Динамические игрушки "бельчата", "гусята" и "цыплята"и другие. Составные и динамические игрушки как средство развития предметно-игровой деятельности детей раннего и младшего дошкольного возраста

Название этой категории игрушек говорит само за себя. Игрушки, способные двигаться (кувыркаться, шагать, вертеться, взлетать) без использования каких-либо элементов питания называются динамическими.

История

Первую динамическую игрушку в виде шагающего быка археологи обнаружили в Египте. Находку датировали 3 тысячелетием до нашей эры. Получается, древние египтяне знали и о законе маятника, и том благоприятном воздействии, которое оказывает динамическая игрушка на подрастающее поколение. Подобные игрушки часто находили при раскопках древних городов и поселений, в частных коллекциях или просто на чердаках. Динамическая игрушка сопровождает человека практически с истоков цивилизации.

Принцип действия

Двигаться игрушку заставляют сила притяжения или гравитация, под воздействием которых становится возможным преобразование энергии из одного вида в другой. Юла под воздействием начинает вращаться, неваляшка поднимается, а фигурка человека или животного производит шагающие движения.

В отличие от обычных игрушек на батарейках динамические игрушки способны стимулировать малыша к познанию окружающего мира, развивать его способность логически мыслить и анализировать происходящее, изучать свойства предметов и объектов.

Примеры динамических игрушек

Разновидностей динамических игрушек много. Большинство современных динамических игр основаны на давно известных принципах и первых динамических игрушках. Самыми популярными динамическими игрушками считаются:

  • Заводные игрушки. Динамические игрушки этой категории заводятся при помощи специального ключа или заводящего механизма. Современные заводные игрушки имеют яркий дизайн и множество деталей.
  • Шагающие фигурки – самые первые динамические игрушки. К этому же виду можно отнести всевозможные игрушки – каталки, у которых при движении начинают вращаться или двигаться какие-либо детали: лопасти пропеллера или части тела, если это фигурка человека или животного.
  • Неваляшки – популярный вид динамической игрушки. Неваляшка всегда возвращается в исходное положение под воздействием силы притяжения. Современные неваляшки изготавливают из красочных прочных материалов. Это могут быть и знаменитые куклы-неваляшки, и фигурки животных.
  • Игрушки – верхолазы. Этот вид динамических игрушек представляет собой фигурку человека или животного, способную передвигаться по веревочкам вверх или вниз. Для того чтобы фигурка начала двигаться, надо поочередно тянуть то один, то другой конец веревочки.
  • Юлы и волчки, как и шагающие фигурки, относятся к самым старым динамическим игрушкам. Современную юлу может раскрутить годовалый малыш, нажав на специальную кнопку или рычаг. Волчком играть сложнее, раскрутить волчок самостоятельно под силу деткам от трех лет.
  • Кугельбан – конструкция из трубочек и желобков, по которым скатываются вниз шарики или машинки, широко используется как основа для большинства современных игрушечных парковок.

Возрастная категория

Динамические игрушки подходят детям практически любого возраста. Самые простые виды кугельбанов, неваляшки и волчки надолго займут внимание полугодовалого малыша. Кугельбаны усложненной конструкции будут интересны и полезны детям от года. Двухлетние и трехлетние детки быстро обучаются играть шагающими фигурками, игрушками каталками с движущимися частями. Дети от трех лет приходят в восторг от игрушек, способных взлетать (вертолеты или пропеллеры).

На заметку

Выбирая динамическую игрушку ребенку в первую очередь примите во внимание возраст ребенка. Малышу должно быть под силу освоить игру, научиться управлять игрушкой.

Кроме возраста ребенка важными критериями для выбора игрушки послужат:

  • Качество материала, из которого изготовлена игрушка.
  • Естественность производимых движений
  • Качество механизма (игрушка должна хорошо отзываться на воздействия ребенка)

Динамические игрушки должны быть не только яркими и наглядными, но и побуждать малыша к самостоятельному изучению и познанию окружающего его мира.

Please enable JavaScript to view the

Научившись более менее уверенно перемещаться в пространстве, малыш активно исследует окружающий его мир. В это время для него важны не только форма, размер и яркость предметов, но и их способность двигаться. Еще бы, ведь так интересно топать по дорожке парка и толкать впереди себя игрушечного зайца на колесиках, бьющего палочками по барабану! А юла, лошадка-качалка, клюющие курочки… Если все эти забавные вещицы вызывают у крохи неподдельный интерес, настало время знакомить его с динамическими игрушками.

Динамическими (или движущимися) называются игрушки, передающие виды движения живых существ и механизмов… В большинстве своем, это традиционные деревянные игрушки, самые известные из которых – так называемые богородские : например, кузнецы или те же клюющие курочки. Не менее популярны лошадки-качалки, неваляшки и обычные каталки .

Нажми на кнопку – получишь результат?

В последнее время появилось множество, казалось бы, движущихся игрушек (заводных механических, электронных и т.п.), которые, казалось бы, передают характерное движение живых существ, но эти движения совершенно не зависят от действий того, кто ими играет. Особенно популярны у родителей так называемые интерактивные игрушки – игрушки-роботы. Стоит нажать на кнопку, и они начинают двигаться, говорить, даже, как будто, «умеют общаться»: «отвечают» на вопросы, выражают «чувства» – радость обиду боль, ползают, обнимаются. Казалось бы, что тут плохого? Нажал кнопку – ожила.

Но! Истинное оживление и одушевление игрушки происходит силами фантазии ребенка, с непременным участием его души и чувств. Заводными и интерактивными игрушками невозможно по-настоящему играть. Всё кем-то уже запрограммировано – осталось лишь пассивно созерцать выполняемую программу и вовремя «нажимать на кнопочку ответа» для продолжения «взаимодействия». Это суррогат движения, игры, общения. Подобные игрушки динамическими не являются именно в силу своей запрограмированности.

Телесное и душевное отождествление ребенком себя с этим движением не требуется, более того, наносит вред его развитию.

В отличие от вышеназванных, механизированных и роботизированных, настоящие динамические игрушки выражают и отражают живое движение самого ребенка . Причем, движение и равновесие не создается искусственно, посредством электропривода. Ребенок обнаруживает эти закономерности сам, в результате собственной деятельности и в соответствии с законами земного тяготения , где есть статическое и динамическое равновесие (отсюда и название – динамические игрушки.)

Без системы не обойтись!

Все динамические игрушки можно условно разделить на несколько видов, например, – по характеру движения:

    Игрушки-каталки .

    Эта группа, в свою очередь подразделяется на две подгруппы: так называемыепередние и задние каталки . Названия говорят сами за себя: передние – дети толкают впереди себя, а задние – на веревочке тянут за собой.

    К передним относятся, например, бабочка, которая то легко взмахивает крылышками, то замирает, когда малыш приостанавливается; барабанчик с перекатывающимися внутри шариками. Задние каталки – это сороконожка, которая ползет, слегка извиваясь и перебирая всеми своими ножками; утка, которая идет, переваливаясь, а следом за ней спешат утята.

    Потенциал этого вида игрушек исчерпывается возрастом от 1.5 до 3 лет. Причем, чем младше малыш, тем больше ему подходит передняя каталка («толкалка»), потому что он только осваивает пространство перед собой.

    Для начала кроха должен научиться направлять каталку туда же, куда движется сам. Но по мере взросления собственный двигательный опыт и самовосприятие ребенка постепенно обогащаются, и малыш открывает для себя заднее пространство. А это значит, он сможет верно воспринимать движение позади себя в связи с собственным движением, научится удерживать каталку или машинку от падения на поворотах, выбирать путь, где поменьше ям и колдобин.

    Крутящиеся игрушки .

    Они вращаются вокруг своей оси, и созерцание этого процесса поистине завораживает малыша.

    Ручные волчки . Они весьма разнообразны. Есть большие, для ладоней, и маленькие – для пальцев. Большой волчок можно запустить, зажав его стержень между двумя ладонями и, «протерев» руку об руку, задать ему вращение. Маленький закручивается пальцами. Это требует координации и моторной ловкости, а значит, способствует развитию этих качеств. Трехлетние малыши справляются с большим волчком, к четырем годам осваивают маленький, а вот дальше начинается самое интересное! Ведь волчок может вращаться и шляпкой вверх, при этом он так похож на грибок. А можно раскрутить его на весу и дать упасть на пол – так, чтобы вращение продолжалось. А еще очень интересно устроить соревнование – запустить одновременно несколько волчков: чей дольше прокрутится?

    Механическая юла . Имеется в виду самая простая модификация этой игрушки, в которой при вращении слышно легкое гудение воздуха.

    Юла на тонкой ножке заставляет малыша соразмерять направление и силу давления, чтобы игрушка раскрутилась и не упала.

    Мобиль – это подвесная игрушка, легкая настолько, что ее приводят в движение потоки воздуха. Дети любят дуть на эту практически невесомую конструкцию и любоваться на то, как плавно она закручивается, а затем раскручивается. Игрушки этого вида можно с уверенностью причислить к «долгожителям»: они растут вместе с ребенком от младенчества до 9-10лет. Причем, это первые «игрушки-вращалки» в жизни малыша. Они появляются над колыбелью в такой период, когда наблюдение становится самым активным видом деятельности для ребенка, и интересны малышу на протяжении всего дошкольного детства. Причем, именно как игрушки, а не в качестве предмета интерьера. Дети поначалу просто наблюдают за вращением мобиля, затем улавливают взаимосвязь его вращений с движением окружающего воздуха и даже начинают плавно кружиться, подражая игрушке. А потом самостоятельно организуют потоки, изменяя их интенсивность: дуют, хлопают дверью или открывают форточку. Именно поэтому очень важно, что кружение фигурок происходит не механически, а естественно.

    Качающиеся игрушки – все те, которые при покачивании выходят из равновесия и возвращаются к нему. Например, неваляшка , как и маленькая лошадка-качалка , отклоненная к крайней точке, не остается в ней, а постепенно, качаясь все менее и менее размашисто, возвращается в положение равновесия.

    Есть и напольные игрушки-качалки – конь, петух, верблюд и т.д., они приводятся в движение иначе. Малыш может раскачаться на таком скакуне, изо всех сил подстегивая его движение. Такие игрушки актуальны для детей от 1,5 и до 7 лет. Именно раскачивание и остановка в собственном телесном движении дает возможность более ясно почувствовать гармонию, баланс между крайностями.

    Птица в полете . Фигура лебедя, подвешенная определенным образом на тонких шнурах, парит в воздухе, как настоящая, живая птица. А стоит только слегка потянуть за шарик, укрепленный на веревочке снизу, лебедь легко взмахнет крыльями, и отправится «в полет», делая взмах за взмахом и плавно раскачиваясь всем корпусом. Постепенно движение плавно затихнет, и птица снова будет «парить».

    Катающиеся игрушки . Катание любых круглых или хотя бы скругленных предметов, будь то мячи, шарики, луковицы или банки – любимое занятие детей на протяжении многих лет. Для этих целей придуманы специальные прямые и спиралеобразные дорожки для катания шариков – стационарно-собранные (кугельбан) и сборно-разборные – своего рода конструкторы для катания. Подобные игрушки также будут интересны малышу на протяжении нескольких лет, поскольку оставляют возможность для экспериментов. Например, можно запускать несколько шариков паровозиком или по одному, с каким-то интервалом, и наблюдать, синхронно или вразнобой они спрыгивают с «этажа» на «этаж», с одинаковой ли скоростью катятся, а если какой-то выскочит с дорожки, то почему?

    «Шагающие» игрушки – те, которые передают характерное для данного вида животных движение (бычок, скачущая белка, ныряющий дельфин ). В их конструкции используются физические законы маятника, смещения центра тяжести и т. п. Например, бычка достаточно установить на наклонной дощечке и легонько качнуть, а дальше он двигается сам, спускаясь вниз по доске. Но все зависит от того, с каким наклоном поставить доску. Большой интерес к подобным игрушкам приходится на возраст 1-3 лет, когда ребенок может сам придать импульс движению и ощутить себя его источником. Хорошо, если игрушка при этом представляет собой трогательный образ животного, пробуждая в ребенке нежные чувства и желание заботиться.

    «Лазающие» и «кувыркающиеся» фигурки . Передвигаться подобным образом могут, например,медведь-верхолаз, клоун-акробат на лестнице . Малыш наблюдает, как на лестнице, опираясь о перекладины то ручками, то ножками, кувыркается игрушечный акробат, и снова и снова пускает его в путешествие сверху вниз. Даже у младших школьников сохраняется интерес к этому занятию – ведь лестницу можно наклонять, и клоун все равно будет кувыркаться. Правда, до определенного угла наклона.

    Отдельно хотелось бы сказать об игрушках-верхолазах . Загадочен и сам процесс перемещения фигурки наверх – с каждым шагом все выше и выше – и механизм приведения его в действие. Со временем вдруг обнаруживается, что фигурка способна перемещаться вверх и съезжать вниз. Но нужно приспособиться задавать верный ритм и амплитуду движения рук.

    Этот тип игрушек тоже популярен у детей разного возраста. Широкий возрастной диапазон объясняется тем, что, помимо интереса к движению, такие развлечения могут дарить идеи для разнообразных сюжетных игр.

    Действуем, наблюдаем, подражаем

    Общей характерной особенностью динамических игрушек можно считать то, что ребенок сам , собственным усилием запускает процесс их движения (раскручивает юлу, запускает катиться шарики или качает неваляшку). Продолжением игры является активное наблюдение за движением, его развитие и поддержание с помощью собственного усилия. При этом малыш сам задает характер и особенности движения, в результате чего они, как правило, варьируются или активно повторяются – это зависит от возраста и игровой фантазии ребенка.

    Малыш очень долго может наблюдать, как раскручивается и останавливается юла, и запускать ее вновь и вновь. Но волчок, например, замедляет свое вращение, начинает покачиваться и падает, шарики кугельбана катятся по дорожке все быстрее и, добравшись до нижнего этажа, останавливаются и замирают. Значит, нужно непрерывно поддерживать и развивать движение: ребенок сам качается или скачет на лошадке, везет за веревочку сороконожку. Или, ритмично потягивая за один и другой шнур, помогает верхолазу забраться на самый верх и съехать вниз.

    Важнейшее качество детского восприятия состоит в том, что, в отличие от взрослого, ребенок отождествляет себя с движением и оно становится своего рода сюжетом игры. Наблюдая вращение волчка или юлы, полуторагодовалый малыш покачивается в созвучии с ее движением. В более старшем возрасте ребенок своим телом играет в юлу – раскручивается вокруг себя и, замедляясь, падает на бок.

    Так же реагирует малыш и на движения кувыркающегося акробата. Сначала -неустанно спускает с лесенки его фигурку, а через какое-то время пробует сам вставать на руки с опорой на стенку и спрыгивать из этого положения на ноги. Играя с богородскими кузнецами, дети особенно интенсивно переживают чередование и ритм ударов. Лишь намного позже малыши воспроизводят эти действия в игре – куют подковы, в точности воспроизводя характер и ритм ударов. То же можно сказать и о детском отношении к простым игрушкам-каталкам: к примеру, взмахи крыльев бабочки являют малышу образ легкого полета.

    Игрушки-помощники

    Подвижность, активность и любознательность – характерная черта детства большинства детей. Но некоторые малыши обращают на себя внимание непроходящим возбужденным состоянием, непредсказуемостью поведения и чрезмерной подвижностью. Такой ребенок хватает все, что попадется под руку, и тут же бросает за ненадобностью, не может найти себе занятие больше, чем на 3-5 минут, а, общаясь с окружающими, задает много вопросов и не слушает ответов. Порой встречается и противоположная картина: малыш малоподвижен, движения у него скудные и несколько вялые, он охотно и подолгу играет сам с собой, а общения со сверстниками избегает или испытывает в нем затруднения. В незнакомой обстановке он обычно прячет лицо или забирается на руки.

    Этим детям можно помочь, используя тщательно подобранный ассортимент динамических игрушек. Дело в том, что в различных случаях они действуют с избирательно терапевтическим эффектом. То, что одного ребенка выведет из состояния погруженности в себя, для другого станет средством контакта с другими детьми. Ну а третий получит опыт внутреннего движения и покоя в их полярности, противоположности.

    Для детей с нарушениями внимания, движения, равновесия и общей координации это один из действенных способов продвинуться от поверхностного интереса к более углубленному, гармонизировать движения и приблизиться к внутреннему равновесию. Наблюдение в покое – это упражнение для способности восприятия. Запуск волчка или подъем клоуна-верхолаза требует концентрации внимания и координации движения. Наблюдение вращения также концентрирует. Хотя этого не скажешь о механической юле, где, например, медведи смотрят в разные стороны – восприятие такого центробежного движения может не концентрировать, а возбуждать. Такое удивительное воздействие эти игрушки оказывают только тогда, когда мы, взрослые, предоставляем детям покой и время, чтобы вжиться во внешнее движение, позволить ему захватить все существо и вылиться во внешнее движение в игре.

    Телесные переживания малыша занимают одно из главных мест в процессе становления у него чувства собственного «Я».

    В возрасте около 2 лет образ себя формируется главным образом через телесное действие как переживание своих возможностей. При этом можно заметить появление удивительного феномена: ребенок относится к наблюдаемому действию как к своему собственному движению, которое он сам и производит.

    На третьем году жизни происходит становление переживания человеком себя как Я, осознание Я в собственном теле и жизни Я посредством тела в окружающем мире. Это происходит при участии развивающихся телесных чувств: чувства осязания, чувства собственного движения и равновесия.

    Силы подражания, действующие в первые годы жизни, дают возможность детям воспринимать впечатление от движения динамических игрушек всем своим существом. Именно это ВОСПРИЯТИЕ собственной активности в повторяющемся движении и является фундаментом восприятия себя в мире и мира в себе.

    Как выбирать игрушки

    Выбирая динамическую игрушку для ребенка, нужно обратить внимание на следующие существенные моменты:

  • истинность, не карикатурность образа . Малыш нуждается в правдивом, достоверном и одновременно образном отображении мира. Именно такая картина является основой адекватного восприятия себя и окружения в дошкольном возрасте. То, что кажется взрослому смешным, может огорчить или напугать ребенка;
  • естественность и плавность движения, природосообразность . Например, крокодил не может быть игрушкой-верхолазом, его тело природой предназначено к жизни в воде, а не на деревьях. Карабкающееся движение для него противоестественно. Если у бабочки западает крылышко, то она «не может летать»;
  • соответствие звука и образа . Гусеница, громко трещащая при движении, не формирует истинной картины движения насекомого;
  • форма, цвета, цвет в движении . Органические природные формы и мягкие цвета или тонкие цветовые сочетания предпочтительнее для зрительного и тактильного восприятия;
  • прочность и ремонтопригодность – в этом плане несомненные преимущества имеют игрушки несинтетического, природного происхождения. Они прочнее, менее горючи, лучше поддаются ремонту. Дерево можно склеить, подточить, нарастить, а ткань – зашить;
  • возможность игрушки расти вместе с ребенком , быть включенной в сюжетные игры в качестве персонажа (человечки, животные) или предмета-заместителя (мяч, волчок).
  • Чрезвычайно важно помнить о том, что после покупки и вручения игрушки ребенку миссия родителей не заканчивается! Важно увидеть чудесное в простом и удивиться, а потом донести это чудо до ребенка. Всякая игрушка – это поле для общения взрослого с малышом, хороший повод для совместного открытия мира и изобретения интересных игр.

Дети очень любят игрушки. Думаю, что не ошибусь, если скажу, что хитом продаж в магазинах являются игрушки с любимыми героями мультфильмов, девочки просят купить My Little Pony , мальчики Робокара Поли. Как только появляется новый мультфильм, на полках магазинов сразу можно найти игрушки с героями из него.

Но сегодня мне хочется поговорить о другом типе игрушек, которые также очень любят дети, да и взрослых они заставляют улыбнуться. Динамическая игрушка - игрушка, в основе которой лежит какое-то действие (она крутится, вращается, ходит и т.д.) пользуется особым интересом у детей. Ведь играть в такие игрушки очень весело, малыш сам заставляет их двигаться, что приводит их в неописуемый восторг.

История таких игрушек исчисляется не годами, а тысячелетиями. Первая игрушка обнаружена в Египте, она датирована 3 тысячелетием до н.э. - игрушечный бык, который шагает и при этом покачивается. Это игрушка есть до сих пор, вот что значит время не властно над истинными ценностями.

Принцип действия динамических игрушек основан на взаимодействии разных веществ, силе притяжения или преобразовании из одной энергии в другую, не путайте их с игрушками работающими от батареек, они не относятся к динамическим.

Примерами динамических игрушек являются:

Кугельбан – это несколько желобов (дорожек), которые соединены между собой и предназначены для того, чтобы можно было скатить по ним шарик или машинку;

- «верхолазы» - они способны подниматься и спускаться после определенных манипуляций (чаще всего переворачивания);

Самая обычная юла;

Неваляшки;

Заводные игрушки – чтобы привести их в действие необходимо либо завести их ключиком, либо потянуть за шнурок.

Что касается рекомендаций при выборе динамических игрушек по возрасту ребенка, то нужно помнить одно золотое правило: переходите от простого к сложному. Если это юла, то кнопочная, если заводная игрушка, то не отказывайтесь помогать малышу, пока он не научится приводить ее в действие самостоятельно. И конечно же, важно, не то насколько подходит игрушка по возрасту, а то насколько она возбуждает у малыша интерес и желание познавать принцип ее работы.

Мяч

Мяч - одна из самых удивительных и универсальных игрушек. Играть с мячом можно в любом возрасте - от младенчества и до старости.

Мячи бывают самые разные - водные надувные, баскетбольные, теннисные, шарики для пинг-понга, спортивные, детские резиновые мячи и огромные мячи для фитнеса - список можно продолжить. Есть также мячи тряпичные (лоскутные народные мячики), валянные из овечьей шерсти или набитые ею, шитые или вязаные мячи, маленькие «сыпучие» мячики «Socks», снежки - мячики из снега, резные и точеные из кости и дерева. Бесспорным достоинством «мягких» мячей является их безопасность при игре в помещении - это специально «комнатные» мячи. Ни обстановка, ни окна, не говоря уже о самих играющих, не пострадают. Мячей не просто должно быть много и разных, а они должны давать как можно более разнообразный опыт для чувственного восприятия. Именно на это стоит обращать внимание при выборе игрушек для ребенка.

Важными особенностями мячей являются величина и прыгучесть. Одни мячи весело прыгают, а другие - грубо долбят; одни мячи приятно держать в руках, а другие особых эмоций не вызывают. Прыгучими могут быть не только резиновые мячи, но и хорошо набитые шерстяные.

Для маленьких детей (от 1 года) мячи открывают большие возможности для детского экспериментирования. Большой мяч может быть легким, а маленький - тяжелым. В папиной ладони помещается большой футбольный мяч, а в детской ладошке - теннисный. Маленький мяч проскакивает между ручками годовалого малыша. И ногой направить мяч к цели не так просто.

Ещё одно увлекательное занятие с мячом - это его катание. Малыши с удовольствием катают мячи с горки и пытаются закатить на горку, бегают с мячом, неся его двумя руками перед собой, стараются сохранить равновесие на одной ноге, чтобы другой толкнуть мяч. Бросают мяч с брызгами в воду, слушают звучащий мяч и звук хлопанья об пол или землю, асфальт или воду.

Постепенно из самодостаточной игрушки мяч становится средством общения. Способность принимать и отдавать мяч как действие становится основой для важной социальной способности принимать и отдавать. Бросать и катать мяч друг другу можно только «договорившись» поиграть.

Позднее появляется желание не просто бросать и катать, а делать это определенным образом или с определенной целью. 6-8-летки сравнивают и обсуждают свойства мячей. К школьному возрасту упражнение в ловкости и меткости приходит к своему апогею. И для достижения совершенства дети без устали упражняются: играют в Socks, чеканят футбольный мяч или всем своим существом направляют мяч в баскетбольное кольцо.

Динамические игрушки

Игрушки, передающие разные виды движения живых существ и механизмов, можно называть динамическими или движущимися игрушками. Большая их часть - традиционные народные игрушки, которые вновь возвращаются в обиход. Самые известные - это так называемые богородские игрушки: кузнецы, клюющие курочки и проч., а также юла, волчок, лошадка-качалка, клоун-акробат, медведь-верхолаз. Есть и современные, идея или принцип действия которых основаны на традиции народной игрушки. Все их можно условно разделить на виды:

Игрушки-каталки (барабанчик с бубенчиками, утенок-барабанщик..);

Крутящиеся (юла, волчок, мобиль,…);

Качающиеся (неваляшка, лошадка-качалка, …);

Катящиеся (дорожка для катания шариков - кугельбан, мячи, …);

Лазающие и кувыркающиеся (клоун-верхолаз, клоун-акробат,...);

Шагающие игрушки (шагающие куклы, «Идет бычок, качается», скачущая белка, ныряющий дельфин и пр.).

Их объединяет то, что все они передают движение и равновесие (отсюда и название - динамические игрушки).

Характерной особенностью можно считать то, что ребенок сам, собственным усилием запускает процесс их движения (раскручивает юлу, запускает катиться шарики или качает неваляшку). После этого возможно либо наблюдение за движением, либо его развитие и поддержание с помощью собственного усилия. В одних случаях малыш наблюдает его дальнейшее развитие и угасание (волчок замедляет свое вращение, начинает покачиваться и падает, шарики кегельбана катятся по дорожке все быстрее и, добравшись до нижнего этажа, останавливаются и замирают). А есть игрушки, у которых можно непрерывно поддерживать и развивать движение (ребенок сам качается на лошадке, тянет за веревочку сороконожку или ритмично потягивая за один и другой шнур, помогает верхолазу забраться на самый верх и съехать вниз). В отличие от взрослого, ребенок отождествляет себя с движением и оно становится своего рода сюжетом игры ребенка.

Что дают динамические игрушки для развития ребенка? Наблюдая вращение волчка или юлы, полуторагодовалый малыш в созвучии с её движением заворожено покачивается вместе с ней. В более старшем возрасте ребенок своим телом играет в юлу - раскручивается вокруг себя и, замедляясь, падает на бок. Трехлетний ребенок сидит на корточках перед вертикальной лесенкой, сверху которой кувыркается клоун-акробат, опираясь на ступеньки то ножками, то ручками. Малыш снова и снова пускает его в путешествие сверху вниз. А спустя какое-то время (недели или месяцы) пробует сам вставать на руки и спрыгивать из этого положения на ноги.

Таким образом, через динамические игрушки ребенок имеет возможность телесно отождествлять себя с разнообразными движениями.

Выбирая динамическую игрушку для ребенка, нужно обратить внимание на следующие существенные моменты:

Естественность и плавность движения - если у каталки-бабочки западает крылышко «ей невозможно летать»;

Эстетические качества игрушки (формы, цвета, цвет в движении)- живые, органические, природные формы и мягкие цвета и тонкие цветовые сочетания предпочтительнее для зрительного и тактильного восприятия;

Соответствие звука и образа - гусеница, трещащая при движении не формирует истинной картины движения насекомого;

Прочность и ремонтопригодность;

Возможности игрушки расти вместе с ребенком, быть включенными в сюжетные игры в качестве персонажей (человечки, животные) или предметов-заместителей (мяч, волчок).

Цикл статей "Лучшие развивающие игрушки для детей от 1 до 3 лет".

Что такое - динамические игрушки?

К динамическим игрушкам можно отнести такие, в основе которых лежат разнообразные виды движения: вращение, кручение, кувыркание, хождение и т. д.

Динамические игрушки – отнюдь не современное изобретение, подобные существовали еще в древности, самая ранняя из известных истории – шагающая фигурка быка, датированная 3 тысячелетием до н. э., которую обнаружили в Египте. Шагает этот древний игрушечный бык засчет использования закона маятника, что позволяет ему двигаться, покачиваясь в стороны. И такие игрушки встречаются в разных эпохах, в разных странах...

Все игрушки динамического типа действуют на основе движения и взаимодействия между собой различных веществ – песка, воды и пр. Это видимые составляющие принципа их действия. Но есть и невидимая составляющая, которую исследует малыш, играющий такой игрушкой – это сила притяжения или гравитация.

Типичны для таких игрушек процессы преобразования энергии из одного ее вида в другой, например, в знакомом всем волчке поступательное движение преобразуется во вращательное. Действуя самостоятельно, ребенок наблюдает за этими процессами и изучает их.

К динамическим игрушкам нельзя отнести те, которые приводятся в действие какими-то электрическими (на батарейках) или другими сторонними силами, для таких игрушек главное – чтобы ребенок осознал суть движения, освоил и преодолел на своем уровне гравитацию.


Примеры динамической игрушки

Один из примеров динамической игрушки – кугельбан (его пример смотрите на картинке - слева). Кугельбан представляет собой специальную конструкцию из нескольких дорожек-желобков, по которым скатывается машинка или шарик. Для малышей раннего возраста лучше всего подойдет кугельбан самый простой, ге шарик или машинку нужно только запустить и дальше ребенок будет наблюдать за его движением. Разновидность: кугельбан-стучалка, здесь нужно шарик забить в отверстие с помощью молоточка. Такой также подходит совсем крохам.

- Игрушки-«верхолазы» (его пример смотрите на картинке - справа). При совершении определенных действий игрушки поднимаются/спускаются вверх по веревочкам.

- Юлы и волчки. Ассортимент довольно широк, отличаются они в основном размерами и способом запуска, который может быть кнопочным, с помощью поступательного движения, может запуск производиться двумя ладонями или только пальцами.

- Неваляшки.

- Игрушки воздушные приходят в движение засчет колебаний воздуха, например, легкого дуновения (к примеру - "ветерок").

- Заводные игрушки – те, которые приводятся в движение, например, после того,как их завести ключиком или иным способом.

2. Детям старше 1 года понравится простой кугельбан. Разнообразить игру можно множеством экспериментов со скоростью шариков разного размера, поочередным запусканием машинок с горок.

3. Для ребенка от двух лет актуальны остаются кугельбаны, правда в этом возрасте Вы можете предложить ребенку уже более сложные варианты этой игрушки. Помимо этого двухлетний малыш с радостью воспримет игру с «верхолазами», «кувыркунчиками», клюющими курочками, различными шагающими игрушками. Подойдут и традиционные волчки, юла, которые приводятся в движение надавливанием на ручку.

4. Трехлетние дети с восторгом воспримут игрушки, способные летать. Это могут быть запускаемые дыханием вертолетики или резиновые летающие тарелки.

5. При выборе динамической игрушки для любого возраста стоит обращать внимание на то, как образ соответствует движению. Например, фигурка человека или медведя в игрушке-«верхолазе» логична и понятна ребенку, а, скажем, крокодил вполне может спутать представления малыша о только начинающем ему открываться мире.

6. Важно, чтобы игрушка побуждала малыша к познанию, исследованию, желанию разобраться в устройстве предмета. Этому способствует наличие в игрушке элемента сюрприза, неожиданности.

7. Динамическая игрушка, отвечающая своим задачам, наглядна, она ярко представляет движение, делает очевидным эффект прикладываемых усилий.