Методическое пособие содержит основные игры, конкурсы, которые мы используем в программах «По тропе Робинзона. «Сабантуй» сценарий праздника для детей на русском языке

Сценарий праздника Сабантуй, посвященного к Дню защиты детей для детей 7-14 лет

Цели: 1. Расширить и углубить знания детей о своих правах;
2. Развитие ловкости, смекалки, смелости;
3. Воспитание чувства собственного достоинства, любви и уважения к Родине, чувства гордости и патриотизма.
Оборудование : Гимн РБ; канат, мешки, ведра, деревянные ложки, воздушные шары, палки, веревка.
План.
1. Вступительная часть.
1.1. Вступительное слово воспитателя;
1.2. Выступление ребят.
2. Основная часть.
2.1. Аттракционы;
2.2. Конкурсы, игры.
3. Заключительная часть.
Подведение итогов. Награждение.

Ход мероприятия

1. Вступительное слово.
- На свете живут
Разноцветные дети,
Живут на одной
Разноцветной планете.
И эта планета
На все времена
У всех разноцветных
Всего лишь одна!
Кружится планета
Большая планета,
Ладонями солнца
Она обогрета.
Но греют планету
Намного теплей
Улыбки и смех
Разноцветных детей.
Ведь правда, друзья,
Хорошо на планете,
Когда на планете
Хозяева – дети!
Ведущий.
- Добрый день, дорогие друзья! Сегодня 1 июня – День защиты детей! Вот уже больше 20 лет весь мир отмечает этот праздник. И как же он появился?
Вы, наверняка, ребята, знаете о существовании Организации Объединенных Наций - ООН, которая была создана в октябре 1945 года. Когда закончилась самая кровопролитная, самая жестокая Вторая Мировая война, народы многих стран решили: нужно объединиться, чтобы разногласия и противоречия заставляли людей не драться, а вступать в переговоры, чтобы конфликты можно было решать мирным путем. В 1948 году государства, входящие в ООН, подписали Всеобщую декларацию прав человека. Но в нем говорится о людях вообще – и ни слова о детях! А ведь дети нуждаются в особом внимании, в заботе и защите со стороны государства. Именно поэтому в 1989 году ООН приняла особый документ под названием «Конвенция о правах ребенка». Конвенция – это международное соглашение. В нем государства дают обязательство соблюдать права каждого ребенка. И наша страна тоже подписалась под этим документом, а значит – пообещала всему миру заботиться о своих малолетних гражданах.
Детство – это самая лучшая пора в жизни человека. От того, как сложится детство у ребенка, зависит его дальнейшая жизнь.
Выступления детей.
1-й ученик . Стихотворение «Чтобы счастливо прожить»
Человеку много нужно,
Чтобы счастливо прожить.
Нужен дождь и лужи,
Нужно с кем – то дружить.
Нужен ветер, нужно море,
Нужно солнце и леса,
Нужно счастье, нужно горе
И родные голоса.
Невозможно без природы,
Без синеющих небес.
Хорошо иметь свободу.
Мир загадок и чудес.
Чтобы жить на белом свете,
Чтоб остался рядом друг,
Надо главное заметить,
Все почувствовать вокруг.
2-й ученик. «В какой бы я хотела жить стране?»
В какой бы я хотела жить стране?
Да в той, где места нет ни горю, ни войне,
В которой люди счастливы всегда,
Друг друга не обидят никогда.
Где не слышны глухие взрывы
И где закаты так красивы…
3-й ученик.
Я хотела б жить в стране,
Где зима и лето.
Я б хотела, как Есенин,
Быть ее поэтом.
Я хочу, чтоб президент
Умным был и честным,
Чтоб страну свою любил,
Был с народом вместе.
Чтобы жить в стране могли
Весело и дружно,
Чтоб спокойно спать могли
И не было б оружья.
Ведущий
- Да, ребята, для счастья нужно многое, и прежде всего – мир. Главное право каждого человека – право на жизнь. Право на имя. Право на бесплатное образование, на отдых, на лечение… Каждый человек имеет право на безопасность и счастье – так говорит конвенция.
- А вы, ребята, знаете о своих правах? Какие права есть у вас?
(Ответы детей)
- От всей души поздравляю вас с днем 1 июня – с Днем защиты детей и приглашаю на праздник Сабантуй.

2. Основная часть.

Ведущий
- Сегодня мы собрались на зеленом лугу поприветствовать весеннюю природу. 1 июня совпадает с началом лета, с концом учебного года. Если сельские труженики отмечают конец весенних полевых работ праздником Сабантуй – праздником плуга, мы тоже отметим завершение учебного года нашим сегодняшним праздником. Вы сможете посоревноваться, испытать вашу смелость, ловкость, смекалку и удаль.
Дети рассказывают стихи.
1. Зазвенел теплом июнь.
Здравствуй, праздник Сабантуй!
После школы летним днем
Мы станцуем и споем.
2. Победит, кто будет сильным,
Смелым, ловким, удалым.
Пригодится здесь сноровка
И отвага молодым.
3. Быстрый конь летит, как вихрь,
Управляет им джигит,
А чуть дальше, посмотри,
На поляне – силачи!
4. Вот высокий шест стоит,
Всех людей к себе манит.
А попробуй – ка в мешке
Пробежаться по траве!
Ведра, полные воды,
Очень быстро пронеси!
5. Смех, улыбки, шутки, пляс –
Все здесь есть сейчас.
Веселись же и ликуй!
Это праздник Сабантуй!
Звучит гимн Республики.
Ведущий
- Объявляю праздник Сабантуй открытым и приглашаю всех принять активное участие.
(Объявляются подготовленные аттракционы, ответственные)
Аттракционы:
1. «Бой с мешками». Два участника на перекладине дерутся мешками. Кто кого собьет первым – тот и победитель.
2. «Разбивание горшка». С закрытыми глазами разбить банку стеклянную (лопнуть воздушный шарик)
3. «Бег с коромыслом». Участники с полными ведрами бегут до финиша. У кого меньше прольется и кто прибежит первым.
4. «Бег в мешках».
5. «Бег с яйцами». Зажав в зубах деревянную ложку с яйцом, первым добежать до финиша, не выронив яйцо.
6. «Скачки». Вместо коня – палка. Кто быстрее прибежит?
7. «Перетягивание каната». По 6-10 человек перетягивают канат. Какая сторона сильнее?.
8. «Армреслинг». У кого сильная рука?
9. «Срежь приз». С завязанными глазами срезать приз, который висит на нитке.
10. Конкурсы на лучшего исполнителя песни, танца, стихотворения.

3. Подведение итогов. Награждение победителей.




Алина Тихонова
Сценарий общешкольного мероприятия «Сабантуй»

Сценарий общешкольного мероприятия «Сабантуй »

Цель : Воспитание человеческих ценностей, патриотизма - любви к Родине, природе, людям, детям, уважение к ее истории, трудолюбия, честности, доброты.

Задачи :

Расширить представления детей о народном празднике “Сабантуй” .

Прививать любовь, уважение к национальным праздникам.

Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, формирование доброжелательного отношения к сверстникам.

Способствовать развитию физических качеств у детей : ловкость, сила, быстрота, удовлетворять потребность детей в двигательной активности. --КОРРЕКЦИЯ МОТОРИКИ : (общая, мелкая, координация движений (произвольность, целенаправленность) ; пространственная ориентировка; удержание равновесия; быстрота двигательной реакции;

Развивать речь учащихся посредством ввода новых слов.

Расширять пассивный словарь.

Работать над расширением зрительного восприятия.

Работать над ориентировкой в новой ситуации.

Участники : К участию в мероприятиях в рамках программы «Сабантуй » привлекаются все учащиеся школы – интернат для детей с ограниченными возможностями, учителя, воспитатели.

Место проведения : спортивная площадка школы.

Инвентарь : ложки, мешки, ведра, палки, деревянные лошадки, яйца, канат, ножницы, платки, гири, гимнастические палки

Ведущий 1 : Все на праздник наряжаются,

Все на праздник собираются

«Сабантуй » уж у ворот,

Выходи скорей, народ!

Ведущий 2 : Сегодня мы чествуем гордость нашей школы, нашу славу и надежду – учащихся, чьи успехи стали результатом упорного труда.

У всех народов свои традиции прославления героев. В нашей республике праздник Сабантуй стал поистине международной традицией, именно на сабантуе каждый год в преддверии лета чествуют людей труда, отмечают успехи и достижения всех, кто радеет за благо и процветание общества . Так и мы решили поддержать добрую традицию народов Башкортостана и объявляем "Школьный Сабантуй " открытым!

(начинается шествие парада)

Колонну нашей школы возглавляют школьники учащихся 1-х классов. Мы приветствуем вас! Старательными учениками, хорошистами и активистами класса показали они себя. За спортивные достижения награждены грамотами ФИО и ФИО 1 «А» класс по легкоатлетическому кроссу, ученики 1 «В» класса награждены грамотой за активное участие на празднике «Дары осени» . Ура товарищи, ура!

Вместе со своими воспитателями шествуют второклассники. Которые успешно завершили учебный год. ФИО из 2 «А» класса награждены грамотами за спортивные достижения. Ученики 2 «Б» класса ФИО и ФИО награждены грамотами за активное участие в конкурсе «Умники и умницы» и «Экологической эстафете» . ФИО награжден грамотой за спортивные достижения. Ура товарищи, ура!

В колонне лучших учеников идут третьеклассники. Отлично освоили программу 3-го класса, хорошие успехи в учёбе и активную жизненную позицию показали ребята. Ученики 3 «А» класса заняли первое место в школьном конкурсе «Минута славы» , ФИО удостоина грамоты за участие в Республиканском конкурсе «Созвездие талантов» в городе N. Ученики 3 «Б» класса завоевали гран–при в школьном конкурсе «Минута славы» , награждены грамотами ФИО за спортивные достижения. Ура товарищи, ура!

Мы приветствуем учеников 4-х классов. Надёжные и крепкие знания, творческую активность показали ребята. Ученики 4 «А» класса ФИО участвовали в Республиканском конкурсе, в городе N. Ученики 4 «Б» класса ФИО награждены грамотами за спортивное достижение, ФИО награждена грамотами за активное участие в жизни школы. Ура товарищи, ура!

В колонне лучших учеников нашей школы идут учащиеся 5-х классов Принимающие активное участие в жизни класса и школы. Ученики 5 «А» класса ФИО, ФИО награждены грамотами за активное участие в школьных мероприятиях и в спорте . Ученики 5 «Б» класса ФИО награждены грамотами за спортивные достижения.

Встречаем учеников 6-х классов. Ни одно мероприятие в школе не обошлось без их активного участия, это ФИО и ФИО. Они заняли первые места и награждены грамотами за участие во всероссийском международном конкурсе, ФИО награждена грамотами за зональные, всероссийские, международные конкурсы, за спортивные достижения, за активное участие в школе. Молодцы девочки. Ура товарищи, ура!

Приветствуем учеников 7-х классов. Ученики 7 «А» класса ФИО награждены грамотами за спортивное достижение, ФИО награжден грамотами за активное участие в учебе и в школе. Ученик 7 «Б» класса ФИО награжден грамотами за спортивные достижения и прилежное поведение. Ученица 7 «В» класса ФИО награждена грамотами за участие в школьной олимпиаде и в спорте. Награждена дипломом за исполнение песни в школьном конкурсе «Минута славы» .

На школьный сабантуй приглашаются ученики 8-х классов. Их хорошая учеба может стать залогом успешной жизни в том случае, если раскроются их творческие способности и проявится социальная активность. В следующем году их ждут серьезные испытания. Наша активистка ФИО, награждена грамотами за спортивные достижение и за активное участие в школе.

Несмотря на ответственную пору подготовки к выпускным экзаменам, в параде участвуют ученики 9-х классов. Мы рады приветствовать тех кто весь год старался сделать школьную жизнь насыщенной и красивой, это ФИО активистки, помощницы, спортсменки наши. Награждены грамотами и дипломами. Ура товарищи, ура!

Встречаем учеников 10-го класс. Мы приветствуем вас! Самый активный, спортивный, артистичный ученик ФИО, награжден грамотами за спортивное и активное участие.

Приветствуем учеников 11-х классов. ФИО награждены грамотами за спортивные достижения.

Несмотря на ответственную пору подготовки к выпускным экзаменам, завершают парад- наша гордость, наши выпускники : это ФИО, ФИО награждена грамотами за музыкальные достижения, ФИО награжден грамотами за спортивные, музыкальные достижения. Награжден грамотами за участие в Республиканских конкурсах. ФИО награждена грамотами за хорошую учебу и за спортивные достижения и ФИО наш президент, помощник награжден грамотами за активное и спортивное достижения. Ура товарищи, ура!

Ведущий 1 : Внимание! Для поднятия флага Российской Федерации к флагштоку приглашаются… (называет фамилии лучших детей)

Смирно! Равнение на Государственный флаг Российской Федерации! Флаг поднять!

(Звучит Гимн России, флаг медленно поднимается) . Вольно!

Ведущий 1 :

Дорогие гости, дети, рады видеть вас!

Начинаем праздник Сабантуй сейчас .

Ждут вас игры, танцы и веселый смех,

И во всём сегодня будет вам успех!

Праздник Сабантуй - это и подведение итогов за учебный год, и возможность показать свою силу, ловкость, выносливость и выиграть призы.

Сабантуй – веселый праздник

Мы справляем каждый год.

Каждый год на этот праздник

Собирается народ.

Ведущий 2 : Поздравляем всех вас с веселым праздником Сабантуй . Это самый любимый, самый веселый, самый торжественный народный праздник. Он проводится после окончания весенних полевых работ. На этом празднике люди соревнуются в силе, ловкости и выносливости. Сегодня мы собрались, чтобы провести этот веселый праздник вместе.

Ведущая 1 : Эти звездочки вспыхнули ярко

Вы откроете рты от удивления

Встречаем звезд акробатического этюда :

ФИО и ФИО!

Желаем Вам отличного Сабантуя и приглашаем Вас , дорогие ребята, поиграть, посоревноваться в конкурсах.

Воспитатели разводят детей по секциям, специально оборудованным для тех или иных соревнований. Каждая секция обозначена табличкой, где нарисован вид соревнования.

Игры-соревнования :

1.«Бег в мешках»

Вот даю тебе мешок,

Полезай в него дружок.

Кто скорее добежит

Тот конечно победит!

2. «Бег с ложками»

Вот ложка, в ложке – яичко!

Бежать нельзя, дрожать нельзя,

Дышать можно – только осторожно!

3. «Бег с ведрами»

Вот два ведра, полно водицы,

Надо быстро пробежать, не облиться!

4. «Подарок» (На веревку, натянутой на высоте 1,5м, на ниточках подвешиваются призы (карандаши, ручки, мыло и т. д.) . Игрок становится на расстоянии 3-4 м, ему завязывают глаза, в руки дают ножницы. Игрок медленно двигается вперед, стараясь захватить ножницами приз, если схватил, то отрезает)

А теперь, друзья, для вас

Важный конкурс есть у нас!

Кто самый меткий, выходи,

Мастерство здесь покажи.

Ножницы в руки, друзья, -

Отрежь подарок для себя!

5. «Разбей горшок»

Да, бороться вы умеете, это мы знаем! А горшок с завязанными глазами разбить сумеете?

(Звучит татарская плясовая музыка, все дети собираются на площадку)

6. «Перетяни канат»

А сейчас продолжается праздник! На нем вас ждет много развлечений.

Захочешь приз получить - получай.

Захочешь быть самым лучшим - будешь лучшим.

Праздник у нас не простой - Сабантуй !

Кто хочет веселиться - пусть не ленится!

7. «Конные скачки»

Дети, одно из главных соревнований сабантуя это – конные скачки . Разрешите начать соревнования.

Ведущая 2 :

Вот и закончился наш праздник,

Давайте крикнем «Ура!»

Праздник «Сабантуй » удался на славу,

Я думаю, всем он пришелся по нраву!

Желаем вам здоровья, счастья, веселого настроения.

Пусть каждый день вам солнце светит ярче,

Цветы под ноги падают ковром.

Желаем всем здоровья, мира, счастья, -

Всего, что называется добром.

Ведущая 1 : Прекрасны национальные песни, народные танцы, веселые игры и добрые традиции татарского народа. А сейчас мы увидим национальный татарский танец, в исполнении учениц нашей школы. Хореограф ФИО.

Ведущая 2 :

А сейчас для всех для вас

Развеселый перепляс.

Громче, музыка, играй!

Танцевать всех приглашай!

(Звучит татарская музыка. Дети танцуют.)

Трухачёва Жанна Ринатовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Торбаевская СОШ"
Населённый пункт: с. Торбаево, Касимовского района, Рязанской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Сценарий школьного праздника "Сабантуй"
Дата публикации: 08.03.2016
Раздел: начальное образование

Пояснительная записка В школах проводится много различных праздников внеклассных, внеурочных мероприятий. Но все они проводятся из года в год, дети к ним достаточно привыкли и считают такие праздники обычными. В школах на ряду со светскими праздниками проводятся и православные. Например, «Масленица», классные часы, посвященные Пасхе, Рождество и т. д. Но наше село, впрочем как и соседнее, Подлипки имеют татарские корни. Но в силу различных обстоятельств мы мало обращаемся к татарской культуре в школьной жизни. Сама я тоже имею татарское начало и мне это близко. Разрабатывая этот праздник мне хотелось бы немного познакомить детей с татарской культурой, традициями, кухней, танцами, песнями.
Из истории праздника
Сабантуй-праздник плуга, праздник веселья и труда. Его праздную весной, по окончании посевных работ. Первые упоминания о нем относятся к концу VIII- началу IX веков. (Тогда праздник отмечали перед началом посевных работ.) Сабантуй-один из самых любимых у татарского народа, и его справляют до сих пор. В Республике Татарстан это праздник республиканского значения. К Сабантую заготавливают подарки. Девушки и женщины вышивают платки, полотенца, готовят национальные блюда для угощения гостей. Перед праздником самый трудолюбивый и воспитанный молодой батыр вместе с друзьями объезжает на украшенной бубенцами и лентами лошади деревню и собирает подарки.Батыры поют, танцуют, отпускают шутки и прибаутки, желая хозяевам добра, здоровья, счастья, богатства. Собрав подарки, сборщики еще раз объезжают деревню, чтобы продемонстрировать их. Главным призом праздника является овца, ее дарят юноше, победившему в татарской борьбе, -Батыру. В день праздника с самого раннего утра на большой ярко украшенной поляне собирается народ. Надевают лучшую одежду, многие приходят в национальных костюмах и приносят угощения, приготовленные по рецептам традиционной татарской кухни. Во время праздника чествуют лучших работников, соревнуются в различных играх, поют и пляшут. Каких только соревнований и состязаний здесь нет! Бег в мешках, бег с яйцом в ложке, перетягивание каната, разбивание горшков с завязанными глазами, бой мешками на бревне, лазание по шесту, песенные и танцевальные конкурсы и обязательно-состязание в национальной борьбе и скачки. Заканчивается праздник вручением призов победителям. Во время праздника любой его участник может испытать свои силы в различных единоборствах и найти развлечение по душе.
Праздник Сабантуй

Место состязаний, а иногда и сами состязания назывались “майдан”. По традиции они включали в себя скачки, бег, прыжки в длину и высоту, национальную борьбу корэш. Во всех видах состязаний принимали участие все желающие - мальчики, юноши, мужчины. Девушки, женщины лишь наблюдали со стороны. Состязания проводились по веками выработанному распорядку. Начинали их скачки. Участие в них считалось престижным, поэтому на деревенские скачки выставляли коней все, кто мог. Наездниками были мальчики 8-12 лет. Участники скачек, собравшись вместе, отправлялись к месту старта, расположенному в 5-8 км от аула. Их сопровождал один из руководителей состязаний. По его сигналу конники стартовали по полевой дороге в сторону деревни, к финишу, где их поджидали участники праздника. Победителю дарили одно из лучших полотенец. Наездники и владельцы скакунов получали отдельные призы. Сабантуй празднуют во многих городах России, где проживают татары, например в Москве, Петербурге, Самаре, в ряде городов промышленного Урала, Сибири, Крайнего Севера и др. В то время когда наездники отправлялись к месту старта, проводились другие состязания, в частности бег. Участники подразделялись по возрасту: мальчики, взрослые мужчины, старики. Принцип организации состязаний был тот же, что и скачек: старт устраивали в отдалении, а финиш - на майдане. После завершения состязаний люди расходились по домам угоститься праздничными кушаньями. А через несколько дней, в зависимости от погоды, приступали к севу яровых культур. Сабантуй остается и по сей день самым любимым массовым праздником. Почти повсеместно он проходит по единой схеме. В городах это однодневный праздник, а в сельской местности он состоит из двух частей: сбора подарков и майдана. Кроме того, в сельской местности это и время приема гостей, встречи родственников и близких друзей, так как сейчас празднуют Сабантуй летом, после завершения весенних полевых работ.
Бой мешками
Широкое распространение получили различного рода шуточные состязания во время празднования Сабантуя. Их довольно много. Это бег с ложкой во рту с положенным на нее яйцом; бег с ведрами на коромысле, наполненными водой; бег в мешках; бег по двое, когда нога одного привязана к ноге другого. Много смеха вызывает бой мешками, набитыми сеном или соломой, который ведут, сидя на бревне; или состязание, во время которого нужно с завязанными глазами разбить палкой горшок, стоящий на земле. Популярны перетягивание каната, палки, лазанье на высокий гладкий столб, на верху которого повешен приз (иногда живой петух в клетке), и т. д. Эти состязания являются наиболее массовыми, во многих из них активно участвует женская половина собравшихся. Одновременно проводятся состязания певцов, танцоров. Молодежь водит хороводы, устраивает танцы. Любой присутствующий, когда пожелает, может включиться в состязание, которое ему по душе, и отдохнуть, получить заряд бодрости и веселья.
Особенности организации праздника в школе

Организовывая праздник в школе, надо постараться, следовать общим традициям. Подготовительная работа включает несколько этапов. Первый этап: беседы о традициях татарского народа, ознакомление с одеждой, кухней, национальными играми и фольклором татарского народа. Второй этап: изготовление подарков. На этом этапе открывается простор для творчества и фантазии как детей, так и взрослых. Любимое занятие детей-мастерить призы победителям. В подготовке к празднику и в изготовлении подарков принимают участие родители. На музыкальных занятиях в этот период дети разучивают песни, танцы, потешки, прибаутки, заклички на русском, а может быть и татарском языках.(если есть дети, говорящие на татарском языке) Третий этап: украшение участка. Праздник обязательно проводятся на свежем воздухе. Сочная зеленая травка, яркая зелень деревьев, сочетаясь с различными украшениями- разноцветными флажками и ленточками, развешенными на участках рисунками и колокольчиками, -создают праздничное настроения. Украшением участка занимаются взрослые-педагоги и родители. Для того чтобы праздник прошел успешно, необходимо соблюдать следующие правила. Праздник должен проходить без заминок. Это требует хорошей подготовки, продуманного сценария и учета мелочей-от организации игр до порядка раздачи угощения. Праздник должен быть зрелищным, чтобы в нем было не только интересно участвовать, но и наблюдать за ним в роли зрителя. Для этого игры и состязания чередуют с песнями, танцами, стихами в исполнении детей. Начало и конец праздника должны отличаться торжественностью, настраивающей присутствующих на особое событие, поэтому используются атрибуты государственной символики, поднимается и опускается флаг, исполняется гимн праздника, дети хором произносят девиз праздника. В празднике участвуют и дети, и взрослые. Взрослые организовывают игры, являются членами жюри. Игры и соревнования должны соответствовать возрасту детей, поэтому для каждой возрастной ступени подбираются или модифицируются свои игры. Завершение праздника связанно с вручением призов и подарков. Призы должны быть распределены справедливо; ни один ребенок на празднике не должен чувствовать себя обделенным и обиженным. В конце праздника присутствующих угощают блюдами татарской национальной кухни. В нашу школу ходят дети разных национальностей. Но Сабантуй должен понравиться всем детям, независимо от национальной принадлежности.
Этот праздник особенно
актуален
в наше время.Более 100 различных народов проживает в современной России. Численность и территория каждого народа различны, но культура, обычаи, праздники даже самого малочисленного народа – это часть культуры общечеловеческой. Объем этой книги не позволяет уделить внимание всем народам России, ее авторы хотели лишь начать большой и важный разговор о жизни и культуре народов нашей страны. Не случайно и то, что книга посвящена национальным праздникам. Праздники есть у каждого народа. Они могут быть религиозными и бытовыми, семейными и общенациональными, но в каждом из них проявляется самобытность народной культуры, традиций, мировосприятия. Праздник замечателен еще и тем, что его атмосфера помогает людям лучше узнать и, главное, понять друг друга. В наше время в области межнациональных отношений это особенно важно.
Цель

:
Формирование у детей культуры здоровьесбережения и здорового образа жизни через народную игру. ЗАДАЧИ: 1. Знакомить с народным праздником, его значением, символами, традициями. 2. Знакомить с народными играми; учить в них играть, соблюдая правила, используя заклички, перевалки. 3. Развивать ловкость, выносливость, выдержку, зрительное, слуховое внимание, умение сопоставлять размер предметов. 4. Продолжать обогащать и активизировать словарный запас. 5. Воздействовать на положительный эмоциональный настрой на протяжении занятия, используя татарскую народную музыку, иллюстративный, фото, видео материалы, а также сюрпризные моменты, актерское перевоплощение педагогов. 6. Воспитывать уважительное отношение к традициям татарского и русского народа, умение и желание применять их в жизни; любовь к родному краю.
Татарский национальный праздник для детей 7-11 лет

.
Сценарий праздника. Наш весёлый Сабантуй

Наш веселый Сабантуй

Персонажи, участвующие в празднике
Ведущий в национальном татарском костюме; Батыр (богатырь) Шурале (леший)
Атрибуты для игр:
канат, два мешка, маты для борьбы, ложки, два яйца, ведро или глиняный горшок, пустой мешок для Шурале.
ХОД ПРАЗДНИКА
Ведущая: - Исәнмесез, балалар! Хәлләрегез ничек? Ребята, а какой сегодня праздник? Дети: Сабантуй! Ведущая: - Правильно. На веселый Сабантуй Мы позвали всех друзей. Будем петь и танцевать, Дружно, весело играть
Ведущий: Здравствуйте, дорогие дети, уважаемые взрослые. Сегодня мы собрались на веселый праздник Сабантуй. Сабантуй-это праздник плуга, праздник труда и веселья. Он проводится после окончания весеннего сева. Этот праздник объединяет народы, поднимает наше настроение, радует и веселит. Исполняется песня на татарском языке
Ведущий:
Наступило долгожданное лето, посмотрите, сколько вокруг красок! Наша земля стала похожа на огромный цветной луг, на котором должны жить все в дружбе и мире. Инсценировка песни: «Разноцветная игра», музыка и слова Б. Савельева. Мы с утра глядим в окошко, Дождик льёт как из ведра, Дождик льёт как из ведра, Дождик льёт как из ведра. Только выручить нас может Разноцветная игра, Разноцветная игра, Разноцветная игра. Никому про наш секрет не говори, А стекляшек разноцветных набери.
Ты зажмурься и три раза повернись, А теперь глаза открой и удивись! Никому про наш секрет не говори, А стекляшек разноцветных набери. Ты зажмурься и три раза повернись, А теперь глаза открой и удивись! Две обычных серых кошки Мокнут посреди двора, Мокнут посреди двора, Мокнут посреди двора. Сделать их цветными может Разноцветная игра, Разноцветная игра, Разноцветная игра. Никому про наш секрет не говори, А стекляшек разноцветных набери. Ты зажмурься и три раза повернись, А теперь глаза открой и удивись! Никому про наш секрет не говори, А стекляшек разноцветных набери. Ты зажмурься и три раза повернись, А теперь глаза открой и удивись! Для чего нужны стекляшки Рассказать уже пора, Рассказать уже пора, Рассказать уже пора. Смотришь в них, и мир раскрашен, Вот и вся наша игра, Вот и вся наша игра, Вот и вся наша игра! Никому про наш секрет не говори, А стекляшек разноцветных набери. Ты зажмурься и три раза повернись, А теперь глаза открой и удивись! Никому про наш секрет не говори, А стекляшек разноцветных набери. Ты зажмурься и три раза повернись, А теперь глаза открой и удивись!
Ведущий:
Ребята, к празднику вы учили стихи на татарском языке. Кто хочет рассказать стихотворение?
Дети читают стихи. Затем все вместе исполняют песню на татарском языке. (Выходят дети рассказывать стихотворения) 1 ребёнок: Бүген бездә Сабантуй - Эшләреңнең барын куй! Тизрәк йөгер мәйданга, Бәйрәм башлана анда. 2 ребёнок: Будем мы соревноваться, Будем с вами мы играть, Кто сильнее, кто быстрее, Сможем сегодня мы узнать. 3 ребёнок: Күңелле Сабан туйлары, Бүген бәйрәм, зур бәйрәм. Матур җырлар җырлый-җырлый Уйныйбыз әйлән-бәйлән. Җыр”Сабан туе”. Появляется Батыр, он идет мимо площади бодрым шагом, что-то напевает.
Ведущий:
Ребята, кто это идет? Да не к нам ли на праздник?
Батыр:
А, вот где вы все собрались! Как красиво украшена поляна! Услышал я, что вы сегодня празднуете Сабантуй, и решил заглянуть к вам на праздник. Порадуете меня веселыми танцами да песнями?
Дети:
Да! Дети исполняют татарский танец затем поют русскую народную песню. Если есть дети других национальностей, можно включить мини-концерт
песни и танцы других народов.
Батыр:
Молодец, ребята! Здорово умеете веселиться. Только мне пора дальше идти, по своим делам. Правда, вот беда! Нес я вам к празднику подарки да торопился. Второпях заблудился. Заблудившись, не заметил, как потерял мешок с угощеньями.
Ведущий:
А большой мешок?
Батыр:
Большой, тяжелый! Эх, жаль мне подарков!
Ведущий:
Ребята, давайте поищем мешок! Может, он где-нибудь недалеко лежит. Дети ходят по участку в поисках мешка.
Ребенок:
Смотрите, смотрите! Вот он! Под кустом лежит! Все собираются вокруг мешка.
Батыр:
Вот хорошо, что мешок нашелся! Сейчас мы его развяжем!
Ведущий:
Ой, не надо!
Батыр:
Почему?
Ведущий:
Этот мешок какой-то странный. Сам собой шевелится. Мешок начинает шевелиться и подпрыгивать, пугая детей.
Батыр:
И, правда! Что-то странное случилось с моим мешком. Только его все равно развязать надо: двум смертям не бывать, а одной-не миновать! Развязывает мешок. Из мешка выскакивает Шурале-леший из татарских поверий.
Батыр:
Это что еще такое? Что за чудище лесное?
Шурале:
Чудище? Сам ты чудище-батырище! А я-Шурале! Самый хитрый, самый ловкий, самый красивый! (Достает зеркальце в деревянной оправе и
любуется на себя. Затем с обидой обращается к присутствующим.) А вы меня не узнали! На праздник не позвали! Обидели хорошего Шурале! За это и я вам весь праздник испорчу! Подарки ваши я уже припрятал. В заветное местечко. А сейчас начну детей щекотать! Они ни в одну игру не смогут сыграть! (Бегает по участку, изображает, что хочет схватить детей.)
Батыр:
Ишь ты, разошелся! А ну отдавай подарки подобру-поздорову, анне то плохо тебе будет!
Шурале:
Мне плохо? Хи-хи-хи! Хо-хо-хо! Хе-хе-хе! Да я самый умный, самый хитрый, самый сильный Шурале!
Батыр
(передразнивая Шурале) : Ха-ха-ха! Хе-хе-хе! Самый сильный Шурале (Меняет интонацию на угрожающую.) Хватит тут попусту хвастаться! Давай лучше силами померяемся! В честном поединке. А ребята нас судить будут по правде и сами решат, кто здесь самый сильный и ловкий. Ведущий подает Батыру канат. Батыр кидает один конец Шурале, и они начинают перетягивать канат. Батыр явно одерживает верх, но не торопится закончить состязание-мотает Шурале на конце каната из стороны в сторону. Шурале вскрикивает.
Шурале:
Ай, держите! Улетаю! Ой, спасите! Пропадаю! Наконец Батыр выпускает канат из рук, и Шурале плюхается на землю.
Ведущий:
Дети, кто победил?
Дети:
Батыр!
Ведущий:
Кто на празднике самый сильный?
Дети:
Батыр!
Ведущий:
А ты, Шурале, просто хвастун!
Шурале
(плачущим голосом) : Как же так? Я думал, что самый сильный! А
Батыр меня победил! Зато я самый умный!
Ведущий
: Ну что ж, а мы сейчас это проверим. Отгадываем загадки 1. Всех известных птиц черней, враг личинок и червей. В огороде словно врач, ходит важно. Это. .. (грач). 2. Вот будильник во дворе, Будит всех он на заре. Красный гладкий гребешок. ЭтоПетя. .. (петушок). 3. Красный спрятан корешок. Сверху виден лишь вершок. А подцепишь ловко-и в руках. .. (морковка). 4. Небо застлано дождём. Как же мы гулять пойдём Не горюй, ведь в огороде Светит при любой погоде В деревнях, на дачах, сёлах, Наше солнышко. .. .(подсолнух)
Шурале:
Уж вы меня простите, к себе на праздник возьмите! Буду вместе с вами спортом заниматься! И угощенье ваше я вам сейчас отдам. Я его вон там припрятал. (Вздыхает) . Хотел сам все съесть, да, видно,н е выйдет!
Ведущий:
Оставим Шурале на празднике?
Дети:
Да!
Ведущий:
Шурале, будешь с нами играть?
Шурале:
Буду, ой, буду! А как? Ведущий предлагает детям различные состязания-«Бег в мешках», «Бег с
яйцом в ложке», «Разбей горшок с завязанными глазами». В первых двух состязаниях участвуют команды детей. Можно формировать смешанные детско-родительские команды. Тогда участником одной из команд может быть Шурале. В игре «Разбей горшок» принимают участие отдельные дети. Ребенок выходит на линию старта. На некотором расстоянии от него устанавливается горшок. (Горшок можно заменить алюминиевым ведром.) Игроку завязывают глаза и дают в руку палку. Палку нужно кинуть вслепую, так чтобы она попала по ведру. Завершается череда соревнований борьбой, в которой принимают участие мальчики. Двое соревнующихся выходят в круг и обхватывают друг друга. По сигналу они стараются уложить друг друга на землю. Победившему присваивается звание «батыр». Затем звучит сигнал, после которого начинается награждение детей и взрослых, участвовавших в состязаниях. Можно награждать детей и за исполнение концертных номеров. В конце праздника Ведущий, Батыр и Шурале раздают присутствующим (в первую очередь детям) сладости.
1.П68 Энциклопедия / Бронштейн М.М., Жуковская Н.Л. и др. - М.: ООО “Издательство “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2002. - 103 с.: ил. – (Энциклопедия). Статья «Обычаи и праздники татар» подготовлена Уразмановой Р.К. 2. Здоровьесберегающая система школьного образовательного учреждения: модели программ, рекомендации, разработки занятий / авт.-сост. М.А. Павлова, М.В. Лысогорская. – СПб.: «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2009. 3. интернет- ресурс slideshare/RN08041992/ss-13141906#btnPrevious 4. интернет-ресурс prezentaciiobschestvoznanie/5843-shkola-ozornyh- urokov.html 5.Внеклассная работа п/р Варакина И.И.»Корифей» Волгоград,2008 год. 6.Справочник классного руководителя п/р Н.И Дереклеевой, Москва «Вако» 2010год 7. «Татары» Д.А.Аминов, Санкт-Петербург, 2007 год
Муниципальное образовательное учреждение «Торбаевская средняя общеобразовательная школа» Сценарий школьного праздника «Сабантуй» Для детей 7-11 лет Разработала учитель начальных классов Трухачева Жанна Ринатовна
2012год

Проведение национальных игр «Сабантуй»

(Проведение национальных игр на площадке).
Программное содержание . Закреплять знания о национальных праздниках Республики Татарстан, развивать дальнейшие стремления детей к познавательной деятельности о традициях своего народа. Закрепить знания о видах национальных игр. Развивать физические качества детей: быстрота, ловкость, выносливость, сила; умение самостоятельно организовывать игры и упражнения. Воспитывать уважение к старшему поколению, гордость за культурное наследие, самоотверженность, дружбу между народами.
Предшествующая работа . Беседа об истории праздника «Сабантуй», о национальных видах состязаний.
Место проведения . На площадке.
Методы и приемы . Соревнования, беседа, игры.
Оборудование : Платки 2шт.; гимнастические палки 2 шт.; средние ведерки 2 шт.; деревянные ложки 2шт.; резиновые яйца 2шт.; ориентиры – кегли 6 шт.; канат 1 шт.; мячи средние 2 шт.; обручи 2 шт.; мешки 2 шт.; «туннель» 2шт.
Структура праздника :
1.Приветствие гостей праздника.
2.Беседа о названии, особенностях и истории праздника.

3.Беседа о видах соревнования.
4.Соревнования, игры.
5.Подведение итогов праздника.
Ход :
Ведущий 1 : Здравствуйте! Добро пожаловать на наш праздник «Сабантуй»! Скажите, пожалуйста, откуда он берет свое название, как переводится?
Дети и родители : Сабан – плуг, туй – свадьба, праздник.
Ведущий 2 :Верно, наши прадеды называли этот праздник «Праздник плуга». А сможете ли вы назвать дату его проведения, с чем связано?
Дети и родители : После завершения посевных работ на полях, в конце мая начало июня, люди широко отмечали это событие.
Ведущий 1: Какие национальные виды соревнований, состязаний можете назвать?
Дети и родители : Куреш (борьба), скачки на конях, бег в мешках, бег с яйцом, залезание на шест, бег с коромыслом.
Ведущий 2 : Правильно, и мы с вами посоревнуемся. Состязание называется «Бег с яйцом». Два человека должны быстро оббежать флажок и, не уронив яйцо с ложки, вернуться на исходную позицию.
Ведущий 1 : Молодцы! Следующая эстафета «Поезд в тоннель». Каждый участник команды пробирается через такой тоннель, добегает до обруча, дотрагивается до мяча в нем, и свободным бегом добирается до места старта. Следующий участник проделывает то же самое. Побеждает команда, первая пришедшая на место старта.
Ведущий 2 : Вы ловко справляетесь заданиями. Следующая эстафета называется «Кенгуру», так как передвигаться необходимо, как эти забавные животные. Мяч зажать коленями и большими прыжками обскакать кегли, на месте старта мяч передается другому участнику. Команда, не выронившая мяч и первая пересекшая линию, становиться победительницей.
Ведущий 1 : Как дружно и слажено соревнуются в командах папы и мамы, дедушки и внуки! А кто из вас подскажет, как называется следующий конкурс, если я покажу канат?
Дети и родители : Перетягивание каната.
Ведущий 1 : Правильно. Проверим, чья семья окажется дружнее и победит в состязании?
Дети и родители : Конечно!
Ведущий 1 : В этом конкурсе победили и самые сплоченные, и самые добрые команды. Молодцы!
Ведущие : Мы рады видеть, что для вас «Сабантуй» - это, прежде всего, семейный праздник! Радостно осознавать, что вы помните и чтите национальные традиции, знаете историю образования татарских праздников. Желаем вам оставаться такими же умными, дружными, смелыми, умелыми!

Сценарий праздника «Сабантуй» в детском саду

(средняя группа)

Задачи праздника:
Продолжать знакомить детей с традициями и обычаями татарского народа: дать представления о празднике сабантуй, вызвать интерес и желание участвовать в состязаниях;

Способствовать развитию физических качеств у детей: ловкость, сила, быстрота, удовлетворять потребность детей в двигательной активности.

Воспитывать ответственное отношение к выполнению правил и различных заданий. Содействовать развитию положительных эмоций, умения общаться со своими сверстниками, взаимопонимания и сопереживания.

Предварительная работа с детьми:

К празднику площадка украшается шарами, флажками, красивыми полотенцами и платками с татарским орнаментом. Звучит татарская плясовая. Дети встают в круг.

Ведущая: Здравствуйте, ребята! а какой сегодня у нас праздник?

Дети: Сабантуй!

Ведущая: Правильно! Сегодня мы собрались отмечать татарский народный праздник-Сабантуй. Сабантуй - это праздник труда, праздник радости и счастья. Сабантуй празднуется в честь окончания весенне-полевых работ. Уже за 2 недели до начала праздника начинался сбор подарков для победителей: молодые джигиты собирали по деревне подарки для будущих победителей: вышитые платки и полотенца, куски ситца, куриные яйца. А самым почетным подарком считалось вышитое национальным узором полотенце, которое имело символический смысл, и с ним не шли в сравнение никакие ценные призы. Поэтому девушки, молодые женщины готовили подарки всю зиму – ткали, шили, вышивали. В день сабантуя в деревне царило приподнятое настроение, люди с утра шли на майдан. Одевались во все самое лучшее, женщины доставали из сундуков свои украшения.

Мы сегодня с вами тоже подготовились - Какое у вас настроение?


Дети: отличное!

Ведущая: Молодцы!

На веселый Сабантуй

Мы позвали всех друзей.

Будем петь и танцевать,

Дружно, весело играть

Песня «Сабантуй»

(Выходит джигит из сказки «Шурале»)

Джигит: Здравствуйте, ребятки. Проходил я мимо вашего детского сада и услышал, как вы веселитесь, как звонко поете.

А вы любите играть? Давайте с вами поиграем в татарскую народную игру «Эй, дружок, продай горшок!»

Татарская народная игра «Эй, дружок, продай горшок!»

Молодцы!

Джигит: Внимание, Внимание!

Начинаем соревнование,

Кто ловкий, смелый и умелый,

В круг выходите скорей!

Игры-соревнования:

«Бег в мешках»;

Джигит: Вот даю тебе мешок,

Полезай в него дружок.

Кто скорее добежит

Тот конечно победит!!!

(бег в мешках)

«Бег с ложками»;

Джигит: Вот ложка, в ложке – яичко!

Бежать нельзя, дрожать нельзя,

Дышать можно – только осторожно!

(бег с ложками)

«Бег с ведрами»;

Джигит: Вот два ведра, полно водицы,

Надо быстро пробежать, не облиться!!!

(бег с ведрами)

«Бой горшков»

«Перетяни канат »;

(битьё горшков и перетягивание каната)

Джигит : Молодцы, ребята! Вот вам подарки (раздает детям платочки, украшенные татарским орнаментом). А мне пора в дорогу. До новых встреч!

Ведущая Вам понравилось!? (ответы детей) Вот вам сладкое угощение (раздаются конфеты) На этом наш праздник окончен!

Сау булыгыз! До свидания!