26 мая 2017 года, пятница
Все Рим Лондон Париж Прага Москва Вена Киев Санкт-Петербург Барселона
Популярные материалы



Архив выпусков
<<Май 2017>>
ПнВтСрЧтПтСбВс
24252627282930
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930311234
Облако тэгов
Австрия автобус автомобиль аквариум Америка Англия антиквариат аренда аренда автомобиля архитектура аттракцион аттракционы аэропорт Бавария багаж базар балет бар башня безопасность библиотека блошиный рынок блюда ботанический сад Бразилия буддизм бутик Ватикан Великобритания велосипед вино винтаж вода водитель воровство выставка высшее образование галерея гастрономия Германия гид Голландия город Городской транспорт гостиница Греция движение дворец джаз дизайн дизайнер дискотека дом дорога Дороги достопримечательности достопримечательность ДТП Египет Еда женщина жесты животные жилье замок зоопарк игрушки Израиль индийская кухня Индия институт искусство Испания история Италия итальянская кухня канал карнавал Каталония кафе квартира кино кинотеатр Китай китайская кухня клуб книги комфорт кондитерская концерт корабль кофе кража криминал кукла кулинария курорт курсы кухня легенда Легенды лето лимузин любовь магазин магия медицина меню метро метрополитен мечеть мода монастырь море морепродукты музеи музей музыка Мумбаи наука национальная кухня небоскреб недвижимость Нидерланды ночной клуб ночь Образование обсерватория обувь обучение общественный транспорт одежда озеро опасность опера остров отель парад парк парковка паром ПДД Петербург пиво Питер площадь пляж поезд поездка Полиция правила правила дорожного движения Правила поведения Праздник природа пробки прогулка продукты проживание Путешествие развлечение распродажа распродажи растения Ребенок река религия ресторан рестораны романтика роскошь Россия русская кухня Рыба рынок сад свадьба секс сказка скидки сладости собор спорт стадион стиль страховка студент студенты сувенир сувениры султан суши США сыр Таиланд Тайланд такси таможня танец танцы театр торговый центр традиции традиция трамвай транспорт туризм турист Турция Украина улица универмаг университет учеба фестиваль Франция французская кухня фуникулер Хостел храм цветы центр церковь чай Чехия Чешская кухня школа шоколад шопинг Шоппинг шоу штраф экономия экскурсии экскурсия язык Языковые курсы япония японская кухня ярмарка

Вокзальная эстетика столицы мод

27.10.2010
Автор: Булавинова Мария
Рейтинг: 0

Знакомство с удивительной миланской архитектурой может начаться сразу же по прибытии в столицу Ломбардии. Но только в том случае, если выбор пал не на безликие самолеты, выбрасывающие туристов в безликих ангарах за чертой города, а на чудесные скоростные поезда, доставляющие своих пассажиров в самый центр Милана. Первое, что предстанет перед вашим взором, – здание Центрального железнодорожного вокзала, или, как называют его итальянцы, «Стационе Централе» (Stazione Centrale). В городе, который славится на весь мир хорошим вкусом и элегантностью, вокзал может быть только таким – помпезным, высокомерным и сияющим. Одним словом, совсем непохожим на привычные конструкции для людей и поездов. С технической точки зрения, «Стационе Централе» является важнейшим транспортным узловым пунктом города, с культурной – уникальным сооружением, известным миру не менее Миланского собора. И даже если вам не удалось въехать в город через парадные ворота, которыми, безусловно, является Центральный вокзал, советую исправить эту ошибку и провести тщательный осмотр здания и его окрестностей – в экскурсионном порядке.   
 
На привокзальной площади Дука д’Аоста (piazza Duca d’Aosta), как и положено, всегда многолюдно. Попасть сюда несложно: сворачиваете с проспекта Буэнос-Айрес на площадь Лима (заодно можно мысленно попутешествовать по Южной Америке) и уже через несколько минут оказываетесь в пункте назначения. В 1988 году стараниями известных архитекторов Антонио Зануссо и Карло Шамбри площадь была полностью отреставрирована. Сегодня она наполнена разнообразными произведениями современного искусства – буквально манхэттенский музей под открытым небом. На пространстве, вымощенном разноцветным камнем, частенько собираются представители миланских национальных меньшинств: турки, сомалийцы, эфиопы и прочие сыны южных народов, решившие украсить своим существованием столицу моды. Но главная достопримечательность площади Дука д’Аоста – это, конечно, не эмигранты, а сам вокзал. В его второй трактовке. 
 
Первый Миланский вокзал, от которого не осталось и следа, был построен во второй половине XIX столетия. Его торжественное открытие состоялось в 1864 году на соседней площади Республики (Piazza della Repubblica). Дизайном занимался известный французский архитектор Луис-Жюль Бушо, приложивший также руку к изменению облика Парижа. Неудивительно, что французы, приезжавшие в Милан, чувствовали себя здесь как дома. Похожий вокзал, прекрасно сохранившийся до наших дней, Бушо сконструировал и в Ницце – железнодорожная эстетика архитектору удавалась блестяще, о чем знала вся Европа. Выполненное в стиле Людовика XIII (старомодном даже для позапрошлого века), сооружение в Ницце напоминает о том, чего больше никогда не увидеть в Милане: 30 июня 1931 года вокзал на площади Республики был закрыт, а спустя пару месяцев снесен до основания. Все, что от него осталось, бережно хранится в музее хроникально-документальных фильмов. По счастливому стечению обстоятельств, местом действия первых итальянских кинозарисовок был выбран именно Миланский вокзал. Видимо, опять копировали изобретательных французов. 
 
В XX веке архитектура столицы Ломбардии стремительно менялась. Виной тому вечное стремление миланцев шагать впереди планеты всей: устаревшее (и в техническом, и в визуальном плане) здание вокзала уже не радовало. К тому же, после открытия туннеля Семпионе он перестал справляться с возросшим пассажиропотоком. Власти города официально объявили конкурс на новый проект, и в 1912 году его благополучно выиграл римлянин Улиссе Стаччини – тот самый, который участвовал в строительстве знаменитого стадиона Джузеппе Меацца. Утверждают, что известный архитектор написал свой проект александрийским стихом – что, пожалуй, вполне уместно для этого гиганта, входящего в число крупнейших вокзалов Европы. 
 
Строительство нового здания началось задолго до появления на сцене Улиссе Стаччини. Еще 28 апреля 1906 года итальянский король Витторио Эмануэле III заложил первый камень новой станции. Поскольку времени требовалось много, то старый вокзал, что на площади Республики, поначалу не тронули – дескать, пусть еще потрудится пару лет на благо города. Но ход истории изменил планы строителей: сначала вмешалась Первая мировая война, а следом за ней серьезный экономический кризис, отодвинувший на второй план все проекты. Внесло свои корректировки и появление на политической сцене премьер-министра Бенито Муссолини, который считал своим долгом принять участие в формировании нового архитектурного облика любимого города. 
 
С каждым годом изначально простой проект, напоминавший римские термы Каракаллы, становился все более сложным и запутанным. Фасад был закончен лишь в 1925 году, но потребовалось еще несколько лет на финальную отделку интерьера – быстро оформить все 70000 квадратных метров нового вокзала не удалось бы и армии рабочих. И вот чудо произошло. 1 июля 1931 года сияющий железнодорожный вокзал был официально открыт в присутствии председателя фашисткой палаты депутатов Костансо Чиано, славившегося своей чрезмерной жестокостью и теплыми отношениями с Бенито Муссолини. 
 
Миланский вокзал, судя по всему, пришелся по вкусу итальянскому диктатору, в планы которого входило создание монументального сооружения, представлявшего мощь и силу фашистского режима. Пропорции вокзала таковы, что ощущение циклопических размеров настигает мгновенно. Только вдумайтесь в эти цифры: около семидесяти метров в высоту и более двухсот в длину – по тем временам это тянуло на абсолютный рекорд. Муссолини ликовал. Вот он, типичный пример тоталитарной архитектуры, впечатлявший своими колоссальными размерами и огромными контрфорсами на фасаде. 
 
При строительстве Улиссе Стаччини активно использовал камень, сталь и стекло. Образцом, по всей видимости, послужил вашингтонский «Юнион Стейш» («Union Station») – самый знаменитый вокзал в Соединенных Штатах, который каждый четыре года, по неизменной традиции, превращается в зал государственного значения: новоизбранные президенты Америки дают здесь балы. 
 
В том случае, если вы не торопитесь, в отличие от толп пассажиров, ежедневно курсирующих из пригородов в Милан и обратно на пендолини (так здесь именуют пригородные электрички), станьте по центру главного зала и взгляните вверх. Только так можно понять, почему эта станция была признана одной из красивейших в мире – известный архитектор-новатор Фрэнк Ллойд Райт считал Миланский вокзал и нью-йоркский Гранд Централ лучшими сооружениями в этой области. Гигантское здание увенчано перекрытием из стекла и стали изумительной красоты – этот стальной купол был произведен по проекту Альберта Фава, первопроходца в области подобных конструкций. К сожалению, несметное количество пассажиров, регулярно приезжающих в Милан на поездах, об этом даже не задумываются. А ведь каждый год здесь бывает порядка ста двадцати миллионов человек – большим достижением может похвастаться только римский Термини. 
 
Стоя на привокзальной площади Дука д’Аоста, так приятно немного пофантазировать – вокзальная конструкция к этому прекрасно располагает. Одни сравнивают миланскую станцию со свадебным пирогом (стальной купол, если вы не догадались, играет роль башенок из взбитых сливок), другие видят в ней лишь огромный каменный ящик. При более детальном осмотре все усложняется. На первый план выходят бесчисленные рельефы, барельефы и скульптуры, стилевая принадлежность которых заставляет поломать голову даже профессионалам. Ничего удивительного – за долгие годы строительства здание успело приодеться в элементы нескольких архитектурных течений. Здесь смешаны характерные черты «ар-нуво», что значит «новое искусство» (он же модерн или либерти), и «ар-деко», что тоже значит искусство – но только декоративное. Первое направление – это естественные природные линии, новые технологии (металл, сталь и стекло в начале века как раз были в новинку), объединение эстетики и функцио




Комментарии
Чтобы иметь возможность добавлять комментарии, Вы должны быть зарегистрированы и авторизованы.

Регистрация | Вход

Комментарии ВКонтакте
Комментарии Facebook