Принципы построения развивающей среды в условиях доу. Основные принципы и условия организации предметно развивающей среды

В помощь молодому воспитателю.

Построение развивающей среды в детском дошкольном учреждении.

На развитие ребенка в значительной степени оказывают влияние наследственность, среда и воспитание. Среда- это окружающее человека пространство, зона непосредственной активности индивида, его ближайшего развития и действия...

Обогащенное развитие личности ребенка характеризуется проявлением непосредственной детской пытливости, любознательности, индивидуальных возможностей (без принуждения и натаскивания); способностью ребенка познавать увиденное, услышанное (материальный и социальный мир) и эмоционально откликаться на различные явления¸ события в жизни; стремлением личности к творческому отображению накопленного опыта восприятия, познания в играх, общении, рисунках, поделках и т.д.

В общем, обогащенное развитие- это развитие всех потенциальных индивидуальных возможностей каждого ребенка....

Каковы же характеристики развивающей среды и как их создать.

Комфортность и безопасность обстановки чаще всего достигается через сходство интерьера групповой комнаты с домашней обстановкой. Это снимает стрессообразующее воздействие на ребенка общественного образовательного учреждения, создает чувство уверенности и безопасности...

Эффект домашней обстановки достигается путем замены казенной мебели и парт, столов, расставленных по стандартным школьным правилам, с количеством стульев, равным количеству детей; стола воспитателя) на более привычные столы, стулья, диваны, подушки, коврики; устранения границ между зоной учебной деятельности и зонами для других видов активности. Нет необходимости иметь в комнатах большое количество столов и стульев- рисовать, лепить, раскладывать мозаику, решать головоломку ребенок может сидя на полу, стоя около подоконника или стола....

Если позволяют условия учреждения, можно организовать общую столовую, обустроить места для самостоятельной деятельности детей не только в групповых помещениях, но и в спальнях, раздевалках, холлах...

С целью приближения обстановки дошкольного учреждения к домашней активно используются ковровые покрытия.....

Большое внимание должно уделяться световому освещению комнаты: желательно иметь разнообразные осветительные приборы... При этом желательно иметь обычные лампы накаливания, а не лампы дневного света.

Обеспечение богатства сенсорных впечатлений. Предметы обстановки групповых помещений необходимо подбирать таким образом, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, материалов, гармонию окружающего мира. Для этого, как правило, много места отводится естественному природному и различному бросовому материалу. Наряду с этим в группы дошкольников часто вносятся разнообразные бытовые предметы, а в атрибутике сюжетно- ролевых игр используются естественные вещи (например, в игре "Путешествие": фотоаппарат, чемоданы, темные очки, шлем, бинокль и т.п.). Разнообразная деятельность детей в такой обстановке является эффективным условием развитием сенсорных способностей, которые, в свою очередь, являются базовыми в системе интеллектуальных способностей ребенка дошкольного возраста.

Обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности и структуризация этой деятельности через насыщение пространства специальным образом подобранными материалами.....

Развивающее содержание в такой среде выступает в роли естественного фона жизни ребенка, предъявляет ему познавательные задачи в привлекательном виде и вне структурированной ситуации обучения. Например, в небольшом простенке в средней группе укреплен "Веселый поезд", который может перевозить людей, сказочных персонажей, животных. Здесь же имеется станционный журнал, в котором дети по ходу игры фиксируют количество пассажиров, отправляющихся в путешествие, среди них- взрослых и детей, мальчиков и девочек и т.д. Запись в журнале производится с помощью условных знаков, цифр, схематических рисунков...

Возможно расширение развивающего содержание через включение в игру географической карты города, области ¸ края; способ фиксации расстояния, предоставление пассажирам возможности зарисовать путешествия, рассказать о нем.

Обеспечение возможности для исследования и научения.

Исходя из этого положения, развивающую среду можно назвать "обучающей". Современные исследователи определили, что прямое обучение не всегда ведёт к осознанию изучаемого содержания и возможности его использования. Ребенок прекращает демонстрировать понимание этого содержания, как только исчезает ситуация обучения.

Детское экспериментирование- один из важнейших аспектов развития личности. Эта деятельность не задана ребенку взрослым заранее ввиде той или иной схемы, а строится самим дошкольником по мере получения все новых сведений об объекте. ....

Для развертывания этой деятельности необходимы материалы: мерные кружки, формочки, нестандартные мерки¸ учебные пособия и приборы, вода, глина, речной песок.

Таким образом, под развивающей средой следует понимать, естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.....

Создавая развивающую среду группы, очень важно учитывать особенности детей, посещающих эту группу: возраст дошкольников, уровень из развития, интересы, склонности, способности¸ половой состав, личностные особенности и прочие...

Развивающее обучение предполагает перспективу саморазвития ребенка и расширение его сознания на основе познавательно- творческой деятельности. Такое обучение невозможно без рефлексии, без познания самого себя, своих возможностей....

Взрослый в общении с детьми придерживается правила: "не рядом, не "над", а вместе!". Его цель- содействовать становлению ребенка как личности. Способы общения – понимание, признание и принятие личности ребенка¸ основанные на способности взрослых встать на позиции ребенка, учесть его точку зрения и не игнорировать его чувства и эмоции. Тактика общения- сотрудничество. Взгляд на ребенка- как на полноправного партнера.

Принципы построения развивающей среды в группе детского сада.

  1. Принцип уважения к потребностям, нуждам ребенка.

У ребенка дошкольного возраста есть трио основные потребности: в движении, общении, познании. Среда группы должна эти потребности удовлетворять. Она организуется так, чтобы у каждого ребенка был самостоятельный выбор: с кем, как, где, во что играть. Подбор оборудования и материалов для группы определяется особенностями развития детей конкретного возраста и характерными для этого возраста сензитивными периодами. Поэтому необходимо включать горки, большие мячи, велосипеды, простые сюжетные картинки, прочные книжки (3 год жизни). В старшем дошкольном возрасте дети предпочитают совместные игры, поэтому оборудование необходимо размещать так, чтобы детям было удобно организовать совместную деятельность.

Высота мебели должна быть такой, чтобы ребенок мог достать игрушку с самой высокой полки (примерно 75 см). Поэтому в группах желательно иметь стеллажи без дверей, прозрачные.

При планировании интерьера целесообразно придерживаться нежесткого центрирования. Так, возможен следующих подход к организации среды:

  1. Центр сюжетно- ролевой игры;
  2. Центр грамотности, куда включается книжный уголок и все игры и оборудование для развития речи и подготовки ребенка для освоения чтения и письма, здесь же могут быть и театрализованные игры;
  3. Центр науки, куда входит уголок природы и место для детского экспериментирования и опытов с соответствующим оборудованием и материалами;
  4. Центр строительно- конструктивных игр;
  5. Центр математики (игротека);
  6. Центр искусства, где размещаются материалы по ознакомлению с искусством, предметы искусства, материалы и оборудование для детской изобразительной деятельности.

Кроме того, в группе желательно иметь спортивный комплекс: он не занимает много места и в тоже время многофункционален.

Возможно иное построение среды- "кабинетное ". В любом случае при решении этих целей и задач воспитатель может выбрать собственный вариант построения среды- вместе с детьми определяет, что, где и как располагать.

  1. Принцип уважения к мнению ребенка.

Организуя среду, необходимо учитывать мнение каждого ребенка, выслушивать их предложения и по возможности их удовлетворять или же тактично объяснить причину отказа. Целесообразно перед первым приходом ребенка в детский сад или после летнего перерыва спросить родителей о том, чем увлекается их сын или дочь¸ к чему проявляются их склонности, способности; какие любит игрушки.

  1. Принцип функциональности означает, что в обстановки помещения находятся только те материалы, которые востребуются детьми и выполняют развивающую функцию.

Игры и пособия, которые вносятся в группу, должны быть многофункциональны, комбинаторны, вариативны.

  1. Принцип опережающего характера содержания образования.

Правомерно, что воспитатель подбирает в группу те материалы¸которые предназначены детям определенного возраста, но кроме них надо включать в обстановку приблизительно 15 % материалов ориентированных на детей более старшего возраста (примерно на год).

  1. Принцип динамичности- статичности среды.

Ребенок, оставаясь самим собой, вместе с тем постоянно изменяется, развивается. Естественно, что его окружение не может быть застывшим, а также требует изменений.

Первоначальный период построения среды- 2 месяца, а далее- ее насыщение и реорганизация. Примерно один раз в два месяца часть материалов необходимо заменять, переставлять оборудование. Если есть возможность, мебель лучше приобретать на колесиках, чтобы дети сами могли ее передвигать¸ конструируя пространство.

Выстраивая развивающую среду ¸ воспитатель всегда должен помнить ¸ ".....какую громадную, ни с чем несравнимую роль играет в воспитании детей обстановка, среди которой они живут...." (Е. И. Тихеева).


В. А. Петровский, Л. П. Стрелкова, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина и др. разработали Концепцию построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в детском саду, в которой определены принципы личностно-ориентированной модели построения развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении.

1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии. Первоочередное условие личностно-ориентированного взаимодействия взрослых и детей -- установление контакта между ними. Не менее важно взрослому найти дистанцию для осуществления контакта с ребенком. У каждого человека чувство комфортности при общении с другими связано с субъективным, наиболее удобным, расстоянием. В связи с этим размер и планировка помещений должны быть таковы, чтобы каждый мог найти место для занятий или самостоятельной активности, достаточно удаленное от других и, наоборот, позволяющее осуществлять более тесные контакты.

2. Принцип активности. В устройстве детского сада заложена возможность формирования активности у детей и проявления активности взрослых. Они становятся творцами своего предметного окружения, а в процессе личностно-развивающего взаимодействия -- творцами своей личности и своего здорового тела. Это в первую очередь крупномасштабные игровые и дидактические пособия -- легкие геометрические модули, обтянутые тканью или кожей, которые легко переставляются в процессе преобразования пространства.

3. Принцип стабильности -- динамичности развивающей среды. В среде должна быть заложена возможность ее изменения в соответствии со вкусами и настроениями детей, а также с учетом разнообразных педагогических задач. Это легкие перегородки, которые могут передвигаться, образуя новые помещения и преобразуя имеющиеся. Это возможность изменения цветовой и звуковой среды. Это вариативное использование предметов (например, мягкие пуфы становятся то детской мебелью, то элементами крупного конструктора).

4. Принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребенка и взрослого. Среда должна пробуждать у детей активность, давать им возможность осуществлять разнообразные виды деятельности, получать радость от них, и вместе с тем окружающая обстановка должна иметь свойства при необходимости «гасить» такую активность, давать возможность отдохнуть. Это обеспечивается продуманным набором импульсов и стимулов, содержащихся в развивающей среде: недостаток импульсов обедняет и ограничивает развитие ребенка по всем сферам, а перенасыщенная среда с хаотической организацией стимулов дезориентирует его.

Здесь помимо уже обозначенных зон активности уместно вспомнить еще раз о зонах для релаксации (расслабления). Это и «уголки уединения», и уютная комната (уголок) с мягкой мебелью и другими элементами, способствующими отдыху.

5. Принцип открытости -- закрытости. Этот принцип представлен в нескольких аспектах.

Открытость Природе -- такое построение среды, которое способствует единству Человека и Природы. Это организация «зеленых комнат» -- маленьких внутренних двориков, которые могут быть остекленными, с растущими в них растениями -- деревьями, кустарниками, травой. Это проживание вместе с детьми домашних животных -- кошек, собак, за которыми дети ухаживают.

Открытость Культуре -- присутствие элементов настоящей «взрослой» живописи, литературы, музыки.

Открытость Обществу -- обстановка детского сада соответствует сути понятия «Мой дом», в котором особыми правами наделены родители.

Открытость своего «Я», собственного внутреннего мира ребенка (см. также принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия).

7. Принцип учета половых и возрастных различий детей. Предполагает построение среды с учетом половых различий, предоставление возможностей как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности. Таким образом, развивающая среда -- это особым образом организованное социокультурное и педагогическое пространство, в рамках которого структурируются несколько взаимосвязанных подпространств, создающих наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта.

В. А. Петровский, Л. П. Стрелкова, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина и др. разработали Концепцию построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в детском саду, в которой определены принципы личностно-ориентированной модели построения развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении.

1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии. Первоочередное условие личностно-ориентированного взаимодействия взрослых и детей - установление контакта между ними. Установлению контакта могут препятствовать принципиально разные позиции, которые занимают воспитатель и ребенок. В рамках авторитарной педагогики воспитатель находится как бы «сверху», или «над», а ребенок - «снизу». Такая позиция воспитателя предполагает диктат и назидание. В отличие от этого личностно-ориентированная позиция педагога - партнерская. Ее можно обозначить как «рядом», «вместе». При этом развивающая среда создает условия для соответствующей физической позиции - общения с ребенком на основе пространственного принципа «глаза в глаза». Это предполагает стремление воспитателя приблизиться, «спуститься» к позиции ребенка, а также создание условий, при которых ребенок может «подняться» до позиции воспитателя. Для этого подойдет, например, разновысокая мебель, высота которой может легко меняться в зависимости от педагогических задач, так называемая «растущая мебель».

Не менее важно взрослому найти дистанцию для осуществления контакта с ребенком. У каждого человека чувство комфортности при общении с другими связано с субъективным, наиболее удобным, расстоянием. В связи с этим размер и планировка помещений должны быть таковы, чтобы каждый мог найти место для занятий или самостоятельной активности, достаточно удаленное от других и, наоборот, позволяющее осуществлять более тесные контакты.

2. Принцип активности. В устройстве детского сада заложена возможность формирования активности у детей и проявления активности взрослых. Они становятся творцами своего предметного окружения, а в процессе личностно-развивающего взаимодействия - творцами своей личности и своего здорового тела. Это в первую очередь крупномасштабные игровые и дидактические пособия - легкие геометрические модули, обтянутые тканью или кожей, которые легко переставляются в процессе преобразования пространства.

Одна из стен может стать «рисовальной стеной творчества». На ней дети могут рисовать цветными мелками, углем или фломастерами, создавая как индивидуальные, так и коллективные картины.

Для самых маленьких детей (2-4 лет) подойдут живописные коврики со съемными элементами изображений, которые с помощью кнопок, «липучек» или петель с пуговицами могут преобразовываться (бабочка «пересаживается» с травы на цветок, птица «улетает» в небо, дерево перемещается от домика к берегу реки и т. д.). Такие действия ребенка позволяют ему не только преобразовывать окружающую среду, но и способствуют развитию его мелкой моторики.



Важнейшим условием эмоционального самочувствия и настроения детей является освещение. Оно должно быть разнообразным и доступным (электровыключатели располагаются на доступной для ребенка высоте) для преобразования детьми светоцветового дизайна.

Гигиенические комнаты используются не только для реализации режимных моментов, но и для участия детей в «настоящей взрослой» жизни (мытье посуды, другие бытовые операции), а также для непосредственной детской деятельности (купание кукол, другие игры с водой).

3. Принцип стабильности - динамичности развивающей среды. В среде должна быть заложена возможность ее изменения в соответствии со вкусами и настроениями детей, а также с учетом разнообразных педагогических задач. Это легкие перегородки, которые могут передвигаться, образуя новые помещения и преобразуя имеющиеся. Это возможность изменения цветовой и звуковой среды. Это вариативное использование предметов (например, мягкие пуфы становятся то детской мебелью, то элементами крупного конструктора). Это и полифункциональное использование помещений (спортивный комплекс «мини-стадион» может быть установлен не только в физкультурном зале, но и в игровой комнате, спальне, раздевалке).

Можно менять «фоны», изменять обстановку до неузнаваемости, наполняя ее эмоционально насыщенным «детским» содержанием: «волшебная», «корабельная» или «марсианская» комнаты; спортивный канат выглядит как «хобот» слона, на стене нарисованы «загадочные растения» и пр.

Жизненное пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

В детском саду должны быть функциональные помещения, которыми могут пользоваться дети: физкультурные; музыкальные; театральные; лаборатории; «кабинеты» (с книгами, играми, головоломками, диафильмами, слайдами и т. д.); творческие мастерские, конструкторские; прачечные и др. Устройство этих помещений должно создавать разный эмоциональный настрой, т. е. становиться «таинственным», «страшным», «магическим», «волшебным», «фантастическим» и т. д. Иными словами, «пространство» позволяет ребенку не только осваивать истину, но и «уходить» от нее в фантазии и грезы, не только творчески строить, но и разбирать построенное, видеть не только прекрасное, но и безобразное. Важную роль здесь играет устройство как здания, так и участка, а также такие перспективные архитектурные и дизайнерские устройства, как застекленные веранды, балкон, подвесное оборудование - ширмы, экраны, витрины; встроенные и пристроенные шкафы, выдвижные и раздвижные столы и полки и т. п.

4. Принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребенка и взрослого. Среда должна пробуждать у детей активность, давать им возможность осуществлять разнообразные виды деятельности, получать радость от них, и вместе с тем окружающая обстановка должна иметь свойства при необходимости «гасить» такую активность, давать возможность отдохнуть. Это обеспечивается продуманным набором импульсов и стимулов, содержащихся в развивающей среде: недостаток импульсов обедняет и ограничивает развитие ребенка по всем сферам, а перенасыщенная среда с хаотической организацией стимулов дезориентирует его.

Здесь помимо уже обозначенных зон активности уместно вспомнить еще раз о зонах для релаксации (расслабления). Это и «уголки уединения», и уютная комната (уголок) с мягкой мебелью и другими элементами, способствующими отдыху. Желательно, чтобы в детском саду была «гостиная для взрослых», куда имеют свободный доступ и дети. Постоянное эмоциональное напряжение, которое испытывает педагог в своей нелегкой профессиональной деятельности, неизбежно влияет на общий эмоциональный фон его общения с детьми и, следовательно, на их эмоциональное благополучие.

Каждому ребенку в детском саду должно быть обеспечено личное пространство (кроватка со стульчиком и ковриком, шкафчик для хранения личных вещей, принадлежащих только ему, фотографии его семьи и т. д.).

Проект среды учитывает создание условий для формирования и развития полноценного образа «Я». Этому способствует наличие разновеликих зеркал, подвижных зеркал разной кривизны. Эмоциональный комфорт поддерживается и за счет экспонирования детских работ, в котором отводится место каждому воспитаннику независимо от уровня его достижений в рисовании, лепке и т. п.

5. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды. Постижение детьми категории эстетического начинается с «элементарных кирпичиков», своеобразного языка искусства: красоты звуков, цветовых пятен, абстрактных линий, остроумной трактовки образа лаконичными графическими средствами. Поэтому важно разместить в интерьере не громоздкие «классические» произведения живописи (Айвазовского, Шишкина, Сурикова и других авторов, ставших традиционными для украшения детских домов, лагерей, пансионатов и т. д.), а простые, но талантливые этюды, эстампы, абстрактные или полуреальные скульптуры, дающие ребенку представление об основах графического языка и о различных культурах - восточной, европейской, африканской.

Целесообразно в разных стилях представить детям одно и то же содержание сказки, эпизодов из жизни детей, взрослых: реалистическом, абстрактном, комическом и т. п. Тогда дети (с помощью взрослого) смогут обратить внимание не только на то, что изображено перед ними, но и на то, как это сделано, осваивая начала специфики разных жанров.

6. Принцип открытости - закрытости. Этот принцип представлен в нескольких аспектах.

Открытость Природе - такое построение среды, которое способствует единству Человека и Природы. Это организация «зеленых комнат» - маленьких внутренних двориков, которые могут быть остекленными, с растущими в них растениями - деревьями, кустарниками, травой. Это проживание вместе с детьми домашних животных - кошек, собак, за которыми дети ухаживают.

Открытость Культуре - присутствие элементов настоящей «взрослой» живописи, литературы, музыки.

Открытость Обществу - обстановка детского сада соответствует сути понятия «Мой дом», в котором особыми правами наделены родители.

Открытость своего «Я», собственного внутреннего мира ребенка (см. также принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия).

7. Принцип учета половых и возрастных различий детей. Предполагает построение среды с учетом половых различий, предоставление возможностей как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.

Таким образом, развивающая среда - это особым образом организованное социокультурное и педагогическое пространство, в рамках которого структурируются несколько взаимосвязанных подпространств, создающих наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта.

Тема 6. Целостный педагогический процесс дошкольного учреждения: теоретические основы и сущность, его компоненты и их взаимосвязь

Построение развивающей среды в ДОУ

Понятие и сущность развивающей среды

В отечественной педагогике и психологии термин «среда» появился в 20-е годы, когда достаточно часто употреблялись понятия «педагогика среды» (С. Т. Шацкий), «общественная среда ребенка» (П. П. Блонский), «окружающая среда» (А. С. Макаренко). В целом ряде исследований последовательно и обстоятельно доказывалось, что объектом воздействия педагога должен быть не ребенок, не его черты (качества) и даже не его поведение, а условия, в которых он существует: внешние условия - среда, окружение, межличностные отношения, деятельность. А также внутренние условия - эмоциональное состояние ребенка, его отношение к самому себе, жизненный опыт, установки.

В самом широком контексте развивающая образовательная среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности. С позиций психологического контекста, по мнению Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др., развивающая среда - это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.

Чтобы образовательное пространство выступало как развивающая образовательная среда, в ходе взаимодействия входящих в него компонентов оно должно приобрести определенные свойства:

гибкость, обозначающую способность образовательных структур к быстрому перестраиванию в соответствии с изменяющимися потребностями личности, окружающей среды, общества;

непрерывность, выражающуюся через взаимодействие и преемственность в деятельности входящих в нее элементов;

вариативность, предполагающую изменение развивающей среды в соответствии с потребностями в образовательных услугах населения;

интегрированность, обеспечивающую решение воспитательных задач посредством усиления взаимодействия входящих в нее структур;

открытость, предусматривающую широкое участие всех субъектов образования в управлении, демократизацию форм обучения, воспитания и взаимодействия;

установку на совместное деятельное общение всех субъектов образовательного процесса, осуществляющееся на основе педагогической поддержки как особой, скрытой от глаз воспитанников позиции педагога.

В центре развивающей среды стоит образовательное учреждение, работающее в режиме развития и имеющее своей целью процесс становления личности ребенка, раскрытие его индивидуальных возможностей, формирования познавательной активности. Это обеспечивается за счет решения следующих задач:

создать необходимые предпосылки для развития внутренней активности ребенка;

предоставить каждому ребенку возможность самоутвердиться в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, в максимальной степени раскрывающих его индивидуальные качества и способности;

ввести стиль взаимоотношений, обеспечивающих любовь и уважение к личности каждого ребенка;

активно искать пути, способы и средства максимально полного раскрытия личности каждого ребенка, проявления и развития его индивидуальности;

ориентироваться на активные методы воздействия на личность.

Активное исследование роли развивающей образовательной среды в целостном педагогическом процессе ведется в последние годы в трудах отечественных ученых А. И. Арнольдова, Е. В. Бондаревской, С. И. Григорьева, И. А. Колесниковой, Ю. С. Мануйлова, А. В. Мудрака, Л. И. Новиковой, В. А. Сухомлинского, В. Д. Семенова, Ю. С. Мануйлова, В. В. Серикова, И. В. Слободчикова, В. М. Полонского и др.

В исследованиях В. В. Давыдова, В. П. Лебедевой, В. А. Орлова, В. И. Панова рассматривается понятие об образовательной среде, существенными показателями которой выступают следующие характеристики:

каждому возрасту соответствуют определенные психологические новообразования;

обучение организовано на основе ведущей деятельности;

продуманы, структурированы и реализуются взаимосвязи с другими видами деятельности.

В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых» (5). Цель создания развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении - обеспечить жизненно важные потребности формирующейся личности: витальные, социальные, духовные. Многогранность развивающей среды дошкольного образовательного учреждения, сложность и многообразие протекающих в ней процессов обусловливают выделение внутри нее предметной и пространственной составляющих.

Структура развивающей среды

Развивающая предметная среда, по мнению С. Новоселовой, - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребёнка. Основными элементами предметной среды являются архитектурно-ландшафтные и природно-экологические объекты; художественные студии; игровые и спортивные площадки и их оборудование; игровые пространства оснащенные тематическими наборами игрушек, игровыми материалами; аудиовизуальные и информационные средства воспитания и обучения и др. В состав предметно-игровой среды входят: крупное организующее игровое поле; игровое оборудование; игровая атрибутика разного рода, игровые материалы. Все компоненты развивающей предметной среды увязываются между собой по содержанию, масштабу, художественному решению.

Предметно-игровая среда в современных дошкольных учреждениях должна отвечать определенным принципам:

принцип свободного выбора реализуется, как право выбора ребенком темы, сюжета игры, игрового материала, места и времени игры;

принцип универсальности позволяет детям и воспитателями строить и менять игровую среду, трансформируя ее в соответствии с видом игры, ее содержанием и перспективами развития;

принцип системности представлен сомасштабностью отдельных элементов среды между собой и с другими предметами, оставляющими целостное игровое поле.

Пространственная развивающая среда включает себя совокупность подпространств:

интеллектуального развития и творчества, образуют все игровые зоны, поскольку у дошкольников ведущим видом деятельности и интеллектуального и эмоционального освоения является игра;

физического развития, в наибольшей степени стимулирует двигательную активность детей;

игрового развития;

экологического развития, призвано воспитывать и укреплять любовь к природе, постигать все многообразие и неповторимость естественных природных форм;

компьютерное пространство, вводит детей в мир информатики и способствует активизации познавательной деятельности, формированию ребенка как самостоятельной личности, умеющей принимать решение.

Л. Н. Седова выделяет три основных параметра значимости развивающей образовательной среды для процесса становления личности.

Во-первых, это параметр целеполагания, ориентирующий педагога дошкольного образования на понимание развивающей образовательной среды как специально организованного педагогического пространства, предоставляющее каждому включенному в нее субъекту широкий простор для оптимального развития и адекватной самореализации разных видов активности как базового основания личности.

Второй параметр осмысления развивающей образовательной среды как педагогического явления, выступающего условием становления личности, связан с современными поисками в области нового содержания образования.

Третий параметр в рассмотрении развивающей образовательной среды с позиций педагогической науки определяется поиском результативных способов и методов формирования познавательной активности. В этой связи требует специального педагогического осмысления технологии создания развивающей среды в рамках различных типов образовательных учреждений, равно как и технологии создания специальных педагогических ситуаций, позволяющих стимулировать психическое развитие ребенка.

Принципы построения развивающей среды в условиях ДОУ

В. А. Петровский, Л. П. Стрелкова, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина и др. разработали Концепцию построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в детском саду, в которой определены принципы личностно-ориентированной модели построения развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении.

1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии. Первоочередное условие личностно-ориентированного взаимодействия взрослых и детей - установление контакта между ними. Установлению контакта могут препятствовать принципиально разные позиции, которые занимают воспитатель и ребенок. В рамках авторитарной педагогики воспитатель находится как бы «сверху», или «над», а ребенок - «снизу». Такая позиция воспитателя предполагает диктат и назидание. В отличие от этого личностно-ориентированная позиция педагога - партнерская. Ее можно обозначить как «рядом», «вместе». При этом развивающая среда создает условия для соответствующей физической позиции - общения с ребенком на основе пространственного принципа «глаза в глаза». Это предполагает стремление воспитателя приблизиться, «спуститься» к позиции ребенка, а также создание условий, при которых ребенок может «подняться» до позиции воспитателя. Для этого подойдет, например, разновысокая мебель, высота которой может легко меняться в зависимости от педагогических задач, так называемая «растущая мебель».

Не менее важно взрослому найти дистанцию для осуществления контакта с ребенком. У каждого человека чувство комфортности при общении с другими связано с субъективным, наиболее удобным, расстоянием. В связи с этим размер и планировка помещений должны быть таковы, чтобы каждый мог найти место для занятий или самостоятельной активности, достаточно удаленное от других и, наоборот, позволяющее осуществлять более тесные контакты.

2. Принцип активности. В устройстве детского сада заложена возможность формирования активности у детей и проявления активности взрослых. Они становятся творцами своего предметного окружения, а в процессе личностно-развивающего взаимодействия - творцами своей личности и своего здорового тела. Это в первую очередь крупномасштабные игровые и дидактические пособия - легкие геометрические модули, обтянутые тканью или кожей, которые легко переставляются в процессе преобразования пространства.

Одна из стен может стать «рисовальной стеной творчества». На ней дети могут рисовать цветными мелками, углем или фломастерами, создавая как индивидуальные, так и коллективные картины.

Для самых маленьких детей (2-4 лет) подойдут живописные коврики со съемными элементами изображений, которые с помощью кнопок, «липучек» или петель с пуговицами могут преобразовываться (бабочка «пересаживается» с травы на цветок, птица «улетает» в небо, дерево перемещается от домика к берегу реки и т. д.). Такие действия ребенка позволяют ему не только преобразовывать окружающую среду, но и способствуют развитию его мелкой моторики.

Важнейшим условием эмоционального самочувствия и настроения детей является освещение. Оно должно быть разнообразным и доступным (электровыключатели располагаются на доступной для ребенка высоте) для преобразования детьми светоцветового дизайна.

Гигиенические комнаты используются не только для реализации режимных моментов, но и для участия детей в «настоящей взрослой» жизни (мытье посуды, другие бытовые операции), а также для непосредственной детской деятельности (купание кукол, другие игры с водой).

3. Принцип стабильности - динамичности развивающей среды. В среде должна быть заложена возможность ее изменения в соответствии со вкусами и настроениями детей, а также с учетом разнообразных педагогических задач. Это легкие перегородки, которые могут передвигаться, образуя новые помещения и преобразуя имеющиеся. Это возможность изменения цветовой и звуковой среды. Это вариативное использование предметов (например, мягкие пуфы становятся то детской мебелью, то элементами крупного конструктора). Это и полифункциональное использование помещений (спортивный комплекс «мини-стадион» может быть установлен не только в физкультурном зале, но и в игровой комнате, спальне, раздевалке).

Можно менять «фоны», изменять обстановку до неузнаваемости, наполняя ее эмоционально насыщенным «детским» содержанием: «волшебная», «корабельная» или «марсианская» комнаты; спортивный канат выглядит как «хобот» слона, на стене нарисованы «загадочные растения» и пр.

Жизненное пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

В детском саду должны быть функциональные помещения, которыми могут пользоваться дети: физкультурные; музыкальные; театральные; лаборатории; «кабинеты» (с книгами, играми, головоломками, диафильмами, слайдами и т. д.); творческие мастерские, конструкторские; прачечные и др. Устройство этих помещений должно создавать разный эмоциональный настрой, т. е. становиться «таинственным», «страшным», «магическим», «волшебным», «фантастическим» и т. д. Иными словами, «пространство» позволяет ребенку не только осваивать истину, но и «уходить» от нее в фантазии и грезы, не только творчески строить, но и разбирать построенное, видеть не только прекрасное, но и безобразное. Важную роль здесь играет устройство как здания, так и участка, а также такие перспективные архитектурные и дизайнерские устройства, как застекленные веранды, балкон, подвесное оборудование - ширмы, экраны, витрины; встроенные и пристроенные шкафы, выдвижные и раздвижные столы и полки и т. п.

4. Принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребенка и взрослого. Среда должна пробуждать у детей активность, давать им возможность осуществлять разнообразные виды деятельности, получать радость от них, и вместе с тем окружающая обстановка должна иметь свойства при необходимости «гасить» такую активность, давать возможность отдохнуть. Это обеспечивается продуманным набором импульсов и стимулов, содержащихся в развивающей среде: недостаток импульсов обедняет и ограничивает развитие ребенка по всем сферам, а перенасыщенная среда с хаотической организацией стимулов дезориентирует его.

Здесь помимо уже обозначенных зон активности уместно вспомнить еще раз о зонах для релаксации (расслабления). Это и «уголки уединения», и уютная комната (уголок) с мягкой мебелью и другими элементами, способствующими отдыху. Желательно, чтобы в детском саду была «гостиная для взрослых», куда имеют свободный доступ и дети. Постоянное эмоциональное напряжение, которое испытывает педагог в своей нелегкой профессиональной деятельности, неизбежно влияет на общий эмоциональный фон его общения с детьми и, следовательно, на их эмоциональное благополучие.

Каждому ребенку в детском саду должно быть обеспечено личное пространство (кроватка со стульчиком и ковриком, шкафчик для хранения личных вещей, принадлежащих только ему, фотографии его семьи и т. д.).

Проект среды учитывает создание условий для формирования и развития полноценного образа «Я». Этому способствует наличие разновеликих зеркал, подвижных зеркал разной кривизны. Эмоциональный комфорт поддерживается и за счет экспонирования детских работ, в котором отводится место каждому воспитаннику независимо от уровня его достижений в рисовании, лепке и т. п.

5. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды. Постижение детьми категории эстетического начинается с «элементарных кирпичиков», своеобразного языка искусства: красоты звуков, цветовых пятен, абстрактных линий, остроумной трактовки образа лаконичными графическими средствами. Поэтому важно разместить в интерьере не громоздкие «классические» произведения живописи (Айвазовского, Шишкина, Сурикова и других авторов, ставших традиционными для украшения детских домов, лагерей, пансионатов и т. д.), а простые, но талантливые этюды, эстампы, абстрактные или полуреальные скульптуры, дающие ребенку представление об основах графического языка и о различных культурах - восточной, европейской, африканской.

Целесообразно в разных стилях представить детям одно и то же содержание сказки, эпизодов из жизни детей, взрослых: реалистическом, абстрактном, комическом и т. п. Тогда дети (с помощью взрослого) смогут обратить внимание не только на то, что изображено перед ними, но и на то, как это сделано, осваивая начала специфики разных жанров.

6. Принцип открытости - закрытости. Этот принцип представлен в нескольких аспектах.

Открытость Природе - такое построение среды, которое способствует единству Человека и Природы. Это организация «зеленых комнат» - маленьких внутренних двориков, которые могут быть остекленными, с растущими в них растениями - деревьями, кустарниками, травой. Это проживание вместе с детьми домашних животных - кошек, собак, за которыми дети ухаживают.

Открытость Культуре - присутствие элементов настоящей «взрослой» живописи, литературы, музыки.

Открытость Обществу - обстановка детского сада соответствует сути понятия «Мой дом», в котором особыми правами наделены родители.

Открытость своего «Я», собственного внутреннего мира ребенка (см. также принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия).

7. Принцип учета половых и возрастных различий детей. Предполагает построение среды с учетом половых различий, предоставление возможностей как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.

Таким образом, развивающая среда - это особым образом организованное социокультурное и педагогическое пространство, в рамках которого структурируются несколько взаимосвязанных подпространств, создающих наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта.

Непременным условием создания предметно-развивающей среды в дошкольных учреждениях любого вида является опора на личностно ориентированную модель взаимодействия между участниками образовательного процесса. Это обнаруживает себя в принципах построения развивающей среды, представленных в концепции В. А. Петровского, Л. М. Клариной, Л. А. Смы-виной, Л. П. Стрелковой (1993). Остановимся на их анализе.

Принцип дистанции, позиции при взаимодействии регули­рует отношения между взрослым и ребенком в образователь­ном процессе. Комфортное общение возможно, по мнению ав­торов, при наличии в групповых помещениях разновеликой мебели. «Ее высота должна быть такой, чтобы не только воспи­татель без затруднений мог "спуститься", приблизиться к пози­ции ребенка, но и ребенок мог "подняться" до позиции воспи­тателя, а иногда и посмотреть на него сверху» 1 .

При осуществлении контакта взрослому также необходимо найти верную дистанцию, общее пространство общения как с


1 Монтессори-материал. Ч. I. Школа для малышей- Российский Монтес-сори-центр. Изд-во "Мастер", 1992.


1 Концепция построения предметно-развивающей среды / Под ред. В. А.Пет­ровского. М., 1993. С.61.


каждым ребенком в отдельности, так и со всей группой в це­лом. В связи с этим планировка помещений должна быть тако­ва, чтобы каждый мог найти удобное, комфортное с психологи­ческой точки зрения место для занятий и индивидуальной дея­тельности.

Принцип активности подразумевает реализацию потребно­сти каждого ребенка и взрослого, с одной стороны, в постро­ении своего собственного предметного окружения, а с другой - своей личности и здорового тела. Авторы концепции предлага­ют создание условий, провоцирующих возникновение и разви­тие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств. Для этого необходимо по-новому взглянуть на планировку помещений, подойти более разумно к использова­нию их развивающего потенциала, как то: создание "стены твор­чества" для рисования, мастерских с наборами простых инстру­ментов для включения детей во "взрослые" виды деятельности; " применение звукового и цветового дизайна при оформлении помещений.

Принцип стабильности-динамичности. «При проектирова­нии развивающей среды необходимо учитывать тот факт, что определить его жизненную среду невозможно. Ребенок не "пре­бывает" в среде, а преодолевает ее, "перерастает" ее, постоянно меняется, становится другим в каждую следующую минуту. А, следовательно, меняется для него и все окружение» 1 . И все-таки, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, необходимо дать ему возможность самому менять и создавать окружающую среду в соответствии со своими вкусами и настроением. Данная идея ярко представлена в опыте американских педагогов Снай-деров: "Жизненный мир ребенка не может быть дан ему кем-то другим. Каждый ребенок творит его из своего опыта, намере­ний и пробудившихся в нем значений. Главная функция воспи­тателя детского сада - помочь ребенку научиться хранить свой жизненный мир. Потому что ребенок и мир должны быть вме­сте" 2 .



Принцип комплексирования и гибкого зонирования преду­сматривает для детей возможность заниматься в соответствии со своими желаниями к потребностями одновременно разными

1 Концепция построения... С. 64.

2 Снайдер Р., Снайдер М., Снайдер Р. Ребенок как личность... С. 88.


видами деятельности, не мешая друг другу, - физкультурой, мусыкой, рисованием, конструированием, математическими играми и т. д.

При реализации этого принципа возможны некоторые про­тиворечия: с одной стороны, необходимость пространства для проявления свободной активности детей, а с другой - ограни­ченность помещений детского сада. Преодолению этих проти­воречий и служит принцип комплексирования и гибкого зони­рования. Руководствуясь им, в детском саду должны быть со­зданы функциональные помещения для занятий физкультурой, музыкальной, театральной деятельностью, экспериментирова­нием; творческие лаборатории, мастерские, "кабинеты" с кни­гами, играми, слайдами и другие помещения устраиваются та­ким образом, что создают различный эмоциональный настрой, т. е. могут становиться "таинственными", "смешными", "зага­дочными", "страшными" и т. д. Эти пространства строятся так, чтобы дети могли их использовать для освоения не только цен­ностей, но и всей палитры значимых отношений в мире - от ценностей до антиценностей. Трансформация помещений мо­жет быть обеспечена за счет использования легких раздвиж­ных перегородок и ширм.



Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфорт­ности и эмоционального благополучия каждого ребенка. Реа­лизация этого принципа предполагает организацию среды та­ким образом, чтобы она побуждала детей к взаимодействию с ее различными элементами, повышая тем самым функциональ­ную активность ребенка. Окружение должно давать детям раз­нообразные и меняющиеся впечатления. Учитывая потребность детей в движениях, взрослым необходимо это предусмотреть. Однако среда должна не только побуждать двигательную ак­тивность, но и иметь свойства "гасить", тормозить ее, когда это необходимо.

Окружение среды должно также содержать стимулы, спо­собствующие знакомству детей со средствами и способами по­знания предметного мира, социальных отношений, образа Я.

Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды предполагает такой подход к оформлению интерьера помещений, при котором бы использо­вались как репродукции классических произведений, так и



произведения, побуждающие детей к размышлению, фантази­рованию. Целесообразно оформить комнату "Волшебные крас­ки" с оптическим смешением цветового освещения при смене светофильтров. Такой калейдоскоп позволяет создавать дина­мику цветовосприятия предметной среды, ее изменений в соот­ветствии с программой развития чувства цвета, культуры цве­товосприятия окружающего.

В современном детском саду широкую практику приобрело оформление интерьера помещений с помощью природного и бросового материалов. Это вносит значительное оживление в стандартную планировку помещений, создает особый, неповто­римый имидж детского сада.

Принцип открытости-закрытости подразумевает функцио­нирование среды как открытой системы, способной к измене­нию, корректировке и, самое главное, к развитию. Иначе гово­ря, такая система должна быть не только развивающей, но и развивающейся. Принцип открытости-закрытости представлен в нескольких аспектах.

Первый из них - открытость природе - предполагает включение во внутреннюю среду здания оранжереи, зимнего сада, открытой веранды, создание "зеленых комнат" и т. д.

Второй - это открытость культуре в ее прогрессивных про­явлениях. Элементы культуры - живопись, литература, музы­ка - не должны носить оформительский характер, а стать час­тью интерьера. Помимо этого, организация среды должна осно­вываться и на региональных особенностях культуры.

Третий аспект - открытость обществу, в частности семь­ям воспитанников. Родители должны быть включены в образо­вательное пространство дошкольного учреждения как полно­правные участники. Поэтому задача педагогов состоит в их ак­тивном привлечении к жизни детей в детском саду.

Четвертый - открытость своего Я, собственного внут­реннего мира. Среда организуется таким образом, чтобы спо­собствовать формированию и развитию образа Я.

Принцип учета половых и возрастных различий детей. Построение среды с учетом половых различий мыслится как предоставление возможности мальчикам и девочкам проявлять свои склонности и способности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.


Выводы по данной главе можно сделать следующие:

Среда, окружающая ребенка в детском саду, оказывает большое влияние на формирование образа мира дошкольника, способствует обретению и обогащению представлений о собствен­ном Я.

Каждый ребенок выбирает определенные вещи в своем окружении и делает их своим миром.

Основное назначение концепции построения развивающей среды в детском саду в редакции В. А. Петровского состоит в том, что она развивает и воспитывает ребенка, служит фоном и посредником в личностно-развивающем взаимодействии со взрослыми и другими детьми.

Контрольные вопросы и задания

1) Раскройте понятие "развивающая среда".

2) Каким образом программа, которой руководствуется до­школьное учреждение, определяет содержание предметно-раз­вивающей среды? Раскройте это на примерах из педагогиче­ской теории и практики.

3) Дайте характеристику принципам построения предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении. Попробуйте внести свои предложения по обогащению ее содержания.

Литература для самообразования

1. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное об­разование в России / Под ред. Р. Б. Стеркиной. М., 1998.

2. Концепция построения развивающей среды / Под ред. В. А. Петровского. М., 1993.

3. Монтессори-материал. Ч. I. Школа для малышей. Рос­сийский Монтессори-центр, 1992.

4. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. М., 1995.

5. История дошкольной зарубежной педагогики. Хрестома­тия / Сост. Н. Б. Мчелидзе и др. М., 1974.

6. Ребенок как личность. М., 1995.


Литература

Авдеева Н. Н. Развитие образа самого себя у младенца. М., 1982,

Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.

Ананьев Б. Г. Психология педагогической оценки. Л., 1935.

Берне Р. Я-концепция и воспитание. М., 1986.

Берн Э. Игры, в которые играют люди; люди, которые игра­ют в игры. Л., 1992.

Бодалев А. А., Куницына В. Н. К вопросу о восприятии чело­веком самого себя // Человек и общество. Вып. III. Л., 1968.

Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1996.

Зеньковский В. В. Психология детства. Екатеринбург, 1992.

Колесникова И. А. Педагогическая реальность в зеркале меж-парадигмальной рефлексии. СПб., 1999.

Кондратьева С. В. Понимание учителем личности учащего­ся // Вопросы психологии. 1980. № 5. С. 143-148.

Лисина М, И, Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.

Петровский В, А, Психология воспитания. М.. 1995.

Психология личности: В 2 т. Т. 1 / Под ред. Д. Я. Райгород-ского. Самара, 1999.

Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969.

Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.

Слуцкий В. М. Влияние оценки взрослого на формирование оценки к себе у детей: Дис. ... канд. психол. наук. М., 1985.

Снайдер М., Снайдер Р., Снайдер Р. Ребенок как личность.
М., 1995. *

Тайсон Ф., Тайсон Р. Психоаналитические теории развития. Екатеринбург, 1998.

ФельдштейнД. И. Психология становления личности. М., 1994.

Фелъдштейн Д. И. Развитие в пространстве-времени детства. М., 1998.

Фрейд 3. Психология "Я" и защитные механизмы. М., 1993-

Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1994.

Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н/Д, 1998. 544 с.

Юнг К. Человек и его символ. М., 1996.

Платонов К. К. Личностный подход как принцип психоло­гии // Методологические и теоретические проблемы психоло­гии. М., 1968.


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Внутренняя среда ребенка - совокупность особенностей высшей нервной деятельности, свойств характера, жизненного опыта, нравственного сознания, проявляющихся в типичных для ребенка психических состояниях, реакциях и отношениях к действительности. С В. С. Р., которая во многом определяет индивидуальность ребенка, педагогу необходимо постоянно со­гласовывать все воспитательные воздействия.

Гуманность (от лат. Humanus - человечный) - обусловлен­ная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое су­щество), которая представлена в сознании переживаниями со­страдания и сорадования и реализуется в общении и деятельно­сти в актах содействия, соучастия, помощи.

Гуманные отношения - ]) форма межличностных отноше­ний, .основанных на принципах гуманности;

2) совокупность гармоничных отношений субъекта с миром и самим собой.

В онтогенезе Г. О. формируются в процессе совместной дея­тельности детей со взрослыми и сверстниками и зависят от ее содержания и ценностных характеристик. Они выступают как такие отношения, в которых предметный мир - окружающая среда, а также социальный мир - общество взрослых и сверст­ников - приобретают для ребенка личностный смысл и безус­ловную ценность, переживаясь как сорадование и сострадание, порождая стремление к защите, содействию, помощи.

Группа детская (сверстников) - сообщество детей одного возрастного диапазона, объединенных совместной деятельно­стью и сопереживанием. На основе регламентированных взрос­лыми форм деятельности Г. Д. возникла на ранних ступенях социогенеза как организованная форма активности индивидов, направленная на овладение и воспроизведение ими обществен­но-исторического опыта и форм человеческих взаимоотноше­ний. Г. Д., подчиняясь основным психологическим закономер­ностям, имеет собственную специфику, обусловленную не толь­ко возрастными ограничениями, но и особенностями детской субкультуры, а также специфической ролью сверстников в социа-


лизации ребенка. В Г. Д. выделяются уровневые, иерархически связанные друг с другом пласты отношений - функционально-ролевые, эмоционально-оценочные, личностно-смыеловые.

Детская субкультура (от лат. Sub - под и cultura - возде­лывание, воспитание, развитие) - в широком смысле - все, что создано человеческим обществом для детей и детьми; в бо­лее узком - смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития. В общечеловеческой культуре Д. С. занимает подчиненное место и вместе с тем обладает отно­сительной автономией, поскольку в любом обществе дети име­ют свой собственный язык, различные формы взаимодействия, свои моральные регуляторы поведения, весьма устойчивые для каждого возрастного уровня и развивающиеся в значительной степени независимо от взрослых.

Зона вариативного развития - понятие, описывающее про­цесс развития ребенка в детской субкультуре. Сущность его за­ключается в следующем: если семья и вообще взрослый осущест­вляет "зону ближайшего развития" ребенка, готовя его к усво­ению социальных норм и стереотипов данной культуры, то груп­па сверстников, детская субкультура обусловливают 3. В. Р., задавая одновременное существование и "перекличку" разных культур, иных логик и обеспечивая готовность ребенка к реше­нию задач в непредвиденных обстоятельствах. В современной историко-культурной ситуации неопределенности, при которой расшатываются традиционные механизмы передачи знаний, расширяется 3. В. Р., при которой дети начинают ориентиро­ваться не только на взрослых, но в большей степени на продви­нутых сверстников.

Зона ближайшего развития - расхождение между уров­нем актуального развития (задачу ребенок может решить са­мостоятельно) и уровнем потенциального развития, которого ребенок способен достигнуть под руководством взрослых и в сотрудничестве со сверстниками. 3. Б. Р. (это понятие введено Л. С. Выготским) свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии детей.

Значимый другой - человек, являющийся авторитетом или
имеющий значение для данного субъекта общения и деятельно­
сти (по Г. Салливану). "


Идентификация - 1) опознание, распознавание чего-либо, кого-либо; 2) уподобление, отождествление с кем-либо, чем-либо.

В первом значении термин "И." используется в психологии познавательных процессов. Во втором значении И. в самом общем виде - это эмоционально-когнитивный процесс неосо­знаваемого отождествления субъекта себя с другим субъектом, группой, образом. В социальной психологии детства И. рас­сматривается в сочетании с отчуждением как механизм станов­ления отношений ребенка и интериоризации культурных цен­ностей в онтогенезе и социогенезе. Сохранение баланса между И. и отчуждением в конкретных исторических условиях фор­мирования индивида обеспечивает наиболее гуманное для кон­кретных исторических условий отношение в системе "я - другой". В основе этого двуединого механизма лежит процесс уподобления установкам и личностным смыслам другого чело­века, социальных групп и т. д. прежде всего установок, смыс­лов и норм, связанных с формированием Я-концепции и нрав­ственной сферы личности.

Игра - один из видов деятельности, значимость которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Способству­ет гармоничному включению в мир человеческих отношений. Особенно важна для детей, которые через воспроизведение в игровом процессе действий взрослых и отношений между ними познают окружающую действительность. И. служит физиче­скому, умственному и нравственному воспитанию детей.

Компоненты образа Я:

- Когнитивный - представление о своих способностях, внешности, социальной значимости и т. д.

- Эмоционально-оценочный - самоуважение, самокритич­ность, себялюбие и т. д.

- Поведенческий (волевой) - стремление быть понятым, завоевать симпатии, повысить свой статус или, наоборот, жела­ние остаться незамеченным.

Образ не есть нечто завершенное и статичное. Он форми­руется, развивается, существует только в процессе отраже­ния, он сам есть процесс (Б. Ф. Ломов).

Образ Я (Я-образ, Я-концепция) - это относительно устойчивая, не всегда осознаваемая, переживаемая как неповто­римая система представлений индивида о самом себе, на осно-



ее которой он строит свое взаимодействие с другими (А. В. Пет­ровский, М. Г. Ярошевский).

Образ Я - и предпосылка, и следствие социального взаи­модействия. Фактически психологи фиксируют у человека не один образ его "Я", а множество сменяющих друг друга Я-образов. Я образ - не статическое, а динамическое образо­вание личности (В. А. Петровский).

Пространство воспитания - часть педагогической реаль­ности, мера бытийного объема, обусловливающего сущест­вование конкретного типа воспитания. Это - "территория", где существуют источники воспитательного влияния, поро­ждаются его факторы, действуют закономерности и принци­пы, возможна деятельность, цель которой - воспитание чело­века (И. А. Колесникова).

Самопознание - процесс познания человеком себя, своей сущности; производный по отношению к познанию других людей вообще и отношений других людей к себе в частности.

Среда воспитания - совокупность природных и социаль­но-бытовых условий, в которых протекает жизнедеятельность ребенка и становление его как личности. Включает в себя сре­ду группового помещения, детского сада, семьи. Виды органи­зации среды воспитания: стихийная, авторитарная и оптималь­ная, при которой общие правила коллективной жизни и окру­жения не ограничивают развитие у детей самостоятельности и творчества.

Среда педагогическая - специально, сообразно с педагоги­ческими целями, создаваемая система условий организации жизнедеятельности детей, направленная на формирование их отношений к миру, людям, друг к другу.

Социальная среда - социальная зона ближайшего действия человека; сложная и неоднозначная система условий развития личности как противостоящая ей, так и изменяемая действия­ми и поступками самого человека. В понятие С. С. включают непосредственное окружение личности, совокупность различ­ных (макро- и микро-) условий ее жизнедеятельности, атмосфе­ру ее социального бытия, межличностные отношения и контак­ты с другими людьми; реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека.

«"Я" - это личность в целом, в единстве всех сторон бы­тия, отраженная в самосознании» (С. Л. Рубинштейн).


Я-концепция определяет не просто то, что представляет собой, индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем (К. Роджерс).

Я-концепция - каким я вижу себя, каким, как мне кажет­ся, меня видят другие, каким я бы хотел себя видеть в буду­щем, каким я представляю себя в прошлом (Р. Берне).

Я-концепция каждого человека уникальна, ибо каждый на­делен различными физическими качествами и обладает осо­бым прошлым опытом (Скиннер).

Я-концепция - это переживание собственного Я, которое выражается прежде всего в том, что человек понимает свою тождественность самому в настоящем, прошлом и будущем (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский).