14 декабря 2017 года, четверг
Все Рим Милан Лондон Прага Москва Вена Киев Санкт-Петербург Барселона
Популярные материалы



Архив выпусков
<<Декабрь 2017>>
ПнВтСрЧтПтСбВс
27282930123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
1234567
Облако тэгов
Австрия автобус автомобиль аквариум Америка Англия антиквариат аренда аренда автомобиля архитектура аттракцион аттракционы аэропорт Бавария багаж базар балет бар башня безопасность библиотека блошиный рынок блюда ботанический сад Бразилия буддизм бутик Ватикан Великобритания велосипед вино винтаж вода водитель воровство выставка высшее образование галерея гастрономия Германия гид Голландия город Городской транспорт гостиница Греция движение дворец джаз дизайн дизайнер дискотека дом дорога Дороги достопримечательности достопримечательность ДТП Египет Еда женщина жесты животные жилье замок зоопарк игрушки Израиль индийская кухня Индия институт искусство Испания история Италия итальянская кухня канал карнавал Каталония кафе квартира кино кинотеатр Китай китайская кухня клуб книги комфорт кондитерская концерт корабль кофе кража криминал кукла кулинария курорт курсы кухня легенда Легенды лето лимузин любовь магазин магия медицина меню метро метрополитен мечеть мода монастырь море морепродукты музеи музей музыка Мумбаи наука национальная кухня небоскреб недвижимость Нидерланды ночной клуб ночь Образование обсерватория обувь обучение общественный транспорт одежда озеро опасность опера остров отель парад парк парковка паром ПДД Петербург пиво Питер площадь пляж поезд поездка Полиция правила правила дорожного движения Правила поведения Праздник природа пробки прогулка продукты проживание Путешествие развлечение распродажа распродажи растения Ребенок река религия ресторан рестораны романтика роскошь Россия русская кухня Рыба рынок сад свадьба секс сказка скидки сладости собор спорт стадион стиль страховка студент студенты сувенир сувениры султан суши США сыр Таиланд Тайланд такси таможня танец танцы театр торговый центр традиции традиция трамвай транспорт туризм турист Турция Украина улица универмаг университет учеба фестиваль Франция французская кухня фуникулер Хостел храм цветы центр церковь чай Чехия Чешская кухня школа шоколад шопинг Шоппинг шоу штраф экономия экскурсии экскурсия язык Языковые курсы япония японская кухня ярмарка

Театр Одеон — модерн в классической шкуре

05.07.2011
Автор: Баранов Андрей
Рейтинг: 0

Собственно говоря слово Одеон - греческое. Так называлось некое сооружение в древнегреческих Афинах. Там разные певцы состязались, кто громче споет. Ну а теперь все знают, что это в Париже, во Франции театр такой. Построен он в незапамятные времена — где-то примерно в конце XVIII века, но высокое звание Одеона заведение получило не сразу, а лет через пятнадцать после завершения строительства. История у театра была бурная, но до наших дней он все-таки как-то дожил. 

Воздвигли  его архитекторы Мари-Жозеф Пейр и Шарль де Вайи, причем в изящном стиле неоклассицизма. "Бессмертного" академика Де Вайи даже звали в Санкт-Петербург начальником российской архитектурной академии, но он почему-то не изволил согласиться, так что императрице Екатерине II пришлось видимо обойтись своими силами. А открывала театр другая королева - Мария Антуанетта. То есть она сделала одолжение Французским Комедиантам, лично открыв данное заведение. Получилось, что воздвигли храм искусства при королевском режиме, на землях принца Конде, и впервые в истории Франции театр замыслили по итальянским канонам. 

В 1784 году здесь поставили бессмертную комедию Бомарше "Безумный день, или Женитьба Фигаро". Но потом началась революция и ужасы террора, и правящая Директория решила, что отныне театр должен служить формированию нового поколения поэтов и актеров для вящей славы французского театра. Тут-то и появилось имя "Одеон" - от греческого Odeum. Также возникло название "театр Равенства", и наш славный театр использовали как политическую трибуну. Ну, при революциях всегда так.

Надо сказать, что театр символизировал многоступенчатость развития французской театральной школы даже своей формой — к главному зданию пристыковали крылья Корнеля и Мольера, знаменитейших имен парижского шоу-искусства. Однако в театре менялись не только названия и труппы, не везло и самому зданию, оно горело постоянно. В 1799 году помещение впервые было сожжено дотла и реконструировано под чутким руководством архитектора Шальгрена только в 1808 году. Тогда театральное заведение получило наименование "Театр Ее Величества". Затем в 1818 был еще один фейерверк с последующим восстановлением, как феникс из пепла. И недаром прекрасный французский поэт и любитель гашиша Теофиль Готье утверждал, что "Одеон не может ни жить, ни умереть, в этом его недостаток… Никто не может его ни убить, ни воскресить: он открывается, чтобы закрыться, он закрывается, чтобы вновь открыться".

Однако не надо думать, что театр только горел и восстанавливался, спектакли в нем тоже иногда играли. Пьесы Вильяма Шекспира творчески перерабатывались и выставлялись на всеобщее обозрение. Сильно блистал некто Фредерик Леметр, тогда еще всемирно известный актер. Чего он только не играл — и водевиль, и трагедии, и фарс, в общем, все, где только ему предлагали роли. Он мастерски изобразил каторжника Робера Макера, так называемого "денди каторги" в пьесе "Постоялый двор Адре". Вообще же в начале позапрошлого века ставилась вполне современная для того времени драматургия, оперы, драмы Дюма-отца и Мюссе. 

После второй реставрации театр вообще расцвел, но власти всегда как-то подозрительно относились к попыткам революционно настроенной молодежи собираться в этом заведении. Тогда был придуман коварный ход — сделать театральный зал общим для нескольких трупп, в результате чего остряки прозвали его "омнибусом". Разочарованная публика покинула его к середине века. А непосредственно перед этим на сцене Одеона ставились очень антиправительственные пьесы, всякие спектакли со свободным входом для революционно настроенных рабочих. Вот некто Пьер Бокаж, герой Июльской революции, стремился сыграть в любой оппозиционной пьесе, предпочитая романтические драмы. А когда революционные химеры развеялись, как дым, он, будучи директором Одеона, не захотел ставить контрреволюционные пьесы и подчиняться цензуре, за что его в конце концов и уволили, не пожелав терпеть "враждебный политический дух". 

Заметим, что именно на местной сцене дебютировала великая актриса Сара Бернар (исполнила роль Арисии в пьесе Расина "Федра", затем играла в пьесе Виктора Гюго "Рюи Блаз"), которая вам несомненно известна по одноименному сенбернару. Однако больше она уже в Одеоне выступать не стала. Ну а когда наступил шумный XX век, в дело вступил технический прогресс. В конце XIX века у руля театрального корабля встал П. Порель, при котором начались театральные утренники, где критики Г. Ларруме, Э. Лентилак, Ф. Сарсе выступали со своими лекциями. Театр обзавелся качественной теплоизоляцией, нагревательными приборами и даже привычными нам сегодня фотографиями любимых актеров. Даже электричество появилось, впервые в театральной истории. 

Далее история Одеона связана с именем Андре Антуана, законченного реалиста по художественным убеждениям, который будучи очередным директором, убрал из зала триста кресел и поставил более трехсот пьес, в том числе Ибсена и Стриндберга. Однако, видимо, театр не пережил потери кресел, поэтому после превосходной, но финансово неудачной постановки "Психеи" Антуан решил уволиться. Тем не менее и во время Первой мировой войны деятельность театра не прекращалась. 

Из великих имен Одеона несомненно следует упомянуть и Фирмена Жемье, который аж три раза поступал в драмкласс Консерватории и все неудачно. Сын трактирщика, он служил чуть ли не во всех театрах Парижа, основал Национальный народный театр, поучаствовал в создании Шекспировского общества во Франции и в конце концов добрался до поста директора Одеона. Там он продержался девять лет и отчаянно боролся за постановку драм Шекспира и против ложной декламационности. Подобно предшественникам, он тоже играл все подряд, пользуясь служебным положением — и трагедийные роли, и лирические, и даже комические, хотя для надутых важностью директоров это нехарактерно. А там что ни руководитель был, то прямо самородок.

Вот примерно так и наступил XX век. Одеон перешел в подчинение театру Французской Комедии, ну а в веселые шестидесятые Жан-Луи Барро, еще один великий театрал, решил взяться за пьесы Ионеско, Беккета и Жана Жене. Собственно Барро пожелал устроить из театра лабораторию для постановки непечатных текстов, но прокололся он на том же, что и его коллеги — в революционном 1968 году он позволил недовольным студентам превратить храм искусства в политическую трибуну, и терпеливый до того министр культуры прогнал его вон. 

Однако революционно-провокационные постановки на сцене Одеона встречаются и в наши дни. Вот например режиссер Гай Мэддин, он же "волшебник из Виннипега", удостоился не только персональной ретроспективы в центре Помпиду, но и постановки театральной версии фильма "Врезалось в память!" в Одеоне, каковая планировалась во время традиционного "Осеннего фестиваля". То есть там уже и билетеры якобы в золотом шитье. Все для публики - и Изабелла Росселлини, и герой-кастрат и все-все-все решили говорить исключительно на языке парижан, и титры к видео также предполагались французские. Вот до чего дошел с




Комментарии
Чтобы иметь возможность добавлять комментарии, Вы должны быть зарегистрированы и авторизованы.

Регистрация | Вход

Комментарии ВКонтакте
Комментарии Facebook