29 мая 2017 года, понедельник
Все Милан Лондон Париж Прага Москва Вена Киев Санкт-Петербург Барселона
Популярные материалы



Архив выпусков
<<Май 2017>>
ПнВтСрЧтПтСбВс
24252627282930
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930311234
Облако тэгов
Австрия автобус автомобиль аквариум Америка Англия антиквариат аренда аренда автомобиля архитектура аттракцион аттракционы аэропорт Бавария багаж базар балет бар башня безопасность библиотека блошиный рынок блюда ботанический сад Бразилия буддизм бутик Ватикан Великобритания велосипед вино винтаж вода водитель воровство выставка высшее образование галерея гастрономия Германия гид Голландия город Городской транспорт гостиница Греция движение дворец джаз дизайн дизайнер дискотека дом дорога Дороги достопримечательности достопримечательность ДТП Египет Еда женщина жесты животные жилье замок зоопарк игрушки Израиль индийская кухня Индия институт искусство Испания история Италия итальянская кухня канал карнавал Каталония кафе квартира кино кинотеатр Китай китайская кухня клуб книги комфорт кондитерская концерт корабль кофе кража криминал кукла кулинария курорт курсы кухня легенда Легенды лето лимузин любовь магазин магия медицина меню метро метрополитен мечеть мода монастырь море морепродукты музеи музей музыка Мумбаи наука национальная кухня небоскреб недвижимость Нидерланды ночной клуб ночь Образование обсерватория обувь обучение общественный транспорт одежда озеро опасность опера остров отель парад парк парковка паром ПДД Петербург пиво Питер площадь пляж поезд поездка Полиция правила правила дорожного движения Правила поведения Праздник природа пробки прогулка продукты проживание Путешествие развлечение распродажа распродажи растения Ребенок река религия ресторан рестораны романтика роскошь Россия русская кухня Рыба рынок сад свадьба секс сказка скидки сладости собор спорт стадион стиль страховка студент студенты сувенир сувениры султан суши США сыр Таиланд Тайланд такси таможня танец танцы театр торговый центр традиции традиция трамвай транспорт туризм турист Турция Украина улица универмаг университет учеба фестиваль Франция французская кухня фуникулер Хостел храм цветы центр церковь чай Чехия Чешская кухня школа шоколад шопинг Шоппинг шоу штраф экономия экскурсии экскурсия язык Языковые курсы япония японская кухня ярмарка

Корпорация монстров

15.09.2011
Автор: Булавинова Мария
Рейтинг: 0

Изучение мифов Древней Греции и прочих античных культур прочно вошло в обязательную школьную программу. И горе тем, кто не мог назвать у доски все 12 подвигов Геракла и запомнить, что нет никого прекрасней, чем богиня любви Афродита. Разобраться в хитросплетениях судеб древних героев непросто – наглядности не хватает. И ежели вам и вашим детям всё ещё не дают покоя загадки древности, смело отправляйтесь в уникальный парк, где что ни скульптура, то иллюстрация к книгам по древнегреческим мифам и легендам. Поверьте: это чудовищное сооружение заслуживает самого что ни на есть чудовищного интереса.  

Самый экстравагантный и необычный памятник итальянского Возрождения находится в маленьком городке Бомарцо, что всего в часе езды от Рима. Долгие годы это место называли «Парком диковин», или «Священным лесом» – «Сакро Боско». Нынешнее наименование, «Сад чудовищ», возникло лишь в XX столетии и серьёзно всколыхнуло интерес к достопримечательности Бомарцо – стараниями его новых владельцев и легендарных посетителей. Отныне в саду монстров постоянно слышатся восторженные голоса детей, приобщающихся к великому наследию нации, и бесконечные споры учёных, нежелающих прийти к единому мнению относительно истории возникновения этого фантастического памятника Ренессанса. 

И всё же принято считать, что инициатором создания парка является герцог Пьер Франческо Орсини (иначе - Вичино Орсини), принадлежавший к древнему знатному роду. Достаточно сказать, что в числе его предков, как минимум, пять римских понтификов – весьма впечатляющий показатель. Впрочем, Орсини не проявлял ни малейшего желания идти по стопам своих предков: будучи кондотьером, предводителем наёмных военных отрядов, он участвовал в многочисленных военных походах в Италии, Франции, Германии. Пока не случилось непоправимое. В 1556 году он был пленён испанцами и провёл в заключении невыносимо длинный год.
 
Сидя в заточении, Орсини поклялся, что больше никогда не возьмёт в руки оружие, – свобода казалась важнее и военных подвигов, и славы, и орденов. Едва выйдя из темницы, кондотьер покончил с бурной военной молодостью, женился на Джулии Фарнезе и отправился в своё родовое имение Бомарцо. 

Забыв о тяготах военного времени, Орсини открыто предавался всем мыслимым и немыслимым земным наслаждениям, придерживаясь эпикурейской философии, несовместимой, как известно, с христианской верой. Естественно, подобный образ жизни вызывал праведный гнев со стороны слуг католической церкви. И, прежде всего, им не давало покоя роскошное имение, доставшееся Орсини после смерти отца. Лишь благодаря красавице Джулии Фарнезе были сняты все имущественные претензии со стороны ненасытной церкви. Дело в том, что жена Орсини имела неплохие связи в Ватикане: её тетя состояла в любовной связи с римским понтификом Александром VI. Наместник Бога на земле, особо не отличавшийся праведным поведением, предпочёл закрыть глаза на грехи Вичино Орсини и не претендовать на лакомый кусок земли в Бомарцо. 

Военное прошлое не помешало Орсини быть романтиком, сочинителем и учёным-дилетантом, поддерживать близкие отношения с ведущими интеллектуалами своего времени, окружать себя художниками, литераторами и архитекторами. А ещё входить в аристократический кружок любителей Петрарки и тоннами поглощать рыцарские романы. Именно они вдохновили герцога на создание паркового ансамбля. Речь идёт, в первую очередь, о поэме Ариосто «Неистовый Роланд», с героем которой ассоциировал себя романтичный Орсини.
 
Именно в лесу безумный Роланд теряет рассудок от ревности и любви к своей даме сердца Анжелике: в неистовстве он сбрасывает с себя одежду и доспехи, а повстречавшегося лесоруба разрывает на части. Эта литературная сцена борьбы рыцаря с хозяином леса встречает посетителей Бомарцо при входе в парк, изначально задуманный, как свадебный подарок для Джулии Фарнезе. Но строительство затянулось на 30 с лишним лет, и жизнь вносила свои коррективы в его внешний облик.   

Чтобы воплотить все свои идеи на практике, Орсини обращается к одному из лучших архитекторов XVI века Пирро Лигорио, прославившемуся благодаря знаменитому ансамблю виллы д’Эсте в Тиволи – кстати, именно её стремился превзойти Пётр I при создании Петергофа. Искусственное озеро, водоём для рыбы, несколько фонтанов, здание театра и ведущие к нему вогнуто-выпуклые ступени – результат кропотливой работы Лигорио. 

На первом этапе ни о каких чудовищах речь не велась - герцог строил обычный парк: деревья, аллеи, фонтаны. Однако в 1560 году в жизни Орсини происходит трагическое событие, навсегда перевернувшее его жизнь: от несчастного случая в недостроенном замке погибает горячо любимая Джулия. С этого момента кондотьер решает увековечить память о своей жене в аллеях, усеянных странными фигурами мифологических существ, и назвать своё детище «Парком диковин». Из храма жизни сад превращается в царство мёртвых, которое населили образы, связанные со смертью и потусторонним миром. 

Первое упоминание о новом парке содержится в письме поэта Аннибале Каро, долгое время работавшего секретарём могущественного кардинала Алессандро Фарнезе, – дальнего родственника погибшей супруги Орсини. В переписке Каро парк именуется «Священным лесом» - им он и останется на долгие четыре столетия. Впрочем, для широкой публики его священность была не более, чем названием. Наследники Орсини не имели ни средств, ни возможностей поддерживать «Сакро Боско» в должном состоянии, и парк стал быстро зарастать, приобретая поистине зловещий вид. Возникли легенды о том, что безжизненные каменные изваяния по ночам оживают, и весь парк наполняется жуткими, таинственными звуками – «Священный лес» вполне заслуженно превращается в «Сад чудовищ». 

После нескольких столетий забвения парк переходит во владение любителя древности Джованни Беттини. Он занялся ландшафтным дизайном, провёл полную реставрацию всех скульптур и сооружений и открыл обновленное детище Орсини для всеобщего обозрения. Для всех, кто ступает на территорию «Сакро Боско», путешествие в мир фантазий итальянского герцога начинается с колоссальной пятиметровой скульптуры, изображающей героя поэмы Ариосто «Неистовый Роланд», который разрывает надвое опрокинутого вниз головой противника.
 
Размеры статуи подавляют посетителя, вселяя чувство тревоги и страха. В XVI столетии в этой скульптуре видели поединок Геракла с царицей амазонок Ипполитой. Полностью отрицать эту версию нельзя, ведь каждое изваяние в парке задумывалось, как головоломка, требующая не только эрудиции, но и знания античной мифологии и литературы. Не исключено, что на использование образа амазонки герцога натолкнули сведения его современников, открывших в Новом Свете таинственное царство женщин-воительниц. 

Идея Орсини заключалась в том, что каждый ребус имеет несколько решений, равно, как сам парк имеет несколько входов и выходов. Структура и замысел парка полностью меняются в зависимости от найденного ключа. Образованные люди из круга Орсини, для которых и создавался парк, воспринимали свою жизнь сквозь призму классической мифологии и литературы: придумывание гербов и эмблем считалось главным интеллектуальным увлечением эпохи. Продолжая прогулку по «Сакро Боско», есть возможность немного поупражняться в расшифровке загадок итальянского Ренессанса. 

В гигантской каменной черепахе с возвышающейся крылатой женской фигурой человек просвещённый тут же узнает эмблему фортуны. Образ быстротечной славы и изменчивой фортуны соединяет несоединимое – стремительность полёта с черепашьей медлительностью. В качестве дев




Комментарии
Чтобы иметь возможность добавлять комментарии, Вы должны быть зарегистрированы и авторизованы.

Регистрация | Вход

Комментарии ВКонтакте
Комментарии Facebook