Программа психолого -педагогического просвещения родителей "родительский всеобуч". Программа педагогического просвещения родителей "Семейные традиции" (тематика для организации родительского всеобуча) План педагогического просвещения для родителей

Уважаемые коллеги! Предлагаем вашему вниманию материалы программы психолого-педагогического просвещения родителей «Родительская школа».

Программа реализуется муниципальными опорными площадками на базе общеобразовательных организаций (по согласованию с руководителями общеобразовательных организаций). Ответственные за реализацию программы – руководители опорных площадок.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

  • психолого-педагогического просвещения родителей «Родительская школа»
  • для проведения занятия 1.1. «Особенности и тенденции развития современной российской семьи. Российское законодательство в сфере семьи, брака, охраны детства»
  • для проведения лекционного занятия 2.1. «Психология добрачных и брачных отношений»
  • для проведения лекционного занятия 2.2. «Кризисы семейных отношений, их влияние на психическое развитие ребенка»
  • для проведения лекционного занятия 2.3. «Понятие и типы неблагополучной семьи»
  • для проведения практического занятия 2.4 «Социально-психологический климат в семье»
  • для проведения практического занятия 2.5 «Взаимоотношения детей и взрослых в семье»
  • для проведения занятия по теме 2.6 «Конфликты в семейных отношениях, их влияние на развитие и воспитание ребенка»
  • для проведения лекционного занятия 3.1 «Семейная среда как источник развития ребенка»
  • для проведения занятия 3.3 «Нарушения воспитательного процесса в семье»
  • для проведения лекционного занятия 4.1 «Внутриутробное развитие ребенка и его влияние на последующее формирование личности»
  • для проведения лекционного занятия по теме 5.1 «Особенности психического развития ребенка в младенчестве»
  • для проведения лекционного занятия по теме 5.2 «Особенности психического развития ребенка раннего возраста»
  • для проведения лекционного занятия по теме 5.3 «Особенности психического развития детей дошкольного возраста»
  • для проведения практической части занятия по теме 5.3 «Особенности психического развития детей дошкольного возраста»

Изменить ситуацию педагогической безграмотности позволяет планомерная и содержательная работа учебных учреждений, направленная на педагогическое просвещение родителей. Это одна из главных составляющих работы классного руководителя.

Родители должны понимать (и учреждение, и классный руководитель должны эту мысль до них донести), что именно они являются наиболее заинтересованной стороной в вопросах педагогического взаимодействия, поскольку на них лежит ответственность за воспитание и качество образования их детей, а школа является профессиональным посредником и помощником для них.

Принципы организации

Задача школы — наладить тесное и плодотворное взаимодействие с родителями учеников на основе таких принципов:

  • взаимоуважения;
  • терпимости;
  • толерантности;
  • доверия друг другу;
  • взаимной поддержки;
  • терпения;
  • помощи;
  • готовности воспринять позиции друг друга.

Психолого-педагогическое просвещение родителей должно быть направлено на:

  • передачу родителям знаний о закономерностях и особенностях воспитательного процесса;
  • развитие их педагогического мышления;
  • формирование у них навыков и практических умений в воспитательной области.

Подбирая темы и материал для занятий с родителями нужно помнить о таких особенностях предлагаемой информации:

  • актуальность и полезность;
  • превентивность;
  • практическая целесообразность;
  • основывалась на конкретных фактах и жизненном опыте.

Классный руководитель должен наладить максимально продуктивный диалог с родителями, добиться от них позитивного отклика на свою деятельность. Для этого рекомендуется предельно расширить круг вовлеченности родителей в различные сферы школьной жизни и применять различные способы образовательного воздействия на родителей.

Формы педагогического просвещения родителей

Психолого-педагогические знания о принципах развития и воспитания детей родители могут получать через такие .

Лекции

Эта форма предполагает передачу лектором (учитель, психолог, педагогический работник, научный сотрудник) родительской аудитории научной информации. Его доклад должен включать:

  • научный анализ педагогических явлений и воспитательных ситуаций;
  • разъяснение их причин и условий протекания;
  • описание закономерностей развития детской психики;
  • объяснение механизмов поведения ребенка.

В нем должны называться термины, указываться факты и статистические данные, приводиться примеры из опыта семейного воспитания.

Родительские собрания

Одна из наиболее популярных форм взаимодействия школы и семьи, направленная на повышение педагогической образованности родителей. За учебный год должно пройти 3-5 заседаний. Такие собрания должны быть посвящены:

  • рассмотрению актуальных педагогических проблем;
  • обсуждению задач учебно-воспитательной работы;
  • планированию воспитательной деятельности;
  • установлению проблем, появляющихся в классе или влияющих на успеваемость детей, и нахождению путей их разрешения;
  • подведению итогов;
  • определению на будущее наиболее продуктивных форм взаимодействия между школой и семьей.

Цель родительских собраний — осуществляя анализ и осмысление педагогической теории, способствовать решению любых проблем, возникающих в конкретном классном или школьном коллективе.

Конференции

Данная форма педагогического просвещения предусматривает расширение и углубление имеющихся знаний о воспитании и развитии детей, обсуждение накопленного опыта в этой сфере. Такое мероприятие проводится один раз в год. Оно имеет четкую структуру и требует длительной и тщательной подготовки с активным подключением к этому процессу родителей. Родители должны быть не только слушателями, но и выступающими, и активными участниками обсуждения.

Индивидуальные консультации

Форма психологической помощи, необходимая для решения конкретных проблем. Такие консультации проводятся путем прямого личного общения педагога и родителей. Необходимость данных встреч возникает при наличии , попадании в затруднительное положение или развитии неблагополучного психологического состояния.

Эти встречи полезны и для учителя, и для родителей. Они узнают достоверную информацию о поведении и уровне знаний ученика, а педагог лучше поймет причины, влияющие на успеваемость и поступки ребенка.

Главная задача индивидуальных консультаций — обсудить проблему и найти общее понимание того, как лучше ее разрешить. Основные требования к проведению такой формы работы — компетентность, взаимоуважение, толерантность, доверительные отношения.

Может проводиться тематическая консультация, при которой общение происходит не с какой-то отдельной семьей, а с группой родителей, у которых имеются схожие проблемы в воспитании детей.

Практикумы

Направлены на выработку у родителей навыков и педагогических умений, необходимых для организации правильного воспитательного взаимодействия с детьми. В ходе практикума родителей знакомят с конкретной педагогической ситуацией и предлагают найти эффективный выход из нее.

Родители должны вносить предложения, отстаивать свое мнение, вести конструктивный спор. В итоге такого общения родители учатся самостоятельно создавать модель своего поведения при появлении схожей ситуации в своей семье.

Тренинги

Одна из форм тренировки педагогического мышления родителей. Особенность тренингов в том, что в ходе их проведения родителей информируют о правильных способах поведения с детьми и отрабатывают их, доводя до автоматизма.

Семинары

Одна из наиболее распространенных форм проведения педагогического просвещения родителей. Структура семинара состоит из теоретической и практической части. При этом теоретические положения усваиваются на основе практических действий с ними.

Диспуты и дискуссии

Относятся к . Основным условием проведения диспута является организация всеобщего обсуждения заявленной проблемы и формирования единой точки зрения на возможности ее решения.

Это своеобразный спор с необходимостью аргументации и отстаивания своей позиции. Никто не должен оставаться пассивным слушателем. Необходимо создать такие условия, при которых каждый должен высказать свое мнение, предложить свой способ действия в предложенной ситуации. В итоговом решении, должны быть учтены все предложения. Нужно, чтобы оно положительно воспринималось всеми участниками мероприятия.

Родительские чтения

Предполагают изучение литературы, которая касается конкретных проблем в воспитании ребенка. После этого проводится обсуждение услышанного и определение возможных вариантов применения полученной информации на практике.

Ролевые игры

Эффективная форма взаимодействия с родителями. Педагогическая ценность ролевых игр состоит в том, что родителям предлагается не только предложить некоторое решение воспитательной проблемы, но и, испытав на практике, определить уровень его эффективности.

Родителям предлагается побывать в роли ребенка и ощутить, что он чувствует в момент воспитательного воздействия взрослых.

Читайте подробнее :

Уголок для родителей

В каждом классе должен находиться родительский уголок, где размещаются тематические бюллетени или газеты, посвященные определенным темам воспитания детей. Здесь же может располагаться выставка детских работ, объявления, памятки, вопросы анкет или других документов, которые используются в работе с родителями.

Интерактивное общение

Сейчас очень популярно создание родительских групп в таких программах для общения и обмена сообщениями, как WhatsApp или Viber. Они облегчают и ускоряют обмен информацией между учителем и родителями.

Обычно в таких группах передаются извещения об общих мероприятиях, срочных встречах, совместной деятельности. Таким способом можно , советы или памятки относительно воспитания ребенка.

Важнейшим аспектом педагогического просвещения семьи является повышение педагогической культуры родителей. В виду того, что в воспитании детей многое зависит и от семьи, от уровня педагогической образованности родителей, а не только от школы и профессионализма педагогов, поэтому педагогическое просвещение родителей является неотъемлемым элементом взаимодействия школы и семьи.

Итак, педагогическая культура - это компонент общей культуры человека, в котором находит отражение накопленный предыдущими поколения ми и непрерывно обогащающийся опыт воспитания детей в семье.

На основе анализа целей, задач, содержания и методов деятельности воспитателя стало возможным создать эмпирическую модель педагогической культуры семьи.

Она включает следующие аспекты:

интеллектуальность, характеризующуюся известным объемом педагогических знаний, познавательным интересом и активностью, стремлением к углублению знаний и самосовершенствованию;

интеллигентность, характеризующуюся нравственными установками и идеалами личности;

педагогическую эрудицию, являющуюся выражением педагогической опытности, умения трансформировать социальные требования в педагогические задачи, принимать продуктивные решения в конкретных педагогических ситуациях, предвидеть, каков будет окончательный исход процесса развития, какова будет... «зрелая личность» (Л. Выготский);

качества личности, определяющие отношения к обществу, к другим людям, к себе;

педагогические умения, реализуемые в проектировании, организации воспитательного процесса, в стимулировании деятельности, в многообразии методов, в аналитико-критическом подходе к оценке результатов воспитательных воздействий и взаимодействий.

Педагогическая культура формируется на базе общей культуры и на основе специальной подготовки. Определились и пути повышения педагогической культуры родителей.

Формы пропаганды педагогических знаний:

педагогический всеобуч;

обучение в университете педагогических знаний;

лекции по психолого-педагогической тематике;

семинары-практикумы по отдельным вопросам воспитания;

индивидуальные и групповые консультации;

публикации в печати, выступления по радио и телевидению;

ознакомление с психолого-педагогической литературой;

обогащение и осмысление педагогического (воспитательного) опыта.

Целенаправленная работа по повышению педагогической культуры родителей создает основу плодотворного сотрудничества педагогов и семьи в воспитании детей, оказывает серьезное влияние на формирование микросоциума.

Педагогическая культура родителей служит основой воспитательной деятельности родителей. От уровня педагогической культуры родителей зависит успешность и результативность домашнего воспитания детей.

Она включает несколько компонентов: понимание и осознание ответственности за воспитание детей; знания о развитии, воспитании, обучении детей; практические умения организации жизни и деятельности детей в семье, осуществления воспитательной деятельности; продуктивная связь с другими воспитательными институтами (дошкольное учреждение, школа).

Практика семейного воспитания показывает, что большинство родителей являются педагогически и психологически беспомощными как в налаживании своих семейных отношений, личной жизни, так и в воспитании детей. Поэтому мы исходим из того концептуального положения, что педагогическая культура и целенаправленное воспитание родителей в конечном счете поможет им :

преодолеть неуверенность в своих силах и возможностях в качестве воспитателя;

нормализовать свою личную жизнь;

улучшить воспитание детей посредством гуманизации их жизнедеятельности;

снижать и упреждать отрицательные явления непосредственно в семье, а значит, соответственно негативные социальные явления в обществе, которые являются результатом слабой работы учреждений образования по педагогизации и психологизации социальной и семейной микросреды.

Семейное воспитание является неотъемлемой частью национальной системы образования и воспитания. Его действенность зависит от уровня педагогической культуры родителей, под которой понимается педагогическая подготовленность и зрелось их как воспитателей, которая дает реальные положительные результаты в семейном и общественном воспитании детей.

Страница 19 из 35

Педагогическое просвещение родителей

Действенным средством оказания помощи семье в воспитании детей является организация педагогического просвещения родителей, так как многие беды семейного воспитания обусловливаются незнанием элементарных педагогических истин работы с детьми.

В последние годы сложился так называемый родительский всеобуч. Целью педагогического всеобуча является проведение научно-методической работы, которая охватывает разнообразные формы популяризации психолого-педагогических знаний среди родителей.

Психолого-педагогические знания по воспитанию детей дошкольного возраста родители получают в специальных семинарах при детских садах, затем работу в этом направлении проводит школа. Для педагогического просвещения родителей в школах создаются лектории по семейному воспитанию, народные университеты педагогических знаний. В них читаются лекции и доклады на психолого-педагогические темы, проводятся методические конференции и семинары по обмену опытом семейного воспитания, организуются выставки литературы по педагогике и психологии, просмотр и обсуждение кинофильмов по проблемам воспитания и т.д. Тематика различных видов и форм педагогического просвещения разрабатывается в расчете на воспитательную работу c учащимися определенного возраста и усложняется по мере перехода школьников в следующие классы. Таким образом, родители получают педагогические знания, рассчитанные на воспитание детей того или иного возраста и того класса, в котором обучается их сын или дочь.

Педагогическое просвещение осуществляется также на предприятиях, по месту работы родителей. Для родителей делаются доклады по важнейшим вопросам воспитания детей, проводятся научно-педагогические конференции, оформляются стенды и специальные уголки, посвященные проблемам работы с детьми. Активное участие в этой работе принимают учителя школ, классные руководители и организаторы внеклассной и внешкольной работы с учащимися.

Рассмотрим основные формы и методы работы учителя, классного руководителя с родителями учащихся.

Вся работа школы с семьей делится на две основные группы: коллективные и индивидуальные. К коллективным формам работы относятся педагогический лекторий, научно-практическая конференция, родительское собрание и др.

Цель педагогического лектория - привлечение внимания родителей к современным проблемам воспитания. Эта форма предполагает вооружение родителей систематическими знаниями основ теории воспитания.

Педагогический всеобуч лучше начинать в I - II классах, так как здесь закладывается отношение к школе, педагогическому просвещению. Хорошо, если первые занятия проводят руководители школы - завуч, директор, организатор внеклассной и внешкольной работы. Педагогический всеобуч может объединять классы-параллели.

Во многих школах работают университеты педагогических знаний для родителей, которые в сравнении с лекторием и педагогическим всеобучем предполагают более сложные формы работы родителей по овладению теорией воспитания. Занятия предусматривают лекционный курс, а также семинарские занятия.

Традиционными становятся в школах итоговые годовые научно-практические конференции родителей по проблемам воспитания. Определяется назревшая проблема семейного воспитания. Проводится ее изучение в школе и в семье по темам: «Трудовое воспитание детей», «Самый короткий путь к добру - через прекрасное» и др.

День открытых дверей, или родительский день в школе, требует очень большой подготовки, его обычно проводят в последние дни школьных каникул перед началом четверти. Специально оформляется школа, назначаются дежурные, красиво оформляется программа праздника и т.д. Примерная схема праздника:

1 - концерт в актовом зале минут на 30 для родителей I-XI классов с предварительным выступлением школьного актива. Отмечаются лучшие классы и отдельные ученики;

2 - встреча в классах. Учащиеся рассказывают родителям о том, как живут, как учатся, чему научились, демонстрируют свои умения и навыки. В I - IV классах готовят сувениры и вручают их родителям;

3 - посещение выставок: «Лучшие рисунки», «Лучшие рукодельницы», «Фотоснайперы», «Изобретатели и конструкторы» и др.;

4 - спортивные соревнования на приз родительского комитета;

5 - просмотр художественного фильма учащимися;

6 - фильмы для родителей (например, «Первый ребенок», «Верните мне сына» и др.).

Конечно, вариантов может быть много. Главное - показать работу всей школы, привлечь внимание родителей к вопросам воспитания.

Классные родительские собрания - традиционная форма работы. Между тем методика проведения собраний нуждается в совершенствовании. Один из подходов к организации классных собраний - проблемная формулировка тем собраний, например: «Избавление от трудностей или столкновение с ними помогает воспитывать детей?», «Можно ли опоздать с воспитанием доброты, отзывчивости?» и др. Но должна быть не только проблемная формулировка, но и заинтересованное проведение собрания. Этому может помочь заранее составленный вопросник. Например, на собрании «Избавление от трудностей или столкновение с ними помогают воспитанию детей?» могут быть поставлены вопросы:

Припомните, какие жизненные трудности закаляли ваш характер, вырабатывали волю.

Припомните и охарактеризуйте состояние вашего ребенка (речь, поступки, чувства и настроение, результаты действия), когда он столкнулся с настоящей трудностью.

Часто ли вы видите своего ребенка в ситуации преодоления трудностей?

Индивидуальным формам работы принадлежит ведущая роль в работе с родителями. Некоторые формы индивидуальной работы уже были названы (посещение семьи, педагогическое поручение). К ним относятся и педагогические консультации. В основе консультации лежат ответы на вопросы родителей. Психолого-педагогическими условиями консультации являются: одобрительное отношение учителей к инициативе родителей; готовность к оказанию помощи; конкретные рекомендации и советы по возникающим у родителей вопросам.



Оглавление
Совершенствование воспитательных возможностей семьи.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения
Психолого-педагогические основы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения
Взаимодействие детского сада и семьи на современном этапе
Взаимодействие школы и семьи на современном этапе
Особенности взаимодействия дошкольных учреждений с некоторыми типами семей
Подготовка ребенка к дошкольному учреждению
Особенности взаимодействия семьи и дошкольного учреждения в зарубежных странах
Специфика педагогической деятельности домашнего педагога в условиях современной России
Взаимодействие семейного педагога с родителями
Социальный педагог семейного типа
Исторические аспекты формирования педагогической культуры у родителей
Педагогическая культура родителей как компонент воспитательного потенциала семьи

Разделы: Работа с родителями

ВВЕДЕНИЕ

Люди любят мечтать. Из поколения в поколение они не бросают это сомнительное занятие, и даже более того: с небольшими вариациями, из века в век, мечтают примерно об одном и том же. Три главных человеческих мечты: летать, жить вечно и предсказывать будущее. Так, мечтая, человек придумал самолет и медицину, но сложнее всего – с последним пунктом. Будущее продолжает страшить и интриговать, очаровывать и кружить голову. Оно никак не дается в руки, и гадание на кофейной гуще утешает слабо. Однако, сделать будущее предсказуемым хотя бы отчасти помогают… традиции. Семейные традиции и домашние ритуалы важны для детей гораздо более, чем для взрослых. Нам может казаться, что милая мамина привычка – рассказывать малышу ежевечернюю сказку, ни к чему её не обязывает. Для детской же психики ритуалы приобретают, говоря на языке психологических терминов, опорную и стабилизирующую функции. С помощью них карапуз ориентируется во времени, в них он черпает уверенность в том, что в доме всё идет своим чередом, а верность родителей домашним привычкам ребенка представляет собой не что иное, как бытовое выражение любви к малышу. Смысл ритуалов и домашних традиций именно в том, что события следуют одно за другим в однажды заведенной последовательности: день за днем, месяц за месяцем, в том, что они соблюдаются несмотря ни на что. Уверенность в этом привносит в детскую жизнь чувство стабильности, снимает тревогу и утешает в моменты огорчений. Трепетное и внимательное отношение к ритуалам особенно важно, если малыш болен, расстроен или его обидели. Та серьезность и уважение, с которыми взрослые относятся к привычкам ребенка, ими же созданными, способствует развитию у карапуза чувства собственной значимости. Малыш приучается с уважением относиться к своим словам и обещаниям, быть последовательным, держать слово.

Не откроем большого секрета, сказав, что маленький ребенок воспринимает мир глазами взрослых – его родителей. Папа и мама формируют детскую картину мира с самой первой встречи со своим малышом. Сначала они выстраивают для него мир прикосновений, звуков и зрительных образов, затем – учат первым словам, затем – передают свое ко всему этому отношение. То, как ребенок в последствии отнесется к себе, окружающим и жизни в целом – целиком и полностью зависит от родителей. Жизнь может представляться ему бесконечным праздником или увлекательным путешествием, а может видеться, как пугающая вылазка по диким местам или – как скучный, неблагодарный и тяжелый труд, ожидающий каждого сразу за школьными воротами. Если большинство привычных семейных ритуалов несут не ограничения, а лишь радость и удовольствие, это укрепляет в детях чувство целостности семьи, ощущение неповторимости собственного дома и уверенность в будущем. Тот заряд внутреннего тепла и оптимизма, который несет в себе каждый из нас, приобретается в детстве, и чем он больше, тем лучше.

Конечно, характер ребенка формируется не в один день, но можно сказать с уверенностью: чем больше детство было похоже на праздник, и чем больше в нем радости, тем счастливее человечек будет в дальнейшем. Создавая индивидуальные традиции своего дома, стоит помнить о том, что любые правила хороши, если они делают жизнь лучше, а не осложняют ее. Жесткие традиции, даже если они регламентируют не будни, а лишь праздники или другое радостное событие, оказывают угнетающее воздействие на спонтанную детскую психику. Некоторым событиям в жизни нужно просто позволять свершиться, не подгоняя их под сценарии.

Если вам хочется разнообразить жизнь своих чад и сделать семейные будни более интересными, вы можете заниматься созданием собственных домашних традиций. Дети всех возрастов обожают делать веселые и радостные вещи с серьезными лицами, под чутким руководством взрослых. Подумайте, что каждый из членов вашей семьи умеет делать хорошо и попробуйте превратить это в приятный обычай.

В России традиции домашнего воспитания были существенно ослаблены в результате политики огосударствления практики воспитания. В настоящее время в российском обществе возрождается понимание того, что семья едва ли не основной источник развития интеллекта, нравственного и эстетического формирования, эмоциональной культуры и физического здоровья детей. Однако решаться эти задачи должны совместно со школой.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Назначение программы «Семейные традиции» – повышение педагогической культуры, просвещения родителей. В рамках реализации программы могут быть использованы различные формы работы с родителями: родительские собрания, конференции, собрание-диспут, организацационно-деятельностная и психологическая игра, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, педагогический практикум, тренинг для родителей и другие.

Программа состоит из девяти тематических блоков:

  1. Воспитание – великое дело: им решается участь человека (Истоки семейного воспитания)
  2. Сын мой, а ум у него свой (Я и он: как жить в гармонии с ребенком)
  3. Чтение красота, не чтение – сухота (Семейные традиции: семейное чтение)
  4. Примеры полезней наставлений (Семейные традиции: семейный очаг)
  5. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества (Семейные традиции: свободное время)
  6. Неуважение к предкам, есть первый признак безнравственности (Семейные традиции: семейный архив)
  7. Кто надеется на небо, тот сидит без хлеба (Семейные традиции: труд в семье
  8. Здоровье всего дороже (Семейные традиции: здоровый образ жизни)
  9. Слово не воробей: вылетит, так не поймаешь (Семейные традиции: диалог в семейном общении)

Цель: содействие возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания, восстановлению традиционного уклада жизни.

Задачи:

  • формировать активную педагогическую позицию родителей, привлекать их к активному включению во внеурочную досуговую деятельность;
  • предостеречь родителей от наиболее распространенных ошибок в воспитании детей;
  • обобщить и распространить положительный опыт семейного воспитания.

Ожидаемые результаты:

  • Создание системы помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в предупреждении негативных проявлений у детей и подростков.
  • Повышение педагогической культуры родителей, раскрытие творческого потенциала родителей, совершенствование семейного воспитания на примерах традиций семьи.
  • Усиление роли семьи в воспитании детей.
  • Формирование у молодежи качеств будущего семьянина и родителя.

Месяц

Класс

Тема

Сентябрь

Воспитание – великое дело: им решается участь человека
(Истоки семейного воспитания)

Каково деревцо, таковы и яблочки (Традиции народной педагогики)

День мой – век мой: что до нас дошло, то к вам пришло (Традиции в Российской педагогике)

Всему бывает причина (Истоки глубинной привязанности в детско-родительских отношениях)

Не тот отец – мать, кто родил, а тот кто вспоил, выкормил, да добру научил (Сила добрых традиций)

Ребенок, что воск: что хочешь, то и сольешь (Золотые россыпи родительской педагогики)

Из мало выходит великое (Создание собственных семейных традиций. Визитка семьи)

Добрый пример по кругу возвращается…(Л.А. Сенека) или Один за всех и все за одного (Рождение традиций класса)

Хороший пример – наилучшая проповедь (Воспитание мужественности и женственности на примере семейных традиций)

Русский в словах горд, а в делах тверд (Как растили государственных мужей)

Душа – всему мера (Духовные истоки воспитания)

Душа человека - величайшее чудо мира (Данте Алигьери)

(Роль культуры и религии в воспитании и развитии личности)

Октябрь

Сын мой, а ум у него свой
(Я и он: как жить в гармонии с ребенком)

Учи дитя, пока поперек лавочки лежит, а как вдоль лавочки ляжет, тогда поздно учить (Возрастные особенности младших школьников)

Кто детям потакает, тот потом слезу проливает (Влияние родительских установок на развитие ребенка.)

И ворона воронят хвалит (Родительские ожидания как важный фактор формирования личности ребенка)

От лося – лосята, от свиньи – поросята (Стили родительского поведения)

Чему быть, того не миновать (Психологическая адаптация учащихся и пути ее коррекции)

Детки меленьки – поесть не дадут, детки велики – пожить не дадут (Возрастные и индивидуально-психологические особенности подростка.)

В добром житье кудри вьются, в плохом секутся (Эмоциональная атмосфера в семье)

Велика фигура, да дура (Первые признаки возникновения чувства взрослости. Стремление к самоуважению)

Детушек воспитать – не курочек пересчитать (Учет физических и психологических особенностей, сочетание уважения личности с требовательностью к ней, согласованность воздействия семьи и школы, разумная корректировка многообразных влияний на школьника)

Дети больше походят на свое время, чем на своих родителей (Юношеский возраст. Психологический аспект)

Не ошибается тот, кто ничего не делает (Психологический смысл поддержки другого человека)

Ноябрь

Чтение красота, не чтение – сухота
(Семейные традиции: семейное чтение)

С книгой поведешься, ума наберешься, красна песня ладом, а сказка складом (Час сказки для младших школьников)

Книги не говорят, а правду сказывают (Семейная библиотека))

Испокон века, книга растит человека (Собрание - диспут «Чтение – лучшее учение!»)

Газета приучает читателя размышлять о том, чего он не знает, и знать то, что не понимает (В.О. Ключевский)(Обзор семейных газет и журналов)

Велико ли перо, а большие книги пишет («Акулята пера» (Взрослые знакомятся с творчеством своих детей)

Не ленись читать древние книги, ибо в них ты легко отыщешь и то, что иные с таким трудом обретали в житейском опыте, и постигнешь все (Василий I Македоняни) (Читательские интересы подростков, любимая книга и любимые герои или серия книг ЖЗЛ)

Не трудно сделать, а трудно задумать (Знакомство с научно – популярными журналами и книгами)

Иная книга обогащает, а иная с пути сбивает (Встречи с писателями, поэтами)

Декабрь

Примеры полезней наставлений
(Семейные традиции: семейный очаг)

Каково на дому, таково и самому (Да здравствует уют!)

Дом, как полная чаша (Радости семьи)

Один с сошкой, семеро с ложкой (Большая семья. Радости и трудности)

У наших казаков обычай таков (Традиционный уклад семьи у …)

Дома жить обо всем тужить (Законы семьи)

Нет ценности супротив любви (Любовь семьи)

Деньга про белый день, деньга про красный день да деньга про черный день (Дети и деньги, семейный бюджет)

Счастье – как здоровье: когда его не замечаешь, значит, оно есть (Рецепты семейного счастья)

Всякая опека, которая продолжается после совершеннолетия, превращается в узурпацию (В. Гюго) (Специфика семейного воспитания: позитивное и негативное)

Истинная этика начинается там, где перестают пользоваться словами (Швейцер Альберт) (Этика и эстетика семейного быта)

Январь

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества (В.А. Сухомлинский)
(Семейные традиции: свободное время)

Людям на потешенье, всему свету на удивленье (Игры для развлечений)

Зачем пойдешь, то и найдешь (Игры для пользы дела)

Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало (Дети с синдромом двигательной гиперактивности. Игры для успокоения детей)

А ларчик просто открывался (Игры для ума)

Многие детские игры – подражание серьезной деятельности взрослых (Я. Корчак) (Игротека)

В деле воспитания развитие навыков должно предшествовать развитию ума (Аристотель) (Коммуникативные игры)

Такие чудеса, что дыбом волоса (33 семейных конкурса)

Кто не может взять лаской, тот не возьмет и строгостью (А.П.Чехов) (Игры для взаимодействий)

Что хитро, то и не просто (Занимательные задачи)

Голова всему начало, где ум, там и толк (Интеллектуальные игры, компьютерные игры)

Февраль

Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности
(Семейные традиции: семейный архив)

По старой памяти, как по грамоте (Семейные воспоминания о ….)

Молоденький умок старым умом крепится (Тайны бабушкиного сундука)

Какого роду, племени? (Родословная моей семьи)

Жив буду – не забуду. До веку помнить стану (Хранение реликвий)

По сану и почет (Культ старшего поколения)

Много помниться, да не воротиться (Фотографии нашего детства)

Где нет хороших стариков, там нет хорошей молодежи (Презентация семейных поколений, организация встреч для…)

Великие составные счастья: иметь, чем заняться, что любить и на что надеяться (Э. Чалмерс) (Ценности семьи)

Честь головою оберегают (Честь семьи)

Наследство – ни дар, ни купля (Знакомство с семейным кодексом)

Отеческо слово и по сказке правдит (Благословение родителей)

Март

Кто надеется на небо, тот сидит без хлеба
(Семейные традиции: труд в семье)

Берись за то, к чему ты годен (Детский труд и его организация)

Гармония трех понятий: надо, трудно, прекрасно (Содержание, формы и методы трудового воспитания)

Без труда не вынешь рыбку из пруда (Основные механизмы трудового воспитания)

Как потопаешь, так и полопаешь (Бытовое самообслуживание. 1001 способ с удовольствием мыть посуду)

За компанию и жид удавился (Собрание - диспут «Субботник – труд или наказание)»

Если долго мучиться, что – нибудь получится (Творческий характер труда)

Терпенье и труд, все перетрут (Законы детского труда)

Соловья баснями не кормят (Стимулы детской трудовой деятельности)

Сделал дело, гуляй смело (Дисциплина труда)

Пилось бы да елось, да еще хотелось (Кулинарные рецепты)

Дома и солома съедома (Культура семейного обеда)

Апрель

Здоровье всего дороже
(Семейные традиции: здоровый образ жизни)

Чтобы судить о ребенке справедливо и верно, нам нужно не переносить его из его сферы в нашу, а самим переселиться в его духовный мир (Н.И. Пирогов) (Душевное здоровье ребенка)

Здоровому все здорово (Домашняя переменка)

Спорт – это здорово!

Аппетит от больного бежит, а к здоровому катится (Четыре закона здорового питания)

Быстрого и ловкого болезнь не догонит (Школа безопасности в школе и дома)

В гостях хорошо, а дома лучше (Школа безопасности в походе)

День придет – заботу принесет (С чего лучше начинать трудовой день)

Супружество должно сражаться со всепожирающим чудовищем – привычкой (Привычки и здоровье)

Ум да здоровье дороже всего (Шпаргалка для родителей)

На болячку не молись, а лечись (Семейный доктор)

Слово не воробей: вылетит, так не поймаешь
(Семейные традиции: диалог в семейном общении)

С тобой разговориться, что меду напиться (Общаться – это так легко)

Дал бог и немому речь (Наша мимика, наши жесты)

Умную речь хорошо и слушать (Родительский час общения)

Язык разум открывает (Помощь детям с нарушениями в общении)

То же слово, да не так бы молвить (Умеем ли мы общаться?)

Не торопись отвечать, торопись слушать (Умеем ли мы слушать и слышать?)

Добрая речь, что в избе есть печь (Комплимент и похвальное слово)

Не позволяй душе лениться (Искусство общения. Включение душевного зрения, элементы тренинга).

Понимание – это улица с двусторонним движением (Элеонора Рузвельт) («Трудные люди» и общение с ними)

Не много говорит, да много мыслит (Деловая речь и компьютер)

Не шути с таким шуток, кто на всякое слово чуток (Бесконфликтное общение между юношами и девушками)

Литература:

  1. Фалькович А.Т. Нетрадиционные формы работы с родителями [Текст] / А.Т. Фалькович, Н.С. Толстоухова, Л.А.Обухова. – М.: 5 за знание, 2005. – 237 с.
  2. Богатенко В.Д. Организация летнего отдыха и труда школьников: итоги и перспективы [Текст] / В.Д Богатенко, Г.В. Гаврилова.– Кемерово, 2002. – 145 с.
  3. Микляева А. Я – подросток. Я среди других людей [Текст] / Анастасия Микляева. Программа уроков психологии. Часть 3. – Санкт-Петербург: Речь, 2003. – 119 с.
  4. Кулинич Г.Г. Вредные привычки [Текст] / Г.Г. Кулинич. – М.: ВЕКО, 2008.
  5. Кирилл и Мефодий Большая энциклопедия [Электронный ресурс] / Кирилл и Мефодий, 2006, 2007
  6. Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе [Текст] / 2005. – № 6.
  7. Вестник образования России, 2002. – № 23
  8. Даль В. Пословицы русского народа [Текст] / В.Даль. Сборник в двух томах. – М.: Художественная литература, 1998.
  9. Даль В. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / В Даль. – М.: «Просвещение», 1980.