Символ воды в японии. Что таит в себе японский сад камней

СИМВОЛИКА ЯПОНСКОГО САДА Японский сад поражает нас своей изысканной красотой и формой, продуманностью до последней детали, а самый внимательный посетитель сможет прочесть и тайные знаки, заботливо оставленные хозяином. Для того, чтобы разгадать смысл композиции, необходимо полностью погрузиться в созерцание пейзажа, но тем не менее даже это не гарантирует того, что Вы всё поймёте правильно, т.к. необходимо также проникнуться духом Японии и её философией. Миниатюризация и символизм. Именно эти две характеристики японского сада выделили его из сообщества мировых садов в обособленное явление, придав статус сада с особой символической философией и культурой. Известный японский ландшафтный архитектор конца прошлого века Макото Накамура называет символизм японских садов «врождённым». И это понятно, так как символизм сада берёт своё начало в древнем языческом синтоизме, органично соединившись с даосизмом, конфуцианством и буддизмом. В сплаве этих религий, явивших миру дзен-буддизм, символизм обогатился и укрепился. Новые образы отразились в основе философских садов, символических и прекрасных. В японском саду половина информации зашифрована в символах. Поэтому изучение символики необходимо; её знание помогает правильно сформировать среду сада. Символика сада позволяет понять значимость того или иного элемента: вижу символ и понимаю его настоящее значение. Знание символики даёт возможность прочитать идею сада и образы, которые заложены мастером сада в ту или иную композицию. Например, мост Яцухаси имеет ломаную конфигурацию, где могут быть и не закреплённые элементы. Он означает восьмиступенчатый путь постижения истины и бренность физического существования: наступил на незакрепленный элемент - и результат сразу же заставит задуматься о бренности бытия. В песке или гравии, «расчёсанном» специальными граблями, японец сразу увидит воду, а по характеру линий он расскажет ещё много интересных сведений о ней. Тропинки в японском саду символизируют путешествие по жизни. У каждого жизнь по-своему интересна и своеобразна. Создавая сад в японском стиле, даже в образе дорожек мы можем символически нарисовать свой жизненный путь. Плоские камни дорожек – символ свободного пути без преград и радушно-открытого расположения хозяина сада. Каждый камень в таком саду несет свою символическую нагрузку. Небольшой камень может стать холмом. А в тяжёлом, старом, большом камне японец традиционно увидит гору, почувствует стабильность и защищённость. Сады камней символизирует бесконечную, непознаваемую Вселенную. Это определило строгие канонические законы построения таких садов. Изречение Настоятеля дзенского монастыря: «Камни в саду расположены так, что их невозможно увидеть одновременно. В какой точке ни расположись,- всё равно, хоть один камень да ускользает от взора. Это создаёт чувство, что сад бесконечен, что нет у него границ. Так же, как нет границ у мироздания». Символика камней в японском садовом искусстве поражает разнообразием. Символически создать море мы можем, покрыв гравием серо-голубых тонов обширную территорию и ограничив её берегами. Нанеся соответствующий рисунок при помощи специальных граблей, можно сделать море спокойным, волнующимся или же бушующим. Если в округлую композицию из больших камней вписать «гладь» серого гравия, мы получим символический образ морского залива. Гравием коричневых оттенков можно символически изобразить землю. Водопад – символ начала человеческой жизни. Вода – символ очищения, позитивной энергии, благополучия и процветания. Вода в движении - охрана от злых духов. Японцы считают, что вода накапливает положительную энергию, а затем вновь отдаёт её людям. С этим трудно не согласиться. Вспомним свои ощущения после того, как мы полили сад методом дождевания, или же - состояние природы (да и наше тоже) после дождя в жаркий летний день. Поэтому в Стране Восходящего Солнца отношение к воде - и к натуральной, и к символической - почтительное и благоговейное. В японской садовой архитектуре особое распространение получили округлые формы, каждая из которых имеет свою символику. Полусферы стриженых кустов – «символ округлых китайских гор», так как эта форма стрижки пришла в Японию из Китая. Круглые окна чайных домиков, беседок и других сооружений символизируют Луну. Полукруглые формы легких ограждений из разрезанного вдоль бамбука – это облака, плывущие в небе. Облака могут символизировать и извилистые края черепицы, и куртины мхов на фоне серо-голубого гравия. Луна символически может быть представлена холмом из песка округлой формы Обширен в японских садах символизм хвойных и лиственных растений. Сосна - одно из самых любимых и почитаемых растений. Сосна - это символ долголетия, отваги, мужественности, сильного характера. В представлении японцев, плакучая ива символизирует стыдливость, чистоту, смирение. Клён особо почитается в Японии как символ учёности, величия, жизненной мудрости. Бамбук - очень колоритное, оригинальное растение, несущее в японской культуре глубокое символическое значение. Бамбук - не древесное растение, а собирательное название более сорока видов злаков. Он символизирует несгибаемость, силу воли и духа. Молодые, мощно и быстро растущие побеги бамбука символизируют напор молодости, её здоровую и несгибаемую силу. В растениях постарше японцы увидели символы преданности и правдивости. Фруктовые деревья в цвету - символ радости бытия, красоты, восхищения. Символический ряд цветов весьма обширен. В этом ряду лотос занимает отдельное место, это особо почитаемый и священный цветок на Дальнем Востоке. Лотос - символ божественной чистоты, возвышенного духа, душевного целомудрия, непорочности. Мы почти всегда видим Будду сидящим или стоящим на цветке лотоса. Мох, так любимый японцами, имеет свою символику. Частые в японских садах лужайки и обширные куртины изо мха символизируют надёжность, материнскую любовь, покровительство и защиту. В сочетании мха и лишайника японцы видят символ бесконечного бега времени. Архитектурные элементы и скульптура японского сада несут глубокий смысл. Очень любим и популярен в Японии образ дракона, пришедший из Китая и получивший здесь очень широкое распространение. Дракон – покровитель водной и воздушной стихий, символ хранителя жизни, её защитника. Ведь дракон олицетворяет водную стихию, а вода – начало всего живого на Земле. Связь с водой сделала это мифическое существо очень любимым и почитаемым в Японии. Изображение дракона на крыше дома или храма иногда «приковывают» острым предметом, чтобы он не исчез, оставив дом беззащитным. Неожиданно исчезать и так же неожиданно появляться – ещё одна особенность дракона, этого непостижимого по своей сути мифического существа, так любимого в странах Дальнего Востока. Символичны образы животных, издревле любимых и почитаемых в Японии.Чрезвычайно распространено изображение льва. Как ранее, так и сейчас вход в жилище, парк или другие присутственные места охраняют восточные львы. Если лев один – это символ защиты от проникновения любого зла внутрь охраняемой имтерритории. Если пара львов – это символ гармонии и счастья, так как настоящее счастье возможно только в паре.Лежащий лев - символ спокойствия, сидящий - это уже символ власти, а стоящий лев демонстрирует мощь, силу, неприкосновенность.Обитающая в глубинах океанаморская черепаха является на Востоке символомдолголетия и мудрости. Поэтому и остров черепахи, создаваемый в японских садах, символизирует достижение человеком глубин знаний и мудрости. Журавль воспринимается как стремление к вершинам познания, к постижению истины мироздания. Поэтому остров журавля, создаваемый в саду японского стиля, символизирует беспредельные возможности воспарения человеческого духа. Журавль - это и символ долголетия. Улетая ввысь, в небеса, журавль улетает туда, где живут вечно. Фонарь и тсукубаи символизируют единство противоположностей – Инь-Ян: огонь и вода, мужское и женское, светлое и тёмное. Фонарь в японском саду гораздо больше, чем просто символ огня. Это символ света учения Будды, символ мировой души. Свет внутри светильной камеры фонаря символизирует Землю, которая находится под небесами и покоится на мировых водах. Значит, фонарь - это и символ света нашей планеты. Даже в образе Будды многое очень символично: завивающиеся локоны на лбу символизируют мудрость и проницательность, удлинённые уши - символ его особого, царственного положения среди живых существ. Волосы небесно-синего цвета - символ места обитания Будды. Каждая поза, каждый жест Будды канонизированы и символичны. Например, Будда в классической позе лотоса символизирует спокойствие, погружение в себя, умиротворение. Символизм японского сада – это идущий из глубокой древности своеобразный язык чувств. Японцы легко и свободно общаются на этом языке. Европейцу же, чтобы разобраться в нём, нужно познать его. Японская пословица гласит: «Искренность трогает небеса». Если мы попытаемся с искренностью познать символизм японских садов, тогда процесс создания сада в японском стиле не вызовет у нас трудностей. И тогда наши сады будут радовать всех, кто захочет окунуться в атмосферу интересной, очень своеобразной философии и культуры садового искусства Японии. В Японии существует обычай: в дни больших торжеств преподносить символический подарок, который представляет собой букетик из бамбука, цветков вишни и ветки сосны. Это символизирует пожелание: быть несгибаемым, как бамбук; прекрасным, как цветки вишни; постоянным и неизменным, как ветка сосны. Я от всей души дарю всем этот символический подарок. Пусть он сделает вас несгибаемыми в жизненных трудностях, как бамбук; прекрасными в любом возрасте, как цветки вишни; неизменными (не подвластными времени) и постоянными в деле создания сада, как ветка сосны.

Всем доброго дня! В данной статье я расскажу о том, что скрывает в себе восхитительный японский сад камней, о его основных элементах и значениях некоторых из них. Создание символического комплекса, своими корнями, глубоко уходит в идеологию и философию японцев. Для обустройства такого сада, нужно следовать целому ряду правил и традиций, свойственных азиатскому минимализму.

Мы частично затрагивали тему японского садового комплекса и выяснили, что частично истоки ландшафтного устройства Японии были заимствованы из старых китайских традиций. Но постепенно, под влиянием различных факторов: религии, местоположение, ресурсов и т.п., это искусство стало индивидуальным и уникальным.

Роль символического сада в жизни японцев

Возникновению «сухого сада» способствовала активная интеграция буддизма в Японию. Со временем буддизм, пришедший из Индии в Китай, а оттуда и на острова Японии, видоизменился и принял форму дзен-буддизма.

Дзен-буддизм возник под влиянием даосизма, в связи с этим китайские и японские монахи постигали истину, через процесс самосозерцания и уединения. Именно для этих целей начали создавать первые каменные комплексы.

Действительно, изначально сады камней размещались на храмовых территориях для медитаций и уединения с природой. Пространство в таких местах искусственно замыкалась забором. Наполнение сада, было минимальным, но каждый элемент был символичен и олицетворял элементы природы ( , воду, растительность).

Ландшафтного искусства Японии опирается на буддистскую философию «Инь-Ян» и некоторым формам фэн-шуй. Так, чистое мужское начало «Ян» (в некоторый источниках звучит, как «янь»)символично отображено в каменных монументах, ведь именно этот материал японцы приравнивали к светлой силе. Интересно то, что даже воду – категорию темного женского начала «Инь» — исполняли гравием, галькой или песком.

Возникает вопрос: почему же японцы полностью не ушли от изображения воды? Дело в том, что философия буддизма подразумевает гармоничность мира, и невозможность существования одного начала. Поэтому «Инь» и «Ян» находятся в постоянном противопоставлении и борьбе, но не могут существовать друг без друга.

Таким образом, японцы сооружали уменьшенную модель мира во дворе храма, созерцали и медитировали в умиротворенной обстановке. В дальнейшем, сад созерцания вошел в светскую жизнь и твердо укрепился в традициях Японии.

В наше время назначение садов созерцание неизменно. Их посещают с целью умиротворения и уединения, погружаясь в гармонию, уходят от мирских проблем. Или наоборот, стараются найти их решение оставшись один на один с собой.

Устройства и символизм

В японском саду созерцания практически нет растений и воды, здесь используется только камни, гравий и песок. Каждый элемент расположен в хорошо продуманном месте и несет за собой определенное символическое значение.

Так, крупные камни вертикальной формы используются для изображения гор или неба, они символизируют стабильность и защищенность. Плоские и длинные камни символизируют острова. Светлый гравий, галька или песок – олицетворение воды. На поверхности «Воды» иногда устанавливают небольшую скалу, символизирующий корабль. Глубоко врытый в землю корабль, значит, что он наполнен сокровищами.

Волнистые линии или окружности на песке или гравии символизируют волны и круги на воде. Их чертят специальными граблями. Круги на воде, в соответствии с учением дзен, означают высшее просветление. Речная галька – символ реки, а морской песок – символ морской водной глади. Вода для японцев – символ очищения и процветания, но одновременно и глубина энергии «Инь».

Общее расположение камней говорит о непостижимости вселенной. Яркий пример, это сад Рёандзи в Киото. Камни располагаются в так, что их невозможно увидеть все одновременно и только человек, достигший глубокого просветления способен узреть сразу, все элементы.

Самое главное правило в организации японского сада – комбинирование всех элементов в единую композицию.

Принципы размещения камней:

  • Нельзя допускать максимального заполнения. Нужно выдерживать пустоту для контрастного восприятия.
  • Перед началом планировки нужно определить главную точку созерцания.
  • Японский сад строится на принципах асимметрии. Нельзя допускать параллельного размещения предметов.
  • Поверхность должна быть покрыта галькой или песком.
  • Главная фигура расположения камней – семиугольная сеть линий.

В идеале, каждый компонент сада должен символизировать определенную природную стихию. Мы уже выяснили как обозначены земля и вода, но в чем заключалась символика стихии огня?

Символика огня. Каменные фонари

Символика Инь и Ян – воды и огня, женского и мужского начал обозначается в виде фонарей — «То:ро:» (灯籠 ・とうろう) и цукубаи. (Есть еще одно написание иероглифа «то:ро:»- 燈籠).

Существует несколько видов каменных фонарей, и все они расположены в определенных местах комплекса и подразумевают разный смысл в идеологии и этикете японцев. Вот некоторые из них:

  • Касуга-до:ро: (春日灯籠) – это основной, большой и красиво украшенный, фонарь. Иногда их ставят парами, около входа. Главная особенность, это «крыша», разделенная на шесть «лепестков». Световая камера, так же имеет шесть граней.
  • Юкими-до:ро: (雪見灯籠) – устанавливают на веранде, около входа, в саду и т.п., для любования снегом. Это низкий фонарь, с широкой, плоской «крышей».
  • Яма-до:ро: (山灯籠) – сделан из малообработанного камня (в переводе с японского: 山・»яма» — означает «гора»). Иногда кажется, что камень, просто воодружен, друг на друга.
  • Орибе-до:ро: (織部灯籠) – получил название, о его создателя. Особый фонарь, имеющий религиозный смысл. Отличительная черта — на нижней части опоры, высечена фигура, а сама опора вкопана в землю. Этот фонарь, устанавливается только возле чаши, для умывания (цукубаи).

Как выбрать камни

В наше время искусство ландшафтного дизайна Японии набирает популярность и некоторые берутся за создание миниатюрной копии сада камней, на своем дачном участке. Для этого очень важно выбрать правильные камни.

Для этого стоит руководствоваться двумя основными правилами:

Можно также создать уменьшенную копию японского сада и поместить ее у себя дома. Искусство создания карликовых деревьев и мини садиков называется «бонсай», но это уже другая история.

На этом я заканчиваю статью и прощаюсь с вами! О красоте и искусстве японского сада камней можно говорить часами, а созерцать замысловатые фигуры можно еще дольше. Экспериментируйте, творите и восхищайте окружающих своим творчеством. Подписывайтесь на мой блог и советуйте статьи друзьям, до скорого!

Японский сад поражает нас своей изысканной красотой и формой, продуманностью до последней детали, а самый внимательный посетитель сможет прочесть и тайные знаки, заботливо оставленные хозяином. Для того, чтобы разгадать смысл композиции, необходимо полностью погрузиться в созерцание пейзажа, но тем не менее даже это не гарантирует того, что Вы всё поймёте правильно, т.к. необходимо также проникнуться духом Японии и её философией.


Миниатюризация и символизм. Именно эти две характеристики японского сада выделили его из сообщества мировых садов в обособленное явление, придав статус сада с особой символической философией и культурой.

Известный японский ландшафтный архитектор конца прошлого века Макото Накамура называет символизм японских садов «врождённым». И это понятно, так как символизм сада берёт своё начало в древнем языческом синтоизме, органично соединившись с даосизмом, конфуцианством и буддизмом. В сплаве этих религий, явивших миру дзен-буддизм, символизм обогатился и укрепился. Новые образы отразились в основе философских садов, символических и прекрасных.

В японском саду половина информации зашифрована в символах. Поэтому изучение символики необходимо; её знание помогает правильно сформировать среду сада.

Символика сада позволяет понять значимость того или иного элемента: вижу символ и понимаю его настоящее значение. Знание символики даёт возможность прочитать идею сада и образы, которые заложены мастером сада в ту или иную композицию.

Например, мост Яцухаси имеет ломаную конфигурацию, где могут быть и не закреплённые элементы. Он означает восьмиступенчатый путь постижения истины и бренность физического существования: наступил на незакрепленный элемент - и результат сразу же заставит задуматься о бренности бытия.

В песке или гравии, «расчёсанном» специальными граблями, японец сразу увидит воду, а по характеру линий он расскажет ещё много интересных сведений о ней.

Тропинки в японском саду символизируют путешествие по жизни. У каждого жизнь по-своему интересна и своеобразна. Создавая сад в японском стиле, даже в образе дорожек мы можем символически нарисовать свой жизненный путь. Плоские камни дорожек - символ свободного пути без преград и радушно-открытого расположения хозяина сада.

Сад камней


Более всего можно понять и прочувствовать символизм именно в садах камней.

Каждый камень в таком саду несет свою символическую нагрузку. Небольшой камень может стать холмом. А в тяжёлом, старом, большом камне японец традиционно увидит гору, почувствует стабильность и защищённость.

Сады камней символизирует бесконечную, непознаваемую Вселенную. Это определило строгие канонические законы построения таких садов.


Изречение Настоятеля дзенского монастыря: «Камни в саду расположены так, что их невозможно увидеть одновременно. В какой точке ни расположись,- всё равно, хоть один камень да ускользает от взора. Это создаёт чувство, что сад бесконечен, что нет у него границ. Так же, как нет границ у мироздания».

Символика камней в японском садовом искусстве поражает разнообразием.

Символически создать море мы можем, покрыв гравием серо-голубых тонов обширную территорию и ограничив её берегами. Нанеся соответствующий рисунок при помощи специальных граблей, можно сделать море спокойным, волнующимся или же бушующим.

Если в округлую композицию из больших камней вписать «гладь» серого гравия, мы получим символический образ морского залива.

Гравием коричневых оттенков можно символически изобразить землю.

Другой цвет гравия - и уже меняется смысл композиции, приобретают другое звучание Картины сада.

Замечательный пример символизма демонстрирует эта композиция ХVI века в саду храма Дайсен-ин в Киото. Композиция символична от начала и до конца.

Водопад - символ начала человеческой жизни.

Поток воды - река жизни, по которой плывет корабль к острову бессмертных - Хораи-сан...Морская черепаха обитает в глубинах океана. Поэтому остров черепахи символизирует потребность человека так же глубоко познавать мироздание.Поскольку журавль ассоциируется с полётом, то и остров журавля - это символ полёта человеческого духа к вершинам познания, к постижению истины бытия.

Поток воды по мере приближения к океану расширяется, соединяясь с ним, и образует мощную спокойную водную гладь. Так постепенно утихают и человеческие страсти, превращаясь в спокойный океан знаний, умений и мудрости.Всё это символически изображено камнями, гравием и талантом художника сада.В композиции тридцать камней, каждый из которых имеет своё название и несёт свою чётко определённую символику. Так минимальными средствами художником сада максимально раскрыта суть человеческого бытия на Земле.

Композиция сада с сухой рекой из гравия.Гравий, песок традиционно символизируют воду. С помощью гравия можно создать символический поток в технике «Каресансуи». Глядя на фото сухой реки святилища Дазайфу Тенмангу на о. Киото трудно поверить, что это символическая река. Рукотворный пейзаж композиции выполнен настолько правдоподобно, что остаётся только в очередной раз восхититься талантом японских мастеров, создавших этот шедевр.

Символические образы сада лаконичны и выразительны. Как всегда, японцы в малом добиваются удивительно больших результатов.

Вода - символ очищения, позитивной энергии, благополучия и процветания. Вода в движении - охрана от злых духов.

Ритуальная чаша для воды - тсукубай - так же, как и вода, несёт символику чистоты и непорочности.

Японцы считают, что вода накапливает положительную энергию, а затем вновь отдаёт её людям. С этим трудно не согласиться. Вспомним свои ощущения после того, как мы полили сад методом дождевания, или же - состояние природы (да и наше тоже) после дождя в жаркий летний день. Поэтому в Стране Восходящего Солнца отношение к воде - и к натуральной, и к символической - почтительное и благоговейное.

В японской садовой архитектуре особое распространение получили округлые формы, каждая из которых имеет свою символику.

Полусферы стриженых кустов - «символ округлых китайских гор», так как эта форма стрижки пришла в Японию из Китая.

Круглые окна чайных домиков, беседок и других сооружений символизируют Луну.

Полукруглые формы легких ограждений из разрезанного вдоль бамбука - это облака, плывущие в небе. Облака могут символизировать и извилистые края черепицы, и куртины мхов на фоне серо-голубого гравия.

Луна символически может быть представлена холмом из песка округлой формы


Обширен в японских садах символизм хвойных и лиственных растений.

Сосна - одно из самых любимых и почитаемых растений. Сосна - это символ долголетия, отваги, мужественности, сильного характера.

В представлении японцев, плакучая ива символизирует стыдливость, чистоту, смирение.


Клён особо почитается в Японии как символ учёности, величия, жизненной мудрости.

Бамбук - очень колоритное, оригинальное растение, несущее в японской культуре глубокое символическое значение. Бамбук - не древесное растение, а собирательное название более сорока видов злаков. Он символизирует несгибаемость, силу воли и духа. Молодые, мощно и быстро растущие побеги бамбука символизируют напор молодости, её здоровую и несгибаемую силу. В растениях постарше японцы увидели символы преданности и правдивости.



Фруктовые деревья в цвету - символ радости бытия, красоты, восхищения.


Символический ряд цветов весьма обширен.

В этом ряду лотос занимает отдельное место, это особо почитаемый и священный цветок на Дальнем Востоке. Лотос - символ божественной чистоты, возвышенного духа, душевного целомудрия, непорочности. Мы почти всегда видим Будду сидящим или стоящим на цветке лотоса.

Мох, так любимый японцами, имеет свою символику. Частые в японских садах лужайки и обширные куртины изо мха символизируют надёжность, материнскую любовь, покровительство и защиту.

В сочетании мха и лишайника японцы видят символ бесконечного бега времени.

Архитектурные элементы и скульптура японского сада несут глубокий смысл.

Очень любим и популярен в Японии образ дракона, пришедший из Китая и получивший здесь очень широкое распространение.

Дракон - покровитель водной и воздушной стихий, символ хранителя жизни, её защитника. Ведь дракон олицетворяет водную стихию, а вода - начало всего живого на Земле. Связь с водой сделала это мифическое существо очень любимым и почитаемым в Японии. Изображение дракона на крыше дома или храма иногда «приковывают» острым предметом, чтобы он не исчез, оставив дом беззащитным. Неожиданно исчезать и так же неожиданно появляться - ещё одна особенность дракона, этого непостижимого по своей сути мифического существа, так любимого в странах Дальнего Востока.

Символичны образы животных, издревле любимых и почитаемых в Японии.Чрезвычайно распространено изображение льва. Как ранее, так и сейчас вход в жилище, парк или другие присутственные места охраняют восточные львы.

Если лев один - это символ защиты от проникновения любого зла внутрь охраняемой имтерритории. Если пара львов - это символ гармонии и счастья, так как настоящее счастье возможно только в паре.Лежащий лев - символ спокойствия, сидящий - это уже символ власти, а стоящий лев демонстрирует мощь, силу, неприкосновенность.Обитающая в глубинах океанаморская черепаха является на Востоке символомдолголетия и мудрости. Поэтому и остров черепахи, создаваемый в японских садах, символизирует достижение человеком глубин знаний и мудрости.

Журавль воспринимается как стремление к вершинам познания, к постижению истины мироздания. Поэтому остров журавля, создаваемый в саду японского стиля, символизирует беспредельные возможности воспарения человеческого духа.

Журавль - это и символ долголетия. Улетая ввысь, в небеса, журавль улетает туда, где живут вечно.


Фонарь и тсукубаи символизируют единство противоположностей - Инь-Ян: огонь и вода, мужское и женское, светлое и тёмное.

Фонарь в японском саду гораздо больше, чем просто символ огня. Это символ света учения Будды, символ мировой души. Свет внутри светильной камеры фонаря символизирует Землю, которая находится под небесами и покоится на мировых водах. Значит, фонарь - это и символ света нашей планеты.


Даже в образе Будды многое очень символично: завивающиеся локоны на лбу символизируют мудрость и проницательность, удлинённые уши - символ его особого, царственного положения среди живых существ. Волосы небесно-синего цвета - символ места обитания Будды. Каждая поза, каждый жест Будды канонизированы и символичны. Например, Будда в классической позе лотоса символизирует спокойствие, погружение в себя, умиротворение.


Символизм японского сада - это идущий из глубокой древности своеобразный язык чувств.

Японцы легко и свободно общаются на этом языке. Европейцу же, чтобы разобраться в нём, нужно познать его.

Японская пословица гласит: «Искренность трогает небеса». Если мы попытаемся с искренностью познать символизм японских садов, тогда процесс создания сада в японском стиле не вызовет у нас трудностей. И тогда наши сады будут радовать всех, кто захочет окунуться в атмосферу интересной, очень своеобразной философии и культуры садового искусства Японии.

В Японии существует обычай: в дни больших торжеств преподносить символический подарок, который представляет собой букетик из бамбука, цветков вишни и ветки сосны. Это символизирует пожелание: быть несгибаемым, как бамбук; прекрасным, как цветки вишни; постоянным и неизменным, как ветка сосны.

Я от всей души дарю всем этот символический подарок. Пусть он сделает вас несгибаемыми в жизненных трудностях, как бамбук; прекрасными в любом возрасте, как цветки вишни; неизменными (не подвластными времени) и постоянными в деле создания сада, как ветка сосны.

Использованы материалы госпожи А.И. Фоминой, ландшафтного дизайнера (г.Тольятти)

Фото Петера Янссена


«Остановись в изумлении перед красотой, и в твоем сердце тоже расцветет красота».
В.А.Сухомлинский

Традиционный японский сад пришел к нам из далекого прошлого. Он сформировался в 10–12 веках и достиг расцвета в период средневековья, в 14–16 веках. На протяжении многих столетий в Японии продолжала существовать идея, что человек - часть Природы, находящейся не только вне его, но и внутри. В Природе уже есть все - и красота, и разумность, и гармони, и одухотворенность; нужно только уметь увидеть это, открыть, понять и выявить. Внутренняя суть Природы подобна нашей собственной. Пытаясь постичь суть Природы, различных ее частей, человек учился понимать суть своей собственной души. Различные элементы сада должны были затронуть и пробудить чувство священного в душе человека.

Многие принципы, заложенные в садах, пришли в Японию из Китая, но в Японии сады приобрели свои характерные черты. Это не столько созерцание Природы, сколько поиск сути любого ее элемента и стремление подчеркнуть его с максимальной выразительностью, отсечение всего лишнего, дабы «голос Природы был слышен более ясно и более сильно». Прославленный мастер икэбана Икэнобо Сэньо (1532–1554) говорил в «Тайных речениях»: «Горсть воды или небольшое дерево могут вызвать в памяти громады гор и половодье рек. В одно мгновение можно пережить таинства бесчисленных превращений».

Японский сад являл собой идеальную модель мира. По словам Цзы Чена: «Хотя сад создается человеком, в нем само собой раскрывается небесное». Для японцев характерно отношение к элементам Природы как к равноправному собеседнику.

Одна из заповедей Кодекса Чести самурая предписывает чутко относиться ко всему прекрасному, встреченному на пути. Чрезвычайно ценилась «мгновенная красота», исчезающая спустя секунду, но замеченная. Неожиданность прекрасного, его внезапное появление там, где не ждешь. Любое мгновение может сулить открытие.

На основе всего этого определился и закрепился устойчивый круг ассоциаций и символов в искусстве создания садов.
Например, два главных принципа всех японских садов - наличие камней и воды.

Камни - отражение звезд на земле, чистейшая энергия Неба. Внести камни в сад и правильным образом расположить их все равно, что установить законы Неба на Земле. Камни созерцали, трогали, слушали их музыку. Считалось, что в камнях необычной интересной формы обитают духи природы. Поэтому в камнях старались разглядеть их суть, они получали названия: камень бегущий, догоняющий, прислоняющийся, летящий и т. д.

Камни также могли олицетворять в саду горы - принцип духовной высоты, стремления к Небесному.

Вода отражает небеса, накапливает энергию Неба и распределяет ее по всему сакральному пространству сада. Вода, как человеческая душа, способна отражать то, что наверху, способна быть прозрачной и журчащей, как ручеек, или глубокой и таинственной, как гладь озера. Во многих японских садах ручей преодолевает препятствия, из маленького и робкого становится широким и спокойным, течет и претерпевает на себе все испытания, как поток человеческой жизни. Часто эти принципы передаются сухими водоемами, где в качестве воды выступает гравий.

В зависимости от тех состояний, которые хотелось передать, в Японии различают 30 видов воды: текущая, капающая, струящаяся, бурная и т. д.

Водопад, вообще говоря, был одним из самых любимых элементов сада. Говорят, что наверху каждого водопада живет дракон, как символ мудрости. А священная рыбка карп, подобно ученику, стремится преодолеть бурлящий поток воды и подняться вверх по водопаду, к его истокам, где и превращается в дракона - символ мудрости и приобретенного внутреннего опыта.

Вообще, древние японские сады всегда затрагивали многие моменты, которые важны человеку в его внутреннем поиске.
Дорожка символизировала путь человека к Божественному в Природе и в самом себе. Попадая в сад, человек оставлял свои будничные заботы за воротами сада и пускался в некое духовное путешествие, где встречался с разными «героями» сада, навеянные мифами и легендами. Это могли быть и деревья, и камни, и водные потоки, выступающие в роли определенных символов. Это могли быть и природные образы из мифов, саг, легенд, любимые всеми японцами, имеющие для них глубокое символическое значение.

Каждая дорожка имеет свой ритм, который навевает определенный ход мыслей. Вот дорожка ведет нас крупными плоскими камнями - по ней можно идти только большими размашистыми шагами, а тут камни становятся мельче, и мы невольно замедляем шаг, открывая новый поворот или миниатюрную деталь сада, которую могли бы и не заметить, если бы дорожка своим ритмом не подсказала бы остановиться.

К чайному домику - месту особой встречи - ведет дорожка «родзи» («росистая земля»), поддерживаемая постоянно влажной и чистой.

Дорожка в японском саду может быть четкая и ясная, довольно широкая, а может быть едва угадываемая, которую приходится отыскивать среди зеленых пышных мхов…

Мостик на пути означал переход через порог, переход в иное пространство. Мостики могли иметь разную форму (прямой мостик, мостик полукруглый,который вместе с отражением Мостик на пути означал переход через порог, переход в иное пространство. Мостики могли иметь разную форму (прямой мостик, мостик полукруглый, который вместе с отражением его в воде образует круг, зигзагообразный мостик и т. д.) в зависимости от того, в какую по символическому содержанию часть сада переходит человек.

Зигзагообразный мостик обычно бывает в самом начале сада. Он ведет через заросший пруд, похожий даже на болотце. Японцы считают, что тень, постоянно сопровождающая человека, отстает от него на поворотах мостика. Таким образом человек избавляется от всего темного, что его сопровождало, и может продолжить путь «чистым».

Плоский мостик так близок к земле - это еще земное, горизонтальное перемещение. К святыням ведут высокие мосты, поднимающиеся над земной суетой. Верх совершенства - мост Луны, мост с аркой правильным полукругом. Вместе со своим отражением в воде он образует совершенный круг.

Большое значение в японских садах придавали пустому пространству. Пустоты должно было быть больше, чем растений и камней. Пустота - это вечность, содержащая в себе все, это начало всех начал, точка отсчета. В каждом саду есть такое место, как возможность новых начал, место, в котором скрыты все потенциалы.

Многие сады камней «построены» на пустоте, как принцип рождения проявленных вещей. Такой сад неброский, ненавязчивый, он не отвлекает ум яркостью красок, но дает ощутить чистый ритм Вселенной и приобщиться к нему.

С другой стороны, в дзенских садах камней пустота завершает путь, пустота заключает в себе все познанное - это абсолютная истина.

Любой водоем в саду обязательно имеет острова. Каждый остров, в зависимости от своих очертаний и окружения, несет определенное смысловое значение.

Два главных героя японских садов Остров Журавля и Остров Черепахи. Они всегда вместе, как Инь и Ян, одного без другого не может быть. С точки зрения человека, Остров Черепахи символизирует необходимость человека погрузиться в глубины загадок собственной души, познать самого себя, а Остров Журавля - стремиться к Небу, к новым открытиям, познаниям, горизонтам.

Но среди всех островов, символизирующих различные моменты внутри человека, всегда есть один главный Священный Остров, к которому стремится человек на Пути. Это может быть или большой камень, или холм земли с растениями и со священными символами, или остров в водоеме.

В зависимости от символики сада, такой остров символизирует или Священную Гору Хораи - гору сокровищ, бесценных сокровищ мудрости и внутреннего опыта, которые приобретает человек по пути к ней; или это Священный Остров, который является своего рода Небесной Родиной человека, его истоками и одновременно конечной целью пути. Этот Остров словно путеводная звезда, которая ведет человека. К нему не перекинут мост и дорожка никогда не подходит вплотную, позволяя лишь издали созерцать нечто Высшее.

Важными элементами многих садов при храмах и позже чайных садов стали каменные фонари и каменные сосуды с водой (Цукубаи), символизировавшие свет на пути и очищение. Один вид сосуда с водой должен был вызывать состояние чистоты.
Условия, влияющие на процесс восприятия сада:

Постепенное раскрытие сада подобно разворачивающемуся свитку рукописи.
Незавершенность, дающая простор воображению, побуждающая следовать дальше.
Простота, через которую передана красота и суть каждого элемента.
Сад должен был быть интересным во все четыре сезона года. В садах было мало ярко цветущих растений, чтобы не отвлекать человека от главного.

При столь четких канонах все японские сады разные, неповторяющиеся в своих формах и смысловом значении. Способы передачи доведены до мельчайших деталей, до нюансов. Каждая деталь сада - наклон ветки, разворот камня, сила журчания водного потока - имеет строго определенное значение, и, кроме того, может играть иную роль в зависимости от сочетания с другими элементами.

Японский сад в Ботаническом саду представляет собой синтез различных элементов, его назначение - знакомство с культурой японского народа, но, тем не менее, многие его детали узнаваемы и несут определенную смысловую нагрузку. Попробуйте пуститься в самостоятельное путешествие по дорожкам сада и увидеть то, что бывает скрыто от поверхностного взгляда.

автор Фомина А.И.

«Красота японского сада
связана с двумя основными идеями:
миниатюризацией и символизмом».

Макото Накамура

Миниатюризация и символизм. Именно эти две характеристики японского сада выделили его из сообщества мировых садов в обособленное явление, придав статус сада с особой символической философией и культурой.

Известный японский ландшафтный архитектор конца прошлого века Макото Накамура называет символизм японских садов «врождённым». И это понятно, так как символизм сада берёт своё начало в древнем языческом синтоизме, органично соединившись с даосизмом, конфуцианством и буддизмом. В сплаве этих религий, явивших миру дзен-буддизм, символизм обогатился и укрепился. Новые образы отразились в основе философских садов , символических и прекрасных.

В японском саду половина информации зашифрована в символах. Поэтому изучение символики необходимо; её знание помогает правильно сформировать среду сада.

Символика сада позволяет понять значимость того или иного элемента: вижу символ и понимаю его настоящее значение. Знание символики даёт возможность прочитать идею сада и образы, которые заложены мастером сада в ту или иную композицию.
Например, имеет ломаную конфигурацию, где могут быть и не закреплённые элементы. Он означает восьмиступенчатый путь постижения истины и бренность физического существования: наступил на незакрепленный элемент - и результат сразу же заставит задуматься о бренности бытия.
В песке или гравии, «расчёсанном» специальными граблями, японец сразу увидит воду , а по характеру линий он расскажет ещё много интересных сведений о ней.
Тропинки в японском саду символизируют путешествие по жизни. У каждого жизнь по-своему интересна и своеобразна. Создавая сад в японском стиле, даже в образе дорожек мы можем символически нарисовать свой жизненный путь. Плоские камни дорожек – символ свободного пути без преград и радушно-открытого расположения хозяина сада.

Более всего можно понять и прочувствовать символизм именно в садах камней .
Каждый камень в таком саду несет свою символическую нагрузку. Небольшой камень может стать холмом. А в тяжёлом, старом, большом камне японец традиционно увидит гору, почувствует стабильность и защищённость.

Сады камней символизирует бесконечную, непознаваемую Вселенную. Это определило строгие канонические законы построения таких садов.

Изречение Настоятеля дзенского монастыря: «Камни в саду расположены так, что их невозможно увидеть одновременно. В какой точке ни расположись,- всё равно, хоть один камень да ускользает от взора. Это создаёт чувство, что сад бесконечен, что нет у него границ. Так же, как нет границ у мироздания».

Символика камней в японском садовом искусстве поражает разнообразием.
Символически создать море мы можем, покрыв гравием серо-голубых тонов обширную территорию и ограничив её берегами. Нанеся соответствующий рисунок при помощи специальных граблей, можно сделать море спокойным, волнующимся или же бушующим.
Если в округлую композицию из больших камней вписать «гладь» серого гравия, мы получим символический образ морского залива.
Гравием коричневых оттенков можно символически изобразить землю.
Другой цвет гравия - и уже меняется смысл композиции, приобретают другое звучание Картины сада .

Замечательный пример символизма демонстрирует эта композиция ХVI века в саду храма Дайсен-ин в Киото. Композиция символична от начала и до конца.

Водопад – символ начала человеческой жизни.

Поток воды – река жизни, по которой плывет корабль к острову бессмертных – Хораи-сан .

Морская черепаха обитает в глубинах океана. Поэтому остров черепахи символизирует потребность человека так же глубоко познавать мироздание.

Поскольку журавль ассоциируется с полётом, то и остров журавля – это символ полёта человеческого духа к вершинам познания, к постижению истины бытия.
Поток воды по мере приближения к океану расширяется, соединяясь с ним, и образует мощную спокойную водную гладь. Так постепенно утихают и человеческие страсти, превращаясь в спокойный океан знаний, умений и мудрости.
Всё это символически изображено камнями, гравием и талантом художника сада.
В композиции тридцать камней, каждый из которых имеет своё название и несёт свою чётко определённую символику. Так минимальными средствами художником сада максимально раскрыта суть человеческого бытия на Земле.

Гравий, песок традиционно символизируют воду. С помощью гравия можно создать символический поток в технике «Каресансуи ». Глядя на фото сухой реки святилища Дазайфу Тенмангу на о. Киото трудно поверить, что это символическая река. Рукотворный пейзаж композиции выполнен настолько правдоподобно, что остаётся только в очередной раз восхититься талантом японских мастеров, создавших этот шедевр.

Символические образы сада лаконичны и выразительны. Как всегда, японцы в малом добиваются удивительно больших результатов.

Вода – символ очищения, позитивной энергии, благополучия и процветания. Вода в движении - охрана от злых духов.
Ритуальная чаша для воды - тсукубай - так же, как и вода, несёт символику чистоты и непорочности.

Японцы считают, что вода накапливает положительную энергию, а затем вновь отдаёт её людям. С этим трудно не согласиться. Вспомним свои ощущения после того, как мы полили сад методом дождевания, или же - состояние природы (да и наше тоже) после дождя в жаркий летний день. Поэтому в Стране Восходящего Солнца отношение к воде - и к натуральной, и к символической - почтительное и благоговейное.

В японской садовой архитектуре особое распространение получили округлые формы, каждая из которых имеет свою символику.

Полусферы стриженых кустов – «символ округлых китайских гор», так как эта форма стрижки пришла в Японию из Китая.

Круглые окна чайных домиков, беседок и других сооружений символизируют Луну.

Полукруглые формы легких ограждений из разрезанного вдоль бамбука – это облака, плывущие в небе. Облака могут символизировать и извилистые края черепицы , и куртины мхов на фоне серо-голубого гравия.

Луна символически может быть представлена холмом из песка округлой формы (см. фото).

Всё об устройстве сада на сайт

Еженедельный Бесплатный Дайджест Сайта сайт

Каждую неделю, на протяжении 10 лет, для 100.000 наших подписчиков, прекрасная подборка актуальных материалов о цветах и саде, а так же другая полезная информация.

Подпишитесь и получайте!