Аристотель взгляды о воспитании и педагогические аспекты. Педагогические взгляды демокрита, сократа, платона, аристотеля философы древней греции о воспитании

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

Липецкий Государственный Педагогический Университет

имени П.П. Семенова-Тян-Шанского

Кафедра Технологии и Предпринимательства

на тему: « Аристотель и его педагогические взгляды»

Выполнил: студент группы

ТБ-2 Мухортых Дмитрий

Проверил(а):

Егорова Елена Анатольевна

Липецк 2016г

Аристотель, называемый также Стагирит по месту рождения (384, Стагир -- 322 до н.э., Халкида на Эвбее) -- древнегреческий философ и учёный. аристотель педагогический воспитание дошкольный

Отец его Никомах и мать Фестида были благородного происхождения.

Рано потеряв родителей, Аристотель отправился сначала в Атарней, в Малой Азии, а затем, на 18 году -- в Афины, где прожил целые 20 лет. Там, под влиянием Платона, лекции которого Аристотель так же усердно слушал, как изучал его сочинения, дух ученика развился так быстро и мощно, что он скоро занял самостоятельное положение относительно своего учителя.

В 367 году, в возрасте семнадцати лет, Аристотель отправился в Афины, где стал учеником Академии Платона. Через несколько лет Аристотель сам начал преподавать в Академии, стал полноправным членом содружества философов-платоников. В течение двадцати лет Аристотель работал вместе с Платоном, но был самостоятельным и независимо мыслящим ученым, критически относился к воззрениям своего учителя.

После смерти Платона в 347 Аристотель выходит из Академии и переселяется в город Атарней (Малая Азия), которым правил ученик Платона Гермий. После смерти Гермия в 344, Аристотель жил в Митилене на острове Лесбос, а в 343 македонский царь Филипп II пригласил ученого стать учителем своего сына Александра. После того как Александр взошел на престол, Аристотель в 335 вернулся в Афины, где основал собственную философскую школу.

Местом школы стал гимнасий неподалеку от храма Апполона Ликейского, поэтому школа Аристотеля получила название Ликей. Читать лекции Аристотель любил, прогуливаясь с учениками по дорожкам сада. Так появилось еще одно название Ликея -- перипатетическая школа (от перипато -- прогулка). Представители перипатетической школы помимо философии занимались и конкретными науками (историей, физикой, астрономией, географией).

Педагоги ческая теория Аристотеля

Будучи учеником Платона, Аристотель рано, однако, разошелся во взглядах со своим учителем, не принял его учения о разделении мира на мир идей и мир вещей. Оставшись на позициях объективного идеализма, он разработал ряд материалистических положений.

Аристотель признавал единство мира, неотделимость идей вещей от самих вещей, единство вещи и формы. Идею, по мнению Аристотеля, можно уподобить форме. Всякая вещь есть единство материи (вещества) и формы: так, медь -- вещество, а медный шар -- предмет определенной формы (вещь). Точно так же душа и тело относятся друг к другу, как материя и форма. Аристотель считал мир постоянно развивающимся, качественно изменяющимся, причем процесс развития совершается не под влиянием внешних сил, а как внутреннее развитие. Исходя из своей теории развития Аристотель говорил о трех сторонах души: растительной, которая проявляется в питании и размножении; животной, проявляющейся в ощущениях и желаниях; разумной, которой свойственно мышление и познание, а также способность подчинять себе растительное и животное начала.

Соответственно трем сторонам души, каждая из которых требует особого воздействия, Аристотель выделил три стороны воспитания -- физическое, нравственное и умственное, составляющий одно целое.

Аристотель видел цель воспитания в гармоническом развитии всех сторон души, тесно связанных природой, но особенно важным считал развитие высших сторон -- разумной и волевой. При этом он полагал необходимым следовать за природой и сочетать физическое, нравственное и умственное воспитание, а также учитывать возрастные особенности детей. Опираюсь на принятое. в народе деление времени соответственно, лунному календарю “по седмицам”, он разделил время воспитания, определив его, в 21 год, на три периода: от рождения до 7 лет, с 7 до 14 и с 14 до 21 года, указал на особенности каждого возраста, определил цели, содержание и методы воспитания в каждый период. Это была первая в истории педагогической мысли возрастная периодизация.

Большое внимание Аристотель уделял воспитанию в дошкольном возрасте. “Ко всему, к чему можно приучить ребенка, лучше приучить его непосредственно с пеленок”,-- говорил он, причем утверждал, что до 7 лет дети должны воспитываться в семье.

По мнению Аристотеля, такая периодизация соответствует природе человека. Ведь до семи лет ребенок воспитывается в семье, где родители обязаны ее закалять, воспитывать с помощью игры, музыки, сказки, бесед на моральные темы. От семи до четырнадцати лет дети должны посещать государственные школы, где бы они занимались физическими упражнениями, музыкой, учились читать и считать. От 14 до 21 года подростки и юноши должны получить среднее образование, в которые входили знания по литературе, истории, философии, математики, астрономии, музыке. Стоит отметить, что для девочек такая система обучения была ограниченной.

Следуя своему принципу природосообразности, Аристотель дал общую характеристику дошкольного возраста. До 7 лет, считал он, в детях преобладает растительная жизнь, поэтому надо в первую очередь развивать их организм. Главное для маленьких -- питание, движение, закаливание. Дети должны заниматься подходящими их возрасту играми, им полезно слушать рассказы и сказки (непременно одобренные властями), детей следует обучать речи. С 5 лет родители должны готовить их к школе.

В 7 лет мальчики переходят в государственные школы (женщинам, считал философ, не нужно давать такого образования, как мужчинам). Аристотель подчеркивал, что школы должны быть именно государственные, а не частные, потому что воспитание граждан -- забота государственная: “Не следует... думать, будто каждый гражданин -- сам по себе; нет, все граждане принадлежат государству, потому что каждый из них является частицей государства. А забота о каждой частице, естественно, должна иметь в виду попечение о всем целом, вместе взятом. В школах дети прежде всего попадают к учителям гимнастики, которые заботятся об их физическом воспитании. Кроме того, в школе дети обучаются чтению, письму, счету, рисованию и музыке.. В более старшем возрасте юноши изучают литературу, историю, философию, математику, астрономию. Музыке Аристотель придавал очень большое значение как средству воспитания и эстетического и нравственного.

Нравственное воспитание детей, по Аристотелю, основывается на упражнении в нравственных поступках -- частом повторении желательных действий, в которых не должно быть крайностей, а наоборот, которые должны быть продуманными и умеренными. Такое уравновешенное поведение можно считать добродетельным. Заниматься нравственным воспитанием детей должны главным образом родители.

Характерно, что, развивая свою педагогическую теорию, Аристотель как представитель рабовладельческой аристократии заботился в первую очередь о воспитании свободнорожденных граждан, о процветании рабовладельческого государства.

Взгляды Аристотеля оказали большое влияние на античную педагогику и последующее развитие педагогической науки.

Список использованной литературы

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. «Питер», 2000 - 345с.

2. Вересов М.Р. История педагогики. М.: Инфра - М, 2002- 456с.

3. Джуринский А.Н. История педагогики. Учеб. пособие. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999 - 288с.

4. Харламов и. Ф. Педагогика: Учеб. пособие для студентов ун-тов и пед. ин-тов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 1999 - 321с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Воспитание и школа в Афинах: умственное, нравственное, эстетическое и физическое развитие человека. Педагогические взгляды Демокрита, его материалистическая концепция развития личности. Система взглядов Платона и Аристотеля на организацию воспитания.

    контрольная работа , добавлен 13.02.2013

    Всестороннее и гармоничное развитие личности как главная задача античного образования. Педагогические воззрения Платона и Аристотеля о сущности воспитания. Научные идеи и концепции философов: методика, психологические основы, возрастная периодизация.

    презентация , добавлен 14.11.2014

    Физическое воспитание детей дошкольного возраста. Особенности методики физического воспитания детей в младшем дошкольном возрасте, дошкольном возрасте и старшем дошкольном возрасте. Закономерности физического воспитания и формирования личности ребенка.

    курсовая работа , добавлен 09.03.2015

    Нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Роль семьи в нравственном воспитании ребёнка. Влияние педагога-воспитателя на нравственное воспитание дошкольника. Значение детского коллектива в воспитании нравственности в дошкольном возрасте.

    курсовая работа , добавлен 21.10.2008

    Обзор задач физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста. Программы нового поколения. Физическая культура в разные периоды жизни человека. Особенности методики физического воспитания детей в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте.

    курсовая работа , добавлен 10.03.2015

    Проблема нравственного воспитания в психолого-педагогической литературе. Характеристика и специфика нравственного воспитания в семьях детей дошкольного возраста. Эмпирическое исследование влияния семьи на нравственное воспитание младшего дошкольника.

    курсовая работа , добавлен 10.04.2011

    Сущность правового воспитания детей дошкольного возраста. Психолого-педагогические основы правового воспитания детей старшего дошкольного возраста. Формирование представлений о людях. Гражданственность как интегральное нравственное качество личности.

    курсовая работа , добавлен 12.10.2013

    Современные психолого-педагогические теории о нравственном воспитании детей дошкольного возраста, основные используемые механизмы и приемы. Формирование нравственных понятий детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.

    курсовая работа , добавлен 20.10.2014

    Нравственно-патриотическое воспитание как педагогическое понятие. Современные средства организации воспитательного процесса в дошкольном учреждении. Ознакомление с программой нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

    дипломная работа , добавлен 18.01.2013

    Понятие "патриотизм" в педагогической науке и задачи его воспитания в младшем дошкольном возрасте. Формы и методы взаимодействия с родителями детей младшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении по патриотическому воспитанию.

Рано, однако, разошелся во взглядах со своим учителем, не принял его учения о разделении мира на мир идей и мир вещей. Оставшись на позициях объективного идеализма, он разработал ряд материалистических положений.

Аристотель признавал единство мира, неотделимость идей вещей от самих вещей, единство вещи и формы. Идею, по мнению Аристотеля, можно уподобить форме. Всякая вещь есть единство материи (вещества) и формы: так, медь — вещество, а медный шар — предмет определенной формы (вещь). Точно так же душа и тело относятся друг к другу, как материя и форма. Аристотель считал мир постоянно развивающимся, качественно изменяющимся, причем процесс развития совершается не под влиянием внешних сил, а как внутреннее развитие. Исходя из своей теории развития Аристотель говорил о трех сторонах души: растительной, которая проявляется в питании и размножении; животной, проявляющейся в ощущениях и желаниях; разумной, которой свойственно мышление и познание, а также способность подчинять себе растительное и животное начала.

Соответственно трем сторонам души, каждая из которых требует особого воздействия, Аристотель выделил три стороны воспитания — физическое, нравственное и умственное, составляющий одно целое.

Аристотель видел цель воспитания в гармоническом развитии всех сторон души, тесно связанных природой, но особенно важным считал развитие высших сторон — разумной и волевой. При этом он полагал необходимым следовать за природой и сочетать физическое, нравственное и умственное воспитание, а также учитывать возрастные особенности детей. Опираюсь на принятое. в народе деление времени соответственно, лунному календарю “по седмицам”, он разделил время воспитания, определив его, в 21 год, на три периода: от рождения до 7 лет, с 7 до 14 и с 14 до 21 года, указал на особенности каждого возраста, определил цели, содержание и методы воспитания в каждый период. Это была первая в истории педагогической мысли возрастная периодизация.

Большое внимание Аристотель уделял воспитанию в дошкольном возрасте. “Ко всему, к чему можно приучить ребенка, лучше приучить его непосредственно с пеленок”,— говорил он, причем утверждал, что до 7 лет дети должны воспитываться в семье. Следуя своему принципу природосообразности, Аристотель дал общую характеристику дошкольного возраста. До 7 лет, считал он, в детях преобладает растительная жизнь, поэтому надо в первую очередь развивать их организм. Главное для маленьких — питание, движение, закаливание. Дети должны заниматься подходящими их возрасту играми, им полезно слушать рассказы и сказки (непременно одобренные властями), детей следует обучать речи. С 5 лет родители должны готовить их к школе.


В 7 лет мальчики переходят в государственные школы (женщинам, считал философ, не нужно давать такого образования, как мужчинам). Аристотель подчеркивал, что школы должны быть именно государственные, а не частные, потому что воспитание граждан — забота государственная: “Не следует думать, будто каждый гражданин — сам по себе; нет, все граждане принадлежат государству, потому что каждый из них является частицей государства. А забота о каждой частице, естественно, должна иметь в виду попечение о всем целом, вместе взятом. В школах дети прежде всего попадают к учителям гимнастики, которые заботятся об их физическом воспитании. Кроме того, в школе дети обучаются чтению, письму, счету, рисованию и музыке.. В более старшем возрасте юноши изучают литературу, историю, философию, математику, астрономию. Музыке Аристотель придавал очень большое значение как средству воспитания и эстетического и нравственного.

Нравственное воспитание детей, по Аристотелю, основывается на упражнении в нравственных поступках — частом повторении желательных действий, в которых не должно быть крайностей, а наоборот, которые должны быть продуманными и умеренными. Такое уравновешенное поведение можно считать добродетельным. Заниматься нравственным воспитанием детей должны главным образом родители.

Характерно, что, развивая свою педагогическую теорию, Аристотель как представитель рабовладельческой аристократии заботился в первую очередь о воспитании свободнорожденных граждан, о процветании рабовладельческого государства.

Взгляды Аристотеля оказали большое влияние на античную педагогику и последующее развитие педагогической науки.

Аристотель (384-322 гг. до н. э.) – величайший из философов античного мира, ученый-энциклопедист, авторитет которого был непоколебим и в эпоху средневековья, когда церковь отвергала все наследие древней Греции, как языческое. Основатель Ликея. Воспитатель Александра Македонского. Известен Аристотель как представитель материализма. Также известно, что учился будущий философ у не менее известной личности – Платона.

В своих наиболее известных сочинениях «Этика», «Политика», «Афинская полития» Аристотель рассматривал многие важные вопросы воспитания. Именно в этих трудах философ обосновывает основные положения своей концепции в русле других наук. Аристотель не отделяет воспитание от социума и культуры, от этики и политики, поэтому его взгляды изложены в таких разносторонних трактатах.

Психологические и педагогические взгляды Аристотеля тесно связаны с его философией. Основа его учения – представления о душе. Он выделял три вида души человека: растительная (функции питания и размножения), животная (функции ощущения и желания) и разумная (функция мышления).

По мнению Аристотеля – именно гармоничный баланс трех составляющих души является результатом воспитания. Задача педагогики – формирование в человеке физического, нравственного и умственного начала.

Аристотель поддерживает мнение о том, что общество нуждается в создании системы государственных школ, в определенных методах воспитания с учетом возрастных особенностей детей. Аристотель – один из первых ученых, который попытался дать возрастную периодизацию от рождения до 21 года.

Аристотель, в своем труде «Политика» тесно связывал воспитание и государство. Он полагал, что законодатель должен внимательно относиться к воспитанию молодежи, потому что именно молодые люди представляют будущее государства.

Аристотель говорил о развитии естественных способностей молодежи, чтобы они могли послужить обществу и государству.

Воспитание Аристотель связывал также и с социальными слоями: он полагал, что школьные предметы разделяются на те, которые положены свободнорожденным людям и на те, которые должны изучать несвободные люди. Например, ремесленник должен изучать такие искусства и предметы, которые развивали его только в русле его профессии. «Свободные науки», такие как философия, предназначены только для свободных граждан.

Однако Аристотель определил 4 предмета, которые являлись общеобязательными: грамматика, гимнастика, музыка и иногда рисование. Грамматику и рисование философ рассматривал как предметы, полезные в быту и имеющие частую практику, а гимнастика способствовала развитию физической красоты, которая была обязательной спутницей красоты нравственной и интеллектуальной.

Большое значение в педагогической системе Аристотеля занимал досуг и игровая деятельность, способствовавшие, по мнению ученого, отдыху и расслаблению человека. Аристотель говорил: «Игры должны иметь свое место, но при этом, назначая время игр, нужно пользоваться удобным для того моментом, так как они служат своего рода лекарством». Именно поэтому в качестве общеобразовательных предметов Аристотель предложил музыку и рисование, которые могли бы заполнить время досуга.

Осуждая спартанскую модель, Аристотель критиковал «атлетическое» направление воспитание, которое калечило детей и мешало их естественному росту. По его мнению, излишне суровое физическое воспитание не только превращало детей в «диких животных». Аристотель считал, что физическое воспитание – не залог мужественности, но обеспечение варварского начала в человеке. В пример он приводил племена ахейцев и гениохов, обитающих на берегах Понта, которые были склонны к убийствам и каннибализму. Аристотель говорил, что эти племена являются разбойничьими, но отнюдь не храбрыми.

Другое о образовании:

Второй иностранный язык в сельской национальной школе
В статье обосновывается актуальность и рассматривается специфика обучения французскому языку как второму иностранному после английского в сельской якутской школе. Изучение второго иностранного языка всё более становится практической необходимостью не столько с целью сохранения и пропаганды французс...

Исторические и методические аспекты проблемы преподавания математики в России
Долгое время история математического образования не являлась специальным объектом научных исследований, и ее отдельные грани освещались либо в рамках истории развития различных учебных заведений, либо в контексте истории математики, либо на фоне материалов, посвященных персоналиям. Поэтому отрадно...

Психофизиологические особенности детей с ЗПР
В отечественной коррекционной педагогике понятие "задержка психического развития" является психолого-педагогическим и характеризует, прежде всего, отставание в развитии психической деятельности ребёнка. Причиной такого отставания могут быть слабовыраженные органические поражения головного...

АРИСТОТЕЛЬ (384-322), философ, ученый-энциклопедист. Древняя Греция.
Родился в Стагире, греческой колонии на северном побережье Эгейского моря, где жил до 17 лет. Его первым наставником был отец, придворный врач царя Македонии, учивший сына естествознанию и медицине. Свое образование Аристотель завершал в Афинах, был одним из учеников Платона. В вопросах воспитания не только теоретик, но и практик. В течение 4 лет до 340 г. - воспитатель Александра Македонского, научил его уважать науку и ученых, любить поэзию и природу. Благодарный Александр присылал учителю из своих походов богатые коллекции растений и животных. Были ли еще в истории случаи подобного общения великого наставника и великого ученика?
Круг научных интересов Аристотеля необычайно широк: философия, логика, психология, естествознание, история, политика, этика, эстетика, педагогика. В отличие от Платона отвергал возможность существования идей отдельно от вещей. Аристотель создал наиболее полную теорию воспитания в античном мире. Он сторонник воспитания через семью и государство, своим уважением и любовью к семейному началу обозначил одно из важнейших направлений в социальной педагогике. С этапа семейного воспитания учил различать 3 ступени в развитии человека: жизнь физическую, инстинкт и разум. С ними следует сообразовывать последовательность упражнений и занятий.
Главная задача государства - воспитание в народе добродетели; нравственное и научное образование, по Аристотелю, важнее всяких войн и завоеваний. Вообще же воспитание должно быть гармоничным, включать в себя умственную, нравственную и физическую стороны. По длительности же оно делится на 2 периода: от 7 лет до «бороды» (14-15 лет) и от бороды до 21 года (до 7 лет - в семье). Теоретические вопросы воспитания Аристотель изложил в своих многочисленных трудах. Наиболее авторитетным из них является «Логика», сам ученый называл эту науку аналитической. «Этика» Аристотеля состоит из 10 книг, в каждой из которых он последовательно рассматривает, что такое «высшее благо», добродетель, мужество, умеренность, щедрость, великодушие, дружба, наслаждение, доказывает, что назначение человека - в разумной деятельности, а хорошего человека - в хорошем и прекрасном ее выполнении.
В Афинах основал знаменитую философскую школу ликей (лицей), читал в ней по две лекции в день, а точнее, совершал по две прогулки, преподавая на ходу. Здесь же он написал свои важнейшие труды, был обвинен в безбожии, вынужден бежать в Халкиду, где и умер.
Исследования и труды Аристотеля охватывали многие отрасли научных знаний, длительное время были высокоавторитетны, а сам он считался величайшим мыслителем античного мира. Что касается педагогики, то в отличие от Платона он «повернул» воспитание человека от его полного подчинения государству к интересам самого человека, его развития. Значительный интерес представляют и другие идеиАристотеля: общая теория воспитания с его целью и задачами, возрастной периодизацией и этапами, структурой и содержанием; широкий подход к различным сторонам гармоничного развития человека и сущность каждой из них; система государственных школ и т.д.
Задание: Постарайтесь сравнить социально-педагогические взгляды Платона и Аристотеля: кто из них, по-вашему, больше и точнее связал социальную педагогику с государством.

Политика

Книга VIII

I часть

1. Вряд ли кто будет сомневаться в том, что законодатель должен отнестись с исключительным вниманием к воспитанию молодежи, так как в тех государствах, где этот предмет находится в пренебрежении, и самый государственный строй терпит от того ущерб. Ведь для каждой формы государственного строя соответственное воспитание - предмет первой необходимости: каждая форма государственного строя отличается присущим ей характером, который обыкновенно и служит к сохранению самого строя и определяет его изначала, как, например, демократический характер строя - демократию, олигархический - олигархию. И всегда наилучший характер государственного строя обусловливает собой и более высокую его форму.
2. Далее, все (прирожденные) способности (человека)» всякое практическое применение их для соответственной каждой из них работы нуждаются в предварительном воспитании и в предварительном приноравливании. Очевидно, все это необходимо и для проявления деятельности в духе добродетели. А так как все государство в его целом имеет в виду одну конечную цель, то, ясно, для всех граждан нужно тождественное воспитание, и забота об этом воспитании должна быть заботою государственною, а не делом частной инициативы. Теперь всякий печется о воспитании своих детей по-своему, каждый и учит их по-своему, как ему вздумается. На деле же то, что имеет в 1 виду общий интерес, должно быть и делаемо сообща. Не следует, сверх того, думать, будто каждый гражданин - сам по себе; нет, все граждане принадлежат государству, потому что каждый из них является частицей государства. А забота о каждой частице, естественно, должна иметь в виду попечение о всем целом, вместе взятом.
3. В этом отношении можно одобрить лакедемонян: они прилагают очень большие заботы о воспитании детей, и оно носит у них общегосударственный характер. Итак, ясно, должны существовать узаконения, касающиеся воспитания, и последнее должно быть общим. Но нельзя оставить без внимания и того, что вообще представляет собою воспитание и как оно должно быть организовано. В настоящее время на этот счет существуют различные точки зрения: не все согласны в том, нужно ли вести Обучение молодых людей в целях воспитать в них добродетель, или же [вести это воспитание так], чтобы молодые люди могли достигнуть наибольшего счастья; не выяснено также и то, на что нужно обращать при воспитании преимущественное внимание, на развитие ли интеллектуальных способностей, или на развитие нравственных качеств.
4. Вследствие такой неустойчивости во взглядах на современное воспитание и обсуждение (связанных с ним вопросов) является сумбурным, и остается совершенно невыясненным, нужно ли развивать в детях те их душевные свойства, которые им не пригодятся в практической жизни, или те, которые имеют в виду добродетель, или, наконец, те, что ведут к высшему отвлеченному знанию. Каждый из приведенных здесь взглядов имеет своих защитников. Не пришли также ни к какому соглашению и насчет того, что же ведет к добродетели. Так как далеко не все ценят одну и ту же добродетель, то - логическое отсюда следствие - разногласия и в вопросе, касающемся ее применения на практике.
II часть
1. Совершенно очевидно, что из числа полезных (в житейском обиходе) предметов должны быть изучаемы те, которые действительно необходимы, но не все без исключения. Так как все занятия людей разделяются на такие, которые приличны для свободорожденных людей, и на такие, которые свойственны несвободным, то, очевидно, из первого рода занятий должно участвовать лишь в тех, которые не обратят человека, занимающегося ими, в ремесленника. Ремесленными же нужно считать такие занятия, такие искусства и такие предметы обучения, которые делают физические, психические и интеллектуальные силы свободорожденных людей непригодными для применения их к добродетели и для связанной с нею деятельности. Оттого-то мы и называем ремесленными такие искусства и занятия, которыми ослабляются физические силы. Это те работы, которые исполняются за плату; они отнимают досуг для развития интеллектуальных сил человека и принижают их.
2. И из числа «свободных» наук свободорожденному человеку можно изучать некоторые только до известных пределов; чрезмерно же налегать на них, с тем чтобы изучить их во всех деталях, причиняет указанный выше вред. Большая разница существует » том, для какой цели всякий что-нибудь делает или изучает. Вели это совершается в личных интересах, или в интересах друзей, или, наконец, в интересах добродетели, то оно достойно свободнорожденного человека; но поступать точно таким же образом в интересах чужих зачастую может оказаться поведением, свойственным наемнику и рабу. Распространенные ныне предметы обучения, как уже замечено выше, носят двойственный характер.
8. В настоящее время обычными предметами обучения являются следующие четыре: грамматика, гимнастика, музыка и иногда рисование. Из них грамматика и рисование изучаются как предметы, полезные в житейском обиходе и часто имеющие практическое применение; гимнастикой занимаются потому, что она способствует развитию мужества. Что касается музыки, то может, пожалуй, возникнуть сомнение [в пользе ее изучения], так как теперь большею, частью занимаются музыкою только ради удовольствия. Но предки наши поместили музыку в число общеобразовательных предметов потому, что сама природа, как на это было указываемо неоднократно, стремится доставить нам возможность не только правильно направлять нашу деятельность, но и прекрасно пользоваться нашим досугом. А последний - мы снова подчеркиваем это - служит основным принципом всей нашей деятельности.
4. Если же необходимы и деятельность и досуг и досуг должен быть в значительной степени предпочтен деятельности, то возникает вопрос, чем досуг этот нужно заполнить. Конечно, не игрой же, так как в таком случае она неизбежно оказалась бы конечною целью нашей жизни. Раз это невозможно, то играм должно скорее уделить место среди нашей деятельности: ведь трудящемуся человеку потребен отдых, а игра и существует ради отдохновения, деятельность же всякого рода влечет за собою напряженный труд. Поэтому игры должны иметь свое место, но при этом, назначая время игр, нужно пользоваться удобным для того моментом, так как они служат своего рода лекарством: движение при играх ведет к успокоению души и благодаря тому, что с игрою связано и развлечение, оно содействует ее отдохновению.
5. Но досуг, очевидно, заключает уже в самом себе и наслаждение, и блаженство, и счастливую жизнь, и все это выпадает на долю не занятых людей, а людей пользующихся досугом. Делающий что-либо делает это ради чего-либо, так как цель им еще не достигнута, между тем как счастье само по себе есть цель, и оно соединяется в представлении всех людей не с горем, но с наслаждением. Однако это наслаждение не все еще признают тождественным для всех; каждый определяет наслаждение в соответствий с своей индивидуальностью и присущими ей свойствами; наилучший человек предпочитает, конечно, наилучшее наслаждение, то, которое проистекает из наилучших его свойств. Отсюда ясно, что для умения пользоваться досугом в жизни нужно кое-чему научиться, кое в чем воспитаться и что как это воспитание, так и это обучение заключает цель в самих себе, между тем как то обучение, которое признается необходимым для применения его к деловой жизни, имеет в виду другие цели.
6. Поэтому-то и наши предки поместили музыку в число общевоспитательных предметов, не как предмет необходимый (никакой настоятельной необходимости в обучении музыке нет) и не как предмет общеполезный вроде грамотности, которая нужна и для ведения денежных дел и для домоводства, и для научных занятий, и для многих отраслей государственной деятельности. И рисование также, очевидно, изучается потому, что оно приносит пользу при лучшей критической оценке художественных произведений, как, в свою очередь, гимнастика служит укреплению здоровья и развитию физических сил. Ничего подобного занятия музыкой не дают. Поэтому остается принять одно, что она служит для заполнения нашего досуга и с этою-то целью она, очевидно, и введена в обиход воспитания. В самом деле (те, кто вводят музыку в число предметов воспитания), полагают, очевидно, что она служит интеллектуальным развлечением свободнорожденных людей. Поэтому-то и Гомер выразился так: «Только его одного приглашать надлежит к богатому пиру»; он говорит также и о других, кого следует приглашать, и продолжает: «Кто приглашает певца, который всех услаждает». В другом месте Одиссей говорит, что наилучшим времяпрепровождением бывает такое, когда среди веселящихся людей «гости в домах рядом по чину сидят, песнопевцу внимая».
III часть
1. Итак, ясно, имеется и такого рода воспитание, которое родители должны давать своим сыновьям не потому, чтобы оно было практически полезно или необходимо для них, но потому, что оно достойно свободнорожденного человека и само по себе прекрасно. Входит ли в круг этого воспитания один предмет, или их несколько, и каковы они, и как (они должны быть поставлены), о всем этом мы скажем впоследствии. Теперь же из наших предварительных указаний достаточно выяснилось, что уже древние свидетельствуют в пользу нашего мнения об обычных предметах воспитания; музыка подтверждает это и с фактической стороны. Сверх того, [в пользу нашего мнения говорит следующее]: детей следует обучать общеполезным предметам не только в интересах получаемой от этого пользы - таково, например, обучение грамоте, но и потому, что благодаря этому обучению возможно бывает сообщить им целый ряд других сведений.
2. Так обстоит дело с рисованием: и его изучают не ради того, чтобы не впасть в ошибку при своих собственных покупках или чтобы не подвергнуться обману при покупке и продаже домашней утвари, но рисование изучают потому, что оно развивает глаз при определении физической красоты. Вообще, искать повсюду лишь одной пользы всего менее приличествует людям высоких душевных качеств и свободнорожденным. Ясно, что в деле воспитания развитие навыков должно предшествовать развитию ума и что физическое воспитание должно предшествовать воспитанию интеллектуальному. Отсюда следует, что мальчиков должно (прежде всего) отдавать в руки учителей гимнастики и педотрибов: первые приведут в надлежащее состояние их организм, а вторые будут направлять соответствующим образомих занятия гимнастикой.
3. Среди греческих государств, которые, по общепринятому мнению, в настоящее время прилагают всего более забот о воспитании молодежи, почти все стремятся придать ему «атлетическое» направление и тем самым калечат фигуру детей и мешают их естественному росту. Лакедемоняне в такую ошибку не впали, зато постоянными тяжелыми упражнениями они обращают детей в своего рода диких животных; поступают они так в том расчете, будто бы это всего более полезно для развития мужества. Однако, как на это часто было указываемо, не следует обращать все свои заботы на эту одну цель, не следует преимущественно ее иметь в виду. Далее, если бы и стремиться только к ее достижению, все равно этим ничего не достигнешь. Ведь ни у животных, ни у варварских племен мы не замечаем того, чтобы храбрость непременно отличала самых диких из них; напротив, она скорее свойственна бывает животным, отличающимся более кротким нравом, похожим на нрав львов. (...)
5. Отсюда следует, что в воспитании первую роль должно играть прекрасное, а не дикое животное. Ведь ни волк, ни какой-либо другой дикий зверь не стал бы бороться с тою опасностью, цель которой - прекрасное; на такую опасность скорее рискнет мужественный человек. Но те люди, которые при воспитании храбрости в детях допускают чрезмерную ретивость, которые оставляют их невоспитанными по части всего того, что им необходимо для жизни, делают из детей, по всей справедливости, ремесленников. Они делают детей полезными только для разрешения одной из задач, связанных с ролью человека в государстве, но и в этом отношении, как показывают наши соображения, они поступают хуже других. Судить о всем этом нужно не по фактам прошлого, а по фактам настоящего: теперь у лакедемонян есть соперники по части гимнастического воспитания, а ранее у них таких соперников не было.

Педагогические воззрения Платона и Аристотеля,- Пг., 1916.- С.87-92 .

Введение …………..……………………………………………………………….3

Глава I . Биография и Ликей Аристотеля

1.1 Биография Аристотеля………………………………………………………….4

1.2 Ликей Аристотеля…………………………………………………………………4

Глава II. Вклад Аристотеля в систему образования………………….… ………5

Заключение ……………………………………………………………………………..8

Литература ……………………………………………………………………………..

Введение.

Имя Аристотеля, древнегреческого философа и ученого, величайшего мыслителя древности, оказывает огромное влияние на сознание современного человека. Его труды изучают люди всего мира, отдавая должное его гению. Мы знаем, что будем жить в таком мире, который создаем сами. От каждого из нас зависит, жить нам среди людей, или жить нам среди тех, кто не достоин называться человеком. Аристотель в своих трудах исследовал человека и общество со всех сторон. Каким будет общество, в котором нам жить, как нам воспитать и поднять на ноги детей, когда в сознании современного человека достойная жизнь представляется не жизнью добродетельного и нравственного человека, а жизнью потребителя, который не знает и не понимает законов природы. Не зная, как вырастить достойных цельных людей, не быть нашему обществу процветающим. Обращаясь к трудам Аристотеля, постараемся оценить его вклад с этой точки зрения.

Целью реферата является показать вклад Аристотеля в систему современного образования и воспитания человека. Задачи для достижения этой цели таковы: сделать краткий обзор биографии Аристотеля, описать деятельность Ликея Аристотеля, его уклад, организацию научной деятельности, а также вклад Аристотеля в воспитание человека.

Глава I. Биография и Ликей Аристотеля.

1.1.Биография Аристотеля

Величайший философ и ученый античной Греции Аристотель Стагирский родился в 384 г. до н. э. в Стагире, греческой колонии во Фракии. Отец Аристотеля Никомах был придворным врачом царя Аминта II, деда Александра Македонского. Аристотель рано потерял родителей. В 367 году он отправился в Афины, стал учеником Платона и оставался в платоновской Академии до самой смерти своего учителя в 347 году до н. э. В 343 г до н. э. Аристотель был приглашен царём Македонии Филиппом воспитывать его тринадцатилетнего сына Александра. Александр Македонский говорил о своем учителе: «Я чту Аристотеля наравне со своим отцом, так как если отцу я обязан жизнью, то Аристотелю тем, что дает ей цену». Как только Александр взошел на трон, философ вернулся в Стагиру, где провел около трех лет. Возвратившись в Афины в 335 году до н. э, он создал там свою философскую школу Ликей. В Ликее Аристотель учил 12 лет. Смерть ученика и покровителя Аристотеля Александра Македонского в 322 году до н. э. вызвала антимакедонское восстание, а самого философа обвинили в богохульстве. Не дожидаясь суда, он покинул Афины. Аристотель переселился в Халкис на острове Эвбее, где через несколько месяцев скончался. Труды Аристотеля, дошедшие до нас, охватывают самые различные отрасли знания: логику, физику, зоологию, психологию, этику, политику, риторику, поэтику, многие сочинения не сохранились.

1.2.Ликей Аристотеля.

Особенностью философских школ того времени являлось то, что все они представляли собой замкнутые группы единомышленников, в которые входили сторонники лишь одного учения, создателем которого, являлся сам основатель школы, обладающий непререкаемым авторитетом для всех членов сообщества. Целью такого сообщества было поддержание и воспроизводство устоявшейся традиции. Это относилось и к сложившемуся укладу быта, и к неукоснительному следованию главным положениям учения основателя школы, которому, как правило, еще при жизни ставился памятник и воздавались почести наравне с музами, покровительницами наук и искусств. Тот, кто не был готов принять существующего порядка, либо уходил к другому наставнику, либо создавал собственную школу. Аристотель пошел по этому пути. Как и платоновская Академия, Ликей Аристотеля находился за городом в помещениях одного из гимназиев (это была школа борьбы) и на прилегающих участках по соседству с храмом Аполлона Ликейского, от имени которого и получил собственное наименование.

Аристотель не был афинским гражданином, а потому не имел права приобрести в собственность земельный участок и строения. Тем не менее, огромное денежное вознаграждение, по-видимому, полученное Аристотелем от Филиппа и Александра, позволяли ему взять

указанную территорию гимназия в пользование. Также Аристотелю прямую поддержку оказывал Антипатр, который на время азиатского похода оставлен был Александром в качестве управителя государством и высшего военачальника в Македонии и Греции. А это означало, что значительная часть материальных затрат по устроению Ликея была выполнена на счет городского бюджета Афин. В окончательно сформировавшемся виде Ликей представлял собой комплекс зданий, расположенных в саду. Центром Ликея являлось святилище с алтарем, где помимо статуй Муз, располагались изваяния самого Аристотеля и его сына Никомаха. К святилищу примыкали главный, а также малый и нижний портики. Главный портик, как и аллеи сада, являлся местом для прогулок, во время которых Аристотель читал свои лекции избранным слушателям. Это место для прогулок «перипатос» дало также и другое имя аристотелевскому Ликею – Перипатос, а самой философской школе наименование «перипатетиков» или прогуливающихся. К саду со святилищем примыкали различные строения, предназначенные для проживания главы Ликея и части слушателей, для ученых занятий (включая помещения для библиотеки и научных коллекций) и разных служб. Для ухода за святилищем и садом, а также выполнения хозяйственных работ имелся штат слуг – рабов. Порядок предусматривал проведение совместных занятий, а также совместное проведение праздничных церемоний, праздничных пиршеств. Для части наиболее приближенных учеников совместными были проживание и трапезы в Ликее. В Ликее существовал устав, назначался начальник раз в десять дней, в обязанности которого входило управление всеми хозяйственными делами Ликея в течение десяти дней и освобождение от этих обязанностей членов общины, которые свободно могли заниматься научной и преподавательской работой. Школа являлась собственностью схоларха, то есть руководителя, и содержалась на его личные средства. Частично эти затраты могли возмещаться платой за обучение, поступающей от рядовых учеников, а также пожертвованиями, дарами и вознаграждениями за услуги, которые делались как местными афинскими любителями философии и меценатами, так и особами царских кровей, покровительствовавших Ликею.

Глава II. Вклад Аристотеля в систему образования.

Важнейшим вкладом Аристотеля в образование следует отнести то, что при учреждении Ликея он не только основал новую философскую школу, но создал предпосылки для организации и проведения научных исследований, которые не были, как ранее в платоновской Академии, жестко ограничены рамками определенного философского учения.

Сократ и Платон понимали постижение истины как коллективное творчество. Это проявляется в избрании диалогического способа изложения собственного учения. Участникам диалога, не разделяющим взгляды автора, отведена роль персонажей, реплики которых необходимы для того, чтобы мысль автора была высказана наиболее блестящим образом. Аристотель от формы коллективного познания, отлитой в форме диалога, переходит к

практике коллективных научных исследований. Необходимым условием реализации такого подхода являлось наличие учеников, способных понять направление мысли своего учителя и старшего товарища, а затем путем

опытных или теоретических изысканий подтвердить, уточнить или опровергнуть высказанные главой школы идеи и гипотезы. В случае же опровержения – предложить собственную теорию природных или общественных явлений и процессов, которая также должна быть всесторонне рассмотрена, подтверждена или опровергнута научным сообществом.

Аристотель, помимо исследований, занимался в своей школе и преподаванием для самой широкой аудитории. Чтение лекций проводилось Аристотелем во время прогулок по аллеям сада или в главном портике, получившем название «перипатос». При этом практика преподавания была рассчитана на слушателей различной степени подготовленности. Вечером читались «экзотерические» лекции по риторике, политике и литературе, рассчитанные на широкий круг слушателей. Вместе с Аристотелем лекции читали Феофраст и Евдем. Утренние часы были временем «эзотерических» бесед с членами ликейской общины и наиболее подготовленными учениками, число которых едва ли превышало двадцать человек. Здесь рассматривались более сложные вопросы физики, метафизики и диалектики. Ежемесячно все слушатели Ликея собирались на сисситии и симпозиумы.

Так как Аристотель полагался на собственно научные исследования Ликея, в библиотеке Ликея имелись не только книги, но и альбомы «Анатомических таблиц», а также графические материалы по ботанике. В нижнем портике размещались географические карты всех известных земель. Аристотелем при содействии Александра Македонского были собраны ценные ботанические и зоологические коллекции.

Помимо подготовки учеников и собственно научных изысканий, Аристотель выступал и как организатор научных исследований, которые невозможно было проводить в одиночку. Аристотель определял направления и цели исследований, ставил задачи, распределял темы среди учеников, обобщал результаты и делал выводы. Подобная методология дала богатые плоды. Многие работы были созданы не одним только Аристотелем лично. Большинство из них являлось произведениями учеников и друзей, воспитанных Аристотелем. Именно в годы руководства Аристотеля, Феофраста и Стратона в Ликее ведется наиболее активная научная работа. Аристотелем была написана основная часть его сочинений во время пребывания в Ликее.

Научные интересы Аристотеля, охватывали все стороны жизни. Дошедшие до нас труды Аристотеля делятся по содержанию на 7 групп:
- Логические трактаты, объединённые в своде «Органон»: «Категории», «Об истолковании», «Аналитики первая и вторая», «Топика».
- Физические трактаты: «Физика», «О происхождении и уничтожении», «О небе», «О метеорологических вопросах».

Биологические трактаты: «История животных», «О частях животных», «О возникновении животных», «О движении животных», а также трактат «О душе».
- Сочинения о «первой философии», рассматривающее сущее как таковое и

получившее впоследствии название «Метафизики».
- Этические сочинения: «Никомахова этика» (посвященная Никомаху, сыну Аристотеля) и «Эвдемова этика» (посвященная Эвдему, ученику Аристотеля).
- Социально-политические и исторические сочинения: «Афинская полития». «Политика»,
- Работы об искусстве, поэзии и риторике: «Риторика» и дошедшая не полностью «Поэтика».

К наиболее известным произведениям Аристотеля относятся: "Органон", "Физика", "Механика", "Метафизика", "О душе", "Ис­тория животных", "Никомахова этика", "Риторика", "Политика", "Афинская полития", "Поэтика". Наиболее известными сочинениями, созданными такими совместными усилиями, являются «История животных» и «Государственные устройства: 158 городов, общие и частные, демократические, олигархические, аристократические и тиранические».

Таким образом, возникнув из платоновской идеи совместного проживания философов под одной крышей, Ликей стал прообразом позднейших полноценных научных и учебных заведений, каковым вскоре сделался Александрийский Музейон, а еще позднее – европейские университеты.

Аристотель определил, что цель воспитания человека состоит в развитии высших сторон души. Воспитание должно опираться на природные задатки, навыки и разум. Это движущие силы развития человека. Аристотель рассматривая воспитание как средство укрепления государственного строя. Аристотель пишет, что целью науки о государстве является наивысшее благо, потому что именно эта наука больше всего уделяет внимания тому, чтобы создать граждан определенного качества, т. е. добродетельных и совершающих прекрасные поступки.

Аристотель исследовал природу нравственности и добродетели в человеке. В своем трактате «Никомахова этика» он пишет о том, что счастье – это определенного качества деятельность души сообразно добродетели. «Добродетели существуют в нас не от природы и не вопреки природе, но приобрести их для нас естественно, а благодаря приучению мы в них совершенствуемся.» «Если назначение человека – деятельность души, согласованная с суждением или не без участия суждения, причем мы утверждаем, что назначение человека по роду тождественно назначению добропорядочного человека, как тождественно назначение кифариста и изрядного кифариста, и это верно для всех вообще случаев, а преимущества в добродетели – это лишь добавление к делу: так, дело кифариста – играть на

кифаре, а дело изрядного кифариста – хорошо играть) – если это так, то мы полагаем, что дело человека – некая жизнь, а жизнь эта – деятельность души и поступки при участии суждения, дело же добропорядочного мужа – совершать это хорошо и прекрасно в нравственном смысле, и мы полагаем, что каждое дело делается хорошо, когда его исполняют сообразно присущей ему добродетели. Если все это так, то человеческое благо представляет собою деятельность души сообразно добродетели, а если добродетелей несколько – то сообразно наилучшей и наиболее полной и совершенной. Добавим к этому: за полную человеческую жизнь. Ведь одна ласточка не делает весны и один теплый день тоже, точно так же ни за один день, ни за краткое время не делаются блаженными и счастливыми.» Это значит, что воспитать добродетельного, а значит счастливого человека, возможно, прикладывая к этому все возможные усилия.

Заключение.

Аристотель считает, что счастье – это определенного качества деятельность души сообразно добродетели. Он не считает добродетель врожденным качеством человека, но считает, что человек способен и должен стремиться к высшему благу. Высшее благо это и есть счастье. На пути к благу человек встречает препятствия, которые можно преодолеть с помощью разумного регулирования своей деятельности, находя середину между двумя крайностями. Аристотель считает, что человек способен и должен овладеть страстями, то есть подняться к высшей деятельности души, то есть созерцательной. Идеалом Аристотель считал Бога, как мыслящего себя мыслителя. Человек же, стремясь к идеалу, должен стремиться жить по-человечески, иметь мужество стойко переносить несчастья, стремиться выполнять свое дело или предназначение хорошо. Образованный, развитый физически и духовно человек способен создать семью, воспитать такое же гармоничное юношество, семьи развитых и добродетельных людей построят процветающее общество. Все эти мысли актуальны сегодня, как никогда. Университеты во всех странах мира ведут разнообразную научную деятельность, а мораль и нравственность при этом в обществе упала. Таким образом, «Никомахова этика» Аристотеля, как букварь должна быть и на столе первоклассника, и на столе государственных мужей. В образовании приоритетом должно стать воспитание Человека.

Литература.

1. Аристотель. Никомахова этика. Перевод Нина Брагинская. Философы Греции ЗАО "Издательство "ЭКСМО-Пресс", Москва, 1997

2. И.И. Вегеря, Ликей Аристотеля, 2007

3. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М, 1986.

4. Боннар А. Греческая цивилизация. От Еврипида до Александрии.

5. Асмус В.Ф. Античная Философия. Аристотель. Жизнь и сочинения.

6. Асмус В.Ф. Античная Философия. Ликей, или Перипатетическая школа после Аристотеля.