Вредные привычки ребенка 7 лет. Дурные привычки: как отучить от них ребенка

При появлении странностей в поведении многие родители, особенно неопытны,е пугаются, начинают ругать кроху либо водить его по специалистам. Но в большинстве случаев достаточно попросту игнорировать такие малоприятные детские выходки.

Странности как этап детского развития

Нередко встревоженные мамочки делятся своими наблюдениями друг с другом: «Моя дёргает себя за локоны во время приёма пищи», «Мой-то бьётся головкой о пол», «Моя постоянно корчит рожицы», «Мой изо дня в день сосёт пальцы» и т.д.

Приблизительно с 6 месяцев дети приступают к изучению возможностей собственного тела. Отсюда и разнообразные хватания, кручения предметов, повторения мимики родителей, касания половых органов. Нередки случаи, когда дети изучают окружающий мир с помощью своего лба, активно стуча головой по стенам и полу.

Подобные дурные и, скажем прямо, странноватые привычки (с родительской точки зрения) обычно продолжаются недолго, могут сменять друг дружку и проходят бесследно. Многие родители попросту не обращают внимания на такие странности, справедливо считая, что они скоро исчезнут.

Иное дело, если подобные действия не только не проходят, но и учащаются. К примеру, ребёнок сосёт пальчик в строго определённых ситуациях и всё чаще и чаще. К тому же отучить своими силами либо снизить накал привычки не удаётся самостоятельно.

В таком случае может потребоваться консультация эксперта и специализированная поддержка (иногда фармакологическая). Но чтобы это понять, необходимо подробнее рассмотреть популярные детские выходки и оценить их вероятный «урон» для психического здоровья ребёнка.

Самоуспокоение

К трём годам ребятишки нередко совершают повторяющиеся действия лишь с той целью, чтобы успокоиться в ситуации стресса, отдохнуть или немного «встряхнуться». Некоторые движения и привычки могут выглядеть, прямо скажем, пугающе. Рассмотрим эти странности более подробно.

Ребёнок бьётся головой о стены

Подобные действия встречаются довольно часто, причём в подавляющем большинстве случаев они не приводят к каким-либо серьёзным последствиям, поскольку малыш обычно прекрасно осознаёт своё поведение и не причиняет себе вреда.

Помимо самоуспокоения и желания расслабиться перед засыпанием, битьё головкой о твёрдые поверхности может быть вызвано следующими факторами:

  • желание привлечь внимание (кроха, пару раз заметив, что мама остро реагирует на удар головой об стенку, начинает практиковать подобные действия для привлечения внимания либо манипуляции);
  • истерический приступ ( нередко сопровождается агрессивным поведением, при этом негативные эмоции могут быть направлены не на окружающих людей, а на себя);
  • разочарование в чём-то (к примеру, ребёнок, у которого не получилось что-то выполнить, может кричать, стучать головкой об пол либо бить кулаками по затылку);
  • самопознание и восприятие болезненных ощущений (малыш в раннем детстве интересуется своими ощущениями, в том числе и болью, результате чего он может экспериментировать, стуча головой о пол);
  • недомогание (крохи часто бьются лбом по причине гриппа или простуды, прорезывания зубов, высокого ).

Что делать родителям?

Чаще всего все действия заканчиваются максимум синяками, поскольку ребёнок не причиняет себе серьёзного вреда, однако что-то делать всё-таки нужно. Прежде всего, нужно твёрдые поверхности обернуть мягкими тканями, чтобы смягчить удары.

Помимо того, нужно всячески успокаивать малыша, например, купать его с соответствующими ароматическими маслами (при условии отсутствия аллергии), исключить ругань и крики, включать метроном, его ритмичное звучание сможет успокоить ребёнка.

Если ребёнок развивается в нормальном темпе, без каких-либо отклонений, не следует слишком тревожиться. Однако, если данная странность остаётся и после трёх лет, имеются и другие неблагополучные особенности либо кроха наносит себе тяжкий вред, нужно обязательно обратиться за медицинской и/или психологической помощью.

Сосание пальца или одежды

Когда дети вырастают на естественном вскармливании и сосали мамину грудь столько, сколько было нужно, такая малоприятная особенность, как толкание пальчиков в рот, развивается довольно редко. Ну, или такие случаи отличаются эпизодическим характером. Совсем другое дело обстоит с искусственниками.

Однако любой ребёнок может начать сосать палец, если желает таким способом успокоиться. Так он хочет вспомнить о тех приятных минутах, когда мама держала его на ручках и кормила грудным молочком либо смесью из бутылочки.

Обычно специалисты не советуют бить тревогу, если подобная вредная привычка имеется у ребёнка младше 3 лет. Да и, скорее всего, эта странность исчезнет уже совсем скоро, поскольку подросшие дети могут расслабляться и успокаиваться другими способами.

Что делать родителям?

Рекомендаций по исправлению привычки множество, однако некоторые из них довольно радикальные и даже могут навредить малышу. Чаще всего психологи советуют занимать детей, к примеру, лепкой, собиранием мозаики или конструктора. Это позволит одновременно и нагрузить детские ручки, и успокоить нервную систему.

Подобные отвлекающие манёвры придётся выполнять постоянно, поскольку нежелательные привычки формируются быстро, а исчезают достаточно долго. При этом крайне важно не ругать ребёнка, поскольку негативные эмоции лишь усилят тревожность и заставят ещё больше нервничать.

Приверженность ритуалам

Примерно в полуторагодовалом возрасте у детей нередко возникают определённые ритуальные действия, которые выполняются каждодневно. К примеру, одни малыши тщательно выставляют игрушки в рядок или желают одеваться по строгому алгоритму (сначала обязательно кофточка, а уже потом колготки). Если данный ритуал нарушить, ребёнок выходит из себя, злится и устраивает истерику родителям.

Откуда берётся такая странная привычка? Маленькие детишки стремятся жить в упорядоченном пространстве, в стабильном состоянии. Подобные желания и поступки абсолютно естественны, тем более что часто это происходит в форме игры.

Беспокоиться нужно в том случае, если ребёнок одержим ритуальными действиями, при этом интерес к другим занятиям и общению с ровесниками или взрослыми полностью или частично отсутствует. Подобная странность может свидетельствовать об аутичных наклонностях.

Что делать родителям?

Если кроха активен, развивается нормально, интересуется окружающим миром, но при этом выполняет некоторые ритуальные действия, особенно беспокоиться не о чем. Но, если родителей тревожит такое поведение (либо звучат другие «звоночки»), следует обратиться за квалифицированной помощью.

Исследование своего тела

Изучение собственного тела принимает разные формы. Самое простейшее – это ковыряние в носу, ухе или пупке. Ребёнку очень интересно, что находится там, внутри. Данную привычку вообще сложно назвать странностью, если, конечно, малыш не делает это на публике, причём напоказ.

Иное дело – изучение и касание интимных мест. Подобная особенность может возникнуть совсем рано – буквально в 7 — 8-месячном возрасте, когда с крохи снимают подгузники и он, наконец, может заняться внимательным исследованием скрытых прежде органов.

Повзрослев, ребёнок начинает повторять подобные действия, поскольку получает некое удовлетворение от прикосновений. При этом следует понимать, что подобные реакции не являются отклонением, если носят единичный и непубличный характер. Ненормально, если малыш стремится часто трогать себя, причём отказывается от игр с ровесниками, других занятий.

Эксперты не рекомендуют запрещать исследовать тело, ругать или насмехаться над ребёнком. Важно переключить детский интерес на что-то другое. Если вы заполните досуг малыша, ему не будет скучно, следовательно, говорить о мастурбации не придётся.

В качестве заключения

Отдельные странные привычки беспокоят взрослых, однако не являются чем-то страшным и ужасным. К примеру, если ребёнок в особо напряжённые мгновения раскачивает головой, скорее всего, он просто так успокаивается и снимает тревогу.

Другие странности связаны с неподобающим поведением, когда, например, малыш ковыряет в носике в общественном месте. Но в любом случае важно выстраивать правильную стратегию поведения, которая исключает давление на малыша.

Прежде всего, психологи советуют успокаивать малыша, снимать его тревогу и беспокойство различными подручными способами. Главное – не смеяться над привычкой и ребёнком, иначе у него возникнет недоверие к родителям и неверие в благожелательность окружающего мира.

Но, если вы замечаете какие-либо отклоняющиеся особенности, чрезмерное нарастание интенсивности нежелательных или странных действий, важно незамедлительно обращаться за квалифицированной психологической поддержкой и, возможно, медицинской помощью.

По мере того как ребенок взрослеет, родителям приходится сталкиваться с неожиданными и порой не самыми приятными формами детского поведения. Некоторые из них закрепляются и начинают повторяться, превращаясь во вредные привычки.

Дурные привычки: как они формируются

Какие процессы в нервной системе способствуют развитию у ребенка той или иной привычки? «Детский мозг активно развивается и между нервными клетками формируется все больше и больше нервных связей, — говорит Александрина Григорьева. — Нередко какое-либо действие, совершенное малышом, сопровождается приятным эмоциональным фоном, и он повторяет его снова и снова. Таким образом, возникают устойчивые связи между нейронами головного мозга, и повторяемые действия становятся автоматизмами. Их осуществление происходит уже без участия волевых процессов, поэтому привычки так сложно искоренить».

Какие дурные привычки бывают у детей

Совсем малыши (до трех лет) чаще всего сосут пальцы или соски. Детишки постарше любят грызть ногти (или ручки, карандаши), ковыряться в носу, накручивать на палец пряди волос. Более серьезные психологические отклонения, которые родители зачастую также считают вредными привычками, — это раскачивания или хождение кругами.

«Важно понимать, что любое поведенческое "застревание" у ребенка является тревожным симптомом и свидетельствует либо о невротическом расстройстве разной степени тяжести, либо о психическом нарушении, — говорит Александрина Григорьева. — Поэтому появление у ребенка любых нежелательных привычек должно вызывать, в первую очередь, не стремление с ними бороться, а вопросы, чем это спровоцировано и на фоне чего оно возникло».

Привычка: сосать палец

Эта привычка подготовлена врожденными инстинктами. По словам Александрины Григорьевой, существует интересное медицинское исследование, в результате которого было установлено, что у некоторых малышей привычка сосать палец появляется еще в утробе матери. Они делают это всякий раз, если мама испытывает стресс, находится в плохом настроении. Отрицательные эмоции мамы передаются и будущему малышу. Сосание пальца — защитная реакция, способ самоуспокоения. Поскольку у младенцев потребность в сосании очень выражена и является методом достижения благоприятного эмоционального состояния, она закрепляется в те моменты, когда кроха испытывает выраженный дискомфорт. Что его вызывает? Недостаток внимания со стороны мамы, дефицит тактильного контакта, неудовлетворенные потребности в еде, резкие пугающие звуки и образы. В целом к году стремление у малыша сосать палец или соску должно пройти как свидетельство перехода на новый этап развития. Но если привычка сохраняется и любые попытки отучить от нее вызывает у крохи бурный протест, это означает, что его что-то беспокоит, тревожит. Задача мамы, понять, что в обстановке окружающей малыша не так, что заставляет кроху по-прежнему искать успокоение в сосании.

Привычки: шмыгать носом, часто моргать, покашливать.

Такие привычки формируются на основе рефлекторных действий, закрепляясь и продолжая их. Например, после насморка у ребенка может появиться привычка шмыгать носом, после перенесенного коньюктивита — часто моргать глазами, после кашля — легко покашливать. «Таких видов поведения может быть очень много, и все они также признаки детского невроза, — говорит Александрина Григорьева. — В подобных случаях родители даже не всегда могут это распознать, ошибочно полагая, что это просто отголоски перенесенного соматического заболевания. На самом же деле — признаки перегруженной нервной системы, которая, не справившись с нагрузкой, запустила патологические механизмы самоуспокоения». Не случайна и распространенная привычка грызть ногти. Это также признак внутреннего беспокойства и тревоги. И сам симптом является способом преодоления этого напряжения.

Повторяющиеся действия

Тревожными сигналами являются повторяющиеся действия: раскачивания, стереотипные движения руками, хождение по кругу, прыгание. Если они возникают в возрасте 2,5-3 лет, то часто являются симптомами расстройства аутического спектра, свидетельствуя о сложном психическом нарушении. В случае обнаружения дополнительных признаков — отсутствие потребности в коммуникации, задержка в развитии речи, стремление раскладывать, перебирать предметы — необходимо обратиться к специалистам за коррекционной помощью.

Дурные привычки: как справиться

Как мы уже выяснили, в основе вредных привычек у детей лежит недостаток эмоционального тепла и телесной близости, дефицит внимания к потребностям ребенка, сложности адаптации в социуме, перегрузка и переутомление, хронические стрессы, как внутри семьи, так и в социальном окружении (школа, детский сад).

«Любая вредная привычка является негативным признаком, который свидетельствует о наличии у ребенка невроза в той или иной степени, — говорит Александрина Григорьева. — Попытки запрещать стереотипные действия, пытаясь их остановить, — «не грызи ногти», не ковыряй в носу», «отдай соску» и т.д. — ни к чему не ведут. Любой запрет — это еще большая фиксация на симптоме, которая приводит к его усугублению. Запрет и наказание лишь усиливают проблему. Как же помочь ребенку избавиться от дурной привычки?

Нервная система и психика, склонная к неврозам, нуждается в укреплении и поддержке. Здесь в помощь малышу будет правильный режим дня, водные процедуры, массаж, регулярные прогулки, снижение учебной нагрузки. Большое значение имеет и правильное сбалансированное питание. В детском меню должно быть достаточно продуктов, богатых витаминами группы В. Хорошей пищевой добавкой, укрепляющей хрупкую нервную систему детей, является рыбий жир».

Уделяйте внимание двигательной активности — занятиям спортом, фитнесом, физкульт-минутки во время выполнения уроков.

Создавайте положительный эмоциональный фон, поддерживайте и поощряйте ребенка. Формируйте семейные ритуалы, например, собирайтесь все вместе для совместного ужина, играйте, делитесь новостями и т.д.

Увлеките ребенка интересными играми, творчеством. Важно усилить тактильный контакт, например, заменить привычку поглаживанием, массажем, сенсорными играми (кинетический песок, пластилин, тесто и т.д.).

Исключите то, что дополнительно перегружает нервную систему, — планшет, компьютер, игровые гаджеты, длительный просмотр телевизора.

Фотобанк Лори

Все малыши, к сожалению, рано или поздно обзаводятся дурными привычками - вспомни себя в их возрасте! Это может быть что угодно - от невинного ковыряния в носу или сосания пальца до злостных капризов или, в более старшем возрасте, - о ужас, .

Главная причина возникновения дурных привычек - детский инстинкт подражания. Поэтому тщательно, тщательно следи за собой и призывай к тому же всех родственников. Если твой муж постоянно ковыряется в носу или чешет в затылке, не будет ничего странного в том, что обожающий папу отпрыск будет делать то же самое. А если ты запираешься в туалете с номером Cosmo, то рано или поздно обнаружишь дочь на горшке с «Тремя поросятами».

Главное правило в таких случаях - не наказывать ребенка за то, что ты делаешь сама! Это вызывает в его чуткой душе боль от несправедливости, а особенно сильные характером и упрямые детки будут продолжать «грешить» тебе назло. Объясни ребенку, что то, что он делает, нехорошо, но так же нехорошо и то, что то же самое делаешь ты. Предложи ему: «Давай бороться вместе? Если ты заметишь, что я ковыряюсь в носу, скажи мне об этом, а я скажу тебе, если ты вдруг нечаянно забудешь, что ковыряться некрасиво».

К сожалению или счастью, ребенок берет пример не только с родителей. Если ты заметила, что ребенок «притащил» какую-то дурную привычку из садика или школы, объясни ему, что такой пример брать не следует. Аргументы: «Ни я, ни папа, ни брат так не делаем!», «Твой любимый мультипликационный герой никогда не подбирает мусор на улице!».

Кстати о мультгероях: тщательно выбирай примеры для подражания в искусстве. Герои книжек, фильмов, мультяшные персонажи могут сильно помочь тебе в воспитании ребенка, если ты следишь за тем, что он смотрит и читает, и навредить, если он читает и смотрит все без разбора, потому что с ним никто не занимается. То же относится и к интернету: следи за тем, какие сайты посещает ребенок, и установи режим пользования компьютером, ибо игромания - тоже вредная привычка.

Даже если уговоры помогают плохо, не спеши переходить к карательным мерам, кричать и наказывать ребенка: иногда у его упрямства, капризов есть психологические причины. Если малыш не просится на горшок, в пять лет продолжает сосать пальчик или «патологически» лжив, отведи его к психологу: возможно, эти привычки помогают хрупкому чаду спасаться от страхов, окружающих его в мире, или позволяют создать иллюзию, жизнь в сказке.

Много сказано о том, что надо отличать ложь от фантазии. Если ребенок без всяких корыстных помыслов часто придумывает истории и выдает их за реальность, он просто творческая личность. Поощряй его: «Давай напишем книжку! Это ведь сказка, так почему бы тебе не рассказать ее сестренке?». Ты должна дать понять сыну или дочке, что ты не поддаешься на обман, но в то же время считаешь его творчество достойным уважения.

Очень плохо, если родители наказывают ребенка за творческие порывы или излишнюю подвижность: не шлепай малыша, если он разрисовал обои или несколько раз подряд подпрыгнул на новом диване. Лучше запиши его в , купи мольберт и рулон бумаги, занимайся с ним спортом. Если ребенок ломает дорогие игрушки, возможно, он склонен к технике - не покупай ему коллекционные машинки, замени их на пару наборов конструктора.

Если ребенок часто отбирает у других детей игрушки или даже ворует их, это, безусловно, дурная привычка, и она требует решительных мер. Но задай себе вопрос: а может ли быть, что ты обделяешь ребенка в том, чего ему хочется? Зачастую увлеченные развивающими играми родители так панически боятся Барби, что кончается дело тем, что дочка эту самую Барби крадет. Принципы, конечно, дело серьезное, но каждый ребенок индивидуален, и иногда его воспитание требует внесения корректив в соответствующий принцип. Кстати, детская клептомания, как и мания мелких краж у взрослых, может быть признаком депрессии , тревожности и других психических расстройств. Так что если ты заметила, что твой отпрыск крадет ненужные ему вещи и то, что у него и так есть, запишись к психологу.

Капризы маленьких детей - не вредная привычка, а попытка «определить границы» родительской приемлемости и терпения. Если ты считаешь, что конфет ребенку давать нельзя ни в коем случае, не поддавайся на его капризы: одна уступка создает у ребенка ощущение, что граница расширена на еще один шаг. Однако и жестко реагировать - бить ребенка, кричать на него - не следует. Правильная позиция с «определителем границ» - доброжелательная, но жесткая. Границы определяет не ребенок, а ты, с учетом его справедливых требований. Не забывай, что ты отвечаешь за ребенка и обязана, в его интересах, запрещать ему то, что ему вредно.

Тут как раз и возникает вопрос о мастурбации. Ранее эта привычка считалась безусловно вредной и греховной. Современные сексологи, напротив, находят ее нормальной стадией развития детской сексуальности. Если ты обнаружила, что ребенок занимается «этим» (а это может случиться раньше, чем ты думаешь - даже в дошкольном и младшем школьном возрасте!), не спеши ругать и наказывать ребенка: страх в связке с сексом легко приводит к тяжелому неврозу.

Дай ребенку понять, что то, что он делает, нормально, но не подлежит огласке и демонстрации, подобно другим физиологическим отправлениям. «Все писают, но никто не писает на виду у других, правда? Вот это тоже иногда делают, но об этом никто не должен знать». Таким образом, ребенок поймет, что его привычка условно приемлема, она не влечет наказания, но афишировать ее, говорить о ней на людях не следует. И никто не отменял, разумеется, рецепта наших бабушек: регулярная гигиена и занятия спортом не заставят темпераментного ребенка отказаться от мастурбации, но у нее не будет сил и желания злоупотреблять ею.

Вредные привычки есть не только у взрослых. Ковыряние в носу, сосание пальцев, привычка грызть ногти нередко доводят до остервенения даже самых спокойных родителей. Почему же у детей появляются эти вредные привычки и что с этим делать?

Ищем причины вредных привычек у детей

Хотя, на первый взгляд, детские вредные привычки (специалисты их называют аутостимуляциями) могут казаться довольно безобидными, на самом деле всё не так просто. Они не появляются сами по себе, без причин. Почему у ребёнка вдруг появились вредные привычки, можно узнать. Нужно только понимать, где искать.

Причина первая. Отсутствие родительской любви

Уже давно было замечено, что детские вредные привычки чаще встречаются у ребят, чьё раннее детство прошло вне семьи. И неважно, по каким причинам они оказались разлучёнными с родителями. Жизнь в детском доме или даже обычная больница, если домашнему ребёнку пришлось одному долго лежать в ней, приводят к тому, что у малышей формируются устойчивые нежелательные привычки.

Усыновители нередко рассказывают, как их дети, которых только взяли в семью, могли часами раскачиваться из стороны в сторону, сосали пальцы или даже выдёргивали волосы на теле. Всё это — последствия повышенного уровня тревожности, который почти неизбежно формируется у детей, долгое время лишённых родительской любви и заботы.

Причина вторая. Слишком «правильное» воспитание

Нередко подобные привычки появляются и у домашних малышей. И причиной тому, как считают специалисты, во многих случаях становится излишняя увлечённость родителей «правильным» воспитанием. Как часто можно услышать советы «знающих» людей: не укачивайте ребёнка, реже носите на руках, пораньше отучайте от соски, меньше развлекайте во время бодрствования. На деле же именно те малыши, которых укачивали, часто брали на руки, которым пели колыбельные и уделяли много внимания, почти никогда не приобретают вредные привычки.

Причина третья. Раннее отлучение от груди

Увы, не все мамы по разным причинам могут долго кормить детей грудью. А это тоже повышает вероятность приобретения склонности к аутостимуляциям.

В моём близком окружении был яркий пример такого случая. Две двоюродные сестрёнки были почти ровесницами и обеих пришлось рано перевести на искусственное вскармливание. Родители одной из них извели пустышки как класс, едва только дочке исполнился годик, а её сестра пользовалась соской до двух с половиной лет. Первая девочка вскоре начала тянуть в рот буквально всё, что попадалось под руку. Дошло даже до того, что она начала грызть карандаши, ручки, пластиковые ложки и, если взрослые не успевали остановить её, буквально за секунды превращала их в опилки и мельчайшую труху. Вторая малышка в аутостимуляции не нуждалась, у неё была соска, которая помогала ей успокоиться и от которой она потом отвыкла безо всяких проблем.

Поэтому родителям рано отлучённых от груди малышей педиатры советуют использовать традиционный заменитель — пустышку. И нет ничего страшного в том, если ребёнок будет сосать её до двух лет или даже чуть больше.

Причина четвёртая. Недостаток телесного контакта

Часто во власть привычных действий отдаются дети, которым остро не хватает положительного (!) телесного контакта. Крепкие объятья, нежные поглаживания, весёлая возня малышам и даже ребятам постарше жизненно необходимы. И если дети их не получают, то могут компенсировать недостаток всего этого при помощи вредных привычек.

Причина пятая. Неустойчивая нервная система

Разумеется, даже дети, которые живут в любящих семьях, где им дают всё необходимое, от продолжительного грудного вскармливания до чуть ли не круглосуточного ношения на руках, всё равно и пальцы сосут, и постоянно перебирают разные предметы. В этом случае речь, скорее всего, идёт о малышах с неустойчивой нервной системой, а «виноваты» в этом перенесённая гипоксия (кислородное голодание), слабый иммунитет (и, как следствие, частые простудные заболевания) и врождённые особенности.

Действительно ли вредные?

Многие родители интересуются, а действительно ли аутостимуляции вредны? Ну, казалось бы, чего уж такого особенно страшного в привычке, например, накручивать на палец волосы? А среди взрослых крайне редко встретишь тех, кто сосёт пальцы или грызёт ногти. Поэтому и распространено мнение «подрастут — пройдёт».

Однако возникновение подобных привычек говорит о сложностях с адаптацией к окружающему миру, недостатке внимания, постоянном стрессе и других проблемах.

Да, «несерьёзные» привычки, такие, как ковыряние в носу, раскачивание (если оно не происходит слишком часто), обгрызание ногтей (в лёгкой форме), действительно, не сказываются на развитии ребёнка и чаще всего проходят сами, без каких-либо дополнительных действий. Но внимание родителей к детским проблемам, о наличии которых и сигнализируют вредные привычки, желание помочь, готовность дать ещё больше любви и нежности способны сделать наших детей более счастливыми и быстрее избавить от ненужного груза вошедших в привычку действий.

Есть особенно тревожащие родителей вредные привычки: жевание языка, надкусывание (причём сильное, нередко до крови) внутренней поверхности щёк, выдёргивание волос на теле, голове, а также ресниц и/или бровей. Паниковать не нужно: какими бы пугающими они не казались, далеко не всегда они свидетельствуют о расстройствах психики ребёнка. Скорее всего, ситуация не такая уж страшная и запущенная. Но в этом случае консультация врача обязательна.

Стоит обратить внимание и на ситуации, когда незначительные, на первый взгляд, привычки приводят к тому, что ребёнок замыкается, уходит в себя, старается избежать общения с окружающими и часами раскачивается или беспрерывно сосёт руки. Такого малыша тоже нужно показать врачу.

Важно не перепутать

Иногда родители обращаются к специалистам с жалобами на вредные привычки детей. В беседе выясняется, что путают с привычками совсем другие проявления. Если ребёнок часто передёргивает плечами (словно от холода), постоянно подкашливает, прочищает горло, не болея при этом, гримасничает и т. д., то речь идёт о навязчивых движениях, а не о привычках. Они тоже могут возникать от повышенной тревожности или чрезмерной усталости. Но разбираться в причинах возникновения и давать рекомендации всё же должен врач.

Боремся с вредными привычками

Что же, кроме обращения к врачам, могут сделать родители, чтобы избавить ребёнка от вредной привычки:

1. Не считайте, что проблема в недостатке воспитания. Ругать, запрещать и наказывать ребёнка в этом случае не только бесполезно, но опасно. «Репрессивные меры» могут привести к усугублению проблемы. Ведь ребёнок, которого «отучают» от привычки, чувствует себя плохим и ещё больше нуждается в привычном успокоении.

2. Обратите внимание на то, в каких случаях ребёнок прибегает к аутостимуляциям. Возможно, он «вспоминает» о вредных привычках, когда устал, испытывает тревогу или скучает.

3. Определив «время икс», помогайте ребёнку избегать «опасных» ситуаций. Разработайте такой режим дня, при котором он будет меньше уставать или у него не останется времени на скуку.

4. Следите за тем, чтобы физические, умственные и эмоциональные нагрузки соответствовали возрасту и состоянию ребёнка.

5. Учите малыша радоваться жизни, видеть хорошее, красивое, трогательное и смешное.

7. Почаще , целуйте малыша, играйте вместе с ним и устраивайте весёлую возню.

Следуя этим советам, вы сделаете жизнь ребёнка счастливее и комфортнее, поможете ему забыть о вредных привычках. Если же всё-таки время от времени он будет возвращаться к ним, не ругайте, а спокойно скажите: «Не делай так, пожалуйста». Можно и просто взять «занятую не тем» руку малыша, обнять его, отвлечь от привычного действия. Ребёнок должен знать, что вы не одобряете его привычки, но при этом не должен бояться и нервничать. А вот продолжительные нотации или запугивания неэффективны. Дети, как правило, и сами понимают, что делают то, что не следует, но контролировать себя у них не получается.

А ещё будьте готовы к тому, что избавление от вредных привычек (даже с помощью специалистов) - процесс не быстрый, требующий спокойного, ровного и постоянного внимания. Не показывайте ребёнку свои переживания. Он должен чувствовать, что ничего страшного не происходит, и видеть вашу веру в него. И тогда вредные привычки обязательно останутся в прошлом.

Вредные привычки у детей 4 -5 лет .

Бывает, что родители принимают за вредные привычки нервные тики или навязчивые движения у детей. Проявляться невроз навязчивых движений может по-разному: в виде частых миганий, движений головой (как будто ребенок откидывает челку или разминает шею), шмыгания носом, покашливания, кряхтения и т.д. В этом случае особенно опасно ругать ребенка из-за «вредной привычки». Наоборот, не стоит заострять внимание малыша на нервном тике. Иногда навязчивые движения у детей проходят самостоятельно при исчезновении провоцирующих факторов и соблюдении режима питания и сна, в других случаях ребенку требуется помощь специалистов.

Виды «плохих» привычек

Сосание пальцев

Существуют различные типы сосания, к которому дети могут привыкнуть в зависимости от возраста. Такая вредная привычка наблюдается у 17-59% детей до 15 лет. Сосание большого или указательного пальца обычно начинается в первые несколько месяцев жизни. Многие дети перерастают ее задолго до своего первого дня рождения, остальные прекращает сосать пальцы в возрасте пяти лет из-за давления со стороны сверстников. Другими объектами для привычного сосания являются пустышки, соски, концы одеяла.

Сосание имеет успокаивающий эффект и часто помогает детям уснуть. Эта привычка может привести к проблемам, когда появляются постоянные зубы в возрасте около пяти лет, поскольку сосание меняет форму зубов ребенка, неба и прикус.

Битье головой, ритмичные движения головой, раскачивание тела (яктация)

Наблюдается у 10% младенцев. Чаще характерно для детей с аутизмом, воспитанников детских домов. Битье головой – ребенок неоднократно ударяет головой о твердый предмет, например, кроватку, с частотой около 80 раз в минуту. Это может очень пугать родителей из-за страха возможности получения травмы. Но ребенок не демонстрирует проявлений боли, ведет себя при этом спокойно. Эпизод обычно длится от 15 минут до нескольких часов и происходит во время прослушивания музыки или засыпания.

Качания головой – ребенок вращает голову из стороны в сторону в положении лежа на спине, при этом волосы на задней части головы могут полностью стираться.

Качания телом – ребенок ритмично раскачивается в положении сидя или опираясь на колени, локти. Такое поведение обычно начинается в возрасте около шести месяцев и исчезает до двух лет, длится до 15 минут, происходит во время прослушивания музыки или засыпания, чаще наблюдается у детей с сенсорными дефицитами, нарушением развития. В возрасте старше 2 лет привычка может сохраняться у 3% здоровых детей.

Все перечисленные привычки являются обычным поведением для детей этого возраста способствующими самоуспокоению, саморелаксации. В большинстве случаев такое поведение не приносит ребенку никакого вреда, за исключением случаев, если малыш имеет отставание в развитии.

Скрип, скрежет зубами (бруксизм), сжатия зубов

Бруксизм или скрежетание зубами, по одним данным наблюдается в норме у более половины детей, по другим – у 5-30% (в среднем в 8% случаев). Обычно начинается в возрасте около шести месяцев, когда появляются молочные зубы, и снова возвращается с появлением постоянных зубов в возрасте пяти лет. Частота увеличивается с возрастом, достигая пика в 7-10 лет, после чего снижается.

Ребенок не осознает проблемы ночного бруксизма. Скрежетание зубами происходит преимущественно во время сна, длится 8-9 секунд, днем сжатия зубов является беззвучным и часто сопровождается другими вредными привычками . Ребенок обычно перерастает его, но бруксизм может продолжаться и у взрослых. Если скрежетание приводит к повреждению зубов или нарушениям со стороны височно-нижнечелюстного сустава может понадобиться консультация стоматолога.

Привычка грызть ногти, обкусывать кожу вокруг ногтей (дерматофагия)

Привычка преимущественно появляется в дошкольном возрасте и продолжается до подросткового возраста, является самой распространенной у школьников. Редко наблюдается в возрасте ранее 4 лет, достигает пика распространенности к 8-11 годам, нередко остается и у взрослых. Такая привычка может осложняться частыми кровотечениями или инфицированием кожи пальцев.

Привычка ковыряться в носу

Родители могут быть особенно недовольны такой привычкой ребенка из-за ее социальной неприемлемости. С другой стороны, ковыряние в носу является одной из самых распространенных привычек, как среди детей, так и взрослых.

Ее появление провоцирует появление корочек в носу. Ковыряния приводит к дальнейшему повреждению и образованию корок, и так по кругу. Ковыряния является наиболее частой причиной носовых кровотечений у детей.

Ребенку следует объяснять, что такая привычка неприемлема в публичных местах, что высморкаться и преодолеть зуд можно с помощью платка. После ковыряния следует рекомендовать ребенку мыть руки. Детям с такой привычкой надо постоянно увлажнять носовые ходы солевым раствором, особенно это необходимо больным бронхиальной астмой.

Задержка / остановка дыхания

Такая привычка сильнее всего пугает родителей. Эпизоды внезапной остановки дыхания могут длиться от нескольких секунд до минуты и даже приводить к потере сознания. Случаются наиболее часто в возрасте 18-24 месяцев, и исчезает к пяти годам. В возрасте до 8 лет эту привычку фиксируют только у 4-5% детей.

Эпизоды внезапного прекращения дыхания делятся на два вида: синюшный (цианотичный, чаще имеющий эмоциональную составляющую) и бледный (чаще в ответ на боль). Задержка дыхания – способ для ребенка осуществлять контроль в ситуации, когда он не получает желаемого, когда чувствует боль или злость. Симптомы часто путают с судорогами. В такие моменты необходимо успокоить ребенка и обезопасить его от травм.

Как преодолеть плохую привычку ребенка

    Попробуйте игнорировать некорректное поведение. Ребенок, скорее всего, перерастет привычку со временем. Сосредоточение внимания на проблеме (даже с отрицательной коннотацией) может только поощрять нежелательное поведение малыша.

    Похвала за желаемое поведение указывает на то, каким вы хотите видеть ребенка, поэтому не скупитесь поощрять ребенка за хорошее поведение.

    Если у ребенка много плохих привычек, не следует пытаться избавиться от всех сразу. Начните с одной-двух самых надоедливых или опасных.

    Попробуйте выяснить, что может оказывать негативное влияние на ребенка и старайтесь помочь ему справиться со стрессом. Поговорите с малышом о вещах, которые могут его беспокоить, удерживая зрительный контакт и активно слушая.

    Чаще позволяйте ребенку самому принимать решения, когда это возможно, путем предоставления (деликатного подсказывания) приемлемых вариантов. Ощущение участия в управлении ситуацией позволяет снизить стресс и фрустрацию.

    Даже если не удается справиться с «вредной» привычкой, попробуйте минимизировать ее вредные последствия. Например, ребенку, который ковыряется в носу, помогите высморкаться, используйте солевой назальный спрей или вазелин, напоминайте о мытье рук и т.д.

    Используйте естественную стимуляцию воздержания от проблемного поведения. Ребенок самостоятельно должен принять правильное решение, а не «прогнуться» под давлением воли родителей. Будьте терпеливыми, результаты требуют времени.

    Будьте настойчивыми и одновременно добрыми. Неуклонно следуйте выбранной тактики.

    Установите для малыша несколько правил, призванных изменить нежелательное поведение. Обязательно объясните ребенку причины их внедрения. Убедитесь, что он понимает, какими будут последствия нарушения правил.

Лечение вредных привычек

В большинстве случаев никакого лечения не требуется. Однако, если ребенок находится в состоянии дистресса, социально изолирован, получает физические травмы, может встать вопрос о дополнительных мерах:

    физические меры (шлем, зубные шины);

    поведенческая психотерапия (главное в лечении);

    фармакотерапия (налтрексон, кломипрамин, флуоксетин, сертралин – любые медикаменты назначаются исключительно врачом!)

Любая вредная привычка ребенка - это следствие какого-то испуга, плохого настроения, чувства собственной ненужности или неполноценности. Соответственно, все, что вызывает позитивное настроение у малыша, устраняет депрессивные настроения, может способствовать избавлению от любых вредных привычек. .

http://36n6.ru/semya/vrednie-privichki-deteihttp://3-years.ru/vospitanie/vrednye-privychki-u-detej.html

Роль семьи в воспитании ребенка

Роль семьи в воспитании ребенка, бесспорно, велика. Именно в этом институте закладываются основы личности. От того, каким будет воспитание, зависит дальнейшее построение ребенком модели собственной семьи.Дети, как губка, впитывают в себя образцы поведения. Таковыми являются для них в первую очередь родители. Как же нужно выстраивать семейное воспитание, чтобы потом не жалеть о последствиях?

Влияние семьи на формирование личности ребенка

Если изначально в семье сложились неправильные отношения, то как результат воспитания - непослушные, закомплексованные и проблемные дети. Этот факт можно объяснить. Дело в том, что трудными дети становятся не из-за своего характера.

Ребенок проецирует отношения в семье на свою личность. Отсюда и проблемы, возникающие в воспитании и нраве детей. Но не всегда в хорошей и гармоничной семье всё благополучно. Даже в этом случае ребенок может вырасти проблемным, если влияние внешних негативных факторов окажется слишком сильным.

Психологи отмечают, что роль семьи в воспитании ребенка велика. Его внутренний мир строится на основе внешних факторов. Ребенка можно представить в качестве древесной веточки. Возникновение проблем будет зависеть от того, всё ли хорошо в почве, на которой он вырос.

Малыша нужно постоянно подпитывать родительской любовью, чтобы он смог справиться со всеми трудностями. Заменить семью не сможет никто другой. Именно в ней закладывается система ценностей. Семья становится базой для формирования отношения к себе и окружающим. В ней происходит становление личности.

Рассмотрим, как семья может влиять на последний из перечисленных выше факторов. Это может быть бессознательное усвоение принципов жизни и поведения родителей. На ребенка оказывает влияние атмосфера в семье, эмоциональное взаимодействие её членов. Эти стереотипы малыш усваивает с самого раннего детства.

Если вспомнить пример из психологии, где только что вылупившийся гусенок привязывается к тому предмету, который первым попал в его поле зрения. И неважно, будет ли он одушевленным или нет, главное, чтобы объект двигался. Этот момент длится всего несколько секунд.

То же самое происходит и с ребенком. В трудный для него период он хочет получить любовь и заботу родителей, привлечь к своей персоне их внимание. Это тот момент, который не стоит упускать, так как в будущем придется перевоспитывать детей. А это может оказаться невозможным.

Если родителей не оказалось рядом, когда ребенку требовалось внимание, он заполнит эту душевную пустоту кем-то другим. И не факт, что это будет порядочный человек. Поэтому стоить находить и уделять воспитанию своих детей хотя бы немного времени.

На ребенка также влияют слова, произнесенные родителями. Поэтому взрослым нужно быть осторожными при общении. Если вы не хотите впоследствии краснеть за ребенка перед посторонними людьми, следите за своей речью. Всё, что будет сказано вами, усвоится малышом с легкостью.

Кроха каждый день наблюдает взаимоотношения матери и отца. Он видит, как они общаются, какие эмоции испытывают по отношению друг к другу. Это формирует его представление об отношениях между мужчиной и женщиной. Чем гармоничнее семья, тем более положительные представления о будущих отношениях сложатся у ребенка.

Как правило, мать должна быть женственной, а отец мужественным. Если в семье наблюдается обратная ситуация, это приводит к тому, что в будущем у ребенка могут быть проблемы с построением собственных отношений. Это же может привести к различным психологическим нарушениям.

Роль семьи в воспитании детей заключается также в формировании ощущения безопасности со стороны окружающего мира. В неблагоприятных условиях, наоборот, формируется чувство недоверия к людям. В будущем оно может привести к возникновению сложностей в общении, взаимодействии, отношениях. Мир будет восприниматься, как враждебный объект.

В семье зарождается определенное поведение ребенка. На то, каким оно будет - положительным или отрицательным, - оказывает влияние применение поощрения или наказания. Родители должны четко знать, что следует осуждать, а какие стереотипы можно поддержать.

В семье формируется жизненный опыт детей. Он зависит от разнообразия переживаемых ситуаций, которые учат справляться с трудностями. Дети с богатым жизненным опытом, как правило, в будущем способны идти на компромиссы, радоваться, находить общий язык с людьми, прощать. Такие дети быстрее других учатся приспосабливаться к незнакомой обстановке. Они способны адекватно реагировать на те перемены, которые могут происходить в жизни.

В семье ребенок познает различные эмоции, начинает понимать их уместность в той или иной ситуации. Если взрослые их сдерживают или запрещают выражать, то эмоциональная сфера ребенка будет сформирована исходя из базовых показателей. Другими словами, умение выражать свои эмоции ребенок заимствует из собственной семьи.

Советы родителям по воспитанию детей в семье

1. Первой школой жизни для ребенка является семья, в которой он вырос. Родители - пример для малыша. Поэтому важно помнить, что если вы хотите вырастить своё чадо правильным и счастливым, позаботьтесь, чтобы в вашей семье царила гармония.

2. Относитесь к своим детям так, как хотите, чтобы они относились к своему потомству. Модель построения собственной семьи ребенком зависит в первую очередь от того, какие взаимоотношения были между его родителями.

3. Если на вашего ребенка пожаловались, не спешите наказывать его. Займитесь лучше самовоспитанием.

4. Роль семьи в воспитании детей первостепенна и многогранна. Задумайтесь о взаимоотношениях между её членами. От этого зависит, будут ли ваши дети счастливы в собственной семейной жизни.

Сделаем вывод из сказанного

Заменить семью нельзя ничем. Именно она является основой жизни и воспитания для ребенка. Важно, чтобы родители проявляли теплоту и любовь по отношению к своим детям.

Семья - это место, где закладываются основы личности. Целостное её развитие зависит от родителей и их усилий по воспитанию ребенка. Благополучное будущее малыша зависит в первую очередь от семьи.