Дидактическая игра "поможем федоре расставить посуду". Образовательная игровая ситуация "поможем бабушке федоре"

Цель: учить детей свободно пользоваться предметами по назначению.

Материал: игрушки, по-разному оформленные, которые можно сгруппировать, (куклы, зверушки, автомобили, пира­мидки, мячи и т. д.).

Все игрушки расставляются на столе в определенном по­рядке. Ребенок отворачивается, а ведущий меняет располо­жение игрушек. Ребенок должен заметить путаницу, вспом­нить, как было раньше, и восстановить прежний порядок.

Вначале, например, поменяйте синий кубик с красным. Потом усложняйте задание: положите куклу спать под кровать, укройте мяч одеялом. Войдя во вкус, ребенок мо­жет и сам создавать путаницу, придумывая самые неверо­ятные ситуации.

3. «Подбери пару»

Цель: учить детей сравнивать предметы по форме, раз­меру, цвету, назначению.

Материал: геометрические фигуры или тематические под­борки изображений разных предметов, которые можно объеди­нить по парам (яблоки разного цвета, большие и маленькие, корзинки разного размера или домики разных размеров и та­кие же мишки, куклы и одежда, машины, домики и т. д.).

В зависимости от того, какой у вас стимульный матери­ал, ставится перед ребенком проблема: помоги кукле одеть­ся, помоги собрать урожай и т. д.

Игрушки благодарят ребенка за удачно выбранную пару.

4. «Помоги Федоре»

Цель: формировать и развивать у детей цветовое пред­ставление. Научить их соотносить цвета разнородных пред­метов.

Стимулъный материал: карточки с изображениями ча­шек и ручек к-ним разных цветов.

«Ребята, у бедной бабушки Федоры побились в доме все чашки. У них отломались ручки, и она теперь не сможет из них пить свой любимый чай с малиновым вареньем. Да­вайте поможет бабушке Федоре склеить ее чашки. Но для этого вам нужно внимательно посмотреть на эти карточки с изображением чашек и найти к ним ручки, подходящие по цвету». Если ребенок затрудняется в выполнении данно­го задания, покажите ему, каким образом необходимо ис­кать парные карточки. Затем это задание выполняют само­стоятельно.

5. «Радуга-дуга»

Цель: познакомить детей с последовательным располо­жением цветов у радуги, упражнять детей в составлении предметов по их цвету.

Стимулъный материал: на белом листе бумаги нарисо­вана радуга, наполовину раскрашенная. Вторую половину ребенок должен нарисовать сам.

«Посмотри, на небо вышла радуга-дуга, но почему-то кто-то стер краски. Давай посмотрим, какие цвета у радуги, в какой очередности они расположены. Давай вместе дори­суем радугу-дугу!»

После того как радуга будет готова, можно ребенку про­читать стихотворение Е. Измайлова:

Вышла радуга-краса,

Разноцветная коса.

Ленты пестрые в косе -

А всего их ровно семь.

Дарит их красавица -

Бери, какая нравится!

Красная

Если красный помидор, То поспел он, ясно, Если красный светофор, То идти опасно, Ну, а если красный нос - Значит, на дворе мороз.

Оранжевая

Что за мяч оранжевый Весело наряженный? Мячик не резиновый, Мячик апельсиновый.

Желтая

Желтый лимон на цыпленка похож, Только вот ног у него не найдешь. Желтый цыпленок похож на лимон, Только растет не на дереве он.

Зеленая

Ваш. кузнечик Кузька - Зеленое пузико. Спинка, лапки, голова - Весь зеленый, как трава.

Голубая

Нравятся Насте голубые краски: Голубые платья, Голубые глазки, Голубика в лесах, Дали голубые. Голубые чудеса - Выбирай любые!

Синяя

Слышал я, будто стащила синица В небо лоскутик синего ситца. Сшила синица из ситца косынку, Синими стали крылья и спинка.

Лиловая

Цвет лиловый - цвет сирени,

Цвет фиалок,

Цвет весенний.

Цветет он и колышется,

И в нем приятно дышится!

После чтения следует обратить внимание ребенка на то, что в данном стихотворении о цветах радуги говорится в той же последовательности, в какой они изображены на рисунке у радуги-дуги. Также следует ребенку объяснить, что в своем стихотворении поэт последнюю краску радуги - фиолетовую - называет лиловой, так как фиолетовым и лиловым называют один и тот же цвет.

6. «Найди предметы похожего цвета»

Цель: упражнять ребенка в сопоставлении предметов по цвету и их обобщении по признаку цвета.

Стимулъный материал: различные почтовые предметы, игрушки пяти оттенков каждого цвета (чашка, блюдце, нит­ки; одежда для кукол: платье, туфли, юбка; игрушки: фла­жок, мишка, мяч и т. д.).

На двух столах, сдвинутых рядом, расставляют игрушки. Ребенку дается предмет или игрушка. Он должен самостоя­тельно к цвету своей игрушки подобрать все оттенки этого цвета, сравнить их и постараться назвать цвет.

7. «Найди предмет такой же формы»

Цель: научить ребенка выделять по форме конкретные предметы из окружающей обстановки, пользуясь геометри­ческими образцами.

Стимулъный материал: геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник), предметы круг­лой формы (мячи, шарики, пуговицы), квадратной формы (ку­бики, платок, карточки), треугольной формы (строительный материал, флажок, книжка), овальной формы (яйцо, огурец).

Разложить на две кучки геометрические фигуры и пред­меты. Ребенку предлагается внимательно рассмотреть пред­меты. Затем показываем ребенку фигуру (хорошо, если ре­бенок ее назовет) и просим его найти предмет такой же формы. Если он ошибается, предложите ребенку обвести пальцем вначале фигуру, а затем предмет.

При выборе осенне-зимнего головного убора решающую роль играет не цвет и не фасон. Шапка должна соответствовать пропорциям лица.

Как определить форму лица

Существуют . Наиболее точный - с помощью сантиметровой ленты. Вооружитесь ей и бумагой с карандашом, чтобы записывать результаты. Встаньте перед зеркалом и сделайте четыре замера.

  1. Ширина лба. Приложите сантиметр к центру лба. Начальная точка - над изгибом левой брови, конечная - над изгибом правой (или наоборот, если вы левша).
  2. Ширина лица. Измерьте расстояние между скулами: от выступающей части скуловой кости с одной стороны до другой. Обычно эти точки находятся под внешними уголками глаз.
  3. Длина линии подбородка. Проложите сантиметр от кончика подбородка до угла челюсти. Умножьте полученное значение на два.
  4. Длина лица. Измерьте расстояние от верхней точки лба у линии роста волос до кончика подбородка.

Полученные значения соотнесите с типовыми формами лица.

Makefor.me

  • Овальное лицо. Длина в 1,5 раза больше ширины. Лоб и подбородок примерно одинаковые. Линия роста волос и все углы закруглённые.
  • Круглое лицо. Длина и ширина приблизительно равны. Подбородок округлый, линия роста волос дугообразная.
  • Прямоугольное лицо (вытянутое). Длина заметно больше ширины. Лоб и линия подбородка примерно одинаковые.
  • Квадратное лицо. Длина равна расстоянию между скулами (плюс-минус несколько сантиметров). Ширина лба и линия подбородка почти одинаковые.
  • Треугольное лицо («сердечко»). Широкий лоб и скулы, но узкий острый подбородок. Линия роста волос дугообразная или сердцеобразная.
  • Грушевидное лицо. Большая линия подбородка и маленький лоб. Длина может быть любой.
  • Ромбовидное лицо («бриллиант»). Расстояние между скулами заметно больше, чем линия лба и подбородка. Длина также любая.

Определившись с формой лица, можно отправляться в магазин за шапкой.

Головные уборы для овального лица

Задача : не вытягивать излишне лицо в длину.

Благодаря симметричности, овальное лицо считается идеалом. Обладатели этой формы могут позволить себе практически все головные уборы - от шапок-носков до шляп (при условии, что тулья не сильно шире скул). Но лучше всё же избегать чересчур высоких шапок с крупными помпонами. На овальном лице отлично смотрятся ассиметричные модели и модели, закрывающие лоб.

Головные уборы для круглого лица

Задача : визуально вытянуть лицо.

Круглолицым противопоказаны обтягивающие модели и головные уборы, закрывающие лоб. Удлинить лицо помогут высокие шапки с большим помпоном, объёмные . Приветствуются любые вертикальные узоры. Подойдут также федоры, береты и кепи. Только надевать их лучше ассиметрично и ни в коем случае не надвигать на лоб.

Головные уборы для прямоугольного лица

Задача : визуально уменьшить длину и сгладить угловатость лица.

С поставленной задачей справятся модели, создающие горизонтальную линию: закруглённые шапки с объёмными отворотами, завязанные наверх ушанки, шляпы с низкой тульей и широкими полями, а также фуражки. Они позволяют спрятать лоб и нивелировать вытянутость лица.

Головные уборы для квадратного лица

Задача : слегка вытянуть лицо и смягчить его черты.

Обладателям этой формы не подойдут платки и головные уборы с крупным декором. Отвлечь внимание от массивного подбородка помогут модели с округлым силуэтом. Примерьте шапку-бини, берет или кепи с коротким козырьком. Носить их следует на макушке, не закрывая лоб. В зимний период неплохо будут смотреться шапки-ушанки с опущенными ушами, а также креативные модели с косичками и свисающими помпонами.

Головные уборы для треугольного лица

Задача : акцентировать внимание на скулах.

Нужны шапки, прикрывающие лоб. Главное, чтобы они были не слишком обтягивающими. Если у вас треугольное лицо, то ваш выбор - шляпы с небольшими полями, милые шапки с ушками, береты с посадкой на лоб или набок, пушистые меховые модели. Ассиметричный крой приветствуется.

Головные уборы для грушевидного лица

Задача : визуально расширить лоб.

Людям с грушевидным лицом на осень стоит приобрести шляпу с прямыми или поднятыми вверх полями. Подойдут федора, хомбург или дерби. Тульи у них должны быть шире линии подбородка. Зимой отлично будут смотреться шапки крупной вязки и снуды, которыми легко замаскировать массивные скулы и подчеркнуть лоб.

Головные уборы для ромбовидного лица

Задача : добавить объём в верхней части головы.

Обладателям этой формы лица при выборе головного убора необходимо ориентироваться на ширину скул. Шапки должны быть не уже, а лучше немного шире них. Подойдут кепки всех мастей и шляпы с прямыми полями, если носить их, сдвинув набок. Шапки должны быть объёмные. Если лицо не слишком вытянутое, можно позволить себе папахи и другие высокие меховые модели.

Оборудование: предметные картинки с изображениями посуды, плоскостные изображения чашек и блюдец разных цветов, геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники) для составления предметов посуды с недостающими деталями большого размера и маленькие для аппликации, клеящие карандаши, клеенки, салфетки, плоскостные изображения чашек с приклеенными к ним кусочками ваты, мяч, легкая музыкальная мелодия.

Предварительная работа. Рассматривание посуды, частей из которых она состоит; проведение беседы о посуде, ее назначении. Разучивание пальчиковой гимнастики “Помощники”. Чтение произведения К.Чуковского “Федорино горе”. Упражнения в выполнении обязанностей дежурных по столовой. Индивидуальное обучение составлению загадок-описаний по образцу со зрительной опорой.

Ход

занятия

1. Сюрпризный момент.

В группе появляется бабушка Федора (воспитатель, переодетый в костюм Федоры). Ходит, охает, не обращая внимания на детей.

Логопед: Ребята! А вы не знаете кто это?

Дети рассуждают, пытаясь догадаться.

Логопед: Так это же Федора! Что случилось с тобой, Федора? Чем ты так расстроена?

Федора: О-хо-хо! Сбежала от меня посуда. Где теперь ее искать?

Логопед: А какие предметы посуды от тебя сбежали?

Федора: Забыла я, как они называются! Я вам лучше покажу, может, вы догадаетесь и назовете их.

2. Игра “Узнай, что это за посуда?”

Федора изображает позой предметы посуды (чайник, ложку, чашку, блюдце). Дети отгадывают.

Логопед: Ребята, а как вы думаете, почему посуда сбежала от бабушки Федоры?

Рассуждения детей.

Логопед: Тяжело одной Федоре за посудой следить, вовремя ее вымыть. Нет у нее помощников! А наши ребята, Федора, всегда маме помогают.

3. Пальчиковая гимнастика “Помощники”

Раз, два, три, четыре, (удар кулачками, хлопки в ладоши).
Мы посуду перемыли: (одна ладошка скользит по другой).
Чайник, чашку, ковшик, ложку и большую поварешку. (Загибают пальчики, начиная с большого пальца).
Мы посуду перемыли, (одна ладошка скользит по другой).
Только чашку мы разбили,
И кастрюлю уронили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали, (Загибают пальчики, начиная с большого пальца).
Так мы маме помогали. (Удар кулачками, хлопки в ладоши).

Логопед: Ребята, вы так старались, маме помогали, что посуду изломали! Придется теперь ее ремонтировать.

4. Игра “Сложи посуду”

Логопед: Выберите любой предмет посуды и выложите его на доске.

Дети складывают на магнитной доске предметы посуды из геометрических фигур (круги, треугольники, квадраты разных размеров), но одной детали не хватает.

Логопед:Посмотрите внимательно, какой детали не хватает?

5. Игра “Чего не хватает?”

Логопед: Давайте расскажем, каких частей не хватает у разных предметов посуды.

Чего нет у чайника? (У чайника нет носика).

Чего нет у кастрюли? (У кастрюли нет ручки).

Чего нет у сахарницы? (У сахарницы нет крышки). И т.д.

Логопед: Какие вы молодцы! Давайте “склеим” разбитую посуду. Прикрепите недостающие детали.

Дети подходят к столу, выбирают нужную деталь и прикрепляют ее.

Федора: Как с вами интересно играть! А вы загадки умеете загадывать? Я очень люблю загадки.

6. Загадки-описания.

Логопед: Ребята! Давайте загадаем Федоре загадку про предмет, который изображен на моей картинке, но называть его не будем.

Показывает предметную картинку посуды детям так, чтобы Федора не видела ее.

Логопед: А рассказывать будем так! Нужно сказать, какая она? Что у нее есть? Для чего она нужна?

Ребенок: Она большая, красная. У нее есть крышка и ручка. В ней жарят котлеты.

Федора отгадывает загадки, путается в отгадках, а дети помогают.

Ребенок: Она большая, синяя. У нее есть крышка и ручки. В ней варят суп.

Ребенок: Она маленькая, синяя. У нее есть крышка и ручки. В ней хранят сахар. И т.д.

Логопед: Мы помогли тебе Федора вспомнить названия посуды. А вот, чтобы она к тебе вернулась, наши ребята научат называть ее ласково.

Федора: А вот я сейчас и посмотрю!

7. Игра с мячом “Назови ласково”

Федора называет предмет посуды и бросает детям по очереди мяч.

Дети называют посуду “ласково” и возвращают мяч Федоре.

Чашка-чашечка. Ложка-ложечка. Чайник-чайничек. Кастрюля-кастрюлька. Тарелка-тарелочка и т.д.

Федора: Какие вы умницы! Как вы умеете красиво говорить. Мне так понравилось с вами играть! Я хочу угостить вас чаем.

8. Упражнение “Подуем на чай”

Логопед: Ребята, посмотрите, какие красивые чашки с чаем приготовила для нас Федора.Выбирайте себе любую чашечку.

Настолах лежатплоскостные изображения разноцветных чашек приклеенными к ним кусочками ваты.

Логопед: Денис, какого цвета у тебячашка? А у тебя, Лера? Но чай очень горячий. Давайте подуем на него. Сделаем вдох и выдохнем на “пар”. Щеки не надуваем, губы “хоботочком”. Вот так.

Упражнение повторяется 2-3 раза.

Логопед: Остыл ли наш чай? Давайте попробуем!

Дети имитируют питье чая.

Логопед: Спасибо, тебе Федора, за вкусный чай.А ребята тебе хотят сделать подарок, красивые чайные чашки с блюдцами.

9. “Украшение чашки с блюдцем”

Логопед: Выберите себе предмет посуды, чашку или блюдце. А теперь посмотрите, с кем вы будете украшать свою чашку и блюдце?

Дети ищут себе пару (красная чашка, красное блюдце).

Логопед предлагает украсить чайную пару геометрическими фигурами.

Дети выполняют задание под легкую музыкальную мелодию.

Логопед: Молодцы! Какая красивая у вас получилась посуда. Давайте подарим ее Федоре.

Дети дарят посуду. Федора благодарит детей.

Логопед: Чтобы чайная посуда от тебя, Федора, не сбежала, не забывай ее мыть и ухаживать за ней.

Федора прощается с детьми и уходит.

10. Итог деятельности.

Логопед: Какая необычная и интересная была у нас сегодня встреча. Ребята, какое задание вам показалось самым интересным? А какое задание для вас было самым трудным?Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали.

Главная героиня сказки «Федорино горе» — бабушка Федора Егоровна. У нее случилось горе – все ее вещи решили срочно от нее убежать. По улице понеслись разнообразные предметы: метла, лопата, кочерга, топоры. По лугам поскакали сито и корыто. Следом торопились предметы кухонной утвари: ножи, кастрюли, чайник с кофейником. Из окна Федориного дома выскочил стол, на котором восседал самовар и тоже побежал.

Испуганная курица стала спрашивать, откуда и куда все бегут. Ей рассказали, что бабушка Федора очень плохо относилась к своей утвари, не мыла ее, не чистила, и все они решили от нее уйти. Следом за сбежавшими предметами устремилась сама Федора со своими котами. Она призывала непослушные предметы вернуться, но ее никто не слушал.

Вскоре бежавшие оказались в незнакомых местах. Они шли уже долго, и некоторые из них стали жаловаться на усталость. Тут блюдо заметило, что их кто-то догоняет. Это была Федора. Она осознала, что вела себя неправильно и всячески уговаривала беглецов вернуться домой, обещая, что будет относиться к ним бережно и содержать в чистоте и порядке.

Сбежавшие предметы пожалели свою хозяйку и вернулись домой. Федора их привела в порядок, и у всех поднялось настроение. Кастрюли отправились в печь и стали готовить еду, а метла вымела из дома всю пыль. Ну а самовар угостил бабушку Федору чаем. Таково краткое содержание сказки.

Главная мысль сказки «Федорино горе» заключается в том, что необходимо всегда поддерживать в доме чистоту и порядок. Следует бережно относиться к предметам домашнего обихода, и тогда они будут служить верой и правдой долгие годы. Сказка учит быть аккуратным в быту, чтобы не случилось того, что произошло с Федорой.

В сказке мне понравилась главная героиня, бабушка Федора Егоровна. Она сумела побороть в себе лень и неряшливость и уговорила вернуться все предметы, сбежавшие из ее дома. Она полностью исправилась и в дальнейшем относилась к домашней утвари с любовью и уважением.

Какие пословицы подходят к сказке «Федорино горе»?

Горе тому, кто порядка не наводит в дому.
Порядок в доме есть - хозяину честь.
Чистота – залог здоровья.

Ольга Катаева
Совместная деятельность с детьми 2 младшей группы «Поможем Федоре»

Конспект совместной деятельности

«Поможем Федоре »

(2 младшая группа )

составили и

провели воспитатели

Мокеева М. А.

Вешнякова Г. Л.

Педагогические задачи :

1. Помочь детям активизировать их личный опыт по теме «Посуда» для использования его в процессе совместной деятельности .

2. Показать детям способ взаимодействия в паре в процессе продуктивной деятельности .

3. Поощрять речевые высказывания детей.

4. Развивать мыслительные операции.

Практическая задача для детей :

Помочь Федоре собрать чайные пары , учитывая рисунок.

Воспитатель с детьми играет в коммуникативную игру «Здравствуйте!»

Здравствуйте, ладошки!

Хлоп – хлоп – хлоп!

Здравствуйте, ножки!

Топ – топ – топ!

Здравствуйте, щечки!

Плюх – плюх – плюх!

Пухленькие щечки!

Плюх – плюх – плюх!

Здравствуйте, губки!

Чмок – чмок – чмок!

Здравствуйте, зубки!

Щелк – щелк – щелк!

Здравствуй, мой носик!

Бип – бип – бип!

Здравствуйте, гости!

Привет! Вытягивают руки ладонями вверх.

«Пружинка» .

Гладят ладонями щеки

3 раза слегка похлопывают по щекам.

Круговые движения кулачками по щеке.

3 раза слегка хлопают по щекам

Качаю головой, вправо – влево.

3 раза чмокают губами.

Качают головой вправо-влево.

3 раза щелкают зубами.

Гладят нос ладонью.

Нажимают на нос указательным пальцем.

Протягивают руки вперед ладонями вверх.

Машут рукой

Появляется Федора .

Федора : Ой, горе мне, горе. Бедная я, бедная. Воротилась посуда к Федоре . Мне бы радоваться, а у меня все равно горе.

Воспитатель : Федора , ты успокойся и расскажи, что с тобой случилось.

Федора : Я решила пригласить гостей на чай, стала стол накрывать. Поставила как полагается : блюдца, чашки, а они разные оказались, не красиво! Да еще и блюдца сломаны. Вот и расстроилась. Посмотрите сами. (В подтверждении своих слов Федора достает блюдца , в которых дырки)

Федора : Что делать - не знаю.

Воспитатель : Ребята, как можно помочь Федоре ?

Предполагаемые ответы детей : купить новые, слепить, нарисовать, починить.

Воспитатель : Как можно починить блюдца? (Найти подходящие осколки)

Воспитатель : Чтобы быстрее помочь Федоре найти подходящие осколки и склеить блюдца, давайте разделимся на две группы . У каждого из вас есть разноцветный значок. Те, у кого синий значок подойдите к этому столу, а те, у кого красного цвета – подойдите к этому столу. На столах лежат подносы в них осколки разного цвета и формы.

Воспитатель кладет на стол по одному(2) блюдцу, которые принесла Федора .

Воспитатель : Выберите из разных осколков один, который подойдет к блюдцу.

Дети выполняют задание. Федора радуется .

Физминутка «Чайничек» .

Федора : Спасибо, дети, что вы склеили мои блюдца, но как же я накрою на стол, если на чашках есть узор (показывает, а на блюдце - нет, и они разного цвета?

Воспитатель : Ребята, давайте рассмотрим чашку и блюдце.

Чем чашка отличается от блюдца? (чашка красного цвета, а блюдце синего цвета; на чашке есть узор, а на блюдце – нет).

Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы чашка и блюдце превратились в чайную пару? (чашку и блюдце надо подобрать по цвету и сделать блюдце одинаковым по узору как чашка).

Федора : Но я не знаю, как это можно сделать, ведь фигуры все отпали. (показывает детям фигуры разного цвета)

Воспитатель : Как можно помочь Федоре ?

Дети : Приклеить их.

Федора : Спасибо, девочки и мальчики. Можно я буду вам помогать ?

Воспитатель предлагает детям, у которых синие значки сесть за столы, где синие чашки, а детям, у которых красные значки – где красные чашки.

Воспитатель : Подберите подходящие по цвету блюдца к чашке и составьте на чашках точно такой же узор. Работать мы будем в парах. Один будет намазывать клеем, а другой – приклеивать. Чтобы помочь Федоре нужно между собой договориться и работать дружно.

Федора и Воспитатель по необходимости включаются в ситуацию выбора и совместную детскую деятельность .

Воспитатель : Посмотрите, дети, и ты, Федора , какие красивые чайные пары получились! Теперь они одинаковые по цвету и по узору.

Федора : Мне очень понравилось, как дружно вы умеете работать. Спасибо, что помогли мне собрать мой чайный сервиз. Теперь он почти как новый! А чтобы и у вас поднялось настроение, я хочу вас угостить чаем. Вы любите чай? А с чем вы любите пить чай? (ответы детей) .

Федора : Тогда я пойду за угощением к чаю, а вы накрывайте на стол. (Федора уходит )

Воспитатель : Кто к нам приходил сегодня? (ответы детей)

Воспитатель : Зачем она приходила? (ответы детей)

Воспитатель : Что мы сделали для Федоры ? (предполагаемы ответы детей : склеили блюдца, подобрали чайные пары по цвету и узору)

Воспитатель : Трудно ли было помогать Федоре ? Трудно ли было работать в парах? Несмотря на то, что было трудно, вы справились с заданием, помогли Федоре . Вы настоящие друзья. Молодцы! Спасибо! Давайте накроем на стол, и подождем Федору к чаепитию .