Воспитатель: Гатина Г.Х.
Цели: 1.Закрепить знания детей по окружающему миру полученные в течение всего учебного года. Повторить знания о домашних и диких животных и присущие им признаки, правильно определить цвет, величину, форму предмета, учить называть правильно одежду, транспорт и его части.
2. Приучать детей самостоятельно и с помощью воспитателя составлять предложения из 2-3 слов. Способствовать развитию у детей внимания, речи, памяти, мышления, обогащать словарный запас слов. Развивать крупную и мелкую моторику рук.
3. Воспитывать детей к единству в коллективе. Заинтерисовать детей к активному участию на занятиях и желанию отвечать на вопросы воспитателя.
Оборудование: мягкие игрушки: заяц, медведь, волк, муляж моркови; игрушечные: грузовая машина, самолет, автобус, руль; изображения из бумаги дедушки и бабушки, макет дома; мулжи домашних животных: корова, петух. курица, лошадь, кошка, собака. Большие макеты ели, изображения солнышка, красных, синих, желтых цветков; доска шириной 20 см.
Структура занятия:
- Выбираем транспорт для путешествия.
- Остановка в лесу, рассматриваем и называем цвета природных явлений и животных.
- Физ. Минутка «Зайка беленький сидит» .
- Приезд в деревню, рассматривание там домашних животных, определение признаков присущие им.
- Подведение итогов.
Ход занятия:
Дети, сейчас мы с вами отправимся в далекое путешествие. А на каком транспорте мы туда отправимся? Это что?
Самолет.
Самолет что делает?
Самолет летает.
Покажите мне как летают самолеты. Молодцы.
А это что?
Грузовая машина.
Она большая или маленькая?
Грузовая машина большая.
А из каких частей она состоит? (воспитатель показывает, дети называют)
Это кабина, кузов, колеса. (можно индивидуально спросить у 2-3 детей)
Молдцы. А это что?
Автобус.
Автобус большой или маленький?
Автобус большой.
Правильно. Сейчас мы с вами отправимся в путешествие вот на этом автобусе (показывает на заранее расставленные стулья) . Муса будет шофером, он садится вперед держит руль и рулит. (издаем звук мотора) .
Смотрите ребята, мы ведь приехали в лес. Смотрите сколько здесь деревьев!
Это какое дерево?
Это елочка.
Елочка какого цвета?
Елочка зеленого цвета.
А это что?
Солнышко.
Солнышко какого цвета?
Солнышко желтого цвета.
Смотрите какие красивые цветы здесь растут!!! Какого они цвета?
Цветы синего, красного, желтого цвета.
Смотрите детишки за елочкой кто-то спрятался…Это кто?
Это зайчик.
У зайчика какие ушки?
У зайчика длинные ушки.
Ребятки, а зайчик от кого спрятался? Он кого боится?
Он боится волка и лису.
Правильно, вот волк и лиса (показывает) . Давайте поможем зайчику, напугаем волка и лису, топайте ножками, хлопайте в ладоши (волк и лиса убегают) . Молодцы! Давайте обрадуем зайку, споем про него песенку! (поем песенку «Зайка серенький сидит» и выполняем движения к словам этой песни) . Молодцы! Ребята, а зайчик что очень-очень любит кушать?
Зайчик любит кушать морковку.
Правильно! Вот зайчик тебе морковка! Зайчик сказал нам «Спасибо» и спрятался за дерево. Ребятки, а кто еще живет в лесу?
В лесу живет медведь.
Медведь большой или маленький?
Медведь большой.
Давайте расскажем стишок про медведя» Мишка косолапый».
Смотрите здесь есть тропинка, пойдемте по тропинке (доска шириной 20 см) .
Ребятки это же деревня!!! Кто живет в деревне? (показывает на бабушку и дедушку) .
В деревне живут бабушка и дедушка.
А у бабушки и дедушки есть домашние животные, потому что они живут возле дома. Это кто?
Это корова.
Что нам дает корова?
Корова дает молоко.
Как мычит корова?
А это кто?
Это коза.
Как кричит коза?
Какого цвета коза?
Коза белого цвета.
А это кто?
Это лошадь.
Лошадь быстро бегает.
Это петух.
Как кричит петух?
Кукареку.
Правильно. Петух кричит громко. А это кто?
Это курица.
Как кудахчет курица?
Ко-ко-ко.
Что нам дает курица?
Курица дает яички.
А это кто?
Это кошка.
Как говорит кошка?
Правильно. Кошка мягкая. А это кто?
Как лает собака?
Молодцы ребятки! Как называются эти животные. Которые живут в деревне, возле дома.
Это домашние животные.
Правильно! Молодцы ребята! Вы такие умные! А теперь садимся в автобус и возвращаемся обратно в нашу группу.
Пояснительная записка
Работа по познавательному развитию детей 2-3 лет строится в соответствии с их возрастными психологическими особенностями, выбираются адекватные формы, средства, методы и приемы взаимодействия с малышами. Введение в предметный мир предполагает формирование представлений о предмете, а в ознакомлении детей с явлениями общественной жизни стержневой темой является жизнь и труд детей. В основе ознакомления детей с природой лежит помощь ребенку в осознании себя как активного субъекта природы. Реализация программных задач осуществляется в процессе, как повседневного общения с детьми, так и в процессе образовательной деятельностью.
Данная программа составлена с учётом основной образовательной программы дошкольного образования ДОУ, для реализации в течении 2017 – 2018 учебного года и нацелена на ознакомление с предметным окружением, ознакомлением с социальным миром и миром природы детей 2-3 лет.
Непосредственно образовательная деятельность в первой младшей группе по разделу «ознакомление с окружающим миром» проводится 1 раз в неделю, продолжительностью до 10 минут, с подгруппой детей. Исключается адаптационный период сентябрь и октябрь. Всего 28 в год.
Реализуемые направления
- Ознакомление с предметным окружением
- Ознакомление с миром природы
Основные цели и задачи программы
- формировать представления о простейших связях между предметами ближайшего окружения;
Продолжать знакомить детей с названиями предметов ближайшего окружения: игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель. Побуждать детей называть цвет, величину предметов, материал, из которого они сделаны (бумага, дерево, ткань, глина); сравнивать знакомые предметы разные шапки, варежки, обувь и т. п.), подбирать предметы по тождеству найди такой же, подбери пару), группировать их по способу использования (из чашки пьют и т. д.).
Раскрывать разнообразные способы использования предметов
Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки; красный мяч – синий мяч; большой кубик – маленький кубик). Побуждать детей называть свойства предметов: большой, маленький, мягкий, пушистый и др.) Способствовать появлению в словаре детей обобщающих понятий (игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель и пр.). Знакомить с транспортными средствами ближайшего окружения.
Ознакомление с миром природы
Учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных (кошку, собаку, корову, курицу и т. д.) и их детенышей и называть их; узнавать на картинках некоторых диких животных (медведя, зайца, лису и т. д., называть их.
Знакомить детей с доступными явлениями природы.
Наблюдать за птицами и насекомыми на участке (бабочка и божья коровка)
Приучать детей подкармливать птиц.
Учить различать по внешнему виду овощи (помидор, огурец, морковь) фрукты (яблоко, груша и т.д.).
Помогать детям замечать красоту природы в разное время года.
Воспитывать бережное отношение к растениям и животным. Учить основам взаимодействия с природой (рассматривать растения и животных, не нанося им вред; одеваться по погоде).
Способствовать развитию ответственного бережного отношения к природе; развивать чувство ответственности за свои поступки по отношению к представителям живой природы.
Ознакомление с социальным миром
Формировать элементарные представления о росте и развитии ребенка.
Закреплять умение называть свое имя. Развивать умение называть имена членов своей семьи. Развивать представления о положительных сторонах детского сада, его общности с домом (тепло, уют, любовь и др.) и отличиях от домашней обстановки (больше друзей, игрушек, самостоятельности и т. д.). Развивать умение ориентироваться в помещении группы, на участке.
Напоминать детям название города (поселка), в котором они живут.
Формы работы
Групповая форма организации обучения(индивидуально-коллективная). Группа делится на подгруппы.
- рассматривание, наблюдение
- демонстрация наглядных пособий
- игра-экспериментирование
- исследовательская деятельность
- конструирование
- развивающая игра
- экскурсия, ситуативный разговор, рассказ, интегративная деятельность, беседа, воображаемая проблемная ситуация.
. Особенности развития детей целевой группы
В развитии психических функций детей 2-3 лет доминирует восприятие. Дети этого возраста максимально связаны с наличной ситуацией, всё их поведение импульсивно.
Мышление у детей 2-3 лет - наглядно действенное. Дети этого возраста интеллектуально развиваются при условии наглядности предметной деятельности. Во взаимодействии с взрослыми дети усваивают способы действий с разнообразными предметами. Примерно к 2 годам у детей начинается первичная форма самосознания. Признаком этого самосознания является узнавание себя в зеркале. Далее дети называют себя по имени, а ближе к трём годам появляется местоимение «Я». К возрасту трёх лет у детей предметная деятельность уже сформирована, по меньшей мере, по отношению тех предметов домашнего обихода, которыми дети этого возраста пользуется. Большинство детей в возрасте 2-3 лет начинают переходить от абсолютного выполнения действия к символическому его изображению. Дети 2-3 лет начинают использовать функциональное назначение предмета своим идеям и замыслу игры с ориентацией на его физические свойства и качества. У детей 2-3 лет развиты ощущения, восприятие, внимание, память, мышление (действенное, практическое), элементы воображения, которые развиты за счёт предметной деятельности.
Планируемые результаты освоения программы.
Может образовать группу из однородных предметов. Различает один и много предметов.
Различает большие и маленькие предметы, называет их размер. Различает и называет предметы ближайшего окружения. Называет имена членов своей се мьи и воспитателей.
Узнает и называет некоторых домашних и диких животных, их детенышей. Различает некоторые овощи, фрукты (1-2 вида). Различает некоторые деревья ближайшего окружения (1-2 вида). Имеет элементарные представления о природных сезонных явлениях
Оценка индивидуального развития ребёнка проводится 2 раза в год (октябрь, апрель)
по методике Короткова Н.А., Нежнов П.Г. «Отслеживание развития ребёнка – дошкольника в образовательном процессе».
Количество |
||
Ознакомление с предметным миром | ||
Ознакомление с миром природы | ||
Ознакомление с социальным миром | ||
Всего: |
Перспективное календарно - тематическое планирование
Месяц | Неделя | Тема | Программное содержание |
Н о я б р ь | «Дружная семья» | Знакомить детей с понятием «семья»; развивать навыки общения; общую моторику; воспитывать интерес к игре-инсценировке. |
|
Игра «Найди и назови» | Знакомить детей с предметами ближайшего окружения – игрушками; учить отвечать на вопросы, описывать игрушку и действия с ней, сравнивать и различать пластмассовые, резиновые, тканевые игрушки наощупь; развивать речь; тактильные ощущения; обогащать словарный запас по теме.. |
||
Игра «Найди миски для кошки и котенка» | Знакомить детей с домашними животными: кошкой и котенком, учить отвечать на вопросы, произносить звукоподражания, сравнивать предметы по нескольким признакам (величине, цвету) |
||
Инсценировка сказки К. Чуковского «Цыпленок» | Упражнять детей слушать сказку в инсценированном варианте; знакомить с домашними птицами, с внешним видом петуха, его повадками; продолжать закреплять понятие «семья»; воспитывать интерес к сказкам. |
||
Д е к а б р ь | «Лесные жители» | Уточнить представления о зиме, ее признаках; учить отмечать погодные условия, различать сезонную одежду (зимнюю), способствовать запоминанию последовательности одевания на прогулку; развивать внимание, речь, общую моторику |
|
Игра «Какие бывают Птицы?» | Упражнять различать количество предметов (один-много); учить внимательно слушать и наблюдать; формировать способность детей к диалогической речи; учить отвечать на вопросы словом и предложениями, состоящими из 3-4 слов; упражнять в звукоподражании голосам птиц, обогатить и активизировать словарь по теме; воспитывать заботливое отношение к птицам зимой. |
||
«Зима» Тепло оденем куклу | Упражнять рассматривать сюжетную картину, отвечать на вопросы по изображению, воспроизводить движениями конкретные действия. сопровождая их речью; развивать слуховое восприятие, навыки соотнесения зрительного образа со слуховым; активизировать словарь по теме «Зима». |
||
Одежда для кукол. Игра «Угадай по описанию» | Знакомить с понятием «одежда»; предметами одежды; учить последовательности одевания на прогулку, развивать внимание, восприятие, речь, общую моторику; воспитывать аккуратное отношение к одежде и желание убирать вещи на место; обогащать словарь за счет названий предметов одежды и обуви, определений. |
||
Я н в а р ь | Скоро Новогодний Праздник | Уточнить и обогатить представления о предстоящем событии – новогоднем празднике; учить рассматривать предметы (ёлку, ёлочные украшения) и отвечать на вопросы в ходе рассматривания, развивать внимание, речь, мелкую и общую моторику, восприятие, активизировать словарь по теме «Новогодний праздник». |
|
«Найди каждому снеговику ёлочку» | Упражнять при наблюдении выделять наиболее яркие характерные особенности; формировать способность детей к диалогической речи; |
||
«Зима» | Упражнять внимательно слушать и наблюдать; формировать способность к диалогической речи; активизировать словарь по теме; учить сравнивать предметы, подбирать и упорядочивать их по размеру, понимать слова «большой», «маленький». |
||
«Зимние забавы» | Уточнить представления о зимних играх, учить рассматривать сюжетную картину, отвечать на вопросы по изображению, |
||
Ф е в р а л ь | Игра «Что делают Птички?» | Дать представление о зимующих птицах, учить наблюдать за птицами, сравнивать их, развивать внимание, речь, память, воспитывать любовь к живым существам и желание помогать им (кормить). |
|
Рассматривание картины «Птичий двор» | Знакомить детей с названиями домашних птиц; упражнять в звукоподражании голосам домашних птиц; обогатить и активизировать словарь по теме; воспитывать заботливое отношение к животным. |
||
Рассматривание автомашин, автобуса, трамвая (игрушки) | Упражнять различать по внешнему виду и называть грузовой и легковой автомобили, автобус, трамвай, а также их основные части: кабину, руль, кузов, колеса, окна. |
||
Составление рассказа «Шофер ведет грузовую машину» | Дать детям представление о профессии шофера, развивать словарный запас, кругозор, учить группировать слова в простые предложения, называть цвет и величину предметов, способствовать развитию речи как средства общения. |
||
М а р т | «Мамин день» | Дать представление о празднике, воспитывать желание помогать маме. |
|
«Мамины помощники» | Дать представление о том, что мама проявляет заботу о своей семье; дать представление о предметах-помощниках (веник, совок, швабра, ведро, таз) и их назначении; учить группировать предметы по способу использования. Воспитывать желание помогать маме. |
||
«Матрешки в гостях» | Знакомить детей с предметами ближайшего окружения – игрушками; учить отвечать на вопросы, описывать игрушку и действия с ней, сравнивать и различать пластмассовые, резиновые, тканевые игрушки наощупь; развивать речь; тактильные ощущения; обогащать словарный запас по теме. |
||
«Городские профессии» | Создавать условия внимательно слушать и наблюдать, формировать способность детей к диалогической речи, обогащать и активизировать словарь по теме. |
||
А п р е л ь | «Кому что нужно?»(повар, врач, шофер) | Знакомить детей с трудом взрослых; упражнять в названии предметов и их качеств, соотнесении труда с профессией; активизировать в речи детей названия орудий труда и профессий (повар, врач, шофер); развивать слуховое восприятие; группировать предметы по способу использования, подбирать предметы по тождеству. |
|
«Признаки весны». Одеваем куклу на прогулку. | Учить различать и называть признаки сезонов (весна, на улице тепло, снег растаял, солнышко светит ярко и т.д.), изменения в одежде людей, подбирать предметы по назначению, называть цвет, расширять словарный запас. |
||
«Лесные звери весной» | Уточнить представления детей о том, кто, что ест (птицы, зайцы, мыши). Учить различать взрослых животных и их детенышей, сравнивать по величине (большой – маленький; длинный - короткий). Активизировать словарь по теме. Способствовать развитию воображения) |
||
« Птицы весной» | Выявить и систематизировать знания детей о птицах, расширять словарный запас, слуховое внимание, кругозор, способствовать развитию речи как средства общения.. |
||
М а й | «Насекомые» | Упражнять наблюдать за насекомыми на участке, знакомить с особенностями поведения насекомых и птиц летом; расширять словарный запас. Воспитывать бережное отношение к природе, способствовать развитию речи как средства общения |
|
«Жучки и паучки» | Упражнять внимательно слушать и наблюдать. Воспитывать бережное отношение к природе, способствовать развитию речи как средства общения |
||
«Лето впереди» | Формировать элементарные представления о лете, сезонные изменения в природе, одежде людей. |
||
«Летние растения» | Упражнять детей сравнивать растения, расширять знания о ягодах и фруктах. Расширять знания о растениях на территории детского сада (дерево, куст, трава), закреплять понятия (высокий-низкий, толстый-тонкий, много). |
Список литературы:
1. Дыбина О.В. Предметный мир как средство формирования творчества у детей, 2002г.
2. Козлова С. А. Мой мир: приобщение ребенка к социальному миру, 2000г.
3. Основная образовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е.
Вераксы, Т.С. Комаровой,М.А.Васильевой.-3-е изд., М.:испр. и доп.- М.: МОЗАЙКА
СИНТЕЗ,2016.-328с.
4. Помораева И.А., В.А. Позина Методическое пособие «занятия по формированию
Элементарных математических представлений. – 2008г.
Конспект занятия с детьми первой младшей группы
«Такие разные друзья»
Образовательная область «Познавательное развитие»
(ознакомление с предметным окружением, с социальным миром)
Цель - созд ание радостного настроение от занятия.
Задачи:
Образовательные: П олучить знания о домашних и диких животных и их различиях; закрепить знания о понятии животное; активизировать речь детей; закрепить умения отвечать на вопросы воспитателя.
Развивающие: развивать физическую активность, мышление, восприятие размера.
Воспитательные: воспитывать нравственные качества: доброжелательность, дружелюбность.
Интегрируемые области:
Познавательное развитие: расширять знания детей о домашних и диких животных и их различиях.
Речевое развитие: активизировать и расширять словарь и речь детей по теме «Домашние и дикие животные»
Физическое развитие: упражнять детей в умениях делать по образцу физкультурное упражнение.
Социально-коммуникативное развитие: формировать желание общаться со сверстниками.
Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, двигательная.
Форма проведения : подгрупповая.
Методы и приемы:
Практические: выполнение пальчиковой гимнастики, физкультурной паузы.
Наглядные: рассматривание иллюстраций.
Словесные: ответы на вопросы, повторение по образцу воспитателя.
Предварительная работа: разучивание пальчиковой гимнастики, физкультурной паузы.
Материалы и оборудование: картинки с иллюстрациями, шишки, игрушки медвежонка и котёнка, значки дружбы.
Ход занятия:
-Ребята, посмотрите кто это к нам в группу пришел? Гости? Надо с гостями поздороваться!Д- Здравствуйте.
Проходите в группу, присаживайтесь на стульчики.
Ребята, слышите, кто-то стучит? Откуда этот звук? Мне кажется из шкафчика. Давайте, посмотрим, кто же там спрятался. Ребята, кто это?
Д- Котенок и медвежонок.
Надо с ними поздороваться!
Д- Здравствуйте.
Дети вместе с воспитателем заходят в группу.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель стучит по шкафчику, после достает игрушки котёнка и медвежонка из шкафчика.
Основная часть
Воспитатель говорит от лица котенка:
Я ни капли не устал, я всё ноченьку проспал. Воспитатель обращается к медвежонку:
А ты, мишенька, что же, так тяжело вздыхаешь?
Я устал от того, что всю ночь гулял по лесу.
Ребята, посмотрите, какие разные котенок с медвежонком, но, не смотря, на это они дружат. Кто скажет, чем они отличаются?
Ответы детей.
Котенок – это домашнее животное, живет дома с людьми. Медвежонок – это дикий зверь и живет в лесу.
Ребята, давайте повторим, где живет котенок? А где живет медвежонок?
Воспитатель от лица котёнка:
Молодцы, ребята! Вы все правильно поняли, какие вы умные и хорошие. А теперь я хочу с вами поиграть.
Поиграем с котенком?
Ответы детей.
Пальчиковая игра «Котята»
Все котятки мыли лапки, Вот так, вот так! (тереть ладошки друг о друга)
Мыли ушки, мыли брюшки: Вот так, вот так! (тереть ладонями то уши, то живот)
А потом они устали, Вот так, вот так! (приложить ладони к лицу и потереть кулачками глаза)
Сладко-сладко засыпали, Вот так, вот так! (сложить ладони вместе, наклонить голову набок, положив ее на ладони)
Молодцы, ребята! А может, и медвежонок хочет с нами поиграть?
Воспитатель от лица медвежонка:
Конечно, хочу! Вставайте на ножки.
Физическая пауза «Мишка косолапый»
Мишка косолапый по лесу идет.
(Идут на месте, переваливаясь с ноги на ногу)
Шишки собирает, (Собирают шишки)
Песенки поет.
Вдруг упала шишка – Прямо мишке в лоб! (Ударяют себя рукой по лбу)
Мишка рассердился и ногою – топ.
(Топают ногой.)
Ой, устали мишки, надо посидеть, отдохнем немножко мишенька-медведь.
(дети садятся на стульчики)
Дети по лесу гуляли (хлопают по коленям)
Дети шишки собирали (взяли шишки в каждую руку)
(крутим шишками перед собой)
Вот как шишечки стучат, всех ребяток веселят (стучим шишками друг по другу)
Вот какие шишки Мы подарим мишке! (крутим шишками перед собой)
Мишке шишки мы покажем (протягиваем мишке)
А потом за спинку спрячем (прячем шишки за спинку)
Поищи – ка мишка (качаем плечами)
Где же наши шишки (мишка ищет)
А вот они! (дети показывают шишки)
Полюбуйся мишка, вот какие шишки! (крутим шишками перед собой)
Складываем шишки в мешочек.
Воспитатель сажает игрушку котенка к себе на колени и показывает, что котёнок умывается. А игрушку медвежонка сажает рядом на стульчик и показывает, что медвежонок очень устал.
Воспитатель показывает иллюстрации, где котенок изображен в доме, а медвежонок в лесу.
Воспитатель совместно с детьми выполняет пальчиковую гимнастку.
Дети совместно с воспитателем выполняют физическую паузу.
Заключительная часть
Ой, как мы хорошо поиграли с медвежонком! Спасибо тебе, М едвежонок за такие интересные игры.
А ты что будешь делать котенок Тимка?
Воспитатель от лица котенка:
Я буду отдыхать на диванчике.
А ты что будешь делать Ме двежонок?
Воспитатель от лица медвежонка:
Я пойду в лес гулять.
Ребята, медвежонок и котенок хотят поблагодарить вас за то, что вы с ними, так хорошо поиграли и хотят вам подарить значки дружбы. Что бы всегда были дружными и хорошими.
Ребята, что надо сказать?
Д-Спасибо!
Давайте, попрощаемся с нашими новым друзьями.
Д-До свидания!
А теперь ребята, нам и с гостями попрощаться надо.
Д-До свидания!
Воспитатель прикрепляет детям значки.
Конспект НОД в 1 младшей группе
Конспект Непосредственной образовательной деятельности "Познание"(окружающий мир) в первой младшей группе
Тема: "Вместе с солнышком гуляю"Интеграция образовательных областей:"Познание", "Коммуникация", "Музыка".
Цель: Дать детям элементарные представления о природном объекте - солнце, его влиянии на окружающий мир.
Задачи:
1.Образовательные:
- учить фиксировать внимание на форме, цвете;
- способствовать накоплению ребенком ярких впечатлений о природе.
- стимулировать познавательную активность детей
2.Развивающие:
- развивать словарный запас по теме: «весна»;
- развивать познавательный интерес у ребёнка;
- развивать координацию рук и мелкую моторику пальцев;
- развивать умение играть вместе со сверстниками.
3.Воспитательные:
- воспитывать наблюдательность, любознательность;
- воспитывать интерес к сотворчеству с педагогом и другими детьми в создании коллективной композиции.
Ход занятия:
Ребятки, сегодня у нас с вами необычный гость. Я сейчас вам загадаю загадку, а вы попробуйте её отгадать и тогда узнаете кто это.
Грею я своим теплом
И поля, и лес, и дом,
И мышат. И лисят.
И котят, и лягушат,
Утром я смотрю в оконце.
Угадайте! Кто я?..
Молодцы, ребятки! А солнышко уже здесь, услышало, что о нем ласково отзываются, и спешит к нам. Давайте его позовём:
Солнышко – нарядись,
Красное - покажись.
Платье яркое надень,
Подари нам ясный день!
Открывается окошко и появляется солнышко.
Просыпается солнышко раньше всех, умывается из тучки и поднимается высоко в небо, чтобы совершать “добрые дела”. А какие “добрые дела” совершает солнышко? (Ответы детей.)
Да, ребята, верно, солнышко землю освещает, всех согревает, будит всех своими ласковыми лучиками.
Демонстрация «Чудо – огорода».
Проснулся ёжик после зимнего сна, пробивается травка, появляются первые цветы – подснежники.
Ребятки, давайте украсим нашу полянку первыми весенними цветами.
Дети украшают поляну подснежниками, любуются.
Ребятки, а какого цвета солнышко?
А если его потрогать, то какое оно?
Пальчиковая гимнастика “Дай нам, солнышко, тепла”.
Мы ладони протянули
И на солнышко взглянули. (дети протягивают ладошки вперед и ритмично поворачивают их вверх – вниз.)
Дай нам, солнышко, тепла,
Чтобы силушка была. (делают движение пальцами, словно маня к себе.)
Наши пальчики – малютки
Не хотят ждать ни минутки, (ритмично сгибают и разгибают пальцы.)
Тук – тук, молоточками, (наклоняются и поочередно ритмично стучат кулачками).
Хлоп – хлоп, лапоточками, (ритмично хлопают по коленям.)
Прыг – прыг, словно зайки,
Скачут детки на лужайке. (поскоки.)
А какую фигуру нам напоминает солнышко? (Ответы детей.)
Давайте мы с вами встанем в кружок и посмотрим, какое солнышко у нас получилось.
Солнышко приглашает нас, ребятки погулять с ним. Согласны?
Танец в парах.
Гуляет солнышко по небу, вниз на землю поглядывает: то удивляется, то веселится, то печалится.
(упражнение на мимику)
Давайте, дети, развеселим солнышко, споем ему песню.
Песня «Солнышко».
Очень солнышку понравилась ваша песенка, настроение стало весёлое и захотелось ему с вами поиграть.
Подвижная игра «Карусель».
Выносим обруч.
Что это, ребятки?
На что похож обруч?
Возьмитесь правой рукой за обруч, а левую вытяните в сторону. Вот какие у нас получились лучики, покатаем солнышко на карусели.
Еле –еле –еле – еле закружились карусели.
А потом, потом, потом всё бегом, бегом, бегом.
Тише, тише не спешите, карусель остановите.
Раз – два, раз – два вот и кончилась игра.
Молодцы, ребята, покатали солнышко на карусели. Солнышку было очень весело с вами, но пора ему возвращаться домой. Давайте нашему гостю сделаем подарок. Чтобы солнышко было ещё наряднее, ещё красивее подарим ему лучики, которые вы сделали вместе со своими мамами.
Дети дарят солнышку лучики. Звучит музыка.
Посмотрите, какое солнышко стало нарядное, красивое, лучистое. Будет радовать всех ребят, всех людей. Скажем солнышку до свидания! До новых встреч!
Удивительные открытия ждут ребёнка дошкольного возраста на пути познания окружающего мира, и первыми помощниками в этом ему будут воспитатели детского сада. Ведь именно они, вооружившись методикой и знаниями детской психологии, смогут помочь малышу справиться с огромным потоком информации, выделить и запомнить главное, а сложное сделать простым и понятным. Одной из главных форм работы по ознакомлению малыша с миром вокруг являются занятия, которые систематически и целенаправленно проводятся в дошкольном учреждении.
Ознакомление с окружающим миром в младших группах детского сада
Работа по ознакомлению дошкольников с окружающим миром начинается с первых дней пребывания малыша в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).
Детство - каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало прежде всего познанием человека и Отечества. Чтобы в детский ум и сердце входили красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота Отечества.
В. А. Сухомлинский
Цели и задачи
Целью познавательного развития детей первой и второй младших групп является формирование у них системы знаний, умений и навыков, соответствующих возрасту, которые помогут ребёнку комфортно чувствовать себя в природной и общественной среде.
Ознакомление с окружающим самых маленьких воспитанников ставит перед педагогами такие задачи:
- Сформировать начальные представления:
- о людях, их деятельности, внешнем виде, эмоциях;
- о свойствах и назначении предметов (мебель, игрушки, посуда, одежда, простейшие орудия труда);
- о природе (живая и неживая природа, сезонные явления, растения и животные).
- Способствовать появлению и развитию познавательного интереса к происходящему в ближайшем окружении (семья, детский сад, магазин, парк и т. д.).
- Воспитывать доброту, гуманность, бережное отношение к объектам природы и предметам, созданным руками людей.
Малыши ясельной группы могут отображать в игре некоторые действия взрослых, например, строительство дома
На четвёртом году жизни возрастают возможности малышей к познанию нового, развивается внимание, произвольная память, речь. Круг задач, которые очерчивает перед воспитателями программа, становится шире:
- Формирование первичных представлений:
- о себе и других людях, об организме человека (части тела, органы чувств, их функции, сознательное отношение к своему здоровью);
- о профессиях взрослых и необходимом оборудовании для труда (инструменты, спецодежда, транспорт);
- о жилье человека, его обустройстве, предметах, необходимых в быту.
- Более широкое изучение объектов живой и неживой природы (свойства воды, песка, земли, чем отличаются дикие и домашние животные, комнатные и дикорастущие растения), сезонных явлений.
- Развитие и углубление чувства любви к родному краю, его природе, своему городу, стране.
Во второй младшей группе детей приобщают к культурным ценностям и традициям: малышей не только приглашают участвовать в утренниках к Новому году, Женскому дню, но и сообщают некоторые сведения из истории их празднования, привлекают к изготовлению поделок в подарок родным.
Детям четвёртого года жизни интересны общественные праздники и подготовка к ним
Формы занятий
Чтобы развитие детей было всесторонним и полным, в ДОУ используются различные формы занятости воспитанников:
- индивидуальная работа;
- игры;
- чтение художественной литературы;
- наблюдения;
- систематические занятия (НОД).
Структура и временной план НОД
Занятия по ознакомлению малышей с окружающим миром в группе раннего возраста проводятся раз в 2 недели, чередуясь с сенсорным развитием, а во второй младшей - раз в неделю, причём темы занятий должны соответствовать общей теме блока (недели, месяца).
Общая продолжительность занятия в первой младшей группе не должна превышать 10 минут, во второй - 15 минут. Исключение составляют комплексные и интегрированные занятия, длительность которых может быть увеличена на 5–6 минут из-за включения сопутствующих видов деятельности (рисование, конструирование, подвижная игра).
Чтобы дети не переутомлялись, занятие должно содержать подвижные игры, физкультминутки
Таблица: структура и длительность занятий в группах младшего возраста
Методические приёмы
Как и во всех прочих видах деятельности, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром педагог использует 3 группы методических приёмов:
- Словесные:
- Рассказ воспитателя.
- Беседа.
- Чтение художественной литературы, в том числе малых фольклорных форм.
- Вопросы к детям, обращение к их опыту (даже в ясельном возрасте ребёнок уже чувствует уважение и заинтересованность воспитателя и становится активным участником образовательного процесса, а не пассивным слушателем).
- Полилог, то есть «разговор многих», когда речь переходит от одного участника к другому по очереди.
Учить детей полилогу, то есть умению высказываться и выслушивать товарищей, не перебивая, следует со второй младшей группы.
- Наглядные:
- Демонстрация картин, слайдов, предметов, игрушек, диафильмов. Фотографии детям такого возраста ещё не показывают, отдавая предпочтение чётким ярким рисункам, отражающим естественный вид предметов.
В младшем возрасте дети воспринимают информацию на слух, только если она подкреплена наглядностью
- Экскурсии в пределах групповой, умывальной комнат, раздевалки с описанием мебели, оборудования, их предназначения, беседой о бережном отношении к вещам.
- Наблюдения за природными объектами, предметами, которые проявляют характерные свойства в созданной воспитателем ситуации (хомячок ест корм, моется, мыло пенится в воде, песок высыпается из ведёрка, сахар растворяется в воде и т. п.).
- Моделирование ситуаций. Применить его можно на занятиях по ознакомлению с транспортом, создав модель улицы, обустройством жилья человека (модель квартиры с мебелью и предметами быта) и др.
Например, чтобы ознакомить детей с одеждой человека и сменой её в зависимости от сезона, необходимо изготовить наборы плоских изображений сезонных явлений, картонную куклу и комплекты бумажной одежды к ней.
Воспитатель создаёт на фланелеграфе модель летней лужайки и обращается к детям: «Пришло лето, стало тепло, растёт зелёная трава и цветы, летают мотыльки. Как нужно одеться нашей кукле Кате, чтобы пойти на прогулку?». После ответов малышей на куклу надевают соответствующие предметы одежды (сарафан, платье, панаму). «Но после лета придёт осень. Листочки пожелтеют и опадут с деревьев, будет часто идти дождик, лужи появятся (соответствующие картинки сменяют летние явления на фланелеграфе). Что тогда наденет Катя, чтобы не замёрзнуть и не промокнуть?».Смоделировав времена года на фланелеграфе, воспитатель даст детям наглядное представление о том, как происходит смена сезонных явлений
В ясельной группе достаточно смоделировать одну смену сезонов, а во второй младшей сначала можно взять смену двух времён года, а после и весь годичный цикл со сменой одежды на кукле. Во второй младшей группе такое моделирование можно провести в форме игры. Дети закрывают глаза, воспитатель выкладывает картину времени года и рядом с куклой предметы одежды. Воспитанникам нужно назвать время года и какие сезонные явления они заметили, а 1 или 2 ребёнка, выйдя к фланелеграфу, выберут нужную одежду и наденут на куклу.
- Набирает всё большую популярность такой приём, как комментированное рисование, когда воспитатель рисует красками или фломастерами на большом листе ватмана какую-либо картину и поясняет свои действия. В результате малыши получают более полное представление о причинах и порядке событий, которые происходят.
В раннем возрасте в комментированном рисовании используются простые сюжеты: была лужайка зелёная (зелёный лист бумаги), но пришла зима, выпал снежок, много снега (примакивание губкой с белой гуашью) и весь лужок стал белый-белый, и на него прибежал зайчик в белой шубке (клеится фигурка зайца).
Дети второй младшей группы с удовольствием будут следить, как на их глазах картина летнего леса, подготовленная воспитателем, превратится в осенний пейзаж путём закрашивания густой красной, оранжевой и жёлтой гуашью крон деревьев. А чтобы закрепить знания о перелётных птицах, в небе следует нарисовать клин улетающих гусей, журавлей.
Все изменения на рисунке педагог сопровождает рассказом. Такое рисование не требует большого мастерства, но очень нравится детям, позволяет закрепить полученные знания и в то же время стимулирует желание воспитанников выражать свои впечатления от наблюдений за окружающим миром в изобразительной деятельности.
- Демонстрация картин, слайдов, предметов, игрушек, диафильмов. Фотографии детям такого возраста ещё не показывают, отдавая предпочтение чётким ярким рисункам, отражающим естественный вид предметов.
- Практические:
Необходимо помнить, что словесные методы на занятии для детей третьего-четвёртого года сами по себе малоэффективны и обязательно должны быть подкреплены наглядными и практическими.
Мотивационный этап занятия
Провести занятие эффективно и с максимальной пользой помогут интересные задумки мотивирующего начала и побуждения детей к познавательной деятельности. Для малышей раннего возраста подойдут такие варианты мотивации:
- Появление сказочного героя (Колобка, Матрёшки) или зверька (зайчика, лисички). Предпочтительнее, чтобы это была объёмная игрушка, а не плоское изображение. Персонаж приглашает ребят в гости на лесную поляну, к бабушке во двор, куда дети могут отправиться на воображаемом автобусе или самолёте.
- Персонаж также может принести тот набор предметов или объектов, которые будут рассматриваться на занятии. Поскольку в первой младшей группе занятие короткое, оно может целиком состоять из игры или двух.
- Например, к детям приходит ёжик с корзинкой фруктов (муляжи яблок, груш, слив) и предлагает поиграть в весёлую игру «Назови фрукты». Воспитатель по очереди показывает детям муляжи, те называют фрукты.
- Потом проводится игра «Разложи по тарелочкам». Красные яблоки нужно положить на красную тарелочку, а синие сливы и жёлтые груши - на тарелочки соответствующих цветов.
- Персонаж может озвучить малышам проблемную ситуацию, но она должна быть простой и не требовать длительных поисковых действий. К примеру, в начале занятия появляется кукла Даша, босая, она плачет, потому что перепутала всю обувь и не может обуться, чтобы пойти на прогулку. Всю обувь куклы воспитатель приносит вместе с ней в рюкзачке и выставляет перед детьми. Проводится беседа о необходимости обуви, о разных её видах и игра «Найди пару». Дети подбирают пару к сандалиям, сапожкам и т. д., а потом выбирают, что же обуть Даше (в зависимости от сезона).
- Игра. Её инициатором тоже выступает сказочный герой или другой любимый персонаж детей. Например, при изучении темы «Заглянуло солнышко и в наше окошко» педагог «случайно» обнаруживает на столе зеркальце (занятие нужно проводить в солнечный день) и предлагает малышам поиграть с солнечным зайчиком. Зайчик останавливается в разных частях групповой комнаты, а дети должны найти, где он, описать его местоположение (на полке, на книжке, на люстре), попрыгать, как зайчики, и похлопать в ладоши. После такой весёлой игры ребята усаживаются, проводится беседа о том, как солнышко весной разбудило всю природу.
Полученные на занятии знания ребёнок может использовать в самостоятельной игре
Во второй младшей группе уже можно вводить сюрпризные моменты, поскольку воображение детей развивается и их интерес ко всему необычному растёт. Среди сюрпризных моментов могут быть:
- Письмо от сказочного героя. Перед новогодними праздниками лесные обитатели пишут детям (занятие «Новый год для зверят»), что в лесу у них есть красивая пушистая ёлочка, но нет украшений для неё. Также зверята не знают, как нужно праздновать Новый год, и просят помочь. В письме они посылают маленькую снежинку, которая выслушает рассказ детей и перескажет зверятам, когда вернётся в лес. Воспитатель достаёт бумажную снежинку из конверта, и дети, передавая её по кругу, делятся своими знаниями о празднике. Потом малыши разрисовывают плоские изображения ёлочных украшений, чтобы подарить их зверятам. Снежинка остаётся на выставке рисунков рядом с изображениями игрушек, а когда рисунки высохнут, «возвращается» в лес вместе с подарками для зверят.
- Отгадывание загадок. К детям приходят гости, но кто это - неизвестно. Гости очень стесняются и прячутся (изображение закрыто листом бумаги). Выйдут они лишь тогда, когда ребята отгадают загадки о них. После отгадывания загадок воспитатель открывает картинки с изображением зверей (заяц, кот, корова), игрушек (кукла, мишка, машина), плодов (яблоко, груша, морковь) и проводит беседу по теме занятия: «Деревенский двор и его обитатели», «Путешествие в зимний лес», «Овощи и фрукты».
- Появление необычных предметов. Например, чтобы заинтересовать детей темой «Художница осень», воспитатель размещает в уголке художественной деятельности кисти и палитру с яркими красками (жёлтой, оранжевой, красной) и обращает внимание детей: «Посмотрите, ребята, кто-то побывал у нас в гостях и забыл эти удивительные вещи. Кто бы это мог быть?». Анализируя цвета на палитре, дети вместе с педагогом приходят к выводу, что эти предметы оставила осень. Далее проводится беседа об изменениях в природе осенью и игры по теме занятия. В конце занятия звучит аудиозапись, в которой осень сообщает, что не забыла палитру и кисти, а подарила их детям, чтобы они нарисовали много красивых осенних картин.
Примерная тематика занятий по ознакомлению с окружающим в младших группах ДОУ
Занятия по ознакомлению с окружающим миром включают в себя ознакомление с миром природы и социумом. Тематика их разнообразна и чередуется, так как перспективный план занятий составляют с учётом блочно-тематического планирования. Информация для детей ясельного возраста даётся более просто и обобщённо, а во второй младшей группе вводят более подробные характеристики предметов (мебели, одежды, посуды), рассматриваются не только виды зверей, птиц, но и особенности их поведения, передвижения, питания.
В ходе сюжетно-ролевой игры дети могут познакомиться с профессией врача
Знакомя детей раннего возраста с профессиями, им дают только элементарные знания о действиях (врач лечит, повар готовит еду) и рассказывают, какими инструментами пользуется тот или иной специалист. А уже на следующий год ребятам будет доступна для понимания информация и о том, почему необходимы профессии, какую пользу приносит труд человека, как люди трудятся в природе и дома.
Таблица: пример перспективного плана занятий
Месяц | Тема |
Сентябрь |
|
Октябрь |
|
Ноябрь |
|
Декабрь |
|
Январь |
|
Февраль |
|
Март |
|
Апрель |
|
Май |
|
Таблица: картотека тем НОД для первой младшей группы
Тематический блок | Тема НОД | Программные задачи |
Наш любимый детский сад | Наша группа |
|
Овощи и фрукты | Что у ёжика в корзинке? |
|
Осень в гости к нам пришла | Осень в гостях у малышей |
|
Наши друзья - животные | На бабушкином дворе |
|
Дом, в котором я живу | Наш дом и вещи в нём |
|
Тропинками поздней осени | На прогулку мы идём |
|
Зимушка-зима | Снег-снежок, белые дорожки |
|
Зимние игры и забавы | Покатились санки прямо с горки вниз |
|
Жил-был я | Девочки и мальчики |
|
Мир предметов вокруг меня | Наши любимые игрушки |
|
Что такое хорошо, что такое плохо | Наши малыши умеют дружить |
|
Моя семья | Папа, мама, я - вот моя семья |
|
Наши бабушки и мамы | Кто о нас заботится? |
|
В гостях у сказки | Кто в теремке живёт? |
|
Весна-красна | Заглянуло солнышко и в наше окошко |
|
Береги себя, малыш | Транспорт |
|
Мир профессий | Наша няня |
|
Лето красное идёт, детвору гулять зовёт | Скоро лето |
|
Таблица: фрагмент картотеки тем НОД для второй младшей группы (первое полугодие)
Тематический блок | Тема НОД | Программные задачи |
Наш любимый детский сад | Как интересно в нашей группе |
|
Работники нашего детского сада |
|
|
Овощи и фрукты | Дары хозяйки осени |
|
Маленькие повара |
|
|
Осень в гости к нам пришла | Художница осень |
|
Собираем урожай |
|
|
Наши друзья - животные | В гости к лесным зверятам |
|
Деревенский двор и его обитатели |
|
|
Дом, в котором я живу | Мебель в моём доме |
|
Кукла хочет спать |
|
|
Тропинками поздней осени | Осенняя одежда |
|
В поисках паутинки |
|
|
Зимушка-зима | Сказочное путешествие в зимний лес |
|
Деревья зимой |
|
|
Зимние игры и забавы | Мы зимы не боимся |
|
Новый год для зверят |
|
Конспекты занятий по ознакомлению с окружающим миром в младших группах ДОУ
Присутствие занятий в образовательном процессе необходимо ещё и потому, что малыши учатся взаимодействовать в коллективе, быть внимательными, организованными. Кроме того, если педагог проводит занятие эмоционально, увлекательно, комбинируя различные виды деятельности, у детей младшего возраста появляется заинтересованность, которая со временем перерастёт в потребность познавать новое, то есть сформируются основы исследовательского поведения.