Как воспитывать ребенка, чтобы он не вырос эгоистом? Воспитание ребенка, как не воспитать эгоиста, правильное воспитание, детский эгоизм.

Дети - это центр вселенной. В основном, для мамы с папой, но при правильном воспитании они будут считать, что и для всех остальных. Как вырастить малышей «поди-падай»? Скажем сразу, начинать лучше с самого раннего возраста. Но если вы уже упустили эту возможность - ничего страшного, мы поможем вам превратить ваших детей в настоящих эгоистов.

Редакция сайт уже научила вас, как вырастить лентяев , неудачников и грубиянов . По сути, эгоисты - это микс из всех предыдущих вариантов, присыпанный чрезмерной родительской любовью. Изначально дети рождаются эгоистами, «мне» и «мое» у них в крови, но все равно это качество надо развивать, чтобы эгоцентричность закрепилась в малыше на долгие-долгие годы.

Правило 1. У любви нет границ.

Любите своих детей так, как еще никто никого не любил. Все время говорите им о своей любви. Дни напролет, а на ночь советуем записать себя на диктофон, чтобы ребенок слышал ваше восхищение им и во сне. Расскажите о своих чувствах не только детям, но и всем вокруг. Вещайте, какой ваш ребенок замечательный, умнейший гений, вундеркинд, а еще самый добрый и любит пони!

И все, что захочет это неземное сокровище должно тут же выполняться. Просит мороженого - будет тебе мороженое, просит айфон - ну как отказать дитятке, 30-летний малыш просит «Mercedes»? Придется брать кредит. Именно так это будет работать, если вы с детства заложите в ребенка мысль - мама и папа все тебе дадут.

Не позволяйте ему заниматься ерундой, вроде уборки дома, помощи другим или заботе о домашних животных. Лучше вообще без питомцев и тем более без других детей. Иначе центр вселенной может покачнуться, а вам это не нужно. Выполняйте всю работу за малыша, вам же несложно, что он будет свое драгоценное время на это тратить, пусть лучше играет в свои игрушки. Будите утром, смотрите, как он делает уроки, за обедом принесите ему ложки-вилки, а после - унесите и любуйтесь своим очарованием.

Правило 2. Вся жизнь под контролем.


Контролируйте все, что делает ваш ребенок. Ведь жизнь полна опасностей, а дети еще такие несмышленые. Лучше уж вы выберете им друзей и компанию, а можно еще и жениха с невестой смолоду присмотреть. Если кто-то обижает вашего ненаглядного - рвитесь в бой и не давайте разобраться самостоятельно, мало ли чего они там нарешают. Все должны знать, что у вашего малыша есть грозный защитник, который всегда придет на помощь.

Следите за тем, чем занят ребенок в свободное время - проверяйте историю браузера, читайте переписку во всех социальных сетях. Вы должны быть в курсе всего, что происходит в его жизни, чтобы вовремя дать совет и уберечь от неправильного решения.

КАК НЕ ЗАДАРИТЬ РЕБЕНКА ПОДАРКАМИ?

Не забывайте напоминать, что вы точно знаете, как лучше, и никто вашему малышу не указ, кроме мамы с папой. Пусть он все делает именно так, как вы решили, иначе недалеко до беды.

Правило 3. Самый-самый!

Вы любите рыбу, а ваш ребенок пиццу? Тогда вам лучше приготовить то, что сынок обожает. И пусть все остальные тоже едят то, что нравится ему, а не им. И играют в те игры, которые он любит. И живут по тем правилам, что он установил. Нужно постараться обеспечить максимальный комфорт и убедить ребенка, что другие только мешают ему в исполнении его желаний.

Все, кто не согласен с уникальностью вашего ребенка - враги. Объясните, что учительница просто завидует тому, какой у вас умный ребенок, потому и занижает оценки. А ребята во дворе не хотят с ним играть потому, что он слишком хорошо пинает мяч, а вовсе не потому, что он дерется или плачет, когда что-то идет не так, как ему нужно. Никогда не оправдывайте и тем более не хвалите других детей в его присутствии - это нанесет ребенку непоправимую травму.

УЧИМСЯ ПРОИГРЫВАТЬ БЕЗ ИСТЕРИК И СЛЕЗ

Важны только эмоции ребенка. Даже если вы устали и хотели бы отдохнуть, никогда не говорите таких ужасных вещей как «мы никуда не пойдем» или «сделаем по-другому». Забудьте о себе и сделайте так, как от вас требует малыш. Ведь главное - это «его», а вовсе не «наше».

Правило 4. Подкупайте ребенка.


Заложите в ребенка основу товарно-денежных отношений. Предложите ему оплату за мытье посуды. Он с радостью согласится! А в следующий раз ребенок, конечно, будет ожидать того же - ведь все в этом мире делается за деньги, а альтруистичной помощи не бывает.

На своем примере покажите, что делать что-то надо с вопросом: «А что мне за это будет?». Разговаривайте так в семье. Муж попросил приготовить борщ? А он за это купит жене сережки? Если нет, то незачем и стараться. Причем, лучше всего брать неравноценные вещи. Обещайте малышу телефон за уборку в комнате, и тысячу рублей за вымытую тарелку. Он должен знать, насколько сильно ценится его труд (а вам, с такими-то расценками, будет легче все сделать самостоятельно).

Правило 5. Сюсюкайте.

Продолжайте относиться к ребенку как к ребенку, даже если он уже пошел в школу (а может в институт или на работу). Продолжайте говорить: «А кто у мамы любимка?!». И зацеловывайте до потери пульса - это ведь «ваша звездочка».

Нужно продолжать использовать фразы, которые показывают ваш снисходительный и шутливый настрой, это же еще не личность, это «ваш Сашечка». Он всегда будет несамостоятельным, беспомощным и маминым. Чем больше уменьшительно-ласкательных суффиксов и восторга, тем лучше.

САМЫЕ СТРАННЫЕ НАКАЗАНИЯ ДЕТЕЙ

Например, ваш ненаглядный пнул грязным ботинком тетю в автобусе. Она сделала вам замечание, а вы говорите ребенку: «Какая тетенька строгая, ну-ну! Васечка же просто играет, он у нас хороший мальчик, да?». Малыш подтвердит, что да - он хороший, надуется от осознания своей значимости и продолжит стучать ногами, не думая о других.

Используя все эти правила или хотя бы несколько из них, вы довольно быстро добьетесь результата. Ваш малыш поймет, что «я» - главное в его жизни, а «вы», да и все остальные - смиренные рабы на пути к достижению цели. И тогда, когда вы в старости попросите перевести вас через дорогу, ваш ребенок сразу же спросит: «А что мне за это будет?».

А если вы не хотите растить эгоиста, то советуем почитать наши полезные и безвредные материалы:
Как перевоспитать задиру?
Правильный уход за мягкими игрушками
16 советов, как избавить ребенка от брендовой зависимости

Дата публикации:

Если спросить любого человека, как он относится к эгоистам, то ни один не признается в любви к этой категории людей. Эгоисты пренебрегают интересами других, превыше всего ценят себя и свое мнение. Психологи считают, что истоки эгоизма кроются в детстве, в воспитании. Но как не вырастить эгоиста в собственной семье, если у вас единственный любимый ребенок, которого все обожают и балуют, любой каприз которого для всех служит поводом еще и еще раз доказывать свою любовь к нему?

Почему так бывает?

Эгоизм – это не врожденное качество личности. Для того чтобы малыш стал эгоистом, должно очень «постараться» его окружение: мама и папа, многочисленные бабушки и дедушки, дяди и тети. Рецепт простой: малыша ставят на воображаемый пьедестал и начинают исполнять вокруг него «ритуальные танцы» и «песнопения»: «Сами ничего в жизни не видели, так пусть хоть малыш порадуется!», «Не смейте возражать, ведь это ребенок, а все лучшее – детям!», «Как можно доводить до слез такого ангелочка! Подумаешь, дедушку машинкой стукнул! Он же играл».

Дети быстро понимают, что к чему. Пройдет всего лишь несколько лет, и вот уже «золотко» и «ангелочек» впадает в ярость всякий раз, как только кто-то возразит ему или обманет его ожидания.

– Я терпеть не могу этот суп – зачем ты его сварила!

– Не хочу смотреть кино! Включите мультики!

Если в вашем доме раздаются такие слова, значит, вам пора задуматься, как не вырастить эгоиста , который может превратить жизнь близких в ад. Привычка манипулировать домашними, добиваясь своего любой ценой, станет его натурой.

Портрет такого ребенка смогла показать А. Барто в стихотворении про Любочку. Помните: «Она кричит еще с порога, объявляет на ходу: «У меня уроков много – я за хлебом не пойду!»? Вот таких любочек получают родители из своих милых созданий, если, ослепленные своей любовью, забывают их воспитывать.

Прививка от эгоизма? Пожалуйста!

Хорошая новость состоит в том, что ребенку можно помочь не превратиться в эгоиста. Для этого взрослые должны исключить ситуации, в которых малышу будет выгодно манипулировать ими.

  • Дайте ему возможность позаботиться о других. Если у вас нет младшего ребенка, заведите небольшое животное и научите малыша ухаживать за ним. Забота о более слабом существе делает человека добрее, чувствительнее к чужому состоянию, помогает переключаться с себя на него
  • , разговаривайте о родных, друзьях. Если он станет жаловаться и рассказывать о ссорах с ними, не поддерживайте его негативные эмоции. Поясните, что в данном случае он не лучше и не хуже других: все друзья ссорятся, а потом мирятся, потому что людям не прожить поодиночке, вместе веселее. Переводите переживания ребенка в конструктивное русло: как можно наладить отношения с ребятами в конкретной ситуации. Большую ошибку совершают те родители, которые присоединяются: «Правильно, молодец, что не стал с ними разговаривать. Пускай теперь сами думают, как подружиться!»
  • Предоставляйте ребенку возможность принимать самостоятельные решения, хотя бы в простых житейских ситуациях. Это важно для развития его личности. Лишая его самостоятельности, вы со временем сформируете у него много комплексов, которые осложнят его жизнь
  • Научите малыша с достоинством проигрывать. Человек не может бесконечно побеждать. Если при проигрыше он начинает злиться и винить весь мир в своих неудачах, то это путь к будущим, еще большим, поражениям. Если же вы научите его воспринимать неудачи как опыт, то вырастите настоящего победителя
  • Прививайте ребенку навыки самообслуживания, не старайтесь быстрее него добежать до прихожей, чтобы расшнуровать ему ботинки и расстегнуть молнию на курточке. Лучше поднимите его немного раньше утром, но при этом малыш должен точно знать, что он непременно должен сделать сам

Для того чтобы не вырастить эгоиста в своей семье, помните, что не только малыш, но и все, кто его окружает, достойны счастья. Любовь к ребенку не требует каждодневных жертв со стороны близких. Чем спокойнее и разумнее вы будете подходить к вопросам воспитания, тем менее эгоистичным вырастут ваши сын или дочь.

Давайте сначала вспомним, что такое эгоизм. Эгои́зм – поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде. Эгоизм проявляется тогда, когда человек ставит свои интересы выше интересов других и действует в своих интересах в ущерб интересам других.

Для маленького ребёнка нормально всегда ставить свои интересы выше интересов других. Вырастая, ребёнок начинает заботиться не только о своих интересах, но и думать о других людях. В идеале это происходит естественным путём. Ребёнок видит, как в семье все заботятся друг о друге, чувствует заботу членов семьи о себе и начинает учиться не только брать, но и отдавать.

Однако родители иногда начинают с раннего возраста учить ребёнка «не быть эгоистом». Как они это делает? Требуют, чтобы ребёнок всегда в обязательном порядке делился сладостями, игрушками; ругают ребёнка, если он не хочет этого делать или попросту забыл. Эффективный ли это приём? Если ребёнок делится не по доброй воле, а потому, что на этом настояли родители, то сам ребёнок от этого не меняется. Меняется только его поведение.

Приведу свой пример. Как-то так получилось, что феномен эгоизма своим детям я демонстрировала на примере обезьяньих семей в Сухумском питомнике и в институте физиологии им. И. П. Павлова. Сразу сделаю ремарку для взрослых читателей. Эгоизм – это социальный феномен, феномен человечества. У животных нет ни эгоизма, ни альтруизма. Но детей в такие тонкости психологической науки можно не посвящать. По крайней мере, пока (уважаемых читателей, которые хотят подискутировать на тему того, есть ли у животных эгоизм, отсылаю к классическим трудам А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, Л. А. Фирсова и других). Однако наблюдение за животным может быть очень полезно для детей. Вернемся же к эгоизму.

Итак, мы ходили кормить обезьянок. Обезьянки высовывали лапки из клетки, а мы давали им кусочки морковки и яблок. Обезьянки очень разные. Одни тихие и спокойные, другие активные и даже агрессивные. Но особенно детей впечатлила семья обезьянок: самка, самец и малыш. Знаете, как вёл себя самец? Самец всегда отталкивал самку и детёныша и ел сам еду, которую давали посетители. Люди же старались перехитрить самца: кидали самке и детёнышу еду, отвлекали его, чтобы они могли взять кусочек морковки…

Уже через несколько минут наблюдения за животными дети начинают задумываться о том, что происходит. И вот она – педагогическая ситуация! Остаётся только спросить ребёнка, что он думает об этом. Чьё поведение ему нравится, а чьё – нет. Дети обычно очень впечатлены поведением самца. После посещения обезьян они долго рассказывают всем о том, что видели. Это хороший повод поговорить и о поведении окружающих людей и о самом ребёнке. Вы можете спросить ребёнка о том, было ли так, что папа съел целый торт и ни с кем не поделился и т. д. Можно вспомнить ситуации, когда ребёнок поделился и похвалить его.

Таких впечатлений вполне достаточно для ребёнка 4–5 лет: видеть поведение животного, которое в среде людей называется эгоизмом… А дома, наоборот, видеть заботу близких друг о друге. Конечно, это не единственный возможный путь. Уверена, что вы можете придумать и какие-то другие способы показать ребёнку разные типы поведения.

DatsoPic 2.0 2009 by Andrey Datso

С каким отношением сталкиваются дети-эгоисты? Их дразнят на детской площадке, издеваются, оскорбляют, унижают сверстники в саду или школе. Не секрет, что дети могут ударить словом сильнее, чем кулаком, а в иных случаях даже выжить из коллектива (школы, секции, кружка).

А что ждет эгоиста во взрослой жизни? То же самое: удары по самолюбию, непонимание, отвержение друзьями, коллективом, партнером, изоляция от окружающих и в итоге уединенный образ жизни.

Как распознать эгоиста

― Его интересуют только собственные чувства, ощущения и переживания. Например, то, как он спал, какое у него настроение, планы на день. Всю жизнь мир крутится вокруг него. Любимое слово - Я.

― Его не беспокоят чувства других, ему чуждо сопереживание.

― Эгоист одного типа берет все, ничего не отдавая взамен, поэтому его не любят окружающие, другой ― все отдает, ничего не оставляя себе (справедливости ради, подобный тип эгоиста времен СССР в современном обществе считается вымершим; он опасен для родственников и семьи, хотя весьма полезен для окружающих).

― При удобном случае он, не задумываясь, предпочтет более выгодные условия.

― Такой человек не способен испытать чувства других людей, считаться с чьим-то мнением и любить кого-то, кроме себя. Эгоист не вырастает даже выйдя на пенсию, оставаясь ребенком, который видит только себя в своем маленьком мире.

Как вырастить эгоиста

Для того чтобы вырастить эгоиста, требуются специальные условия. Лучше, если ребенок будет в семье один, а родители будут любить его до беспамятства, отдавая воспитанию все силы и средства, причем днем и ночью. Пока эгоист неуверенно стоит на ногах, а его самолюбие развито слабо, желательно оградить его от пагубного влияния родственников и коллектива, вечно вмешивающихся в процесс воспитания со своими советами («Не слишком ли тепло вы его одеваете», «Не перекармливайте», «Вам пора закалять его и отдавать в спорт»). Ребенка нужно хранить как зеницу ока, как бы чего не вышло.

Вырастить эгоиста можно тремя способами.

Первый, самый распространенный - гиперопека. Как, например, в стихотворении С. Михалкова «Про мимозу»:

И живет он в новом доме,

Не готовый ни к чему.

Ни к тому, чтоб стать пилотом,

Быть отважным моряком,

Чтоб лежать за пулеметом,

Управлять грузовиком.

Он растет, боясь мороза,

У папы с мамой на виду,

Как растение мимоза

В ботаническом саду.

Таких детей растят при повышенном внимании, под постоянным наблюдением, даже если опасности нет в помине. Находясь под неусыпным контролем, ребенок зависит от настроения и желания родителей, совершает поступки, угодные родителям.

С ранних лет ребенок при малейшей трудности бежит за помощью к родителям, а самую несущественную проблему воспринимает как сложную и неразрешимую задачу. Подобный подход к воспитанию допустим только на первом году жизни. При этом у ребенка не развиваются такие черты, как самостоятельность, инициативность, целеустремленность, сила воли, настойчивость, неординарность. Родители исполняют все его желания, предлагают готовые ответы, предугадывают каждый шаг, но при этом регулярно подчеркивают исключительность малыша.

Осознание ребенком своей значимости ежедневно подкрепляется родителями: «Владичек уже проголодался? Сейчас мама принесет…», «Давай я укутаю моему зайчику ножки, а то ты ночью раскрываешься». Став взрослым, такой человек по-прежнему слышит от родителей: «Они тебя совершенно не понимают, не ценят. Как ты только с ними работаешь?!» Эго эгоиста раздувается до невероятных размеров. Для окружающих это, безусловно, нелицеприятное зрелище, зато для семьи родное дитя, кровинушка, не любить которую невозможно.

Второй способ ― авторитарный стиль воспитания. В таких семьях дети безоговорочно подчиняются родителям. Для них устанавливают жесткий распорядок дня, за отклонение или нарушение которого дети сурово наказываются. При том что требования отвечать за свои поступки, доводить дело до конца, в совершенстве овладевать навыками, проявлять себя с лучшей стороны содержат положительные установки, методы, с помощью которых родители добиваются их выполнения: насилие, жестокость, категоричность, подавление воли, запугивание, угрозы, рукоприкладство и т. д. - губят все на корню.

В родительском лексиконе обычно присутствуют жесткие фразы: «Я сказала, значит, так и будет», «Через 15 минут должен быть порядок. Не уберешь, будешь…», «Лучше сделай, а не то…»

Однажды оказавшись без надзора, на каникулах у бабушки или в летнем лагере, ребенок превращается в маленького монстра. Ранее подавляемое эго вырывается наружу, и владелец уже не в состоянии с ним справиться. По возвращении домой все возвращается на круги своя, как будто ничего не было.

Третий способ ― это попустительский способ воспитания. Детям предоставляют полную свободу, не ограничивая их правилами, распорядком дня, заданиями. Родители никак не контролируют их, позволяя делать, что они хотят. Общение в таких семьях поверхностное, близкие отношения не выстроены. Родители, по сути, не выполняют своих родительских обязанностей, объясняя это следующим образом: «Ты взрослый, почему я должен решать твои проблемы?» В результате такого воспитания ребенок игнорирует мнение родителей, склонен к непослушанию и агрессии, на людях ведет себя неадекватно и импульсивно. Стиль общения в таких семьях панибратский: «Да ладно, проехали, чего надулся», «Давай, старик, как-нибудь потом, сейчас времени маловато».

Как бороться с эгоизмом

Если родители решили, что не хотят вырастить эгоиста, вот несколько советов, как вести себя, если в доме живет маленький эгоцентрик.

1. Проявлять неподдельный интерес к жизни ребенка-эгоиста.

Эгоисты не считаются с мнением, желаниями и потребностями других людей. Можно сказать, что они просто не замечают, не хотят видеть, что на свете существует чье-то мнение, отличное от их собственного. Удовлетворив потребность ребенка-эгоиста во внимании, родителям удастся пробудить в нем интерес к ним самим. Так, шаг за шагом ребенок будет учиться видеть и ощущать эмоции окружающих.

Во время совместного чтения книг у ребенка формируется такое важное качество, как эмпатия. Обсуждение того, какие эмоции вызвало у ребенка произведение, поможет ему понять чувства других людей и научиться выражать свои. Можно попробовать самим сочинить сказку и поразмышлять, какие чувства и эмоции пробуждают в героях те или иные действия.

2. Расширить круг общения.

В коллективе ребенок столкнется с другим миром, к которому ему придется приспособиться. Он научится общаться, уступать, подстраиваться под интересы других. Немаловажно и то, что он сможет вырваться из замкнутого круга семьи, которая способствует бурному росту его эгоизма.

3. Отдать ребенка в коллектив: садик, школу, кружок или на секцию.

Виды спорта и творческой деятельности лучше выбирать командные, чтобы ребенок сумел вжиться в коллектив, занять свое место под солнцем. Это поможет сгладить эгоистические замашки.

4. Иногда не замечать маленького эгоиста, общаться только при необходимости: позвать ужинать, пойти прогуляться, уложить спать.

Если ребенок протестует, отказывается, не настаивать. Пусть сидит дома или побудет голодным. Захочет спать - уляжется.

5. Отвечать эгоисту тем же:

Папа, ты мне булочку принес?

А ты мне двери открыл?

Мама, это мое?

Нет, а ты мне помог?

6. Главное правило: своего эгоист не отдаст никогда. В качестве противоядия можно воспользоваться его же оружием:

Мама, я возьму тетрадку!

Максим, тетрадь моя, а своего я никому не даю.

Профилактика эгоизма

Начиная с полугодовалого возраста на пару часов в день оставлять ребенка на попечение родственников.

Умерить свой пыл, оказывать ребенку умеренное внимание.

С ранних лет прививать ребенку самостоятельность, воспитывать в нем активную жизненную позицию и научить не бояться ее проявлять.

Взять за правило регулярно откровенно, по душам разговаривать с ребенком, даже с самым маленьким.

Научить ребенка давать выход своим эмоциям, особенно агрессии, страху, раздражению, ненависти и беспричинным слезам.

Если у кого-то получилось взрастить маленького, а может, и большого эгоиста, на подпитку которого уходят все силы, значит, у них получится пройти и обратный путь. Лучше начать как можно раньше или вовсе предупредить зачатки. Поэтому смелее в бой.

P. S. Эгоизм лучше лечится простыми методами, нежели с помощью хитрых психологических приемов, иначе из заурядного эгоцетрика может вырасти утонченный циничный эгоист. Меньше страха, больше дела!

Обычно с первых дней жизни дети привыкают, что они находятся в центре внимания. Ребёнку во всём помогают: кормят, одевают, водят на прогулку, ухаживают за ним. Когда малыш плачет, никого это не оставляет равнодушным: все бегут на помощь, пытаются понять, в чём причина недовольства. Часто случается так, что по мере того, как ребёнок растёт, родители уже реагируют на его плач вовсе не потому, чтобы удовлетворить природные потребности малыша, а всего лишь его прихоти. Таким образом, мы отбиваем у ребёнка желание учиться делать что-либо самостоятельно. Как происходит, что из всеми любимого улыбающегося крохи частенько вырастает избалованный ленивый ребёнок – эгоист?

Что такое эгоизм?

В психологической науке эгоизм понимается как отрицательная ценностная ориентация личности, которая проявляется в сознательном алчном столкновении собственных интересов и потребностей других людей и социума в целом. Приблизительно до трёхлетнего возраста детский эгоизм считается вполне естественным. Он представляет собой природный эгоизм малыша, заинтересованного исключительно в том, что может принести ему удовольствие. Ребёнок ещё не особо нуждается в общении со сверстниками, ещё не понимает, нужно ли делиться. Однако специалисты считают, что даже в самом раннем возрасте ребёнок может стать настоящим эгоистом. Это может произойти в том случае, если родители бездумно относятся к воспитанию малыша: задаривают его чрезмерным количеством игрушек, удовлетворяют малейшие капризы, идут на поводу у ребёнка. Таким образом, можно воспитать маленького тирана, которого - закон.

«Если не обращать внимания на правильное воспитание малыша с младенчества, то требования капризного ребёнка с годами будут увеличиваться, а вымогательство приобретёт статус прочной черты его характера. Такие дети изводят родителей постоянными желаниями; во взрослом возрасте они не способны заботиться сами о себе».

Эгоизм ребёнка

Восприятие собственной индивидуальности, своего «я», выделение себя из окружающей среды, а также потребность самоутверждения нужны малышам, как и взрослым, для того, чтобы стать настоящей личностью. Эти важные процессы становления маленького человека обычно начинаются . Кроха проявляет стремление к одобрению окружающих, именно поэтому он нуждается во внимании со стороны взрослых, похвале, проявлении их любви, ощущении счастья. В своих требованиях он бывает надоедливым, упрямым и капризным.

То, какими сформируются у ребёнка отношения с окружающим его миром, зависит от людей, окружающих его:

  • будет ли он понимать чужие желания и чувства
  • научится ли он сочувствовать людям
  • будет ли он бескорыстно помогать
  • или станет воспринимать всех исключительно как источник удовлетворения собственных желаний.

Некоторые психологические и этические учения рассматривают эгоизм как свойство врождённого характера, которое, якобы, обеспечивает защиту жизни человека и соблюдение его интересов. В то же время потребительское пренебрежение чувствами и интересами других людей приносит условную мимолётную выгоду. Такое отношение приводит к отвержению человека обществом, что влечёт за собой большие потери разного характера. По этой причине предупреждение развития эгоизма – сегодня важнейшая задача воспитания детей как социально развитых личностей.

Причины детского эгоизма

  • Слепая любовь родителей. Это – самая распространённая проблема на сегодняшний день. В центре внимания - ребёнок. На все его вопросы – значимые и не очень – положительный ответ. На отказ такие дети реагируют скандалом, истерикой, криком, визгом и лежанием на полу.
  • Несамостоятельность ребёнка. Если родители не позволяют сыну или дочери выполнять элементарные действия , это приведёт к устойчивому формированию эгоизма в их характере. Такие родители убирают игрушки за детьми весь период детства, а дети игнорируют все просьбы родителей.
  • Стимулирование успехов. Сделаешь математику - куплю шоколадку. Знакомо? Так уничтожается альтруизм (полная противоположность эгоизму) на корню: ребёнок вряд ли захочет совершать поступки в жизни просто так.

Проявления эгоизма

В жизни младших дошкольников бывает период, когда они говорят: «Я, я, я… Я прыгаю выше всех. Я рисую лучше всех. Я могу залезть на самую высокую горку. Я самый смелый». В этом возрасте - это природная потребность показать свои силы, проявить желание что-то сделать. Родителей всегда глубоко трогают и достижения малыша. Они стремятся всем рассказать, какой у них замечательный ребёнок, как он быстро развивается, как ловко у него всё выходит. Однако часто мама и папа не замечают (или не стремятся заметить), что так они способствуют появлению у ребенка сосредоточенности только на себе. Чрезмерные похвалы и восхищения не несут пользу ребёнку, а только воспитывают его себялюбивым.

Проявления эгоизма бывают и в таких случаях, когда родители стараются исполнить все капризы ребёнка: «У нас не было счастливого детства, пусть будет у него!» Если по мере взросления ребёнка потакания его капризам не уменьшаются, то ребёнок растёт эгоистичным потребителем и манипулятором. У взрослого чада требования увеличиваются, и он будет использовать разнообразные методы достижения цели, например, чтобы снова купили новый смартфон, планшет, ноутбук, модное платье или просто дали денег. Так ребёнок превращается в вымогателя, который попросту издевается над родителями, меньше всего думая об их возможностях. Такие дети не ценят родителей, не стараются понять их чувства и ожидания. Дочь или сын привыкли думать, как бы им всё время было хорошо. Не предприняв вовремя меры, родители увидят, как их дети стали жестокими, хладнокровными, жадными.

Бывают случаи, когда эгоизм ребёнка развивается в форме эгоцентризма : непринятие другой точки зрения, сосредоточенность на своих желаниях, отказ от понимания других людей. Дети, воспитанные в таких традициях, неспособны не адекватно передавать информацию, ни общаться, ни понимать мотивацию собеседников. Поверьте, что войти во взрослую жизнь с таким набором качеств будет вовсе не просто. Такие детей ждёт много неудач, разочарований и сложностей в общении.

Ещё эгоизм может проявляться в виде инфантилизма (незрелость в развитии, сохранение черт, присущих очень маленьким детям). Такие дети воспринимают заботу, как должное. Ребёнку в голову не придёт, что можно самому заботиться о ком-то. Такие дети не умеют и не хотят принимать решения. Обычно они не могут обходиться без родителей всю жизнь, до старости нуждаясь в опеке.

Ошибки родителей в воспитании

Эгоизм ребёнка и его становление в качестве главной направленности характера - следствие неправильного воспитания. Каковы ошибки родителей по воспитанию в этом направлении?


«А знаете ли вы, что предупреждение формирования эгоизма ребёнка зависит от учёта его индивидуальных черт характера и помощи родителей по построению правильных отношений со сверстниками и взрослыми?»

Альтруизм

Альтруизм - прямо противоположное понятие эгоизму. Альтруизм - это понятие, подразумевающее действия, направленные на бескорыстную помощь, заботу о других. Хотите, чтобы ваш ребёнок вырос уважаемым, достойным членом общества? Нужно научить его, прежде всего, считаться с мнениями других, слушать людей и помогать им, быть к ним внимательным. не способен это делать.

«Известно ли вам то, чтобы противостоять формированию негативного (ненужного) качества, нужно стремиться воспитывать качество, противоположное ему?»

Итак, как воспитать альтруистическое начало в ребёнке?

  1. Начнём с эмпатии. Эмпатия означает умение сочувствовать и сопереживать переживаниям людей. С помощью бесед, примеров из жизни, добрых старых кинофильмов и мультфильмов можно воспитать эмпатию в ребёнке. Это будет хорошей профилактикой эгоизма, значительно упростит малышу будущую жизнь, даст больше шансов на успех.
  2. Учим, что просьба о помощи - это не стыдно. Доброте и отзывчивости ребёнка можно научить, объяснив, что все люди могут оказаться в беспомощной ситуации. В таком случае, каждый должен быть способен прийти на помощь. Учите детей быть внимательными к людям, проникаться их состояниями.
  1. Перестаньте быть ответственными за дела ребёнка. Узнаёте ситуацию, кода вы будите ребёнка по утрам в школу с большим трудом? Бывает ли такое, когда школьники требуют: «Ты почему это не погладила / не пришила / не почистила / не приготовила?» Школьники - достаточно взрослый народ, который вполне может обслужить себя сам. У детей должны быть собственные обязанности: по утрам вовремя просыпаться и ходить в школу, учить уроки, убирать за собой, . Опека по мелочам мешает ребёнку взрослеть. Пусть у него появится чувство ответственности.
  2. Польза негативного опыта. Отрицательный опыт ребёнка - действенный способ осознать, как стоит поступать правильно. Именно в этих случаях он реально будет становиться взрослым, а значит - вполне самостоятельным.
  3. Не заставляйте. Не рекомендуется принуждать ребёнка делать то, что ему не по душе. Пусть учится сам брать ответственность за свои решения.
  4. Помощь по дому. Дошкольник вполне уже может справиться с домашним поручением: протереть пыль, помыть тарелку, застелить кровать. Пусть помогает - это воспитывает потребность заботиться о близких.
  5. Спрашивайте, как дела. Ребёнок, которым интересуются, будет проявлять такое же внимание к окружающим людям. Ему небезразлично будет, как они себя чувствуют, что у них происходит, каковы их успехи. Внимательный ребёнок - это уже не эгоист.

Смотрите видео с практическими советами психолога о том, как соблюсти баланс любви и дисциплины при воспитании

Выводы

Старайтесь воспитать ребёнка в традициях добра, бескорыстия, щедрости, и вы увидите, как ему будет легко продвигаться по жизни. Такие дети ценят своих родителей, благодарят их впоследствии за хорошее воспитание и заботятся о них на склоне их лет.