Летний лагерь. Игры, конкурсы

Борьба . Определение батыра, победителя в национальной борьбе, - гвоздь праздника сабантуй. Обычно недели за две до сабантуя претенденты на победу переставали выходить на полевые работы. Для них резали наижирнейшую овцу, они ели сколько душе угодно свежих яиц, масла, меду, набирались сил, чтобы защищать честь родной деревни. Борцам требуется немалой силы, хитрости и ловкости. Схватка происходит по строгим правилам. Соперник должен повисеть на твоем кушаке (полотенце) в воздухе, а потом оказаться на лопатках. Судят борьбу самые многоопытные и уважаемые старики - аксакалы. Строго смотрят они за борцами: не было ли во время борьбы запрещенных приемов - на майдане нет места даже малой несправедливости. Джигиту, ставшему батыром сабантуя, - честь и слава. Издавна было принято награждать батыра отличным жирным бараном (хотя теперь это может быть и другой ценный приз: телевизор, мотоцикл, холодильник…). С беспокойным призом на плечах он совершает круг почета, качают его всем майданом. Окружив плотно, ведут его к повозке с подарками и призами, дугу украшают многообразными дарами и едут домой. С отъездом батыра майдан расходится. Когда повозка с героем дня, вызванивая колокольчиками, въезжает на деревенскую улицу, кругом всеобщее ликование: вот победитель! Все улыбаются ему, машут приветственно руками...И до следующего года он самый знаменитый человек в округе, долго-долго быть ему еще в центре внимания. Участники праздника с гостями расходятся по домам, чтобы отметить сабантуй за веселым обильным праздничным столом. А молодежь продолжает игры, песни, пляски на весеннем лугу. Звучат гармошки, баяны, аккордеоны. Поются песни, новые и те, что сложились еще тысячу лет назад.

Скачки . Конь для татарского и, в особенности, башкирского народа во все времена был спутником, другом, кормильцем и надежнейшею опорой. Потому и в cабантуе наиболее интересная часть программы - скачки. Здесь принимают участие мальчишки 10-15 лет. Лошадей к скачкам начинают готовить задолго до праздника: холят, кормят, берегут. Когда cабантуй близок уже, лошадям "разогревают" ноги. На финише победителя ждут в качестве приза жирный баран (или что-то другое) и восторженная публика. Кстати, живет прекрасная традиция: одаривать не только победителя, но и джигита, прискакавшегося последним. Это обычно делают женщины постарше, даже бабушки. Они приходят на сабантуй с заветным подарком: скатерть ли, платок ли, либо рушник, вышитый в молодые годы своими руками. И на лошадь ту, что позади, смотрят они как на дитя человеческое, обиженное судьбою. А сабантуй - праздник, и ни одна живая душа не должна тосковать от неудачи - протянуть униженному руку помощи - всегда было в характере трудового народа...

Разбей горшок. В программе сабантуя есть игры, требующие ловкость, чутье, а не силу. Таковой является игра в "разбей горшок", в которой с завязанными глазами небходимо найти горшок и ударом длинной палкой разбить ее. В этой игре участвует в основном молодежь, хотя известен случай успешого участия в ней и Президента РФ Ельцина Б. Н..

Столб . Чтобы добраться до приза (или его ярлыка), находящегося на верхнем конце гладкого, высоченного, раскачивающегося столба требуется сила, ловкость, смелость. Редко кому удается стать обладателем этого труднодоступного приза.

Бои мешками . Бой мешками с сеном, сидя верхом на бревне (с вращательной степенью свободы), с целью вышибать из "седла" соперника - игра с давней традицией, требует силу, ловкость, смелость. Доставляет наблюдателям много смеха и веселья.

Бег в мешках . В программе сабантуя есть игры, связанные с бегом в усложненной форме, игры еще со времен дедов и прадедов: бег в достаточно узких мешках, когда можно лишь скакать; бег с ложкой во рту, а в ложке - сырое яичко, с которым необходимо прибежать первым к финишу; бег пар джигитов, у которых нога одного привязана к ноге другого.

Двухпудовая гиря . Двухпудовая гиря является одним из популярнейших спортивных снарядов на празднике сабантуй.

Учатники - женщины . В праздновании сабантуя участвует много женщин всех возрастов. Своды законов шариата рушились в этот праздничный день. Духовное богатство трудового народа всегда оказывалось сильнее канонов шариата. У женщин свои состязания: кто быстрее напрядет шерсть, кто воды больше натаскает (прибежит первой, не расплескав воду из ведра) - в такие игры с удовольствием играют даже бабушки. И борьба везде очень честная, ни плутовством, ни мошенничеством и не пахнет. Сабантуй выделяет в каждом состязании самых умелых, самых способных. Присутствие среди зрителей матери, сестры, приглянувшейся красавицы является дополнительным стимулом для джигитов в проявлении силы, ловкости, умения и смелости в далеко нелегких состязаниях.

Народному празднику отдают умение и талант участники художественной самодеятельности и мастера искусств - профессионалы. Песни и танцы татар и башкир сейчас звучат на отечественных и зарубежных сценах. Так шагает по планете народный cабантуй - олицетворение Мира, Дружбы и Труда!

Образовательный процесс в школе - стержень организации детской жизни, а нравственное воспитание - ядро воспитательной системы, сущностный её компонент. Актуальность его как выражение коренных оснований жизни, как основа культуры сегодня очевидна. Именно сегодня мы переживаем упадок гуманности, кризис духовности, индивидуализм, развивающийся культ денег.

Протестом против подобных тенденций, губительно действующих на молодое поколение, стала деятельность учителей и других работников образования, культуры, так или иначе связанных с обучением и воспитанием молодёжи. Они воспитывают интерес к отечественной истории, культуре, традициям, приобщают к великим заслугам предков, создавших всемирно значимые памятники культуры, оставивших нам в наследство высоконравственные ценности и гуманистические заповеди, прославивших Родину героическими подвигами. Историю, народные традиции учителя многих школ сделали эффективным средством нравственного воспитания детей и подростков.

Сельский быт, трудовой уклад жизни всегда были основой общественной нравственности. Ведь именно российское село, в отличие от городов, и сегодня сохранило народные традиции (трудовые, семейные, праздничные), общинность, воспитание детей всем миром. Поэтому сельская школа может стать первопроходцем в создании этнопедагогической системы обучения и воспитания учеников, включающей в себя культурные, духовно-нравственные, проверенные и отфильтрованные временем ценности разных народов, наций и этносов нашей страны. Сущность системы - в умелом, педагогически выстроенном использовании народных культур.

И.В. Киреевский писал: “Воспитание каждого народа должно быть созидаемо на коренных основах его бытия. Уничтожить особенность умственной жизни народа так же невозможно, как невозможно уничтожить его историю... Забыть это правило - всё равно, что уничтожить народ. Ибо что такое народ, если не совокупность убеждений, более или менее развитых в его нравах, в его обычаях, в его языке, в его понятиях, сердечных и умственных, в его религиозных, общественных и личных отношениях, - одним словом, во всей полноте его жизни. Отсюда ясно, что и воспитание должно быть утверждено на них, дабы принять характер народный”.

Как же построить образовательный процесс, способствующий воспитанию гражданина, патриота, осознающего причины исторических катаклизмов, не сваливающего вину за негативные процессы современности на дедов и отцов? Как сформировать национальное самосознание у подрастающего поколения? Как воспитать нравственного человека?

Чтобы успешно воспитать детей на народных традициях в нашей школе проводятся различные мероприятия: “Навруз”, “Сабантуй”, “Сумбеля” (“Осенний бал”), “Вечеринка” (“Аулак?й”); отмечаются даты рождения писателей и поэтов – наших земляков, например: “Праздник стихов”, посвященный дню рождения Г.Тукая; Гарифа Ахунова и др.

Спортивный праздник “Малый Сабантуй”.

  • Воспитание человеческих ценностей: патриотизма – любви к Родине, природе, людям, уважение к ее истории; толерантности – приятие других наций, народов; трудолюбия, честности, доброты.
  • Развитие: ловкости, силовых качеств, выносливости.
  • Дать первоначальные сведения о празднике “Сабантуй”, продолжить ознакомление с традициями татарского народа.

Инвентарь.

  1. Детские ведерочки (майонезные) с водой.
  2. 2. мешка, набитые соломой.
  3. Теннисные мячи (3шт.)
  4. Мишень.
  5. Пустые мешки.
  6. Деревянные ложки, шишки.
  7. Веревка.
  8. Гири (гантели).
  9. Скакалки.

Использованная литература.

  1. Г.Батурина, К.Лисова, Г.Суворова. “Нравственное воспитание школьников на народных традициях”. М.: народное образование, 2002г.
  2. А.Г.Аксёнова. “Радуга”Хрестоматия по татарской литературе для 1-4 классов русских школ. Казань. Изд. “Магариф”. 1995г.
  3. Э.Блинова “Сабантуй”. Казань. Татарское книжное издательство. 1984г.
  4. “Начальная школа”. Ежемесячный научно-методический журнал.
  5. “Начальная школа”. Приложение к газете “Первое сентября”.

Место проведения. Спортивная площадка.

Время проведения. Конец учебного года.

Ход праздника

Рассказ учителя.

Как нельзя представить греков без олимпийских игр, испанцев - без их национального зрелища - корриды, латышей - без праздника лиго, русских - без масленицы, украинцев - без купальских обрядов, японцев - без праздника цветения сакуры, так невозможно говорить об образе жизни татар без сабантуя - праздника весеннего обновления природы, корнями своего происхождения уходящего в глубь веков. Сабантуй, не затерявшийся в пучине времени, донесший свой аромат, краски до наших дней, ежегодно отмечается в июне - после завершения сева, символизируя преемственность прошлого, настоящего и будущего, объединяя вокруг своего открытого майдана людей всех возрастов и профессий, наций и верований.

Известный французский политолог, журналист и писатель Кенизи Мурад во время одного из своих приездов в Татарстан в связи со сбором материала для книги о великом сыне татарского народа Мирсаиде Султан-Галиеве, побывав на казанском сабантуе в Березовой роще, такими словами выразила свое восхищение увиденным:

Сабантуй - это чудо! Вы только взгляните на участников и гостей праздника: они оставили дома весь груз своих повседневных забот и проблем. Сколько радости, бодрости и доброты на их лицах!

По ее мнению, сабантуй, как и джадидизм (течение светского просвещения в исламе), является достойным вкладом татарского народа в копилку общечеловеческих ценностей. Трудно не согласиться с такой оценкой знатока Востока, в чьей родословной причудливо переплетены гены потомков пророка Мухаммеда и турецких султанов!

Истинно народная природа, дух сабантуя, задевая самые сокровенные струны нашей души, исподволь содействуют сохранению и укреплению межнационального согласия и сплочения, социальной стабильности. Поэтому отнюдь не случайно сабантуй был включен в список законодательно утвержденных общереспубликанских праздников.

1-й ведущий. Только раз в жизни бывает свадьба, а Сабантуй – “свадьба плуга” - только раз в году. Как невеста, готовится к ней деревня: достаются наряды, собираются подарки, созываются гости.

2-й ведущий. Сабантуй… История его богата, смысл его глубок. Что касается названия, то у слова “сабан” есть два значения – это свадьба, и весенний сев. “Туй” же – это праздник земледелия, почитания матушки-земли, дань поклонения ей.

1-й ведущий. Любит Природу татарский народ, уважает ее – об этом говорят и другие наши праздники: Науруз – встреча весны или Сомбеля – праздник урожая, Сабантуй же - самый веселый и самый любимый из них.

2-й ведущий. Сабантуй проводится в самое красивое время года -июне. Посмотрите, как прекрасна природа в эту пору: расцвела она всем своим цветом, распустилась каждым листочком. Воздух напоен тысячей ароматов, все пропитано радостью жизни, дышит покоем и любовью.

1-й ведущий. Прихорашивается и деревня перед Сабантуем. Сияет она окнами чисто вымытых домов, румянится пирогами; ликует, поет ее душа звуками гармоней – праздник!

2-й ведущий. Сабантуй – это праздник всеобщий, и готовятся к нему всем миром. Накануне праздника можно увидеть необычное и красочное зрелище: по всем домам собираются подарки для победителей Сабантуя. платочек, вышитый руками юной девушки, полотенце, бережно хранимое бабушкой в сундуке, отрез материи джигиту на рубашку – каждый дарит толику своего тепла, тепла, которое согреет всех.

1-й ведущий. С утра, оставив все свои дела и заботы, народ стекается к месту Сабантуя – на большой зеленый луг. Нарядно одетые люди, празднично разубранные кони, всюду смех, веселье, песни…

2-й ведущий. Сабантуй – это праздник земледелия. Поэтому и начинается он только после символического ритуала. В деревянный плуг впрягается лошадь, и прокладывается первая борозда. Праздник вступает в свои права!

1-й ведущий. Сабантуй – яркий и самобытный праздник татарского народа – собрал в себя все лучшее из далекого и настоящего.

2-й ведущий. История Сабантуя такая же древняя, как и сам наш народ. Еще в 921 году посол, прибывший в Булгары из Багдада, знаменитый исследователь Ибн Фадлан с изумлением описал этот булгарский праздник в своих трудах.

1-й ведущий. Праздничные игрища с состязаниями, песнями и танцами испокон веков проводились по окончании весенних полевых работ. Сабантуй – это праздник труда и надежды. Здесь проводятся итоги, празднуются победы.

2-й ведущий. Вот такой он наш Сабантуй – вечный праздник земледелия. Хорошо отпразднуешь его, порадуешь, отблагодаришь Мать-природу – будет хорошим и урожай. Взойдут всходы, заколосятся нивы… В довольстве пройдет зима – а там и снова весна, снова – сев. И опять соберет нас на праздник веселый Сабантуй.

Сколько праздников помнит великая Волга:
Сколько радостных песен звучало над ней!
Каждый камень Казани запомнил надолго,
Шум знамен на ветру и крылатых коней.

Пусть остались в веках на широких майданах
Переливы напевов и отблеск зарниц.
Праздник жив! Я сегодня опять в Татарстане
Свет и радость сияют на тысячах лиц.

Снова песни звучат, скачут кони, как прежде,
И батырам своим рукоплещет народ.
Сабантуй! Эго праздник труда и надежды.
Только в сердце открытом веселье живет.

Ну, а ты - настоящий батыр?
Если да, айда на майдан!
Полотенца за пояса друг другу
И давай плясать по кругу! (Э.Блинова)

2-й чтец. 3-й чтец.

Дом, в котором мы живём,
Это очень шумный дом.
После разных дел с утра –
В нем всегда идет игра!

А на празднике, друзья,
Нам без игр никак нельзя.
Больше страсти, больше смеха
Пусть вовсю идет потеха!

4-й чтец. 5-й чтец.

Всем нам, без сомнения,
Сейчас хорошо,
Что день Сабантуя
Сегодня пришел.

И всех мы поздравляем
Со всею душой
И весело справим
Наш праздник большой.

Здесь будут веселье,
И шутки, и смех.
На праздник к себе
Приглашаем мы всех!

Игры-соревнования.

1.“По водицу”. Игроки берут ведерочки, наполненные водой, бегут до флажка и обратно.

Побеждает игрок, прибежавший первым и не пролившим воды.

Мы возьмем ведерки,
Да и в путь-дорожку,
Поможем взрослым
Натаскать водицу.

2.“Бой на бревне”

Поочередно нанося друг другу удары мешком, наполовину наполненным сеном, каждый из участников пытается свалить противника с бревна.

Эти соревнования проводятся по олимпийской системе: проигравший сразу выбывает из дальнейшей борьбы. Высота бревна должна быть не более 1м. Держаться свободной рукой за бревно запрещается.

Я сижу на бревне,
Как джигит на коне,
А лицом ко мне, -
Как джигит на коне,
Мой дружок на бревне.
Не булатные клинки,
А с соломой мешки
Держим перед собой...
Начинается бой. (Э.Блинова)

3. “Меткий стрелок”

На расстоянии 5м от игрока ставится мишень (воздушный шарик). Игрок три раза кидает в шарик мячиком. Побеждает тот, кто набрал большее количество очков.

А теперь разрешите начать,
Остальных я прошу помолчать.
Кто три раза метко в мишень попадет,
Тот победу в состязании найдет.

4. “Бег в мешках”

Участники этого состязания, надев на ноги мешок, выстраиваются на старте. По сигналу судьи, придерживая мешок руками, они начинают скачками продвигаться к финишу.

Бег в мешках проводится на установленную дистанцию. Победитель определяется по лучшему показанному времени.

5. “Бег с ложками”

На старте участникам дают по деревянной ложке и шишке.

До начала состязания они должны, положив в ложку шишку, зажать ее в зубах. Задача участников заключается в том, чтобы прибежать первым, не выронив при этом шишку. Поддерживать руками ложку запрещается. Уронивший шишку, лишается права на получение приза.

Себе на зиму белка
Запасы собрала.
Грибы, орехи, шишки
К себе в дупло несла.
Мы в этом ей поможем
И шишек ей принесем.
Хотя немного странным
Для белочки путем.
Положим шишки в ложку –
И поскорей в дорожку.

6. “Шест”

Чтобы на него залезть,
Много каши надо съесть.
Наверху висят сапожки -
Ну, ещё! ещё немножко
Подтянись! подтянись!..
Но опять сползаешь вниз.
Не сдавайся, молодец,
Есть и у шеста конец!

(Э.Блинова)

7. “Подарок”

На веревку, натянутой на высоте 1,5м, на ниточках подвешиваются призы(карандаши, ручки, мыло и т.д.). Игрок становится на расстоянии 3-4м, ему завязывают глаза, в руки дают ножницы. Игрок медленно двигается вперед, стараясь захватить ножницами приз, если схватил, то отрезает.

А теперь, друзья, для вас
Важный конкурс есть у нас!
Кто самый меткий, выходи,
Мастерство здесь покажи.
Ножницы в руки, друзья, -
Отрежь подарок для себя!

8. “Силач”.

В забаве этой важен труд:
Прием, усилие, сноровка.
Тот вверх возьмет, кто больше раз
Поднимет эту гирю ловко.

9. “Кто кого перескачет”

Машут мне ветвями липы,
Улыбаются цветы.
Если будешь закаленным,
Все на свете сможешь ты!
Веселей скачи, скакалка,
Где скакалка – там закалка!

10. “Музыкальная”

Участники выстраиваются в круг, начинают исполнять каждый свою песню (кто кого перепоет).

Как сделать летние каникулы, которые дети проводят в центрах досуга, туристических или спортивных лагерях комфортными и интересными? Как развлечь детей, как познакомить между собой и помочь им освоиться в новой обстановке? Конечно же, с помощью общих отрядных дел, мероприятий, соревнований и самых разных веселых и познавательных развлечений. А потому, вожатым и организаторам детского отдыха перед началом сезона неплохо бы пополнить свою «игровую копилку».

Предлагаемые игры и конкурсы для летнего отдыха детей это подборка интересных новых и популярных старых развлечений, в основном творческого и познавательного характера, идеально подходящих для организации детского досуга летом.

1. Развивающая творческая игра "Игра в слова".

Игра подойдет детям, начиная с младшего школьного возраста. Детей выстраивают в кружок. Их руки должны соприкасаться так, чтобы правая ладошка одного ребенка лежала сверху левой ладони другого.

Игра начинается со считалочки, после которой ведущий называет ту область действительности, из которой и следует назвать слово:

Мы найдем слова везде: и на небе, и в воде,
На полу, на потолке, на носу и на руке.
Вы не слышали такого? Не беда, играем в слово…

Ведущий: Ищем слова на …небе!

Тут дети по кругу, в быстром темпе, должны назвать что-либо, встречающееся на небе: птица, самолет, облако, солнце. Называя слово, человек хлопает ладонью по ладони своего соседа.

Если кто-то из детей растерялся и не назвал слово или назвал, но неправильно, то он выбывает из игры. При этом ведущий снова начинает чтение считалочки, и тема меняется.

2. Творческая игра "Чудо-юдо-рыба-кит".

Объявите детям, что сейчас они будут рисовать зверя, но зверя не простого, а фантазийного. Для этого разбейте ребят на команды по три человека и выдайте каждой группе лист бумаги, сложенный втрое по принципу гармошки.

Первый участник каждой команды должен нарисовать голову любого животного - его нельзя никому называть. Ведущий должен следить еще и затем, чтобы остальные члены команды не видели, что рисует первый игрок. Для чего можно построить на столе перегородки из книг. Завернув часть листа с нарисованной головой животного внутрь, листок передают второму игроку. Тот рисует туловище любого зверя; третьему нужно завершить рисунок «ногами», т. е. лапами, ластами, копытами, когтями и т.д.

Как только рисование закончится, предложите командам развернуть листки и посмотреть на своего чудо-юдо-животного. Обязательно предоставьте эти шедевры на обозрение остальным командам, а потом предложите сообща придумать названия для полученных «монстриков». За лучшее имя полагается вручить сладкий приз.

Хорошим завершением игры станет выставка созданных рисунков.

3. Игра "Ни бе.., ни ме.."

Многим, наверное, приходилось слышать, что про тех, кто не отвечает на поставленный вопрос говорят, что он: «ни бе, ни ме». Суть этой творческой игры в том, что надо сказать свои «бе» и «ме», а соперники должны угадать, что вы имели в виду.

Итак, ребята делятся на равные команды и получают карточку с названием сказки, отрывок из которой они должны рассказать, используя только первые слога. Например. Сказка «Репка» будет выглядеть так: «По де ре. Вы ре бо пре бо. Тя по тя де ре, а вы не мо…». Вторая команда отгадывает и предлагает свой вариант.

Это не столько конкурс, сколько просто повод повеселиться (карточек со сказками лучше запасти побольше, наверняка, ребята захотят повторить еще эту забаву).

4. "Скоростная почта".

Такую забаву лучше проводить в самом начале сезона, она дает возможность в игровой форме сделать акцент на именах всех участников. Готовясь к ней, организатору нужно нарисовать два больших плаката с именами: Витя, Нина, Саша, Клава, Дарья, Юля, Соня, Кира, Слава, Боря. Но нужно написать эти имена так, чтобы впоследствии разрезать их «пополам». Листы с окончаниями имен мы кладем на два стола у линии финиша. Остальную часть обоих листьев разрезаем на полоски, чтобы начало каждого имени пришлось на отдельную карточку: Ви, Ни, Са, Кла, Дарь, Ю, Со, Ки, Сла, Бо. Эти карточки и будут «письмами», которые должны доставить адресату рьяные работники «скоростной почты».

Маленьких почтальонов набираем по три - четыре человека в каждую команду и выдаем им заплечную сумку, в которой лежат карточки с началом упомянутых имен. Их задача - быстро подойти к столу, открыть свою сумку, достать первую попавшуюся карточку и правильно приложить ее к окончанию имени, написанному на листе. Потом ребенок возвращается к своей команде и предает сумку следующему игроку.

За быстрое выполнение задания команда получает три балла. Затем баллы начисляются по одному за каждое правильно сложившееся имя. Победителей в этой игре на знакомство определяют по общей сумме баллов.

5. Веселая игра "Кукушка, спой на ушко!"

Организатор игры объясняет условие, на кого он будет неожиданно (!) показывать рукой (или указкой), должен быстро не словами, а движением показать свой ответ, а все хором при этом кричат: «Вот так!»

Как живешь?
- Вот так! (можно показать большой палец руки)
- Как плывешь?
- Вот так! (показать движения пловца)
- А глядишь?
- Вот так!
- А бежишь?
- Вот так!
- Ждешь обед?
- Вот так!
- Машешь вслед?
- Вот так!
- Утром спишь?
- Вот так!
- Как шалишь?
- Вот так!

7. "Маленькие Принцы и Принцессы".

Сначала стоит немного рассказать детям о Маленьком Принце и его чудесных путешествиях по разным планетам с такими смешными и даже печальными обитателями как Король, Роза и Барашек. Было бы очень неплохо для общего культурного развития показать малышам репродукции авторских рисунков Экзюпери и уточнить, что писатель не просто выдумал из головы и зафиксировал в словах своих героев, но еще и нарисовал их.

Затем можно предложить ребятишкам и самим побыть «авторами» и придумать каждому свою планету с особенными обитателями. А потом, словно маленькие принцы, совершить на них путешествия. Для этого им понадобятся надутые воздушные шары и разноцветные фломастеры. Пусть ведущий покажет, как на шарике с помощью фломастеров можно нарисовать разных обитателей этой небольшой голубой, розовой или зеленой планетки. Причем, предупредите ребят, что это не обязательно будут люди: можно пофантазировать и придумать каких-нибудь новых существ.

Не рекомендуем задавать детям временное ограничение, поскольку это снизить уровень творческого потенциала. Предоставьте малышне возможность самовыразиться в спокойной обстановке, а потом попросите каждого рассказать про своих обитателей.

8. По "Ступени развития".


^ АТТРАКЦИОНЫ САБАНТУЯ

Организуя тематические смены для детей, празд­ники в них, не стоит увлекаться лишь заокеанской экзотикой, например разными «школами индейцев» и др. Такое увлечение, во-первых, дань ушедшему про­шлому, во-вторых, гораздо легче найти информацию о традициях, бытоустройстве, фольклоре и играх наро­дов, испокон веков населяющих Россию.

Праздники, восславляющие мать-природу, добрые отношения людей друг к другу, крестьянский труд, справляют и татары, и марийцы, и чуваши, и булгаре, и удмурты, и мордва, и казачество многих областей России. Хочется привлечь внимание к одному из наи­более ярких и веселых праздников. Это Сабантуй - любимый праздник татарского народа.

Он пришел из глубокой древности. Еще в 921 году посол, прибывший в Булгары из Багдада, знаменитый исследователь Ибн-Фадлан с изумлением и восхищени­ем описал этот булгарский праздник в трудах. Слово «сабан» имеет два значения – и весенний сев. «Туй» - праздник. Соответственно сабантуй – это праздник земледелия, почитания матушки-земли, день поклонения ей. К этому дню расцветает природа, прихорашиваются деревни, города и люди. Сияют чисто вымытые окна домов, румянятся испеченные пироги. Начинают съезжаться и гости, которых ждут богатое застолье, веселье, аттракционы и состязания.

Все собираются к месту Сабантуя на большой зеленый луг. Праздник начинается символическим ритуалом: в деревянный плуг запрягают лошадь и прокладывается первая борозда. Далее идет чествова­ние умельцев, после чего организуются игрища с со­стязаниями, песнями и плясками, организуются ат­тракционы: догони и поцелуй невесту, сними петуха, ходьба по наклонному шесту, разбивание горшка, бой мешками, армреслинг, перетягивание каната или пал­ки, кислое молоко, бег с коромыслом, в мешках, бег с яйцами, татарская борьба и др. Победителям вручают­ся призы и сувениры.
^ Предлагаем вариант сценария Сабантуя

К участникам праздника выходит ведущий, одетый в татарский национальный костюм.

Ведущий.

Зазвенел теплом июнь.

Здравствуй, праздник Сабантуй!

После сева летним днем

Мы станцуем и споем!

Победит, кто будет сильным,

Смелым, ловким, удалым!

Пригодится здесь сноровка

И отвага молодым.

Быстрый конь летит, как вихрь

На поляне- силачи!

Вот высокий шест стоит.

Всех людей к себе манит!

А попробуй-ка в мешке

Пробежаться по траве!

Ведра, полные воды,

Очень быстро пронести

Или ложечку с яйцом

Пронести бегом.

Смех, улыбки, шутки, пляс -

Все здесь это есть сейчас.

Веселись же и ликуй!

Это праздник Сабантуй!

Догони и поцелуй невесту

У многих тюркских народов жених должен был до­казать свою удаль в состязании: догнать и поцеловать на скаку свою возлюбленную. Для ребят можно вместо коней использовать велосипеды или «скакуна-помощ­ника».

Как стрела метнулся с места,

Дымом стелется трава... -

Догоняй, жених, невесту! –

Ну, давай, джигит, давай!

«Сними петуха»

В центре луга возвышается высокий шест, на кото­ром сидит петух. Только самым ловким удается добраться до заветной верхушки и заполучить главный приз - живого петуха. Победитель в лазании определяется по лучшему времени. В лагере живого петуха можно заменить игрушечным.

«Подъем по наклонному шесту»

В землю под углом вкопан шест. При всяком дви­жении он раскачивается и как норовистый конь сбра­сывает с себя неудачников

«Разбивание горшка»

Это одна из излюбленных национальных забав. Уча­стник становится вплотную к стоящему на земле горшку, касаясь его пятками. Ему завязывают глаза и дают палку длиной полтора-два метра. По сигналу он должен сделать десять шагов вперед и затем по­вернуться кругом и двигаться обратно к горшку. Раз­бивший горшок получает приз. Если помните, такой приз получил президент Б.Н. Ельцин.

«Бой мешками»

Это состязание для тех, кто повыносливей. На сколь­зкое бревно усаживаются лицом друг к другу два батыра, в руках которых увесистые мешки, наполнен­ные сеном. Необходимо уворачиваться от удара со­перника, и при этом стараться сбить его. Кто сумеет дольше удержаться на бревне? Проигравший выбыва­ет из игры.

«Перетягивание каната, палки»

Чаще это командное соревнование. Но состязаться можно и командой, и одиночно, закрепив канат на по­ясе или на шее. Можно перетягивать и палку.

«Кислое молоко»

Ставятся два стула, на каждом - тазик или блюдо, до краев наполненные кислым молоком или мукой. На дно тазика опускается монетка. Задача участников заключается в том, чтобы достать ее зубами. Кто первым достанет монету, тот считается победителем. Монетку удалось достать президенту В.В. Путину, участвовавшему в Сабантуе.

«Бег с коромыслом»

С полными ведрами воды надо быстрее всех достигнуть финиша, меньше всех пролив воды. Участники, надев на ноги мешок, выстраиваются на старте. По сигналу судьи, придерживая мешок руками, бег проводится на определенную дистанцию. Победитель определяется по лучшему времени.

«Бег с яйцами»

Требуется всего ничего: зажав в зубах деревянную ложку с яйцом, первым добежать до финиша, не выронив яйца.

«Татарская борьба»

В этом виде спортивных единоборств перед борца­ми стоит задача положить соперника на лопатки. Соперники стоят лицом друг к другу с намотанными на кисть правой руки полотенцами (кушаками).

«Срежь приз»

К двум шестам привязывается веревка, на которой закрепляются призы. Желающим поучаствовать плат­ком завязываются глаза и выдаются ножницы. Они должны срезать приз.

^ После аттракционов начинается гуляние с песнями, танцами, угощениями, сладостями!

Ведущий.

Сколько праздников помнит великая Волга!

Сколько радостных песен звучало над ней!

Каждый камень Казани запомнит надолго

Шум знамен на ветру и крылатых коней.

Слова песни звучат, скачут кони, как прежде,

И батырам своим рукоплещет народ.

Сабантуй! Это праздник труда и, надежды.

Только в сердце открытом веселье живет!
Возможные этапы Сабантуя


  1. Бег в мешках по пересеченной местности

  2. Бой петухов (прыгая на одной ноге, надо вывести из равновесия соперника)

  3. Борьба (одна рука привязана к ноге)

  4. Боулинг

  5. Быстрый змей (пронести ракетку с шариком, ракетка во рту)

  6. Воротики (забей гол вожатому, который стоит в воротах)

  7. Дартс (использовать обычную игру дартс)

  8. Достань монетку (в чашке с кефиром или молоком)(вариант – с мукой)

  9. Кольцеброс (попасть колечками в цель)

  10. Нанайский бокс (участникам завязывают глаза, дают в руки свернутые спальники)

  11. Напои меня (сидят на одной ноге, правой рукой держат правую ногу, левой рукой держат стакан с водой, соком. Надо напоить быстрее своего соседа)

  12. Нарисуй нос (подойти с завязанными глазами к портрету и нарисовать (можно приклеить) нос (возможна любая часть тела)

  13. Перенеси воду на коромысле (палка, ведерки из-под майонеза, ведро, вода)

  14. Поднятие гири (вариант – поднимание и опускание скамейки всей командой)

  15. Пройти рукоход

  16. Прокатай бревно (один из участников встает на бревно ногами, двое держат его под руки (страхуют, чтобы не упал), надо прокатиться по дистанции)

  17. Силачи (перетягивание каната)

  18. Скакалка двойная (скакалки вращаются в разные стороны, вовнутрь)(необходимо попрыгать всей командой)

  19. Скамейки (прыжки через скамейки, скамейки стоят с разными интервалами)

  20. Снайпер (на поясе привязан карандаш. Попасть необходимо в бутылочку)

  21. Стрельба по шарикам

  22. Срежь приз (как в Новый год: глаза завязаны, в руках - ножницы)

  23. Укради невесту (на руках два саксаула проносят невесту)

  24. Эстафета (стулья, одежда с одеванием, мяч по кочкам, мяч в ведро, по дорожке, с прискоком)

^ МОЛОДЕЖНОЕ ТОП-ШОУ

«СТАРТИНЭЙДЖЕР»

(сценарий)

В зале темно. Открывается занавес. Включается очень ритмичная музыка, зажигаются бегущие огни, выходит суперубойный ведущий.

Суперведущий. Привет, девчонки, а также паца­ны! Сегодня мы представим программу на улет! Итак, мы начинаем» поехали вперед. Катушки закрути­лись, давайте танцевать! Вы будете смеяться, вы бу­дете кружиться... кружиться, кружиться и влюблять­ся, а я вас буду сегодня развлекать. Наш «Стартинэйджер» - это просто чума! На «Стартинэйджере» кружится голова! Забытый антиквар и клевые новинки! Крутые видеоклипы, а также все пластинки! Все это вам поможет немного поразмяться, просто поторчать или на ком-то оторваться! А если ты не знаешь, как надо танцевать, попробуй все движенья за мною повторять. Уверен, все получится, ждет тебя успех, ты удивишь друзей и будешь лучше всех! Все это очень просто никаких проблем: сегодня «Стартинэйджер», и он нам нужен врем!

«Паспорт команды»

Тинэйджеры должны интересно, оригинально и ос­троумно представить свою танцевальную команду.

«Танец тинэйджеров»

Это домашняя заготовка. Команды исполняют под­готовленный танец. Оценивается сюжет, своеобразие и синхронность движений.

«Построить буквы»

Играет музыка, и участники команд танцуют. Ве­дущий называет какую-либо букву (цифру) и останав­ливает музыку, а игроки каждой команды собираются вместе и пытаются изобразить названную букву (циф­ру). Например: Ц, Н, X, М или 4, 1, 0. Кто лучше других справится с заданием, объявляется победите­лем и награждается призом.

«Буквы на дискотеке»

Вызывается по одному участнику из каждой ко­манды. Под музыку они должны представить себя на­званной ведущим буквой и показать, как она могла бы исполнять дискотечный танец.

«Пойми меня»

Один участник из каждой команды получает от ве­дущего записку с названием песни. Он должен изоб­разить пантомимой содержание песни, а команда от­гадать ее.

«Стилевые перетанцовки»

Жокей ставит записи разных по жанру мелодий. Команды должны быстро отреагировать и показать ори­гинальные танцевальные движения, собранность груп­пы, синхронность исполнения и соответствие жанру.

«Собрать пирамиду»

Каждой команде выдается по 36 стаканчиков из-под йогурта (или одноразовые). Группа должна из них построить пирамиду, поставив в первый ряд 9 стакан­чиков, во второй - 7, в третий - - 6, в четвертый - - 5, затем - - 4 и т.д. Кто быстрее соберет пирамиду?

«Любимые цветы»

Каждой группе тинэйджеров называется цветок, который они должны изобразить в танце. Естествен­но, каждый цветок имеет свою форму, цвет и даже характер. После нескольких минут подготовки вызывается 1-я команда, включается мелодия песни, где упоминается именно их цветок. Команда изображает его. Далее выполняют задание другие команды, опре­деляется победитель.

«На одной ножке к чемодану»

Каждая команда (из равного числа участников) выст­раивается как можно дальше от своих чемоданов, где хранятся разная одежда и предметы гардероба. По зна­ку ведущего первые участники команд устремляются к чемоданам, прыгая на одной ноге. Игроки надевают одеж­ду и другие предметы (парики, шляпы и др.)» затем с чемоданами скачут обратно к линии старта. Там они снимают одежду и складывают ее обратно в чемоданы. После этого относят чемоданы на место и возвращаются к старту. То же самое проделывают следующие игроки. Побеждает команда, которая первой завершит игру.

«Кто кого перепоет»

Это аукцион песен на определенную тему, напри­мер «Армия». Побеждают те тинэйджеры, которые перепоют (по количеству) всех остальных.

«Передай апельсин»

Игроки каждой команды садятся шеренгой вплот­ную друг к другу, сняв обувь и вытянув перед собой ноги. Ведущий кладет по апельсину на лодыжку пер­вым игрокам каждой команды. Участники должны передать апельсин друг другу (с лодыжки на лодыж­ку), не прибегая к помощи рук. Если апельсин надает на пол, то ведущий подбирает его и возвращает перво­му игроку команды. Побеждает команда, опередившая все другие в передаче апельсина от первого игрока до последнего.

«Обуй всю команду»

Участники разуваются. Вся снятая обувь складыва­ется в кучу и смешивается. Участники сидят, как в предыдущем конкурсе. А вот капитану придется бежать к этой куче, находить обувь каждого члена ко­манды, бежать к нему и обувать. И так, до последнего, пока не будет обута вся команда.

«Парад шляп»

Команды получают несколько листов бумаги, нож­ницы, маркеры, клейкую ленту. За определенный пе­риод времени они должны сделать по шляпе и надеть их. Затем проводится «парад шляп». Побеждает та группа тинэйджеров, которая сделает самые оригиналь­ные шляпы.

«Видеокляпы»

Это заключительный, показательный конкурс. Каж­дая команда должна «снять» видеоклип на известную песню. У кого интереснее и оригинальнее? Пример: "Два веселых гуся».

Конкурсы могут быть самыми разнообразными: «Портрет» (коллективное выполнение портрета своей компании); «Замок» (из медных банок); «Худая ком­пания» (забраться в обруч, у какой из команд больше человек войдет - та и победитель); «Крик души» (кто громче крикнет что-то); «Яблоки раздора» (съесть яб­локо без помощи рук); «Веревка» (связать веревку из подручных средств); «В мире животных» (станцевать как животное); «Паровозики» (собрать из зрителей самый большой паровоз); «Танец на руках» (девушка на руках у юношей); «Портрет ногой» (ногой нарисовать интересный портрет) и др.
^ ДЕНЬ ИНДЕЙЦЕВ

Подготовка

Каждый отряд получает задание перед началом игры: выбрать название племени, избрать Верховного вождя, присвоить ему имя, придумать каждому индейцу наряд и отличительный знак, который наносится всем членам племени, раскраситься в боевую раскраску, разучить свой танец.

В течение всей игры на территории лагеря функционирует «Черный Вигвам», куда отправляют всех «штрафников».

Ход игры.

В назначенный час в лагере звучит сигнальный рог для сбора всех племен. Племена собираются на Большой поляне, где будет проходить Совет старейшин племени, и приветствуют друг друга: «Я, Сильный ветер, вождь племени «Ирокезов», приветствую всех собравшихся здесь от имени своего племени и своих людей! Мы стоим на тропе Мира!». Затем Верховный Вождь объявляет, что бледнолицые похитили волшебный амулет, который оберегал все племя от несчастий. Его нужно срочно вернуть. Однако бледнолицые запутали свои следы. После них осталось несколько маршрутных карт, но верной является только одна из них. Каждое семейство получает по маршрутной карте и отправляется в путь. По дороге их встречают храбрые воины (вожатые), которые проверяют знания и умения соплеменников.

^ ЭТАПЫ
«Твердая рука»

Сбить мячом бутылку с песком (участвует все племя, за каждое попадание в бутылку – 1 балл).

«Сильный ягуар»

6 человек от отряда (3 девочки и 3 мальчика): мальчики – отжимаются, девочки – качают пресс. Учитывается общее количество, за каждое выполненное упражнение – 1 балл.

«Зоркий сокол»

На некотором расстоянии подвешен обруч. Задача каждого участника – попасть в обруч мячом. Попадание – 2 балла.

«Пещера хитрой лисы»

Отгадать головоломку. За каждую отгаданную головоломку – 10 баллов.

«Быстрый ветер»

Донести мяч, который лежит в ложке, до отметки и вернуться назад. Ложка держится не рукой, а находится во рту. Максимальная оценка – 50 баллов.

Веселый праздник - С а б а н т у й!

Гарипова Диля Фаиловна, Фатихова Инсия Мирсаетовна

воспитатели (по обучению детей татарскому языку)

высшей квалификационной категории

МБДОУ №36 «Золотой ключик» г. Набережные Челны

Площадка украшена шарами, полотенцами, платками. Звучат фанфары.

Звучит песня “Сабантуй” (трек №89 ).

Ведущий. Исә нмесез, балалар! Исә нмесез, кунаклар! Хә ерле кө н барчагызга: олыгызга, кечегезгә !

Здравствуйте, дети! Здравствуйте, гости дорогие!

С праздником вас всех, дорогие дети!

С праздником вас сотрудники нашего “Золотого ключика» и родители!

С весёлым праздником- Сабантуем!

Шау-гөр килә киң болыннар,
Кырлар һәм су буйлары.
Котлы булсын, якын дуслар,
Ямьле Сабан туйлары!!!

Парад: «Нәниләр зарядкасы » жыры янгырый - 87 трек

(Без инде хәзер зурлар, мәктәпкә илтә юллар) Дети(с шарами, гимнастическими ленточками) проходят в ворота с надписью “ Сабантуй” .

Давайте, крикнем « Ура!»

Ведущий. Для открытия праздника Сабантуй слово предоставляется Заведующему д/с

(Объявляет об открытии)

Дорогие гости, дети, рады видеть вас!

Начинаем праздник Сабантуй сейчас.

Ждут вас игры, танцы и веселый смех,

И во всём сегодня будет вам успех!

Праздник Сабантуй - это и подведение итогов за учебный год, это и возможность показать свою силу, ловкость, выносливость и выиграть приз.

Сабантуй – веселый праздник

Мы справляем каждый год.

Каждый год на этот праздник

Собирается народ.

Давайте, крикнем « Ура!»

1 реб . Бүген бездә Сабантуй,

Биибез дә, җырлыйбыз.

Җырлап-биеп, куанышып,

Сабантуйны зурлыйбыз.

2 реб .Без жырлыйбыз Сабантуйда,

Ин матур жырлар сайлап.

Безнен жырга зэнгэр куктэн

Кошлар кушыла сайрап.

3 реб. Сабан туе – хезмэт туе,

Шатлык хэм хезмэт туе.

Уйнап – колеп, жырлап – биеп

Бэйрэм итик кон буе.

4 реб. На веселый Сабантуй

Мы позвали всех друзей.

Будем петь и танцевать,

Дружно, весело играть

Звучит музыка. Входят мал ьчик и девочка в национальных костюмах.

Мал ь чик и девочка. Исәнмесез! (здороваются с ведущей)

Ведущий. Исәнмесез! Кая барасыз, балалар?

Мал ь чик и девочка Сабантуйга барабыз . Покажите, пожалуйста, нам дорогу.

Ведущий. Дойдете вон до того дерева, там живет Лесовичок. Он знает дорогу. (Дети идут по тропинке, как только дойдут до дерева, на них набрасывается Баба Яга, спрыгивает с дерева)

Баба Яга. Ага, п опались! Какие красивые и упитанные! Наверное, вкусненькие!

Мал ь чик и девочка. Исәнме, әби!

Баба Яга. Әби? Что такое әби? Или это кто такой?

Мал ь чик и девочка. Әби,по-татарски, бабушка.

Баба Яга. Мин - әби?! Ну раз вы такие грамотные, вам придется соревноваться со мной. Победите-покажу дорогу!

1.Гонки на метлах.

Баба Яга. Сдаюсь, вы победили. Идите прямо. А мне можно с вами на Сабантуй?

Дети. Нет, нельзя, Вас не приглашали(уходят)

Баба Яга. Ну, я им испорчу праздник (уходит)

Ведущий. А сейчас продолжается праздник!

Песня «Сабантуйга барабыз»

На празднике вас ждет много развлечений.

Кто хочет веселиться - пусть не ленится!

Появляется Батыр. Он тянет за руку девочку - Плаксу. Девочка сопротивляется, капризничает.

Ведущий: Ребята, кто это там идет?

Да не к нам ли на праздник?

Б атыр: А, вот где вы собрались!

Как у вас здесь красиво!

(Плакса стучит ногами, плачет)

Услыхали мы, что у вас сегодня праздник «Сабантуй» и решили заглянуть к вам. Только вот дочка моя ничего не хочет делать. Может быть, вы ее порадуете веселыми играми да танцами?!
Д ети: Да!

Татарский парный танец

Батыр: Молодцы, ребята! Здорово умеете веселиться!

Ведущий: А Плаксе понравился наш танец?

Плакса: Юк,юк , мне ничего не нравится!

Ведущий: Плакса, мы тебя сейчас развеселим. Давайте, ребята, поиграем в игру.

2. Игра “Подарок”

(На веревку, натянутой на высоте 1,5м, на ниточках подвешиваются призы (карандаши, ручки, мыло и т.д.). Игрок становится на расстоянии 3-4 м, ему завязывают глаза, медленно двигается вперед, стараясь захватить руками приз, если схватил, то отрезает)

Ведущий: А теперь, друзья, для вас
Важный конкурс есть у нас!
Кто самый меткий, выходи,
Мастерство здесь покажи.
Поймай подарок для себя!

3. Бег с ведрами под музыку

Батыр: Вот два ведра, полно водицы,

Надо быстро пробежать, не облиться!

Ведущий: Сабантуй наш продолжается!

А кто это к нам еще пожаловал?

Появляется Камырша ( в руках банан )

Камырша: Исәнмесез, балалар! Здравствуйте дети!

Ведущий: Ребята, кто это пришел к нам на наш праздник?

Дети : Камырша!

Ведущий: Камырша, у нас сегодня праздник, посмотри и поучаствуй на состязаниях, посоревнуйся с детьми. Вот и главный батыр нашего праздника. Выходит Батыр, показывает мускулы.

Камырша: (расстроенный, почти со слезами на глазах): Как же так? А я? Я же целый год готовился, силы свои не тратил, ничего не делал, хорошо кушал…и не успел.

Батыр : Камырша, ты успокойся, не плачь, давай лучше посоревнуемся.

Борьба- татарча к өрәш Б атыра и Камырши . ( Камырша проигрывает, плачет.)

Батыр. Камырша, ты не расстраивайся, лучше по смотри, как наши ребята борятся.

Көрәш- борьба среди детей

Ведущий: Камырша, покажи силу, как ты умеешь тянуть канат.

4. “Перетяни канат”

А сейчас продолжается праздник! На нем вас ждет много развлечений.

Захочешь приз получить - получай.

Захочешь быть самым лучшим - будешь лучшим.

Праздник у нас не простой - Сабантуй!

Кто хочет веселиться - пусть не ленится!

Батыр проводит игры и конкурсы для детей.

5. Бег в мешках (под мелодию “Әпипә”)

Батыр: Вот даю тебе мешок,

Полезай в него дружок.

Кто скорее добежит

Тот конечно победит!

Кемнәр җитез, кем өлгер,

Минем янга килегез.

Әйдә карыйк узышып,

Капчык киеп ярышып

Камырша: Ур-ра! Спасибо вам ребята большое. Рәхмәт, балалар. Вы научили меня ловкости, подвижности и смелости. Побегу скорей маме помогать. (уходит)

6. Бег с ложками (йомырка белән йөгерү)

Ведущий: Вот ложка, в ложке – яичко!

Бежать нельзя, дрожать нельзя,

Дышать можно – только осторожно!

Кашыкка салып күкәйне

Йөгерегез тизрәк.

Күрик әле, бу ярышта

Кайсыгыз җитезрәк?

(Танцуя под фонограмму, появляется Хаджа-Насретдин)

Хаджа-Насретдин: Ассалямагаляйкум! Ой, как тут здорово! Как весело! Я тоже решил прийти к вам на праздник.

Ведущая: Мы очень рады тебя видеть, Хаджа Насретдин. А где же твой ослик?

Хаджа-Насретдин: Ой, он уже с утра побежал на скачки. Кстати, ребята, мне очень хочется проверить вашу сообразительность, и поэтому я привёз для вас загадки.

    Всех известных птиц черней, враг личинок и червей.

В огороде словно врач, ходит важно. Это. .. (грач) .

    Вот будильник во дворе,

Будит всех он на заре.

Красный гладкий гребешок.

Это Петя. .. (петушок) .

    Красный спрятан корешок.

Сверху виден лишь вершок.

А подцепишь ловко-и в руках. .. (морковка) .

    Небо застлано дождём.

Как же мы гулять пойдём?

Не горюй, ведь в огороде

Светит при любой погоде

В деревнях, на дачах, сёлах,

Наше солнышко. .. .(подсолнух) .

Хаджа-Насретдин: Я знал, что вы такие сообразительные! А горшок с завязанными глазами разбить сумеете?

Не боюсь я, не хвалюсь,

А с горшочком разберусь

Глазки я закрою

А горшочек разобью.

7. Игра “ Разбей горшок”

Ведущий: Дети, одно из главных соревнований сабантуя это – конные скачки. Разрешите начать соревнования.

Алай итик әле без,

Болай итик әле без.

Күңелле итеп бергә-бергә

Уйнап алыйк әле без

8. Игра «Конные скачки»

Ведущий: Какие вы ребята молодцы. Вот вы и показали какие вы смелые и ловкие.

9 . “Бой мешками”

Ведущий: Вот бревно, а вот мешки

Выходите мужички,

Кто кого мешком собьёт

Тот подарок заберёт!

Сабантуй елга бер генә килә

Күңелле, олы бәйрәм.

Нур өстенә нурлар иңсен

Биеп алыйк ичмасам.

(татарча бию)

А сейчас для всех для вас

Развеселый перепляс.

Громче, музыка, играй!

Танцевать всех приглашай!

Звучит татарская музыка. Дети танцуют.

Без уйныйбыз, уйныйбыз,

Якты көннән туймыйбыз.

Сабантуе гөрләп торсын,

Биибез дә җырлыйбыз.

Хаджа-Насретдин: Молодцы вы, ребята! Вы такие дружные, ловкие, сильные, смелые.

Очень всех я вас люблю!

Ради праздника такого

Непременно угощу!

Спасибо всем вам за веселье,

От меня вам угощенье!

А где же угощение?

Появляется Баба Яга.

Баба Яга. Вы меня на Сабантуй не приглашали, поэтому и угощений не будет(Хаджа-Насретдин уговаривает отдать подарки, та соглашается). Ну, хорошо, пусть будет по-вашему. Если достанете, угощения будут ваши! (мешочек висит на дереве, ножницами срезают, раздают детям)

Ведущий: Дуслар, көтеп алган Сабан туйлары ахырына якынлашты. Барыгызга да саулык-сәламәтлек телим. Киләсе елга да Сабан туйларында очрашырга язсын. Сау булыгыз!

Вот и закончился наш праздник,

Давайте крикнем «Ура!»

Праздник «Сабантуй» удался на славу,

Я думаю, всем он пришелся по нраву!

Желаем вам здоровья, счастья, веселого настроения.

Пусть каждый день вам солнце светит ярче,

Цветы под ноги падают ковром.

Желаем всем здоровья, мира, счастья, -

Всего, что называется добром.

Баба Яга. Всем спасибо за внимание,

За задор, веселый смех.

За огонь соревнования,

Обеспечивший успех.

Ба тыр : Окончен праздник, в час прощанья

Будет краткой наша речь.

Говорим мы: «До свиданья

Через год, до новых встреч!»