Презентация на тему: "«Властелин колец» (англ. The Lord of the Rings) – роман – эпопея писателя Дж

История созданияИзначально Толкин не собирался
писать продолжение к
«Хоббиту»(которым фактически
является роман»Властелин
колец»).Однако 15 ноября 1937 года во
время обеда с владельцем
издательства, опубликовавшего
«Хоббита», Стенли Анвином,он
получил предложение представить для
рассмотрения другие произведения.
Рецензент издательства отклонил
направленный «Сильмариллион» , хотя
отозвался о нем
положительно.Ободренный этим
Толкин начал писать продолжение
«Хоббита» и уже 16 декабря 1937 года
в письме к издателю сообщил о первой
главе новой книги.

Цель

Целью Толкина было создать английский
эпос. НаТолкина произвела тяжелое
впечатление Первая мировая война,а также
индустриализация Англии, по его
мнению,разрушившая ту Англию, которую он
знал и любил. Поэтому «Властилину колец»
присущ пассеизм(тоска по прошлому).
Толкин был оксфордским
филологом,хорошо знакомым со
средневековыми мифами Северной Европы,
такими как «Сага о Хервараре», «Сага о
Вельсунгах»,»Беовульф»,а так же с другими
староскандинавскими,староанглийскими и
средневековыми английскими текстами.
«Властилин колец» был вдохнавлен и
другими литературными источниками
например, легендами Артуровского цикла и
финским эпосом «Калевала».

Английский эпос

Создание английского эпоса часто
обсуждалось на встречах Толкина с
Инклингами (литературная
дискуссионная группа в Оксфордском
университете, на еженедельных
встречах этой группы обсуждались
исландские мифы и их собственные
неопубликованные сочинения).Толкин
согласился с одним из членов этой
группы, Клайвом Льюисом, что в
отсутствие английского эпоса
необходимо его создать самим.

Тема книги

Параллельно с этими дискуссиями,в декабре 1937 года.Толкин начал
«нового хоббита»После нескольких неудачных попыток,история начала
набирать обороты,из простого продолжения «Хоббита» превратившись
скорее в продолжение не опубликованного
«Сильмариллиона».Замысел первой главы возник сразу в готовом
виде,хотя причины исчезновения Бильбо,идея о важности Кольца
.Всесластья и название романа прояснились только к весне 1938
года.Сначала Толкин хотел написать ещё один рассказ, в котором
Бильбо,истратив все свои сокровища,пустился в новые
приключения,но,вспомнив кольцо и его силу,решил вместо этого
написать о нем. В начале главным героем был Бильбо,но,потом автор
решил,что история слишком серьезная для такого комичного и
веселого персонажа. Толкин рассматривал возможность отправить в
путешествие сына Бильбо,но возникали вопросы: Где была его жена?
Как Бильбо отпустил сына в столь опасное путешествие? В итоге
Толкин решил продолжить традицию древнегреческих легенд,в
которых: артефакт,обладающий магической силой, получает
племянник главного героя. Так возник Хоббит Фродо Бэггинс.

Процесс создания

Толкин писал медленно.Его
литературная работа часто
прерывалась академическими
обязанностями,в частности Толкин
должен был экзаменовать
студентов(даже первая фраза
«Хоббита» была написана на чистой
странице экзаменациоонной работы
одного из студентов). В течении 1943
года Толкин не работал над текстом,но
продолжил работу в апреле 1944.Главы
из романа Толкин посылал своему сыну
Кристоферу,служившему в Африке,в
Английских ВВС и Клайву Льюису.В
1948 году история была завершена, но
до 1949 года продолжалось
редактирование ранних частей
«Властелина колец».

Трудности

Из –за нехватки бумаги в
послевоенное время
,издатели попросили
разбить роман на 6
книг,не имеющих
названий.Потом для
удобства они были
попарно объединены
издателем в три
части,которые были
названы «Братсво
кольца»,»Две крепости»,
«Возвращение
короля».Три части были
изданы в Англии 29 июля
1954 года,11 ноября 1954
года и 20 октября 1955
года, и несколько позже в
США.

Трилогия

С тех пор «Властилин колец» стали называть
трилогией. ТолКин и сам использовал этот термин,
хотя в других случаях говорил, что это не правильно.
Роман издавался различными издателями в одном,
двух, трех, шести и семи томах.

Сказочный мир Средиземья

Люди
Эльфы
Гномы
Хоббиты
Маги
Орки
Онты
Назгулы

Образ Кольца

Образ кольца

КОЛЬЦО - один из универсальных образов в
поэтике Толкиена, несущий огромную
смысловую нагрузку.
КОЛЬЦО - традиционный волшебный
предмет, который наделяет обладателя
магическими способностями: 1.делает
обладателя невидимым, 2.сохраняет
молодость, 3.дает исцеление, 4.становится
проводником в сказочный мир.

Кольца

Семь – для властителей гномов, гранильщиков в
каменном лоне,
Девять – для девятерых, облеченных в могильный
прах,
Одно наденет владыка на черном троне, В стране по
имени Мордор, где распростерся мрак,
Одно кольцо покорит их,
одно соберет их,
Одно их притянет и в черную цепь скует их, В стране
по имени Мордор, где распростерся мрак.
У Толкиена существует 20 колец.

Кольцо всевластья

КОЛЬЦО
ВСЕВЛАСТЬЯ - самое
загадочное и универсальное,
объединяющее все остальные кольца.
Это символ ЗЛА и одновременно
реальное воплощение ВЛАСТИ. У
Толкиена понятия ВЛАСТЬ и ЗЛО
неразделимы. Именно с помощью этого
сказочно- мифологического образа
Толкиен воплощает идею романа.

Образ Эльфов

Эльфы – мудрые
существа, способные
предвидеть будущее,
перевоплощаться,
понимать язык животных.
Поэтому их три кольца не
попали в руки Саурона. По
замыслу создателя, кольца
эльфов заключают в себе
силу трех стихий - огня,
воздуха и воды.

Образ Назгулов

Назгулы – символ жажды власти, тьмы, честолюбия. Цари и
полководцы чаще всего становятся рабами кольца. После
получения кольца их души чернеют. Они становятся
прислужниками Саурона, тем самым думая, что им
перепадет какая-нибудь власть. Толкиен дает назгулам
многочисленные имена и названия: черные всадники,
крылатые вестники, копьеносцы, улайры (от эльф. – «несвет,
тьма»).

Образ Орков

Орки – образ
порабощения, муки.
Орки выполняют все
приказания Саурона.
Они мучаются,
работая в шахтах и
на вырубке
деревьев.

Образ Онтов

Онты - символ свободы. Это
живые деревья, которые
следят за лесами. Они
медлительны в речи и
разговорах. Над ними никто
не имеет власти. В этом
заключается их свобода.
Женские особи Энтов были
уничтожены Орками.

Образ Мага

Гендальф –
могущественный
маг и волшебник,
символ
справедливости и
богодарителя. В
основных своих
чертах (седая
борода,
широкополая
шляпа, плащ)
соответствует
обличью
скандинавского
бога Одина.

Хоббиты

У Джанни Родари есть
термин "Бином фантазии",
раскрывающий сущность
процесса создания
сказочного образа:
РЕАЛЬНОЕ + РЕАЛЬНОЕ =
ЧУДЕСНОЕ У Толкиена таких
образов множество, один из
них - хоббит (от homo человек, лат. и rabbit - кролик,
англ.). Сталкивая эти два
понятия, Толкиен добивается
эффекта "чудесного".

Образ Хоббитов

Образ Хоббитов Людихоббиты наследуют черты
респектабельного
англичанина
викторианской эпохи:
предпочитают
размеренное, спокойное
существование в уютной
Хоббитании, ценят
семейственность Урок литературы по сказочной повести Дж. Р.Р. Толкиена
«Хоббит, или Туда и Обратно» «Добро пожаловать в Средиземье!»
(5 класс)
Анохина С.В.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 17 Рефтинский

Цели урока:
1. воспитательные - вызвать интерес к личности Дж. Р.Р. Толкиена, определить уровень восприятия учениками прочитанного произведения, ввести их в особый эмоциональный мир, создать «эффект присутствия», воспитывать чувство прекрасного;
2. развивающие – развитие воображения и памяти, формирование навыков межличностного общения;
3. образовательные совершенствование навыков чтения; знакомство учащихся с отдельными фактами биографии писателя, стимулирование самостоятельности учащихся в поиске ответов на поставленные вопросы по теме.

Тип урока: урок по литературы с использованием межпредметных связей (английского языка и музыки).

Виды учебной деятельности: выступление учащихся, выразительное чтение отрывков, самостоятельная работа.

Оборудование: карта волшебной страны, аудиозаписи, выставка книг Толкиена, русские и английские названия сказочных существ на доске, рисунки, компьютерные презентации.

* занятие включает в себя 2 урока

Эпиграф к уроку:
«…По сути своей я – хоббит (во всем, кроме размеров). Я люблю сады, деревья, не изуродованный машинами сельский пейзаж, курю трубку, обожаю простую сытную еду... Я без ума от грибов, юмор у меня не замысловатый, я рано укладываюсь спать и поздно встаю. И мало путешествую…»

Дж.Р.Р.Толкиен
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Вступительное слово учителя. (1 слайд презентации)
Учитель: Толкиен - популярнейший английский писатель. Его книги читают во всем мире, а после выхода кинотрилогии «Властелин колец» интерес к творчеству писателя повысился. Начало многочисленным приключениям его героев стала маленькая сказочная повесть «Хоббит, или Туда и Обратно». Вы недавно прочитали эту сказку и давайте разберем историю её создания и откроем секрет её популярности.
Работа с биографией писателя
Индивидуальное сообщение ученика. Примерный текст.
Толкиен родился в Африке. Имя, данное ему при рождении, звучало роскошно: Джон Роналд Руэл. В детской памяти от Южной Африки осталось мало: укусил тарантул, змеи живут в сарае и туда маленьким ходить нельзя, по забору скачут обезьянки, по ночам воют шакалы и рычат львы. Пожалуй, больше и ничего. Из Оранжевой республики переехали в Англию. Отец умер внезапно, когда будущему писателю было 4 года. Когда ему минуло 12 лет, он потерял и мать. В 18 лет Толкиен стал стипендиатом Оксфордского университета (стипендии тогда, в отличие от наших нынешних вузов, давали только тем студентам, что сдали вступительные экзамены не просто на “пятёрку”, а блестяще). В 21 год женился, а через два месяца после свадьбы ушёл добровольцем на фронт. Шла Первая мировая война. Толкиен провёл на передовой 4 месяца в разгар самой кровопролитной битвы: шёл или полз под огнём по грязи и по мёртвым телам бок о бок с другими, и солдаты считали его своим. Потом - сыпной тиф. На этом невзгоды в жизни Толкина закончились. Оставшиеся полвека протекали спокойно. Он стал уважаемым профессором, знатоком многих языков, блестящим специалистом по средним векам. В семейной жизни Толкин был домоседом, любящим мужем и отцом. А вот в литературе Толкиен заслужил титул одного из самых читаемых авторов второй половины двадцатого века.
- Хорошо, а сейчас давайте послушаем сообщение об истории создания «Хоббита»
Индивидуальное сообщение ученика. Примерный текст сообщения об истории создания «Хоббита».
Судьба книг Толкиена удивительная, невероятная, фантастическая. Его произведения переведены на десятки языков мира. Общий тираж «Хоббита» в американском издательстве «Баллантайн» приближается уже к полутора десяткам миллионов. Совокупный тираж произведений Толкиена на сегодняшний день составляет восьмизначное число. А началось всё так. Толкиен утверждал, что книгу, которая принесла ему всемирную славу, он написал случайно. Проверял как-то ночью экзаменационное сочинение (он был уже профессором Оксфордского университета) да и наткнулся на чистый лист. На нём-то он и написал: «В земле была нора, а в норе жил да был хоббит”. И подумал, “что не мешало, бы выяснить, какой такой хоббит».
В семье Толкиена подрастало трое сыновей и дочь. Для них-то и была выдумана история про путешествия и приключения хоббита Бильбо. Книжка появилась в 1937 году. С тех пор «Хоббит» в Америке и Великобритании выходит каждый год. А на русский язык книгу перевели в 1976 году.
- Давайте, почитаем книгу Толкиена, как же она начинается. (Чтение начала учителем и учениками, можно включить аудиозапись.)
- Ну что ж, посмотрим, как вы знаете английский язык, ведь Толкиен английский писатель. На доске даны названия сказочных существ из книги на русском языке, ваша задача найти соответствующие наименования на английском языке. (На доске с помощью магнитов прикреплены в одном столбике – русские слова, во втором их английские эквиваленты, причем английские слова даны вперемешку, нужно переместить английские слова к русским. Ученики работают по цепочке. Возможно использовать интерактивную доску, если она есть в классе.)

Результат на доске после работы школьников:
ХОББИТ HOBBIT
ЭЛЬФ ELF
ГНОМ DWARF
ВАРГ WARG
БЕОРН BEORN
ТРОЛЛЬ TROLL
ГОЛЛУМ GOLLUM
ВОЛШЕБНИК WIZARD
ОРЛЫ EAGLES
ДРАКОН DRAGON
ГОБЛИН GOBLIN
ПАУК SPIDER

(Комментарий: возможно использовать больше названий существ, затем демонстрируются картинки с изображениями этих существ)
Демонстрация презентаций образов северной мифологии
(слайд презентации)
Гномы - в мифологии народов Европы маленькие существа, похожие на людей, обитающие под землёй, в горах или в лесу. Ростом они с ребёнка или с палец, но наделены сверхъестественной силой, носят длинные бороды и живут гораздо дольше, чем люди. В недрах земли гномы хранят сокровища - драгоценные камни и металлы; они искусные ремесленники, могут выковать волшебные кольца, мечи.
Гоблины - высокие, сильные и злые мифические существа, похожие на людей, но безобразные и жестокие. Гоблины обитают в подземельях, пещерах, подземных туннелях, эксплуатируют рабов, похищают чужие сокровища.
Дракон - крылатый (летучий) змей, мифологическое существо, часто с несколькими головами и туловищем змеи, ящера или крокодила и крыльями птицы. Он считается покровителем сокровищ, получить которые можно было только после убийства дракона.
Паук - в мифопоэтических традициях с образом пауков связывается холодная жестокость, жадность, злобность, хитрость.
Оборотень - в верованиях многих народов существо, способное менять человеческий облик и превращаться в животное, предмет.
Орёл - символ небесной (солнечной) силы, огня и бессмертия; одно из наиболее распространённых обожествляемых существ - символов богов и их посланец.
Тролли - в германо-скандинавской мифологии великаны. Обитают внутри гор, где хранят свои сокровища. Они уродливы, обладают огромной силой, но глупы. В фольклоре тролли, как правило, вредят людям, похищают их и скот, оказываются людоедами.
Эльфы - духи воздуха, красивые маленькие человечки ростом с дюйм, как андерсеновская Дюймовочка, в шапочках из цветков. Могут обитать в деревьях, которые в таком случае нельзя рубить. Любят водить хороводы при лунном свете; их музыка зачаровывает слушателей, заставляет танцевать даже неживую природу. В ряде поверий эльфы имеют своих королей, ведут войны.

(Демонстрация отрывка из трилогии «Властелин колец» с целью сравнения персонажей фильма и героев презентаций «Исследователей».)
- А сейчас, давайте рассмотрим этимологию слова “хоббит” (индивидуальное сообщение ученика)
Ученик: Слово “хоббит”, по версии самого Толкина, есть сокращённая форма слова “Holbytlan”, то есть “Holedwellers” - “жители нор”. Толкин так начинает свою повесть: “Жил-был в норе под землёй хоббит. Не в какой-то там мерзкой грязной сырой воде, где со всех сторон торчат хвосты червей и противно пахнет плесенью, но и не в сухой песчаной голой норе, где не на что сесть и нечего съесть. Нет, нора была хоббичья, а значит - благоустроенная”. И далее подробное описание уютной норы, на страницу. Такое важное значение придавал автор жилищу хоббита. Есть и другая версия. В слове “хоббит” соединяются слово “rabbit” (кролик) со среднеанглийским словом “hob”. Этим словом называли маленьких волшебных существ в английском фольклоре. На сходство хоббита с кроликом не раз указывал сам писатель в тексте сказочной повести. Когда Бильбо угодил в лапы к троллям, один из них, поглядев на мохнатые ножки хоббита, сказал: «Кролик ты несчастный”. И орёл, переносивший хоббита на своей спине, недовольно говорит ему: “Что ты трусишь, как кролик? Хотя ты и впрямь смахиваешь на кролика”. Именно мохнатые кроличьи ножки хоббита помогают ему бесшумно передвигаться. Недаром гном Торин желает, чтобы никогда не выпала шерсть на ногах хоббита».
- Послушайте музыку, пьесы норвежского композитора Эдварда Грига «Шествие гномов» («В пещере горного короля») и М.П. Мусоргского «Гном». Послушайте их внимательно и постарайтесь вспомнить подходящие эпизоды из фильмов «Властелин Колец», «Хоббит». (после прослушивания музыки дети вспоминают эпизоды из фильмов, которые вызвала у них в памяти музыка). Скажите, чем отличаются музыкальные композиции? Как идут гномы у Грига? (маршируют). А сейчас, послушаем песню гномов, которая была исполнена в первом фильме о приключениях Бильбо (прослушивание либо аудиозаписи песни, либо просмотр соответствующего фрагмента из фильма). Обратимся к этой песне в книге (работа с текстом).
Путешествие по карте Средиземья. (слайд презентации)
- Попробуем проследить маршрут путешественников туда, к одинокой горе и обратно. (Желающие выходят к карте и показывают маршрут путешественников, вспоминая содержание сказки.)
(Карты Средиземья не только демонстрируются на экране, но и лежат на партах у каждого ученика.)

Работа с текстом
Ученики пересказывают понравившиеся эпизоды повести.
Проводится выставка книг Толкиена.
Итог урока. Рефлексия
Беседа с учащимися о том, что понравилось на уроке, что получилось или не получилось. Понравилась ли книга Толкиена. Прочитают ли её те, кто ещё не прочитал, или не дочитал до конца?
Домашнее задание.
Нарисовать иллюстрации к повести или написать небольшое сочинение (примерные темы «Мир Средиземья», «Хоббиты – кто они?», «Образ Бильбо Бэггинса в повести», «Вечна тема борьбы добра и зла в повести», «Хоббит» - моя любимая книга»).
Список использованных источников
1. Вайсман А.И., Лысенко Л.Л. Сказка Дж. Р.Р. Толкина “Хоббит, или Туда и Обратно”. 5-й класс // Литература в школе. 1998. № 2. С. 149–155.
2. Гаков В. Век Толкина // Толкин Дж. Р.Р. Хоббит. Минск: Высшая школа, 1992.
3. Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. М., 1991.
4. Муравьёв В. Предыстория // Толкин Дж. Р.Р. Хранители. М.: Радуга, 1991. С. 5–27.
5. Свердлов М. Дж. Р.Р. Толкин и его герой хоббит // Литература. 1998. № 32. С. 8–9.
6. Толкин Дж.Р.Р. Хоббит, или Туда и обратно. Сказочная повесть. / Перевод с английского Н.Рахмановой. Рис. М.Беломлинского. - Л.: Детская литература, 1976.
7. audioknigi-online.com
8. http://tolkienists.ru/
9. muzofon.com
10. ru.wikipedia.org

«Добро пожаловать в Средиземье!».

Урок литературы по сказочной повести Дж. Р.Р. Толкиена

«Хоббит, или Туда и Обратно»

(5 класс)

Анохина С.В.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 17 Рефтинский

Цели урока :

воспитательные - вызвать интерес к личности Дж. Р.Р. Толкиена, определить уровень восприятия учениками прочитанного произведения, ввести их в особый эмоциональный мир, создать «эффект присутствия», воспитывать чувство прекрасного;

развивающие – развитие воображения и памяти, формирование навыков межличностного общения;

образовательные совершенствование навыков чтения; знакомство учащихся с отдельными фактами биографии писателя, стимулирование самостоятельности учащихся в поиске ответов на поставленные вопросы по теме.

Тип урока : урок по литературы с использованием межпредметных связей (английского языка и музыки).

Виды учебной деятельности: выступление учащихся, выразительное чтение отрывков, самостоятельная работа.

Оборудование: карта волшебной страны, аудиозаписи, выставка книг Толкиена, русские и английские названия сказочных существ на доске, рисунки, компьютерные презентации.

* занятие включает в себя 2 урока

Эпиграф к уроку:

«…По сути своей я – хоббит (во всем, кроме размеров). Я люблю сады, деревья, не изуродованный машинами сельский пейзаж, курю трубку, обожаю простую сытную еду... Я без ума от грибов, юмор у меня не замысловатый, я рано укладываюсь спать и поздно встаю. И мало путешествую…»

Дж.Р.Р.Толкиен

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Вступительное слово учителя. (1 слайд презентации)

Учитель: Толкиен - популярнейший английский писатель. Его книги читают во всем мире, а после выхода кинотрилогии «Властелин колец» интерес к творчеству писателя повысился. Начало многочисленным приключениям его героев стала маленькая сказочная повесть «Хоббит, или Туда и Обратно». Вы недавно прочитали эту сказку и давайте разберем историю её создания и откроем секрет её популярности.

Работа с биографией писателя

Индивидуальное сообщение ученика. Примерный текст.

Толкиен родился в Африке. Имя, данное ему при рождении, звучало роскошно: Джон Роналд Руэл. В детской памяти от Южной Африки осталось мало: укусил тарантул, змеи живут в сарае и туда маленьким ходить нельзя, по забору скачут обезьянки, по ночам воют шакалы и рычат львы. Пожалуй, больше и ничего. Из Оранжевой республики переехали в Англию. Отец умер внезапно, когда будущему писателю было 4 года. Когда ему минуло 12 лет, он потерял и мать. В 18 лет Толкиен стал стипендиатом Оксфордского университета (стипендии тогда, в отличие от наших нынешних вузов, давали только тем студентам, что сдали вступительные экзамены не просто на “пятёрку”, а блестяще). В 21 год женился, а через два месяца после свадьбы ушёл добровольцем на фронт. Шла Первая мировая война. Толкиен провёл на передовой 4 месяца в разгар самой кровопролитной битвы: шёл или полз под огнём по грязи и по мёртвым телам бок о бок с другими, и солдаты считали его своим. Потом - сыпной тиф. На этом невзгоды в жизни Толкина закончились. Оставшиеся полвека протекали спокойно. Он стал уважаемым профессором, знатоком многих языков, блестящим специалистом по средним векам. В семейной жизни Толкин был домоседом, любящим мужем и отцом. А вот в литературе Толкиен заслужил титул одного из самых читаемых авторов второй половины двадцатого века.

Эпопея «Властелин колец» писалась в 40-х годах нашего столетия. Как уже говорилось выше, на её сюжете, героях, содержании сказались первая и вторая мировые войны, многие события из жизни автора. Эта книга по праву считается главным произведением Толкиена. Она явилась кульминацией его литературного таланта и поэтому рассмотреть её необходимо. Однако, с моей точки зрения, это произведение ни в коем случае нельзя считать достаточным для понимания философии писателя.

Одной из центральных идей эпопеи является идея всепрощения. Будучи гуманистом до глубины души, Толкиен отвергает всякую мысль о мщении или даже о справедливой, но жестокой каре. «Какая жалость, что Бильбо не заколол этого мерзавца, когда был такой удобный случай!» - говорит один из героев книги. Свой ответ даже на вполне оправданный гнев Толкиен вкладывает в уста Гэндальфа, своеобразного голоса автора в произведении: «Жалость говоришь? Да ведь именно жалость удержала его руку. Жалость и милосердие: без крайней нужду убивать нельзя. И за это <…> была ему немалая награда. Недаром он не стал приспешником зла, недаром спасся; а всё потому, что начал с жалости!». «Без крайней нужды убивать нельзя,» - говорит Толкиен, иначе в душу человеку легче будет прорваться злу. Убивать, даже убивать ради самой благой цели - значит поступать на руку мировому злу.

В эпопее у зла есть конкретное олицетворение - Чёрный Властелин Саурон. Каждый раз, идя на поводу у страха, злости, алчности, герои слабеют, навлекают на себя и окружающих невиданные бедствия. Саурон же на каждом шагу искушает их предлагает лёгкий выход из ситуации. Тем, кого он не может соблазнить полностью предаться злу, Саурон предлагает совершить мелкое злодейство, ведущее, казалось бы, к добру. Однако для Толкиена нет компромиссов. Совершённое зло приведёт к ещё большему. На зле нельзя построить добро.

Оружие искушения Саурона - могущественное Кольцо Всевластья, дарующие несокрушимую силу. Однако кольцо дарит силу лишь тому, кто способен побороть его злую волю, кто силён духом. Тем не менее «могучим оно особенно опасно»: получивший в свои руки тёмную силу и использовавший её хотя бы и во благо, неминуемо сам станет Чёрным Властелином. По Толкиену только отказавшись от власти можно охранить себя от скверны, т.к. «самовластие не терпит сопротивления, достоинства и независимости, оно ненасытно оно стремиться быть вездесущим». Положительные герои выдерживают испытание, ведь «зло непрерывно порождает зло», а «добрый властелин не лучше» злого, «даже если рабы им довольны».

Кольцо, как и Саурон - аллегория зла. И Чёрный Властелин и оно играют почти ту же роль, что дьявол в Библии. Злые силы находят самую короткую дорожку к сердцу героев. Кольцо «подсказывает ложь», помогая завладеть собой, - и вот герой ввергнут в пучину страшных событий, координально меняющих его жизнь. Кольцо предлагает сделать героя невидимым, спрятать от врагов, но, послушав совет кольца, герой оказывается сразу замечен и почти смертельно ранен слугами Властелина. Кольцо является сильнейшим соблазном, сеет вокруг себя раздоры и несчастья, и единственный способ избежать его пагубного влияния - даже не допускать мысль, о том, чтобы воспользоваться злой силой.

Как истый христианин, Толкиен отрицает всякое возмездие за неправедные дела. Стоит герою в порыве ярости погнаться за уже побеждённым противником, и его спутник чуть не лишается жизни. Фродо, один из главных персонажей книги, говорит: «…неужели вы пощадили Горлума после всех его чёрных дел? <…> Он заслужил смерть. Но Гэндальф (а с ним и автор) отвечает: «Заслужить-то заслужил, спору нет. И он, и многие другие, имя им - легион. А посчитай-ка таких, кому надо бы жить, но они мертвы. Их ты можешь воскресить - чтобы уж всем было по заслугам? А нет - так не торопись никого осуждать на смерть. Ибо даже мудрейшим не дано провидеть всё. Мало, очень мало надежды на исправление Горлума, но кто поручится, что её вовсе нет?» Таким образом, Толкиен утверждает, что не может простой смертный решать жить кому-то или нет. Это удел высших сил. Жизнь даётся каждому только один раз, и у каждого только один шанс прожить её правильно. Никто не в праве отнимать этот шанс у человека, пусть сам он не раз лишал кого-то жизни. Сюжет «Властелина Колец» подтверждает эту мысль Толкиена. В конце произведения именно Горлум, хотя и невольно, предрешает победу добра.

Огромную роль во «Властелине колец» играет природа. Она, не являясь природой в пантеистическом понимании, всё же представляет собой неотъемлемою часть мира. Для Толкиена это вечное, одухотворённое начало, недаром он вводит в свои произведения особые существа - полу люди-полудеревья, охраняющие леса от людей. Толкиен, как человек XX-го века, не может не осознавать, что с течением времени природа разрушается, в основном - из-за воздействия человека. Древней гармонии между человеком и природой не существует. Лишь остаются грустные воспоминания о прошедших временах. По ходу эпопеи древняя природа нередко сравнивается с современной, и оказывается, что современная потеряла своё могущество и загадочность. Нелишне заметить, что злые силы в произведении всегда в первую очередь искажают и уродуют природу. Тут видна философия человека XX века, разочаровавшегося в промышленной цивилизации. Герой, в душу которого проникло зло, превращает «долину, некогда покрытую лугами» в безобразный пейзаж: «чёрные провалы шахт, плоские крыши оружейных мастерских и бурые дымки над горнами кузниц».

Другой важной идеей произведения является идея решающей роли личности в истории. «Маленькие камешки вызывают большой обвал,» - говорит Толкиен устами своих персонажей. Каждое действие любого самого незначительного героя может радикально изменить ход сюжета. И автору не важно силён герой или слаб, умён или глуп, главное, чтобы он оставался честным и преданным и тогда ему это непременно зачтётся. Избрать тернистый путь добра - сделать правильный выбор. Награда обязательно придёт. Это может случиться в этой жизни, как во «Властелине колец», а может и после смерти, как случается с героями «Сильмариллиона».

Много места Толкиен уделяет идеи линейного развития истории. Однако развитие это линейно только если рассматривать его в контексте всех произведений автора. Действительно, прекрасных перворожденных эльфов в своё время должны сменить люди, затем мир должен прийти к концу, когда праведные дети Творца отправятся к нему в небесные чертоги, а неправедные будут отторгнуты в вечную тьму. Но в самом «Властелине колец» чётко вырисовывается историческая спираль, правда угасающая. Эльфийских героев-небожителей сменяют их ученики такие же герои люди. Времена героев уходят в прошлое, и вновь приходят эльфы, но уже не те, что были раньше. И так далее. Всё произведение пронизано грустными упоминаниями о славном прошлом, которое ушло без возврата. К концу книги мир окончательно теряет свою магию. Эльфы совсем уходят из Средиземья - главной арены действий всех книг Толкиена. Но мир остаётся в надёжных руках людей. Они не так велики и не так прекрасны, но, в конечном счёте, именно они лучше всех обустроят жизнь Средиземья, ведь, как говорит Эльф, «людские свершения долговечнее наших». А объясняется это тем, что в людях сидит вечная, непреодолимая тяга к действиям, преобразованиям. То, что не сделает отец, удастся сыну, и следующему поколению невдомёк разочарование предыдущего. Всегда человеку сопутствует разрушение построенного ранее, но всегда «вызревает нежданный посев». По Толкиену это великий человеческий дар, однако и его беда, т.к. «несбыточны людские мечтания».

Писательский дар автора помогает читателю проникнуться идеями добра, всепрощения, верности долгу. Каждый может осознать себя способным двигать прогресс, однако Толкиен не даёт забыть, что прогресс это не самоцель и не стоит ради него приносить жертвы. Особенно не стоит приносить в жертву природу. Цель никогда не оправдывает средства. Прочтя «Властелин колец» глубже начинаешь понимать природу человека, его душу. Это произведение формирует некоторое мировоззрение относительно добра, зла и место каждого в их вечной борьбе. Таким образом, «Властелин колец» - это глубочайшее, сложное произведение, интересное и с философской, и с литературной точек зрения, и просто, как занимательная книга. Любой найдёт для себя что-нибудь на страницах этого произведения.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Джон Рональд Руэл Толкин (3 января 1892 года - 2 сентября 1973 года) - английский писатель, лингвист, филолог, наиболее известен как автор повести «Хоббит, или Туда и обратно», трилогии «Властелин колец» и их предыстории - романа «Сильмариллион». Толкин был оксфордским профессором англосаксонского языка (1925-1945), английского языка и литературы (1945-1959). Католик по вероисповеданию, вместе с близким другом К. С. Льюисом состоял в литературном обществе «Инклинги». 28 марта 1972 года Толкин получил звание командора Ордена Британской империи от королевы Елизаветы II. Об авторе…

3 слайд

Описание слайда:

«Властелин колец» (англ. The Lord of the Rings) - роман английского писателя Дж. Р. Р. Толкина, самое известное произведение жанра фэнтези, продолжение книги «Хоббит». «Властелин колец» был написан как единая книга, но из-за объёма при первом издании его разделили на три части: «Братство Кольца», «Две крепости» и «Возвращение короля». В виде трилогии он публикуется и по сей день, хотя часто в единой бумажной книге.

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

Обложки книг: Властелин Колец (европей- ская версия), Сильмариллион, Хоббит, Властелин Колец (русская версия).

6 слайд

Описание слайда:

История создания Изначально Толкин не собирался писать продолжение к «Хоббиту» (роман «Властелин колец» фактически является таким продолжением). Однако 15 ноября 1937 года во время обеда со Стэнли Анвином, владельцем издательства, опубликовавшего «Хоббита», Толкин получил предложение представить для рассмотрения другие произведения. Рецензент издательства отклонил присланный «Сильмариллион», хотя отозвался о нём положительно. Ободрённый этим Толкин начал писать продолжение «Хоббита» и уже 16 декабря 1937 года в письме к издателю сообщил о первой главе новой книги. Целью Толкина было создать английский эпос. Толкин был оксфордским филологом, хорошо знакомым со средневековыми мифами Северной Европы, такими как «Сага о Вёльсунгах», «Беовульф», а также с другими староскандинавскими, староанглийскими и средневековыми английскими текстами. «Властелин колец» был вдохновлён и другими литературными источниками, например, легендами Артуровского цикла и карело-финским эпосом «Калевала».

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

Создание английского эпоса часто обсуждалось на встречах Толкина с Инклингами (литературная дискуссионная группа в Оксфордском университете, на еженедельных встречах этой группы обсуждались исландские мифы и собственные неопубликованные сочинения). Толкин согласился с одним из членов этой группы, Клайвом Льюисом, что в отсутствие английского эпоса необходимо его создать самим. Параллельно с этими дискуссиями в декабре 1937 года Толкин начал «нового Хоббита». После нескольких неудачных попыток история начала набирать обороты, из простого продолжения «Хоббита» превратившись скорее в продолжение неопубликованного «Сильмариллиона». Замысел первой главы возник сразу в готовом виде, хотя причины исчезновения Бильбо, идея о важности Кольца Всевластья и название романа прояснились только к весне 1938 года. Сначала Толкин хотел написать ещё один рассказ, в котором Бильбо, истратив все свои сокровища, пустился в новые приключения, но, вспомнив кольцо и его силу, решил вместо этого написать о нём. В начале главным героем был Бильбо, но потом автор решил, что история слишком серьёзная для такого комичного и весёлого персонажа. Толкин рассматривал возможность отправить в путешествие сына Бильбо, но возникали вопросы: где была его жена? Как Бильбо отпустил сына в столь опасное путешествие? В итоге Толкин решил продолжить традицию древнегреческих легенд, в которых артефакт, обладающий магической силой, получает племянник главного героя. Так возник хоббит Фродо Бэггинс.

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

Будучи перфекционистом, Толкин писал медленно. Его литературная работа часто прерывалась академическими обязанностями, в частности, Толкин должен был экзаменовать студентов (даже первая фраза «Хоббита» - англ. «In a hole in the ground there lived a Hobbit» - была написана на чистой странице экзаменационной работы одного из студентов). В течение большей части 1943 года Толкин не работал над текстом, но продолжил работу в апреле 1944. Главы из романа Толкин посылал своему сыну Кристоферу, служившему в Африке в английских ВВС, и Клайву Льюису. В 1948 году история была завершена, но до 1949 года продолжалось редактирование ранних частей «Властелина колец».

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

Братство Кольца Хоббит Бильбо Бэггинс, главный герой повести «Хоббит», уходит на покой и оставляет племяннику Фродо волшебное кольцо, делающее всякого своего носителя невидимым. От мага Гэндальфа Фродо узнаёт, что ему досталось не простое кольцо, а само Кольцо Всевластия, творение тёмного властелина Саурона из страны Мордор, созданное, чтобы подчинить себе все прочие волшебные кольца. Кольцо обладает собственной волей и способно продлевать жизнь владельца, одновременно порабощая его, искажать его помыслы и вызывать у него желание обладать Кольцом. С помощью Кольца Саурон, побеждённый много лет назад, может возродиться и начать снова угрожать мирным народам Средиземья. С друзьями-хоббитами Сэмом, Мерри и Пиппином Фродо отправляется в обитель эльфов - Ривенделл, чтобы избавиться от опасного подарка. Благодаря помощи лесного волшебника Тома Бомбадила герои добираются до Пригорья, где их ждёт проводник - следопыт Арагорн, более известный под прозвищем Странник. Хоббитов преследуют чёрные всадники-назгулы, призрачные слуги Саурона, чувствующие Кольцо на расстоянии, а их предводитель тяжело ранит Фродо. С большим трудом и с помощью эльфа Глорфиндела, встреченного ими по дороге, героям удаётся достичь Ривенделла, где владыка эльфов Элронд исцеляет хоббита

13 слайд

Описание слайда:

В Ривенделл съезжаются представители разных народов и королевств, чтобы обсудить, что делать с Кольцом. Гэндальф рассказывает о предательстве своего собрата по Ордену Истари, белого мага Сарумана, возжелавшего Кольцо для себя и вступившего в тайный союз с Мордором. Арагорн оказывается потомком королей Арнора и Гондора, чья династия, по пророчеству, должна вернуться на трон. Боромир, сын нынешнего правителя Гондора - Дэнетора, предлагает использовать силу Кольца против врага. Гэндальф убеждает его, что Кольцо способно лишь творить зло и порабощать разум носителя. Совет принимает решение уничтожить Кольцо, сбросив его в жерло Огненной Горы Ородруин в Мордоре, где оно и было выковано. Фродо вызывается выполнить эту миссию. Гэндальф, Арагорн, Боромир, гном Гимли и эльф Леголас, а также трое остальных хоббитов берутся сопровождать Фродо. Так образуется Братство Кольца. После неудачной попытки пересечь перевал через Мглистые горы герои решают пройти через подземелья Мории, древнего царства гномов. Подземелья захвачены злобными орками, а также древним демоном Моргота, разбуженным столетия назад гномами, - Балрогом. Вступив в схватку с Балрогом на мосту, Гэндальф вместе с противником падает в пропасть, оставив отряд без предводителя. Братство находит приют в Лотлориэне, лесном царстве эльфов. Фродо предлагает Кольцо королеве эльфов Галадриэль, но той удаётся перебороть искушение чар Кольца. Отряд отправляется в путь вниз по реке Андуин. Боромир пытается убедить Фродо и своих спутников отправиться в Гондор и попытаться использовать Кольцо против Врага. Кольцо на мгновение сводит его с ума и он нападает на Фродо. В этот момент на них нападают орки Изенгарда, в борьбе с которыми погибает Боромир. Орки берут в плен Мерри и Пиппина. Тем временем Фродо решает продолжить путь один, чтобы не подвергать более опасности своих друзей, однако Сэму удаётся последовать за ним. Братство распадается, но цель их по-прежнему остается.

14 слайд

Описание слайда:

15 слайд

Описание слайда:

Две крепости На оставшихся членов Братства нападают орки, Боромир героически погибает в бою, а Мерри и Пиппин попадают в плен к врагам. Отряд орков, похитивших хоббитов, смешанный - часть орков явились с севера (видимо, из Мории) с целью отомстить Братству, часть служат Саурону, а часть - Саруману. Они ссорятся, решая, к которому из повелителей нести пленников. В стычке с всадниками Рохана орочий отряд истреблён, а Мерри и Пиппину удаётся сбежать. В лесу они встречают энта Древоборода, хранителя леса Фангорн. Хоббитам удаётся склонить его и других энтов к выступлению против Сарумана, который уничтожает лес вокруг своей крепости Изенгард и готовит наступление на Рохан. Арагорн, Гимли и Леголас идут по следам орков. Получив нежданную помощь от маршала Марки Эомера, они достигают опушки Фангорна и там неожиданно встречают Гэндальфа. Тот рассказывает, что победил Балрога и на грани смерти получил свыше новые силы и миссию - заменить Сарумана в деле спасения Средиземья. Теперь его зовут Гэндальф Белый. Герои отправляются к королю Рохана Теодену. Король впал в апатию под влиянием советника Гримы, шпиона Сарумана. Гэндальфу удаётся убедить Теодена изгнать предателя, собрать войска и дать Саруману бой. Армии Рохана и Изенгарда сходятся в великой битве при Хельмовой Пади, где сторонники Сарумана поначалу оказываются близки к победе, но подкрепление, приведённое Гэндальфом, решает исход боя в пользу рохиррим. Тем временем энты, направленные Мерри и Пиппином, затопляют Изенгард, уничтожив весь его гарнизон. Гэндальф лишает поверженного Сарумана колдовских сил.

16 слайд

Описание слайда:

17 слайд

Описание слайда:

Тем временем Фродо и Сэм продвигаются в Мордор. Их невольным проводником становится Голлум - скользкая тварь, который был прежним владельцем Кольца и сошёл с ума под его воздействием. Он называет Кольцо «моя прелесть» и мечтает обладать им снова. Фродо, почувствовавший на себе злую силу Кольца, жалеет Голлума и защищает его от нападок Сэма. Голлум начинает страдать раздвоением личности: одна его часть верит доброму Фродо, другая хочет убить хоббитов и завладеть Кольцом. После того, как Фродо невольно выдал Голлума отряду гондорских следопытов, побеждает вторая: проводник заводит хоббитов в ловушку - пещеру гигантской паучихи Шелоб, последнего детища Унголиант. Фродо падает жертвой яда Шелоб, но Сэму удаётся победить тварь. Решив, что его друг мёртв, Сэм продолжает путь с Кольцом один, однако внезапно к месту битвы с Шелоб являются орки из стражи Мордора и овладевают телом Фродо. Из подслушанного разговора орков Сэм узнаёт, что Фродо на самом деле жив.

18 слайд

Описание слайда:

19 слайд

Описание слайда:

20 слайд

Описание слайда:

Возвращение короля Основная статья: Возвращение короля Гэндальф скачет в Гондор - предупредить жителей Минас-Тирита о грядущем наступлении войск Мордора. Он застаёт безвольного Дэнетора, наместника Гондора, в трауре по Боромиру. После того, как и его младший сын, Фарамир, был тяжело ранен, Дэнетор в безумии решил совершить самосожжение с телом сына. Гэндальфу, которого едва успел предупредить Пиппин, удалось вытащить из костра только Фарамира. Гэндальф берёт на себя руководство обороной города; в это же время к стенам Минас-Тирита подходит долгожданное роханское подкрепление. Войска Теодена приходят на помощь, сам король гибнет в бою, но его племянница Эовин вместе с Мерри убивают предводителя назгулов. Арагорн, сняв пиратскую блокаду южного Гондора и приведя его ополчение на захваченных пиратских судах, довершает разгром орков. Сэм освобождает Фродо, воспользовавшись очередной междоусобицей орков. Из последних сил хоббиты достигают вулкана Ородруин. Измученный Фродо окончательно попадает под власть Кольца и объявляет, что не будет уничтожать его, а желает сам быть его Властелином. Сэм бессилен помешать другу. Голлум нападает на Фродо, откусывает ему палец и завладевает Кольцом, но по неосторожности падает в жерло вулкана вместе с «прелестью», тем самым невольно уничтожив её. Саурон, правивший орками и Мордором, на этот раз навсегда развоплощён, его твердыни разрушаются, войска бегут в страхе. Гигантские орлы спасают Фродо и Сэма со склонов извергающегося Ородруина.

21 слайд

Описание слайда:

22 слайд

Описание слайда:

Арагорна провозглашают королём Гондора, исцелённый им Фарамир передаёт ему власть и женится на Эовин. Четвёрку хоббитов чествуют как героев. По возвращении домой они обнаруживают, что их страна захвачена разбойниками под предводительством Сарумана. Герои поднимают народ хоббитов на восстание и изгоняют захватчиков, Саруман гибнет от руки собственного приспешника Гримы. Фродо возвращается к мирной жизни и описывает свои похождения в Алой Книге. С годами старые раны и тоска овладевают им всё чаще. Гэндальф решает забрать Фродо и Бильбо, Хранителей Кольца, в Валинор - заморскую страну эльфов. Эльфы покидают Средиземье, с ними уходят чудеса и магия. Начинается эпоха смертных людей.

23 слайд

Описание слайда:

24 слайд

Описание слайда:

25 слайд

Описание слайда:

Источники вдохновения Воззрения автора Во «Властелине колец» Джон Толкин воплотил свои воззрения на литературу, высказанные им в его эссе «О волшебных сказках». Так, в своём эссе Толкин отстаивает необходимость неожиданных счастливых концовок в сказках и фэнтези, он считает их частью «Побега», который даёт эта литература. Толкин сознательно прибегает к приёму deus ex machina (вмешательству свыше, которое спасает героев от гибели), когда орлы спасают Фродо и Сэма, и когда Гэндальф чудесным образом воскресает. (Подобные чудеса в сказках он сравнивал с евангельскими чудесами, не подлежащими объяснению). Толкин даёт читателю чувства «утешения» (англ. consolation), «побега» (англ. escape) и светлой грусти, которые считает ключевыми элементами «волшебной сказки». На Толкина произвела тяжёлое впечатление Первая мировая война, а также индустриализация Англии, по его мнению, разрушившая ту Англию, которую он знал и любил. Поэтому «Властелину колец» присущ пассеизм (тоска по прошлому).

26 слайд

Описание слайда:

27 слайд

Описание слайда:

28 слайд

Описание слайда:

Значительное влияние на «Властелина колец» оказал древнебританский Артуровский эпос. Образ Гэндальфа в качестве мудрого волшебника и наставника почти точно соответствует роли Мерлина в эпосах Джоффруа Монмутского и Томаса Мэлори. Арагорн - наследник королевского трона, подтверждающий своё право волшебным мечом, полученным от эльфов, исцеляющий наложением рук - весьма близок к королю Артуру. Некоторые также видят в нём образ Иисуса Христа, как наследника иссякшей династии, чьё место занято временщиками и явление которого предсказано в пророчестве. Среди других параллелей отмечают Галадриэль - отсылка к Леди Озера, и финал с отплытием главного героя в Валинор - аналог Авалона. Сам Толкин, когда его сравнивали с сэром Томасом Мэлори, отвечал: «Слишком много чести для меня». Роман имеет также ряд параллелей с германо-скандинавской мифологией. В частности, внешность доброго мага Гэндальфа (седая борода, широкополая шляпа и плащ) похожа на внешность скандинавского бога Одина в его ипостаси культурного героя и бога-дарителя. Отрицательная ипостась Одина - «сеятель раздоров» - представлена в романе образом злого мага Сарумана. А одно из прозвищ Одина в его отрицательной ипостаси - Грима («Скрытый») - носит тайный слуга Сарумана.

29 слайд

Описание слайда:

30 слайд