Основы воспитания сознательной дисциплины у детей. Дисциплинированный ребенок — как приучить ребенка к дисциплине

Введите e-mail адрес:

Родители часто жалуются на то, что методы дисциплины, которые они успешно применяли тогда, когда их дети были совсем еще маленькими, оказываются неэффективными для детей 10-12-ти лет. Последствия плохого поведения (своего рода наказания), выполнения которых они требуют от ребенка, приводят к тому, что он начинает вести себя еще более вызывающе, и любые попытки его обуздать заканчиваются криками. Ребенок отказывается делать домашнюю работу и хочет только гулять с друзьями и играть в компьютерные игры.

Предподростковый возраст приносит проблемы большинству родителей. В этом возрасте поведение детей в значительной степени обусловлено их стремлением добиться уважения сверстников, и такое стремление часто вступает в противоречие со стандартами, которые мы задаем у себя дома.

В то же время мы теряем уважение по умолчанию, которое испытывают по отношению к своим родителям большинство маленьких детей, и нам приходиться добиваться его снова. Родители, которые в целях контроля поведения детей полагаются на наказание (в том числе тайм-ауты и последствия), понимают, что такие методы неэффективны для детей в возрасте 10-12-ти лет. Более того, мы начинаем понимать, что не можем контролировать своих детей, когда они находятся вне нашего поля зрения, что происходит очень часто. Наша единственная надежда сохранить свой авторитет - это заслужить его.

К сожалению, если до этого момента мы полагались на наказание, это означает, что мы не закладывали основу хорошего поведения ребенка в предподростковом возрасте. Такая основа включает в себя прочные взаимоотношения между родителями и ребенком, его желание сотрудничать с ними, а не огорчать их. Эта основа также включает в себя умение сопереживать чувствам других людей, которое помогает ребенку управлять собственными эмоциями и тем самым регулировать свое поведение. К сожалению, традиционное воспитание, предполагающее наказания, по факту разрушает взаимоотношения между родителями и детьми, вследствие чего они становится менее мотивированными на сотрудничество. Наказание не помогает детям учиться регулировать свои эмоции и развивать способность к самодисциплине . И наоборот, у детей, которых не наказывают, а с любовью направляют на изменение поведения и решение проблем, раньше развиваются навыки самодисциплины и твердые моральные ценности .

Поэтому гораздо полезнее воспитывать ребенка с помощью уважительного и позитивного наставничества с самого раннего возраста. Это поможет ему вырасти уважающим других людей, внимательным, ответственным, дисциплинированным и восхитительным молодым человеком.

Но что делать, если вы использовали наказания (например, последствия), и ваш ребенок в свои десять лет ведет себя вызывающе и неуважительно? Никогда не поздно изменить методы дисциплины , но лучше это сделать как можно раньше. Вот несколько советов по этому поводу.

1. Начните разговаривать с ребенком уважительным тоном

Если вы кричите, остановитесь. В самом деле. Дети теряют уважение к родителям, которые постоянно повышают голос. Своими криками вы учите их тому, что это подходящий способ выражать эмоции и решать проблемы, поэтому дети тоже начинают кричать. Родителям обычно не нужно повышать голос, чтобы привлечь внимание ребенка, если между ними сложились хорошие отношения.

2. Сосредоточьтесь на укреплении отношений

Чтобы, когда вы устанавливаете ограничения («Сначала домашняя работа, а потом телевизор!») или высказываете пожелание («В этом доме мы общаемся только культурно»), ребенок охотно шел на сотрудничество. Ежедневно проводите время один на один с каждым ребенком и при этом больше слушайте, чем говорите. Если ребенок «слишком занят», чтобы пообщаться с вами, сделайте ему массаж ступней и наладьте контакт, разделив его увлечение, например, послушайте вместе с ним его любимую музыку. Вы не сможете оказывать влияние на ребенка, если он не полюбит вашу компанию.

3. Договоритесь с ребенком о нерушимых семейных правилах

Их не должно быть слишком много. Определите главные и придерживайтесь их, например, правила разговора уважительным тоном, выполнения домашней работы и ограничения на просмотр телевизора и использование компьютера. Обсудите эти правила всей семьей и заключите соглашение. Один из способов побудить ребенка предподросткового возраста сотрудничать - предоставить ему возможность высказать собственное мнение.

4. Прекратите оберегать ребенка от естественных последствий его поступков

Когда мы беспокоимся о нашем ребенке, то часто вмешиваемся, чтобы защитить его от естественных последствий. Поэтому, если ребенок забывает принести в школу и отдать учителю разрешение родителей на поход или поездку всем классом на экскурсию, нужно помочь ему придумать, как научиться правильно готовиться к школе и ничего не забывать. Но если ребенок все же забывает что-то, он получает неоценимый урок. Не выручайте его в такой ситуации.

5. Прекратите наказывать ребенка

Самодисциплина развивается тогда, когда ребенок сознательно выбирает отказ от чего-то в пользу того, что он хочет больше. Чего же дети хотят больше всего? Дети хотят следовать за родителями, брать с них пример и иметь хорошие отношения с папой и мамой. Поэтому сосредоточьтесь на отношениях, а не на наказании.

«Если ты не сделаешь домашнюю работу, я заберу у тебя телефон», - так родитель естественным способом выражает свое беспокойство о ребенке. Но такой подход приводит к некоторым непредвиденным последствиям, которые вредят ему. Во-первых, ребенок чувствует над собой контроль и может высказывать вам свое возмущение. Во-вторых, он не принимает на себя ответственность за собственное поведение - он просто во всем винит вас.

Что, если вместо этого вы проявите сочувствие, зададите ребенку несколько вопросов и поможете задуматься о последствиях его действий?

  • «Я вижу, что утром ты очень старался и спешил выполнить домашнее задание по математике... Ну, кому может понравиться такая спешка? Правда ведь? Давай попробуем делать домашнюю работу накануне вечером, чтобы утром ты чувствовал себя спокойнее».

Естественный результат невыполнения домашней работы накануне вечером - это спешка и стресс ребенка при выполнении ее утром. Если вы поможете ему понять это, ребенок, вооруженный этим знанием, охотнее возьмет на себя ответственность за выполнение своей работы вовремя.

6. Учите ребенка исправлять свои ошибки

Вы обеспокоены тем, что с ребенка ничего нельзя «спросить»? Познакомьте его с понятием «возмещение ущерба или исправление содеянного». Это не последствие (наказание), на которое вы указываете. Это попытка заставить ребенка задуматься, что он может сделать, чтобы исправить сложившуюся ситуацию. Например, если ребенок нагрубил своей сестре, то должен сделать что-то, чтобы загладить свою вину и наладить взаимоотношения с ней. Если он что-то ломает, пусть возместит часть средств на замену поломанной вещи из своих карманных денег. Но помните, что если вы придумали способ возмещения ущерба и силой пытаетесь навязать его ребенку, это не будет иметь никакого смысла. Лучше сделайте так, чтобы исправление своей ошибки стало для ребенка возможностью укрепить свою

Екатерина Морозова


Время на чтение: 9 минут

А А

Каждый родитель знает, что дисциплинировать чадо крайне сложно и нервозатратно. Это целая наука, постичь которую удается, увы, не всем. И самая большая родительская ошибка — спутать дисциплину и наказание. Как дисциплинировать детей правильно и с чего начинать?

Какой он, дисциплинированный — и недисциплинированный — ребенок?

Признаки недисциплинированности внешне схожи с детской капризностью и «протестом»:

  • Непослушание.
  • Отказ принимать те нормы поведения, что приняты в семье и обществе.
  • Конфликтные отношения в школе с учителями и одноклассниками.
  • Лень, развязность, излишнее упрямство, грубость.
  • Отсутствие интереса к труду и учебе, отсутствие каких-либо интересов при наличии негативных проявлений недисциплинированности.
  • Высокая отвлекаемость и интеллектуальная пассивность.
  • И др.

В чем отличие? Капризность — явление проходящее. Оно случилось, под воздействием определенных факторов прошло и забылось. Иногда — до следующего всплеска.

Недисциплинированность же — «величина» постоянная. Отличается она и от неусидчивости, которая не несет негатива и, скорее, отражает гиперактивность ребенка.

В чем кроются причины недисциплинированности?

  • Слишком любознательный и любопытный ребенок . Свойственно поведение деткам 1,5-2-х лет. Слишком много вокруг интересного, слишком много событий и эмоций для ребенка — для дисциплины просто не остается «места». Не до нее.
  • Проверка родителей на прочность. Дети часто нащупывают слабые места у своих пап и мам, чтобы воздействовать на них более эффективно. Это как раз один из методов.
  • Ребенку не хватает внимания папы с мамой. Это тоже вполне естественная причина. При недостатке внимания чадо будет добиваться его любыми способами.
  • Отсутствие мотивации. Ребенку всегда нужна мотивация. Если нет понимания «зачем это нужно», не будет и действий. Каждая просьба родителей должна быть осмысленной и объясненной. Например, не «убери игрушки немедленно», а «чем быстрей ты соберешь игрушки, тем быстрее мама к тебе придет с новой сказкой на ночь».
  • Количество ваших запретов для ребенка уже зашкаливает. Задумайтесь, не слишком ли много вы требуете от своего чада? Если жизнь превращается в постоянное «не тронь, не ходи, положи на место, помолчи», то даже самый покладистый ребенок запротестует.
  • Ваши требования расходятся с вашим поведением. «Не мусори!», кричит мама и бросает фантик мимо урны. «Врать — плохо!», говорит папа, постоянно (пусть и вынужденно) обманывающий сына. Будьте примером для чада, и такая проблема «отвалится» сама за ненадобностью.
  • Ребенок вам не доверяет. То есть, все его усилия по завоеванию вашего доверия напрасны и не приносят результата (мама продолжает ругаться, беспричинные придирки входят в привычку и пр.). С момента, как ребенок осознает тщетность своих попыток, он теряет к ним доверие и начинает именно их (а не себя) считать виноватыми.

Надо ли добиваться, чтобы ребенок слушался вас с полуслова?

Дисциплинированность — это понятие, включающее в себя ответственность, личную организованность и устоявшуюся привычку подчиняться и общественным законам, и собственным целям. Но не пытайтесь добиться результата, при котором ребенок будет беспрекословно подчиняться вам, как солдат в армии. У ребенка должно быть свое собственное мнение , и противоречия с родителями будут всегда (это норма).

Другой вопрос — как вы выходите из таких ситуаций, насколько доверительные ваши отношения с чадом, и кого именно вы хотите воспитать — самостоятельного человека, способного анализировать и принимать решения, или слабого и нерешительного ребенка, которого любая ситуация может поставить в тупик.

Дисциплина в семье, как хорошая семейная традиция

Повседневность — явление, которое по отношению к семье весьма беспощадно. Она заставляет жить на бегу, что конечно отражается на отношениях с детьми. Они просто не понимают — зачем постоянно куда-то спешить, и почему у родителей нет времени на них. Дисциплина в семье вносит определенное ощущение стабильности и существенно упорядочивает жизнь.

Что имеется в виду под дисциплиной в свете ?

  • Уважение к старшим, которое основано на благодарности.
  • Традиция посещать на праздники бабушек и дедушек.
  • Совместная уборка в квартире по пятницам.
  • Подготовка к новому году всей семьей.
  • Распределение обязанностей по дому.
  • Выполнение всех нужных дел сразу, не откладывая их на период отдыха.
  • Определенный режим дня.
  • И пр.

При отсутствии семейной дисциплины ребенок дезориентируется в самых важных вопросах — когда лечь спать, где можно гулять, как общаться со старшими и др. Если родители слишком заняты, то вспомнив о своих обязанностях и наткнувшись на каприз/протест ребенка, просто отмахиваются и пускают все на самотек. Так разрушается основа семейной дисциплины, восстановление которой, как правило — долгий и сложный процесс.

Дисциплина должна быть столь же естественной , как привычка — чистить зубы с утра. И, конечно же, не без личного примера папы и мамы.

  • Развиваем и пестуем тягу к порядку. Не забываем подкреплять ее своим примером, улыбкой и своевременной похвалой. Приучаем ребенка любить стабильность — посуду на кухне, одежду в шкафу, игрушки в ящиках и пр.
  • Приучаем к . В 8-9 вечера — спать. Перед сном — приятные процедуры: купание, мамина сказка, молоко с печеньем и пр.
  • Правила поведения в семье : игрушки на местах, мытье рук перед едой, послушание (просьба мамы и папы обязательна к выполнению), ужин исключительно в кухне (не на диване), после ужина — «спасибо» маме, и пр.
  • Правила поведения вне семьи: уступить место старикам в транспорте, подать руку сестре, выходящей из машины, придержать дверь, когда за тобой кто-то выходит следом, и др.

Упорядоченная жизнь становится основой мыслительной работы, поступков и поведения вашего чада в будущем. Дисциплина снижает вероятность стресса и депрессии, облегчает адаптацию при смене обстановки, дает уверенность в себе.

Как приучить ребенка к дисциплине – инструкция для родителей

Независимо от того, сколько «стукнуло» вашему ребенку, важно придерживаться определенных правил в семье, которые помогут дисциплинировать ваше чадо и упорядочить его жизнь:

  • Дисциплина не предполагает . Цель вашего воспитания — формирование определенного поведения не на 5 минут, а на длительный период. Поэтому ваша задача — стимулировать интерес ребенка к «сотрудничеству», а не запугивать его.
  • Логика и последовательность. Прежде чем совершить какое-либо действие или что-либо потребовать, убедитесь, что ваши действия логичны и соответствуют ситуации. Ребенок отказывается обедать? Не торопитесь заставлять, ругаться и требовать. Возможно, вы сами перебили ему аппетит фруктами/мороженым/печеньками, или у ребенка болит животик. Никак не уложить спать? Отмените вечерние сеансы возле ТВ. Но не забудьте поощрить с утра чадо его любимым завтраком.
  • Четкость выражения своих мыслей и мотивация. Ребенок должен понимать, чем может закончиться определенная ситуация, почему конкретно введен запрет, для чего мама просит ставить сапоги в тумбочку и почему нужно наводить порядок.
  • Не теряйте контроль. Будьте тверды в воспитании, но никогда не срывайтесь на крик или физическое наказание. Наказание всегда — признак слабости родителей. Чувствуете раздражение? Возьмите тайм-аут, отвлекитесь, займитесь чем-то, что восстановит равновесие.
  • Не забывайте хвалить чадо за хорошее поведение. Он должен чувствовать, что старается не напрасно. Только не путайте взятку и награду! Награду дает после, а взятку — до.
  • Оставьте ребенку право выбора. Пусть даже этот выбор будет между «накрыть на стол или убраться в комнате», но он должен быть.
  • Превращайте дисциплину в игру, а не в службу. Чем больше положительных эмоций, тем сильнее эффект, тем быстрее закрепляется «материал». Например, игрушки можно собирать «на скорость», за порядок в комнате и пятерки в школе вешать награды на личную доску достижений, а за съеденный здоровый обед награждать сладостью.
  • Будьте на пару шагов впереди ребенка. Вы прекрасно знаете, что в магазине он начнет просить новую игрушку, а в гостях — остаться еще на часик. Будьте к этому готовы. На каждый вариант непослушания у вас уже должно быть решение.

Чего нельзя делать, приучая ребенка к дисциплинированности – ошибки, которых нельзя допускать!

Помните самое важное: дисциплина — не главная цель! Она является только лишь необходимым условием для личностного развития и формирования сознания.

Также она нужна для воспитания в ребенке самоорганизации и достижения собственных целей общекультурными и исторически выверенными способами.

Поэтому, воспитывая дисциплинированность в чаде, учитывайте, что нельзя…

  • Постоянно давить на ребенка запретами. Запреты воспитывают запуганного человечка с парализованной волей, а вседозволенность — эгоиста. Ищите золотую середину.
  • Хвалить чадо по пустякам. Если ваши награды будут раздаваться за каждую мелочь, то они потеряют свою ценность и эффективность.
  • Сосредотачиваться на негативе. Лучше сказать — «а давай разложим твои игрушки вместе по коробочкам», чем «ну и зачем ты все свалил в одну кучу?».
  • Наказывать физически. Сразу откажитесь от таких методов, как «в угол», «ремня по попе», и пр.
  • Предлагать выбор в тех ситуациях, где его быть не должно. Вы можете предложить выбор между «почитать» и «порисовать» перед сном. Или скушать на обед «рыбную котлету или курицу». Или «идем в парк или на спортплощадку?». Но не спрашивайте, хочет ли он принять ванну перед сном или помыть руки после улицы — это обязательные правила, для которых выбор не предполагается.
  • Сдаваться, если чадо капризничает или бьется в истерике. Это способ добиться своего — игнорируйте такие методы. Берите тайм-ауты, ждите, пока успокоится, и снова настаивайте на своем.
  • Повторять просьбу. Команда, указание, просьба — даются лишь раз. Ребенок должен знать, что при невыполнении просьбы последуют определенные действия.
  • Делать за ребенка то, что он в состоянии сделать сам.
  • Пугать ребенка его проступками и ошибками. Все ошибаются, но это не повод — внушать ребенку, что он — растяпа, тряпка и ни на что не годен.
  • Запугивать ребенка, требуя объяснений чего-либо. Испуганный ребенок просто побоится сказать правду. Хотите честности — создайте соответствующие условия (доверие и ваша безграничная любовь).

Ну и, конечно, будьте последовательны и непреклонны в своих требованиях и запретах. Если существует запрет, то он не должен нарушаться. Даже, если ну очень хочется, устал, некогда и пр.

Правила есть правила.

Если Вам понравилась наша статья и у Вас возникли мысли по этому поводу, поделитесь с нами. Нам очень важно знать Ваше мнение!

Стоит ли говорить, что означает дисциплина для детей? Родители должны четко осознавать, что прежде всего дисциплина нужна самому ребенку, а не маме, папе или учительнице. К тому же стоит понимать, что дисциплина вовсе не обозначает наказание.

Дисциплина и любовь родителей

Родители должны четко понимать, что любовь и дисциплина неразделимы. Конечно, наказание присутствует в воспитательном процессе, но это всего лишь маленькая часть дисциплины.

Прежде всего, приучая ребенка к дисциплине, ему необходимо дать почувствовать, что его любят. Когда ребенок будет знать, что его любят, воспитание непременно пойдет впрок и ребенок не будет чувствовать себя рабом дисциплины.

Что такое дисциплина

Что такое дисциплина? В воспитании детей дисциплина – это тренировка характера и ума ребенка, чтобы он смог стать самостоятельным человеком, который умеет владеть собой, следовательно, будет достойным и конструктивным членом общества.

Чтобы ребенок мог понять, что такое дисциплина, необходим пример взрослых, которые моделируют ситуации, дают советы, обучают и тем самым обеспечивают возможность ребенку учиться и набираться различного жизненного опыта. Наказание - тоже одно из составляющих дисциплины, но оно является наиболее отрицательным и примитивным методом ее достижения. Родители должны знать, что значительно легче добиться от ребенка соблюдения дисциплины с помощь искренней любви, принимая его таким, какой он есть. В этом случае ребенок проще примиряется с руководящей ролью родителей.

Как добиться соблюдения дисциплины у ребенка

Если ребенок чувствует, что родители его понимают, считаются с его мнением, умеют внимательно и сосредоточенно слушать, тогда ему буде легче принять те требования, которые к нему предъявляют. Ребенок должен знать, что вы понимаете его, осознаете его чувства, мысли и желания, он будет положительно реагировать на ваши дисциплинарные требования.

Если ребенок будет чувствовать, что вы не понимаете его, это может его озлобить и затруднить восприятие требований родителей. Конечно, не стоит поддаваться на требования или капризы ребенка, вам необходимо полностью сосредоточиться на общении с ребенком, чтобы он понял, что вы не просто настаиваете на своем и пренебрегаете его мыслями и чувствами.

Разговаривая с ребенком, смотрите ему в глаза, ласково прикасайтесь, подчеркивая свое внимание. Если ребенок будет знать, что вы правильно понимаете его, хоть и не согласны, это облегчит дальнейшее взаимопонимание.

Если у вас с ребенком есть взаимопонимание, он быстрее научится контролировать себя, соблюдать правила дисциплины, так как поймет, что умение вести себя в разных жизненных ситуациях облегчает жизнь, прежде всего ему самому, а уж потом другим людям.


Дисциплина – это психологическая тренировка ребенка, чтобы в дальнейшей жизни он стал таким, каким он должен быть. Чтобы ребенок подчинялся требованиям дисциплины, он должен чувствовать любовь, заботу и внимание. А наказание может быть опасным даже с той точки зрения, что оно облегчает чувство вины, а также способствует духовной деградации, дегуманизации и унижению ребенка.

Если ребенка часто наказывают, у него не вырабатывается необходимое чувство вины и препятствует формированию здоровой психики и самооценки.

Нормальное самосознание позволяет ребенку разумно ограничивать свое поведение, а это эффективнее, чем соблюдение дисциплины из-за страха.

Дисциплина направлена на обучение ребенка различать допустимые и недопустимые формы поведения, хотя они могут быть субъективными. Идея в том, чтобы научить ребенка соблюдать моральный кодекс поведения и вести здоровую и счастливую жизнь без ущерба для себя и других людей. В данной статье мы обсуждаем различные формы дисциплины, учитывая возраст ребенка.

Дети в возрасте от трех лет могут понимать и следовать инструкциям. Они также могут установить связь между своими действиями и результатом. Это также возраст, когда они любят то, что они делают, это делает необходимым научить их границам. Вот несколько действенных способов дисциплинировать ребенка, не наказывая его.

1. Позитивная дисциплина

Как говорится в названии, позитивная дисциплина внимание ребёнка фокусирует на том, что правильно, а не том, что неправильно. Идея состоит в том, чтобы сместить внимание от негативного к позитивному, просто подчеркнув только то, что необходимо сделать. Это отлично работает с младшими детьми.

2. Руководство ребенка

Маленькие дети не знают, что правильно, а что неправильно. Они должны быть научены поведению для взаимодействия с социумом, как говорить с новыми людьми или гостями дома, какие манеры и навыки общения существуют. Так что будьте чётки и давайте им простые инструкции, чтобы они могли понять и следовать им. Направляйте ребенка на различие между тем, что приемлемо, а что нет.

И лучший способ сделать это - быть образцом для подражания. Делайте то, что правильно, и ведите себя так, как хотите, чтобы ребенок действовал. Это значит и самому говорить «извините, спасибо» и «пожалуйста», а не только требовать это от ребёнка. Это также возраст, когда они могут научиться говорить «я злюсь» или «я голоден», и даже «я люблю тебя».

Ограничения работают лучше всего, когда дети еще слишком маленькие, чтобы понять логику и объяснения. Использования наказания является распространенным способом ограничения, когда ребёнок ведёт себя определенным образом. Когда вы используете наказание, вы фокусируетесь на отрицательном.

Дисциплина, основанная на награде, фокусируется на позитиве, или на том, что ребенок должен сделать. Однако награды должны выдаваться аккуратно, чтобы они не становились взятками. Когда вы поощряете ребенка за каждую мелочь и каждый раз, он перестаёт быть мотивирован, чтобы делать правильные вещи, когда нет награды.

Один из способов предотвратить это, научить ребенка, что награда не всегда будет ощутима и материальна. Это может быть слово или похвала или даже то, как ребенок чувствует себя. Например, хорошее чувство счастья - это награда, когда они помогают кому-то (например, брату или даже родителю).

4. Периоды охлаждения

Дисциплина упрямого ребенка, который привык впадать в истерики, чтобы получить всё, что он желает, не является легкой задачей. Дети, которые бьются в истерике или кричат, как правило, испытывают ярость и разочарование и выпускают это в виде истерики. Выговор или попытка заставить их сделать правильно, может превратить взаимодействие в борьбу за власть и сделать только хуже.

Когда ребенок отказывается делать так, как его просили или бросается в истерику, дайте ему время остыть. В период остывания ребенок может сидеть в комфорте в своей комнате, среди любимых игрушек.

Как только ребенок успокоится, поговорите с ним о том, почему он не должен вести себя подобным образом.

В этом возрасте дети считают, что их родители имеют в виду то, что они говорят. Так что если вы говорите с ними о последствиях их плохого поведения, убедитесь, что вы сможете исполнить всё, что вы сказали. Не следует угрожать детям огромными, непрактичными наказаниями, которые вы, возможно, даже и не сможете осуществить.

5. Установка правил и границ

Дети работают лучше, когда они имеют надлежащую структуру. Создайте четко определенные границы, чтобы получить эффективные результаты. Соблюдайте простые и понятные правила и последствия. Тем не менее, не переусердствуйте с правилами. Слишком много правил и ограничений может подавить ребенка и оставить его в замешательстве. Можно иметь несколько правил и руководствоваться ими.

6. Научите их естественным и логическим последствиям

Эффективным способом дисциплинирования ребенка является использование последствий, которые работают, если они происходят естественно и могут быть объяснены ребенку логически. Не выдумывайте последствия для своего удобства, ведь дети умны и могут это выяснить раньше, чем вы это осознаете.

Естественные последствия могут быть, как ребенок чувствует себя о чем-то. Например, если ребенок потерял игрушку из-за невнимательности или если игрушка сломалась из-за того, что она была оставлена на улице в холодное или жаркое время, не стоит немедленно заменять игрушку. Позвольте ему справиться с горечью от потери игрушки, лучше дать ребенку понять важность ухода за вещами.

Как правило, логическое последствие непосредственно связано с плохим поведением, которое не должно повторяться и которое необходимо исправить.

Например, если ребенок не выполняет домашнее задание, он не может смотреть телевизор или пойти гулять с друзьями. Если он оставит игрушки на улице после игры, ему не разрешат играть с ними в течение недели (или пары дней).

Бережная дисциплина деликатная техника, которая направляет ребенка от проблем и предоставляет альтернативы. Например, если ребенок хочет играть с дорогим гаджетом, таким как ваш мобильный телефон, аккуратно перенаправьте со словами «Тебе нравится играть с мобильным телефоном? Давай пойдем, поиграем с твоим игрушечным телефоном». Это словесное перенаправление.

Если ребенок идет к опасному объекту или месту, вы можете аккуратно подтолкнуть его к более безопасному месту через физическое перенаправление. Не дёргать или шлепать, а просто нежное, любящее прикосновение с словесным перенаправление, такое как «Это место выглядит лучше для игры», вы должны сделать так, чтобы помочь и защитить ребенка от повреждений.

8. Тренировка эмоций

Дети действуют через истерики и другие неприемлемые поведения, такие как удар, укус или крик, когда они не в состоянии словесно выразить свои эмоции. Этот метод дисциплины фокусируется на обучении ребенка выявлять и выражать свои эмоции словами, а не действовать на их основе. Идея состоит в том, чтобы рассказать детям, что нормально выражать свои эмоции словами.

Когда ребенок начинает кидаться или бить вас, спокойно скажите ему: «Я знаю, что тебя злит, что придётся потратить много времени на домашнюю работу по математике. Как насчет того, чтобы раскрасить несколько картинок и через некоторое время постараться решить имеющиеся задачи по математике?»

Коучинг эмоций имеет пять шагов:

  • Знание своих собственных эмоций.
  • Сопереживать с ребенком, общаться с ним.
  • Слушать ребенка.
  • Название эмоций: вы можете создать словесный список чувств и эмоций или сделать плакат эмоций лица.
  • Находить способы, чтобы разбираться с тем, что вызывает эти эмоции.

Естественные и логические последствия могут быть использованы для воспитания детей этого возраста. Кроме них, вы можете попробовать следующие методы дисциплины.

9. Причина и следствие: помочь им учиться на своих ошибках

Последствия должны быть значимы и соответствовать их возрасту. Например, если ребенок отказывается ложиться спать вовремя, позвольте ему поступить, как он желает. На следующий день, когда он будет чувствовать себя ворчливым, раздражительным и сонным, вы можете объяснить, что он так чувствует себя, потому что предыдущей ночью не лёг спать вовремя.

Здесь, вы просто используете естественные последствия, чтобы помочь ребёнку учиться на своих ошибках.

10. Обеспечить альтернативой

Когда вы просто говорите «нет», ребенок, как правило, становится упрямым. Никакие логические рассуждения не будут работать, когда ребенок пытается выразить свою независимость с помощью своих действий. Не настаивайте на чем-то одном, придумайте альтернативы и это поможет им сотрудничать с вами.

Когда вы даете ребенку выбор, у него не будет возможности сказать «нет!». Тем не менее, дайте ребенку только два простых варианта, таких, что всё, что он выбирает, будет правильный выбор.

Например, когда ребенок устраивает истерику в магазине из-за газировки, вы можете сказать: «Я принесу тебе яблочный сок или апельсиновый сок» И теперь ему ясно, что только эти два варианта у него есть. Если он отказывается и скандалит, не теряйте своего спокойствия и непоколебимости. Просто спокойно повторяйте варианты, пока ваш ребенок не сдастся и не выберет один из них.

Подростка убедить нелегко. Логические и естественные последствия могут работать в определенной степени и не всегда. Вы можете попробовать использовать эти методы дисциплины.

11. Обсуждение или мозговой штурм, чтобы придумать решения

Подростки не любят, когда им говорят, что делать и как себя вести. К ним любят относиться как к взрослым, хотя и не относятся. Так, когда ваш подросток имеет поведенческую проблему или дисциплинарный вопрос, не давайте им инструкции к действию и не угрожайте им ультиматумами. Не смотрите на них как на проблему.

Сделайте их частью решения, обсуждая с ними проблемы и придумывая решения для проблемы. Таким образом, они будут чувствовать себя более ответственными, и не будут против вашего предложения.

12. Лишить привилегий

Когда ваш подросток нарушает правила, одним из последствий может стать потеря привилегий. Например, если ребенок нарушает комендантский час и приходит домой поздно, запрещаются прогулки в течение всей следующей недели. Или вы лишаете его мобильного телефона на определенное время.

Привилегия, которую вы забираете, должна быть связана с плохим поведением, так что ребенок будет думать о последствии перед повторением поведения.

13. Ведение переговоров

Другой способ дисциплинировать подростков - это переговоры. Как упоминалось ранее, подростки любят осуществлять свою независимость, делая свой собственный выбор. При возникновении конфликта интересов между вами и вашим ребенком ведите переговоры о заключении соглашения. Когда дети участвуют в достижении соглашения, они с большей вероятностью будут их соблюдать.

Суть в том, что вы не можете дисциплинировать ребенка, если сами не соблюдаете правила. Не важно, сколько вашему ребенку лет - три или шестнадцать, он всегда будет искать у вас вдохновения, идей и поддержку. Для достижения наилучших результатов будьте больше, чем просто хорошим дисциплинированным взрослым. Будьте хорошим примером для подражания своему ребенку, так что они не смогут использовать ваше поведение, в качестве своих ошибок.

Если у Вас имеются вопросы об эффективном взаимодействии детей и родителей или иная тема, которую Вам хочется обсудить с психологом, я буду рада помочь. Связаться со мной Вы можете одним из способов, предложенных на странице с моими контактами .

Каждая мама хочет, чтобы ее ребенок всегда ходил опрятным, убирал за собой и был вежливым с посторонними людьми. Всего этого можно добиться благодаря дисциплине. Только не все знают, как привить ребенку дисциплину.

Для чего необходима дисциплина

Родители задумываются над дисциплиной ребенка в тот момент, когда понимают, что малыш становится неуправляемым, не слушается их, разбрасывает по комнате игрушки или грубит взрослым. В то же время многим родителям не нравится, когда их ребенок чересчур спокойный, не играет с другими детьми, сторонится активного образа жизни. Как понять, где она золотая середина, при которой ребенок радуется жизни, активен, при этом выполняет просьбы взрослых и убирает в своей комнате сам?

Есть несколько причин, по которым необходимо приучать ребенка к дисциплине. Главная причина – соблюдение дисциплины способствует развитию малыша. Научно доказано: детское мышление состоит из того, что видит и узнает ребенок. В тех случаях, когда малыш слышит противоречивые указания, детское мышление начинает затормаживать.

Второй важной причиной приучения к дисциплине является осознание того, что ребенок живет в обществе, поэтому следует придерживаться правил, которые соблюдаются в данной среде.

Каждому из нас приходится часто сталкиваться с ситуацией, при которой требуются дисциплинарные навыки: не опаздывать на работу, доводить дела до конца, терпеливо выслушивать критику и исправлять ошибки. В тех случаях, когда нормы поведения не привиты должным образом, человек может испытывать агрессию на своих родителей из-за того, что они не дали ему необходимого воспитания.

Как дисциплинировать ребенка

Существует множество эффективных способов, как привить ребенку дисциплину.

  1. Любое обращение к ребенку с просьбой что-либо сделать, не должно звучать в приказном тоне. Если малыш чувствует приказ в голосе родителя, в нем сразу же просыпается бунтарь, который захочет сделать все наоборот. Не нужно торопить ребенка. Взрослый быстро усваивает информацию, малышу же требуется для этого больше времени. Если необходимо куда-нибудь сходить, можно сказать ребенку, что через пятнадцать минут вы идете гулять на улицу. За 10 минут ребенок успеет убрать свои игрушки на место, одеться и без спешки выйти вместе за порог квартиры.
    Дайте ребенку больше свободы, предоставьте ему право выбора. Если приглашаете ребенка к ужину, а он не торопится, можно сказать ему, что блюдо будет ждать его через 5 или 10 минут. Если малыш снова не торопится, но говорит, что придет, как только уберет свои игрушки, соглашайтесь. Таким образом, в малыше проявляется ответственность. Если просите ребенка что-то сделать, выделяйте для этого определенное количество времени, чтобы малыш понимал, что ему нужно всё успеть.
  2. Разговаривайте со своим ребенком. Уважайте своего малыша, разговаривайте с ним в почтительном тоне и на равных. Обсуждайте с чадом его поступки, что он сделал правильно, а чего следовало избежать, так как это действие повлекло за собой негативный результат. Не всегда возможно переубедить ребенка в его суждениях, но нужно помочь малышу сделать собственный вывод.
    Приучайте ребенка к тому, чтобы он сам принимал решения в сложных и простых жизненных ситуациях. Никогда не унижайте своего ребенка ни прилюдно, не находясь наедине с ним, унижение способно понизить самооценку вашего ребенка. При помощи аргументов объясните малышу, почему нужно поступать именно так в сложившейся ситуации. Не потому, что это правильно, по мнению родителей, а потому, что только так нужно поступить в конкретной ситуации.
  3. Всегда делайте то, что обещаете. Если вы говорите ребенку, что включите ему мультик после того, как он уберет в своей комнате, то выполните обещанное. При разговоре с ребенком обсудите, какими могут быть последствия детского непослушания. К примеру, если ребенок раскидывает по комнате одежду и не убирает, спросите у него, к каким мерам вам следует прибегнуть, чтобы ребенок прекратил наводить беспорядок в своей комнате. Позвольте ему самому выбрать вид наказания.
    Возможно, он предложит не включать ему любимое кино, пока он не сделает уборку в комнате, или попросит лишить его интернета временно. Хвалите ребенка за примерное поведение, это важно при воспитании дисциплинированного человека. Забота и похвала стимулируют ребенка слушаться родителей, выполнять их указания и просьбы.
  4. Будьте последовательны. Если что-то запрещаете делать малышу, а сами это делаете, ребенок может бунтовать. В силу своего возраста дети не всегда понимают почему, например, взрослым можно курить, а им нельзя.
    Уделяйте ежедневно время на то, чтобы рассказать малышу разницу между взрослым и детским нельзя. Не прекращайте попытки приучить ребенка к дисциплине, даже если кажется, что сил в этом деле недостаточно. Иначе ребенок поймет, что соблюдать правила постоянно не надо, так как они очень часто меняются, и никто не следит за их выполнением.

Не нужно пытаться при помощи поощрений дисциплинировать малыша, так как со временем из ребенка вырастет человек, который будет делать видимость того, что он знает правила, но на самом деле не захочет их соблюдать.

Как в воспитании любых качеств, важен пример взрослых. Ребенок всегда копирует поведение и поступки близких людей. Полезно постоянно показывать пример обязательного, ответственного человека, тогда и малыш вырастет дисциплинированным.

03.06.2018

Расскажите об этом друзьям →