Стоит ли отдавать ребенка в детский сад? Муниципальный детский ад, или Почему не стоит отдавать ребёнка в садик Нужно ли отдавать ребенка в садик.

Споры о том, , по своей актуальности стоят на втором месте после дискуссий на тему прививок. Большинство по старинке убеждено, что посещение детского учреждения способствует социализации малыша, развитию у него навыков взаимодействия между людьми. Другие категорично утверждают, что детсад — это тюрьма для ребёнка.

Социализация ребёнка — что это?

Массовое возникновение детских садов началось в советский период нашей истории, когда нужно было высвободить женщин для работы на стройках коммунизма. Пребывание детей с малого возраста в организованных группах отлично вписывалось в идею воспитания «нового» человека в духе коллективизма.
Детская «социализация» в понимании современных психологов и педагогов — это воспитание приспособления к жизни в обществе, к общению с другими: членами семьи, ровесниками, коллегами по работе. Социально уверенный человек «слышит» партнера по взаимодействию, умеет договариваться, говорить «нет», высказывать личное мнение, идти на уступки, и при этом оставаться индивидуальностью, самим собой.

Что говорят современные ученые

Доктор наук, канадский психолог Г. Ньюфельд в книге «Не упускайте своих детей» утверждает, что способность налаживать взаимоотношения (адекватные для своего возраста) у ребенка формируется к 6-тилетнему возрасту. Он предупреждает общество, что слишком раннее помещение детей на долгие часы в группы себе подобных мешает развитию индивидуальности, приводит к воспитанию не личностей, а «винтиков» единого коллективного механизма.

Российский психолог Л. Петрановская также задаётся вопросом, стоит ли отдавать ребёнка в детский сад , если с успехом научить общению со сверстниками можно и вне его стен. Детский сад, по её мнению, — это лишь удобная услуга для родителей, не имеющая «педагогического смысла».

Генетическая программа, заложенная в психику человека природой и отработанная веками, предусматривает вероятность выживания беззащитного детёныша в немногочисленном окружении узнаваемых СВОИХ — родителей и родичей разного возраста.

Оставление малыша в незнакомом месте среди чужих взрослых и толпы детей — это сильнейший стресс, который может оставить на всю жизнь травматический след. У маленького ребенка отсутствует понятие времени , он не понимает утешений, что мама потом обязательно придет и заберет его. Он не успокаивается, он просто устает от собственного плача (по сути — крика о помощи). Беспомощный человечек испытывает панический страх, ведь в понимании крохи мама оставила, бросила его. Страдает базовая потребность — потребность в безопасности. Рушится доверие к матери, а заодно и ко всему миру, пугающему своей неизвестностью. Ситуация страха потерять мать (тем более повторяющаяся) может лечь в основу неврозов, депрессии, безынициативности и зависимостей, которые проявляются в более старшем возрасте и взрослой жизни. Психолого-педагогические исследования показали, что некоторые младшие школьники и даже подростки продолжают испытывать сильную тревогу при длительной разлуке с объектом привязанности.

Этот вопрос - примета новейшего времени, родители начали его задавать по историческим меркам совсем недавно. В советское время практически все дети отправлялись в детский сад (с 3 лет), а некоторые - и в ясли (с 2 месяцев). Дискуссий на эту тему даже не предполагалось: общество тех времен было нацелено на реализацию коллективного сознательного созидательного, мать и отец обязательно должны были работать. Кто не трудился, считался тунеядцем и мог получить наказание исправительными работами сроком до 4 лет. Так что единственной альтернативой детскому саду были разве что бабушки-дедушки пенсионного возраста.

Незыблемая, казалось бы, система дала сбой в конце XX века. Переменился социальный строй, система ценностей, взгляды на жизнь, в том числе на частную и семейную. На поколении 1990-х проверялась эффективность педагогики Монтессори, которую в порядке эксперимента ввели в некоторых государственных детсадах. Тогда же открылись частные сады с индивидуальным подходом к каждому ребенку, наконец, у некоторых матерей появилась возможность не работать, заниматься домом и детьми.

Родители, носившие в недавнем прошлом пионерские галстуки и комсомольские значки, на глазах превращались в новый средний класс и решали вопрос о том, куда идти или не идти ребенку, быстро и под свою полную ответственность. Мнение общества не учитывалось, да и не было уже единого для всех мнения.

На решение родителей часто влияет их собственный опыт пребывания в детском саду

Свободный выбор, в том числе насчет того, где и с кем находится ребенок, пустил мощные корни. И принес неоднозначные плоды. Потому что дети выросли, и у тех, кто воспитывался дома, и у тех, кто ходил в детский сад - обычный или экспериментальный, - оказались разные представления о том, как общаться, как относиться к себе и другим. И договариваться друг с другом им иногда трудно.

Несмотря на эти трудности, эпоха единственного пути окончилась навсегда. И сегодня, на исходе второго десятилетия XXI века, у родителей широкий выбор: по-прежнему работают государственные детские сады, в которые по-прежнему стоит очередь, правда, теперь электронная. Открылись частные сады, в том числе такие, где родители сами определяют, сколько в группе детей, чем они будут заниматься в течение дня и какое у них будет меню. Появились детские клубы с программой раннего развития ребенка, а также сады, устроенные на основе различных педагогических направлений, получивших широкое признание за рубежом.

На решение, какую из этих возможностей предпочесть, влияют и финансовая ситуация в семье, и расположение дошкольного учреждения (хотя некоторые готовы возить детей и на другой конец города), и советы друзей. Но часто на решение влияют не рациональные, а эмоциональные факторы: собственный детский опыт родителей. Своими историями с нами поделились две матери, которые сейчас решают, отдавать ли ребенка в сад. А мы попросили психологов прокомментировать их рассказы.

За: «Хочу, чтобы дочь научилась справляться с трудностями»

Дарья, 23 года, дочке Анне 2 года

«Муж считает, что отдавать ребенка в сад не надо. Бабушки и дедушки готовы сидеть с малышкой, говорят, нет нужды «мучить» внучку. Но я сама пошла в сад с 3,5 лет, и это был опыт выживания. Меня отдали в группу Монтессори-класса, в ней находились дети разных возрастов. Два пятилетних мальчика стали пугать меня рассказами о том, что моя мама умерла, а дом сгорел. Я боялась, плакала, но маме не говорила. С обидчиками разобралась через год.

Однажды в сон-час их кровати оказались рядом с моей, и я все два часа толкала в бок одного и дергала за волосы другого. Как только они пытались ответить, на шум поворачивался воспитатель. После они пожаловались на меня, и на другой день на время сон-часа в наказание мою кровать выдвинули на середину спальни. Я не сомкнула глаз, думала, что это позор, и готовилась к тому, что все отвернутся от меня. Но чувствовала, что отомстила обидчикам, пусть даже такой ценой. А то, что случилось потом, поразило меня. Почти все подходили и с уважением спрашивали, каково было выдержать наказание.

С той минуты я ощутила в себе силу, стала лидером. Дети хотели дружить, искали моего внимания. Думаю, что отдам дочку в детсад. Хочу, чтобы она научилась справляться с трудностями».

Детский психолог Татьяна Бедник: «В этой истории - насилие не только со стороны детей (запугивание), но и со стороны воспитателя (публичное наказание). И это просто счастливое стечение обстоятельств, что девочка не только выдерживает издевательства, но становится лидером в группе. А могло быть иначе: случаи такого рода нередко приводят к психическому срыву.

Сложность системы Монтессори в том, что там не принято помогать детям, которые сами не просят. При этом предполагается, что старшие ребята заботятся о младших. Будет ли это происходить в реальности, зависит от воспитателя. Хорошо, когда родители, выбирая, куда отдать ребенка, обращают внимание не только на педагогическую систему, но и на отзывы других мам и пап. Полезно не только прочесть их на сайте, где их модерируют, но и поговорить с родителями, посмотреть, как выглядят дети и воспитатели.

После того как ребенок пойдет в сад, важно обращать внимание на его настроение. Говорите с ним: весело ли ему, интересно ли, как он общается с другими детьми, с воспитателями, что ему нравится. И конечно, очень важно, какие отношения у ребенка с родителями: если он доверяет им, то с большей вероятностью расскажет об обидах и найдет поддержку».

Клинический психолог Диана Пшибиева: «История Дарьи - ресурсная. Это значит, что у нее в детстве были силы и внутренние возможности для преодоления ситуации. Издевательства не так уж редки в детских садах. И реагируют на них дети по-разному, в том числе они могут привести к психологической травме, что опасно для формирования личности.

В рассказе Дарьи удивительно то, что девочка сочла, что справится с проблемой. Объяснить это можно совокупностью факторов: генетических (устойчивый тип нервной системы) и семейных (мы можем предположить, что обстановка в семье не давала дополнительных стрессов). У девочки также был личный ресурс - подспудное желание стать лидером.

Обратите внимание на важный момент. Девочка ничего не говорит матери. Мы, родители, конечно, хотим знать, что происходит с ребенком. Но, возможно, он не все рассказывает. Как быть? В случаях, когда ребенок переживает стресс, он проецирует это состояние на игру - в ней дети проживают настоящие эмоции. И если вы замечаете, что в играх присутствуют тревожащие факторы, например агрессия, то это сигнал: надо больше узнать о том, что беспокоит ребенка».

Против: «Боюсь, что сыну будет одиноко»

Ксения, 29 лет, сыну Денису 4 года

«Я категорически против детского сада. Нигде и никогда я не чувствовала такого одиночества, как в садике. Меня мама отдала очень рано, с 2,5 лет, и начиная с этого возраста я ни разу не ощутила, что ее интересует моя жизнь не только в саду, но и вообще. Я была полностью предоставлена самой себе. Меня, в принципе, никто не обижал, но я не чувствовала комфорта. Мама не разговаривала со мной, не играла. Теперь у меня самой есть ребенок, и мы с ним всегда вместе, с рождения. И гуляем, и лепим, и рисуем, ездили недавно на море на два месяца. Сыну со мной хорошо. А мама по-прежнему не разговаривает со мной, хотя я отдаю ей Дениса на выходные и приходится идти на контакт».

Татьяна Бедник: «Любые крайности - это плохо, это уже перекос. Ребенку нужна социализация, к школе ему необходимо выработать общие правила поведения, приобрести опыт жизни в обществе. Человек, не умеющий существовать в коллективе, который не общается или совсем мало контактирует со сверстниками в возрасте трех и более лет, в дальнейшем сталкивается с трудностями. Со временем его личностная оценка может быть или слишком завышена, или, наоборот, занижена».

Диана Пшибиева: «Вопрос, отдавать или не отдавать сына в сад, связан у Ксении с психической травмой детства, где сад - место изгнания, отречения от материнской любви. Поэтому она ограждает сына от этого места и пытается изо всех сил заполнить пространство ребенка собою. Проблема здесь заключается в том, что мы не можем дать другому то, чего не имеем сами.

Сад для ребенка - это возможность найти друзей, научиться реагировать на конфликты и искать компромисс

Если Ксения не знала и не знает любви матери, есть риск не знать, что такое любовь к ребенку на самом деле. Она пытается предложить ему то, чего не хватало ей, - постоянное, плотное общение, но, возможно, мальчик нуждается в чем-то другом. Кроме того, ребенок, который живет постоянно дома, не имея конкуренции, общения с ровесниками, находится под восхищенными взглядами любящих родственников, впоследствии сталкивается в школе с тем, что никто не считает его ни особенным, ни гениальным. А это уже довольно серьезный удар по самооценке».

Какое решение оптимально?

Оба психолога склоняются к тому, что детский сад дает полезные социальные навыки и первоначальные знания. С этим согласна педагог-логопед Маргарита Хватаева: «Многие дети в коллективе лучше едят, самостоятельно одеваются. С ними занимаются логопеды, дефектологи, психологи. Они предлагают системную программу образования, а многим родителям трудно самим заниматься с ребенком, особенно если он отвлекается и просит включить мультфильм или дать гаджет. Сад для ребенка - это также возможность найти друзей, научиться реагировать на конфликты и искать компромисс».

При этом важнейшим остается вопрос - какой именно сад выбирать, с какой системой воспитания. Вероятно, всем родителям хотелось бы, чтобы обстановка там была доброжелательной и открытой. Ведь конфликты возникают в любом коллективе, поскольку в нем неизбежно встречаются интересы различных личностей, а ребенок - это самостоятельная личность, утверждает детский психоаналитик Франсуаза Дольто. И опыт разрешения конфликтов без насилия, запугивания и унижения может оказаться столь же важным для взросления ребенка, как и знания, которые он получит.

Поколение современных мам и пап в основной своей массе – это бывшие детсадовцы. Действительно, в былые времена вопрос о том, пойдет ли чадо в садик, в большинстве семей даже не поднимался. Родители работали, отпуск по уходу за малышом был коротким, государство предоставляло места в детских яслях и садах всем детям. Сейчас ситуация изменилась. Женщины-матери не всегда стремятся «активно участвовать в производительном труде и общественной жизни», как это было в СССР. К тому же, благодаря развитию психологии в массовом сознании укрепляется убежденность в важности сохранения привязанности малыша к маме. Конечно, во многих семьях выход женщины на работу, когда ребенку исполняется 3 года, продиктован суровыми жизненными реалиями, а нынешние бабушки совершенно не стремятся проводить всё свое время с внуками, тем более что они не «сидели» и с собственными детьми – работали. Тем не менее, некоторые родители задумываются, стоит ли отдавать своего ребенка в садик, ведь всем известно, что дети там плачут по утрам, особенно поначалу, начинают болеть, да и вообще – противников детсадов вокруг всё больше, и наверняка неспроста.

Споры о том, нужен ли ребенку детский сад, уступают в своей ожесточенности разве что баталиям на тему вакцинации. Аргументы приводятся нешуточные… Сторонники детского сада, коих пока большинство, уверяют – без детсада в современных реалиях ребенок вырастет социофобом, абсолютно неадаптированным к обществу, ему будет сложно в школе, он навсегда упустит период, когда мог научиться нормально контактировать с людьми. Противники же садиков сравнивают их с детдомами – мол, зачем рожали, если избавляетесь от ребенка, которому нужна семья, а не «инкубатор» с чужими людьми? Не будем ударяться в крайности и попробуем разобраться, почему детсады вызывают столько споров.

«ЗА» садик: польза детского сада – развитие, социализация, первая школа жизни

Доводы «за» детский сад звучат достаточно весомо. Вот основные из них:

1) Детский сад учит ребенка общаться , налаживать первые контакты со сверстниками. Человек, безусловно, существо социальное. Малыши с 2-3 лет начинают проявлять активный интерес к другим детям – сначала присматриваются, а затем и пытаются взаимодействовать. С помощью садика организовать ребенку общение со сверстниками проще всего. У малыша появляются первые друзья, он учится реагировать на конфликтные ситуации, действовать в команде.

2) Детские сады оснащены необходимым оборудованием для всестороннего развития ребенка . О малышах заботятся и занимаются ими квалифицированные специалисты – педагоги, психологи, логопеды. Современное образование предъявляет к будущим первоклассникам серьезные требования, и родителям спокойнее доверить ребенка профессионалу, нежели полагаться на собственные силы. К тому же, в домашних условиях порой сложно предоставить малышу достаточное пространство для игр, спортивных и творческих занятий.

3) Находясь в садике, ребенок учится дисциплине, порядку, послушанию . «Садиковым» детям больше свойственно соблюдение режима, чем «домашним». Если дома время приема пищи или прогулки может меняться день ото дня, то в детсаду правила жестко регламентированы, без этого невозможна качественная организация детской группы. Многие дети в коллективе лучше едят, а днем спят, в то время как дома их приходится уговаривать или смиряться с невыполнением требований взрослых.

4) Детский сад развивает самостоятельность . Если дома малыш во многом полагается на маму (папу, бабушку), то в садике он лишен возможности попросить родных сделать что-то за него. Волей-неволей ребенок учится действовать самостоятельно. Многие мамы утверждают, что именно садик помог их детям освоить горшок или начать лучше разговаривать.

5) Некоторые болезни легче переносятся в детском возрасте . Домашнему ребенку зачастую негде ими заразиться, чтобы получить иммунитет на всю жизнь.

6) Детские сады защищают современных детей от влияния электронных гаджетов . В детсаду с детьми занимаются, гуляют, предоставляют возможности свободной игры, в то время как дома многие дети проводят большую часть дня за просмотром мультфильмов и играми на планшете. Детский сад зачастую становится единственным местом, где ребенок отвлекается от экрана.

7) Отдавая ребенка в детский сад, мама имеет возможность выйти на работу или заняться своими делами. Эта причина не относится к «плюсам» садика для ребенка, но косвенно влияет и на него. Если мама в душе досадует на малыша за то, что он «мешается под ногами», «не дает зарабатывать», «связывает руки», кроха это, несомненно, чувствует. В таком случае поступление ребенка в детский сад успокаивает женщину и делает ее более уравновешенной и доброжелательной по отношению к ребенку. Конечно, отдельно следует сказать о мамах, не имеющих возможности сидеть дома с ребенком – матери-одиночки, вдовы, а также женщины, находящиеся в стесненных финансовых обстоятельствах по тем или иным причинам. В таком случае садик становится единственным выходом, даже если мама сама стремится быть с малышом всей душой.

«ПРОТИВ» садика: вред детского сада – отрыв от семьи, психологическая травма, воспитание «винтика Системы»

Несмотря на кажущуюся однозначность пользы садика, доводов «против» также немало:

1) Необходимость в детской «социализации» непомерно преувеличена . Потребность ребенка в общении сверстниками, безусловно, существует. Но является ли замкнутая группа одновозрастных детей идеальной моделью общества для маленького ребенка? Сомнительно. Первый социум для ребенка – это его семья, затем друзья семьи и лишь потом, с приобретением опыта и уверенности, «чужаки». Садик же, по сути, не дает малышу отдалиться от близких естественным, ненасильственным способом. Ребенка, обычно совсем маленького, 2-3 лет, резко погружают в незнакомую среду, оставляют в зависимости от чужого взрослого человека, в окружении толпы детей. Никто не будет отрицать, что поступление в детский сад – это большой стресс для малыша. К тому же, если говорить о социализации, садик частично отнимает возможность общения с людьми разных возрастов, участия в жизни взрослых – в реальных делах, а не искусственно созданных развивающих занятиях.

2) Детский сад негативно сказывается на привязанности между матерью и ребенком . Мам, которые не знают, чем можно заниматься дома с ребенком целыми днями, убежденных, что он нуждается в постоянных развлечениях («А я не педагог и не аниматор!») и стремящихся загрузить любимое чадо по максимуму различными кружками и секциями – сейчас очень много. Женщинам тяжело быть рядом со своими детьми, поэтому их и пытаются куда-то «пристроить». А дети быстро привыкают к изолированности от семьи – не только от мамы, но и, например, от младших братьев и сестер. Если ребенок большую часть дня проводит вдали от родного дома, он, несомненно, учится быть частью коллектива. Но… жизнь семьи остается для него чем-то размытым и неопределенным, что вполне может «аукнуться» в далеком будущем.

3) Необходимость детсада как ступени подготовки к школе вызывает сомнения . Организовать развивающие занятия соответственно возрасту, в общем-то, под силу любой маме.

Известный русский педагог К.Д. Ушинский писал о детских садах: «Как бы ни были рациональны в них занятия и игры детей, они могут вредно подействовать на ребенка, если он проводит в них большую часть дня. Как ни умно то занятие или та игра, которым научатся в детском саду, но они уже потому дурны, что дитя не само выучилось, и чем навязчивей детский сад в этом отношении, тем они вреднее. <…> Даже шумное общество детей, если ребенок находится в нем с утра до вечера, должно действовать вредно. Для ребенка необходимы совершенно уединенные и самостоятельные попытки детской деятельности, не вызываемые подражанием детям или взрослым ».

4) Домашнее воспитание позволяет развить в ребенке истинную самостоятельность , поскольку дома ему не приходится подчиняться навязанным правилам. Мама помогает малышу постепенно расширять зону своей ответственности, решая, какую одежду он хочет надеть, с чем поиграть, когда пойти гулять, что есть (или отказаться от еды). В садике же кроха лишь подчиняется – все решения принимают за него. Он быстро привыкает к такой модели отношений, не предполагающей равенства, умения договариваться и искать компромиссы. Став старше, ребенок, запомнивший фразу «старших надо слушаться», либо будет считать себя заведомо бесправным рядом со взрослыми, либо начнет протестовать против такой несправедливости.

5) Частые болезни являются неотъемлемой частью адаптации к садику у большинства малышей. Иммунитет ослабевает не только из-за нахождения в условиях скученности, но и из-за психосоматических причин. Ребенок хочет быть дома с мамой вместо того, чтобы идти в садик… и заболевает. «Неделя в саду, месяц на больничном» – типичная история, которую часто можно услышать в кругу мам. Является ли это необходимой «закалкой» для иммунитета? Вопрос спорный.

6) Детский сад не учитывает потребности отдельно взятого ребенка . Режим садика не предполагает вариативности, это попросту невозможно организовать. Биоритмы малыша меняются день ото дня, так как зависят от множества факторов: здоровье, погода, настроение и др. А в детсаду режим всегда одинаков, и никакие правки к нему не предполагаются. Принуждение «вовремя» есть и спать может даже приводить к проблемам с нервной системой и работой ЖКТ.

Кроме того, даже у самых маленьких уже проявляется определенный темперамент. Например, быстрые и импульсивные холерики радикально отличаются своим поведением от спокойных и неторопливых флегматиков – а требования к тем и другим одинаковы. Если ребенка постоянно подгоняют или осаживают, это выливается впоследствии в серьезные комплексы, ощущение «я не такой, как должен быть», неумение планировать время и т.п.

7) Ребенок перенимает модели поведения, не принятые в семье . Раннее детство – тот возраст, когда малыш впитывает всё, что его окружает, и принимает это в качестве нормы. Если в семье не приняты рукоприкладство, проявления агрессии, употребление грубых слов, но ребенок слышит и видит такое поведение ежедневно в саду, оно становится для него нормой. Нельзя ожидать от 2-3-4-летнего крохи осознанности в принятии решений: он либо сдастся сильному, либо последует его примеру.

8) Детский сад губит индивидуальность . Воспитателю детсада удобнее, если дети ведут себя примерно одинаково, выполняют необходимые требования, слушаются. В садике «выгодно» быть как все, а индивидуальность не приветствуется. Бывает, что ребенка поправляют, если он хочет наклеить деталь аппликации иначе, чем это предписывает инструкция. Кроме того, в детском саду малыши начинают подражать друг другу, вместо того, чтобы свободно развиваться, ориентируясь, прежде всего, на близких людей.

9) Далеко не все воспитатели любят детей . Ни для кого не секрет, что в детском саду работают очень разные люди, и искренних фанатов своей профессии среди них – единицы. Работать с группой одновозрастных детей очень тяжело, а человеческая психика адаптивна, поэтому с годами воспитатели обычно становятся всё более равнодушными и даже черствыми по отношению к своим подопечным. Нет, они не обязательно могут быть грубы или безответственны, но ожидать от них теплого отношения к конкретно вашему ребенку не стоит. Хотя бы потому, что дать необходимые внимание, ласку и заботу каждому из 20-30 детей практически нереально.

Нужен ли ребенку детский сад: мнения психологов

Гордон Ньюфельд , доктор наук, основатель собственного института в Канаде, автор книги «Не упускайте своих детей», переведенной на 10 языков, утверждает:

«Преждевременная социализация всегда считалась самым большим злом в воспитании детей… Когда детей слишком рано помещают вместе, прежде чем они могут быть самими собой, они становятся такими же, как все, и это ломает их индивидуальность, а не оттачивает ее».

По мнению доктора Ньюфельда, способность к здоровым отношениям с людьми закладывается у ребенка в первые шесть лет жизни.

«Это – основа всего, – говорит он. – К пятому году жизни, если все протекает непрерывно и безопасно, начинается эмоциональная близость. Ребенок отдает свое сердце тому, к кому он привязан, и это – невероятно важно… Самое главное – это установить сильные и глубокие эмоциональные связи с теми, кто воспитывает ребенка. И на этом должен делаться акцент в нашем обществе. Если бы мы это делали, мы бы посылали наших детей в школу позже, а не раньше».

Людмила Петрановская , семейный психолог, писатель, лауреат Премии Президента РФ в области образования, член Ассоциации специалистов семейного устройства «Семья для ребенка», в своей книге «Привязанность – тайная опора» пишет:

«Если относиться к садику именно как к услуге для родителей, а не к учреждению, призванному воспитывать и формировать ваших детей, многое встает на место. Такая длительная игровая комната. Магазин хочет, чтобы вы спокойно и с удовольствием покупали, а общество хочет, чтобы вы работали. Удобно оставить в игровой ребенка, выбирая мебель? Конечно, если для ребенка это в удовольствие или как минимум безопасно, а вам нужно иметь свободные руки и голову. Удобно пользоваться детским садом? Да, при тех же условиях.

Никакого другого, высшего педагогического, смысла в истории с детским садом нет. И если вам это не нужно, или ребенок очень не хочет, или достаточно хорошего сада не нашлось – он ничего важного для развития не потеряет.

Только очень проблемная семья, в которой родители совсем не занимаются детьми, может дать им меньше, чем стандартный детский сад.

Если под социализацией имеется в виду общение со сверстниками, ролевые игры с ними, то не во всяком детском саду для этого много возможностей, может быть, игровая комната в ИКЕЕ, дача или ближайший сквер с постоянной компанией гуляющих мам с детьми дадут вашему ребенку не меньше».

Ирина Млодик , известный психолог и психотерапевт, кандидат психологических наук, председатель Ассоциации психологов-практиков «Просто Вместе», в своей книге под названием «Книга для неидеальных родителей, или Жизнь на свободную тему» пишет:

«Детский сад. Как много в этом звуке... для каждого чего-то своего. Много чудесных воспоминаний, удивительных открытий, негативных чувств, психологических травм и много всего прочего связано с каждой услышанной детской историей. Для кого-то детский сад был раем, где было увлекательно, интересно, много друзей, игрушек и приключений. Для кого-то - череда унижений, почти концлагерных приемов воспитателей, болезней, стыда и тоски по маме. Для большинства детский сад - место, куда не очень хотелось идти, было непросто, случались как разные инциденты и трудности, так и радостные открытия и вполне веселые мероприятия. У меня нет ни резко отрицательного отношения к детскому саду, ни радужно-положительного. Я знаю одно: по достижении трех лет (плюс-минус полгода) детский сад ребенку нужен. Но вы правы: хороший детский сад.

<…> Когда родители задают мне вопрос «Отдавать ребенка в садик или не отдавать?», я отвечаю: «Решать вам. К тому же все в большой мере зависит от садика. От того, как там все устроено и каково отношение к детям». И это, конечно, не про серебряные игрушки, собственный бассейн и икру на обед, это об уважительном отношении к ребенку».

Владимир Леви , кандидат медицинских наук, советский и российский писатель, врач-психотерапевт и психолог, автор книг по различным аспектам популярной психологии, посвятил детскому саду целую главу своей книги «Новый нестандартный ребенок»:

«...Но страшнее всех картинка самая первая: меня оставляют. Удаляются уводимые в неизвестность брат и сестра... Спина и вполоборота лицо уходящей мамы...

Чужое вокруг все, незнакомое, все сереет, чернеет, ужас беспомощного одиночества, предательство бытия...

Знаю теперь - это переживание не сверхобычно, не уникально нисколько. Травму такую получает каждый малыш, впервые на неопределенное для него время (для маленького и полчаса – почти вечность) внезапно оставляемый в резко чужой обстановке – да, каждый, даже предупреждаемый заранее...

Удар, сравнимый с ядерной бомбежкой, наносится по древнейшей психогенетической программе ребенка, почти со стопроцентной вероятностью предусматривающей возможность его выживания в первые годы жизни только в среде СВОИХ – в родительской семье или в разновозрастной стае родственников, достаточно малочисленных и постоянных, чтобы всех их, еще не отрываясь от матери, запомнить в лицо.

Так многие тысячи и миллионы лет было в Природе, такими нас сделала история нашего вида.

У очень многих детей – у меня тоже – безумный ужас первооставленности становится главной закладкой, основой всех последующих невротических страхов, зависимостей и депрессий, всего недоверия к жизни и самому себе. Бездна, однажды разверзшаяся, не сомкнется – только прикроется придорожными кустиками... <…>

Это нам, взрослым, кажется, что походить в садик годика три, ну год – не долго и не страшно. Все обеспечено, контроль полный... Это нам даже не кажется - знаем: не так. Вранье это, самообман наш, которым прикрываем свою вину перед ребенком...

Трехлетняя (возьмем в среднем) детсадовская пора жизни ребенка по истинной, внутренней продолжительности – ничуть не меньше, чем десяти-одиннадцатилетняя школьная. И гораздо значимее, чем, скажем, время пребывания в армии или в институте. В первые годы жизни каждый кусочек времени вмещает в себя столько переживаний, столько развития и препятствий ему, столько памяти и душевных ран, столько беззащитности, столько жестокой тупости взрослых!..»

Нужно ли ребенку ходить в детский сад?

Искать истину в вопросе о важности и необходимости детского сада, наверно, бессмысленно. Хотя бы потому, что все мамы, папы, бабушки, рассуждающие на эту тему – люди заинтересованные. Мало кто может абстрагироваться от своих детских воспоминаний и от собственного выбора уже в качестве родителей. Реальность такова: детский сад – это простая и удобная возможность предоставить ребенку полный комплекс «услуг», соответствующих его возрасту. Здесь и общение с детьми, и развивающие занятия, и прогулки под присмотром, и детские праздники. Да и маме разгрузка (или возможность работать). К сожалению, условия современного большого города таковы, что садик представляется родителям единственно возможным выбором. Хотя при желании, если оно действительно есть, организовать домашнее воспитание – вполне реально. И ребенок при этом ничего сверхценного не потеряет.

Дорогие родители! Желаем вам сделать правильный для вашей семьи выбор в отношении детского сада. Вам, и только вам отвечать на вопрос: «А нужен ли детский сад моему ребенку?». А аргументы в пользу той или иной позиции вы, разумеется, найдете. Главное - не забывать о балансе между своими желаниями и желаниями малыша...

Социализация, новые друзья, невозможность проводить с ребёнком достаточно времени дома, нормированный режим дня и дисциплина, профессиональная помощь в развитии — вот основные аргументы, которыми обычно руководствуются родители, отдавая детей в муниципальный детский садик. Заранее оговоримся, что про частные сады, работающие по системам Монтессори, Никитиных, билингвального обучения и т.д., в этой статье мы говорить не будем. Речь пойдёт исключительно о государственных отечественных детских дошкольных учреждениях. Рассмотрим каждый из аргументов отдельно, чтобы понять, так ли они хороши.

Важность первого опыта

Действительно, в дошкольном возрасте ребёнку необходимо заложить нормы поведения в обществе, морали, общения. Спорить с этим странно и бессмысленно. Но вовсе не обязательно отдавать ребёнка в садик для этого. Родители вполне могут объяснить малышу в возрасте полутора-двух-трёх лет, что такое хорошо и что такое плохо. А для знакомства и общения с другими детками отлично подойдут детские площадки, игровые комнаты, детские клубы.

В столь раннем возрасте мама ребёнку нужна больше, чем все дети мира, вместе взятые. Вместе с тем, психика маленького человека ещё очень неустойчива и слишком подвержена деформации. Поэтому даже малейший неверный шаг может иметь непоправимые последствия.

О сверхзначимости первого детского опыта рассказывает гипнотерапевт Владимир Дернов: «Изначально каждый ребёнок принимает себя, других людей и мир вокруг. Однако по мере взросления дети учатся на своём опыте, а также копируя эмоции и отношения окружающих.

Мы так устроены, что самый первый опыт записывается в подсознании как единственно верный. Первый опыт выступлений, первый опыт знакомства, первый опыт проявления себя, а также внутренние ощущения того, какой я. Это затрагивает буквально все сферы взрослой жизни.

Очень важно, чтобы ребёнок в любых ситуациях чувствовал, что он в порядке, а его желания имеют право на существование. К примеру, на детском утреннике ребёнок хочет выступать в костюме снежинки, но воспитатель решает, что он будет в костюме медведя. На первый взгляд это может показаться забавным, но ребёнка эта простая ситуация учит определённым вещам: “Твоё мнение ничего не значит. Держи его при себе. За тебя решат, как тебе надо”.

В моей работе каждый второй случай корнями уходит именно в ситуации, связанные с детским садом. Ниже — лишь несколько наиболее выразительных примеров. Заикание появилось после того, как накричала воспитательница. Сложности в ведении переговоров и отстаивании своей точки зрения — после конфликта со старшими детьми в первый день в саду. Панические атаки в общественных местах — после того, как воспитатель придумала наказание с участием других детей. Страх сексуальной близости — после наказания за общение “мальчик-девочка”. Страхи общения, знакомств и выступлений — после всеобщего обсуждения и демонстрации конфуза в тихий час.

Конечно, это — одни из самых ярких проблем. Наряду с ними есть и другие, когда дети испытывают напряжение и дискомфорт, которые чувствовать не обязаны. Эту связь с детством бывает невозможно предположить, потому что любое из таких проявлений иногда может сказаться после стресса уже во взрослой жизни. Но практика показывает, что работа с ситуацией во взрослом состоянии только облегчает симптом, а поиск и трансформация первого события на порядок эффективнее. Кому-то покажется, что такое отношение к садам — это неестественная защита детей от внешнего мира, и ребёнку всё равно придётся столкнуться с определенным негативом в жизни. Придётся, но когда он будет к этому готов гораздо больше и последствия будут не такими ужасающими».

Психологический климат в коллективе

Подростковый психолог Егор Борисов приводит пример из собственной практики:

«В любом коллективе существует процентное соотношение “предпочитаемых” и “изгоев”. Регулирование данной социограммы является тонким психологическим приемом. Отсутствие контроля психологического климата в коллективе со стороны воспитателя и педагогов-психологов приводит к СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), что сказывается на уровне послушания детей. Как воспитатели реагируют на непослушных детей в саду? Чаще всего — кричат. В этот момент ребёнок формирует формат взаимодействия с миром: “Если хочешь, чтобы сделали так, как ты сказал, нужно кричать”.

С наказаниями ещё страшнее. На улице солнечная погода, двор детского сада заполнен детьми, но один ребёнок не вышел гулять. Он вообще не видит света и неистово бьётся в истерике в запертом туалете с выключенным светом, а у двери стоит воспитатель и караулит нарушителя. Диагноз, с которым ко мне привели участника этого инцидента в 10-летнем возрасте — невроз навязчивых состояний. Месяцы терапии и регулярные проверки у детского психолога улучшили ситуацию. Но согласитесь, лучше с подобным вообще не сталкиваться».

Таким примеров — множество. Безусловно, это не означает, что конкретно с вашим ребёнком произойдёт в детском саду нечто подобное. Но, зная, что такие ситуации — не редкость, лучше, как говорится, “перебдеть”, чем “недобдеть”.

Режим дня и график

Теперь — о нормированном режиме дня и дисциплине. Мир живёт по графику 5/2. Раннее пробуждение и поздний отход ко сну — неотъемлемые атрибуты жизни практически любого человека. Жизнь в таком ритме является стрессом даже для взрослых. Что говорить о дошкольниках?

Кроме того, постоянное общение со случайно подобранными детьми в группе детского сада могут выдержать только ярко выраженные экстраверты. А как же быть интровертам, энергия которых расходуется в процессе общения, и не восстанавливается, потому что побыть одному — значит стать изгоем?

«Даже самый хороший садик считаю необходимостью только в крайнем случае, если родители вынуждены работать и некому помочь с ребёнком. Потому что даже для самых коммуникабельных детей это как ходить на работу — большое моральное напряжение, ответственность, необходимость вставать по будильнику. Кроме того, практически все дети, которые ходят в садик, начинают много болеть и проводят 2 дня в саду и потом 2 недели дома с температурой. Также в раннем возрасте дети, как обезьянки, повторяют всё, что услышат и увидят. Очевидно, что не все начинают говорить одинаково хорошо. Поэтому такое окружение также может влиять на задержки в речи. Конечно, рано или поздно любой здоровый ребёнок начнёт говорить. Но обидно, когда кто-то в 1,5 года отчётливо произносит слова, а кто-то начинает разборчиво говорить лишь к 4-м годам», — считает музыкант и мама 4-летнего Ярослава Вероника Попова.

Профессионализм воспитателей

Отдавая ребёнка в детский сад, родители рассчитывают, что малыш получит профессиональную помощь, что положительно скажется на его развитии. По факту же всё происходит совсем наоборот. Группы в муниципальных детских садах слишком большие и могут достигать до 30 человек. При этом на такую огромную группу приходится только один воспитатель. Каким бы замечательным профессионалом он ни был, он физически не сможет уследить за всеми детьми. Уже не говоря о том, чтобы уделить каждому внимание и заниматься детским развитием.

К тому же, согласно опросу телеканала ОТР, средняя зарплата воспитателя детского сада по России — 26 500 руб. Минимальная — 4 350 руб. Нетрудно догадаться, что профессиональные кадры с хорошим профильным образованием за такие деньги в государственное учреждение работать не пойдут.

«Попасть к действительно талантливому и увлеченному воспитателю не так-то просто. В то же время, никто лучше родителей не знает ребенка, его склонности и интересы. Эти знания позволяют построить процесс домашнего воспитания с учетом индивидуальных особенностей малыша и сосредоточиться на развитии именно тех умений и навыков, которые кажутся родителям необходимыми.

Так, родители могут сделать акцент на физическом или творческом развитии, заметив у ребенка склонность к тем или иным видам деятельности. Поэтому, возможно, лучший подход — это домашнее воспитание ребенка до 4-5 лет с последующим переходом в детский сад.

Впрочем, подходящий возраст для посещения детского сада наступает тогда, когда малыш психологически к этому готов, что определяется темпераментом, стилем воспитания и другими факторами», — считает психолог, педагог раннего развития, автор книг для родителей, создатель проекта «Клуб Увлеченных Мам» Марина Суздалева.

О глобальных задачах

Несмотря на все вышеперечисленные аргументы, по данным РАНХиГС 64,6 % детей посещают детские сады в России и только 35,4% воспитываются либо дома, либо в частных садах. В большинстве случаев это связано с тем, что многие мамы вынуждены отдавать ребёнка в садик, чтобы выйти на работу. Вместе с тем, как отмечает детский психолог Светлана Бояринова , в возрасте 3-6 лет перед ребенком стоят глобальные задачи развития:

  • развитие собственного, отдельного от других «Я»;
  • развитие настойчивости, а также способности полагаться на себя, справляться с неудачами, критикой;
  • развитие способности брать на себя ответственность за свои действия и решения;
  • развитие способности делиться с другими по доброй воле;
  • развитие умения конструктивно справляться с фрустрацией (разочарование, глубокая неудовлетворенность) и агрессивными тенденциями;
  • понимание своих чувств и чувств других людей;
  • умение следовать устным указаниям;
  • разумная независимость в повседневных навыках (умывание, одевание, пользование туалетом, еда);
  • формирование реалистичных понятий о физическом и социальном мире;
  • умение идентифицировать роли, соответствующие половым различиям.

«Только осознанные, любящие родители могут помочь ребенку “решить” эти задачи, либо образованный, любящий детей воспитатель в малочисленной группе детского сада. Иначе мы получим еще одного инфантильного, травмированного взрослого», — комментирует Светлана.

Конечно, мамам нелегко находиться с маленьким ребенком 24/7. Нам всем хочется немного времени для себя, профессиональной реализации, яркой и интересной жизни. Но ответственность за дальнейшее развитие ребёнка лежит на матерях. И, учитывая вышесказанное, она слишком высока, чтобы без крайне веской причины отдавать малыша в детский сад.

Который за 5 писем рассказывает все самое важное про детский сад, подготовку к нему и адаптацию.

Детский сад — первый настоящий выход из зоны комфорта. Гуляя во дворе или танцуя на дискотеке в мини-клубе на отдыхе, ребенок всегда знает, что мама где-то рядом, что она примет его сторону, защитит. Обычно до 4 лет малыш не сталкивается с понятием ответственности, опыта самостоятельной жизни у него еще нет.

Этот пробел может компенсировать детский сад. Здесь малыш учится считаться с мнением точно таких же мальчиков и девочек (а оно может не совпадать с его собственным!).

Но детский сад — не единственное место, где ребенок может социализироваться, не стоит списывать со счетов старые проверенные способы: песочницу во дворе, общение с соседскими детьми на даче и кружки по интересам.

Если под социализацией имеется в виду общение со сверстниками, ролевые игры с ними, то не во всяком детском саду для этого много возможностей. Та же самая игровая комната в ИКЕЕ, дача или ближайший сквер с постоянной компанией гуляющих мам с детьми могут дать вашему ребенку не меньше.

Ожидания мам от детского сада

Дисциплина и режим дня

Не случайно режим дня используют как оздоровительную меру все больницы и санатории. Он способствует формированию стабильного психического и физиологического здоровья . А сбитый график приводит к отклонениям в организме и снижению иммунитета. И даже ненавистный тихий час можно воспринимать как урок терпения. Да, сейчас нужно посидеть тихо, но уже через час воспитательница снова позовет играть на улице. Тонкое искусство немножко потерпеть — вот чего действительно не хватает многим детям. Но не стоит воспринимать этот совет буквально. Не все специалисты сходятся во мнении, что ребенку необходим строгий режим дня.

Отступления от режима тренируют организм: время от времени малышу полезно ложиться спать поздно, пропускать завтрак, обед или ужин, переходить на летнее или зимнее время, то есть, создавать встряски, которые ломают налаженный ритм жизни.

Развитие ребенка

Дошкольный возраст — это своеобразное окно возможностей.

Современные детские сады (в особенности частные) предлагают большой спектр дополнительных занятий. Ребенок может учиться читать, заниматься танцами, посещать театральную и художественную студии и даже учить английский. И все это в стенах ОДНОГО родного садика.

Можно развивать ребенка и без сада: заниматься дома, посещать кружки. Но это потребует от родителей много свободного времени и еще больше терпения: ведь все то, что в садике берут на себя воспитатели, придется делать самим.

Опасения мам

Частые заболевания


В среднем ребенок, который ходит в садик, болеет 12 раз в год , а мама вынуждена каждый месяц брать больничный, и это минус. Часто бывает, что болячками, которые ребенок приносит из сада, перебаливают по очереди все домочадцы. Но у марафона детсадовских болезней есть и положительная сторона — укрепление иммунитета.

Вот, как эту ситуацию комментирует доктор Комаровский :

Количество циркулирующих вирусов, а именно с вирусами связаны 99% респираторных инфекций, не бесконечно. Каждое перенесенное ОРЗ заканчивается формированием противовирусного иммунитета, уменьшая вероятность следующего заболевания. Эпидемии, например, гриппа, и вероятность заболеть с самим понятием «детский сад» не очень связаны — не «подхватим» болезнь от детей, так папа «принесет» грипп с работы. Вирусные инфекции, которыми ребенок «недоболеет» в детском саду, обязательно дадут о себе знать в школе.

Нежелательный лексикон

В группах детского сада встречаются дети из разных семей: благополучных и не очень. Общаясь, они обмениваются опытом и пополняют словарный запас иногда такими словами, от которых родители потом долго отучают своих малышей. Но набраться плохих манер ребенок может и на улице, и из телевизионных передач, и даже сын маминой подруги по секрету расскажет пару особенных слов. И если не в детском саду, то в школе ребенок обязательно начнет употреблять бранные слова, через это проходят все.

А вот приживется новая лексика или нет — зависит от поведения родителей.

Выход один — объединиться с родителями других детей и с педагогами. Можно предложить следующий метод: собрав вместе этих детей, расспросить их, какие оскорбительные выражения они могут вспомнить, и написать все это на бумаге. Потом символически эти слова уничтожить (можно закопать, сжечь, порвать). Таким образом дать понять детям, что все перечисленные бранные слова им никогда больше не следует употреблять.


Проблемы с питанием


«Не хочешь есть бутерброд, съешь хотя бы масло» — классический совет по питанию от воспитательницы детского сада. А еще молочная лапша, компоты из сухофруктов и, конечно, манная каша. Это меню в корне отличается от того, к чему ребенок привык дома.


Если в семье не принято заставлять есть, когда не хочется, в садике ребенок сталкивается с совершенно новым и иногда травмирующим подходом к питанию. В то же время привыкать к незнакомым правилам игры — часть воспитательного процесса.

Важно, чтобы родители прислушивались к тому, что ребенок рассказывает о садике, и были готовы вовремя реагировать на неадекватное поведение персонала.


Что делать, чтобы проверить свой детский сад на адекватность?
Подпишитесь на проект и получите бесплатный чек-лист .