Современная пенсионная система рф. Пенсионная система рф Современная государственная пенсионная система может характеризоваться как

Государственная пенсионная система РФ представляет собой важнейший социальный инструмент, благодаря которому обеспечивается достойная жизнь граждан, которые достигли старости и полностью или частично потеряли свою трудоспособность. Основной принцип системы заключается в том, что трудоспособные граждане при помощи налоговых отчислений обеспечивали жизнь пенсионеров,что также коснется их самих по мере взросления детей и внуков.

Основные характеристики пенсионной системы РФ

Пенсионная система РФ — ее понятие, структура, особенности требуют серьезного дополнительного рассмотрения в связи с тем, что из-за нехватки бюджетных средств и общего старения российского населения планируется ее кардинальное реформирование. Сейчас, будущая пенсия гражданина формируется при помощи трех видов отчислений:

  • обеспечение базового размера пенсии государством;
  • формирование накопительной части пенсии работодателем за счет ежемесячных отчислений;
  • дополнительное страхование — формируется за счет дополнительных добровольных отчислений гражданами, что позволяет увеличить ее размер.

Важно!

Пенсионная система Российской Федерации имеет многоступенчатый характер, что позволяет обеспечивать ее длительное стабильное существование, но сейчас переживает кризис из-за низкой производительности труда и уменьшению налоговых поступлений.

Современная система пенсионного обеспечения в РФ делится на два вида пенсионного обеспечения:

  • Обязательное пенсионное страхование – оно производится по старости или инвалидности, в случае потере кормильца, а основным источником выплат являются обязательные взносы, которые регулярно выплачиваются из заработной платы;
  • Добровольное пенсионное страхование, когда работник самостоятельно заключает договор с фондом и регулярно вносит установленную сумму на счет данной организации, что в будущем позволяет увеличивать размер его пенсии.

Система пенсионного обеспечения в РФ включает в себя центральное представительство, а также областные и городские отделения, которые занимаются вопросами оформления выплат на местах, а также оформлением социальных выплат по нетрудоспособности и иных социальных пособий.

Какие реформы планируются в данной сфере?

Реформа пенсионной системы РФ в 2018 году в России — это сразу несколько важнейших направлений:

  • повышение выхода на заслуженную пенсию по старости из-за возникновения дисбаланса — мужчинам до 63-65 лет и женщинам — до 58-60 лет;
  • сокращение списка льготников, которые пользуются правом досрочного выхода на пенсию;
  • работающие пенсионеры лишатся права на индексирование выплат по сравнению с остальными категориями нетрудоспособных граждан;
  • с 2018 года в России начнет действовать система индивидуальных пенсионных накоплений, когда любой гражданин сможет самостоятельно формировать собственные выплаты;
  • введение бальной системы, когда каждый год любой работающий гражданин сможет самостоятельно получить необходимое количество баллов, что поспособствует увеличению размера пенсии.

Важно!

Региональная пенсионная система выходит сейчас на первый план, поскольку выплаты из федерального бюджета зачастую бывают недостаточными, а при помощи субъектов страны можно будет использовать другие источники дохода — личные, корпоративные или бюджетные. Необходимо активнее привлекать личные накопления граждан для превращения их в постоянные инвестиции.

Что такое индивидуальный пенсионный капитал?

Система индивидуального пенсионного капитала состоит из нескольких важнейших векторов развития:

  • замену обязательных накопительных взносов на добровольные;
  • стимуляцию граждан на самостоятельную заботу о своем будущем;
  • отмена соответствующих пенсионных полномочий государством и их передача негосударственным организациям.

Все накопленные гражданином финансы будут равномерно разделены государством на срок дожития, с целью их поэтапного расходования. Любые пенсионные системы бывают неэффективными, если сам гражданин не позаботится о собственном будущем — такова главная идея современного российского государства.

Важно!

Пенсионные системы зарубежных стран обязательно включают в себя различные институты социальной защиты:

  • государственное социальное обеспечение;
  • обязательное социальное страхование;
  • личное пенсионное страхование.

В чистом виде распределительные или накопительные системы пенсионных накоплений практически не используются — например, в Британии обязательную базовую государственную пенсию получат мужчины, достигшие возраста 65 лет и женщины возрастом старше 60 лет, а потенциальный размер напрямую зависит от стажа. Ее уровень там ограничен, он индексируется государством согласно текущей инфляции. Государство гарантирует ее размер в 20% средней зарплаты каждого работника. Трудовая же пенсия каждого также сформируется за счет ежемесячных взносов работника, но уже пополам с работодателем и напрямую будет зависеть от размера выплат, составляя более 20% от совокупного дохода. Накопительная пенсионная система является основной ее частью.

Пенсионные фонды

Подобные организации подразделяются на государственные и частные, в которых распоряжаются всеми денежными средствами граждан частные или государственные управляющие компании. Частные компании, которым переводятся денежные средства, обещают высокую доходность, но и финансовых рисков здесь больше. При выборе необходимо обратить внимание на:

  • время существования;
  • кто является учредителем;
  • доходность за весь период работы;
  • прозрачность деятельности и наличие всей необходимой информации;
  • репутация и респектабельность пенсионного фонда;
  • постоянство осуществления выплат.

Важно!

Если гражданин не написал заявление о переводе накопительной части пенсии, то она и все последующие выплаты останутся под государственным управлением.

Ни одно исследование невозможно без определения базовых, ключевых понятий. В нашем случае главным будет понятие пенсионной системы. В целом можно констатировать, что консенсус в плане выработки единого и общепризнанного определения достигнут.

Так, пенсионная система России -- это совокупность создаваемых в Российской Федерации правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии.

Современные пенсионные системы большинства развитых стран, как правило, базируются на трех ключевых звеньях. Во-первых, это система обязательного государственного пенсионного обеспечения; во-вторых, это государственное обязательное пенсионное страхование; и, в-третьих, личное пенсионное (добровольное или обязательное) обеспечение (страхование) Мосейко В.В. Генезис пенсионных систем как проявление социальной функции государства. Томский государственный педагогический университет, 2008. С. 9..

Все существующие в различных странах пенсионные системы можно разделить на две большие группы:

1. распределительные (солидарные), когда средства для выплаты пенсий берутся из текущих поступлений от работающих;

2. накопительные (персонализированные), когда гражданин в течение своей трудовой жизни накапливает средства в пенсионном фонде, который пускает их в экономический оборот, чтобы как минимум защитить от инфляции, а как максимум, существенно прирастить их объем.

Распределительные системы могут финансироваться из государственного бюджета без выделения целевых платежей на формирование пенсионных средств (таковы, как правило, схемы пенсионного обеспечения для государственных служащих) либо из целевых платежей страхового характера, направляемых в специальные фонды. Такие платежи могут осуществляться работником, работодателем или ими совместно. Большинство существующих в современном мире пенсионных систем являются распределительными, иногда с элементами накопительной системы. Единственная страна, имеющая полностью накопительную пенсионную систему, - Чили. Распределительные системы зависят от изменений в демографической структуре населения: от соотношения количества работающего населения и населения пенсионного возраста. Такие системы наиболее эффективны и необременительны для экономики при отношении работающего населения к пенсионерам не менее чем 5 к 1. Поскольку для всех развитых стран характерно старение населения и повышение удельного веса пенсионеров, традиционные распределительные системы сталкиваются с кризисом финансирования. У нас по состоянию на 1 января 2010 года на каждого жителя в возрасте старше трудоспособного приходится примерно 3 трудоспособных. Советская пенсионная система была классической распределительной системой: человек работал, платил подоходный налог, кроме того, на фонд оплаты труда начислялись средства социального страхования (около 38% от фонда оплаты труда), которые после 1932 года были переданы в управление профсоюзам, из них и выплачивались по достижении пенсионного возраста пенсии. Российская пенсионная система (в области трудовых пенсий) в настоящее время ушла от чисто солидарной системы, которая существовала в советское время, к смешанной с накопительным элементом. Существенное отличие пенсионных систем современных европейских стран от российской пенсионной системы в том, что там очень развито корпоративное пенсионное страхование и индивидуальное пенсионное страхование, при этом пенсионные взносы освобождаются практически от всех налогов. Государство сознательно создает условия для того, чтобы за счёт государственных пенсионных фондов выплачивалось, например, лишь 35% пенсий, остальная часть выплачивается через негосударственные фонды. Существуют корпоративные пенсионные программы, по которым работник сможет рассчитывать на пенсию уже через 10-15 лет работы в корпорации. По условиям договора с негосударственным пенсионным фондом лицо может получать пенсию, будучи абсолютно здоровым, работоспособным человеком. Даже в 40 лет возможно в этом случае подать заявление в пенсионный фонд и получать пусть небольшую, но пенсию Филлипова И.А. Право социального обеспечения. Нижний Новгород: ННГАСУ, 2011. С. 36-37..

Представляется необходимым акцентировать внимание на проблемах развития российской пенсионной системы.

Пенсионная система России в последние два десятилетия находится в периоде перманентного реформирования. На это имеется целый ряд объективных и субъективных причин.

Глобальный процесс старения населения принципиально меняет демографическую структуру населения планеты и социально-экономический баланс между поколениями. Этот процесс ставит вопрос о формах социальной поддержки пожилого населения и предъявляет новые требования к пенсионным системам. Поиски эффективных пенсионных систем идут во всём мире. В России этот вопрос во всей остроте встал в середине 1990-х гг. Российская Федерация вступила в период экономических реформ с развитой пенсионной системой, которая формировалась на протяжении десятилетий и базировалась на т.н. принципе солидарности поколений, означающим перераспределение экономических ресурсов от работающего поколения в пользу населения пожилых возрастов, покинувших трудовую сферу и вышедших на пенсию. Наряду с серьёзными социальными достижениями, к которым, прежде всего, относится создание всеобщей системы пенсионного обеспечения, охватывающей подавляющую часть населения, система характеризовалась целым рядом недостатков. К числу наиболее существенных относятся следующие:

1. Низкий уровень пенсионных выплат, которые не индексировались в случае повышения стоимости жизни или опережающего роста заработной платы. Поэтому работники, вышедшие на пенсию 20-30 лет назад, получали меньше “новых” пенсионеров, имеющих такие же стаж и квалификацию, да и работавших в тех же производственных условиях. По данным исследований уровня жизни, проведённых в 1980-е гг., до 80% бедных в СССР были пенсионерами, причём старших возрастов.

2. Низкая дифференциация пенсий как продолжение и естественное следствие уравнительной политики в сфере доходов населения. Это означало крайне низкую зависимость размера пенсии от трудового вклада работника во время его трудовой жизни.

3. Относительно ранний возраст выхода на пенсию (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин), что по мере старения населения увеличивало нагрузку на пенсионную систему.

4. Широко распространённая практика досрочного выхода на пенсию для различных категорий работников, что на практике увеличивало нагрузку на пенсионную систему.

Новое пенсионное законодательство, которое начало действовать в 1992 г., представляло собой логическое продолжение ранее действовавшей пенсионной парадигмы и имело ярко выраженную социальную направленность: унификация норм пенсионного обеспечения для всех категорий занятых; введение социальных пенсий для лиц, не имеющих трудового стажа; установление размера пенсии, в равной степени зависящего от предыдущего заработка и трудового стажа, некоторые другие нормы, связанные с порядком расчетов пенсионных выплат, а также расширение списка льготных категорий для более раннего выхода на пенсию. В результате новый Закон привел к существенному увеличению числа пенсионеров в возрастах до официального пенсионного возраста. Так, в 1992-1993 гг. по сравнению с 1991 г. число ранних пенсионеров увеличилось не менее чем на 30%. Главное новшество заключалось в том, что была введена выплата полного размера пенсии всем работающим пенсионерам без исключения. В результате состав населения старше трудоспособного возраста стал практически однородным: пенсию стали получать почти все пожилые граждане, независимо от прежних трудовых заслуг. Все упомянутые нормы привели к резкому увеличению объёма социальных обязательств государства по пенсионному обеспечению своих граждан. Далее в первую половину 1990-х гг. в сложных социально-экономических условиях трансформационного периода, сопровождавшихся падением реальных доходов многих социальных групп, на пенсионное обеспечение были возложены функции, имманентно ему несвойственные, -- например, функция поддержания доходов некоторых категорий занятого населения в форме выплат пенсий «за выслугу лет» с сохранением права трудиться на том же рабочем месте, выплата пенсии работающим пенсионерам, назначение пенсий лицам, досрочно покинувшим рынок труда в связи с ростом открытой безработицы и пр.

В результате же резкое увеличение нагрузки значительно увеличило дефицит Пенсионного фонда, создав катастрофическую ситуацию. Разгорелась научная дискуссия о возможных направлениях развития. Можно выделить, по крайней мере, четыре основные группы причин критической ситуации, возникшей в области пенсионного обеспечения, которые в принципе заставили говорить о необходимости пенсионной реформы. Первая группа имеет демографический характер и связана с тенденцией интенсивного старения российского населения. Численность возрастных когорт свыше 60 лет за последние пятьдесят лет практически удвоилась и продолжает расти опережающими темпами по сравнению с другими возрастными группами. Нормальное же функционирование системы, основанной на идее солидарности поколений, возможно лишь при соотношении 10:1 (на одного пенсионера должно приходиться десять плательщиков пенсионных взносов). В России уже в 1990 гг. это соотношение (так называемый «коэффициент поддержки», рассчитываемый как отношение числа лиц в возрасте от 20 лет до пенсионного возраста, нормативно установленного в данной стране, к числу лиц старше этого пенсионного возраста) составляло 2,7. Увеличение доли пожилых неизбежно ведет к усилению налоговой нагрузки на работающее население (независимо от того, кто является формальным плательщиком -- работник или работодатель). Важно, что наблюдаемый демографический сдвиг -- долговременная причина непреходящего характера, которая уже действовала на протяжении десятилетий; её влияние в дальнейшем могло лишь возрастать. Вторая группа причин также касается соотношения численности плательщиков и получателей, но имеет не демографическую, а экономическую природу. В 1990-е гг. наметилась устойчивая тенденция сокращения численности занятого населения и особенно той его части, которая занята в общественном производстве и является плательщиком взносов в Пенсионный фонд. Тем самым, сдвиги на рынке труда существенно усугубили влияние демографических факторов. Хотя эта причина возникла именно в период экономической трансформации, для рыночной экономики её также нельзя считать кратковременной. В рамках пенсионной системы распределительного типа это объективно вынуждает поддерживать очень высокий уровень тарифов взносов в Пенсионный фонд, в середине 1990-х гг. его значение достигало 29% от фонда оплаты труда. Столь высокий тариф отчислений наряду с прочими налога ми и обязательными взносами во внебюджетные фонды имел своим негативным следствием ярко выраженную тенденцию к уклонению плательщиков от уплаты налогов и обязательных отчислений. Наибольшие масштабы процесс «бегства от налогов» приобрел в негосударственном секторе экономики. Третья группа причин связана с относительно низким пенсионным возрастом и широким распространением системы досрочного выхода на пенсию, что в среднем снижало общий возраст на 3-5 лет. Это правовая и институциональная причина, которую, казалось бы, можно устранить законодательным путем. Однако, как показывает мировой опыт, изменение пенсионного возраста относится к числу наиболее чувствительных для населения вопросов и встречает серьезное общественное противодействие. Последующие события в России лишь подтвердили этот факт.

Четвёртая группа причин - финансово-экономические: рост задолженности предприятий по заработной плате из-за отсутствия прямого финансирования из бюджетов разных уровней и рост объёмов невыплаченной заработной платы; значительное расширение масштабов натурального (бартерного) обмена между товаропроизводителями; широкомасштабное использование денежных наличных средств в экономической деятельности; использование предприятиями специальных ссудных счетов; применение и натуральных форм оплаты труда и пр. Эти практики были характерны для первого этапа экономической трансформации и, как представлялось, носили временный характер. Между тем многие из них в модифицированном виде сохраняются и сегодня. Неформальная экономика в России не сокращается, а «творчески» приспосабливается к меняющимся социально-экономическим условиям Малева Т.М., Синявская О.В. Пенсионная реформа в России: история, результаты, перспективы. Аналитический доклад. С. 1-10..

С 2001 года и по настоящее время осуществляется новый виток реформ пенсионной системы. Необходимость реформирования пенсионной системы мотивировалась в первую очередь демографическими причинами. Так, по актуальным расчётам Пенсионного фонда РФ, к 2016 году на 1000 человек населения трудоспособного возраста количество лиц пенсионного возраста увеличится до 428 человек. Реформа пенсионной системы в Российской Федерации началась с принятия трех федеральных законов:

Федеральный закон Российской Федерации от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;

Федеральный закон Российской Федерации от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;

Федеральный закон Российской Федерации от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Этими законами были заложены краеугольные камни действующей пенсионной системы. Закон о трудовых пенсиях определил основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии. Закон о государственном пенсионном обеспечении урегулировал правоотношения, возникающие при предоставлении пенсий по государственному пенсионному обеспечению. Закон об обязательном пенсионном страховании установил организационные, правовые и финансовые основы пенсионного страхования в России. Помимо трёх указанных законов в систему пенсионного законодательства Российской Федерации входят также следующие законодательные акты:

Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;

Федеральный закон Российской Федерации от 06 марта 2001 года №21-ФЗ «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации»;

Федеральный закон Российской Федерации от 01 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;

Федеральный закон Российской Федерации от 07 мая 1998 года №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»;

Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2002 года №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»;

Федеральный закон Российской Федерации от 30 апреля 2008 года №56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» и т.д. Некоторые положения законов, входящих в систему пенсионного законодательства, детализируются различными подзаконными актами: положениями, инструкциями и т.д.

Сейчас пенсии в Российской Федерации могут выплачиваться за счет средств:

*федерального бюджета (пенсии по государственному пенсионному обеспечению);

*бюджета субъектов РФ (в соответствии с нормативными правовыми актами данного субъекта);

*местных бюджетов (на основании нормативных правовых актов органов местного самоуправления);

*организаций (в соответствии с локальным нормативным актом конкретного предприятия);

*из накоплений на счету будущего пенсионера в негосударственном пенсионном фонде Филлипова И.А. Право социального обеспечения. Нижний Новгород: ННГАСУ, 2011. С. 34-35..

Несмотря на понимание большинства проблем пенсионной системы, два десятилетия постоянного реформирования в своём актуальном состоянии российская пенсионная система остаётся крайне несовершенной. Пожалуй, самая основная причина такого кроется в принципиальном исчерпании ресурсов и возможностей, предоставляемых старыми моделями пенсионных систем и методов пенсионного обеспечения. Таким образом, совсем скоро мы станем перед выбором: либо разработать принципиально новую модель, либо фактически быть неспособными осуществлять пенсионное обеспечение.

Применяется распределительная система при которой непосредственным источником выплат являются в зависимости от вида пенсии или ее части государственный бюджет или страховые взносы поступающие в ПФР. Негосударственное дополнительное пенсионное обеспечение – негосударственные пенсии выплачиваемые в рамках договоров с негосударственными пенсионными фондами финансируемые за счет взносов работодателей и работников в свою пользу и дохода полученного от их инвестирования.С 1 января 2015 года пакетом соответствующих законов в...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Общая характеристика пенсионный системы РФ

Пенсионная система - это система взаимосвязанных и взаимодействующих денежных источников, органов и учреждений, субъектов обеспечения, видов обеспечения и нормативных правовых актов, направленных на реализацию прав граждан в области пенсионного обеспечения. Представляя собой целостное образование, пенсионная система в зависимости от источников финансирования и субъектов обеспечения состоит из нескольких структурных элементов - частей, которыми являются: 1) пенсионное обеспечение по обязательному пенсионному страхованию;

2) государственное пенсионное обеспечение; 3) дополнительное пенсионное обеспечение. Каждая из частей пенсионной системы в свою очередь является системой, состоящей из элементов, которые находятся во взаимосвязи. Элементами каждой из частей пенсионной системы выступают подсистемы: 1) финансирования; 2) управления; 3) субъектов обеспечения; 4) видов обеспечения; 5) правовая.

Во многом особенности пенсионной системы определяются лежащими в ее основе принципами финансирования - распределительным или накопительным. В настоящее время в Российской Федерации в результате проведенной реформы пенсионная система носит смешанный характер. Применяется, во-первых, распределительная система, при которой непосредственным источником выплат являются в зависимости от вида пенсии или ее части государственный бюджет или страховые взносы, поступающие в ПФР. Во-вторых, используется обязательная накопительная система. В настоящее время на финансирование накопительной части взносы поступают за лиц 1967 года рождения и моложе. Средства по выбору застрахованного лица уплачиваются в ПФР или негосударственный пенсионный фонд, могут переводиться из одного фонда в другой. В-третьих, существует дополнительное пенсионное обеспечение (применяются распределительные и накопительные принципы). Абсолютное преобладание с точки зрения количества пенсий и их доли в общих расходах на пенсионное обеспечение имеет распределительный принцип.

  • Пенсионное обеспечение

В Российской Федерации действуют три вида пенсионного обеспечения:

Государственное пенсионное обеспечение, основанное на финансировании пенсий за счет средств федерального бюджета. Пенсия по государственному пенсионному обеспечению назначается государственным служащим (в том числе военнослужащим, сотрудникам силовых ведомств, а также членам их семей), участникам Великой Отечественной войны, гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, космонавтам и членам их семей, работникам летно-испытательного состава, а также социально незащищенным гражданам, которые в силу обстоятельств не приобрели права на трудовую пенсию, – нетрудоспособным гражданам.

Обязательное пенсионное страхование, включающее в себя трудовую пенсию по старости (в составе страховой и накопительной частей) и трудовую пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца (в составе страховой части) и финансируемое за счет страховых взносов работодателя. Право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, зарегистрированные в системе обязательного пенсионного страхования, нетрудоспособные члены семей застрахованных лиц, в случае потери кормильца. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами России.

Негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение – негосударственные пенсии, выплачиваемые в рамках договоров с негосударственными пенсионными фондами, финансируемые за счет взносов работодателей и работников в свою пользу и дохода, полученного от их инвестирования.

С 1 января 2015 года пакетом соответствующих законов в России введен новый порядок формирования пенсионных прав граждан и начисления пенсии в системе обязательного пенсионного страхования. Установлено три вида страховых пенсий: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца. Накопительная часть пенсии выделена в самостоятельный вид пенсии. На формирование и назначение пенсий по государственному пенсионному обеспечению (социальных пенсий, за выслугу лет, по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца) новый порядок не распространяется.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению – ежемесячная государственная денежная выплата, которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданина из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению выплачивается за счет средств Федерального бюджета и бывает следующих видов:

  • социальная пенсия – назначается нетрудоспособным гражданам: женщинам – с 60 лет, мужчинам – с 65 лет, инвалидам I, II, III групп, в том числе инвалидам с детства, детям-инвалидам, детям до 18 лет и старше, но не более 23 лет, обучающимся по очной форме в образовательных учреждениях, потерявшим одного или обоих родителей, и детям умершей одинокой матери, гражданам из числа малочисленных народов Севера: мужчинам – с 55 лет и женщинам – с 50 лет;
    • за выслугу лет – назначается федеральным государственным гражданским служащим, военнослужащим, космонавтам и работникам летно-испытательного состава;
    • по старости – назначается пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;
    • по инвалидности – назначается военнослужащим, участникам ВОВ, лицам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, космонавтам;
    • по случаю потери кормильца – назначается членам семьи военнослужащих, граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, космонавтов.
  • Социальные выплаты

Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в соответствии с действующим российским законодательством осуществляют социальные выплаты. К ним относятся, в частности, ежемесячная денежная выплата отдельным категориям граждан из числа федеральных льготников и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение.

Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение (ДЕМО) – ежемесячные выплаты отдельным категориям граждан. Право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение имеют только граждане Российской Федерации независимо от места их проживания.

ДЕМО в размере 1 000 руб. устанавливается:

  • инвалидам и участникам Великой Отечественной войны;
    • инвалидам вследствие военной травмы;
    • бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания.

ДЕМО в размере 500 руб. устанавливается:

  • военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, а также военнослужащим, награжденным орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
    • вдовам погибших в годы войны военнослужащих; вдовам инвалидов Великой Отечественной войны;
    • лицам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
    • бывшим совершеннолетним узникам нацистских концлагерей, тюрем и гетто.

ДЕМО выплачивается территориальным органом ПФР одновременно с пенсией.

Гражданам, имеющим право на ДЕМО, но не реализовавшим его своевременно, необходимо подать заявление о назначении этой выплаты в территориальный орган ПФР по месту жительства. Если гражданин имеет право на ДЕМО, но он не является пенсионером, эта выплата также назначается и выплачивается территориальными органами ПФР по месту жительства, а в случае постоянного проживания за пределами России – Пенсионным фондом Российской Федерации.

В случае если гражданин одновременно имеет право на получение ДЕМО по нескольким основаниям, оно устанавливается по одному основанию, предусматривающему более высокий размер выплаты.

Ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) – социальная выплата, устанавливаемая территориальными органами ПФР отдельным категориям граждан из числа:

  • ветеранов (Великой Отечественной войны, боевых действий и т.д.);
    • инвалидов, включая детей инвалидов;
    • бывших несовершеннолетних узников фашизма;
    • лиц, пострадавших в результате воздействия радиации.

Для назначения ЕДВ гражданину необходимо подать письменное заявление в ПФР по месту жительства (по месту фактического проживания). Граждане, получающие пенсию, подают заявление об установлении ЕДВ в территориальный орган ПФР, осуществляющий их пенсионное обеспечение.
В случае если гражданин одновременно имеет право на получение ЕДВ по нескольким основаниям в рамках одного закона, ЕДВ устанавливается по одному основанию, предусматривающему более высокий размер выплаты.

Набор социальных услуг (НСУ) – получатели единовременной денежной выплаты имеют право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, который включает в себя:

  • дополнительную бесплатную медицинскую помощь, в том числе предусматривающую обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение;
    • бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

При предоставлении социальных услуг граждане, имеющие I группу инвалидности, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.

Отказ от набора социальных услуг – граждане, имеющие право на набор социальных услуг, могут выбирать: получать социальные услуги в натуральной форме или в денежном эквиваленте. Допускается замена набора социальных услуг деньгами полностью либо частично.

Для того чтобы отказаться от получения набора социальных услуг в натуральной форме и получать денежные средства, необходимо до 1 октября подать заявление об отказе от получения социальных услуг или одной социальной услуги в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, который осуществляет ЕДВ.

На оплату предоставления гражданину набора социальных услуг с 1 апреля 2010 года направляется 705 руб. 10 коп. в месяц.

Достаточно единожды подать заявление об отказе от льгот в натуральном виде (получение лекарств, бесплатный проезд и т.д.), после чего нет необходимости ежегодно подтверждать свое решение. Поданное заявление об отказе будет иметь силу до того момента, пока гражданин не примет решение возобновить получение льгот. В этом случае льготнику надо будет до 1 октября подать заявление в управление Пенсионного фонда по месту жительства.

Социальная доплата к пенсии – доплата к пенсии до уровня регионального прожиточного минимума пенсионера, устанавливаемая всем неработающим пенсионерам, чей совокупный материальный доход ниже его величины.

Социальная доплата бывает двух видов: федеральная либо региональная.

Федеральная доплата устанавливается, если пенсионер живет в регионе, где прожиточный минимум пенсионера ниже федерального прожиточного минимума. Она выплачивается Пенсионным фондом Российской Федерации.

Региональная доплата устанавливается, если пенсионер проживает в субъекте Российской Федерации, где прожиточный минимум пенсионера выше федерального. Она выплачивается органами социальной защиты населения региона.

Для получения социальной доплаты тем, кто вышел на пенсию до 1 января 2010 года, ничего делать не надо – ПФР совместно с органами соцзащиты рассчитали сумму соцдоплаты. Тем, кто выходит на пенсию после 1 января 2010 года, соцдоплата устанавливается одновременно с назначением пенсии по заявлению гражданина.

Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи – персонифицированный список федеральных льготников, ведение которого осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации для реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на эти цели.

Повышение пенсий и социальных выплат

С 2015 года индексация страховых пенсий будет осуществляться через индексацию стоимости пенсионного балла. На 1 января 2015 года его стоимость составляет 64,1 рубля. В бюджете ПФР заложены расходы на индексацию стоимости коэффициента с 1 февраля 2015 года на 7,5%, однако стоимость балла будет проиндексированы на фактически сложившийся индекс потребительских цен за 2014 год – 11,5% (ожидается). Вместе со страховой пенсией на фактический уровень инфляции 1 февраля будет проиндексирована и фиксированная выплата к ней (аналог нынешнего фиксированного базового размера).

В итоге февральской индексации среднегодовой размер страховой пенсии по старости в 2015 году составит не менее 12 844 рублей.

С 1 апреля 2015 года на фактически сложившийся индекс роста уровня прожиточного минимума пенсионера – не менее 12,3% – будут проиндексированы социальные пенсии. В результате в 2015 году среднегодовой размер социальной пенсии составит не менее 8 496 рублей.

1 апреля размеры ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) будут проиндексированы на 5,5%.

Материнский капитал

Размер материнского капитала с 1 января 2015 года будет проиндексирован и составит 453 026 рублей, что на 23,6 тыс. рублей больше, чем в 2014 году. На выплату его средств в 2015 году в бюджете ПФР заложено до 344,5 млрд. рублей. Это на 43,5 млрд. рублей больше, чем в 2014 году. Направления использования материнского капитала остаются прежними: улучшение жилищных условий семьи, обучение и содержание детей в образовательных учреждениях, увеличение пенсии мамы.

Страховые взносы и отчетность

Тариф страхового взноса на обязательное пенсионное страхование в 2015 году остается на уровне 22%. Предельный фонд оплаты труда, с которого уплачиваются страховые взносы в систему обязательного пенсионного страхования, в 2015 году будет проиндексирован и составит 711 тыс. рублей (плюс 10% сверх этой суммы).

При этом по-прежнему дополнительный тариф страховых взносов для работодателей, имеющих рабочие места на вредных и опасных производствах (если работодатель не проводит спецоценку условий труда), в 2015 году составит по Списку №1 – 9%, по Списку №2 и «малым спискам» – 6%.

Численность работников организаций, которые должны представлять в ПФР отчетность в электронном виде, снижается с 50 до 25 человек. То есть теперь, если количество сотрудников, которым производятся выплаты, в компании превышает 25 человек, то отчетность по страховым взносам представляется в форме электронного документа с электронной подписью. При этом уже почти 90% страхователей уже перешли на электронное взаимодействие с ПФР.

С 2015 года суммы страховых взносов в соответствующие государственные внебюджетные фонды работодатели должны определять точно: в рублях и копейках. До 2015 года суммы страховых взносов определяли в полных рублях.

Помимо этого с 2015 года с выплат иностранным гражданам и лицам без гражданства, временно пребывающим на территории РФ, начисляются пенсионные взносы вне зависимости от срока действия заключенных трудовых договоров.

В 2015 году индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы и другие физические лица, уплачивающие страховые взносы в фиксированном размере и чья величина дохода превышает 300 тыс. рублей, впервые уплачивают 1% от суммы превышения величины дохода за расчетный период. Этот 1% необходимо уплатить не позднее 1 апреля, следующего за отчетным годом .

Программа государственного софинансирования пенсии

31 декабря 2014 года закрывается вступление в Программу государственного софинансирования пенсии. У всех тех, кто успеет стать участником Программы до этого срока, есть возможность сделать первый взнос для ее «активации» – до 31 января 2015 года включительно.

Таким образом, всем тем, кто вступил или вступит в программу в период с 1 октября 2008 года по 31 декабря 2014 года и сделал или сделает первый взнос до 31 января 2015 года включительно, государство обеспечит софинансирование добровольных взносов на будущую пенсию в течение 10 лет (с года первого взноса) при условии уплаты взносов в сумме не менее 2 000 рублей за год.

Выбор варианта пенсионного обеспечения

Граждане 1967 года рождения и моложе в 2015 году имеют возможность выбрать вариант формирования пенсионных прав: либо формировать страховую и накопительную пенсии, либо выбрать формирование только страховой пенсии.

Выбор варианта будет напрямую влиять на количество пенсионных баллов, которое гражданин может набрать за год. Если гражданин формирует только страховую пенсию, максимальное количество баллов, которое он может заработать за год, – 10. Если гражданин формирует и страховую, и накопительную пенсии – 6,25.

При выборе соотношения процентов формирования страховой и накопительной пенсий следует помнить о том, что страховая пенсия гарантированно увеличивается государством не ниже уровня инфляции. Средства же накопительной пенсии инвестирует на финансовом рынке выбранный гражданином негосударственный пенсионный фонд или управляющая компания. Доходность пенсионных накоплений зависит от результатов их инвестирования, может быть и убыток от инвестирования. В этом случае к выплате гарантируется лишь сумма уплаченных страховых взносов.

Важно отметить, что в 2015 году независимо от выбора варианта пенсионного обеспечения у всех граждан формируются пенсионные права только на страховую пенсию исходя из всей суммы – 22% – начисленных страховых взносов.

Выплата средств пенсионных накоплений

В 2015 году Пенсионный фонд продолжит выплачивать средства пенсионных накоплений. Если гражданин уже является пенсионером или имеет право на назначение пенсии и при этом имеет средства пенсионных накоплений, то ему следует обратиться в ПФР за соответствующей выплатой. Если гражданин формирует свои пенсионные накопления через негосударственный пенсионный фонд, то с заявлением следует обратиться в соответствующий НПФ.

Важно отметить, что с 2015 года вносятся изменения в сроки обращения за назначением единовременной выплаты. Напомним, если при выходе на пенсию объем пенсионных накоплений гражданина в общей сумме его пенсии составляет пять или менее процентов, пенсионные накопления выплачиваются в виде единовременной выплаты. Теперь, с 2015 года, если гражданин получил свои пенсионные накопления в виде единовременной выплаты, следующая единовременная выплата может быть произведена ему не раньше, чем через пять лет. Данное изменение в первую очередь касается участников Программы государственного софинансирования пенсии, являющихся пенсионерами.

Общая характеристика системы социальных пособий, социальной помощи и социального обслуживания в РФ

Социальные пособия - это выплаты, производимые гражданам в установленных законом случаях ежемесячно, периодически или единовременно, с целью возмещения полностью либо частично временно утраченного заработка или оказания материальной поддержки.

В настоящее время предусмотрены следующие виды пособий, выделенные по основанию для их предоставления (помимо пособий и компенсационных выплат в связи с материнством, отцовством и детством). А именно:

1. пособие по временной нетрудоспособности;

2. пособие по беременности и родам;

3. пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

4. пособие при рождении ребенка;

5. пособие на период по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

6. пособие на ребенка;

7. пособие на погребение;

8. пособие по безработице.

Как правило, правом на получение пособий при наступлении соответствующих обстоятельств пользуются все граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, в том числе беженцы, проживающие на территории России.

Общие правила, касающиеся всех видов пособий, которые предоставляются гражданам, имеющим детей:

1. Пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, а также ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет назначаются, если обращение за ними последовало не позднее шести месяцев соответственно со дня окончания отпуска по беременности и родам, со дня рождения ребенка, со дня достижения ребенком возраста полутора лет.

2. Обязанность получателей государственных пособий своевременно извещать органы, назначающие пособия, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пособий или прекращение их выплаты.

3. Излишне выплаченные суммы государственных пособий удерживаются с них лишь в том случае, если переплата произошла по их вине (представление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на исчисление размера пособия и т.д.). Удержания производятся в размере не свыше 20 % либо суммы пособия, причитающейся получателю при каждой последующей его выплате, либо суммы заработной платы получателя в соответствии с законодательством о труде. При прекращении выплаты пособия оставшаяся задолженность взыскивается с получателя в судебном порядке. Суммы, излишне выплаченные получателю по вине органа, назначившего государственное пособие, удержанию не подлежат, за исключением случая счетной ошибки. В этом случае ущерб взыскивается с виновных лиц в порядке, установленном законодательством.

4. Размеры государственных пособий в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением этих коэффициентов, если они не учтены в составе заработной платы. Социальные пособия исчисляются на основе либо индивидуального заработка, либо определенного социального стандарта, соответствующего экономическим возможностям государства и соизмеримого, как правило, с прожиточным минимумом в стране. Федеральным законом от 7 августа 2000 г. «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» предусмотрено, что впредь размеры пособий и других обязательных социальных выплат устанавливаются в твердых суммах. Размеры этих выплат в соответствии с законом устанавливаются ежегодно исходя из величины прожиточного минимума в целом по стране. Законами субъектов РФ могут устанавливаться более высокие их размеры за счет средств соответствующих бюджетов. Закон от 7 августа 2000 г. также установил, что с 1 января 2001 г. размеры социальных выплат определяются исходя из базовой суммы 100 руб. В связи с этим во все иные законы и подзаконные акты были внесены изменения.

Социальные пособия классифицируются по различным критериям, помимо оснований для их предоставления:

1. по их целевому назначению:

Компенсация полностью или частично временно утраченного заработка (пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, пособие по безработице);

Оказание помощи в пополнении доходов в связи с наступлением различных иных обстоятельств (пособие при рождении ребенка, пособие на погребение, пособие на ребенка).

2. по продолжительности их выплаты:

Ежемесячные (пособие на ребенка);

Единовременные (пособие женщинам, вставшим на учет в медицинском учреждении в ранние сроки беременности, пособие при рождении ребенка);

Периодические (на период временной нетрудоспособности).

3. в зависимости от источника средств, за счет которых выдаются пособия:

Выплачиваемые за счет средств централизованных внебюджетных фондов обязательного социального страхования;

Бюджетных ассигнований.

4. в зависимости от контингента граждан — получателей:

Пособия для всех (пособие на ребенка, пособие при рождении ребенка);

Пособия для работающих, в том числе определенных категорий занятого населения (пособие по беременности и родам — для работающих женщин по найму и проходящих определенную службу).

Следует иметь в виду, что одно и то же пособие различным категориям граждан может выплачиваться за счет разных источников. Так, пособие по беременности и родам женщинам, работающим по найму, выдается за счет средств государственного социального страхования, а женщинам, проходящим военную и некоторую другую службу, — за счет бюджетных ассигнований. То же касается пособия за время отпуска по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет. Есть «скрытые» пособия, они характерны для граждан, проходящих военную и некоторую иную службу. Граждане, проходящие такую службу, не обеспечиваются, например, пособиями по временной нетрудоспособности, а женщины и пособиями по беременности и родам. За соответствующие периоды временной нетрудоспособности или отпуска по беременности и родам за ними сохраняется в полном объеме установленное денежное довольствие. Для них, следовательно, сохраненное довольствие является соответствующим пособием.

Социальные выплаты

Инвалиды и дети-инвалиды имеют право на ежемесячную денежную выплату . ЕДВ устанавливают и выплачивают территориальные органы ПФР по месту проживания гражданина.

Выплаты по уходу за нетрудоспособными гражданами, детьми-инвалидами и инвалидами с детства 1 группы

Компенсационная выплата неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами

Неработающему трудоспособному гражданину, который осуществляет уход за нетрудоспособным гражданином (инвалидом I группы, за исключением инвалидов с детства I группы, а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет), независимо от их совместного проживания и от того, является ли он членом его семьи, устанавливается ежемесячная компенсационная выплата.

Размер компенсационной выплаты составляет 1200 рублей. Выплата производится вместе с пенсией, назначенной нетрудоспособному гражданину.

Ежемесячная выплата лицам, осуществляющим уход за детьми инвалидами и инвалидами с детства I группы

Родителям (усыновителям), опекунам (попечителям) и другим лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы, устанавливается ежемесячная выплата.

Размер ежемесячной выплаты составляет:

  • родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю) - 5500 рублей;
  • другим лицам - 1200 рублей.

Компенсационная или ежемесячная выплата назначается с месяца, в котором гражданин, осуществляющий уход, обратился за ее назначением с заявлением и всеми необходимыми документами в орган, производящий назначение и выплату пенсии гражданину, за которым осуществляется уход, но не ранее дня возникновения права на указанную выплату.

Для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, указанный размер компенсационных и ежемесячных выплат увеличивается на соответствующий районный коэффициент.

Период ухода засчитывается лицу, осуществляющему уход за инвалидом 1 группы, ребенком-инвалидом и лицом, достигшим возраста 80 лет, в страховой стаж в размере 1,8 пенсионных баллов за каждый год ухода. Это позволяет ухаживающему лицу формировать свои пенсионные права для получения страховой пенсии.

Компенсационная и ежемесячная выплата по уходу назначается одному неработающему трудоспособному лицу в отношении каждого нетрудоспособного гражданина, ребенка-инвалида или инвалида с детства 1 группы на период осуществления ухода за ним. Пенсионеры и лица, получающие пособие по безработице, права на компенсационную и ежемесячную выплату не имеют, поскольку уже являются получателями социального обеспечения в виде пенсии или пособия по безработице, установленных им в целях компенсации утраченного заработка или иного дохода

Компенсационная и ежемесячная выплаты производятся вместе с пенсией, назначенной нетрудоспособному гражданину, ребенку-инвалиду или инвалиду с детства 1 группы.

ВАЖНО! В случае прекращения ухода, выхода на работу или начала осуществления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж, назначения пенсии, пособия по безработице гражданин, осуществляющий уход, обязан самостоятельно в течение 5 дней известить об этом ПФР, чтобы своевременно прекратить осуществление компенсационной или ежемесячной выплаты. В противном случае гражданину придется вернуть в ПФР неправомерно полученные денежные средства.

Тем гражданам, кто по состоянию здоровья не может самостоятельно ухаживать за собой и вести быт, как правило, кто-нибудь помогает. Неработающие трудоспособные граждане, которые осуществляют уход, имеют право на получение компенсационной или ежемесячной выплаты.

Виды выплат ухаживающим лицам

Компенсационная выплата

Устанавливается неработающему трудоспособному гражданину, который осуществляет уход за нетрудоспособным гражданином, независимо от факта совместного проживания и от того, является ли он членом его семьи.

К нетрудоспособным гражданам, за которыми осуществляется уход, относятся:

  • инвалиды I группы, за исключением инвалидов с детства I группы;
  • престарелые граждане, нуждающиеся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе;
  • граждане, достигшие 80 лет.

Ежемесячная выплата

Устанавливается неработающему трудоспособному гражданину, который осуществляет уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы.

Компенсационная/ежемесячная выплата по уходу устанавливается одному неработающему трудоспособному лицу в отношении каждого нетрудоспособного гражданина, ребенка-инвалида и инвалида с детства I группы на период ухода за ними и выплачивается ежемесячно.

Размер компенсационной выплаты составляет 1 200 рублей.

Размер ежемесячной выплаты составляет: родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю) – 5 500 рублей, другим лицам – 1 200 рублей.

Для граждан, которые проживают в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующими дополнительных материальных и физиологических затрат от проживающих там граждан, указанный размер выплат увеличивается на соответствующий районный коэффициент. Этот коэффициент применяется в данных районах (местностях) при определении размеров пенсий.

Куда обратиться

Для назначения компенсационной или ежемесячной выплаты гражданину, который осуществляет уход, необходимо обратиться в орган, осуществляющий выплату пенсии гражданину, за которым осуществляется уход.

Какие документы представить

  • заявление гражданина, осуществляющего уход, с указанием своего места жительства и даты начала ухода;
  • заявление нетрудоспособного гражданина, инвалида с детства I группы или законного представителя ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет о согласии на осуществление ухода конкретным лицом. Ребенок-инвалид, достигший 14 лет, вправе подать заявление от своего имени. Если уход осуществляется за гражданином, который признан в установленном порядке недееспособным, такое заявление подается от имени его законного представителя с предъявлением документов, подтверждающих его полномочия. От родителей, осуществляющих уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, такое заявление не требуется. При необходимости подлинность подписи нетрудоспособного гражданина, ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или инвалида с детства I группы на указанном заявлении может подтверждаться актом обследования органа, осуществляющий выплату пенсии гражданину, за которым осуществляется уход;
  • справку о том, что пенсия гражданину, осуществляющему уход, не назначалась. Эту справку должен выдать орган, осуществляющий назначение и выплату пенсии по месту жительства либо месту пребывания ухаживающего лица;
  • справку о том, что гражданин, осуществляющий уход, не получает пособие по безработице. Эту справку выдают органы службы занятости по месту жительства ухаживающего лица;
  • выписку из акта освидетельствования нетрудоспособного гражданина, гражданина, признанного ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы, или медицинское заключение о признании ребенка в возрасте до 18 лет инвалидом. Выписку из акта освидетельствования направляет федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы в орган, осуществляющий выплату пенсии;
  • заключение лечебного учреждения о нуждаемости престарелого гражданина (достигшего возраста 60 лет – мужчины и 55 лет – женщины) в постоянном постороннем уходе;
  • документ, удостоверяющий личность, и трудовую книжку лица, осуществляющего уход, а также трудовую книжку нетрудоспособного гражданина;
  • разрешение (согласие) одного из родителей (усыновителя, попечителя) и органа опеки и попечительства на осуществление ухода обучающимся гражданином, который достиг 14 лет, в свободное от учебы время;
  • справку образовательного учреждения, подтверждающую факт обучения по очной форме гражданина, осуществляющего уход;
  • документы, подтверждающие полномочия законного представителя лица, за которым осуществляется уход (удостоверение, выданное органом опеки и попечительства, а при его отсутствии - решение органа опеки и попечительства, свидетельство об усыновлении, паспорт и иные документы, удостоверяющие личность).

Если перечисленные документы есть в пенсионном деле гражданина, за которым осуществляется уход, их представлять не нужно.

Если нетрудоспособный гражданин, ребенок-инвалид или инвалид с детства I группы является получателем пенсий по линии ПФР и одновременно силового ведомства, ухаживающее лицо вправе обратиться по месту получения любой пенсии. При этом понадобится справка (сведения) о неназначении компенсационной/ежемесячной выплаты по уходу за нетрудоспособным гражданином, ребенком-инвалидом или инвалидом с детства I группы, которую выдает орган, осуществляющий выплату соответствующей пенсии. За консультацией по вопросам представления необходимых документов следует обращаться к специалистам клиентской службы территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или пенсионной службы соответствующего силового ведомства.

Бланк заявления на ежемесячную/компенсационную выплату

Бланк заявления нетрудоспособного гражданина, инвалида с детства I группы или законного представителя ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет о согласии на осуществление ухода конкретным лицом.

Сроки назначения

Компенсационная или ежемесячная выплата назначается с месяца, в котором гражданин, осуществляющий уход, обратился за ее назначением с заявлением и всеми необходимыми документами в орган, осуществляющий выплату пенсии гражданину, за которым осуществляется уход, но не ранее дня возникновения права на указанную выплату. При этом компенсационная или ежемесячная выплата производится к установленной нетрудоспособному гражданину, ребенку-инвалиду или инвалиду с детства I группы пенсии и осуществляется в течение периода осуществления ухода за ним.

Если наступили обстоятельства, влекущие прекращение осуществления компенсационной/ежемесячной выплаты, гражданин, осуществляющий уход, обязан известить об этом в течение пяти дней орган, осуществляющий выплату пенсии гражданину, за которым осуществляется уход.

Ежемесячная денежная выплата в повышенном размере пенсий и пособий

Неработающим инвалидам и детям-инвалидам, постоянно проживающим на территориях, подвергшихся радиационному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, устанавливается ежемесячная денежная выплата в повышенном размере пенсий и пособий. Эта выплата носит компенсационный характер, так как производится только в период постоянного проживания на территории соответствующей зоны, возмещая таким образом вред за риск проживания на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению.

При выезде на жительство из одной зоны в другую, а также в «чистые» районы или в случае поступления на работу выплата прекращается.

Ежемесячные выплаты устанавливаются в твердых размерах, которые зависят от времени проживания в указанных зонах – с 26 апреля 1986 года или со 2 декабря 1995 года, и ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции.

Для установления выплаты необходимо обратиться в территориальный орган ПФР по месту жительства.

Социальное обслуживание представляет собой регламентированную ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Оно основывается на принципах:

адресности;

доступности;

добровольности;

гуманности;

приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;

конфиденциальности;

профилактической направленности.

Мероприятия по социальному обслуживанию осуществляются в рамках государственной системы социальных служб. Данная система состоит из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, которые являются собственностью субъектов РФ и находятся в ведении органов государственной власти субъектов РФ. Социальное обслуживание осуществляется также предприятиями и учреждениями иных форм собственности и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.

Клиентами социальных служб являются граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации, нуждающиеся в этой связи в предоставлении социальных услуг.

Под трудной жизненной ситуацией понимается ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.

Социальные услуги определяются как действия по оказанию помощи отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Законодательство устанавливает следующие формы социального обслуживания:

1. Материальная помощь - предоставляется гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе. Основания и порядок предоставления материальной помощи устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ.

2. Социальное обслуживание на дому - осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании. Одиноким гражданам и гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, предоставляется помощь на дому в виде социальнобытовых, социально-медицинских услуг и иной помощи.

3. Социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания - осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.

4. Временный приют в специализированном учреждении социального обслуживания - предоставляется детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, безнадзорным несовершеннолетним, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного места жительства и определенных занятий, гражданам, пострадавшим от физического или психического насилия, стихийных бедствий, в результате вооруженных и межэтнических конфликтов, другим клиентам социальной службы, нуждающимся в предоставлении временного приюта.

5. Организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания - предоставляется социально-бытовое, социально-медицинское и иное обслуживание сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации.

6. Консультативная помощь - в учреждениях социального обслуживания клиентам социальной службы предоставляются консультации по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты.

7. Реабилитационные услуги - социальные службы оказывают помощь в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в реабилитационных услугах.

Социальное обслуживание может осуществляться социальными службами как бесплатно, так и за плату.

Учреждениями социального обслуживания независимо от форм собственности являются:

1) комплексные центры социального обслуживания населения;

2) территориальные центры социальной помощи семье и детям;

3) центры социального обслуживания;

4) социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;

5) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

6) социальные приюты для детей и подростков;

7) центры психолого-педагогической помощи населению;

8) центры экстренной психологической помощи по телефону;

9) центры (отделения) социальной помощи на дому;

10) дома ночного пребывания;

11) специальные дома для одиноких престарелых;

12) иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.

Социальное обслуживание населения, осуществляемое в соответствии с нормами, устанавливаемыми органами государственной власти субъектов РФ, и финансовое обеспечение учреждений социального обслуживания являются расходными обязательствами субъектов РФ.

PAGE \* MERGEFORMAT 1

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

6762. Общая характеристика судебной системы 20.82 KB
Низшим звеном выступают арбитражные суды первой инстанции в республиках краях областях городах федерального значения автономной области автономных округах арбитражные суды субъектов РФ. До их создания функции апелляционной инстанции в системе арбитражных судов будут по прежнему выполнять арбитражные суды субъектов РФ. Суд первой инстанции это суд подразделение суда рассматривающий и разрешающий дело по существу. Судопроизводство в первой инстанции осуществляется с участием обеих сторон-обвинения и защиты истца и ответчика и с...
6847. Общая характеристика основных принципов избирательной системы Российской Федерации 7.25 KB
Избирательные права граждан РФ: 1 право участвовать в выдвижении кандидатов списков кандидатов; 2 участвовать в предвыборной агитации; 3 участвовать в наблюдении за проведением выборов работой избирательных комиссий включая установление итогов голосования и определение результатов выборов; 4 принимать участие в других избирательных действиях в порядке установленном Конституцией РФ федеральными законами конституциями уставами законами субъектов РФ. Реализацию принципа всеобщего избирательного права обеспечивает право граждан...
6032. Особенности субъективного и объективного обследования. Основные симптомы и синдромы. Лабораторные и инструментальные методы обследования. Общая характеристика болезней мочеполовой системы 16.39 KB
Мочевыделительная система человека включает мочеиспускательный канал, мочевой пузырь, мочеточники и почки. Она регулирует количество и состав жидкости в организме и выводит отработанные продукты (шлаки) и избыточную жидкость.
10716. Глобальные сети. Общая характеристика 138.57 KB
Глобальные сети. Глобальные сети Wide re Networks WN которые также называют территориальными компьютерными сетями служат для того чтобы предоставлять свои сервисы большому количеству конечных абонентов разбросанных по большойтерритории в пределах области региона страны континента или всего земногошара. Ввиду большой протяженности каналов связи построение глобальной сетитребует очень больших затрат в которые входит стоимость кабелей и работ по ихпрокладке затраты на коммутационное оборудование и промежуточную...
13428. Общая характеристика нагрева материалов 1.85 MB
Общая характеристика нагревания лазерным излучением Рассмотрим тепловые эффекты в конденсированных средах и основные особенности температурной кинетики при лазерном воздействии. При рассмотрении процессов воздействия ЛИ на материалы необходимо знать энергетические характеристики: поглощенную долю падающего потока максимальную плотность мощности ЛИ длительность импульса длину волны пространственное распределение плотности мощности и условия фокусировки. Для описания тепловых источников при...
14178. Общая характеристика ценных бумаг 29.48 KB
Понятие и правовая природа ценной бумаги. Документарные и бездокументарные ценные бумаги и их особенности. Понятие и правовая природа ценной бумаги Ценная бумага является категорией как юридической так и экономической. В экономике ценные бумаги выполняют следующие функции.
7309. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕМЕТАЛЛИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ 15.97 KB
Аллотропные модификации Карбона Сульфура и Фосфора. Аллотропные модификации – это простые вещества состоящие из одного химического элемента. Аллотропные модификации Оксигена № п п Признаки сравнения Кислород О2 Озон О3 1 Строение молекулярное молекулярное 2 Агрегатное состояние газ газ 3 Запах без запаха запах свежести 4 Цвет бесцветный голубоватый 5 Растворимость в воде плохая в 10 раз лучше 6 Химическая активность высокая очень высокая 7 Биологическое действие не ядовитый ядовитый Озоновый слой расположен над поверхностью Земли на...
6157. Происхождение права общая характеристика 18.3 KB
Основные пути возникновения права I. По вопросу о понятии сущности и условиях происхождения права существует целый ряд мнений взглядов теорий. Изучение процесса происхождения права имеет не только чисто познавательный но и политико-практический характер.
10257. Функциональные компоненты ОС. Общая характеристика 216.77 KB
Все подсистемы разделяются на два больших класса по следующим признакам: по типам локальных ресурсов которыми управляет ОС; соответствующие подсистемы – подсистемы управления ресурсами; по специфические задачи применимым ко всем ресурсам; соответствующие подсистемы – подсистемы общие для всех ресурсов. Общие для всех ресурсов – это подсистемы: прикладного программного и пользовательского интерфейсов; защиты данных и администрирования. ФС виртуализирует для пользователя набор данных на внешнем накопителе в виде файла –...
12941. Общая характеристика рецепторов растений 22.16 KB
Рецепторы растений – это молекулы или молекулярные комплексы воспринимающие внешние или внутренние сигналы физической механической химической электрохимической осмотической или иной природы трансформирующие эти сигналы и передающие их структуре обеспечивающей формирование ответной реакции. Рецепторы растений можно охарактеризовать по крайней мере двумя особенностями. Рецепторные системы растений и животных Рецепторная система Растения Животные Специализированные рецепторные клетки нет есть Гликокаликс на внешней поверхности клетки...

В соответствии с законами РФ под пенсией понимается ежемесячная денежная выплата, которая дается гражданам в виде компенсации за утраченную ими возможность получать заработок в связи с рядом причин.

При этом пенсии подразделяются на 2 типа:

Трудовые пенсии, в свою очередь, могут быть:

  1. По старости;
  2. По инвалидности;

Пенсию по старости могут получить мужчины в 60 и более, а также женщины в возрасте не менее 55 лет.

При этом у пенсионера должен быть страховой стаж 5 лет и более.

Трудовую пенсию 2-го вида могут получать инвалиды 1, 2 и 3 группы. Ее назначение не зависит от , причины, по которой случилась инвалидность и времени, когда ее присвоили. При отсутствии страхового стажа инвалиду дается социальная пенсия.

Трудовую пенсию 3-го вида могут получать члены семьи, которые нетрудоспособны и были на умершего. К ним относятся, например, дети в возрасте до 18 лет.

Граждане, имеющие одновременно право на несколько типов трудовой пенсии, получают пенсию только одного типа.

Средства на трудовые пенсии поступают из страхового фонда. Этот фонд создается за счет страховых взносов, которые вносятся в этот фонд в процессе трудовой деятельности гражданин.

Средства на государственные пенсии берутся из бюджета. Их назначают по критериям, которые обозначены в специальном законе.

К таким выплатам относятся пенсии, выплачиваемые пенсионерам, находившимся на государственной гражданской службе, военной службе, а также на службе в правоохранительных органах.

История

Впервые пенсии начали выплачиваться во Франции офицерам–морякам в 1673 году, а в 1790 году там же начали платить пенсию госслужащим. Пенсионное обеспечение населения во Франции появилось в 1910 году, в Германии в 1890 году, а в Англии - в 1908 году. В дореволюционной России пенсионное обеспечение существовало только для некоторых слоев чиновников и военных.

В СССР положение о пенсиях был принято в 1930 году, а в 1932 году был установлен существующий по настоящее время возраст пенсионеров.

Окончательно система была утверждена в 1956 году соответствующим законом о пенсионном обеспечении.

Виды пенсионных систем

Пенсионные системы подразделяются на два типа:

  • распределительная;

До 2002 года пенсия в РФ выплачивалась из госбюджета и носила распределительный характер, то есть выплаты, которые делали работодатели за своих работников, поступали на выплату действующим пенсионерам.

С 2002 по 2010 год в пенсионном фонде существовало три части:

  • базовая;
  • страховая;
  • накопительная.

В настоящее время в РФ существует пенсионная система, которая включает два типа средств - часть их распределяется централизовано, а часть поступает в накопительный фонд. Создание накопительной части пенсионного фонда было связано с трудностями обеспечения пенсиями всех пенсионеров, число которых непрерывно возрастает.

В результате этого страховые взносы уже не могут полностью обеспечить выплаты пенсий, поэтому к ним добавляются средства из бюджета. Например, согласно проекту бюджета на 2016 год, планировалось добавить в пенсионный фонд 810 млрд. руб.

Вариант с накопительной частью подразумевает, что человек будет получать две пенсии - страховую, которая зависит от количества баллов и их стоимости, и накопительную, которая определяется количеством внесенных денег и их обслуживанием в пенсионных фондах.

Страховая часть взносов идет в пенсионный фонд России (ПФР), где она зачисляется на счет работающего гражданина. Зачисление происходит в форме баллов, по которым будут вычисляться пенсионные выплаты при выходе человека на пенсию. Эти баллы каждый год индексируются. В этом году стоимость 1 балла равна 74 руб. 27 коп. Кроме того, к страховой части пенсии прибавляется фиксированная выплата, которая также индексируется каждый год. В 2015 году она равна 4380 руб.

В зависимости от желания работника накопительная часть взносов может поступать в ПФР или выбранный работником негосударственный пенсионный фонд (НПФ). Эти средства ПФР может направлять в государственную УК или частные управляющие компании (УК). НПФ также направляет полученные средства в УК. УК инвестируют полученные средства с целью получения дивидендов и увеличения пенсионных средств.

Накопления начали производиться, начиная с 2002 года. При этом фонд накопления касается людей с 1967-м или более поздним годом рождения.

Это связано с тем, что старшее поколение не сможет накопить какой-либо значимой суммы для выплаты в качестве пенсии.

При этом, например, в 2012 года из обязательного взноса в ПФ, который составляет 22% от зарплаты, 6% отправлялось в фонд накопления. Деньги, поступающие в фонд накопления, также должны выплачиваться работнику при выходе его на пенсию.

По постановлению Правительства с начала 2014 года по конец 2016 года выплаты в фонд накопления были приостановлены. То есть, все 22% страховых взносов поступают в страховой фонд ПФР. Кроме того, ПФР было запрещено отправлять пенсионные накопления в управляющие компании и НПФ. Это, очевидно, связано с трудностями формирования страхового фонда для выплаты пенсий, а также опасениями по сохранности этих денег.

Для того чтобы в 2017 году восстановить выплату части взносов в фонд накопления гражданину надо было подать заявление в ПФР до конца прошлого года. При отсутствии такого заявления все его взносы будут поступать в страховой фонд.


Пенсия за рубежом

США

В США пенсия равна в среднем $1350, если стаж работника не менее 35 лет. Если стаж меньше, то пенсия всего $845. При этом до 40% американцев вносят деньги в НПФ.

При взносе в год $10000 через 10 лет можно иметь добавку к пенсии в $800. Кроме того, многие американцы имеют корпоративную добавку к пенсии, что составляет в среднем $500.

Для наемных работников пенсионные взносы равны семь с половиной процентов. Столько же платит работодатель.

Швеция

В Швеции работодатель платит в ПФ 18,5%. При этом 16% отчисляется в страховую часть, а 2,5% - в накопительную часть фонда. На пенсию люди уходят в 61 год. При этом если пенсионер продолжает работать до 67 лет, то ему добавляют 10%.

Пенсия составляет 980 евро. При небольшом трудовом стаже и сроке проживания в стране в 40 лет можно получить социальную пенсию в 750 евро и пособие на оплату жилья.

Кроме того, до 90% шведов получают доплаты от частных ПФ, которые финансируются компаниями, поощряющими таким образом своих работников.

Германия

В Германии пенсионные взносы составляют 20%, из которых половину платит работодатель. На пенсию немцы уходят в 65 лет. Ограничением в системе является то, что взносы платятся с суммы не более $6000 в месяц. Остальные взносы они платят обычно в частные фонды страхования. В результате пенсия может доходить до 70% от заработка. Но для этого надо иметь стаж работы не менее 12 лет.

Что из себя представляет современная пенсионная система России?

Пенсионная система России - это совокупность создаваемых в Российской Федерации институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии. Пенсионная система в современном виде введена в России с 1 января 2002 года.

Пенсионная система России состоит из трех видов пенсионного обеспечения: государственное пенсионное обеспечение, обязательное пенсионное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение.

Ниже можно ознакомиться со сравнительной характеристикой этих видов пенсионного обеспечения.

Какие виды пенсий существуют?

В рамках государственного пенсионного обеспечения выплачиваются пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее — государственные пенсии).

В рамках обязательного пенсионного страхования выплачиваются .

В рамках негосударственного пенсионного обеспечения выплачиваются .

Что такое государственное пенсионное обеспечение?

Таким образом, чем выше заработная плата, тем выше будет размер пенсии. Однако нужно учитывать, что существует . Данная величина ежегодно индексируется с учетом роста средней заработной платы в России. В 2017 году она составляет 876 000 рублей нарастающим итогом с начала года (в 2016 году – 796 000 рублей). Иными словами, как только заработок в течение года достигнет 876 000 рублей, страховые взносы в Пенсионный фонд РФ (ПФР) на страховую и накопительную пенсию гражданина перечисляться не будут.

В чем заключается система негосударственного пенсионного обеспечения?

(НПО) – это формирование за счет добровольных пенсионных взносов граждан (из личных средств) либо работодателей (из собственных средств).

Услуги по НПО оказываются (НПФ). Между НПФ и гражданином либо организацией-работодателем заключается . На основании перечисляемых пенсионных взносов (личных или из средств организации) и дохода от их инвестирования формируется и выплачивается негосударственная (индивидуальная либо корпоративная) пенсия.

Сравнительная характеристика видов пенсионного обеспечения

Характеристики Виды пенсионного обеспечения
ГПО ОПС НПО
Администратор (ответственный фонд) ПФР ПФР/ НПФ* НПФ
Вид пенсии Государственная Страховая** Негосударственная: индивидуальная либо корпоративная
Источник выплаты Федеральный бюджет Обязательные страховые взносы работодателя в ПФР Пенсионные взносы в НПФ гражданина либо его работодателя (в пользу работника)
Получатели Узкие категории населения Большинство работающего населения Активные участники пенсионной реформы: граждане или организации, заключившие с НПФ договор НПО