20 июля 2018 года, пятница
Все Рим Милан Лондон Париж Прага Москва Вена Киев Санкт-Петербург Барселона
Популярные материалы



Архив выпусков
<<Июль 2018>>
ПнВтСрЧтПтСбВс
2526272829301
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
303112345
Облако тэгов
Австрия автобус автомобиль аквариум Америка Англия антиквариат аренда аренда автомобиля архитектура аттракцион аттракционы аэропорт Бавария багаж базар балет бар башня безопасность библиотека блошиный рынок блюда ботанический сад Бразилия буддизм бутик Ватикан Великобритания велосипед вино винтаж вода водитель воровство выставка высшее образование галерея гастрономия Германия гид Голландия город Городской транспорт гостиница Греция движение дворец джаз дизайн дизайнер дискотека дом дорога Дороги достопримечательности достопримечательность ДТП Египет Еда женщина жесты животные жилье замок зоопарк игрушки Израиль индийская кухня Индия институт искусство Испания история Италия итальянская кухня канал карнавал Каталония кафе квартира кино кинотеатр Китай китайская кухня клуб книги комфорт кондитерская концерт корабль кофе кража криминал кукла кулинария курорт курсы кухня легенда Легенды лето лимузин любовь магазин магия медицина меню метро метрополитен мечеть мода монастырь море морепродукты музеи музей музыка Мумбаи наука национальная кухня небоскреб недвижимость Нидерланды ночной клуб ночь Образование обсерватория обувь обучение общественный транспорт одежда озеро опасность опера остров отель парад парк парковка паром ПДД Петербург пиво Питер площадь пляж поезд поездка Полиция правила правила дорожного движения Правила поведения Праздник природа пробки прогулка продукты проживание Путешествие развлечение распродажа распродажи растения Ребенок река религия ресторан рестораны романтика роскошь Россия русская кухня Рыба рынок сад свадьба секс сказка скидки сладости собор спорт стадион стиль страховка студент студенты сувенир сувениры султан суши США сыр Таиланд Тайланд такси таможня танец танцы театр торговый центр традиции традиция трамвай транспорт туризм турист Турция Украина улица универмаг университет учеба фестиваль Франция французская кухня фуникулер Хостел храм цветы центр церковь чай Чехия Чешская кухня школа шоколад шопинг Шоппинг шоу штраф экономия экскурсии экскурсия язык Языковые курсы япония японская кухня ярмарка

Искусство вне музейных стен

01.06.2011
Автор: Булавинова Мария
Рейтинг: 0

Молодой выпускник Энтони Кампо по кличке «Блэст» всю жизнь рос в тени своего старшего брата – легендарного уличного художника Лазаро, погибшего при странных обстоятельствах. Он умер, но память о нем бережно хранят разукрашенные улицы Нью-Йорка. Устав от жизни в тени чужих побед, Энтони решает бросить брату вызов – посмертно. Так начинается известная американская драма о команде граффитчиков, работающих в Нью-Йорке. Название фильму, вышедшему на экраны в 2002 году, дали вполне соответствующее теме – «Взорви систему» («Bomb the System»). Казалось бы, разве может быть связь между безобидными рисунками на городских зданиях и бомбой, начиненной взрывчаткой? Оказывается, может. И вот почему. 
 
В среде уличных художников, работающих над визуальным обликом Нью-Йорка, существует особый вид деятельности, именуемый «бомбингом». Райтеры, специализирующиеся в этом виде искусства, называют себя «бомберами», а свои рисунки – «бомбами». Это направление возникло в начале 70-х годов в удаленных от Манхэттена районах города. Его адепты провозгласили: главное – не качество, а количество. И приступили к раскрашиванию Нью-Йорка в соответствии с собственными представлениями об уличной эстетике. 
 
Именно в тот период начинается жесткое соперничество между городскими райтерами, задавшимися целью написать свое имя максимальное количество раз во всевозможных местах Нью-Йорка – и в закоулках Манхэттена, и на заброшенных зданиях Бронкса, и на стенах жилых домов Бруклина. Частым явлением было перекрытие «бомбой» чужих работ, что, естественно, вызывало негодование со стороны художественного сообщества. Но именно этого и добивались люди, посвятившие свою жизнь «бомбингу». Им нужна была война. Не реальная – с убийствами, мордобоем и кровавыми лужами. А чисто эстетическая, в которой выживали лишь самые стойкие и терпеливые художники, готовые целыми днями кружить по Нью-Йорку, накладывая свой отпечаток на жизнь города. 
 
Первым райтером, во всеуслышание заявившим о том, что он не художник, а «граффити-бомбер» стал некий Кэп, один из участников известного документального фильма «Войны стилей», получившего в свое время главный приз фестиваля «Сандэнс». В картине, посвященной рэпу, брейк-дансу и граффити, причудливо соединены две точки зрения на хип-хоп культуру – молодых художников и тогдашнего мэра Нью-Йорка Эдварда Коча. Но главная ценность фильма заключается не в противопоставлении двух заведомо противоположных позиций, а в признании очевидного – нет больше Нью-Йорка без граффити. И нет граффити без Нью-Йорка. 
 
Почему люди рисуют на стенах? Что ими движет? Какую мысль пытаются они донести? Этими вопросами не первое десятилетие задаются социологи, культурологи, психологи, художники, криминалисты и обычные граждане, считающие своим долгом систематизировать окружающий мир и найти всему логическое объяснение. Но стоит ли это делать? Пожалуй, это единственный вопрос, которым они себе никогда не озадачивали. А зря. Большинство уличных художников сходятся во мнении, что в действительности граффити вообще ничего не означает. Просто рисунки. Просто надписи. Просто безумный полет фантазии.   
 
Но если и искать какой-то смысл, то только в «Большом яблоке». Популярный американский райтер по кличке Брим был убежден, что по-настоящему понять граффити можно лишь в этом городе. Но не на Пятой авеню, сверкающей модными бутиками. И не на крыше «Эмпайр Стейт Билдинг» (Empire State Building), дающей слишком туристический взгляд на город. А в каком-нибудь неблагополучном районе, где не самые успешные американцы живут в окружении заброшенных зданий, сожженных машин, разграбленных магазинов и разбитых надежд. Это – тоже Нью-Йорк. Тот, что вдохновляет на подвиги неутомимых уличных творцов. 
 
Настенные надписи не относятся к числу открытий, сделанных в прошлом столетии, – они известны со времен глубокой античности. И древние греки, и римляне, и египтяне покрывали в часы досуга различные поверхности своими рисунками. Что-то дошло до наших дней, что-то навсегда исчезло, но факт остается фактом – человеку всегда было свойственно желание самовыражаться посредством линий, черточек, точек и цветов.    
 
Долгое время под словом «граффити» подразумевали любую графику, нанесенную на поверхность, отличную от бумаги или холста. В древнегреческом городе Эфесе, находящемся на территории современной Турции, сохранились придорожные рисунки, изображающие отпечаток руки, ноги и некое число. По мнению историков, это всего лишь реклама проституции: наткнувшись на подобные изображения, греки знали, что недалеко их ждет гостеприимный публичный дом. 
 
Так было и в Древнем Риме, и в Египте, и в Америке до появления переселенцев из Старого Света. За неимением средств массовой информации настенная живопись выполняла чисто практические функции – проинформировать, прорекламировать, предупредить. Но как только в мире появились газеты и журналы, ситуация кардинально изменилась: граффити объявили злом, а их авторов – вандалами, портящими облик города. Уличных художников притесняли до тех пор, пока Колумб не открыл Америку, и тысячи европейцев не устремились покорять новые просторы. Так сложилось, что на берегах Атлантического океана вырос прекрасный Нью-Йорк, а обосновавшиеся в нем маргинальные творцы превратили граффити в часть американской культуры. 
 
Историю современного граффити принято вести с начала 20-х годов прошлого столетия, когда рисунками и надписями начали помечать товарные вагоны, курсировавшие по Соединенным Штатам. Позже появилась группа политических активистов, использовавших настенные изображения для пропаганды своих идей, и преступные группировки, помечавшие свою территорию. 
 
Культурная революция в области уличного творчества началась в конце 60-х. Как только Нью-Йорк стал признанным центром граффити, средства массовой информации впервые обратили внимание на новое культурное явление. Первым райтером, удостоенным внимания прессы, был подросток из Манхэттена по имени Деметриус, вошедший в историю как TAKI 183. Семнадцатилетний юноша, подрабатывавший курьером, часто ездил на метро и повсюду оставлял свои тэги, которые привлекли всеобщее внимание. В 1971 году репортер респектабельной газеты «Нью-Йорк Таймс» отыскал Деметриуса, взял у него интервью и опубликовал статью под названием «Таки вызвал волну последователей». И если до появления этого материала число последователей манхэттенского подростка исчислялось десятками, то после их уже было не сосчитать. Повальное желание пометить город своим автографом вылилось в целое движение, получившее впоследствии имя «хип-хоп граффити».   
 
На первых порах рисунки и надписи в метро появлялись гораздо чаще, чем на поверхности. Тогда же райтеры облюбовали железнодорожные депо, где была возможность выполнить наиболее сложные работы с наименьшим риском. Каждый художник мечтал прославиться, что само по себе не удивительно. А для этого одних лишь надписей уже было недостаточно. Чтобы обратить на себя внимание, уличные творцы вырабатывают новые стили, усложняют рисунки, используют изощренные контуры,  увеличивают размер букв и толщину линий. 
 
В 70-х в моду входят разнообразные варианты декорирования – клетка, штриховка, узоры в форме горошка. Райтеры увеличивают размеры своих работ, покрывают рисунками целые стены и все чаще прибегают к использованию аэрозольной краски – главного оружия в погоне за славой. Изображения, украшавшие целые вагоны, стали называть «top-to-bottoms», что означает «сверху донизу». Мимо таких рисунков уже невозможно было пройти – они привлекали внимание, вызывая негодование одних и восхищение других. А граффити тем временем из хобби превращается в профессию. Или призвание – кому как угодно. 
 
Пик популярности главного уличного искусства приходится на середину 70-х. Все дело в том, что финансовые затруднения не позволяли администрации Нью-Йорка успешно бороться с расп




Комментарии
Чтобы иметь возможность добавлять комментарии, Вы должны быть зарегистрированы и авторизованы.

Регистрация | Вход

Комментарии ВКонтакте
Комментарии Facebook