как вы думаете, справимся мы с этим испытанием? А как с этим справится, покажут «Прыгуны».
Выходят мамы.

Прыжки в высоту с места.

Педагог: Перед нами мост, нам нужно по нему пройти. Здесь без помощи «проводников» нам не обойтись.
Выходят двое взрослых ставят скамейку и следят за тем, что бы все дети прошли по тропинке.

Дети проходят по гимнастической скамейке.

Подходят к корзине с массажными мячами.

Педагог: Посмотрите, как они похожи на Колобка. Может быть, его заколдовала злая волшебница? Давайте позовем «Сказочницу», и ее помощников может они помогут.

Выходит бабушка (из зрителей) и две мамы. Сказочница рассказывает сказку про Колобка.

Дети выполняют комплекс самомассажа с массажными мячами "Колобок".
Выкатывается Колобок.
Педагог: Смотрите, а вот и Колобок, это наша сказочница его расколдовала. Где же ты был, проказник, бабушка так за тебя волновалась.

Педагог берет Колобка в руки, он ей «шепчет на ухо».

Педагог: Да, что ты говоришь?... От волка убегал? Цветы на клумбе помяли? Ну, это не беда! Мы с ребятами новые посадим, у нас и семенами необычные есть.

(Дети садятся вокруг обручей и выкладывают ножками из крышечек цветочки.
Входит бабушка.

Педагог: А вот и бабушка нас встречать вышла. Колобка мы нашли, они с волком в догонялки играли, цветы твои поломали, вот он и убежал. А цветы мы новые посадили необычные такие, только к празднику расцветают.
В зал входит волк.
Волк: Я прошу у вас прощенья за такое поведенье,
Теперь знаю, где играть, чтоб проблем не создавать.
Вам ребята всем спасибо, помогли сегодня нам
Я принес для вас подарки, а цветы для милых дам.

Бабушка: Молодцы, внучата! Порадовали бабушку, только чего же вы ждете, подарки разбирайте, да мам и бабушек с праздником поздравляйте!

Педагог: Действительно, молодцы сегодня ребята.
Мы хотели показать вам, как мы стараемся хорошо заниматься, чтобы быть сильными, ловкими и здоровыми. И без вашей помощи, вы сегодня смогли в этом убедиться, нам не обойтись.
Поздравление с праздником.

Раздача цветов.

13PAGE 14515


Приложенные файлы

Программное содержание:

- обогащать и уточнять представления старших дошкольников о функционировании человеческого организма; ;

- вызывать желание беречь свое здоровье и заботиться о здоровье окружающих;

- формировать стремление вести и поддерживать здоровый образ жизни и .

Материал: картинки – схемы строения органов дыхания, зеркала, набор ароматических бутылочек, воздушные шарики, слуховые трубки (фонендоскоп), соломинки и мыльная вода.

Ход занятия

Воспитатель (В.). , о том, как важно быть здоровым. Сегодня к нам на занятие вновь придет медсестра и продолжит нашу подготовку к путешествию.

В. Отгадайте загадку: «Меж двух светил я в середине один». (Это нос.) Рассмотрите в зеркалах свой нос: какой он? Носы могут быть разными по форме - прямыми, курносыми (вздернутыми), пуговкой или картошкой. А может быть у кого-нибудь нос напоминает пятачок?

Что умеет наш нос? (Втягивает и выдыхает воздух, различает разные запахи .) Умеете ли вы правильно определять запахи? Как надо распознавать запахи из незнакомых сосудов? Надо держать сосуд недалеко от носа и помогать пальчиком воздуху попасть к носу небольшой порцией. Можно крышечку от сосуда водить вправо-влево в пяти-семи см от носа и медленно втягивать воздух. Попробуйте определить по запаху содержимое ароматических бутылочек! (Дыня, малина, лимон, яблоко, лук, хозяйственное мыло, нашатырный спирт и др.) Какие из запахов приятные? Какие вызывают раздражение?

Медсестра. Здравствуйте, ребята! Чем вы занимаетесь?

В. Мы изучаем, что умеет наш нос!

Медсестра. А теперь попробуйте зажать пальчиками свой нос: хорошо ли вам дышать? Значит, какое самое главное назначение носа? (Дыхание.) Когда у человека насморк, он дышит ртом. Удобно ли ротовое дыхание? Нет, неудобно есть, пить. Но ротовое дыхание еще и вредно для здоровья: с воздухом через рот могут попасть микробы, холодный воздух опасен для горла. Когда же мы дышим через нос, воздух путешествует по его длинным каналам и успевает согреваться. Поэтому зимой очень важно дышать только носом.

Рассмотрите картинку - схему строения носа! Чем покрыты внутренние стенки носовых каналов? (Волосками.) Они задерживают пылинки, попавшие с воздухом при вдохе. А при выдохе они вылетают наружу.

А что происходит, если в нос попадет что-то более тяжелое, чем пылинка – ворсинки от одежды, пух? (Мы чихаем.)

Медсестра. Стенки носовых каналов еще покрыты слизью. Для чего она нужна? Слизь делает воздух влажным, что тоже помогает правильному дыханию. Но при заболевании слизь набухает, перекрывает носовой канал. Поэтому избытки слизи надо обязательно вычищать сильным выдохом в носовой платок. Носовой платок должен быть всегда при вас. Есть ли у вас с собой чистый носовой платок? (Дети показывают.)

Ребята, а что вредно для носа? В нос нельзя засовывать посторонние мелкие предметы (бусинки, пуговицы, горошинки), нельзя ковырять нос пальцем. Что может произойти случайно при резком и сильном вдохе?

Проследите по схеме, куда дальше идет воздух из носовой полости? Воздух попадает по трубочкам в большие мешочки – легкие. Посмотрите на «рентгеновский» снимок легких человека! Они защищены грудной клеткой. Работают легкие, как мешки-гармошки – растягиваются с помощью мышц грудной клетки, диафрагмы (показывает на схеме) и всасывают воздух в себя, надуваются, как воздушный шарик.

Обхватите ладонями обеих рук свои бока повыше пояса, нащупайте ребра и глубоко вдохните воздух. Почувствуйте, как расширяются ребра под ладонями, как надуваются легкие. А сейчас выдохните резко и ощутите, как сужается грудная клетка, выталкивая воздух из легких.

Такой эксперимент можно провести и с помощью воздушного шарика. (Дети надувают по одному шарику.) Это упражнение очень полезно для мышц грудной клетки, способствует очищению легких. Еще очень полезно надувать мыльные пузыри. Сейчас мы немного отвлечемся и поиграем: «Кто больше надует мыльных пузырей?!»

А какие вы знаете физкультурные упражнения для грудной клетки? Выполним некоторые из них!

Физкультминутка.

1. И.п.: основная стойка, ноги на ширине плеч.

Руки согнуть в локтях перед собой на уровне груди. Ритмичными движениями разводим руки в стороны, соединяя при этом лопатки на спине - вдох. Возвращаемся в И.п. – выдох. Повторяем 5-7 раз.

2. И.п.: то же.

Согнутые в локтях руки развести в стороны на уровне груди. Локти прижаты к бокам. Ритмичными движениями поднимаем руки вверх – вдох, опускаем – выдох. Таким образом мы помогаем максимально расширяться грудной клетке. Повторяем 5-7 раз.

3. И.п.: ноги на ширине плеч, туловище наклонить вперед на 90 0 , руки прямые развести в стороны.

Вращаем туловище в стороны, максимально размахивая руками. Так мы укрепляем мышцы спины и развиваем подвижность позвоночника.

4. И.п.: основная стойка, ноги на ширине плеч.

Одна рука опущена вдоль туловища и прижата локтем к поясу, другая поднята вверх и прижата локтем к уху. Выполняем ритмичные наклоны в сторону опущенной руки. Через 5-6 наклонов меняем руку.

5. После любых быстрых движений - прыжков или бега – необходимо восстановить ровное и спокойное дыхание. Это делается с помощью ритмичных медленных взмахов руками.

И.п.: основная стойка, ноги на ширине плеч. Руки прямые разведены в стороны. Обхватываем грудь обеими руками – выдох.

Возвращаемся в и.п. – вдох. Повторить 5-8 раз.

В. Продолжим наше занятие! Как вы думаете, что вредно для наших легких? (Холодный воздух, микробы и вирусы, пыль.)

В каких случаях человек простывает, переохлаждается? (Пьет холодную воду, быстро ест мороженое большими кусками, не по погоде одет.)

Правильно. А еще очень вредно для легких курение, загазованный воздух. Сравните изображение легких здорового человека и человека, который курит. Чем отличаются эти снимки?

Вредно не только само курение, очень опасно находиться в помещении с курящими людьми и дышать этим отравленным воздухом. Поэтому во многих учреждениях для курящих людей отводятся специальные места для курения, где они не вредят здоровым людям.

Очень вредно вдыхать воздух около работающего транспорта, гулять вдоль автотрасс. Растения вдоль дорог впитывают в себя вредные вещества, очищая немного воздух, но при этом отравляются сами. Поэтому никогда не собирайте ягоды на обочинах дорог.

Что происходит с загрязненными легкими? Какие признаки заболевания проявляются у человека? (Он начинает кашлять.) Кашель – это очень резкий и сильный выдох через открытый рот. Кашель может очистить верхние дыхательные пути, если мы поперхнемся крошкой еды. Ведь вы уже знаете, что опасно разговаривать во время еды, кушать на ходу!

Как врачи проверяют наши легкие? (Слушают специальной трубочкой - фонендоскопом, делают снимки – рентген и флюорографию.) Сейчас вы самостоятельно сможете послушать свои легкие с помощью фонендоскопа и проверить чистоту дыхания у товарища с помощью трубочки, уха. У здорового человека дыхание ровное, почти не слышно движение легких. А при заболевании легких доктора слышат хрипы, хлюпанье (если в легких скапливается слизь, мокрота), шуршание (при жестком дыхании).

Как спасать наши легкие? Тяжелые заболевания лечат доктора лекарствами.

Что полезно для наших легких? (Свежий воздух.) Что загрязняет воздух? (Курение, выхлопные газы транспорта, трубы фабрик и заводов.) Что спасает человека и все живое от загрязненного воздуха? (Растения.) Где самый чистый воздух? (В лесу, около моря, в горах.)

Поддерживать здоровье всех дыхательных путей можно, если знать следующие правила:

Соблюдать температурный режим;

Соблюдать чистоту в помещении (влажная уборка, проветривание);

Регулярно гулять на свежем воздухе;

Развивать мышцы грудной клетки;

Избегать мест для курящих и загазованных улиц.

Все эти правила вы сможете запомнить, если придумаете к ним картинки-символы. Такое задание я предлагаю вам выполнить дома вместе с родителями!

КОНСПЕКТ

Формирование правильного дыхания и меры по предупреждению заболеваний органов дыхания (образовательная область Здоровье)

Гараева.О.Ф.

Задачи: дать представление о том, что человек дышит постоянно: вдыхает и выдыхает воздух. Легкие хорошо работают, если грудная клетка «развернута» и воздух свежий.

Выделять роль комнатных растений, деревьев в очищении воздуха.

Рассказать о необходимости пребывания на улице и проветривании помещения для вентиляции легких.

Оценить благоприятные и неблагоприятные условия для дыхания.

Показать влияние физических упражнений и дыхательной гимнастики на укрепление дыхательной системы.

Воспитывать бережное отношение к деревьям, своему здоровью, приучать в повседневной жизни пользоваться приобретенными знаниями.

Коммуникация: пополнить словарь детей словами: ноздри, грудная клетка, легкие.

Материал: картинки с изображениями легких и легкие «в разрезе», снежинки по количеству детей, магнитофон с записью, губка, на подносах стаканы с водой и трубочки по количеству детей, свечка, пустая банка, спички, воздушные шары в коробке по количеству детей, герой «Печкин», баночка капель в нос.

Ребята, посмотрите, какая у нас красивая группа, сколько замечательных игрушек. Посмотрите, какие нарядные гости к нам пришли. Давайте поздороваемся (здороваются).

Что позволяет нам видеть эту красоту? (Глаза).

Я говорю, вы слушаете. Чем мы слушаем? (Ушами).

А что позволяет нам чувствовать запах? (Нос).

А давайте крепко закроем рот и зажмем нос и посидим так. (Выполняют).

Почему вы открыли рот и нос? (Задохнулись, воздуха не хватает).

Так вот, ребята, без чего человек не может прожить и нескольких минут? (Без воздуха).

Что случиться без воздуха? (Человек задохнется).

Действительно, без воздуха не может человек прожить и нескольких минут. Мы дышим постоянно днем и ночью, когда играем, когда спим и так к этому привыкли, что даже не замечаем. Мы все время вдыхаем свежий воздух и забираем из него кислород. А чем мы вдыхаем воздух? (Носом, ртом)

В носу есть две дырочки, через которые мы вдыхаем воздух. Они называются ноздри (Несколько человек повторяют). Кто знает, где у нас находится грудная клетка? (Показывают).

Хорошо. Положите руку на грудную клетку и глубоко вдохните… выдохните…

Что вы почувствовали, когда вдохнули? (Грудная клетка поднялась).

А когда выдохнули? (Грудная клетка опустилась).

Почему так получилось? (Ответы детей).

У нас за грудной клеткой есть легкие. (Повторяют несколько раз).

Они похожи на воздушные шарики, которые мы надуваем. Они расширяются, когда мы вдыхаем и сжимаются, когда мы выдыхаем.

Посмотрите (показываю картинку). Это наши легкие. Их у человека два - правое и левое. Легкие помогают человеку дышать. Они отлично приспособлены для этой работы. В них имеются миллионы крошечных каналов для воздуха, и они по внешнему виду похожи на губку, такие же пористые (даю потрогать губку).

Какой же сложный путь проходит воздух, чтобы попасть в легкие? Посмотрите (показываю картинку). Сначала воздух попадает в нос, проходит по трахее и попадает в легкие. Вдыхаем мы воздух, а выдыхаем… кто знает, что мы выдыхаем? (Ответы детей).

Мы выдыхаем углекислый газ или углекислоту по-другому, от которой нужно избавляться.

Давайте вспомним, как вы дышали, спрятавшись с головой под одеяло. Что происходило через некоторое время? (Было душно, трудно дышать, задыхались).

А почему? (… ответы).

Так значит, какой воздух полезен для дыхания? (Чистый).

А где много чистого воздуха? (На улице, в лесу, в парке, на даче).

А почему там много чистого воздуха? (Много деревьев, нет машин, заводов).

Давайте отправимся в лес. (Идем). Включается музыка. А в лесу снег. Какой воздух в лесу? (Чистый, морозный, холодный…). Давайте вдохнем носом (вдыхаем).

А сколько снежинок на полянке! Возьмите по 2 снежинки (физкультминутка).

В вихре морозном бегут по кругу

снежинки несутся

Роем блестящим кружатся на месте

кружатся и вьются.

Белыми пчелами машут руками

вдруг обернутся,

Мерзлой земли приседают

на минутку коснутся,

Снова закружатся, встают, кружатся на

В пляске морозной носочках

В небо взлетят,

Как хрустальные звезды. руки вверх

Давайте устроим снегопад, дуйте на снежинки, пусть они кружатся... А нам пора возвращаться (садятся на стулья).

Почему в лесу чистый воздух? (Много деревьев…)

Кто помогает очищать воздух? (Листья деревьев выделяют кислород).

Как людям нужно относиться к природе? (Беречь, не загрязнять, не ломать деревья…)

Ребята, а как вы думаете, как же у нас в группе очищается воздух? (Тоже есть комнатные растения) Да, у нас в группе растения чистят воздух.

Кроме того, что растения помогают очищать воздух, как еще к нам попадает свежий воздух? (Через окно, нужно открывать форточки).

Кто знает, как нужно дышать, чтобы хотя бы немного очищать воздух? (Носом, т.к. в носу находятся мелкие волоски. Они задерживают микробов, слизи немного, к ней микробы приклеиваются. В носу воздух согревается и очищается.)

А почему ртом лучше не дышать? (Микробы и холодный воздух попадают прямо в легкие, можно заболеть.)

Стук в дверь. Заходит почтальон Печкин. Не здоровается. Отдает посылку. Молчит. Ребята, что с ним? (Заболел…) Почему заболел? (Наверное, дышал неправильно, мороженое ел, спортом не занимался…)

А что нужно делать, если уж так случилось? (Лечиться. Капли в нос - капаем ему) А еще как помочь носу дышать? (Высморкаться, сделать точечный массаж. Делаем.)

Лучше тебе стало? (Начал говорить.)

Очень важно тренировать свой организм и легкие, чтобы быть здоровым. Что мы с вами можем сделать, чтобы наши легкие были тренированные? (Делать зарядку, дыхательную гимнастику, гулять на свежем воздухе, не курить.) Давайте сделаем дыхательную гимнастику. Легкие хорошо работают, если грудная клетка «развернута».

Накачай насос ты

Это очень просто

(Наклоны вниз, говорим с-с-с.)

Печкин, а ты знаешь, что человеку необходим воздух, чтобы жить? Ребята, а что такое воздух, какой он?(………)

Давайте попробуем его увидеть. Подойдите к столам. (Стакан с водой на столе и трубочка на салфетке). Попробуйте потихонечку подуть. Что произошло? (Пузырьки. Это и есть воздух.)

Хорошо. Послушайте стихотворение:

Носиком дышу свободно,

Глубоко и тихо, как угодно.

Выполню задание - задержу дыханье.

Раз, 2, 3, 4- и пойму я мудрое сказанье:

Без дыханья жизни нет,

Без дыханья меркнет свет.

Дышат птицы и цветы.

Дышит он, и дышишь ты.

А сейчас проведем опыт и узнаем, что же случится без кислорода. (Опыт со свечкой).

(Зажигаю) Если сверху закрыть банкой, что будет? (…..)

Закрываю. Через некоторое время свеча тухнет. Кислород сгорел и свеча потухла.

О чем мы сегодня говорили? (……)

Наши органы дыхания трудятся каждую секунду и минуту и мы их должны беречь. Как? (Зарядка, свежий воздух…) А что еще тренирует легкие? Дыхательная гимнастика) А давайте откроем посылку. (Там воздушные шары). Как вы думаете, надувать воздушные шары полезно?

Конечно. Легкие тренируются. Молодцы! И ты, Печкин, соблюдай правила.