Анализ результатов адаптации детей первой младшей группы к условиям детского сада. Лист адаптации Адаптационная карта ребенка

Родители приняли решение: ребенка нужно отдать в детский сад. Этому решению предшествовали часы тревог и раздумий, переживаний и сомнений. Как малыш адаптируется к новым условиям? Не будет ли плакать? Не заболеет ли? Какие там люди? Как его встретят? А если?.. А вдруг?..
Все правильно. Думать и тревожиться есть о чем. И, безусловно, малыша нужно готовить к детскому саду заранее. В чем же конкретно должна заключаться подготовка малыша к детскому саду? И что можно сделать, чтобы его адаптация к детскому саду прошла относительно безболезненно?

Живя в семье, малыш привыкает к определенным условиям. Когда он приходит в детский сад, многие условия его жизни резко изменяются: режим дня, характер питания, температура помещения, воспитательные приемы, характер общения и т.п. Ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения, потому что он оторван от знакомой обстановки, родных лиц, привычного общения, а к этому добавляется и физиологический стресс, вызванный сменой привычного режима дня.
Поэтому первый этап подготовки малышей в детский сад мы начинаем со сбора информации о потенциальных воспитанниках (эту информацию можно получить в детской поликлинике, на педиатрических участках). Открыткой или через объявления в детской поликлинике, на молочной кухне приглашаем родителей на заседания «Школы матери». В августе мы составили планы работы совместно с медиками. «Школа матери» работает ежемесячно. Раньше она существовала при детской поликлинике, а в этом учебном году была реорганизована в «Клуб для родителей» при детском саде.
Здесь решаются многие проблемы, связанные с поступлением малыша в детский сад: родители могут детально ознакомиться с организацией жизни малышей в детском саду, режимом питания, режимом дня, с образовательной программой, с воспитанием у малышей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, с особенностями адаптационного периода, показателями адаптации и т.д.
Второй этап подготовки малыша к жизни в детском саду - знакомство с педагогами и сотрудниками детского сада. Формы этой работы:
- индивидуальные консультации;
- проведение совместных прогулок неорганизованных детей с детьми группы;
- открытые детские праздники («Новый год», «Весна красна», «Масленица» и т.п.);
- знакомство родителей с соответствующей литературой из «Библиотеки детского сада».
Главное на этом этапе - это привыкание малыша к режиму детского сада. Резкая смена режима дня малыша влияет на его здоровье. Поэтому родители в этот период должны осуществлять рекомендованные педагогами и медиками мероприятия, которые способствуют укреплению здоровья малыша.
Итак, родители уже хорошо ориентируются во всех условиях жизни детей в группе. Теперь нужно, чтобы у них установились доверительные отношения с сотрудниками детского сада.

Основные принципы нашей работы по адаптации детей следующие:

1. Тщательный подбор педагогов в формируемую группу.
2. Постепенное заполнение групп (прием 2-3 малышей в неделю).
3. Неполное пребывание ребенка в начальный период адаптации (2-3 часа, возможность пребывания с мамой).
4. Гибкий режим пребывания ребенка в детском саду (свободное время прихода, дополнительные выходные дни).
5. Сохранение в первые 2-3 недели имеющихся у малыша привычек.
6. Ежедневный контроль за состоянием здоровья, эмоциональным состоянием, аппетитом, сном ребенка в первый месяц (с этой целью на каждого ребенка заполняется так называемый «адаптационный лист»).

Н.МЕЛЬНИКОВА,
заведующая детским садом № 59, г. Ярославль

АДАПТАЦИОННЫЙ ЛИСТ

ПРИЛОЖЕНИЕ К АДАПТАЦИОННОМУ ЛИСТУ

Эмоциональное состояние

«+ +» - ребенок с удовольствием идет в группу. Не плачет, преобладают положительные эмоции. Ведет себя адекватно.
«+» - ребенок плачет при расставании с родителями, но быстро успокаивается. На протяжении дня преобладает хорошее настроение.
«+ -» - переменное состояние ребенка. Он то успокаивается, то начинает плакать.
«-» - ребенок постоянно плачет, не может успокоиться.

«+ +» - отличный аппетит. Ребенок ест с удовольствием, самостоятельно.
«+» - хороший аппетит. Ребенок ест самостоятельно.
«+ -» - ест без аппетита, просит, чтобы его покормили.
«-» - отказывается от еды.

«+ +» - быстрое, спокойное засыпание, глубокий сон.
«+» - ребенок засыпает не сразу, сон спокойный, глубокий.
«+ -» - ребенка приходится укачивать, засыпает с соской.
«-» - ребенок не засыпает, плачет. Приходится находиться рядом с ним. Сон поверхностный.

Адаптационный лист заполняется в течение месяца пребывания ребенка в детском саду.
Затем на основании данных адаптационного листа, наблюдений воспитателей и специалистов и заполненной родителями анкеты делается вывод о степени адаптации ребенка (легкая, средняя, тяжелая) и даются рекомендации по индивидуальной работе. Выводы заносятся в «Дневник развития ребенка».
На адаптационном листе пишутся выводы мини-педсовета. Мини-педсоветы по адаптации проводятся один раз в месяц.

Поделки детей «Новогодние чудеса своими руками» Вот и пришла к нам зима. Замечательная пора! Белоснежное покрывало окутало землю. Чистота и Красота! Белый снег украсил город, Новый год вот - вот придёт, И под ёлкой очень скоро Каждый свой сюрприз найдёт! В каждом детском саду с приходом...

В нашем детском саду прошла акция "Берегите Елочку". Волонтеры подготовительной группы не обошли ее стороной! Они активно приняли в организационной работе. На своем участке воспитатели и волонтеры организовали флеш-моб под названием "Берегите Елочку" , где пригласили детей старшей группы для...

Форма проведения: встреча в кафе. Участники: родители, воспитатели. Цель: развитие интереса к познанию своего ребёнка, эмоциональное сближение всех участников образовательного процесса, организация их общения в неформальной обстановке. Предварительная работа: - выпуск буклетов для родителей; - анкетирование родителей по теме собрания. Оформление: Зал оформлен в стиле кафе (на столах - чай, сладости, звучит спокойная...

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №246» Заводского района г. Саратова Конспект НОД во второй младшей группе с применением игровой технологии «День рождения цыплёнка» Воспитатель: Герасименко Е.С. Саратов 2019 Основная образовательная программа « Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №246»...

АДАПТАЦИОННЫЙ ЛИСТ

Дата поступления ____________

Ф.И. ребенка___________________________________________ Дата рождения_______________ Возраст к моменту поступления в ДОУ _____________

Итог

Аппетит ребенка

3 Очень хороший аппетит,

съедает все с удовольствием

2 Нормальный аппетит,

ест до насыщения

1 Аппетит выборочный, но

Насыщенный

1 Отвергает некоторые блюда, капризничает

2 Приходится следить за тем, чтобы ел, ест долго,без охоты

3 Отвращение к еде, кормление мучительно

Сон ребенка

3 Сон спокойный, глубокий, засыпает быстро

2 Сон спокойный

1 Засыпает не скоро, спит спокойно, но недолго

1 Засыпает с хныканьем, тревожен во сне

2 Засыпает с плачем, долго, беспокоен во сне

3 Отсутствие сна, плач

Эмоциональное состояние

3 Весел, жизнерадостен, подвижен, активен

2 Улыбается, настроение хорошее, спокоен

1 Иногда задумчив, замкнут

1 Легкая плаксивость, хныканье

2 Плач за компанию, плач приступообразный

3 Сильный плач, подавленное настроение

Социальные контакты

3 Много друзей, охотно играет с детьми

2 Сдержан,просится на руки, неохотно играет с детьми

1 Безразличен к играм, отстранен, замкнут

1 Невесел, с детьми не контактирует даже если играет

2 Проявляет тревогу, бросает начатые игры

3 Недружелюбен, агрессивен, мешает детям играть

Количество баллов

Итог

Легкая форма

адаптации

Средняя форма

адаптации

Усложненная форма адаптации

Дезадаптация

Сводный адаптационный график, заключение психолога

Легкая форма адаптации :

Поведение ребенка нормализуется в течение от 7 дней до 2 недель. Ребенок соответственно норме прибавляет в весе, не более в течение 1-го месяца. Сохраняет нормальное эмоциональное состояние, хороший аппетит, спокойный сон, охотное общение с другими детьми, адекватная реакция на любое предложение воспитателя. Такие дети имеют определенные знания, стремятся к активным самостоятельным действиям. Обращаются к взрослым лишь в случаях, когда необходимо что-либо выяснить.

Средняя форма адаптации:

Сдвиги нормализуются в течение месяца от 15 дней до 4 недель, ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить однократное заболевание длительностью 5-7 дней. Настроение у ребенка сохраняется хорошее, спокойное, иногда задумчив. Спит спокойно, не скоро засыпает и не надолго. Аппетит выборочный, но насыщенный. Поведение таких детей определяется потребностью в сотрудничестве и получение от взрослого сведений об окружающем, легко воспринимают расставание с близкими в первые дни.

Усложненная форма адаптации:

Адаптационный период длится от 25 дней до 2 месяцев. Ребенок не весел, с детьми не контактирует, даже если вовлечен в игру. Засыпает с хныканьем, тревожен во сне. Ест долго, неохотно, отвергает некоторые блюда, капризничает. Отсутствие близких, их внимания, ласок вызывает у детей тревогу, плач, беспокойство, постоянное ожидание родных. Это мешает им воспринимать окружающее и действовать в новой обстановке согласно предложениям и требованиям воспитателя.

Дезадаптация: Длительность адаптации от 2 до 6 мес. Ребенок часто болеет, теряет уже полученные навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение. Действия ребенка становятся хаотичными, беспорядочными. Часто он как-будто сживается в комочек, стремиться уединиться, избежать всего, что его окружает. Иногда переживания сопровождаются повышением температуры, повлением сыпи, частым мочеиспусканием. Ребенок не дружелюбен, агрессивен, наблюдаются частый плач, отсутствие сна, плохой до отвращения аппетит.

Наталья Никитина
Анализ результатов адаптации детей первой младшей группы к условиям детского сада

Прием детей в группу осуществлялся по индивидуальному графику, с постепенным увеличением времени пребывания ребенка в ДОУ- с 2 часов до перехода на полный день.

Различают три степени тяжести прохождения адаптационного периода :

1. Легкая адаптация – поведение нормализуется в течение 10-15 дней, ребенок прибавляет в весе соответственно возрастной норме, адекватно ведет себя в коллективе, не более в течение первого месяца посещения дошкольного учреждения.

2. Адаптация средней тяжести – сдвиги нормализуются в течение месяца,

ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить однократное заболевание длительностью5 – 10 дней без осложнений, есть признаки психического стресса.

3. Тяжелая адаптация – длится от 2 до 6 месяцев; ребенок часто болеет, теряет уже полученные навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма, могут проявиться стойкие нарушения поведения (старается спрятаться, уйти куда – то, сидит в приемной, зовет маму и т. д.)

Объективными показателями окончания периода адаптации у детей является глубокий сон, хороший аппетит, бодрое эмоциональное состояние, восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение, соответствующая возрасту прибавка в весе.

По окончании периода адаптации выявлены следующие результаты :

На 2014-2015 учебный год списочный состав составляет 24 ребенка. Количество вновь поступивших детей – 13 человек адаптации к детскому саду .

В легкой форме к условиям ДОУ адаптировалось 4 ребенка , что составляет 30,8% от общего числа детей . Они почти не болели, адекватно вели себя в коллективе. В общении с взрослыми и сверстниками активны и эмоциональны. Для таких детей характерен высокий уровень навыков самообслуживания.

7 детей со средней степенью адаптации , что составляет 53,8%, дети переболели по 1 – 2 раза; у них наблюдались признаки тревожности : плаксивость, упрямство, капризность, боязливость, не желание общаться и играть как с детьми, так и с взрослыми, отказ от сна или приема пищи. Но по истечению 2 месяцев показатели физического и психического здоровья нормализовались. Общий эмоциональный фон и поведение детей улучшилось .

У двоих детей (15,4%) адаптация прошла тяжело . Это связанно с сильной привязанностью к маме, частыми заболеваниями, особенностями нервной системы, неподготовленностью к режимным моментам детского сада , отсутствием единства требования в воспитании ребенка в семье. По истечению 3 месяцев у детей поведение нормализовалось.

На 2015-2016 учебный год списочный состав составляет 25 детей . Отмечается наличие легкой, средней и тяжелой степени адаптации к детскому саду .

Количество вновь поступивших детей – 15 человек . Из них – 6 детей с легкой степенью адаптации , что составляет 40%. Период адаптации прошел спокойно , без каких-то срывов, без нарушения сна и частых заболеваний.

8 детей (53,3%) со средней степенью адаптации , у детей наблюдалось сильная привязанность к родителям; нарушался сон и аппетит; снижалась речевая и общая активность, возникали простудные заболевания. В первые , дни и недели ребята были несколько пассивны и малоподвижны. Но по истечению определенного времени поведение детей нормализовалось и самочувствие улучшилось

Один ребенок (6,6%) с тяжелой степенью адаптации к детскому саду , у ребенка сильная привязанность к маме, низкий уровень навыков самообслуживания; наблюдались признаки психического стресса : беспокойство и страх, упрямство, плаксивость и капризность. По истечении 3 месяцев показатели физического и психического здоровья нормализовались.

Для того чтобы дети быстрее привыкали к новым условиям и с удовольствием посещали детский сад , к детям осуществлялся индивидуальный подход. Мной было проведено анкетирование с целью того, чтобы ребенок успешнее адаптировался к новым создавшимся условиям . С родителями налажен тесный контакт.

В ходе адаптационного периода с родителями проводились индивидуальные беседы, давались рекомендации. Подготовлена стендовая информация для родителей «Ваш ребенок идет в сад» , «Кризис трех лет» , «Что делать родителям, чтобы пережить кризис трех лет?» . Проведены родительские собрания на тему «Адаптация ребёнка к условиям детского сада »

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в целом процесс адаптации в нашей группе проходит успешно . Дети чувствуют себя раскованно, легко идут на контакты друг с другом, взрослыми, хорошо кушают, спят, легко расстаются с родителями – все это показатели успешной адаптации .

Публикации по теме:

Адаптация детей к условиям детского сада Адаптационный период делится на 3 этапа 1. Подготовительный. Начинается за 1-2 месяца до приема ребенка в детский сад. 2. Основной. Главная.

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада Как замечательно, что Вам доверили малышей раннего дошкольного возраста. До прихода в дошкольное образовательное учреждение малыш находился.

Анализ результатов индивидуальной работы за 2015–2016 учебный год воспитанника 6 группы с ОВЗ Ранее мною были представлены: «Скоординированный перспективный план коррекционно-развивающей работы по воспитательным блокам на 2015-2021.

Конспект занятия для детей раннего возраста в период адаптации к условиям детского сада Конспект занятия для детей раннего возраста в период адаптации к условиям детского сада. Организационный момент (Создание положительного.

Подвижные игры с элементами логоритмики как эффективное средство адаптации детей 2–3 лет к условиям детского сада Автор: Безгодова Любовь Николаевна воспитатель МАДОУ д/с №89, г. Тюмень высшая категория Дошкольный возраст является важнейшим периодом,.

Проект по адаптации детей к условиям детского сада «Ваш малыш пришел в детский сад» Актуальность проекта Сохранение, наряду с физическим, и психологического здоровья дошкольников сегодня рассматривается как одно из требований.

Рекомендации педагогам по заполнению адаптационного листа на ребенка Адаптационный лист заводится для каждого ребенка индивидуально, в нем указываются ФИО ребенка, дата рождения, дата поступления в ДОУ, возраст при поступлении (что важно в случае поступления ребенка в эпикризные сроки 1.3, 1.6, 1.9 и т.д., доказано, что в эти периоды нервная система ребенка наиболее возбудима), также указывается группа здоровья. Лист адаптации заполняется психологом и педагогом в установленные сроки. В процессе наблюдения за детьми педагоги обращают внимание на аппетит, сон, эмоциональное состояние ребенка, активность речевую и игровую, установление ребенком контактов со взрослыми и сверстниками, реакции на ситуативные изменения (например, режимные моменты), также воспитатели регулярно опрашивают родителей на предмет изменений в поведении ребенка дома, уточняют какие именно изменения наблюдаются. Оценка параметров осуществляется в балловой системе, педагоги ежедневно производят оценку по следующей схеме. Адаптационный лист заполняется педагогом до момента полной адаптации ребенка к условиям ДОУ, но не более 2­х месяцев. По прошествии указанного времени педагоги и психолог должны сделать выводы, как прошла адаптация ребенка по различным критериям. При оценке адаптации учитывается частота заболеваемости, возраст ребенка, эмоциональное состояние, контактность. При выявлении нарушений педагогами и психологом даются рекомендации родителям, которые помогут им и дошкольнику максимально быстро приспособиться к новым условиям (например, изменить режим дня ребенка дома в соответствии с режимом детского сада, изменение меню ребенка и т.д.). Считается, что хорошая адаптация ограничивается 15 днями пребывания в детском саду, средняя 15­25 и тяжелая занимает более 25­30 дней. Дети, у которых тяжело протекает адаптация, требуют особого внимания педагога­психолога. В первые дни посещения ребенком дошкольного учреждения родителям можно предложить заполнить анкету. Сведения, отраженные в анкете, необходимы педагогу, персоналу детского сада, психологу. Например, может оказаться, что у ребенка аллергия на определенные продукты. Об этом следует проинформировать повара, медсестру. Анкета полезна и родителям. Редко встречаются взрослые, которые на вопрос о том, «самостоятельно ли одевается ваш ребенок» или «аккуратно ли он ест», с удовольствием отвечают «нет». Подобные вопросы заставляют родителей задуматься, на что нужно обратить внимание в развитии ребенка. Анкета, с одной стороны, является инструментом, который дает родителям возможность увидеть результат воспитания малыша, а с другой – предлагает взрослому конкретные направления в развитии ребенка.