Пальчиковая игра ежик ежик колкий. Конструирование из природного материала на тему: "Ёжик колкий где твои иголки?" (Средняя группа)

Степень развития речи у ребенка, активность мозговой деятельности крохи находятся в некоторой зависимости от того, насколько развиты детские пальчики. Поэтому такое важное место в развитии ребенка дошкольного возраста отводится пальчиковым играм. Пальчиковая гимнастика поможет привести в тонус мелкие мышцы на ручках ребенка, и улучшить кровообращение.

Пальчиковая игра «ежик» подходит для самых маленьких. Малышам нравится повторять движения за взрослыми, особенно когда они сопровождаются стихами. Веселые стихи превращают важные для развития малыша занятия в игру.

Сначала нужно научить ребенка движениям. Ненавязчиво, во время рассказа стихотворения, изобразите все движения сами и покажите их ребенку. Малышу наверняка захочется повторить жесты за вами.

Упражнение пальчиковой гимнастики Ежик. Сложите ладони вместе, пальцы выпрямите – покажите ребенку: «Это ежик. Похож? Хочешь сам показать ежика?». Теперь прижмите пальцы:

Ежик маленький замерз (объясните ребенку – ежику холодно, и он спрятал иголки)

И в клубок свернулся.

Солнышко пригрело –

Ежик развернулся (выпрямите пальцы, как будто еж выставил свои колючки).

Такой веселый стих про ежика можно рассказать детям 3 лет, для детей постарше движения должны быть посложнее.

«Колючий клубок»

Упражнение пальчиковой гимнастики про ежика «Колючий клубок»

В три-четыре года ребенку можно предложить такую игру:

Ходит-бродит вдоль дорожек (пальчиками «ходим» по столу)

Весь в иголках серый ежик (ладошки вместе, пальчики выпрямили – показываем ежика).

Чтобы волк не уволок,

Превратился еж в клубок (делаем закрытый «замок»).

Упражнение «замок» первый вариант

Научите малышей складывать ручки в «замок». Это не всегда просто сделать ребенку, помогите ему. «Замок» может быть трех видов:

  • закрытый – все пальчики плотно прижаты;
  • открытый – пальцы в «замке» оттопыриваются в разные стороны;
  • подвижный – пальчики все одновременно двигаются (будто гусеница бежит).

Веселая пальчиковая гимнастика со стихами про ежика сопровождается движениями:

Ежик, ежик колкий (закрытый «замок»),

Покажи иголки (ручки двигаются в стороны).

Вот они. (открытый «замок»).

Ежик, ежик колкий (ручки двигаются вправо-влево),

Спрячь свои иголки.

Ап! (закрытый «замок» — ежик свернулся в клубок).

Упражнение «замок» второй вариант

Упражнение «замок» делается и в другой игре:

Лежала под елками (делаем открытый «замок» — если детки маленькие, можно заменить «замок» ежиком – сложить ладошки вместе)

Подушка с иголками (ладошки вместе, чуть оттопырить, изобразить подушечку).

Лежала-лежала (пальчики в «замок»)

И вдруг побежала (открытый «замок», пошевелить всеми пальчиками – как будто ежик убежал).

Иголки и булавки

Такие упражнения сделают детские пальчики подвижными, гибкими. Следующая игра будет интересна и несложна для малышей 4-5 лет:

Тут иголки и булавки (открытый «замок»)

Выползают из-под лавки (пальчики «шагают» по столу).

На меня они глядят (из пальчиков сделать «колечки» у глаз),

Молочка они хотят (ладошки лодочкой – предлагаем ежику молоко).

Пальчиковая гимнастика полезна для малышей младшего возраста и для дошкольников. Наряду с другими упражнениями, направленными на развитие мелкой моторики, пальчиковые игры благотворно влияют на мозговую деятельность ребенка, а в процессе выполнения упражнений пальчики становятся гибкими, подвижными.

Если заниматься с детьми пальчиковой гимнастикой «ежик», будет развиваться моторика рук, при развитой координации пальцев детям будет проще будет держать в руках карандаш или ручку. Не предлагайте малышу сразу сложные задачи: для трехлетки достаточно одного-двух несложных упражнений. Когда малыш научится складывать ладошки, собирать ручку в кулачок, «топать» пальчиками по столу, переходите к новым играм и новым упражнениям – осваивайте «замок».

Конструирование по теме «Ёжик колкий, где твои иголки»

Цель: вызвать интерес к творчеству, сформировать условия для выполнения поделки из природного материала (листья), развивать навыки лепки.

Задачи:

1. Познакомить детей с природным материалом, его формой и цветом

2. дать представления о жизни диких животных в лесу

3.побуждать использовать в речи понятий природа-природный материал, колкий-колючий

4.закрепить умения пользоваться пластилином: отщипывать, разминать, вытягивать, создавая необходимую форму

5. развивать интерес к художественной литературе, сказке, развивать воображение.

Ход занятия:

Раздается стук в дверь

Воспитатель: Ребята кто к нам пришел?

Дети: ежик!

Воспитатель: Ребята поздоровайтесь с ним

Ёжик (воспитатель): Здравствуйте ребята! Я пришел к вам из леса и принес Вам подарки(показывает корзину с листочками)

Воспитатель: Спасибо тебе ёжик. Давайте вместе посмотрим, что же это за подарки и леса.() .

Где это можно встретить? На каких деревьях растёт? Какого цвета могут быть?

Воспитатель: Как назвать, одним словом? (Природным материалом, т.к. они встречаются в природе)

Ёж: В лесу много интересного. Поэтому на лес нужно беречь и охранять

Воспитатель: Ребята, давайте спросим у ежика, почему он такой колючий, может он просто сердит на нас?

Ёжик - ничего я не сержусь, просто в лесу может подстерегать опасность, вот послушайте, что однажды произошло с моими мамой и папой.

Эту сказку ты прочтешь

Тихо, тихо, тихо...

Жили-были серый еж

И его ежиха.

Серый еж был очень тих

И ежиха тоже.

И ребенок был у них

Очень тихий ежик.

Всей семьей идут гулять

Ночью вдоль дорожек

Еж-отец, ежиха-мать

И ребенок-ежик.

Вдоль глухих осенних троп

Ходят тихо: топ-топ-топ.

Спит давно народ лесной.

Спит и зверь и птица.

Но во тьме, в тиши ночной,

Двум волкам не спится.

Вот идут на грабежи

Тихим шагом волки...

Услыхали их ежи,

Подняли иголки.

Стали круглыми, как мяч,

Ни голов, ни ножек.

Говорят: - Головку спрячь,

Съежься, милый ежик!

Ежик съежился, торчком

Поднял сотню игол...

Завертелся волк волчком,

Заскулил, запрыгал.

Лапой - толк, зубами - щелк,

А куснуть боится.

Отошел, хромая, волк,

Подошла волчица.

Вертит ежика она:

У него кругом спина.

Где же шея, брюхо,

Нос и оба уха?..

Принялась она катать

Шарик по дороге.

А ежи - отец и мать

Колют волчьи ноги.

У ежихи и ежа

Иглы, как у елки.

Огрызаясь и дрожа,

Отступают волки.

Шепчут ежику ежи:

Ты не двигайся, лежи.

Мы волкам не верим.

Да и ты не верь им!

Так бы скоро не ушли

Восвояси волки,

Да послышался вдали

Выстрел из двустволки.

Пес залаял и умолк...

Говорит волчице волк:

Что-то мне неможется.

Мне бы тоже съежиться.

Спрячу я, старуха,

Нос и хвост под брюхо!

А она ему в ответ:

Брось пустые толки!

У меня с тобою нет

Ни одной иголки.

Нас лесник возьмет живьем.

Лучше вовремя уйдем!

И ушли, поджав хвосты,

Волк с волчицею в кусты.

В дом лесной вернутся еж,

Ежик и ежиха,

Если сказку ты прочтешь

Тихо,

Тихо,

Тихо...

Ёжик: Ну вот, теперь вы понимаете, почему я колючий?

Дети: Для защиты от хищных животных

Ёж: А теперь мне нужно возвращаться в лес и готовиться к зимней спячке. До свидания ребята.

Прежде чем приступить к работе, разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Ежик колкий».
Ежик, ежик колкий, (Пальцы двух рук сплетены в замок)
Покажи иголки. (Движения кистями вправо-влево)
Вот они. Вот они. Вот они. (Пальцы выпрямляются, кисти сложены в замок)
Ежик, ежик колкий, (Движения кистями вправо-влево с выпрямленными пальцами)
Спрячь свои иголки.
Раз, и нет иголок. (Пальцы складываются в замок)

Ход работы:

Воспитатель разрезает нарисованные контуры ежа, раздает листья и показывает, как сделать колючки с их помощью, из пластилина формируем мордочку, глазки и носик.


Воспитатель: Сегодня вы познакомились с лесным зверьком - ежом. Вы хорошо поработали. Ежики у всех получились разные, но у всех забавные и колючие. Теперь с такими иголками ему не страшны ни волк, ни лиса.

Волк ужасно разъярен-
Съесть ежа не может он.
Еж, хотя он и съедобен,
Для съеденья неудобен:
Съежась, выставил иголки -
Объегорил злого волка (В. Лунин).

Учить детей оказывать элементарную помощь (царапина) себе и другим (сообщить взрослому, промыть ранку, обработать ее зеленкой). Расширить знания детей о ежах (внешний вид, образ жизни, питание, повадки). Учить детей понимать природные взаимосвязи. Упражнять в произношении мягких согласных. Обогатить словарь детей словами: «ветеринар», «обработать (ранку)». Продолжать учить детей изображать предмет, состоящий из нескольких частей. Упражнять в рисовании и закрашивании красками. Формировать умение дополнять рисунок деталями. Закрепить навыки счета. Развивать креативное мышление детей (путем решения проблемных ситуаций), любознательность, воображение, мелкую моторику кистей рук. Воспитывать сочувствие, желание помочь.

Формы активности:

Познавательная (общая и логическая), эмоционально-ценностная, художественно-эстетическая, социально-моральная, речевая.

Оборудование:

Игрушки (еж, гриб, доктор Айболит), Силуэты ежа с нарисованной ранкой. Пузырьки с зеленкой и перекисью водорода, пластырь, бинт, ватные палочки, вата. Картинки с изображением тележки, яблони, орехового куста, ягодной полянки, пенька с грибами. Листы бумаги для рисования, оборудование для рисования красками.

Предварительная работа:

1. Раскрашивание силуэтного изображения ежа и дорисовка деталей (нос, глаз, ухо, иголки).
2. Чтение сказки К. И. Чуковского «Доктор Айболит» и рассказа «Ежик» Н. Сладкова из книги «Сорочьи тараторки».

Показ настольного театра «Происшествие с ежом»

По лесу еж колючий шел.

Большой грибок себе нашел.

На острый сучок наступил

И ножку себе повредил.

Шагу он ступить не может,

Плачет. Кто ему поможет?

Ребята, поможем ежику? Если случилась такая неприятность, в первую очередь что нужно сделать? Обратиться за помощью к старшим. Они то знают, можно ли справиться с бедой самим, или необходима помощь доктора. К какому доктору обратиться ежику? К доктору Айболиту, ведь именно он лечит лесных зверей. Оказывается, у доктора, который лечит зверей, есть специальное название - ветеринар. Давайте повторим это слово и постараемся запомнить. Так как же называют доктора, лечащего зверей? Ветеринар.

Проблемная ситуация

Ежику необходимо попасть к ветеринару - доктору Айболиту. Но ведь он и одного шага ступить не может. Как быть? Может быть, у вас есть идеи, как попасть ежу к ветеринару?

Можно конечно отнести ежа на руках. Но не придется ли потом лечить и руки? Ведь у ежа на спине иголки длинные и колкие. Может попробуем другой способ? Ваши предложения. Можно отвести ежа на машине. Но есть ли в лесу автомобильная дорога? И не помнет ли автомобиль цветы, травы, кусты, ягоды, грибы? Какие еще будут предложения? Велосипед не нанесет вреда лесной природе. Но острые сучки, один из которых поранил ногу ежику, могут проткнуть у велосипеда колеса, и тогда мы не сможем продолжить путь. Предлагаю использовать тележку. У нее и колеса не такие тонкие, как у велосипеда, и вреда природе она не причинит. Вот такие тележки используют для перевозки не очень тяжелых грузов. (Показ картинки).

Давайте нарисуем удобную и красивую тележку для ежика. Но прежде чем приступить к рисованию, разомнем пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Ежик колкий»

Ежик, ежик колкий, Пальцы двух рук сплетены в замок.

Покажи иголки. Движения кистями вправо-влево.

Вот они. Вот они. Вот они. Пальцы выпрямляются, кисти

сложены в замок.

Ежик, ежик колкий, Движения кистями вправо-влево

Спрячь свои иголки. с выпрямленными пальцами.

Раз, и нет иголок. Пальцы складываются в замок.

Рисование «Тележка для ежика»

Дети рисуют прямоугольник желтой гуашью. Синие колеса и ручку тележки. Звучит фоновая музыка со звуками природы.

В таких тележках, как у вас получились, мы быстро довезем ежика к ветеринару. (Воспитатель раздает детям раскрашенные ими силуэты ежа, предварительно нарисовав красную полсу на ноге - «царапину». Ежей предлагается посадить на тележку).

Вот теперь все готово. Пора в путь! Отвезем ежика к Айболиту.

Динамическая пауза «По лесу ежика везем»

Дети встают, вытягивают руки вперед и переступают с ноги на ногу (везут тележку). В углах групповой комнаты висят картинки с изображением яблони, орехового куста, земляничной поляны и доктора Айболита. Соответственно тексту, дети ищут глазами эти картинки и разворачиваются в их сторону и выполняют имитацию действий (сбор яблок, орехов, земляники).

На тележке ежика к доктору везем,

Мимо дикой яблони тропинкой мы пройдем.

Но прежде спелых яблочек с веточек сорвем.

Очень нужно есть орехи тем, кто болен. Что ж, нарвем!

Но пора нам в путь, ребята, ведь больного мы везем.

Вот лесная земляника на поляночке видна.

Эта ягода полезна, ароматна и вкусна.

Наберем ее в лукошко - много витаминов ней.

Еж поест ее немного и поправится скорей.

А вот и доктор Айболит.

«Здравствуйте», - нам говорит.

И обрадовался ежик:

«Добрый доктор мне поможет».

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит.

Прежде чем приступить к осмотру и лечению больного, доктор обязательно моет руки. Как вы думаете, зачем? Руки доктора должны быть чистыми. Ведь на немытых руках полно всяких микробов, которые могут попасть к больному. Поэтому и халат у доктора белого цвета. На белом грязь сразу будет видна, и халат постирают. Осмотрев ранку, доктор промывает ее прохладной водой. Зачем нужно промыть ранку? Чтобы очистить ее от грязи.

Потом доктор берет ватку, смачивает ее раствором перекиси водорода и легонечко протирает ранку. Это необходимо для того, чтобы поврежденное место окончательно очистить. Возьмите в руки ватку. У нас ежик не настоящий, но мы все-таки потренируемся. Легонько проведите ваткой по ранке, чтобы очистить ее. Не давите, ведь так вы можете причинить боль пострадавшему.

А вот теперь можно обрабатывать ранку йодом или зеленкой. Это нужно сделать обязательно, иначе ранка будет очень долго заживать и может воспалиться - покраснеть и начать болеть еще сильнее. У меня на столе стоят пузырьки с йодом и зеленкой. А почему зеленка так называется? Потому что она зеленого цвета. А йод желто-коричневого цвета. Ежики у вас ненастоящие, поэтому и обрабатывать ранку мы будем не по-настоящему. Возьмите в руки ватные палочки. Перед вами зеленая и желто-коричневая краски. Зеленая краска будет зеленкой, ею замажем всю ранку. А вот желто-коричневой краской - йодом нужно помазать только края ранки. Приступайте. Обработайте ранку ежику. Процедура эта немного болезненная - будет чуть-чуть пощипывать. Но что поделать, придется немного потерпеть, чтобы потом долго не мучаться с воспаленной незаживающей ранкой. Чтобы облегчит неприятное чувство пощипывания, подуйте на ранку.

Ранка ежика находится на ноге, поэтому придется ее закрыть пластырем или забинтовать, чтобы грязь не попала. Вот так добрый ветеринар - доктор Айболит полечил ежика. Теперь и вы знаете, как помочь себе и другим обработать царапину.

Пора тебе, ежик, домой. Садись на тележку, поехали! Дети, посадите своего ежика на тележку. А пока мы доберемся до ежиной норки, дадим несколько советов, как вести себя ежу, чтобы скорее выздороветь.

Чистоговорка

ГИ-ГИ-ГИ - ножку еж побереги.

ДИ-ДИ-ДИ - очень много не ходи.

РЕ-РЕ-РЕ - посиди пока в норе.

ГЕ-ГЕ-ГЕ - дай зажить больной ноге.

ЯТЬ-ЯТЬ-ЯТЬ - заживет - пойдешь гулять.

Давайте закончим наш рисунок. Дорисуем орехи, ягоды или яблоки. Кто что хочет. Можно нарисовать траву или дорожку под колесами тележки. А вверху - солнышко, облака или тучки.

Дорисовывание деталей. Дети дорисовывают детали на листе с уже изображенной тележкой.

Пусть ежик пока отдохнет, а мы поиграем.

Подвижная игра «Не зевай, дары леса собирай»

Каждый ребенок получает мешочек (корзинку, коробку) и карточку с изображением грибов, шишек, яблок (разное их количество на карточках). На полу разложены шишки, яблоки, грибы. Дети должны собрать столько этих предметов, сколько изображено на их карточке. Предметов каждого вида должно быть равное количество.

Эй, ребята, не зевай,

Скорее шишки собирай!

Эй, ребята, выходите,

Сочных яблок наберите!

Раз. Два. Три. Четыре. Пять.

Пора грибочки собирать!

Затем дети делятся на три команды: «Шишка», «Грибок», «Яблоко». Проводится эстафета: каждый член команды по очереди пробегает полосу препятствий и складывает собранные ранее предметы в большую корзину. Побеждает та команда, которая быстрее всех сложит в свою корзину все предметы.

Молодцы, ребята, давайте сядем, отдохнем. А вот и ежик как раз проснулся. Он отдохнул и сейчас хочет рассказать вам о себе.

Рассказ о жизни ежа.

Родился я, ребятки, весной. Было нас два брата и три сестры. А сколько всего, знаете? Пятеро ежат. Были мы малюсенькие и все время лежали под брюшком у мамы-ежихи. А брюшко у нее теплое, мягкое и молоком пахнет. Вот мы и сосали мамино молочко все впятером разом, причмокивая. Вот так. (Звукоподражание). А вы можете повторить? (Артикуляционное упражнение «Причмокивание»).

Сначала мы - ежата были совсем голенькие. А потом у нас стали вырастать маленькие мягкие иголочки. Иголочки наши подрастали и твердели, пока не стали совсем твердыми. Тогда мама-ежиха начала нас по лесу водить, учить, показывать что к чему. А мы за ней как пыхтящий паровозик с вагончиками. Скоро мы начали сами себе еду искать. Знаете, что ежи любят кушать? Все, что попадется: змей, птичьи яйца, кузнечиков, яблоки и груши, червяков, земляные корешки, ягодки, ящериц, мышек.

Когда у нас выросли твердые иголки, нам уже не страшны стали ни собаки, ни волки, ни медведи, ни лисы. Даже пословица такая есть: «На то ежику и щетина дана, чтоб собаки не кусали». Хотя лисы мы, ежи, все-таки боимся. Она нас хитростью берет. Загонит в лужу, а мы воду не любим и сразу разворачиваемся. Тут лиса хвать хвать ежа за мягкий живот и съедает, только иголки остаются. Или возьмет и написает на ежа сверху, еж тоже раскроется и - пропал. Лиса ведь хитрое и коварное животное. Кто в сказках самый хитрый, лукавый, увертливый и коварный? Конечно же - лиса.

От врагов нас только иголки и спасают. Ножки ведь у нас коротенькие, быстро бегать мы не умеем. Чуть опасность почувствуем, сразу свернемся в клубок, зашипим и затукаем, как маленький мотоцикл. Вот так. А вы можете повторить?

Дыхательное упражнение «Ежик»

(громкое выдыхание носом)

Артикуляционное упражнение «Ежик»

(закрытым ртом издавать губами звуки, подобные «тук-тук-тук»)

А в конце осени ежи сворачиваются в клубок и спят в теплом гнездышке-норке устланном травой, мхом и листьями. А раз всю зиму еж спит, то и запасов ему не надо делать, как белке, например. Перед тем, как залечь в спячку, нам нужно много еды съесть. Ведь если не зажиреешь к зиме, тощим ляжешь, так и помрешь, солнечных деньков не дождавшись. А просыпаемся мы только весной, когда станет совсем тепло.

Вот вам книги о нас, ежах. Из них вы узнаете еще много интересного о нас, ежах. А сейчас пора прощаться. Спасибо за заботу и помощь. До свидания!

Приложение:

«Ежик», Н. Сладков.

Все ежа видели, все его знают. И все его любят, хоть он на вид и сердитый. При встрече съежиться в шар и недовольно пыхтит. Рассерженный моток колючей проволоки. Этакий нелюдимый лесной колобок: «Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел, а от тебя-то и подавно уйду».
И уйдет! Высунет сперва из колючего мотка мокрый рубчатый нос. Потом заблестит озорной черный глаз. Носом пошмыгает, глазом покрутит - да как припустит со всех четырех! Только пяточки замелькают.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «Ежик, ежик колкий…» для детей 3-4 лет

Участники: дошкольники 3 лет
Длительность: 12 минут

Педагогический замысел:

Образовательная область Познавательное развитие
Задачи:
- содействовать развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников;
- способствовать развитию креативного мышления путем решения проблемной ситуации, воображения, тактильного восприятия детей 3 лет;
- создавать условия для формирования у детей мотива познавательной деятельности;
- закреплять у дошкольников знания о приспособленности ежей к окружающей среде.

Образовательная область Речевое развитие

Задачи:
- содействовать расширению и активизации словаря детей младшего дошкольного возраста.

Образовательная область Социально-коммуникативное развитие

Задачи:
- совершенствовать навыки игрового взаимодействия;
- формировать у детей гуманное отношение к живой природе.
- воспитывать у младших дошкольников коммуникативную культуру.

Образовательная область Художественно-эстетическое развитие

Задачи:
- способствовать созданию предпосылок для развития детского словотворчества.

Образовательная область Физическое развитие

Задачи:
- содействовать развитию словесно-двигательной координации, мелкой мускулатуры рук.

Предварительная работа

Материал:
- домик, где живут «колючие и неколючие предметы» (большая коробка, украшенная осенними листьями)
- иллюстрации с изображением «колючих и неколючих предметов» (8 штук)
- силуэты ежей по количеству детей
- прищепки (по 5 штук на каждого ребенка).
С детьми проведены:
- беседа о приспособленности ежей к окружающей среде
- рассматривание тематического иллюстративного материала
- дидактическая игра «Колючий - неколючий»
- дидактические игры с прищепками
- чтение тематической художественной литературы
- заучивание физкультурных минуток
В НОД использованы методические приемы: показ, рассматривание, использование наглядности, сюрпризный момент, объяснение воспитателя, беседа, художественное слово, игра, упражнения детей, игровая ситуация, индивидуальная работа, анализ, опытно-исследовательская деятельность.

Ход совместной деятельности

Воспитатель:
– Ребята, сегодня мы с вами отправимся на прогулку в лес.
Дети выстраиваются в колонну.
Воспитатель:
- Внимательно слушайте слова. Старайтесь двигаться дружно. Не обгоняйте друг друга.




Побежали ножки
По ровненькой дорожке,
Убегают, убегают
Только пяточки сверкают.
Дети попадают в лес.
Воспитатель:
- Ну вот, мы и в лесу. А вот что случилось здесь сегодня утром. Лисичка шла по тропинке да нечаянно на кочку наступила. А кочка оказалась непростой, а очень колючей. Да еще в клубочек свернулась и укатилась. Ребята, что же это за необычная кочка.
Дети:
- Ежик.
Воспитатель:
- А как вы догадались?
Дети:
- Ежик на ощупь колючий. Умеет сворачиваться в клубочек….
Воспитатель:
- Ежик не просто так на тропинке оказался. Никто не хочет с ним дружить, боятся уколоться. Вот ежик и решил найти себе друзей таких же колючих как он. Поможем ему.
Дети:
- Поможем.
Воспитатель:
- Посмотрите, на полянке чей-то домик спрятался в листве. Как вы думаете, кто там живет?
Дети:
- Ежик?
Воспитатель:
- Не ежик. Но там живут такие же колючие предметы, как и ежик, и совсем неколючие.
- Для того чтобы найти ежику друзей, каждый из вас заберется в этот домик и на ощупь найдет самый колючий предмет. А потом нас всех с ним познакомит. (Дети по очереди достают из домика предметы, называют их и кладут на поднос.)
- Ой, сколько колючих предметов мы нашли. Но колючих предметов на свете очень много и вы их сейчас постарайтесь найти на этих картинках. (Перед детьми выкладываются иллюстрации с изображениями «колючих» и «неколючих» предметов. Дети находят и называют только «колючие» предметы.)
Дети:
- Кактус, ерш,……
Воспитатель:
- Много друзей мы нашли для ежика. Вечером мы его познакомим с ними.
Какие вы молодцы. Отправляемся дальше гулять по лесочку. (Дети встают и выполняют физ. минутку)

Физкультурная минутка

Мы гуляли по лесочку - шагают на месте
И заметили вдруг кочку - наклоны вперед
Странным показалось: - покачивают головой
Кочка закачалась – приседают
Подошли мы посмотреть – имитируют движения ежа
Стали глазоньки тереть,
Оказалось – это еж.
Воспитатель:
- Ребята, к нам в гости пришли ежики, очень-очень грустные. Как вы думаете почему? Посмотрите внимательно на них. (Дети подходят к столам, на которых лежат силуэты ежей без иголок и прищепки)
Дети:
-Ежики потеряли в лесу свои иголочки.
Воспитатель:
- Вы не поможете?
Дети:
-Конечно, мы поможем!
Воспитатель:
- Что же нужно сделать?
Дети:
- Прикрепить прищепки на спинки ежам. (Дети, сидя за столами, прикрепляют прищепки.)
Воспитатель:
- Теперь погладьте своих ежиков. Какие они стали на ощупь?
Дети:
- Колючие.
Воспитатель:
- А зачем ежику иголки?
Дети:
- Чтобы защищаться от волков и лис.
Воспитатель:
- Ребята, настала пора возвращаться в детский сад.
(дети встают из-за столов и выстраиваются в колонну)
Зашагали ножки: топ – топ – топ,
Прямо по дорожке: топ – топ – топ,
Ну-ка, веселее: топ – топ – топ,
Вот как мы умеем: топ – топ – топ.
Побежали ножки
По ровненькой дорожке,
Убегают, убегают
Только пяточки сверкают.
Дети попадают в детский сад.

Нелля Сердюк
Игры с детьми

Подвижная игра «Ёж с Ежатами»

Движения выполняются в соответствии с текстом.

«Под высокою сосной, на полянке на лесной. Куча листьев где лежит. Еж с ежатами бежит. Фыр-фыр-фыр-фыр-фыр!» На пенёчках посидим и вокруг всё оглядим. А потом все дружно спляшем и колючки всем покажем. Показали, покружились и домой заторопились.

Подвижная игра «Ёжик» (считалкой выбирают ежа)

Ёжик, ёжик чудачек

Сшил колючий пиджачок

Хочет с нами поиграть

Дети ходят по кругу и приговаривают :

Ежик, ежик, покажи

Нам свои иголки,

Говорят, что вы, ежи

Очень-очень колки.

Покажи, покажи

Нам свои иголки,

Говорят, что вы, ежи

Очень-очень колки.

Ежик внутри круга приговаривает

свои слова, после чего ловит ребят.

Я клубочком свернусь

По дорожке покачусь,

Кто дорожку перейдет,

На иголки попадет.

Пальчиковая игра “Ежик”.

Предложить детям сделать из

пальчиков ежика (сложить

ладони, пальцы выпрямлены).

Ежик маленький замерз

(прижать пальцы – ежик

убрал иголки)

И в клубок свернулся.

Солнце ежика согрело

(выпрямить пальцы –

ежик показал колючки)

Ежик развернулся.

Самомассаж «Ёжик»

Ёжик в бане вымыл ушки

Лоб потёр и нос помыл

Шею, кожицу на брюшке

И сказал еноту ёж :

Ты мне спинку не потрёшь?

Чистоговорка

ГИ-ГИ-ГИ – ножку ёж побереги.

ДИ-ДИ-ДИ – очень много не ходи.

РЕ-РЕ-РЕ – посиди пока в норе.

ГЕ-ГЕ-ГЕ – дай зажить больной ноге.

ЯТЬ-ЯТЬ-ЯТЬ – заживет –

пойдешь гулять.

Пальчиковая гимнастика «Ёжик колкий»

Ежик, ежик колкий,

(Пальцы двух рук сплетены в замок.)

Покажи иголки.

(Движения кистями вправо-влево.)

Вот они. Вот они. Вот они.

(Пальцы выпрямляются, кисти

сложены в замок.)

Ежик, ежик колкий,

(Движения кистями вправо-влево

с выпрямленными пальцами.)

Спрячь свои иголки. Раз, и нет иголок

. (Пальцы складываются в замок.)

Ёжик-Ёжик колкий, покажи иголки.

Руки складываем в замочек, качаем

«ёжика» вверх-вниз в такт.

Вот они, вот они, вот они!

Растопыриваем пальцы, опять прячем, так 3 раза.

Ёжик-Ёжик колкий, убери иголки. Качаем

раскрывшегося «ёжика» вверх-вниз в такт. АП!

Обратно пальцы в замочек, прижимая ежика к груди.

(у малыша в руках резиновый колючий ёжик)

Ёжик, ёжик колкий, где твои иголки?

(малыш катает ёжика ладошками)

Надо бельчонку сшить распашонку

(малыш катает ёжика по животику)

Шалуну зайчишке починить

штанишки (катаем по ножкам)

Фыркнул ёжик - отойдите и не

плачьте, не просите (катаем по полу)

Если дам иголки - съедят меня

волки! (ёжик убегает в домик,

на место в коробку или на полку)

По сухой лесной дорожке -

Топ - топ - топ - топочут ножки.

Ходит, бродит вдоль дорржек

Весь в иголках серый ежик.

(Руки согнуты перед грудью, кисти

рук опущены вниз. Ноги слегка

согнуты в коленях, делает мелкие,

частые шажки)

Ищет ягодки, грибочк

Для сыночка или дочки.

Динамическая пауза «По лесу ёжика везем»

Дети встают, вытягивают руки вперед и переступают с ноги на ногу

(везут тележку) . В углах групповой комнаты висят картинки с

изображением яблони, орехового куста, земляничной поляны и доктора Айболита. Соответственно тексту, дети ищут глазами эти картинки и разворачиваются в их сторону и выполняют имитацию действий (сбор яблок, орехов, земляники) .

На тележке ежика к доктору везем,

Мимо дикой яблони тропинкой мы пройдем.

Но прежде спелых яблочек с веточек сорвем.

Очень нужно есть орехи тем, кто болен. Что ж, нарвем!

Но пора нам в путь, ребята, ведь больного мы везем.

Вот лесная земляника на поляночке видна.

Эта ягода полезна, ароматна и вкусна.

Наберем ее в лукошко – много витаминов в ней.

Еж поест ее немного и поправится скорей.

А вот и доктор Айболит.

«Здравствуйте» , – нам говорит.

И обрадовался ёжик :

«Добрый доктор мне поможет» .

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит.

Динамическая пауза

Ежата в чаще жили

Головой своей крутили

Вот так, вот так…

Головой своей крутили

И. п. ноги на ширине стопы, руки на поясе

1-4 повороты головы в стороныпо 3 в каждую сторону

Головой своей крутили

Гриб искали

Дружно ветки раздвигали

Вот так, вот так…

Дружно ветки раздвигали

И. п. ноги на ширине стопы, руки внизу, 1-2 – поднять руки вверх, помахать ими. 5-6 раз

Ну-ка ёжик повернись,

Ну-ка ёжик покажись,

Вот так, вот так …

Ну-ка, ёжик покажись

И. п. стоя на коленях, руки на поясе

1- поворот туловища в правую сторону, руки в стороны

3- поворот туловища в левую сторону, руки в стороны 4- и. п. по 3 в каждую сторону