Как отличить драгоценный камень от искусственного. Виды, названия и цвета драгоценных камней для украшений и ювелирных изделий: список, краткое описание с фотографиями

« || »

Как отличить натуральный камень от подделки в домашних условиях?

Натуральный камень создается силами самой природы, а потому он является неповторимым по своему многообразию оттенков, рисунков, форм. Человек же подвергает тщательной обработке и шлифовке натуральный камень, благодаря чему его поверхность из шероховатой становится гладкой и блестящей.

Зачастую вместо настоящего природного материала можно встретить его искусственный аналог. Имитации могут незначительно отличаться от оригинала, однако выпускают подделки в крупных масштабах. Разумеется, синтетические «камни» имеют практически те же параметры – физические свойства и цветовые характеристики, что и натуральные камни однако стоимость их намного ниже. В условиях современных технологий можно искусственно создать рубины, изумруды, александриты, сапфиры и даже алмазы.

Стоит отметить, что синтетические материалы хорошего качества также имеют достаточно высокую цену, вот почему порой они практически не отличаются от настоящих.

Как отличить натуральные камни от искусственных?

Для определения подделки в домашних условиях понадобятся следующие инструменты и материалы:

Весы бытовые кухонные

Приобретение проверяется следующим способом:

Тактильно – природный материал чуть дольше нагревается (для этого можно зажечь спичку и подержать камень над огнем); кроме того, на ощупь у натуральных камней более низкая температура. Так можно отличить от простого стекла аметист, горный хрусталь или кварц.

Визуально камень рассматривается под лупой. Так, у настоящего рубина можно рассмотреть трещинки в форме зигзагов (у искусственных рубинов трещинки тоже имеются, но ровные и прямые), у изумруда-подделки рисунки под лупой складываются в трубчатые и спиралевидные узоры.

Примечание: любой натуральный камень при тщательном рассмотрении будет иметь мелкие изъяны, трещинки, ямочки с белым налетом.

Минерал аквамарин обязательно поменяет свой цвет, если рассматривать его с разных сторон – не очень сильно, но все же будет заметна разница в оттенках. Хризолит с лазуритом имеют однородные цвета, а вот бирюза-подделка легко окрашивает влажную тряпочку, которой протирался камень.

С помощью лампы – так можно проверить бриллиант. Направляя световой поток строго под прямым углом, можно отследить свечение граней – настоящий бриллиант будет просвечиваться насквозь и задние грани его будут сиять. Что интересно – если так же просветить рубин, то его трещинки зигзагообразной формы светиться не будут. А вот лабрадорит может создать эффект настоящего Северного сияния.

По запаху – если к янтарным бусинам поднести зажженную спичку, то при горении должен выделяться запах смолы. Если янтарь «недозрел», то на нем могут появиться пятнистые ожоги. А любая подделка станет выделять синтетический запах.

По твердости – к примеру, бриллиантом можно резать стекла, он обязательно оставит царапины на поверхности. А вот наждачной бумаги бриллиант не боится – если потереть ею бриллиантовую поверхность, то никаких изменений быть не должно.

По теплофизическим свойствам – тот же янтарь после натирания кусочком шерсти электризуется. А еще так проверяется гранат – если положить на весы пробку, сверху установить наэлектризованный камень и поднести к нему магнит, то стрелки весов будут двигаться, как маятник.

В настоящее время, когда на рынке все чаще встречаются ювелирные изделия с синтетическими камнями, остро встает вопрос их идентификации и отличия от природных камней. Мы не призываем Вас вообще не покупать синтетики, наоборот, Вы можете смело ее приобретать и наслаждаться ноской.

Главное - не переплатить, заплатить реальную цену и не стать жертвой мошенников. При этом нет никакой гарантии, что Вас не обманут как на рынке, так и в фешенебельном ювелирном салоне. Обман может быть как осознанным (с подделкой документов, липовыми сертификатами или убедительными устными заверениями), так и по незнанию (продавец сам был введен в заблуждение).

Мошенничеством является продажа синтетики по заведомо сильно завышенной цене с выдачей ее за натуральный материал. Даже если Вам продали якобы хризоберилловые бусы за 15 долл., это еще не уголовное преступление и даже вообще не нарушение (радуйтесь удачной покупке!!). Но если с Вас за подделку и обман запросили 70 долл. и выше, это уже мошенничество и административное правонарушение, а при незаконной наценке и обмане свыше 110 долл. уже уголовно наказуемое преступление (в Украине). Подделка любого сертификата соответствия есть преступление вне зависимости от суммы сделки. Вам должны помочь в ближайшем отделении милиции и обществе защиты прав потребителей по месту продажи слишком дорогой и фальсифицированной подделки.

Большинство имитаций сегодня выполняется из стелка различного качества с различными добавками (камни Савровски, стекланные стразы, черный и золотистый авантюрин, цветной кошачий глаз, молочный лунный камень, зеленый хризоберилл, опаловое стекло и др). Ряд других синтетических камней более ценные, они имеет свою химическую формулу (фианит, корунд, сапифр, улексит, цитрин, аметист, аметрин, венская бирюза и неолит).

Почему важно отличать природные камни от синтетических? Одним из атрибутов драгоценного камня является его редкость. Чистые бездефектные камни в природе редки, поэтому их стоимость иногда достигает очень высокого уровня, особенно на большие экземпляры. Синтетические же ювелирные камни практически всегда обладают более высокими качественными характеристиками по сравнению с природными камнями, но стоят значительно меньше, чем лучшие природные камни. Бездефектный хорошего цвета природный рубин весом 5-10 карат может стоить несколько тысяч долларов за карат. Синтетический рубин (корунд) такого же размера стоит всего несколько долларов за целый камень, а корундовое сырье продается на килограммы.

В мире имеются значительные запасы некондиционных или малоценных сортов топаза, агата, нефрита, бирюзы, горного хрусталя, халцедона и др. Это обусловило необходимость разработки технологических процессов облагораживания самоцветов.

Какие из признаков природных, облагороженных и синтетических камней позволяют отличить их друг от друга? В природе на образование драгоценного камня уходит несколько десятков, а то и сотен тысяч лет. В лаборатории рост может длиться от нескольких часов до (максимум) нескольких месяцев. Также в лаборатории невозможно воссоздать процесс, полностью повторяющий природный, поэтому логичным кажется предположить, что в любом кристалле искусственного происхождения можно обнаружить признаки, обусловленные условиями его роста, которые будут отличать его от природного камня.

На какие признаки обращают внимание геммологи при диагностике происхождения камня? Прежде всего, это внутренние особенности камня, такие как включения, зональность (распределение окраски), микроструктуры роста, для наблюдения которых применяется лупа или микроскоп. Ранее для диагностики синтетических ювелирных камней экспертам достаточно было лишь стандартного геммологического оборудования, включающего в себя лупу, полярископ, дихроскоп и ультрафиолетовую лампу. В настоящее время, когда технологии синтеза постоянно совершенствуются, работать экспертам становится все сложнее и сложнее; зачастую стандартного оборудования недостаточно для однозначной диагностики, поэтому приходится прибегать к помощи более сложных лабораторных методов. Основным требованием, предъявляемым к методам идентификации камней, является их неразрушающее воздействие на исследуемый образец.

СИНТЕТИЧЕСКИЕ АЛМАЗЫ. В последнее десятилетие достигнуты большие успехи в области синтеза ювелирных алмазов. Современные технологии позволяют получать кристаллы алмаза ювелирного качества весом до 10-15 карат. Так, например, включения минералов свидетельствуют о природном происхождении, в то время как включения металлов (железа, никеля, марганца) - о синтетическом. Для синтетических алмазов также характерно неравномерное зонально-секториальное распределение флюоресценции в ультрафиолетовом свете (нередко можно наблюдать крестообразные фигуры УФ-флюоресценции), напротив, для природных алмазов характерно равномерное или незакономерное распределение УФ-свечения. О синтетических алмазах ювелирного качества читайте подробній материал.

СИНТЕТИЧЕСКИЕ РУБИНЫ И САПФИРЫ (КОРУНДЫ). Сегодня на рынке драгоценных камней представлено множество синтетических рубинов и сапфиров, выращенных различными методами синтеза, для каждого из которых известны свои отличительные особенности. Практически все красные камни в ювелирных изделиях являются синтетическими корундами. Большинство натуральных рубинов имеют внутренние дефекты. Так, большинство синтетических рубинов и сапфиров, встречающихся на рынке, получено методом Вернейля, отличительными чертами этих камней являются криволинейная зональность (которая не наблюдается в природных камнях), иногда в них встречаются включения газовых пузырьков. Но визуально синтетические корунды выглядят безупречно. Более того, именно синтетические корунды являются достаточно дешевыми и практически вечными красными и темно-розовыми вставками в ювелирные изделия. Это очень красивый синтетический самоцвет. К сожалению, сегодня красные корунды стали очень редкими в ювелирных магазинах, а синтетические сапфиры найти вообще практически невозможно.
Рубины и сапфиры, выращенные флюсовым и гидротермальным методами синтеза, являются наиболее сложными объектами для диагностики. Для флюсовых рубинов и сапфиров характерны включения флюса и материалов ростовой камеры (тигля) - платины, золота и меди, а отличительной особенностью гидротермальных корундов являются нeправильные микроструктуры роста.

СИНТЕТИЧЕСКИЙ ИЗУМРУД. В последнее десятилетие, помимо большого количества гидротермальных рубинов и сапфиров, большинство синтетических изумрудов также получены этим методом. Для таких изумрудов характерны трубчатые включения, коричневатые включения оксидов железа. В обычных ювелирных магазинах отличить натуральные изумруды от синтетических можно исходя из того, что большинство натуральных изумрудов в наших ювелирных изделиях несовершенны, имеют трещины и видимые глазом внутренние дефекты, неравномерную окраску, местами непрозрачны. Слишком бледно окрашенный камень может выявиться не изумрудом, а обычным бериллом. Совершенные темно-зеленые и идеально прозрачные изумруды лучше передать на анализ независимым специалистам, так как слишком высока вероятность приобрести очень качественную синтетику, выдаваемую за натуральные камни (особенно в импортных золотых изделиях). Синтетические изумруды имеют весьма характерный насыщенный голубовато-зеленый цвет, который отчасти выдает их происхождение, хотя почти такой же оттенок имеют некоторые колумбийские изумруды. Синтетические изумруды гидротермального происхождения обычно содержат мелкие жидкие или газообразные включения. Природные изумруды часто имеют включения пластинок и микропластинок слюды и кристаллы пирита (даже засоренный слюдой природный изумруд намного дороже своего идеального синтетического аналога). При выборе, что купить: зеленый синтетический циркон или синтетический изумруд предпочтение нужно по возможности отдавать изумруду, так как он намного красивее и долговечнее.
Существует еще одна разновидность изумруда, который находится в промежуточной стадии между синтетическим и облагороженным. Они представляют собой неювелирные бериллы, не представляющие в исходном сырье ювелирной ценности, но покрытые слоем нарощенного синтетического изумруда толщиной от 0,3 мм и более. Цвет таких камней бледно-зеленый. При использовании популярного сегодня гидротермального метода слой изумруда толщиной 0,8 мм нарастает за сутки. Структура камней несовершенная, трещины и структура камня как бы подчеркнуты. Камни непрозрачные или просвечивают, характеризуются трещиноподобными линиями в поверхностном слое, которые выглядят при погружении в жидкость как тонкий интенсивно-зеленый ободок. В ювелирных магазинах появляются изделия из серебра, усеянные такими облагороженными бериллами. В магазинах самое дорогое гигантское куполообразное серебряное кольцо, усыпанное этими бериллами, стоит около 200 долл, небольшие кольца стоят до 50 долл.

СИНТЕТИЧЕСКИЙ КВАРЦ. Синтетический горный хрусталь прозрачен. Наиболее важной разновидностью синтетического кварца, встречающейся на рынке, является аметист, полученный гидротермальным методом. Этот ювелирный материал широко используется в торговле главным образом из-за сильной схожести со своим природным аналогом и трудности их отличия. Синтетический аметист обычно очень прозрачный, чистый, яркий, без внутренних дефектов и неоднородностей, может достигать больших размеров при сохранении чистоты. Некоторые его разновидности могут слегка изменять цвет при солнечном и искусственном освещении (на фото с монетой). Другой важной разновидностью синтетического кварца является амитрин (присутствуют зоны фиолетовой и желтой окраски), производство которого гидротермальным методом ведется.
Розовый кварц после ионизирующего облучения становится дымчатым (вплоть до мориона). При отжиге 450-500 o С аметисты теряют окраску, которая восстанавливается при ионизирующем облучении. При температуре 700 o С изменения необратимы.
Синтетический цитрин может быть получен при многочасовом обжиге (запекании) при температуре около 500 o C аметиста (сиреневого и фиолетового кварца, получается оранжево-желтый и желто-коричневый цитрин) или раухтопаза (дымчатого кварца, получается нежно-желтый цитрин). Природный цитрин часто мутный (непрозрачный) с зонами белого непрозрачного кварца. Большие прозрачные кристаллы цитрина или слишком темные высокого качества кристаллы обычно говорят об искусственном происхождении камня.

СИНТЕТИЧЕСКИЙ АЛЕКСАНДРИТ. Камни, продававшиеся в ювелирных изделиях до 1973 года под видом александрита, являлись разновидностями синтетической шпинели и синтетического корунда с добавками ванадия. Многие синтетические александриты в действительности являются или синтетическими корундами, окрашенными ванадием и обладающими лиловатой окраской, сменяющейся более красной при искусственном освещении, или синтетическими шпинелями, имеющими более густую зеленую окраску. В 1973 году в продаже появились изделия с синтетическими александритами, для которых также характерно эффектное изменение цвета, но от пурпурно-синего до розового, а не от зеленого до красного. На фото левее представлен синтетический корунд, имитирующий александрит, на фото правее - синтетическая шпинель, меняющая цвет (редкий и дорогой камень). Технологии выращивания александритов (близких к природным) сложны и дорогостоящи, поэтому цена на синтетические александриты такова, что позволяет использовать их в качестве центральных камней в дорогостоящих изделиях.

ФИАНИТЫ И ЦИРКОНЫ СИНТЕТИЧЕСКИЕ. Даже синтетические, алмазы стоят все равно дорого. Красота бриллианта определяется его специфическими свойствами: высоким коэффициентом преломления, высокой дисперсией (белый цвет раскладывается на семь цветов радуги, которые дают бриллиантовую игру), твердость предохраняет от царапин и повреждений. Материал-имитатор должен обладать всеми этими свойствами, но самое главное - быть дешевым. Эту задачу решали разные люди разными путями, и на сегодняшний день самым популярным имитатором алмаза является фианит. Название происходит от аббревиатуры ФИАН (Физический Институт Академии Наук), где начале семидесятых годов XX века был создан этот минерал. Из-за рубежа ввозят "циркон" или "цирконий", которые на самом-то деле фианиты, выращенные по советской лицензии или просто советской технологии, но замаскированный под этими коммерческими названиями. Это не алмаз вообще, не природный минерал и не химический элемент (металл) цирконий. Окрашенный в какой-либо цвет фианит своей бриллиантовой игрой создает совершенно отличный от любого природного камня неповторимый образ (коэффициент преломления у циркона намного выше, чем у любого драгоценного цветного самоцвета, кроме цветных алмазов). В таблице Менделеева есть элемент, металл цирконий (Zr), в природе встречается минерал циркон - силикат циркония (фактически соль), имеющий самостоятельное ювелирное применение, в лаборатории выращивают фианит (кубический циркон) - оксид циркония с добавками редкоземельных элементов и кристаллизующийся в алмазоподобной кубической сингонии, в отличие от природного циркона, который кристаллизуется в тетрагональной сингонии. То есть цирконий, циркон и фианит - разные материалы.

Для ювелирного дизайнера фианиты (цирконы) - это палитра, материал, с которым можно смело экспериментировать (особенно с мелкими камнями). Но нельзя сказать, что цирконы стоят мало, - они вполне сравнимы по ценам с природными самоцветами низких ценовых групп или некоторых камней, купленных напрямую у производителя. Более того, крупные и удачно ограненные под бриллиант фианиты стоят довольно дорого и редки в ювелирных изделиях (создателю этой электронной энциклопедии удалось купить такое кольцо аж за 5 лет поисков). Обычно небольшие и мелкие дешевые цирконы используют в "обсыпке", и таких изделий очень много на наших прилавках. Существуют особенности ювелирного применения циркона. Он требует бережения при закрепке (грубо говоря, его нельзя как корунд заколачивать молотком). Он может лопнуть при закрепке. Он легко крошится, выход готовых камней при машинной огранке часто не превышает 15-20%. При огранке различия показателей преломления алмаза и фианита маскируются путем изменения соотношений углов между гранями (циркон с неполной бриллиантовой огранкой наоборот низким и приземистым). Циркон очень чуток к поверхностному загрязнению и сразу перестает блестеть, его нужно постоянно протирать и чистить. Циркон почти в два раза тяжелее бриллианта и тяжелее других драгоценных камней. Кроме того, ребра ограненного фианита слегка закруглены, что также качественно отличает его от огранки бриллианта.
Визуально новые ограненные мелкие цирконы (фианиты) и мелкие бриллианты с неполной бриллиантовой огранкой, уже вставленные в украшения, крайне трудно отличить друг от друга, но инструментальные методы позволяют безошибочно их диагностировать. Не специалистам проще всего прочитать во внушающем доверие ювелирном магазине бирку (ни один нормальный магазин или фабрика на новых изделиях обманывать не будут под страхом уголовной ответственности и примитивности диагностики обмана), а сомнительный б/у камень не в новом изделии лучше всего показать мастеру в ближайшей ювелирной мастерской. Можно поцарапать камнем стекло, но нужно знать, что стекло царапают и алмазы, и корунды, и бесцветные топазы, и бериллы, и кристаллы горного хрусталя и т.п.
В ювелирных магазинах природный циркон встретить практически нереально. Окраска синтетических цирконов за счет примесей самая разнообразная: бесцветная, коричневая разных оттенков, красная, зеленая, желтая, черная, голубая и т.п. Им имитируют алмаз и почти все другие равномерно окрашенные не хамелеонообразные прозрачные камни. Бесцветные цирконы, хотя они и характеризуются алмазным блеском и сильной игрой, легко отличить от алмаза по их низкой твердости и низкому светопреломлению (что позволяет значительной части света, падающего на площадку камня с бриллиантовой огранкой, ускользать из нижней части). Хороший блеск дают только синтетические цирконы большого размера с более низким чем у бриллианта павильоном (нижней частью камня). Хороший циркон должен быть открытым в изделии для света со всех сторон. Мелкие цирконы могут быстро потерять в изделиях свой изначальный вид и блеск, если за ними постоянно не ухаживать. Красные синтетические цирконы, имитирующие рубин и шпинель, лучше не приобретать, а поискать синтетические корунды (рубины), они имеют более товарный вид, тверже цирконов (почти вечные) и проще в уходе.

Подделка стеклом

Страз - старинное название стекол, используемых как имитации драгоценных камней. Стекла - прозрачные материалы различного состава, изготовленные путем нагревания и быстрого охлаждения и имеющие аморфную структуру, оптически изотропные либо с аномальным двупреломлением, показатель преломления обычно в пределах 1.40-1.90. Используются как имитации драгоценных камней.

Стекло, например, также прозрачно и широко используется для изготовления недорогих украшений. Стекла отличаются от настоящих кристаллов тем, что в них отсутствует правильное расположение атомов и наш "атомный микроскоп" обнаружил бы довольно хаотическую структуру, без выдержанной упорядоченности, свойственной кристаллическим материалам. Отсутствие упорядоченного строения неизбежно приводит к тому, что стекла лишены внутреннего отражения, присущего кристаллическим драгоценным камням, и потому их нельзя сравнивать с настоящими природными или синтетическими кристаллами.

Стекло относится к аморфным веществам. В 1758 г. австралийский химик Иозеф Штрасс разработал способ изготовления стеклянного сплава, чистого и бесцветного с относительно высоким показателем преломления. Сплав, состоящий из кремния, оксидов железа и алюминия, а также извести и соды, прекрасно гранился и шлифовался и после огранки отдаленно напоминал бриллианты. Состав его следующий: 38,2% кремнезема, 53% оксида свинца и 8,8% поташа (соды). Кроме этого, в смесь добавляли буру, глицерин и мышьяковистую кислоту.

Для страза характерна высокая дисперсия, он хорошо поддается огранке. Для получения рубинового цвета в стеклянную массу добавляли 0,1% кассиевого порфира, сапфирового - 2,5% оксида кобальта, изумрудного - 0,8% оксида меди и 0,02% оксида хрома. Такой искусственный камень называется стразом.

Все, что выполняется сегодня из стекла, называется имитацией или подделкой. Имитация - это продажа изделия, при котором продавец Вас честно предупреждает, что Вы покупаете не натуральный камень. Подделка - это обман, осознанный или просто по незнанию, в результате которого продавцы Вас вводят в заблуждение.

Большинство имитаций и подделок сегодня выполняется из стекла различного качества с различными окрашивающими добавками (камни Савровски, стеклянные стразы, черный и золотистый авантюрин, цветной кошачий глаз, молочный лунный камень, зеленый хризоберилл, опаловое стекло и др). Стеклом стали подделывать даже раухтопазы (дымчатые кварцы), морионы (черные кварцы) и агаты, запасы которых в природе достаточны.

Мошенничеством является продажа имитации по заведомо сильно завышенной цене с выдачей ее за натуральный материал. Уголовное преступление в Украине начинается с незаконной цены в 20 налогонеоблагаемых минимумов - 340 грн. за подделку. Все остальное от 17 грн. - административное правонарушение. До 17 грн. подделки реально не наказуемы.

источник http://www.webois.org.ua/jewellery/stones/sintetica.htm


Почти во всех сувенирных магазинчиках, торгующих камнями, есть эти подделки. Речь идёт не о выдавании дешёвых минералов за более дорогие, как в случае с крашеной "бирюзой" из говлита или "цитринов" из жжёного аметиста, а об искусственных имитациях полудрагоценных камней. Безусловными лидерами тут являются кошачий глаз, авантюрин и "лунный камень" .

Поддельный кошачий глаз

В большинстве сувенирных ларьков продаётся именно это боросиликатное стекло.

Выбор - на любой вкус и цвет!


Кроме стекла, для имитации "кошачьего глаза" используются синтетические минералы - кетсайт и улексит.

На самом деле, "кошачий глаз" это даже не конкретный камень, а название эффекта ирризации, свойственного некоторым минералам. Этот оптический эффект действительно напоминает глаз кошки.
Натуральный "кошачий глаз" хризоберилл (цимофан) стоит очень дорого, как алмазы и рубины. Естественно, в сувенирных лавках такие камни не продаются. В магическом плане "кошачий глаз" считается защитным камнем. Не нужно огорчаться из-за его недоступности, ведь существуют также другие разновидности глазковых камней - тигровый, соколиный и бычий глаз. Они не являются редкостью, стоят недорого, поэтому обычно их не подделывают. Изделия из тигрового глаза есть практически во всех лавках.

Натуральный "кошачий глаз" хризоберилл

В стеклянном "кошачьем глазе" нет ничего плохого - это прекрасный, яркий и недорогой материал для украшений. Но если продавец называет его натуральным, это уже обман. Хотя очень часто продавцы в сувенирных лавках сами не разбираются в своём товаре и искренне верят в натуральность стекляшек. Да что говорить, если в казалось бы, серьёзных энциклопедиях по минералам в качестве иллюстраций используются подделки. Вот к чему приводит экономия издателей на копирайтерах и лень самих копирайтеров, не умеющих нормально пользоваться гуглом.

Такие сверкающие золотистыми блёстками бусины обычно продаются под видом авантюрина. Это не минерал, а особое авантюриновое стекло с крошкой оксида меди, кобальта, железа или хрома.

"Современная стекольная промышленность имеет множество составов авантюриновых стекол, полученных в разные годы в разных странах. Известны авантюриновые стекла с блестящими включениями, содержащие оксиды кремния, алюминия, кальция, магния, марганца, железа, хрома, фосфора, натрия, калия, титана, никеля, кремния (SiO2, Al2O3, CaO, MgO, MnO, Fe2O3, Cr2O3, P2O5, Na2O)и др. Как видим.задействуется значительная часть периодической системы элементов. Недостатками таких составов стекла являются высокая температура варки стекломассы (до 1430-1460 оС) и низкая твердость получаемого стекла (650-730 кг/мм2) . Это приводит к высокой себестоимости изделий из авантюринового стекла из-за больших энергозатрат и снижает их потребительские свойства, поскольку полированная поверхность стекла с низкой твердостью быстро теряет свое качество в силу истирания.

Сейчас перед технологами и химиками этой отрасли стоит задача получения авантюринового стекла высокой микротвердости и механической прочности, расширения его декоративных свойств, а также снижение стоимости процесса и состава за счет использования более дешевого сырья. Это требование современного дизайнерского искусства и возросших промышленных возможностей. Поэтому научными институтами совместно с заводами ведутся разработки в направлении удешевления авантюриновых стекол, и одним из вариантов является использование сырья с содержанием до 60% шлака в шихте. Проходит испытание авантюриновое стекло на основе высокожелезистых шлаков. Наряду с хорошими декоративными свойствами оно имеет улучшенные физико-химическими свойства: повышенную микротвердость и щелочеустойчивость, температуру размягчения примерно 650 °С, и показатель преломления до 1,596 единиц.

В последние годы нашим ученым удалось получить стекольные сплавы повышенной твердости и улучшенных прочностных характеристик введением оксидов бора, расширения цветовой гаммы, усиления авантюринового эффекта за счет введения оксидов меди, хрома, титана, кальция и других различных металлов.. Большие достижения в изобретении авантюриновых сплавов принадлежат ученым Государственного научно-исследовательского и проектного института азотной промышленности и продуктов органического синтеза, достойный вклад внесен изобретателем А.В.Кочановой из г. Липецка и многими другими учеными. Эти изобретения имеют мировое значение и защищены патентами.

Технология получения таких стекол довольно сложна. Сначала подготовленную шихту плавят в печах большой мощности при 1350-1400 oС в течение примерно часа, затем температуру несколько уменьшают, и после непродолжительной выдержки проводят отжиг при 750 oС. Для получения стекла используют продукты обогащения апатито-нефелиновых руд и полевошпатового минерального сырья в составе с гранулированными доменными и конвертерными, феррохромовыми шлаками, подбирая их в соответствии с требуемым соотношением компонентов. Для увеличения прочности и устойчивости состава вводят оксиды бора (В2О3),добавляют оксиды лантана, цезия, самария и др (La2O3, CeO2, Sm2O3) для расширения цветовой гаммы, оксиды титана, калия и меди (ТiO2, К2О, Сu2О) способствуют окрашиванию не смешиваемых областей во все цвета радуги, что и фиксируется на стеклах в виде застывших разноцветных узоров с блестками кристаллов хрома, марганца и меди (Сr2O3, MnO, Сu2О).Полученное стекло имеет твердость 850-880 кг/мм2, непрозрачно, его поверхность рисунчатая, а в массе - золотистые, розовые, зеленые блестки размером от 0,5 до 2,0 мкм." ссылка

Чаще всего в лавках продаётся авнатюриновое стекло кирпичного цвета, но оно бывает также синим, чёрным, зелёным...

А вот так выглядит настоящий авантюрин

Природный авантюрин это разновидность кварца, в нём действительно есть маленькие искорки - включения пластинчатых или чешуйчатых минералов (зеленой слюдки-фуксита, вишнево-красного гематита и др.), которые вызывают мерцание камня при его повороте. В авантюриновом стекле блёсток много и размера они одинакового, тогда как в камне блёсток обычно мало, они разного рамера и яркости. Авантюрин камень недорогой, поэтому имеет смысл поискать настоящий в специализированных магазинах. В простых сувенирных лавках есть только стекло.

"Лунный камень" - матовое стекло

Красивое, правда? Но это всего лишь стекло, которым забиты наши сувенирные лавки.

В нём действительно есть что-то лунное...

"Лунный камень" - народное, а не минералогическое название. "Лунными камнем" называют минерал адуляр, а также иногда беломорит и лабродорит ("тёмный лунник").

Так выглядит натуральный хорошего качества адуляр

В отличие от настоящего "лунного камня" адуляра, "лунное стекло" равномерной окраски и не обладает эффектом ирризации.


Адуляр - разновидность полевого шпата с химической формулой K. Своё название он получил в честь горы Адула в швейцарских альпах. Добывается в Индии, Шри-Ланке, США, России. Цена "лунных камней" выского качества довлльно велика и конечно, их нет в большинстве сувенирных лавок. Купить натуральный лунник можно в специализированном магазине или на выставке минералов. Не нужно путать "лунный камень" (полевой шпат) с селенитом (поделочный гипс), на многих сайтах их сваливают в одну кучу.

Лунный камень

Беломорит - непрозрачный "лунный камень", добываемый в России

Лабрадорит - "тёмный лунник"

Как отличить камень?



В ювелирных магазинах нам предлагают купить украшения с драгоценными камнями удивительной красоты и изысканности. Стоят такие изделия недешево, но они достойны такой цены, если в оправе находится настоящий драгоценный камень, способный исцелять организм, успокаивать нервную систему, приносить удачу.

Конечно, на все украшения с бриллиантами, рубинами, жемчугом, изумрудом есть сертификаты качества, но лучше все-таки знать, как отличить камень от подделки, чтобы избежать обмана со стороны недобросовестных производителей и продавцов.

Как отличить бриллиант?

Самый дорогой и чистый, как утренняя роса, камень - бриллиант. Было бы очень обидно приобрести подделку, отдав за неё приличную сумму, поэтому перед покупкой необходимо присмотреться к нему внимательней. Сейчас часто встречаются искусственные алмазы, их можно вырастить в лаборатории весом до 15 карат. У натурального камня есть включения из минералов, у искусственного - из металлов, таких как железо, марганец, никель. Природный бриллиант распределяет свечение ультрафиолетовых лучей равномерно, а выращенный человеком - крестообразно. Настоящий бриллиант очень твердый и способен оставить царапины на стекле.

Как отличить рубины и сапфиры?

Синтетические рубины и сапфиры тоже часто встречаются в ювелирных магазинах. Они стоят гораздо дешевле натуральных. Чтобы отличить настоящие камни, необходимо внимательно посмотреть на них. У природных рубинов и сапфиров внутри всегда имеются небольшие дефекты и неровные грани. Искусственные камни выглядят чересчур идеально и отличаются наличием криволинейной зональности — неровной степенью окраски камня.

Как отличить изумруды и жемчуг?

Синтетические изумруды нередко используются в ювелирных украшениях. В отличие от природных, они выглядят ровными, однородными, прозрачными. Их красивый внешний вид с зеркальной поверхностью притягивает взгляд. Природные изумруды почти всегда обладают дефектами, трещинами, вкраплениями из слюды и пирита. Окраска камней не равномерная, местами они не прозрачные. Настоящие изумруды привлекают своей естественной красотой и таинственностью. Их цена намного превосходит стоимость ненатуральных камней.

Жемчуг выращивают в искусственных условиях довольно давно, он практически вытеснил настоящие жемчужины. Чтобы отличить натуральный камень, прежде всего, нужно посмотреть на цену. Украшения из искусственного жемчуга или речного стоят дешево. Кроме этого, они имеют правильную круглую форму, идеально гладкую поверхность. Природный жемчуг таким быть не может. Если по искусственному камню провести ногтем, может появиться царапина, природный останется без изменений.

Как отличить лунный камень?

Еще один замечательный драгоценный камень, обладающий лечебными и магическими
свойствами - лунный. Отправляясь за ним в магазин, следует помнить, что подделки встречаются нередко, поэтому нужно проявить внимательность. Настоящий лунный камень имеет уникальные переливы и блики, которые то исчезают, то появляются при его вращении. Его поверхность напоминает шелк.

Отличить камень также можно по фиолетовому или голубому свечению, преобладающему над другими цветами. Как и во всех минералах, в нем должны быть включения, пустоты, пузырьки, выглядящие естественно.

Как отличить гранат?

Гранат - распространенный камень для украшений. У него масса поклонниц, которые не хотели бы приобрести подделку. Определить подлинность драгоценности достаточно просто. Для этого потребуются магнит и весы. Дело в том, что натуральный гранат обладает магнитными свойствами, в отличие от искусственного родственника.

Итак, необходимо измерить вес камня, поместив его на весы. Затем на расстоянии одного сантиметра от граната подержать магнит. Если вес уменьшился, значит, гранат настоящий.

Чтобы избежать покупки подделки, нужно помнить, что природа не терпит идеальных, симметричных форм. Это правило касается и драгоценных камней. Если изумруд, бриллиант, жемчуг или другие минералы слишком неестественно выглядят, скорее всего, они искусственные.

«Я на самом деле считаю, что американские джентльмены - лучшие из всех, потому что когда тебе целуют руку, ты можешь почувствовать что-то очень-очень хорошее, но в отличие от поцелуев бриллианты и сапфировые браслеты вечны».

Анита Лус, «Джентльмены предпочитают блондинок»,1925

Что делает камень драгоценным? Специалисты выделяют целый ряд критериев, внешних и внутренних признаков, в их числе красота, редкость (единичность), износостойкость (прочность, твердость) . В мире моды говорят, что талантливая модель не должна быть идеально красивой, ее красота как раз в «уродстве» - необычности и непохожести на других. Точно также дело обстоит и с драгоценными камнями: в природе редко можно встретить бездефектные и безупречной чистоты драгоценные камни, поэтому, если попадаются такие образцы, они достигают очень высокой стоимости на рынке . Синтетические камни, в свою очередь, обладают лучшими качественными характеристиками, однако стоят в ряды дешевле.

Внутренние особенности камней (включения, зональность или распределение окраски, микроструктуры роста) также помогают установить, натуральный камень или искусственно выращенный. Для более обстоятельного наблюдения рекомендуется использовать лупу или микроскоп.

Приведу несколько наиболее часто встречающихся в ювелирной промышленности драгоценных камней и некоторые способы их идентификации (бриллиант, рубин, сапфир, аквамарин, изумруд, гранат) .

Бриллиант (алмаз)

П редположительно натуральный, если :

В нем имеются видимые включения минералов;

Практически весь свет, попадающий на поверхность камня, отражается, как от тысяч зеркал, от его нижних граней. Следовательно, если посмотреть на свет через бриллиант можно увидеть только светящуюся точку, а если надеть кольцо с бриллиантом, то камень не будет просвечивать (увидеть палец через бриллиант невозможно);

Соляной кислотой его не напугать;

В силу своих физических свойств оставляет царапины на полированных поверхностях других камней и на стекле, которые не исчезают, даже если протереть их влажной салфеткой. Поэтому для тестов выбирайте поверхности, которых не жалко;

В йодистом метилене или однобромистом монофтлене (растворы с показателем преломления близким к шпинели и сапфиру) камень не исчезает, а ярко блестит. Соответственно, заменители бриллианта в виде шпинели и сапфира не будут видны в растворе. Подобный (чуть менее отчетливый) результат имеет погружение камней в водный раствор глицерина;

Использовать старинный метод контрабандистов. Бриллиант опускают в воду, если он природный, его не будет видно в чистой воде;

Камень синтетический, если:

В нем имеются включения металлов (железа, никеля, марганца);

Характерно неравномерное зонально-секториальное распределение флюоресценции (свечение вещества, возникающее в результате его освещения и быстро затухающее после прекращения ) в ультрафиолетовом свете. Нередко наблюдаются крестообразные фигуры УФ-флюоресценции. Для приведенного способа проверки нужен специальный прибор.

В качестве имитации бриллианта используют стразы, хрустальное стекло, пластик, бесцветный циркон, титанит стронция; синтетические рутик, бесцветную шпинель, бесцветный сапфир, проч. Некоторые подделки легко отличить на глаз:

Они не обладают такой яркостью и свечением, как натуральный и даже синтетический алмаз;

Стареют от времени (стираются грани, блеск становится тусклям).

Для сложных случаев определения происхождения алмазов используются следующие методы: цветная и спектральная катодолюминесценция, спектроскопия в видимой и инфракрасной области, люминесцентная спектроскопия, пр.

Корунд (рубин, сапфир)

Рубин скорее природного происхождения, если :

Он не очень крупный. В природе редко встречаются рубины большого размера;

Имеются внутренние дефекты;

Если и присутствуют во внутренней структуре камня пузырьки, то зачастую они такого же цвета, что и камень;

При увеличении просматриваются иглообразные включения;

Камень обладает высокой прочностью (второй после алмаза), оставляет царапины на поверхностях с более низким показателем прочности;

Отсутствует спайность, его практически невозможно разбить;

При ярком свете цвет рубина становится темнее;

На нем могут быть трещины зигзагообразной формы, без сияния.

Имеет соответствующий сертификат и неприлично дорогой.

Рубин синтетический, если:

Имеет ярко выраженную идеальную форму;

Наблюдается криволинейная зональность;

Встречаются включения газовых пузырьков;

Характерна очень сильная красная УФ-флюоресценция, если на камень направить УФ свет, синтетический рубин станет оранжевого цвета;

При подробном рассмотрении с лупой или микроскопом в камнях, выращенных гидротермальным или флюсовым методом, имеются вкрапления тигля (платины, золота, меди) или флюса;

Имеются неправильные микроструктуры роста (при гидротермальном синтезе);

На нем имеется трещина правильной (прямой) формы, с сиянием.

Сапфир

Предположительно натуральный, если:

Представлен в разных цветах и оттенках (бесцветный, черный, желтый, оранжевый, фиолетовый и т.д., самый ценный – синий), на камне прослеживается эффект молочного тумана – белые блики (у кашмирского сапфира особенно);

Кашмирский сапфир не меняет цвет при искусственном освещении, считается эталонным сапфиром;

Свойственна зональная окраска;

Имеются включения из рутила (иглообразные волокна, при пересечении образующие угол 60 градусов), которые видны под увеличительным стеклом;

Имеются включения из циркона (особенность камней цейлонского происхождения);

При свете электрической лампы камень приобретает пурпурный оттенок. Это говорит о наличии в составе хрома и опять таки указывает на цейлонское происхождение;

При искусственном свете могут показаться черными (австралийские сапфиры);

Имеется сероватый металлический блеск (это говорит об американском происхождении камня);

Присутствуют внутренние дефекты;

- камень обладает высокой прочностью, оставляет царапины на поверхностях с более низким показателем прочности;

Имеет сертификат качества и очень дорого стоит.

Облагораживание корунда выдают «огненные знаки» от термообработки, контрастная зональная окраска и прочие указатели.

Танзанит (видимый красноватый оттенок), шпинель, аквамарин (видимый зеленоватый оттенок), индиголит могут показаться сапфирозаменителями, но их легко идентифицировать при помощи рефрактометра (устройство для измерения преломления света), а также в некоторых случаях на глаз.

Сапфир синтетический, если:

На вид более красивые, чем природные, отсутствуют природные включения, примеси, пузырьки газа, искривленные линии окраски;

Под ультрафиолетовыми лучами камень приобретает зеленый оттенок (говорит о наличии титана);

Имеются примеси золота, меди, платины.

Имитации сапфира изготавливают из пластика, страз (стекла), проч. Если с перечисленными материалами все понятно – их происхождение обычно определяется на глаз, то композитивные камни могут доставлять трудности. Композитивный камень (дублет, триплет) состоит из нескольких частей. В верхней зачастую размещают натуральный камень, к которому приклеивают схожую по цвету имитацию. В закрытой оправе достаточно сложно идентифицировать подделку, даже с применением рефрактометра, а вот если рассмотреть камешек в профиль, под увеличением и при ярком освещении, то спайку композитивного камня можно четко выявить. Кроме того, обычно натуральная вставка и имитация отличаются по цвету.

Берилл (аквамарин, изумруд)

Аквамарин природного происхождения, если при прикосновении к нему кончиком языка ощущается холод. Все имитации данного камня на ощупь кажутся более теплыми. Синтетический аквамарин пока не выращивают, все подделки под аквамарин - это или шпинель, или стекло.

Изумруд скорее натуральный, если:

- он прозрачен и имеет равномерно распределенный насыщенный цвет от желто-зеленого до сине-зеленого;

- почти всегда на камне есть расколы и трещины;

- к нему прилагается соответствующий документ и установлена высокая цена.

Камень синтетический, если:

- имеет насыщенный голубовато-зеленый цвет;

- при увеличении наблюдаются перекрученные вуали;

- имеются включения (трубчатые, коричневатые – оксиды Fe);