Русский педагог и ученый лесгафт о борье. Система физического образования П.Ф.Лесгафта

(1837-1909) русский врач и педагог, основоположник науки о физическом воспитании человека

Петр Лесгафт родился в Петербурге в семье обрусевших немцев. Закончив престижную Петершулле (закрытую школу для детей немцев), он поступил в Медико-хирургическую академию, поскольку хотел продолжить дело отца и стать врачом-хирургом. Однако во время учебы на третьем курсе серьезно увлекся анатомией, которую преподавал В. Грубер. Под его руководством на пятом курсе Лесгафт написал статью, посвященную развитию мускулатуры у человека.

Закончив академию, Петр Лесгафт остался на кафедре, которой руководил Грубер. Он продолжил изучать строение мышц. Лесгафту впервые удалось показать, что мышцы у человека устроены так же, как и у животных. Практически его работы заложили основы новой науки - теоретической анатомии.

После блестящей защиты докторской диссертации, Лесгафт по предложению Грубера занимает кафедру анатомии на медицинском факультете Казанского университета. Однако происхождение Петра Францевича Лесгафта не понравилось консервативно настроенной части университетских профессоров. Через два года ученому пришлось оставить кафедру и перейти на должность преподавателя, ведущего занятия со студентами. Вскоре Лесгафт организует студенческий кружок, в котором развертывает широкую программу исследований, посвященную анатомии человека. Впервые в мировой науке он проводит всестороннее исследование механики работы человеческого сустава. Анатомические наблюдения позволили ученому прийти к выводу, что многие заболевания можно лечить с помощью специальных физических упражнений.

Вначале Петр Лесгафт помогал больным, перенесшим операции на суставах. Первые клинические испытания подтвердили эффективность методики ученого, и тогда Лесгафт выступил с инициативой создания специальной биологической лаборатории. Однако руководство выступило категоричеcки против нововведения. Петр Лесгафту припомнили его выступление в поддержку демократически настроенных студентов, и в 1872 году ученому пришлось покинуть университет.

Он возвращается в Петербург и становится помощником своего учителя Грубера. Приезд ученого совпал по времени с открытием Высших женских курсов. Петр Францевич Лесгафт начинает читать анатомию на медицинском факультете и вскоре добивается открытия специального отделения курсов, на котором начинают готовить руководительниц физического воспитания. Теперь ученый получает возможность для систематической научной работы. Он разрабатывает систему гимнастических упражнений, рассчитанных на детей различного возраста.

Лесгафт показал, что развитие моторики ребенка стимулирует умственные способности. Впоследствии ученый разработал ряд специальных упражнений, корректирующих особенности поведения и умственного развития детей. Упражнения, развивающие моторику пальцев, стимулировали развитие речи ребенка, подвижные игры способствовали ускорению интеллектуального развития.

В 1893 г. Петр Лесгафт создал специальную биологическую лабораторию при Высших женских курсах. Он сделал ряд открытий в области теоретической анатомии, например показал, что у всех живых организмов тип мышцы четко связан с ее функцией. Развивая свою методику работы с детьми, Лесгафт создает комплексы упражнений для пациентов всех возрастов. Впервые ученый вводит занятия физкультурой в лечебный процесс. На основе методики Лесгафта в руководимой ученым лаборатории были созданы системы упражнений, способствующие излечению определенных видов заболеваний. Практически он создал науку о физическом воспитании человека.

В 1896 г. ученого приглашают на должность профессора в Петербургский университет. Однако Петр Лесгафт не принял престижное предложение. Он организует при своей лаборатории первые в мире Высшие научные курсы физического образования, которые впоследствии были преобразованы в Петербургский институт физической культуры.

Расширяя сферу применения своей методики, Петр Лесгафт разрабатывает комплексы упражнений для здоровых людей. Однажды к ученому обратилось руководство военного министерства с предложением реорганизовать систему воспитания, принятую в военных учебных заведениях. Ознакомившись с существовавшими в то время комплексами упражнений, талантливый врач и исследователь разрабатывает иную систему, направленную на развитие не только физической выносливости, но и соответствующих профессиональных навыков: например, для военно-морской академии Лесгафт разрабатывает систему упражнений для тренировки вестибулярного аппарата. Будущие офицеры получали навыки координации своих действий в любой ситуации, даже во время сильной качки они продолжали выполнять свои обязанности.

Основным направлением научной деятельности Лесгафта оставалась работа с детьми. В начале XX века он создал теорию физического воспитания человека на основе принципа единства комплексного развития личности.

После выступлений 1905 года курсы Петра Францевича Лесгафта были закрыты, ученого обвинили в поддержке революционеров и приговорили к высылке из Петербурга. Однако известность ученого в России и в Европе помешала реализации репрессивного решения. Нo все же Лесгафта увольняют из Петербургского университета, тем не менее он продолжает преподавательскую деятельность, открыв на деньги частных пожертвователей Высшую вольную школу физического образования. Он оставался директором учреждения вплоть до своей смерти.

В 1908 году ученый отправился в научную экспедицию в Африку, чтобы познакомиться с особенностями физического воспитания, принятого у первобытных народов. Лесгафт предполагал, что у африканцев могли сохраниться реликтовые формы упражнений, которые уже исчезли в других местах.

Но ученый не смог осуществить задуманное: добравшись до Каира, Петр Францевич Лесгафт неожиданно умер от сердечного приступа.

Петр Францевич Лесгафт - выдающийся педагог -демократ, борец за здоровый быт, за воспитание всесторонне развитого человека.

Это был разносторонний ученый: замечательный анатом, врач, новатор-биолог, с одной стороны, и педагог-практик - с другой. Глубокие и всесторонние знания о человеке позволили ему внести ценный вклад в педагогику , создать оригинальную систему воспитания.

Сорок лет Петр Францевич нес науку в массы: читал публичные лекции, организовывал кружки и курсы для рабочих, курсы воспитательниц, курсы подготовки учителей гимнастики, создавал Вольную Высшую школу и руководил ею, был душой Общества содействия физическому воспитанию, преподавал в гимназии и университетах.

П. Ф. Лесгафт как педагог

Как педагог , Петр Францевич внимательно наблюдал детей, изучал их психологию. Большой исследовательский материал собран в его интереснейшей книге «Школьные типы».

Особое значение Петр Францевич придавал физическому воспитанию детей с первых дней их жизни. Он положил в России начало науке о физическом воспитании как особому отделу педагогической науки.

Важную роль Лесгафт отводил чувству меры в воспитании. Неумеренные похвалы, незаслуженные подарки и дорогие игрушки развивают в детях эгоизм.

Лесгафт был за внимательное отношение к детям, рекомендовал взрослым вдумчиво изучать детский характер и постоянно контролировать свои действия. К ребенку необходимо относиться серьезно и мягко, не сюсюкая, не балуя, не бегая за ним. Надо объяснять ему смысл и значение его поступков, вызывать его на самостоятельные размышления. Надо учить его стойко переносить неудачи и лишения, быть скромным.

Не должно быть никакой навязчивости в организации деятельности и развлечений ребенка. Поощряйте его стремление самому находить себе игры и предметы для занятий. Доставляйте ему простейшие игровые материалы и помогайте в тех случаях, когда действительно необходима помощь.

Если ребенок, указывал Петр Францевич, не может сам найти себе занятие, подскажите ему. Бессмысленные же замечания вроде: «не шали», «не приставай», «не рассуждай, а делай как тебе говорят» - обрывают инициативу ребенка, его стремление к творчеству.

Педагогические идеи

Приводим небольшой отрывок из книги П. Ф. Лесгафта «Семейное воспитание ребенка и его значение», изданной много лет назад и до сих пор не утратившей своей ценности.

«Самое существенное требование, какое необходимо предъявить воспитателю и учителю, берущему на себя обязанность руководить ребенком, вступающим в школу, это, чтобы он понимал ребенка, его психические отправления, а равно и его индивидуальные свойства, так как, не зная условий психического развития ребенка, воспитатель может ежеминутно стать в тупик перед проявлением той или другой черты нрава воспитанника, не сумеет найти основной причины данного по¬ступка и упустит из виду тесную связь индивидуальных особенностей ребенка с его дошкольной обстановкой и семейной дисциплиной.

Не менее необходимо для каждого воспитателя отдавать себе ясный отчет во всех требованиях, которые ставят ребенку в стенах школы, и строго следить за тем влиянием, какое оказывает на ребенка школьный порядок. Сплошь и рядом приходится наблюдать, что как родители в семье, так и воспитатели в школе воздействуют на ребенка, совершенно не отдавая себе отчета, почему именно следует применять к нему те или другие воспитательные меры; а ведь подобное бессознательное руководство личностью ребенка никогда не проходит без серьезных последствий и отзывается иногда на всей его последующей жизни.

Большинство воспитателей, в случае неудачи своих педагогических мероприятий, охотно сваливает все на пресловутую «наследственность», на «прирожденную испорченность» детской натуры или же, в утешение себе и другим, ссылается на какие-то неуловимые влияния, которых будто бы нельзя ни предусмотреть, ни избежать.

Привыкнув в обыденной жизни к очень поспешным заключениям, когда приходится указывать причину того или другого поступка взрослого человека, обыкновенно ограничиваются только обвинениями и порицаниями также и тогда, когда спрашивают: где искать причины дурных привычек или безнравственных поступков ребенка, едва достигшего школьного возраста?

Однако эти обвинения и порицания ровно ничего не уясняют, а только доказывают, что педагог не желает взять на себя труд выяснить те психические мотивы, которые составляют подкладку каждого человеческого поступка. Вследствие недостатка внимания, а главное — вследствие незнания обыкновенно спешат допустить существование врожденных дурных наклонностей, красноречиво толкуют о «неисправимо-испорченных» детях, точно эта испорченность явилась сама по себе, и за нее ответствен сам ребенок! Влияние руководства взрослых как-то всегда остается в тени; и верить не хотят, что «испорченность» ребенка школьного или дошкольного возраста есть результат системы воспитания, за которую расплачивается все-таки один воспитанник. В громадном большинстве случаев не прирожденная тупость (нравственная или умственная) ребенка, а педагогические ошибки подготовляют ребенку горькую будущность, оставляя на его личных проявлениях и привычках неизгладимые следы нравственной порчи и умственного бессилия.

Кому не известно, что все дело воспитания (и в семье, и в школе) зачастую сводится к тому, что ребенка нужно «учить», причем под словом «учить» нередко подразумевают: «взыскать», «наказать», «пригрозить» и т. д. Да иначе и быть не может, пока будут поступать совершенно слепо, по рутине, не отдавая себе отчета в каждом шаге, если не «познать себя», не приучиться связывать причину со следствием, то рутинные педагогические приемы принудительного характера по-прежнему будут царить в стенах школы, как и в семейном быту».

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Вся жизнь Петра Францевича Лесгафта, биолога, анатома, антрополога, педагога, врача, создателя научной системы физического воспитания, руководителя крупного научно-исследовательского учреждения, прогрессивного общественного деятеля, связана с Петербургом.

Здесь он родился,получил образование, начал самостоятельную трудовую жизнь. Здесь прославил свое имя как ученый и воспитатель, терпеливый и настойчивый ваятель свободной творческой личности.

Здесь в Петербурге, он и похоронен морозным декабрьским днем под бдительным надзором полиции, никогда не оставлявшей его своим вниманием.

Петр Францевич Лесгафт был по достоинству оценен своими современниками, отмечавшими его исключительную научную честность, бескорыстие, независимость суждений, принципиальность и могучий аналитический ум. Всю жизнь его окружал ореол личности незаурядной, счастливо сочетающей в себе редкое человеческое обаяние и простоту с одержимостью строгого, требовательного ученого, человека дела и непрестанного труда.

« не знаю что такое скука»,- сказал как-то Лесгафт. С таким же правом он мог сказать: «Я не знаю что такое покой», ибо вся его жизнь была решительным и каждодневным противодействием покою. К этому он призывал и своих учеников.

Среди многочисленных заслуг П. Ф. Лесгафта перед отечественной наукой особое место занимают созданная им оригинальная теория физического образования и система подготовки кадров для ее внедрения в жизнь. Оригинальный теоретик и искусный педагог- практик, Лесгафт оставил глубокий след в развитии физического воспитания в России в конце ХIХ - начале ХХ в. Многое в трудах Петра Францевича Лесгафта выходит за рамки исторического значения и может быть использовано в современной теории и практике физического воспитания и подготовке педагогических кадров этого профиля. Особого внимания заслуживает его концепция, построенная на признании взаимосвязи видов воспитания и развития. В советской педагогике на новой методологической основе эта концепция, подкрепленная многими новыми трудами, оформилась как принцип комплексного подхода к воспитанию и его исследованию.

Капитальные труды Лесгафта «Руководство по физическому воспитанию детей школьного возраста», «Семейное воспитание ребенка и его значение», «Об отношении анатомии к физическому воспитанию», статья « О физическом образовании в профессиональной школе и др. сохранили свою научную значимость.

Научная деятельность Петра Францевича Лесгафта

Научно-педагогическая деятельность П.Ф.Лексгафта началась в Петербургской медико-хирургической академии, где после ее окончания он исполнял обязанности ассистента и презектора. Здесь он защитил две диссертации: на степень доктора медицины (1865г) и на степень доктора хирургии (1868г.). После защиты второй диссертации Лесгафт стал заве5довать кафедрой физиологической анатомии в Казанском университете, блестяще читал лекции, организовывал практические занятия и решительно выступал против консерватизма известной части профессуры и администрации.

За резкую критику существующих порядков в статье «Что творится в Казанском университете», опубликованную в одной из петербургских газет, Лесгафт был отстранен от педагогической деятельности. Посвятив себя врачебной деятельности, он обращается к физической культуре. В частном врачебном гимнастическом учреждении доктора А.Г. Берглинда он применяет физкультуру при лечении различных недугов. С 1874 г. Лесгафт начинает работать в Главном управлении военно-учебными заведениями, организует и сам проводит занятия по гимнастике во 2-ой Петербургской военной гимназии. В каникулярное время он выезжает в командировки для изучения подготовки учителей гимнастики в европейских странах. Обобщая личный педагогический опыт и материалы наблюдений, он пишет и публикует работы: «Основы естественной гимнастики» (1874г.), «Об отношении анатомии к физическому воспитанию»(1876г.) и «Приготовление учителей гимнастики в государствах Западной Европы» (1877-1880гг.)

В 1887 г. Лесгафт по собственному желанию организует учебно-гимнастические курсы для подготовки учителей по гимнастике. В 80-е годы Лесгафт создает ряд значительных работ, где показывает единство физического и психического и раскрывает особенности физического развития и воспитания.

С 1886 г. П. Ф. Лесгафт - приват-доцент естественного факультета Петербургского университета. Он начинает курс лекций по анатомии, широко привлекая данные физиологии, психологии, антропологии и других наук. По свидетельствам очевидцев, лекции Лесгафта имели глубокое влияние на студентов, развивали мышление.

12 лет проработал П.Ф. Лесгафт в Петербургском университете и ушел из него, как из Казанского университета, протестуя против произвола и насилия. Это нашло отражение в следующих строках адреса, преподнесенного ему студентами: «…Вся Ваша жизнь и деятельность являются протестом против насилия в какой бы то ни было форме. И чем реже такие люди, тем они дороже. Мы видим в Вас не только нашего учителя, но лучшие идеалы, бескорыстного и благородного общественного деятеля»

Но даже активная педагогическая деятельность в университете не могла отвлечь Лесгафта от главных его устремлений - разработки своей системы физического образования и ее практического внедрения. Особое место среди работ 1887-1888 гг. занимают капитальные труды «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» и «Семейное воспитание ребенка и его значение»

Последующие, 90-е годы характеризуются большой организаторской деятельностью П. Ф. Лесгафта – ученого и педагога. Он создает различные курсы по подготовке руководителей физического воспитания и образования, биологическую лабораторию – научный центр и учебную базу со специальным печатным органом, руководит организацией детских площадок, катков по линии «Общества содействия физическому развитию учащейся молодежи», созданного по его инициативе.

При поддержке общества П.Ф. Лесгафт добился разрешения на открытие Курсов воспитательниц руководительниц физического образования (1896г.)

Научно-педагогическая и общественная деятельность Лесгафта, находившаяся под контролем царской полиции, затруднялась различного рода запрещениями. Так, в донесениях охранников отмечалось, что лекции и беседы Лесгафта « оказывают на слушательниц вредное влияние, вселяя в них революционные убеждения», и что многие слушательницы Лесгафта – «личности неблагонадежные».

Когда лее П. Ф. Лесгафт организовал сбор подписей под про­тестом по поводу избиения студентов-демонстрантов полицией и жандармерией, последовала его высылка из Петербурга как неблагонадежного (1901 г.). Однако, вернувшись через год из ссылки, Лесгафт продолжал активную общественно-педагогиче­скую деятельность на созданных им Курсах руководительниц физического образования. К чтению лекций привлекались про­грессивные ученые и общественные деятели: В. Л. Комаров, Е. В. Тарле, И. П. Павлов, Н. А. Морозов, А. А. Ухтомский, М. М. Ковалевский.

В документах охранки это получало соответствующую ин­терпретацию: «Сомнительное направление г. Лесгафта прояв­ляется, между прочим, в том, что г. Лесгафт за последние годы привлекает на свои курсы преподавателей, небезупречных в от­ношении политической благонадежности». Отмечается, что «бо­таник Комаров, удаленный за антиправительственный образ мыслей из разных учебных заведений, нашел себе пристанище на курсах Лесгафта» 1 (1904 г.). Даже временное закрытие Кур­сов руководительниц физического образования в 1905 г. в связи с участием слушательниц в событиях 9 января не только не из­менило общего направления деятельности Лесгафта, но и стиму­лировало ее расширение. Он принимает решение создать Выс­шие курсы по наукам биологическим, педагогическим и обще­ственным (открыты 21 декабря 1905 г.). Педагогическое отде­ление сохраняло направление и содержание Курсов руководи­тельниц физического образования. Свое новое учреждение Лесгафт неофициально называл «Вольной высшей школой».

16 февраля 1906 г. в помещении школы на собрании социал- демократических организаций Московско-Нарвского района с докладом выступал В. И. Ленин «О выборах в Государственную думу» и позднее - по вопросу об итогах IV (объединенного) съезда РСДРП *.

Агенты охранки докладывали: «На курсах Лесгафта 21 октября читались лекции исключи­тельно на тему о возможности добыть свободу в России лишь революционным путем» (1906 г.).

«... являются постоянным местом для противозаконных со­браний Курсы Лесгафта при С.-Петербургской Биологической лаборатории, где преступная деятельность революционеров при весьма сочувственном отношении к ней директора лаборатории Лесгафта ведется в широких размерах... произносятся речи с призывом к насильственному низвержению всего ныне сущест­вующего строя» (1906 г.)**

«... в ночь с 18 на 19 декабря 1907 г. был произведен обыск на курсах профессора Лесгафта, причем обнаружено до 50 пу­дов нелегальной литературы, частью уложенной в тюки для от­правки, а также один пуд типографского шрифта и валик для печатания»***. Вскоре курсы как один из центров революцион­ной агитации в столице были закрыты (17 июля 1907 г.).

В начале нового века публикуются статьи П. Ф. Лесгафта: «Физическое образование в школах», «К вопросу о физическом образовании в школах» (1902 г.); «Значение школы» (1907 г.) и др. Осуществляется второе издание первой части «Руковод­ства по физическому образованию детей школьного возраста» (1904 г.). В год своей смерти П. Ф. Лесгафт успел опубликовать 2-е издание второй части «Руководства». Скончался П. Ф. Лес­гафт 11 декабря 1909 г. в Египте. Похоронен на Литературных мостках Волкова кладбища в Петербурге. Похороны носили ха­рактер политической демонстрации против самодержавно-поли­цейского режима. В них участвовали свыше 5000 человек. На ленте одного из многочисленных венков выделялась надпись: «Ты жил впереди нас: время твоих идеалов еще не пришло».

Мировоззренческие и научные концепции, идеи психофизио­логического единства человеческой природы и роли физического образования во всестороннем развитии человека, утверждаемые П. Ф. Лесгафтом, не стоят в стороне от основных тенденций рус­ской педагогики XIX в., отраженных в трудах А. И. Герцена, В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, Н. Г. Чернышевского. Можно предполагать и влияние на П. Ф. Лесгафта трудов И. М. Сеченова и К. Д. Ушинского. Однако нельзя отказать ему в оригинальности и самобытности построения педагогических положений теории физического образования на основе анатомо­-физиологических данных.

Отметим, что и К. Д. Ушинский признавал значение этих на­учных дисциплин для правильного понимания вопросов физиче­ского воспитания. Он писал: «... правила физического воспита­ния необходимо должны быть выведены из глубокого и обшир­ного знания анатомии, физиологии, патологии, иначе они будут бесцветны, бесполезны...»

П. Ф. Лесгафт блестяще сочетал эти знания психологии и пе­дагогики при глубоком понимании сущности физического воспи­тания (его теории и методики).

Исследователь трудов Лесгафта профессор Г. Г. Шахвердов, возглавлявший кафедру педагогики Ленинградского института физкультуры им. П. Ф. Лесгафта, справедливо отмечал, что во всех областях научных знаний: в биологии, антропологии, ана­томии, физиологии, патологии, психологии, педагогике - он отрицал все мистические, метафизические, идеалистические тол­кования. Лесгафт стремился везде раскрыть реальные причинно- следственные связи изучаемых явлений и весьма преуспел в этом.

В «Руководстве» мы читаем: «Между умственным и физиче­ским развитием человека существует тесная связь, вполне вы­ясняющаяся при изучении человеческого организма и его от­правлений» и «тесная связь, существующая между непосредст­венными физическими и душевными проявлениями, с одной стороны, и внешним их выражением, с другой, ясно показывает необходимость гармонического и умственного развития в шко­ле».

История развития педагогической теории

В истории развития педагогической теории П. Ф. Лесгафту принадлежит особое место - как основоположнику отечествен­ной науки о физическом воспитании. Ему удалось создать ори­гинальную, стройную и развернутую систему физического обра­зования (воспитания). В этой системе одно из центральных мест занимает воспитание детей школьного возраста.

Свой капитальный труд о физическом воспитании он назы­вает «Руководство по физическому образованию детей школьно­го возраста».

Физическое образование рассматривается как системное ос­воение человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретение таким путем необходимого в жизни фонда двигательных навыков.

Одна из главных идей, лежащих в основе «Руководства по физическому образованию детей школьного возраста», состоит в том, что основной задачей школы является образование чело­века, т. е. формирование его как личности, о чем совершенно определенно говорит Лесгафт: «...задачей школы считать вы­яснение значения личности человека и ограничение произвола в его действиях, если школьный период есть тот единственный идейный период в жизни, когда развивается отвлеченное мыш­ление и понятие об истине, когда образуется человек».

В трудах П. Ф. Лесгафта - касаются ли они анатомии и фи­зиологии, психологии и педагогики, гигиены и общей теории развития организма - человек всегда рассматривается как це­лостный организм и личность одновременно. Отсюда вытекают сложнейшие вопросы взаимосвязей умственного, нравственного, эстетического и физического развития и взаимовлияний соот­ветствующих им сторон воспитания.

П. Ф. Лесгафт не случайно подчеркивает необходимость да­вать «упражнения для того, чтобы приводить в соотношение вос­принимаемое глазом с ощущениями, связанными с движения­ми». Такие упражнения будут способствовать выработке уме­ний оценивать предстоящую работу и выполнять ее по слову, как рекомендовал Лесгафт. Физические упражнения могут играть существенную роль в развитии умственных и физических способ­ностей, повышать общий уровень готовности действовать умело и рационально. На современном уровне научного знания эти по­ложения ученого можно рассматривать как возможности совер­шенствования процесса управления человеком своими дейст­виями.

П. Ф. Лесгафтом были намечены пути реализации двух основ­ных, уже утвердившихся к тому времени в общей дидактике, принципиальных требований: сознательности и наглядности обу­чения применительно к условиям овладения физическими упраж­нениями.

Важно отметить, что П. Ф. Лесгафт проложил основной путь м решении таких методических вопросов теории физического вос­питания, как использование общих педагогических положений с учетом специфики конкретного вида деятельности, и др. С пози­ции единства умственного и физического воспитания решается Лесгафтом вопрос о единстве их методов. Анализ, синтез, срав­нение, характерные для умственного воспитания, являются основными при овладении двигательными действиями.

Впервые в методике обучения физическим упражнениям Лес­гафтом был поставлен вопрос о знании каждым занимающимся того, что он должен делать, зачем и как. Каждой педагогической задаче соответствует круг определенных упражнений, и на каж­дом этапе обучения определяются конкретные требования к действиям занимающихся.

Весьма своеобразными были позиции П. Ф. Лесгафта и в во­просе о наглядности обучения. В «Руководстве» он рекомендует следующее: «...со всеми требуемыми действиями необходимо зна­комить занимающихся непременно по слову, а не по показанно­му»; показ же должен уточнить и попрадить созданное словом представление. Таким образом, показ выступает как средство проверки учеником своих знаний, уточнения представлений, по­лученных ранее на основе восприятия объяснений учителя.

Не вызывает сомнений, что научно- педагогическое наследие П. Ф. Лесгафта далеко выходит за рамки только исторического значения и может рассматриваться как один из основных источников педагогической науки, содержащей идеи, богатство которых еще не полностью исчерпано.

Деятельность П. Ф. Лесгафта как основателя системы под­готовки кадров по физическому образованию началась с 1874 г., когда он был приглашен на работу в Главное управление воен­ных учебных заведений (ГУВУЗ). Эти учебные заведения испы­тывали острую потребность в учителях гимнастики. Лесгафту, уже известному в то время ученому, опубликовавшему работу «Основы естественной гимнастики», ГУВУЗ поручает ознако­миться с опытом подготовки учителей гимнастики за рубежом.

За два года (1875-1876) Лесгафт посетил ряд западноев­ропейских государств (26 городов) и изучал наиболее распро­страненные системы гимнастики и подготовки учителей этого профиля. Критический анализ этих систем обнаружил несостоя­тельность многих сложившихся теорий, и Лесгафт одновременно с разработкой собственной системы физического образования разрабатывает основы системы подготовки кадров, ее обеспечи­вающих.

Одно из главных ее положений - требование солидной педа­гогической подготовки. В связи с этим П. Ф. Лесгафт настаивал на понятии «педагогическая гимнастика», т. е. системе упражне­ний, решающей педагогические задачи. Для успешного их реше­ния, отмечает он, нужна общая теоретическая подготовка, фи­лософская, психологическая, физиологическая и т. п.

Говоря о теоретической подготовке, Лесгафт все время дела­ет упор на ее педагогическую направленность: «... врач может определить физическое развитие ученика, но он обыкновенно со­вершенно не знаком с отдельными упражнениями, а главное - с влиянием их на молодой организм». Преподаватель, пишет он, должен быть хорошо «знаком с физическими условиями того организма, который берется он воспитывать, чтобы он понимал влияние на организм тех упражнений, которые он применяет, и чтобы он имел такое педагогическое образование, которое руко­водило бы им при применении знакомого ему материала препо­давания к вполне известному ему молодому организму».

Анализируя труды П. Ф. Лесгафта, можно собрать полное профессионально-графическое описание той части педагогических кадров, которая связана со школой. Это описание будет адекватным современным представлениям о преподавателе физической культуры.

Для подготовки учителей «педагогической гимнастики» в военных гимназиях Лесгафт предлагал создать Центральный гимнастический институт. С требованиями широкой общеобразовательной и педагогической подготовки сочетались требования к оснащению такого учреждения гимнастический зал, оборудован­ный аппаратами, применяемыми при различных методах гимнастики;аудитория на 100 слушателей; помещение для практических антропологических занятий; химическая лаборатория; кабинет для физических аппаратов; место для бега, игр и упражнений в теплое время. Ставился вопрос и о статусе преподавателя гимнастики, равного другим преподавателям. Одновремен­но оговаривалась недопустимость к преподаванию лиц, знакомых только с технической стороной предмета.

В виде опыта в 1877 г. Лесгафтом были организованы двухгодичные учебно-гимнастические курсы при 2-й петербургской военной гимназии. Они просуществовали под его непосредствен­ным руководством до августа 1882 г. Эти курсы по своему про­филю, учебному плану, программам, организации учебного процесса, требованиям к учащимся соответствовали типу высшего учебного заведения. Подобных им не было еще в мировой практике.

П. Ф. Лесгафтом были разработаны учебные программы по всемдисциплинам, многие из которых он вел сам. Практически подготовка учителей гимнастики была постепенно изменена на подготовку «лиц, знакомых с физическим воспитанием вообще, в частности же с гимнастикой, как одним из средств физического в оспитания». Система подготовки учителей гимнастики - руководителей физического образования, разработанная Лесгафтом, способствовала распространению его идей в области физического воспитания и образования.

Система гимнастики П. Ф. Лесгафта, по данным Г. Г. Шахвердова, к началу XX в. применялась его учениками в 162 го­родах России. По образцу своих первых учебно-гимнастических курсов Лесгафт создавал последующие, совершенствуя систему подготовки кадров по физическому воспитанию. Курсы руководительниц физического образования после Великой Октябрьской революции были преобразованы в Государственный институт физического образования им. П. Ф. Лесгафта (1919 г.), который затем (в 1930 г.) стал называться Государственным институтом физической культуры им. П. Ф. Лесгафта.

Прогрессивная общественная, научная, педагогическая дея­тельность П. Ф. Лесгафта позволяет отнести его к числу выдаю­щихся представителей отечественной науки и культуры.

Педагогическое наследие П.Ф. Лесгафта высоко оценено в нашей стране и за рубежом, его именем назван первый в Советской России Институт физической культуры.

Критически оценивая и анализируя в настоящее время систему физического образования П.Ф. Лесгафта, мы находим в ней немало и ошибочных положений. В историческом обзоре развития физического воспитания в своем основном сочинении “Руководство по физическому образованию детей школьного возраста” он практически устранился от вопроса происхождения физической культуры, от классовой сущности воспитания, от роли народных форм в ее развитии.

Лесгафт фактически не упоминает о прогрессивных взглядах “русских ученых и просветителей Н.И. Новикова, И.И. Бецкого, H.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова по вопросам физического воспитания.

Его системе во многом было присуще формально-теоретическое начало. Например, Лесгафт считал, что детям можно разрешать катание на коньках, так как оно происходит на малой площади и они могут часто отдыхать, а на лыжах, по его мнению, такой возможности они не имеют и поэтому будут переутомляться.

Практика физического воспитания часто опровергала предлагаемую Лесгафтом методику. Например, он требовал, чтобы названия движений и объяснения были короткими, однако на практике этого не получалось и словесные методы обучения часто превращались в длинные и утомительные для учеников (особенно младших школьников) монологи.

В последующие годы многие положения системы Лесгафта: классификация физических упражнений, содержание упражнений на уроках для школьников различных возрастов, место и значение соревнований и игрового метода физического воспитания и т. д. - существенно уточнялись.

И все же система физического образования П. Ф. Лесгафта для своего времени была одной из передовых в мире. Многие ее положения не утратили своего значения до настоящего времени. Она, к сожалению, не стала в России основой для национального физического воспитания, так как царское правительство не имело государственной программы в этой области образования, а страна не располагала ни квалифицированными педагогами, ни специальной материально-технической базой.

Реферат

по теме:

« Учение П.Ф. Лесгафта о физическом воспитании и его педагогическая деятельность»

Введение …………………………………………………………………… 3

1. Биография П.Ф. Лесгафта………………………………………………. 4

2. Учение П.Ф. Легафта о физическом воспитании……………………... 6

3. Педагогическая деятельность П.Ф.Лесгафта…………………………. 10

Заключение………………………………………………………………… 13

Литература…………………………………………………………………. 14

Введение

В истории развития отечественной науки, в частности педагогической теории, П.Ф. Лесгафту принадлежит особое место. Ему удалось создать всеобъемлющую стройную систему физического воспитания, в которой центральное место занимает воспитание детей школьного возраста. Одной из ведущих идей его самой значительной научной работы «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» состоит в том, что основной задачей школы является образование человека, его формирование как личности. Он писал: «задачей школы считать выяснение значения личности человека и ограничение произвола в его действиях, если школьный период есть тот единственный идейный период в жизни, когда развивается отвлеченное мышление и понятие об истине, когда образуется человек» .
В основе педагогической системы П.Ф. Лесгафта лежит учение о единстве физического и духовного развития личности. Ученый рассматривал физические упражнения как средство не только физического, но и интеллектуального, нравственного и эстетического развития человека. При этом он постоянно подчеркивал важность рационального сочетания, взаимовлияния умственного и физического воспитания. «Необходимо, – писал автор, – чтобы умственное и физическое воспитание шли параллельно, иначе мы нарушим правильный ход развития в тех органах, которые останутся без упражнения».

Лесгафт доказывал, что на развитие организма оказывает влияние среда и упражнения: «Всё, что упражняется - развивается и совершенствуется, что не упражняется – распадается» .

Целью данной работы является изучение основных фактов биографии П.Ф.Лесгафта, знакомство с основными положениями и тезисами его научно-педагогического наследия.

Биография П.Ф.Лесгафта

Выдающийся анатом - основоположник теоретической анатомии в России, замечательный педагог, зачинатель и теоретик физического образования, биолог-мыслитель и целеустремленный общественный деятель - вот далеко не полный перечень направлений, в сфере которых промчалась кипучая жизнь П. Ф. Лесгафта.

Петр Францевич Лесгафт родился в 1837 г. в Петербурге. В 1856 г. поступил учиться в Медико-хирургическую (Военно-медицинскую) академию, которую закончил в 1861 г. Работал ординатором госпиталя и приватным преподавателем анатомии в Медико-хирургической академии. В 1865 г. получил ученую степень доктора медицины на основании защиты диссертации "Об окончании продольных мышечных волокон прямой кишки..." В 1868 г. прибавил к ней еще степень доктора хирургии, которая была присуждена ему после представления анатомо-хирургической диссертации "Colotomia" (искусственный проход для кала) в левой поясничной области с анатомической точки зрения. Степень была присуждена без публичной защиты диссертации.

В том же году П. Ф. Лесгафт был избран заведующим кафедрой анатомии Казанского университета, но в 1871 г. отстранен от преподавания по решению царя Александра II. Основанием послужила статья П. Ф. Лесгафта в газете "С.- Петербургские ведомости" от 23 сентября 1871 г. с разоблачением злоупотреблений в Университете. С 1872 по 1893 г. П. Ф. Лесгафт проводил занятия с вольнослушательницами на курсах (1872 - 1874), был занят преподаванием анатомии в Медико-хирургической академии, чтением приват-доцентского курса в Петербургском университете (1875 - 1893). С 1893 г. его деятельность была сосредоточена в созданной им в Петербурге Биологической лаборатории. За подписание протеста против избиения студентов на демонстрации он подвергся репрессии, в 1902 г. был выслан из Петербурга.

Независимость суждений и непреклонная политическая позиция ученого были причиной огромных симпатий к нему в революционных кругах Петербурга. Когда в 1895 г. образовалось общество "Помощь в чтении больным и бедным", он встал в ряды его руководителей. Членами общества были сестра В. И. Ленина Анна Ильинична и ее муж М. Т. Елизаров. В 1905 г. с разрешения П. Ф. Лесгафта в помещениях руководимой им Биологической лаборатории заседал Совет рабочих депутатов, собиралось Правление профсоюза рабочих печатников.

Важным событием в жизни П. Ф. Лесгафта было изучение методов физического воспитания. В 1874 г. ему было поручено Управлением военно-учебными заведениями военного ведомства ознакомиться с занятиями гимнастикой в западноевропейских странах. Имелось в виду внедрение этого опыта в русские офицерские школы. Программа, предоставленная П. Ф. Лесгафтом после возвращения в Петербург, не была принята, тем не менее он серьезно увлекся проблемой физического воспитания, и это наложило отпечаток на его взгляды как морфолога. С 1877 до 1882 г. он проверял свои выводы в процессе преподавания на учебно-гимнастических курсах для офицеров.

В 1905 г. он организовал на базе курсов руководителей физического воспитания так называемую Вольную Высшую школу, запрещенную правительством в 1907 г. П. Ф. Лесгафт умер в 1909 г. Выдающиеся достижения П. Ф. Лесгафта в анатомии оказались возможными благодаря его энциклопедической образованности. Он хорошо знал математику, изучал в течение 3 лет химию у проф. Н. Н. Зинина, имел глубокие познания в прикладной физике, в частности в теории сопротивления материалов. Самостоятельно овладел законами строительной техники. Его эрудиция по всем актуальным проблемам естествознания была поразительной.

Учение П.Ф.Лесгафта о физическом воспитании.

На заслугах П. Ф. Лесгафта в разработке научных основ физического воспитания следует остановиться подробнее. Отправным положением для него служил постулат Ламарка о роли упражнений (функций) в развитии организма. Увлечение Ламарком было присуще П. Ф. Лесгафту на протяжении всей его жизни. Гипноз идей великого французского ученого был значительным, несмотря на то, что Лесгафт брал из учения Ламарка только тот его раздел, в котором доказывалось воздействие функций на органогенез. Ни о какой передаче по наследству приобретенных признаков в трудах Лесгафта речи не идет.

Целенаправленные физические упражнения, как думал Лесгафт, могут быть привиты людям в процессе физического воспитания. Но физическое воспитание прерогатива тех, кто воспитывает, обучает. Задача же должна заключаться в реализации широкой программы физического совершенствования людей. Так Лесгафт пришел к девизу физического образования. Это понятие предложено им. Физическое воспитание рассматривалось Лесгафтом как часть физического образования, как его предпосылка.

Главными принципами физического образования были предложены следующие:

1. Принцип всесторонности, многоканальности физического образования.

2. Принцип взаимосвязи, взаимообогащения физического, умственного и нравственного воспитания как условие гармонического развития человека.

3. Принцип научности физического образования, предполагающий:

а) взаимообусловленность формы и функций;

б) признание возрастных, половых, конституцио нальных особенностей;

в) исключение прирожденной обреченности (предопределения) физического облика человека;

г) преодоление диктата наследственности.

Свой капитальный труд о физическом воспитании он называет «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста». В современной науке это понятие сохранилось и отражает ту сущность, которую вложил в него Лесгафт.

Физическое образование рассматривается как системное состояние человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретение таким путем необходимого в жизни фонда двигательных навыков.

Не отказываясь от такого смысла рассматриваемого понятия в современном научном знании, обратим внимание на гораздо более глубокий подход к его сущности, обнаруживаемый у П.Ф.Лесгафта.

Одна из главных идей, лежащих в основе «Руководства по физическому образованию детей школьного возраста», состоит в том, что основной задачей школы является образование человека, т.е. формирование его как личность, о чем совершенно определенно говорит Лесгафт: «…задачей школы считать выявление значения личности человека и ограничение произвола в его действиях , если школьный период есть тот единственный идейный период в жизни, когда развивается отвлеченное мышление и понятие об истине, когда образуется человек».

Понятие «образование» появилось впервые в работах Н.И.Новикова (1744-1818гг.), однако представителей прогрессивной русской педагогики, как синоним воспитания – «образование сердца» и как синоним просвещения – «образование разума».

Во второй половине ХIХ в. отдельные авторы весь процесс развития личности обозначают термином «образование». Полагаем, что на такой позиции стоял и П.Ф.Лесгафт. И когда он пишет об образовании, то имеет в виду формирование человека как личность. Поэтому целевой установкой физического образования детей школьного возраста является стремление научить их сознательно управлять всеми своими движениями, руководствуясь при этом нравственными началами, точно различать пространственные и временные отношения и в результате приобрести умение действовать сообразно окружающей обстановке. В этой целевой установке сливаются воедино задачи образовательные и воспитательные.

П.Ф. Лесгафт впервые в мире разработал основы физического образования, создал учение о физическом образовании и наконец определил содержание понятия "физическое образование". Согласно определению П.Ф. Лесгафта, суть физического образования состоит в том, чтобы научиться "изолировать отдельные движения и сравнивать их между собой, сознательно управлять ими и приспосабливать к препятствиям, преодолевать их с возможно большей ловкостью и настойчивостью, иначе говоря, приучаться с наименьшим трудом в возможно меньший промежуток времени сознательно проводить наибольшую физическую работу» .

Следовательно, П.Ф. Лесгафт наиболее полно определил содержание физического образования для своего времени в основном как процесса обучения двигательным действиям. В качестве итога физического образования, как явствует из его определения, выступает состояние физической подготовленности человека к жизни и трудовой деятельности. Одновременно в содержание физического образования по Лесгафту, как нам кажется, были включены и методы обучения физическим упражнениям, в частности речь идет о современном практическом методе обучения - строго регламентированном, т.е. обучении по частям и в целом, о чем свидетельствует фраза: "Изолировать отдельные движения и сравнивать их между собой». Более того, П.Ф. Лесгафт сделал попытку определить структуру обучения двигательным действиям, обозначая специальный этап обучения как этап совершенствования двигательных умений, ибо только достигший двигательного совершенства человек обеспечивает экономичное выполнение трудовых двигательных действий.

Лесгафт обращал большое внимание на содержание физического образования - использование упражнений и игр как метода познания . Ученый классифицировал физические упражнения по четырем основным группам:
1. Простые упражнения в движениях головой, туловищем, конечностями и сложные упражнения с разновидностями движений и метаний.
2. Упражнения с увеличивающимися напряжениями при двигательных действиях с палками и гирями, при метании деревянных и железных шаров, прыжках, лазании, борьбе и удержании равновесия.
3. Упражнения с изучением пространственных и временных отношений при беге в заданном темпе, прыжках на определенное расстояние и метании в цель.
4. Систематические упражнения в процессе простых и сложных игр, плавания, бега на коньках и на лыжах, в походах, на экскурсиях и в единоборствах.

В учебном плане общеобразовательных учреждений имеется учебный предмет "физическая культура", основная задача которого - достижение соответствующего уровня общего образования по этой дисциплине как составной части общего образования учащихся. Образование по физкультуре как социальная практика имеет свои этапы развития.

Во времена П.Ф. Лесгафта школьное физическое воспитание было примитивным и решало более узкие задачи - научить овладевать движениями, развивать двигательные качества с целью подготовки к трудовой деятельности. Разумеется, тогда не стояло задачи содействия формированию физической культуры школьников. Однако постепенно статус школьного предмета "физическая культура" изменялся и роль образования по физической культуре в обществе к настоящему времени значительно возросла.

Педагогическая деятельность П.Ф.Лесгафта

В предисловии ко второму изданию второй части «Руководства по физическому образованию детей школьного возраста» П.Ф. Лесгафт отмечал, что неблагоприятные явления в школе, наблюдаемые между учениками, могут быть уничтожены не полицейскими мерами, а строго проводимыми физическими упражнениями и играми. Выдержанный и хорошо владеющий собой образованный руководитель всегда справится со своим учеником при помощи убедительных слов, никогда не прибегая ни к каким мерам преследования и наказания, совершенно недопустимым в нормальной школе, в основание которой положены психологический анализ ребенка и выяснение его природы.

При посредстве физического образования, писал он, необходимо приучить молодого человека владеть собой, познакомить его с пространственными отношениями, распределением своей работы по времени, возвысить энергию его деятельности. В педагогической деятельности Лесгафт добивался от учителей отличного знания своего предмета на основе научных достижений в анатомии, физиологии, психологии. Хороший педагог, по его мнению, – это отменная дисциплинированность, сдержанность в управлении своими эмоциями, любовь к детям, внешняя опрятность и изящность в движениях.

Повышенные требования П.Ф. Лесгафт предъявлял к гигиене питания занимающихся физическими упражнениями. Он не признавал никаких «прибавочных раздражителей»: горчицы, перца и других пряностей, в которых не нуждаются доброкачественные и разнообразные продукты. Особенно осуждал алкогольные напитки.

Большое внимание Лесгафт обращал на содержание физического образования, на использование упражнений и игр как метода познания. Он классифицировал физические упражнения по четырем основным группам: 1) простые упражнения в движениях головой, туловищем, конечностями и сложные упражнения с разновидностями движений и метаний; 2) упражнения с увеличивающимися напряжениями при двигательных действиях с палками и гирями, при метании деревянных и железных шаров, прыжках, борьбе, лазании, удержании равновесия; 3) упражнения, связанные с изучением пространственных и временных отношений при беге в заданном темпе, прыжках на определенное расстояние и метании в цель; 4) систематические упражнения в процессе простых и сложных игр, плавания, бега на коньках и на лыжах, в походах, на экскурсиях и в единоборствах. Интересно определение игры: «Игра есть упражнение, при посредстве которого ребенок готовится к жизни».

При этом он раскрывал различие между играми для детей дошкольного возраста и играми для учащихся школы. Первые – игры в творческом повторении того, что дети видели и заметили в окружающей действительности. Вторые – игры, организованные педагогом для развития самостоятельной двигательной деятельности с целым рядом методических положений.

Примечательно также, что и дошкольник, и школьник, согласно его теории, в игровых ситуациях – активно действующие личности во всех своих проявлениях, во взаимоотношениях с окружающей средой. Ценны и по-современному актуальны требования Лесгафта к играм: постепенность в подборе игр и соответствие их развитию ребенка; обязательность постановки целей и задач каждой игры; безусловное выполнение участниками игр установленных правил; настойчивое введение самоуправления в игре; систематичность влияния игр на детей с постепенным их усложнением; исключение из обихода игр, вызывающих проявление у детей отрицательных качеств – жестокости и пр.

Заслуживает внимания и предложенная им классификация игр, в основу которой положены организация коллектива играющих и формирование характера взаимоотношений между ними с учетом возрастных особенностей. На этой основе выделены две группы игр: простые и сложные. В каждой из этих групп он подразделяет игры по сложности и продолжительности отдельных двигательных действий на игры с бегом, метанием, борьбой. Эти подгруппы, в свою очередь, подразделяются по видам упражнений с усложнением требований. Например, в играх с бегом можно применять бег в прямом направлении, по кругу, в наклонном положении, вдвоем, цепью, коллективные двигательные действия.

Человек, по мнению П.Ф. Лесгафта, хорошо и сознательно владеющий своими двигательными действиями, правильно выбирает наиболее целесообразные формы и темп движения, что является важнейшей целью физического образования школьника. Об этой целевой установке нельзя забывать и в современной школе: необходимо учить детей рационально пользоваться накопленными знаниями, умениями и навыками, готовить человека к наилучшему их применению в жизни .

Справедливо отстаивая ту позицию, что детская творческая игра не должна навязываться взрослыми и что ребенок всем своим существом должен предаваться ей сам, П.Ф. Лесгафт, однако, преувеличивал возможности детей. По его мнению, ребенок, «несколько утомившись физически, рассуждает над значением того, что он сделал и как сделал» . На практике же известно, что и взрослому человеку для анализа игровых ситуаций очень часто необходима помощь педагога тренера, а уж ребенку особенно трудно самостоятельно осмыслить «значение того, что он сделал и как сделал».

В то же время в рассуждениях Лесгафта по данным воспитательным проблемам ценна мысль о том, что учитель обязан развивать инициативу детей в процессе игр, изучать своих учеников и максимально учитывать в педагогической деятельности характерные особенности каждого для целенаправленного и конкретного воздействия на них. В соответствии с этим методическим положением учителю надо совместно с детьми анализировать игровые ситуации, особенно внимательно наблюдать за поведением играющих, использовать в интересах коллектива их взаимные влияния друг на друга.

Велик его вклад в разработку закономерностей воспитания детей в семье, формирования их как личностей с позиций учения о типах, темпераменте и характере человека с учетом роли общественной среды и сфер воспитания. Последовательно боролся он за равноправное и равноценное физическое образование, как мальчиков, так и девочек.

Заключение

Научно педагогическое наследие П.Ф.Гесгафта далеко выходит за рамки какого-то определенного исторического периода и может рассматриваться как один из важнейших источников педагогической науки, содержащих идеи, богатство которых еще не полностью исчерпано. Важнейшие научные положения, изложенные в трудах Петра Францевича по анатомии, антропологии, биологии, истории и методике физического образования, по настоящее время не утратили своего значения. Прогрессивная научная, педагогическая, общественная деятельность Лесгафта позволяет отнести его к числу выдающихся представителей

отечественной науки и культуры.

Как никто до него, он понял, что физическое воспитание должно быть организовано на строго научной почве. Эту научную основу П. Ф. Лесгафт увидел в анатомии и физиологии, которые позволяют наметить правильную программу физических упражнений и выяснить степень влияния этих упражнений на организм. Функция, по Лесгафту, определяет форму, и следовательно, совершенная форма (здоровый организм) находится в прямой зависимости от активного воздействия на нее упражнений.

П. Ф. Лесгафт из указанного положения делал практические выводы. Если обычные функции органов дополнить специальными упражнениями, если разработать комплекс разумных тренировочных нагрузок для лучшего развития органов, то можно добиться более совершенной формы. Следуя в этом направлении, П. Ф. Лесгафт впервые проложил мост между анатомией и физической культурой и создал научно обоснованную теорию физического воспитания людей.

Успехи Лесгафта в пропаганде и распространении физического образования в России общепризнаны и отмечены присвоением его имени старейшему институту физической культуры - Ленинградскому.

Литература

    Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 5-е изд., испр. и доп. М., 2008.

    Дмитриев С.В. Двигательная задача как объект теоретико-методологического анализа // Теория и практика физ. культуры. 1988, № 2.

3 . Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста // Лесгафт П.Ф. Избранные труды / Сост. И. Н.Решетень. - М.: ФиC, 1987.
4. Симонкина Ю. С., Иохвидов В. М. Петр Францевич Лесгафт – основоположник физического образования [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. - С. 55-57.

Интернет – источники

1. Петр Францевич Лесгафт – основоположник физического образования.

2. П.Ф.Лесгафт – основоположник теоретической анатомии в России.

3. Физическое образование http://lib.sportedu.ru/Press/tpfk/2002n3/p25-26,39.htm